Пермский звериный стиль — что означают символы. Пермский звериный стиль это.

Уникальные производственные технологии Гознака и самое современное оборудование также позволяют производить высококачественные оттиски.

Загадки и мифы Пермского звериного стиля*

В целом, пермский звериный стиль — это культовое литье, изображающее объемные и плоские бронзовые образы животных, духов и богов. В Пермском крае звериный стиль пережил свой расцвет в 7-11 веках нашей эры.

Современные майя, создатели пермских икон, создали свои собственные культы с пантеоном божеств, духов и ритуалов, о которых почти ничего не известно. Однако уральские и сибирские народы, родственные создателям пермского звериного стиля, сохранили ритуальную культуру обряда до наших дней. Основываясь на традиционной культуре хади, манси и селькупов, можно попытаться разгадать загадку бронзовых фигур.

Трудно сказать, откуда взялся зверинец. Как ни странно это звучит, но на его происхождение повлияли скифы, сарматы, угры и другие народы, жившие в далеких землях. Дело в том, что Урал был периферией скифо-сарматского мира. А поскольку многие народы были кочевниками, их следы можно найти в самых неожиданных местах. Например, уральские народы вели обширную торговлю с Волжской Булгарией, Древней Русью, Византией, Скандинавией и Сибирью.

Что означают эти изображения?

Племя, домашние духи, местные духи и общий пантеон божеств были воплощены в бронзе. Духи и изображения сопровождали людей повсюду: дома, на охоте, в лесу, в святилищах и на пути в загробный мир. Их металлические воплощения прикреплялись к одежде, украшали предметы быта, вплетались в косы и пояса женщин и девушек, находились в священных местах и участвовали в церемониях и ритуалах.

Каждая икона, животное и дух имели свою силу и особенности. Функции этих вещей были схожи, все они были предназначены для того, чтобы помогать или не вредить людям.

Загадки и мифы Пермского звериного стиля., изображение №2

Медведь спустился с небес, остался на земле, а затем отправился в подземный мир мертвых. Поэтому медведь может быть изображен выше человека как сын божества или ниже ящерицы в мире мертвых.

Изображения медведя встречаются на остриях кинжалов, браслетах, набожных ложках, пряжках, поясных накладках и т.д. Есть много дощечек с изображением медведя как персонажа мифологических историй.

Бляха с головами медведей Место находки: Пермский край, Верхнее Прикамье Материал: Бронза Датировка: VI — VIII вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Бляха с изображением шести голов медведя в жертвенной позе. Три головы внизу расположены горизонтально, а три в середине - вертикально. Возможно, такой порядок соответствовал размещению медвежьих голов на святилищах. Из коллекции Теплоуховых. (Верхнее Прикамье Пермской обл.). Бронза, литье. ПКМ-10302/68 Размер: 65х39 мм Пермский звериный стиль

Бляшки с изображением медведя служили мощными амулетами, защищавшими владельца. Можно сказать, что юриспруденция древней цивилизации была построена на лапе медведя. Считалось, что медведь накажет клятвопреступника и найдет виновного.

Место находки: Пермский край, Лысьвенский район Материал: Бронза Датировка: IV — VI вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. Классический образец трактовки головы медведя. Из коллекции Теплоуховых. Найден в береговых осыпях реки Кын. (Лысьвенский р-н Пермской обл.). Бронза. Литье. ПКМ-11 301/1 Размер: 83х65 мм Пермский звериный стиль

Медвежьи пряжки обычно использовались в качестве амулетов для охотника. В этом случае образ медведя мог иметь защитную функцию: «Дух, защищающий от ударов злых сил» — одно из прилагательных для медведя северного Хади. Другое прилагательное «дух, дающий изобилие животных» указывает на использование изображения медведя, которое имеет магическое назначение и, как считается, приносит удачу охотнику.

Место находки: Пермский край, Лысьвенский район, р. Кын Материал: Бронза Датировка: IV — VI вв. Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. На оборотной стороне по углам-петли для пришивания к одежде. Из коллекции Теплоуховых. Найдена на реке Кын Лысьвенского района Пермской области. Бронза, литье. ПКМ-Ю302/31 Размер: 80х58 мм Пермский звериный стиль

Считалось, что медведь, как владыка и хозяин леса, владеет качествами всех животных леса, знает их повадки и в целом определяет успех охоты. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — знак трансформации, знак трансформации как в других животных, так и в людях.

Заключение

Тысячи звериных табличек, обнаруженных в Пермском крае, составляют обширный архив средневековой финно-угорской культуры. Коллекции зверинцев — одна из самых интересных страниц истории континента. Эта огромная бронзовая галерея была создана в те времена, когда сказки ушли в прошлое, а боги приходили к человеку в облике животных. Тайны и мифы животного мира до сих пор ждут исследователей и их новых открытий.

Мы надеемся, что вам понравился наш экскурс в историю. Пишите нам, задавайте вопросы. Мы будем рады поговорить с вами об этом.

Истоки

Водоплавающие птицы, саблезубые тигры, фантастические животные. Символы солнца (схематические символы солнца) и многогранные пластины также выполнены в стиле пермского животного. Обо всем этом мы поговорим позже.

В предыдущей статье я писала, что мы посетили Музей местных традиций в Перми. Там можно увидеть пермский зверинец. Расцвет этого искусства пришелся на вторую половину первого тысячелетия нашей эры.

