Уникальные производственные технологии Гознака и самое современное оборудование также позволяют производить высококачественные оттиски.
Загадки и мифы Пермского звериного стиля*
В целом, пермский звериный стиль — это культовое литье, изображающее объемные и плоские бронзовые образы животных, духов и богов. В Пермском крае звериный стиль пережил свой расцвет в 7-11 веках нашей эры.
Современные майя, создатели пермских икон, создали свои собственные культы с пантеоном божеств, духов и ритуалов, о которых почти ничего не известно. Однако уральские и сибирские народы, родственные создателям пермского звериного стиля, сохранили ритуальную культуру обряда до наших дней. Основываясь на традиционной культуре хади, манси и селькупов, можно попытаться разгадать загадку бронзовых фигур.
Трудно сказать, откуда взялся зверинец. Как ни странно это звучит, но на его происхождение повлияли скифы, сарматы, угры и другие народы, жившие в далеких землях. Дело в том, что Урал был периферией скифо-сарматского мира. А поскольку многие народы были кочевниками, их следы можно найти в самых неожиданных местах. Например, уральские народы вели обширную торговлю с Волжской Булгарией, Древней Русью, Византией, Скандинавией и Сибирью.
Что означают эти изображения?
Племя, домашние духи, местные духи и общий пантеон божеств были воплощены в бронзе. Духи и изображения сопровождали людей повсюду: дома, на охоте, в лесу, в святилищах и на пути в загробный мир. Их металлические воплощения прикреплялись к одежде, украшали предметы быта, вплетались в косы и пояса женщин и девушек, находились в священных местах и участвовали в церемониях и ритуалах.
Каждая икона, животное и дух имели свою силу и особенности. Функции этих вещей были схожи, все они были предназначены для того, чтобы помогать или не вредить людям.
Медведь спустился с небес, остался на земле, а затем отправился в подземный мир мертвых. Поэтому медведь может быть изображен выше человека как сын божества или ниже ящерицы в мире мертвых.
Изображения медведя встречаются на остриях кинжалов, браслетах, набожных ложках, пряжках, поясных накладках и т.д. Есть много дощечек с изображением медведя как персонажа мифологических историй.
Бляшки с изображением медведя служили мощными амулетами, защищавшими владельца. Можно сказать, что юриспруденция древней цивилизации была построена на лапе медведя. Считалось, что медведь накажет клятвопреступника и найдет виновного.
Медвежьи пряжки обычно использовались в качестве амулетов для охотника. В этом случае образ медведя мог иметь защитную функцию: «Дух, защищающий от ударов злых сил» — одно из прилагательных для медведя северного Хади. Другое прилагательное «дух, дающий изобилие животных» указывает на использование изображения медведя, которое имеет магическое назначение и, как считается, приносит удачу охотнику.
Считалось, что медведь, как владыка и хозяин леса, владеет качествами всех животных леса, знает их повадки и в целом определяет успех охоты. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — знак трансформации, знак трансформации как в других животных, так и в людях.
Заключение
Тысячи звериных табличек, обнаруженных в Пермском крае, составляют обширный архив средневековой финно-угорской культуры. Коллекции зверинцев — одна из самых интересных страниц истории континента. Эта огромная бронзовая галерея была создана в те времена, когда сказки ушли в прошлое, а боги приходили к человеку в облике животных. Тайны и мифы животного мира до сих пор ждут исследователей и их новых открытий.
Мы надеемся, что вам понравился наш экскурс в историю. Пишите нам, задавайте вопросы. Мы будем рады поговорить с вами об этом.
Истоки
Водоплавающие птицы, саблезубые тигры, фантастические животные. Символы солнца (схематические символы солнца) и многогранные пластины также выполнены в стиле пермского животного. Обо всем этом мы поговорим позже.
В предыдущей статье я писала, что мы посетили Музей местных традиций в Перми. Там можно увидеть пермский зверинец. Расцвет этого искусства пришелся на вторую половину первого тысячелетия нашей эры.
Каменный век считается началом первых попыток человека отразить окружающий его мир. В ранних работах встречаются изображения различных животных.
Древние люди верили в связь между людьми и животными и превращали их в тотемы. Наиболее распространенными изображениями животных в пермских звериных мотивах являются олень, лошадь и медведь.
Принадлежность к определенному племени выражалась с помощью амулетов и символов местной фауны. Определенное влияние оказало искусство народов Западной Азии, Сибири и Алтая, скифов и сарматов.
Пермский стиль ближе к урало-сибирской разновидности. Он отличается лишь широкой дисперсией многогранных композиций.
Он состоит из изображений человека и животных, стоящих на ящерице. В композициях воплощены представления древних финно-угорских племен о Вселенной.
По своей концепции они напоминали универсальное дерево, состоящее из трех вертикальных уровней. На самом нижнем уровне находятся норки и водные животные.
В середине — наземные животные и люди. В верхней части изображались солнечные животные и птицы. Самым популярным зооантропоморфным образом (метафора человеческого образа, атрибуты на животном) был человеческий ребенок.
Объекты были сделаны разными способами. Царапанная, гравированная модель; двустороннее или одностороннее литье, объемное или плоское литье. Отдельные части также были приварены к поверхности необработанного куска.
Читайте также.
Многие предметы пермского звериного стиля носили культовый характер. Все остальные были защищены от злых духов. Их использовали в качестве украшений.
Браслеты, застежки для поясов — принцесс — перфорированные бусины, стеклянные бусины, камешки, стекло для украшения костюма. Большинство предметов пермского звериного стиля находятся в археологических коллекциях пермских музеев.
Они представляют настоящий интерес для гостей Пермского края и жителей Перми. Они характерны для корпоративного стиля учреждений и предприятий. Источник вдохновения для творческих людей. Поле для научных публикаций, исследований.
Солярные знаки
Солярные символы включают в себя спирали, круги, кресты и колеса еще с бронзового века. Эти символы особенно характерны для бронзовых украшений и подвесок-амулетов.
Подвески в форме колеса использовались в костюмах кама с 7 по 9 век нашей эры. На внешних краях круга были полукруглые выступы.
В центре находился круглый выступ. В большинстве случаев символы солнца напоминали круг с крестом на нем.
Медведи
Самый популярный мотив пермского звериного стиля — могучий медведь. В основании находились полукруглые прямоугольные панели. Над ними находилось изображение медведя в жертвенной позе.
Между его передними лапами покоилась голова с рельефными ушами и выразительными глазами. В 19 веке племена Ультра Ралли провели фестиваль в рамках своего традиционного образа жизни.
Там проходил ритуал поклонения медведю. Шкура медведя была помещена на специальную платформу с лапами и головой в точно таком же положении, как на пластинах.
Изображения медведя были на прзницах — прорезных фигурках для костюма. Свидетельством культа медведя является сохранившийся эпос Кудым-Ош из Коми-Пермии.
Его мать была женщиной, а отец — медведем. Кудым-Ош справедлив и благосклонен. Он научил людей добывать огонь, строить хижины и плавить металл.
Во втором тысячелетии образ медведя исчез из культовых предметов. И все чаще они появлялись на обычных украшениях — пряжках ремней, кулонах, металлических ложках.
Человеколось на ящере
Композиция представляет собой классический пермский сюжет в зверином стиле, в котором главная роль отводится культурному герою, носящему прическу из головы оленя, сидящего на ящерице. Фигура изображена в динамичной позе: голова и ноги показаны в профиль, а верхняя часть туловища развернута в позе полного тела. На его лице выделены глаза и рот, а на руках — пять пальцев. Человек-лошадь полулежит на ящерице с открытым ртом, верхняя часть тела вытянута, ноги короткие, а хвост. По бокам изображения имеется закрученная рамка.
VII-VIII вв. Находка происходит из верхнего Прикамья, коллекция М.Н. Зеликмана. Хранится в Музее краеведческих традиций г. Перми.
Семья
В центре композиции находятся три антропоморфные фигуры, две из которых взрослые, а третья — ребенок. Черты лица четко прорисованы: Глаза, нос и улыбка. Руки и ноги фигурок изображены схематично. Еще один элемент композиции — ящерица, на которой стоят все представители семейства: Ящерица изображена схематично, можно угадать вытянутое рыло, тело и ноги этого хтонического существа. Верхнюю часть композиции венчает купол с двумя оленьими головами. VIII- IX вв.
Место находки: Чердынский район. Хранится в Музее местных традиций г. Чердынь.
Близнецы
В центре композиции — два одинаковых культурных героя, с руками посередине, с подчеркнутыми чертами лица — глазами, носом и ртом. Они стоят на ящере, у которого вытянутое рыло и короткие ноги; над головами близнецов — купол с двумя оленьими головами. Как известно, мифы о близнецах распространены среди многих народов мира. Один из близнецов — положительный герой, который создает все полезное и важное, а другой — наоборот, он разрушитель. Таким образом, порядок и хаос проявляются в бинарной природе близнецов. В то же время они являются частью традиционной животной модели пермской вселенной — небосвод состоит из оленьих голов, а подземный мир олицетворяется формой ящера. VIII — IX век.
Место находки — село Редикор в Чердынском районе. Он хранится в краеведческом музее города Чердынь.