У мышевидных грызунов бытует мнение, что все самцы вредны для их потомства. Однако это не так. Самцы белоногих хомяков оттаскивают выпавших из гнезда птенцов, защищают их доступным материалом и сохраняют тепло не хуже самок.
Инъекции жабьего яда и мука из костей мертвецов. Краткое введение в южноамериканский каннибализм
Не все люди в истории мира относились к чужим телам и их использованию так, как это делаем мы: Например, в сказаниях мацев считалось горькой участью после смерти быть съеденным червями, а не соплеменниками. Мацы верили, что убийца несет в себе кровь убитого, поэтому, возвращаясь с войны, они должны были впрыснуть себе яд жабы. Федор Журавлев рассказывает о том, как и почему индейцы Южной Америки ели своих мертвых врагов.
В своей книге «Раса и история» антрополог Клод Леви-Стросс рассказывает о том, что, как говорят, произошло на Больших Антильских островах. Прибывшие туда испанцы спорили о том, есть ли у индейцев душа. С другой стороны, туземцы бросали белых пленников в воду, чтобы посмотреть, не сгниют ли их тела. Это было сделано для того, чтобы выяснить, есть ли у белого человека тело. Эта притча объясняет разницу между тем, как европейцы и индийцы относятся к жизни. У европейцев есть объективно существующая природа и множество культур, которые они населяют. У индийцев существует единое царство мифа и множество форм, в которых миф выражается. Мифы полны превращений, любое существо может превратиться в любое другое: ребенок может стать термитом, лягушка — женщиной, палка — змеей. А раз так, то ни одна вещь не может быть самой собой, то есть иметь четкую идентичность — то, что европейцы называют «self», «personality», «individual».
Это мифологическое мировоззрение сформировало веру в существование множества душ. Один из них (должен быть) отправлен в небесную обитель после смерти через ритуальный огонь, в который бросают сломанные кости. Этот же огонь защищает земную душу от злых духов леса.
Для индейцев Южной Америки каждый познавательный процесс заключался в принятии другой точки зрения.
Чтобы понять, кто они на самом деле, индейцы представляли себя с точки зрения врага. Воины племени аравете исполняли песни от лица поверженных. Жертва пела о своих убийцах и о тех аравете, которых ей удалось убить.
Эти процессы происходили не только на словах, но и на деле, а именно, при поедании человеческой плоти. Целью каннибализма не является удовлетворение голода или физическое уничтожение. Каннибализм был попыткой самоопределения через специфический акт соединения с другим человеком путем интеграции его телесности в свою собственную. Такие загоны носили скорее символический характер, поскольку жертву съедали не целиком, а лишь небольшими кусочками.
Единый космос мифа «уравнивал» людей и животных — ведь душа была общей для всех. Французские антропологи Пьер Клестр и Люсьен Себаг изучали народ гуаяки, живший в лесах восточного Парагвая. В статье «Каннибализм и смерть среди гуаяка» ученые сообщают: убитый член племени воспринимался гуаяка так же, как добыча на охоте. Части тела жарились на том же гриле, и существовал общий запрет на их употребление в пищу: Из-за риска заболевания их не ели после наступления темноты, не ели лежа и не ели смеясь.
Человеческую плоть также употребляли все члены группы, включая детей и пожилых людей. Из пира исключались только отец, мать, жена и убийца — если он принадлежал к гуаяки. С другой стороны, в отношении детей запреты не действуют. Отчеты Кластера и Себага расходятся: одни ели родителей, другие нет, дело вкуса. Охотники действовали так же. Им не разрешалось есть то, что они добыли сами, а также кормить дичью своих родителей: Мясо предназначалось для женщин, детей и племени.
Каннибализм как средство самоопределения
Важным источником, в котором автор пытается философски осмыслить каннибализм, является книга бразильского антрополога Эдуардо де Кастро «Метафизика каннибалов». В ней он пытается концептуализировать западную антропологию. Де Кастро критикует его за то, что он всегда ставит западного ученого в роль субъекта, а «архаичные» общества, как их обычно называют, в роль объекта. В результате ученые использовали привычную терминологию, созданную для описания западного общества.
Чтобы избежать научного колониализма, де Кастро предлагает не думать об индейцах, а думать с индейцами, проводить исследования с индейской точки зрения и делать объектом западных людей, а также включать концепции мировоззрения других людей в нашу методологию.
Становление индейцем оказывается эффективным средством борьбы с разделением культуры и природы, человеческого и нечеловеческого, субъекта и объекта. Поэтому, когда де Кастро пишет об индейском обществе, он не использует специфическую терминологию, а пытается описать социальный смысл каннибализма так, как его видят члены племени.
Де Кастро рассказывает о важной роли, которую посмертный каннибализм играет в мифологии бразильского племени аравете. Небесные божества мая пожирают души умерших. Но не просто так, ведь после того, как их съедают, души превращаются в бессмертных существ, как и сами маи. Этот мистический мотив является вариацией военного каннибализма народа тупинамба, жившего на бразильском побережье в XVI веке. Тупинамба съедали убитых в бою на месте, но для военнопленных у них была сложная система казней и ритуальных трапез. Военнопленные часто принадлежали к народам с тем же языком и обычаями, поэтому они могли долгое время жить среди захватчиков в ожидании смерти.
С военнопленными обычно обращались хорошо: Они жили не в плену, а под охраной, и в жены им давали женщин из племени захватчиков.
Пленники превращались в свояков, и в старом языке тупи для врага и свояка было одно слово tovajar, что буквально означает «противоположный».
Философ Рене Жирар в своей работе «Насилие и священное» упоминает, что незадолго до смерти для заключенного организовывался ритуальный побег. Несчастного быстро схватили, и впервые вокруг его лодыжек завязали крепкую веревку. Его босс больше не кормит его. Он вынужден воровать еду. Предполагаемую жертву подталкивают к совершению противоправных действий и обрекают на роль козла отпущения.
Кульминацией ритуального цикла было убийство, напоминавшее акт инициации: пленнику давали новое имя, на его коже делали надрезы памяти, и он получал доступ в подземный мир. Его труп съели все жители деревни, кроме палача, который был в трауре.
Ритуал часто был актом инициации для племени, поскольку каннибализм способствовал социализации. Жирар пишет, что среди тупинамба убийство пленников было обязательным условием принятия члена племени во «взрослое» общество. Чтобы стать полноценным членом общества, человек должен был играть или (чаще) символически играть роль «убийцы» или каннибала. Этот метод не был уникальным для индийцев и наблюдался также в других частях мира. Например, среди меланезийского племени баруйя посвящение заканчивалось жертвоприношением врага, печень которого съедали посвящаемые.
Кровь, кости и энергия племени
Каннибализм не всегда был направлен против других племен. Антропологи обнаружили существование эндоканнибализма, направленного против собственной популяции. Она также была самой важной формой человеческого потребления. Особенно широко он был распространен среди племен Бразилии и Перу.
Опасность быть съеденным представителями другого племени существовала у индейцев на символическом уровне. Коренные американцы дали своим северным врагам имя Pimisnahua, «каннибалы», и называли их кровожадными. Кровь была важной метафорой — они верили, что у убийцы в животе кровь его врага, как будто он действительно выпил ее. Воины племени мацев, вернувшиеся с войны, вводили себе яд жабы, чтобы извергнуть кровь своих павших. По этой же причине амауака очень тщательно мылись, а кашинауа избегали мяса и ели много перца чили в качестве слабительного.
Антрополог Филипп Эриксон иллюстрирует отношение племени матсес к крови историей подростка по имени Мена. На прогулке он собрал гильзы некоего Педро, убитого 15 лет назад. Хотя патроны представляли большую ценность, их никогда раньше не собирали, потому что они были покрыты кровью: Убийца испанца настаивал, что пролил слишком много крови, поэтому призрак Педро Тсуси бродил по окрестным лесам.
Через 15 лет кровь высохла, и Мена осмелился взять патроны. Вечером он пожаловался на головную боль, неделю пролежал с температурой, а затем умер. Племя не сомневалось, что Мена причастен к мести цуси Педро.
Кровь несет дух чужого тела, поэтому матсес старались убивать животных бескровно и ни в коем случае не есть тех, чья смерть была слишком кровавой, — иначе можно было столкнуться с тлетворным влиянием дурного духа.
Иногда, однако, индейцы пано брали человеческую кровь — но только у родственников и не для того, чтобы утолить голод, а чтобы облегчить чрезмерную потерю крови из-за травмы или раны.
Может быть интересно
Среди индейцев амахуака, кашинауа и кашибо было принято дробить кости умерших и добавлять их в пищу, чтобы они лучше усваивались. Мертвые символически хранились внутри племени. Другой исход был признан неудачным. Для индейцев это была игра предвкушения. Прежде чем вражеский шаман мог получить в свои руки мертвого члена племени и усилить свою собственную силу за счет энергии другого, он должен был сохранить ее для собственного использования.
Пожилой амауака рассказал антропологам, что развеивать прах в реке — это плохо, потому что мертвых съедят рыбы, которых могло не быть в местном меню. В текстах о древнем Майоруне старик оплакивает перспективу быть похороненным и съеденным червями вместо своих соплеменников. Махес даже не наказывал беглых пленников убийством — его тело бросали стервятникам.
Мертвые, конечно, опасны для индейцев, но еще опаснее передавать их энергию врагам. Не зря многие ели кости, которые для них были символом роста. Среди племени матсес слово wishpo «кость» также обозначало кусок маниоки, важного кулинарного продукта в Амазонии. Таким образом, для некоторых племен каннибализм стал самоцелью, а не средством мести.
Большинство индейских племен были агрессивны в военном отношении и постоянно воевали, что формировало их социальную структуру. Но были и племена типа маче, которые отказались от насилия. С началом войны каннибализм также ушел в прошлое, поскольку употребление трупов лишало врага возможности победить.
Первые слухи о людоедах Нового Света
Во время своего первого плавания в 1492 году Колумб посетил только Кубу, Багамы и Гаити — три Больших Антильских острова. Моряки Колумба провели на берегу всего шесть недель и видели там сравнительно немного. Они не увидели ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней, ни пряностей, ни чудовищ: туземцы казались смиренным и доброжелательным народом и дрались только в случаях наглого грабежа.
Но было бы неосмотрительно говорить это прямо людям, которые поверили Колумбу и снарядили его экспедицию после его возвращения в Испанию, а Колумб в своем «Первом письме об открытии Вест-Индии» сделал, мягко говоря, много предположений о туземцах Карибского бассейна и их сокровищах. Он написал ее на борту корабля «Пинта» в январе и феврале 1493 года, когда вернулся в Испанию. Он был адресован королевской чете Фердинанду II Арагонскому и его супруге Изабелле I Кастильской, главным бенефициарам открытия Америки. Письмо было напечатано в различных вариантах и с различными дополнениями из дневников Колумба в Барселоне, Амстердаме, Париже и Базеле в том же 1493 году и распространено в виде памфлетов по всей Европе.
В нем Колумб, среди прочего, писал, что ему рассказывали о «людях с одним глазом и других с собачьими мордами, которые едят людей, и что когда они ловят человека, то отрезают ему голову, пьют его кровь и разрезают его тело на куски», а также о «других людях, называемых каннибалами», которые также едят людей. Историки считают, что сегодня можно с большой долей уверенности восстановить источник этих слухов.
Сейчас говорят, что связь с внешним миром осуществлял постоянный переводчик экспедиции Антонио Торрес, который говорил на арабском и иврите. Вряд ли ему помогали на Больших Антильских островах, но рассказы туземцев он передал в основном верно. Враждебные племена с других островов, чужаки (на местном языке «каниба»), убивали своих врагов и съедали их.
Первые доказательства каннибализма
С каннибалами столкнулись моряки Колумба во время его второго плавания, когда они достигли Малых Антильских островов в 1494 году. Здесь они встретили ожесточенное сопротивление местных племен, а на острове Гвадалупе нашли вещественные доказательства каннибализма в виде полусъеденных человеческих останков. Здесь же, в хижинах коренных жителей, испанцы обнаружили кости и черепа, которые были отрублены и развешаны вокруг очага в качестве утвари, а руки и ноги, которые еще не успели приготовить, были сняты с очагов.
Следуя этим очевидным доказательствам, королевский историк Педро Мартир де Англерия, известный гуманист того времени, сообщил европейскому научному сообществу в своем трактате «Декады Нового Света» (De Orbe Novo Decades), что в этих широтах существует множество этнических групп, которые сильно отличаются друг от друга по своим обычаям. Среди них есть карибы, или каннибалы, которые питаются человеческой плотью и стреляют отравленными стрелами. Другие народы, напротив, дружелюбны и гостеприимны. Они счастливо живут на холмах и на берегах рек.
Таким образом, с легкой руки де Англериа в науке были запечатлены два образа туземцев: «хорошие», которые живут мирно и почти не сопротивляются, когда их грабят европейцы, и «плохие» карибские каннибалы с их варварскими пирами. Она была опубликована в 1511 году, но не стала научной сенсацией.
Первые научные труды о людоедстве
За несколько лет до этого в Аугсбурге появилось первое издание книги «Новый Свет» Америго Веспуччи, совершившего четыре путешествия к берегам Америки в 1499-1504 годах. Книга была богато иллюстрирована, а на гравюрах были изображены бразильские индейцы, для которых каннибализм был обычным занятием. Бразильские индейцы практиковали каннибализм, что было довольно распространено. Репринты этой книги и других книг о Новом Свете печатались отдельно и продавались публике с большим успехом за хорошие деньги.
Справедливости ради следует отметить, что трактат «Новый Свет и новые земли, открытые Америго Веспуччи, флорентийцем» Веспуччи написал не сам, а другой автор, который, однако, писал на основе писем, которые Веспуччи отправлял в качестве отчетов влиятельным людям в Испании и Португалии после возвращения из своих путешествий. Веспуччи пришел к выводу, что в Бразилии нет «хороших» индейцев, что все они «плохие» и что люди их едят.
Когда он писал последующие тома «Декады…», которые были опубликованы полностью в восьми частях в 1530 году, гуманист де Англериа также немного изменил свой тон в сторону «хороших» индейцев. Нет, конечно, есть и такие, но вот что он написал в «Первой истории науки в Америке»: «Детей, которых они ловят, они кастрируют, как мы делаем это с цыплятами или поросятами, когда хотим, чтобы они были толстыми и нежными; когда они становятся старыми и толстыми, они их едят. Но когда в их руки попадают мужчины средних лет, они убивают и закалывают их; внутренности и ноги едят свежими, а сами ноги солят, как мы делаем с ветчиной».
Таким образом, территория каннибализма, которая при Колумбе ограничивалась Малыми Антильскими островами и побережьем нынешней Колумбии, расширилась и охватила большую часть Южной Америки — от Бразилии до Мексики.
Фольклор и фэнтези править
Маленький мальчик сварил себе котелок, На полу ползал его безногий отец, Папа дал сыну рецепт, Он был не рад, что попал в такую кашу…..
Тема ритуального каннибализма среди христиан (с 1:10).
Гойя, «Сатурн пожирает своих детей». Здесь он предстает в роли Сатурна, описанного выше.
Тема каннибализма широко распространена в народных сказках (и не только). Классический сюжет: герой древнегреческого эпоса по имени Одиссей намеренно искажает правду, надевая овечьи шкуры (овцы при этом тоже съедаются) и выпиливая голодному циклопу Полифему единственный глаз без прикрас. Царь Коринфа Тантал решил проверить всеведение богов и подал им на пиру плоть своего сына Пелопса. Боги блестяще выдержали испытание, сложили кости и плоть Пелопса, как положено, и вернули его к жизни. И Тантал начал испытывать то самое мученичество Тантала, о котором говорится в мифах (действительно, мученичество после смерти описано там. Он жаждет и голоден, но не может достать ни воды, ни фруктов. Это физические муки, а не муки совести из-за сына. Вот и все). А отец Зевса, Кронос, пожрал всех своих детей, которых родила ему его сестра и одновременно жена Рея. Юпитеру, однако, удалось избежать этой участи, и много лет спустя он наказал своего отца, освободив одновременно съеденных братьев и сестер. Прокна и Филомела — царь Фракии Терей изнасиловал сестру своей жены Прокны, Филомелу, и отрезал ей язык. Затем сестры убили царского сына Итиса, приготовили из его туши блюдо и подали царю.
В мгновение ока сын унесся прочь, словно огромный тигр, ухватившийся за нежное запястье оленя, и погрузился в темные глубины. В доме на высоком месте, далеко-далеко, он простер руки и предвидел свою судьбу: «Мама! Мама!» — «Мама!» — закричал он, обхватив шею матери, и Прокна, не отворачивая лица, сжал ребенка за ребра. Ему хватило одной раны, и Филомела перерезала ему горло своим мечом. Птицы, которые были еще живы, в которых была хоть капля души, резали его. Вот одна часть кипит в котлах, другая на вертелах, уже шипящих; и в сгустках крови все остальное. Это стол, за который его жена пригласила Терео!
Британские ученые обнаружили, что подобные сюжеты встречаются практически у всех народов, от африканских племен до ирландских народных сказок. Люди в этих сказках любят есть животных (Красная Шапочка) и других людей (Баба-Яга, хотя в народных поверьях она считается нечеловеком), а также множество других персонажей. С развитием жанра фэнтези список специалистов по человеческой плоти значительно расширился. Они более известны широкой публике:
- Драконы — предпочитают девственниц, хотя чаще приходится питаться консервами.
- Огры — на русский иногда так и переводятся «людоед», что намекает на основной состав рациона. Хотя самый известный представитель вида говорит, что все это стереотипы, и людей они не едят. Они предпочитают крыс на вертеле, супчик из рыбьих глаз, змей и тараканов с чесночком. Ну, примерно как китайцы.
- Зомби — предпочитают свежие мозги. Вымерли от бескормицы.
- Вампиры — пьют кровь, иногда насмерть.
- Оборотни (они же вервольфы) — предпочитают человечинку целиком и в собственном соку.
Наше время править
Сегодня людей едят:
Хищники править
Волки, медведи, тигры и т.д. Формально люди отличаются от оленей только тем, что у них есть одежда и оружие, да и то не у всех. По этой причине волки могут получить часть добычи зимой, когда ее не остается (прочитайте книгу Фарли Моуэтта «Не плачь волк»). На практике даже тем, кто читал Джека Лондона, не стоит слишком пугаться — существует не так много задокументированных случаев нападения волков на людей. Хищники обычно не любят есть людей, потому что они обнаруживают специфический запах, а необычное поведение отличает их от большинства других животных. Конечно, это не означает, что вы должны подходить к голодным волкам, испачканным свежей кровью. А тигры, например, отведав человеческой плоти, могут полюбить ее и намеренно охотиться на людей (сам Сер-Кан любил людей — зачем ему еще нужен Маугли?). Однако он имеет в виду не только тигров, но и всех хищников в целом. Существует мнение, что индийцы сами поощряли поедание человеческой плоти хищными кошками, в некоторых случаях не вытирая пот с трупов и бросая их прямо в воды священного Ганга. Конечно, трупы регулярно смывало вниз по течению к берегу, где их мог съесть любой желающий. История знает о тиграх-людоедах, которые сожрали более пятисот двуногих индейцев, включая профессиональных охотников. Но особенно старые и больные тигры, да и все хищники, впадают в каннибализм, потому что уже не могут охотиться на обычных животных. И вот маленький человечек: голый и гладкий, без зубов и когтей, без быстрых ног. Как вы можете не есть его? Ежики нападают на тигров и леопардов: После голодного нападения на хитрого грызуна и втыкания ряда игл в его лоб хищник становится калекой. Оленя или кабана уже не так легко поймать, и хищник охотнее охотится на хищных животных, двуногих и их скот. Чтобы защитить фермеров от нападения тигров, умные индийцы стали устанавливать в лесу человеческие манекены и заряжать их энергией. Для придания реалистичности они одевают их в подержанную одежду, купленную у местных фермеров. А тигр, вместо того чтобы полакомиться, получает удар током по морде. Также рекомендуется носить маску на затылке, чтобы защититься от тигра. Тигр — подлый убийца, который нападает сзади, поэтому он не будет нападать, если увидит лицо. Как сообщается в программе Discovery, сначала это сработало, но полосатые человечки довольно быстро научились этому трюку, поэтому не рекомендуется его испытывать.
Не будем забывать о леопарде. Для этой кошки поедание людей — настолько давняя традиция, что другие кошки и ватманы, должно быть, отошли на второй план. Так или иначе, антрополог Ричард Лики убедительно продемонстрировал, что два отверстия в затылочных костях черепа австралийской обезьяны были сделаны не ударами острым кремневым инструментом, а зубами леопарда — он просто вставил череп леопарда в череп австралийской обезьяны и расположил на нем отверстия, как тела Lego. Примечательно, что леопард из Рудрапраяга (Индия) накормил более ста человек (145 по официальным данным, но если учесть, что животное бродило 9 лет, то это не так уж много или просчет). Он мог пронести человеческую тушу между зубами через несколько десятков бездомных, и никто из них не проснулся бы. Он мог выпрыгнуть из окна с трупом между зубами, и горшок с геранью остался бы на месте. Он знал, как проверить, не забыли ли хозяева запереть дверь, поцарапав ее. Дьявол был хитер, но охотник Джеймс Корбетт был еще хитрее. Именно поэтому позже он смог написать книгу «Леопард Рудрапраяга», в которой описал, как кошка увидела сон. Корбетт также помог индейцам избавиться от еще более опасного хищника. Тигру Чампавати было наплевать на все маски и амулеты. Этот зверь не прятался и не нападал ночью, а бродил по деревням средь бела дня, убивая любого двуногого, перегнувшегося через забор, что не очень-то помогало, поскольку тигр часто врывался в дома и пожирал людей живьем. Он съел 436 человек в Непале и Индии, что в сочетании с его охотничьими привычками делает его посланником дьявола.
Одной из форм сексуального извращения сегодня является каннибализм. Люди поедают своих сексуальных партнеров или возбуждаются от вида человеческих органов и употребления крови. Пропаганда сексуального образа вампиров привела к тому, что во время полового акта у людей началось кровотечение, часто заканчивающееся смертью. Сексуальный фетишизм часто проявляется в серийных сексуальных преступлениях.
Это преступные действия, при которых человек убивает людей или оскверняет трупы из необходимости (из-за голода) или психического расстройства, чтобы погасить свои бредовые идеи. Этот тип действий часто является серийным, поскольку человек неоднократно требует удовлетворения своих бредовых идей посредством каннибалистических действий.
Будучи студентом Сорбонны, японец Иссей Сагава в 1981 году убил свою сокурсницу и два дня ел части ее тела. Однако ему не удалось незаметно избавиться от тела. Он был арестован, но психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, в результате чего Сагава был депортирован в Японию и помещен в психиатрическую больницу.
Поскольку срок заключения не был установлен, Сагава был освобожден только через 15 месяцев и с тех пор ведет нормальную жизнь и пользуется известностью — его приглашают сниматься в фильмах и даже проводить обзоры ресторанов.
В 2001 году Армин Мавс из Ротенбурга, Германия, разместил в Интернете серию каннибалистических объявлений, в которых искал молодого человека в возрасте от 18 до 30 лет, желающего умереть и быть съеденным. На одно из объявлений ответил Бернд Брандес. Он был убит и частично съеден Мейвесом, который позже был приговорен к пожизненному заключению. Песня «Mein Teil» группы Rammstein основана на этой истории.
В XIX веке на острове Фиджи жил вождь каннибалов Рату Удреу-Дре, который прославился тем, что съел от 872 до 999 человек, за что и был включен в Книгу рекордов Гиннесса. До прихода христианства на Фиджи каннибализм был нормой: вожди использовали специальные вилки, каждая из которых предназначалась для разных частей тела, чтобы есть плоть убитых врагов. Туристы могут даже увидеть надгробие Рату Удреу-Дре, на котором он написал имена своих жертв.
В Казани также был свой каннибал: серийный убийца Алексей Суклейн, известный как «Казанский монстр» или «Аллигатор». В период с 1979 по 1985 год он убил и съел по меньшей мере семь человек, а помогала ему его подруга Мадина Шакирова.
Похожие записи:
- Паническое расстройствоОднажды пережив такую ситуацию, вы очень боитесь, что она повторится.
- Симптоматика и терапия панических атакПаническая атака (ПА) — это кризис, который развивается в течение очень короткого времени.
- Что такое паранойя и шизофренияРазница между паранойей и шизофренией заключается в симптомах. Обе патологии опасны.
- Боли в шее, в чем причина и как избавитьсяСильную боль в шее испытывал, наверное, почти каждый. Не обязательно.
Автор: Левио Меши
Врач с 36-летним опытом работы. Медицинский блогер Левио Мески. Постоянный обзор актуальных тем в психиатрии, психотерапии и наркологии. Хирургия, онкология и терапия. Интервью с ведущими врачами. Отзывы о клиниках и их врачах. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи Левио Меши
Очень неприятная, но ценная информация. Возможно, это должно заставить задуматься о психическом здоровье того, кто не болел. Но, конечно, все гораздо сложнее. Это очень плохо, когда человек болен, и другие страдают, а он или она. Шизофрения — это очень болезненное заболевание. Но как насчет примеров из истории, когда религиозное обоснование делает такое явление «нормальным». Вечный философский вопрос о том, что нормально, а что нет.