Каменный век считается началом первых попыток человека отразить окружающий его мир. В ранних работах встречаются изображения различных животных.

Древние люди верили в связь между людьми и животными и превращали их в тотемы. Наиболее распространенными изображениями животных в пермских звериных мотивах являются олень, лошадь и медведь.

Принадлежность к определенному племени выражалась с помощью амулетов и символов местной фауны. Определенное влияние оказало искусство народов Западной Азии, Сибири и Алтая, скифов и сарматов.

Пермский стиль ближе к урало-сибирской разновидности. Он отличается лишь широкой дисперсией многогранных композиций.

Он состоит из изображений человека и животных, стоящих на ящерице. В композициях воплощены представления древних финно-угорских племен о Вселенной.

По своей концепции они напоминали универсальное дерево, состоящее из трех вертикальных уровней. На самом нижнем уровне находятся норки и водные животные.

В середине — наземные животные и люди. В верхней части изображались солнечные животные и птицы. Самым популярным зооантропоморфным образом (метафора человеческого образа, атрибуты на животном) был человеческий ребенок.

Объекты были сделаны разными способами. Царапанная, гравированная модель; двустороннее или одностороннее литье, объемное или плоское литье. Отдельные части также были приварены к поверхности необработанного куска.

Читайте также.

Пермский звериный стиль

Многие предметы пермского звериного стиля носили культовый характер. Все остальные были защищены от злых духов. Их использовали в качестве украшений.

Браслеты, застежки для поясов — принцесс — перфорированные бусины, стеклянные бусины, камешки, стекло для украшения костюма. Большинство предметов пермского звериного стиля находятся в археологических коллекциях пермских музеев.

Они представляют настоящий интерес для гостей Пермского края и жителей Перми. Они характерны для корпоративного стиля учреждений и предприятий. Источник вдохновения для творческих людей. Поле для научных публикаций, исследований.

Пермский звериный стиль

Солярные знаки

Солярные символы включают в себя спирали, круги, кресты и колеса еще с бронзового века. Эти символы особенно характерны для бронзовых украшений и подвесок-амулетов.

Подвески в форме колеса использовались в костюмах кама с 7 по 9 век нашей эры. На внешних краях круга были полукруглые выступы.

В центре находился круглый выступ. В большинстве случаев символы солнца напоминали круг с крестом на нем.

Пермский звериный стиль

Медведи

Самый популярный мотив пермского звериного стиля — могучий медведь. В основании находились полукруглые прямоугольные панели. Над ними находилось изображение медведя в жертвенной позе.

Между его передними лапами покоилась голова с рельефными ушами и выразительными глазами. В 19 веке племена Ультра Ралли провели фестиваль в рамках своего традиционного образа жизни.

Там проходил ритуал поклонения медведю. Шкура медведя была помещена на специальную платформу с лапами и головой в точно таком же положении, как на пластинах.

Изображения медведя были на прзницах — прорезных фигурках для костюма. Свидетельством культа медведя является сохранившийся эпос Кудым-Ош из Коми-Пермии.

Его мать была женщиной, а отец — медведем. Кудым-Ош справедлив и благосклонен. Он научил людей добывать огонь, строить хижины и плавить металл.

Во втором тысячелетии образ медведя исчез из культовых предметов. И все чаще они появлялись на обычных украшениях — пряжках ремней, кулонах, металлических ложках.

Пермский звериный стиль

Человеколось на ящере

Композиция представляет собой классический пермский сюжет в зверином стиле, в котором главная роль отводится культурному герою, носящему прическу из головы оленя, сидящего на ящерице. Фигура изображена в динамичной позе: голова и ноги показаны в профиль, а верхняя часть туловища развернута в позе полного тела. На его лице выделены глаза и рот, а на руках — пять пальцев. Человек-лошадь полулежит на ящерице с открытым ртом, верхняя часть тела вытянута, ноги короткие, а хвост. По бокам изображения имеется закрученная рамка.

VII-VIII вв. Находка происходит из верхнего Прикамья, коллекция М.Н. Зеликмана. Хранится в Музее краеведческих традиций г. Перми.

Семья

В центре композиции находятся три антропоморфные фигуры, две из которых взрослые, а третья — ребенок. Черты лица четко прорисованы: Глаза, нос и улыбка. Руки и ноги фигурок изображены схематично. Еще один элемент композиции — ящерица, на которой стоят все представители семейства: Ящерица изображена схематично, можно угадать вытянутое рыло, тело и ноги этого хтонического существа. Верхнюю часть композиции венчает купол с двумя оленьими головами. VIII- IX вв.

Место находки: Чердынский район. Хранится в Музее местных традиций г. Чердынь.

Близнецы

В центре композиции — два одинаковых культурных героя, с руками посередине, с подчеркнутыми чертами лица — глазами, носом и ртом. Они стоят на ящере, у которого вытянутое рыло и короткие ноги; над головами близнецов — купол с двумя оленьими головами. Как известно, мифы о близнецах распространены среди многих народов мира. Один из близнецов — положительный герой, который создает все полезное и важное, а другой — наоборот, он разрушитель. Таким образом, порядок и хаос проявляются в бинарной природе близнецов. В то же время они являются частью традиционной животной модели пермской вселенной — небосвод состоит из оленьих голов, а подземный мир олицетворяется формой ящера. VIII — IX век.

Место находки — село Редикор в Чердынском районе. Он хранится в краеведческом музее города Чердынь.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий