Петроглифы: нерасшифрованное послание предков. Петроглифы что это такое.

Беломорские петроглифы насчитывают около 2 000 изображений, разделенных на три десятка небольших тематических групп: Бесовы санки, Залавруга и Эрпин Пудас.

Карельские петроглифы: каменные письмена на Белом море и Онежском озере

Петроглифы Карелии являются самыми древними и считаются самыми загадочными. Помимо воинов и животных, есть и необъяснимые образы, которые можно назвать космическими. По сей день их невозможно «прочитать».

Самые древние попытки изобразить реальный мир, пронизанные восприятием первобытного человека и системой архаических верований, представляют миру истинные шедевры, которые и спустя тысячелетия вызывают восхищение и попытки расшифровать их смысл.

С начала археологических исследований было обнаружено около 20 тысяч петроглифов. Петроглифы (от греч. petros — камень и glyph — резьба) — это древние изображения, вырезанные на стенах и потолках пещер, на скалах или отдельных камнях. Самые древние произведения искусства в мире рассказывают нам о жизни наших предков, радостях победы, повседневной жизни и взгляде на окружающий мир. Время их создания измеряется многими тысячелетиями. Однако самые древние петроглифы находятся в Карелии и датируются 5-6 тысячами лет назад.

  1. Карельские петроглифы: особенности
  2. Онежские петроглифы: как добраться
  3. Особенности онежских петроглифов и где их искать
    • Петроглифы мыса Бесов нос
    • Петроглифы мыса Пери Нос
  4. Беломорские петроглифы: как добраться
  5. Особенности онежских петроглифов и где их искать
    • Петроглифы Бесовы следки
    • Петроглифы Залавруги
    • Петроглифы Ерпин пудас

Карельские петроглифы: особенности

Петроглифы из Карелии впервые были обнаружены в начале XIX века в прибрежной зоне Онежского озера. С тех пор по всей Карелии было обнаружено несколько тысяч петроглифов.

Петроглиф лыжника, фото Rost.galis/CC BY-SA 4.0

В зависимости от места расположения их обычно делят на две основные группы: онежские петроглифы и беломорские петроглифы. Вокруг Онежского озера и на берегах Белого моря соответственно. В некоторых отношениях все петроглифы похожи друг на друга. Большинство из них доступны для туристов. Чтобы получить истинное удовольствие от созерцания древних изображений, необходимо помнить о трех вещах:

  1. Местами петроглифы стали почти неразличимы. Карельские петроглифы наносились при помощи кварца на прибрежные горизонтальные каменные поверхности. Глубина нанесения в разных местах колеблется от 1 до 4 миллиметров. К тому же с той поры, когда были живы их создатели, прошло много тысячелетий, за которые природа постаралась максимально сгладить присутствие человека.
  2. Лучше всего карельские петроглифы видны в период с поздней весны до устойчивого снежного покрова, в солнечную погоду, на рассвете или закате, когда лучи солнца освещают плоские камни под определённым углом. Если день выдался облачным, тогда осматривать петроглифы лучше после дождя, когда основная поверхность камня уже подсохла, а в неровностях выбитых изображений ещё остается скопившаяся влага. Тогда они приобретают более тёмный оттенок. Конечно, всегда можно взять с собой бутылочку воды, чтобы их специально намочить.
  3. Обязательно прихватите фотоаппарат, потому что карельские петроглифы в результате природных явлений и деятельности человека постепенно исчезают и возможно, некоторые вскоре останутся лишь на фотографиях.

Онежские петроглифы: как добраться

Если вы хотите посетить Онежские петроглифы, будьте готовы к тому, что они труднодоступны. Здесь нет специальных туристических троп. Петроглифы расположены в середине восточного берега Онежского озера. В этом месте в озеро вдается большой мыс, из которого выступают около десяти меньших мысов.

Онежские петроглифы, фото Taksla/CC BY-SA 4.0.

Попасть туда можно двумя способами: по воде или по деревянным тропинкам, которые трудно назвать дорогами. Ближайший город, Пудож, находится в 35 километрах от побережья. Из Вологды в Медвежьегорск нужно ехать по трассе A119.

Чтобы добраться до петроглифов по воде, не доезжая до Пудожа, нужно повернуть налево на перекрестке перед рекой Водла и ехать до поселка Шальский. Деревня находится в устье реки; здесь можно остановиться на ночь, арендовать лодку и найти проводника среди местных жителей. Это самый простой способ.

Или вы можете доехать туда сами на хорошем внедорожнике. Вам следует свернуть немного раньше в сторону деревни Каршево (координаты: 61°40’51.3″N 36°18’21.1″E) и затем проехать около 18 км по лесной дороге, учитывая погодные условия и имея при себе лебедку и домкрат.

Что это такое?

Петроглифы — это искусственная деформация скалы, объясняет Леванова. Древние граверы использовали скалу как холст, поэтому петроглифы всегда являются частью пейзажа. Их можно найти везде, где ступала нога человека эпохи палеолита. Они широко распространены в Австралии, Африке, Южной Америке и Европе. В России невидимый пояс наскальных рисунков простирается от Карелии до Чукотки через южный Урал. Большинство наскальных рисунков являются настоящими шедеврами.

Изготовление петроглифов было непростым делом для древних. Они могли быть вырезаны каменными или металлическими инструментами и, скорее всего, раскрашены. Исследователи обнаружили следы охры, но, конечно, краска не сохранилась.

Петроглифы на реке Пегтымель в Цукотке.

Игорь Георгиевский Петроглифы на реке Пегтымель Чукотка

«Чаще всего поверхность скалы намеренно подготавливалась к росписи, — говорит Леванова, — часть скалы удалялась. Техника рисования очень сложна и, прежде всего, требует много времени. В Томской Писанице, например, есть фигура оленя, на которой очень хорошо видно, что каменщики называют шлифовкой. На поверхности породы создается углубление по ранее созданному контуру; фигура, так сказать, вдавливается в тело породы. В результате получается объем изображения. С помощью этой техники можно добиться различных результатов: Например, камень может быть темнее сверху и светлее внутри. Это была очень тонкая работа. Здесь находится знаменитая картина с изображением совы — символа Томского заповедника. Даже его крылья покрыты пятнами.

Почему невозможно установить возраст?

Одной из самых больших загадок петроглифов является определение их возраста. В течение двухсотлетней истории археологии были разработаны различные методы датировки находок. Наиболее точным является радиоуглеродное датирование. Однако это работает только в том случае, если находка когда-то была живым существом. Конечно, этого нельзя сказать о петроглифах, поэтому они датируются каменным веком. Однако между верхним палеолитом (40 тыс. лет назад) и неолитом (5-4 тыс. лет до н.э.) существует большой временной разрыв. Поэтому исследователи могут сказать, что петроглифы, найденные на территории России, не старше 15 000 лет. Более точные даты могут быть определены только относительно.

Археологи из Новосибирска недавно обнаружили в горах Алтая изображения мамонтов эпохи верхнего палеолита. Это означает, что люди, которые видели этих мамонтов, жили здесь. Итак, мы находимся в конце плейстоцена, примерно 14-10 тысяч лет назад. В это время мамонты исчезли.

«Вообще, найти изображение мамонта — это не столько фетиш для исследователей наскального искусства, сколько идея ремонта», — смеется Елена.

Археологов можно понять. В Верхней Монголии, например, есть шерстистый носорог, высеченный в камне. Мы точно знаем, что он исчез между 18 500 и 14 000 лет назад. Для археолога было большой удачей сузить дату до 4 000 лет.

Сикачи Алан, Хабаровский край.

Игорь Георгиевский Сикачи-Алян, Хабаровский край

Забавно, что традиция увековечивать что-то в камне сохранилась почти до наших дней. Во многих регионах России наскальное искусство не прекращало развиваться в средние века, а в современное время и до наших дней. В Алтае есть памятники, изображающие недавние фигуры хакасских лучников на фоне резных скифских оленей, увенчанные трактором начала XX в. Рисунки отставных солдат дополняют экспозицию.

«Традиция продолжается, — говорит Леванова, — отчасти она превращается в вандализм. Но иногда поэзия высекается в камне. И это все еще продолжение традиции».

Кто автор?

Это еще одна загадка петроглифов. Всю информацию о древних людях можно получить, изучая культурный слой павильонов, который может рассказать о многом: что они ели, что носили, как жили. Проблема в том, что очень трудно соотнести эту информацию с петроглифами. Горные породы и археология практически не пересекаются. Кроме того, Рок не очень разговорчив. Ученые признают это прямо: Мы не знаем, кто оставил эти рисунки.

«Вот, например, самый известный памятник в Хабаровском крае — петроглифы у нанайского села Сикачи-Алян, — рассказывает Елена, — где на огромных валунах изображено множество животных и так называемых масок. Нанайцы считают, что это их искусство, но доказать это невозможно. Также невозможно точно их датировать.

Сикачи Алан, Хабаровский край.

Игорь Георгиевский Сикачи-Алян, Хабаровский край

Что такое петроглифы?

Петроглифы (от греч. petros — камень и glyph — резьба) — это древние резные изображения на стенах и потолках пещер, на скалах или на отдельных камнях. Термин «петроглиф» теперь обычно используется для всех изображений, вырезанных в камне, которые можно датировать от ранних цивилизаций до Средневековья. Наскальные рисунки — это уникальный археологический памятник, который позволяет современным ученым узнать о жизни первобытных племен.

Наиболее распространенные петроглифы включают изображения животных, жилищ и сцен охоты. Петроглифы часто используются в качестве своеобразного дневника. Несколько картин посвящены теме смерти.

Как наносились петроглифы?

Для рисунков использовались различные виды красителей: минеральные (гематит, глина, марганец и оксид железа), животные и растительные (древесный уголь). При необходимости красители смешивали со связующими веществами, такими как древесная смола, животный жир или кровь. Цветовая палитра была довольно разнообразной, но самым популярным был красный цвет.

Раскрашивание производилось непосредственно пальцами, но также использовались полые трубки, тростник, примитивные кисти и другие инструменты. Иногда очертания фигур на стенах соскабливались или вырезались для получения более четких контуров.

Каково было их предназначение?

В научном мире нет однозначного мнения о назначении петроглифов. Вот лишь несколько версий:

  • петроглифы были частью некоего магического ритуала, который, по представлениям первобытных людей, должен был принести удачу на охоте;
  • петроглифы помогали шаманам входить в состояние транса, общаться с духами предков и просить у них защиты;
  • петроглифы должны были предостеречь будущие поколения об опасности, которая может исходить от тех или иных животных, племён и т.д.;
  • петроглифы являлись оберегом от злых сил;
  • петроглифы были всего лишь рисунками и не несли в себе никакой особой смысловой нагрузки.

Люди рисовали не только то, что видели, но и свои фантазии. Поэтому сторонники этой теории считают, что изучать повседневную жизнь доисторического человека по наскальным рисункам не совсем правильно.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий