Абамшевская культура, например, является археологической культурой бронзового века второй половины II тысячелетия до н.э. на территории европейской части России от Калужской области до южной части Башкортостана. Цивилизация получила свое название от деревни Абашево (Чувашия), где ее курганы были впервые обнаружены в 1925 году.
Пастушеская культура, зародившаяся в начале третьего тысячелетия до нашей эры в степях от Эмбы до Днепра. Культуры бронзового века. Археологическая культура раннего бронзового века. Социальная структура племен в катакомбах историко-культурного сообщества.
Археологическая культура железного века. Салтовское кладбище в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Два варианта салтово-маяцкой культуры. Захоронения в катакомбах без почвы. Население салтово-маяцкой культуры.
Ледниковый период в Восточной Европе и первые следы человека. Палеолитическая и неолитическая цивилизация. Трипольская культура. Металлическая культура. Железная культура. Этнографическая принадлежность доисторических культур Восточной Европы.
Соматологические, культурные, языковые и территориальные различия между славянами. Болгарская культура VII-XV веков. Культура сербского и хорватского княжеств. Полабские славяне и поморские славяне. Социально-экономическое развитие и распространение христианства.
Племена Казахстана. Бронзовый век. Изобретение технологии производства меди, медных сплавов и олова. Андроновская культура. Возникает первое общественное разделение труда. Внешний вид социальных классов. Бегазы-Дандыбаевская культура. Кочевое животноводство.
Особенности существования государства в золотоордынское время, общественно-политические отношения. Период правления Тоглук-Тимура. Политическая и экономическая власть в Ногайской Орде, ее состав. Материальная и духовная культура во времена ханства Абулхаира.
Трипольская культура как одно из явлений, ее открытие и изучение, проблема происхождения и периодичности. Жизнь и быт трипольцев, их духовная культура и верования. Они были предками словаков. История исчезновения трипольской культуры.
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
Археологическая культура — Archaeological culture
Археологическая культура — это повторяющиеся серии предметов из определенного времени и места, которые могут представлять материальную культуру остатков прошлого общества конкретного человека. Отношения между объектами основаны на понимании и интерпретации археологов и не обязательно связаны с реальными группами людей в прошлом. Концепция археологической культуры является основополагающей для культурно-исторической археологии.
Содержание
Различные культурные группы имеют предметы материальной культуры, которые отличаются как функционально, так и эстетически из-за различных культурных и социальных практик. Разумеется, эта концепция применима в широком смысле. Например, оборудование для приготовления чая сильно различается по всему миру. Социальные отношения к материальной культуре часто связаны с понятиями идентичности и статуса.
Сторонники археологии культурной истории используют эту концепцию, чтобы утверждать, что предметы материальной культуры могут быть использованы для отслеживания древних групп людей, которые либо самоидентифицировались обществ или этнических групп. Классическое определение этого термина принадлежит Гордону Чайлду:
Определенные виды реликвий — сосуды, инструменты, украшения, погребальные обряды и формы домов — мы находим вместе снова и снова. Мы будем называть этот набор взаимосвязанных характеристик «культурной группой» или просто «культурой». Мы предполагаем, что такая группа является материальным выражением того, что мы сегодня назвали бы «народом».
Концепция археологической культуры имеет решающее значение для увязки типологического анализа археологических данных с механизмами, которые пытаются объяснить, почему они меняются с течением времени. Объяснения, которым отдают предпочтение историки культуры, — это распространение форм от одной группы к другой или миграция народов как таковая. Упрощенный пример этого процесса: если один тип керамики имел ручки, очень похожие на ручки соседнего типа, но также имел украшения, напоминающие украшения другого соседнего типа, идея этих двух предметов могла распространяться от соседа к соседу. С другой стороны, если определенный тип керамики внезапно заменил множество типов керамики в регионе, это может быть интерпретировано как миграция новой группы с этим новым стилем.
Археологические культуры обычно приравниваются к различным «народам» (этническим группам или племенам), что в некоторых случаях приводит к различной националистической археологии.
Большинство археологических культур названы либо по типу артефактов, либо по типу объекта, определяющего культуру. Например, культуры могут быть названы в честь типов керамики, например, культура линейной керамики или культура воронки. Чаще всего они называются в честь места, где впервые была выявлена культура, например, культура Халльштат или культура Кловис.
Поскольку термин «культура» имеет множество различных значений, ученые также придумали более специфический термин «палеоцивилизация» как особое название доисторических культур. 1 Критики утверждают, что у культурных таксономистов нет четкого консенсуса относительно эпистемологических целей культурных таксономий. 2 3 4 5
Развитие
Использование термина «культура» в археологии восходит к немецкой этнографии XIX века, которая различала культуру племенных групп и крестьян от культуры городского населения. В отличие от более широкого использования этого слова, введенного в английский язык Эдвардом Бернеттом Тайлором, Kultur использовался немецкими этнологами для описания особого образа жизни определенного народа, в этом смысле являясь эквивалентом французского Kultur. Работы по истории культуры были написаны различными немецкими учеными, в частности Густавом Клеммом, начиная с 1780 года, что отражает растущий интерес к этнической проблематике в Европе 19 6 века.
Впервые слово «культура» в археологическом контексте было использовано в книге Кристиана Томсена «Ledetraad til Nordisk Oldkyndighed» («Норвежский: путеводитель по скандинавской древности») в 1836 году. Во второй половине XIX века археологи в Скандинавии и Центральной Европе все чаще использовали немецкий термин Kulturbegriff для описания различных групп, которые они находили в археологических находках конкретных мест и регионов, часто одновременно как синоним слова «культура». 6 Это развитие продолжалось до 20-го века и работ немецкого доисторика и ярого националиста Густава Косинна, когда идея археологических культур стала центральной для этой дисциплины. Косинна рассматривал археологические записи как мозаику четко определенных культур (или культурных групп), которые были прочно связаны с расой. Он был особенно заинтересован в реконструкции перемещений тех, кого он считал прямыми доисторическими предками германцев, славян, кельтов и других основных индоевропейских этнических групп, чтобы проследить арийскую расу до ее родины или Урхимата. 7
Сильно расистский характер работы Косинны означал, что она не имела непосредственного влияния за пределами Германии ни в то время, ни после Второй мировой войны (нацистская партия с энтузиазмом восприняла его теории). Однако более общий подход к археологии, основанный им, — «история культуры» — заменил социальный эволюционизм в качестве доминирующей парадигмы на протяжении большей части 20 в. Основная концепция археологической культуры Козинны, очищенная от расовых аспектов, была принята Вером Гордоном Чайлдом и Францем Боасом, самыми выдающимися археологами Великобритании и Америки соответственно. Чайлд, в частности, сформулировал определение археологической культуры, которое широко используется и сегодня: 8
Определенные виды реликвий — сосуды, инструменты, украшения, погребальные обряды и формы домов — мы находим вместе снова и снова. Мы будем называть этот набор взаимосвязанных характеристик «культурной группой» или просто «культурой». Мы предполагаем, что такая группа является материальным выражением того, что мы сегодня назвали бы «народом».
Хотя он скептически относился к определению конкретных этнических групп в археологической летописи и полагался на диффузионизм, а не на миграцию для объяснения культурных изменений, Чайлд и более поздние археологи по истории культуры, такие как Косинна, по-прежнему приравнивали отдельные археологические культуры к отдельным «народам». 8 Более поздние археологи ставили под сомнение прямую связь между материальной культурой и человеческими обществами. Определение археологических культур и их связи с людьми прошлого становилось все более неясным; в некоторых случаях то, что считалось монолитной культурой, при дальнейшем исследовании оказывалось отдельными обществами. Например, культура Уиндмилл Хилл сегодня служит общим названием для нескольких различных групп, живших в южной Британии в эпоху неолита. Напротив, некоторые археологи утверждают, что некоторые якобы отдельные культуры являются выражением более широкой культуры, но имеют локальные различия, основанные на факторах окружающей среды, как, например, у Клактонского человека; и наоборот, археологи могут различать материальные культуры, которые на самом деле принадлежат к Арабы имеют очень разные материальные культуры, хотя в остальном они очень похожи. В прошлом такие современные находки часто интерпретировались как вторжение других групп.
Археологическая культура — это основная единица материальной древности — явления материального мира древности, дошедшие до нас в археологических останках. Все археологи имеют представление о том, что это такое. В то же время не существует общепринятого определения этого термина. Некоторые понимают археологическую культуру как совокупность вещей и сооружений, которые прочно связаны (постоянно находятся вместе, в одних и тех же комплексах) и отделены от других. Другие понимают археологическую культуру как группу сходных археологических памятников, которые отличаются от других подобных групп. Существуют и другие определения. За этим обычно стоит идея, что данная археологическая единица материальных остатков отражает ячейку древней материальной культуры, конкретную культуру, возможно, конкретное общество, народ. Всегда ли это так, остается под вопросом.
Культура обычно называется по первому месту, где были обнаружены ее памятники (ближайшее современное поселение, регион или река). Например, трипольская культура, баденская культура, волосовская культура. Традиционно сохранились и древние названия, которые часто давались в соответствии с характерной особенностью данной культуры. Например, на основании формы или декора керамики (культура шнуровой посуды, воронкообразные стаканы, шарообразные амфоры), предметов (культура боевых топоров), структуры захоронения (ямная культура, катакомбная культура) или местонахождения культуры (днепро-донецкая культура). Такие обозначения иногда сбивают с толку неспециалиста (украшения из шнура не являются уникальными для этой культуры, и их керамика может быть не украшена ими).
Все археологические культуры имеют определенные территориальные границы (расположение на карте) и временные границы. Часто они не совсем четкие, размытые (из-за древней торговли, контактов, сдвигов временных границ), но это не значит, что их не существует. Особенно за рубежом преобладает мнение, что археологических культур не существует, что этот термин — лишь инструмент археологов для облегчения изучения материала. Большинство российских археологов признают реальность археологических культур.
Цивилизации делятся на хронологические (этапы, фазы) и территориальные варианты. Часто, после длительного изучения, эти варианты затем становятся классом самостоятельных культур (культура керамики с пятнами и раковинами разделилась на волосовскую, карельскую, каргопольскую и другие; культура катакомб — на донецкую, манычскую, среднедонскую, ингульскую и другие). Не существует точного количественного критерия для классификации независимой культуры, хотя попытки найти такой критерий предпринимались.
Материальная культура
Термин «материальная культура» относится, с одной стороны, к значению всех физических объектов окружающей среды для людей определенной культуры и, с другой стороны, к комплексу артефактов (технокомплексу), характерному для определенной социокультурной группы и составляющему существенную часть ее культурной идентичности. Люди обычно обращаются с материальными предметами так, как это принято в их культуре, а исследователи материальной культуры изучают взаимосвязь между найденными предметами и их значением для носителей определенной культуры. В этом смысле материальная культура сравнима с языком, т.е. вербальной культурой; и то, и другое — культурные феномены. Археологи пытаются реконструировать общую культуру древних сообществ, делая выводы о менее постоянных культурных чертах на основе изучения остатков материальной культуры.
В западной археологической литературе со второй половины 20 века произошли заметные изменения в интерпретации термина «археологическая культура», из которых возникло несколько новых терминов. Многие ранние археологические культуры были интерпретированы по-новому:
- как археологические традиции (технологии), например, технология Леваллуа, традиция колоколовидных кубков, традиция шахтовых могил, хоупвеллская традиция. Археологическая традиция — надкультурное явление, когда некоторая чётко выраженная технология в определённый исторический (доисторический) период охватывает несколько культур региона. Как современный аналог археологической традиции можно упомянуть, например, распространение готической архитектуры в Западной Европе в 8-18 веках;
- как локальные археологические периоды, например, гасульский период, когда материальные признаки могут быть связаны с культурно-историческим этапом одной или нескольких связанных друг с другом культур, продолжающих существование и после окончания данного этапа.
Культурный материал
Термин «культурный материал» не следует путать с термином «материальная культура». Оно относится исключительно к объектам, созданным в результате человеческой деятельности, обычно (но не всегда) намеренно произведенным людьми. Археологи обычно используют термин «культурный материал» в связи со своими находками. В дополнение к этому термину также используется термин «искусственный материал».
Культурный материал включает:
- артефакты — объекты, созданные или измененные людьми,
- искусственные особенности рельефа — курганы, рвы, ямы,
- биофакты и экофакты — одомашненные растения, кости домашних животных или объектов охоты, древесина, использованная в постройках и т. п.,
- перемещенные людьми объекты — минералы, раковины и др., оказавшиеся далеко от места своего происхождения.
Байкальская Сибирь
Байкальская Сибирь — это геотопическая организация южной части Северо-Азиатского субконтинента, занимающая обширную широтную область от берегов Енисея до бассейна реки Витим и от Северной Монголии до Тунгусского плато и Большой излучины реки Лена, фланкирующая Витимско-Патомское плато на северо-западе.
Сегодня в Прибайкальском районе известно более 150 палеолитических стоянок, более 60 стоянок среднеплейстоценовых кварцитовых скоплений, открытых, погребенных, в относительной стратиграфии с очень сильной и средней степенью пескоструйной обработки вскрытых поверхностей. Более 70 объектов составляют совокупность собраний позднего палеолита и мезолита.
Археологическая культура — Archaeological culture
Археологическая культура — это повторяющиеся серии предметов из определенного времени и места, которые могут представлять материальную культуру остатков прошлого общества конкретного человека. Отношения между объектами основаны на понимании и интерпретации археологов и не обязательно связаны с реальными группами людей в прошлом. Концепция археологической культуры является основополагающей для культурно-исторической археологии.
Содержание
Различные культурные группы имеют предметы материальной культуры, которые отличаются как функционально, так и эстетически из-за различных культурных и социальных практик. Разумеется, эта концепция применима в широком смысле. Например, оборудование для приготовления чая сильно различается по всему миру. Социальные отношения к материальной культуре часто связаны с понятиями идентичности и статуса.
Сторонники археологии культурной истории используют эту концепцию, чтобы утверждать, что предметы материальной культуры могут быть использованы для отслеживания древних групп людей, которые либо самоидентифицировались обществ или этнических групп. Классическое определение этого термина принадлежит Гордону Чайлду:
Определенные виды реликвий — сосуды, инструменты, украшения, погребальные обряды и формы домов — мы находим вместе снова и снова. Мы будем называть этот набор взаимосвязанных характеристик «культурной группой» или просто «культурой». Мы предполагаем, что такая группа является материальным выражением того, что мы сегодня назвали бы «народом».
Концепция археологической культуры имеет решающее значение для увязки типологического анализа археологических данных с механизмами, которые пытаются объяснить, почему они меняются с течением времени. Объяснения, которым отдают предпочтение историки культуры, — это распространение форм от одной группы к другой или миграция народов как таковая. Упрощенный пример этого процесса: если один тип керамики имел ручки, очень похожие на ручки соседнего типа, но также имел украшения, напоминающие украшения другого соседнего типа, идея этих двух предметов могла распространяться от соседа к соседу. С другой стороны, если определенный тип керамики внезапно заменил множество типов керамики в регионе, это может быть интерпретировано как миграция новой группы с этим новым стилем.
Археологические культуры обычно приравниваются к различным «народам» (этническим группам или племенам), что в некоторых случаях приводит к различной националистической археологии.
Большинство археологических культур названы либо по типу артефактов, либо по типу объекта, определяющего культуру. Например, культуры могут быть названы в честь типов керамики, например, культура линейной керамики или культура воронки. Чаще всего они называются в честь места, где впервые была выявлена культура, например, культура Халльштат или культура Кловис.
Поскольку термин «культура» имеет множество различных значений, ученые также придумали более специфический термин «палеоцивилизация» как особое название доисторических культур. 1 Критики утверждают, что у культурных таксономистов нет четкого консенсуса относительно эпистемологических целей культурных таксономий. 2 3 4 5
Развитие
Использование термина «культура» в археологии восходит к немецкой этнографии XIX века, которая различала культуру племенных групп и крестьян от культуры городского населения. В отличие от более широкого использования этого слова, введенного в английский язык Эдвардом Бернеттом Тайлором, Kultur использовался немецкими этнологами для описания особого образа жизни определенного народа, в этом смысле являясь эквивалентом французского Kultur. Работы по истории культуры были написаны различными немецкими учеными, в частности Густавом Клеммом, начиная с 1780 года, что отражает растущий интерес к этнической проблематике в Европе 19 6 века.
Впервые слово «культура» в археологическом контексте было использовано в книге Кристиана Томсена «Ledetraad til Nordisk Oldkyndighed» («Норвежский: путеводитель по скандинавской древности») в 1836 году. Во второй половине XIX века археологи в Скандинавии и Центральной Европе все чаще использовали немецкий термин Kulturbegriff для описания различных групп, которые они находили в археологических находках конкретных мест и регионов, часто одновременно как синоним слова «культура». 6 Это развитие продолжалось до 20-го века и работ немецкого доисторика и ярого националиста Густава Косинна, когда идея археологических культур стала центральной для этой дисциплины. Косинна рассматривал археологические записи как мозаику четко определенных культур (или культурных групп), которые были прочно связаны с расой. Он был особенно заинтересован в реконструкции перемещений тех, кого он считал прямыми доисторическими предками германцев, славян, кельтов и других основных индоевропейских этнических групп, чтобы проследить арийскую расу до ее родины или Урхимата. 7
Сильно расистский характер работы Косинны означал, что она не имела непосредственного влияния за пределами Германии ни в то время, ни после Второй мировой войны (нацистская партия с энтузиазмом восприняла его теории). Однако более общий подход к археологии, основанный им, — «история культуры» — заменил социальный эволюционизм в качестве доминирующей парадигмы на протяжении большей части 20 в. Основная концепция археологической культуры Козинны, очищенная от расовых аспектов, была принята Вером Гордоном Чайлдом и Францем Боасом, самыми выдающимися археологами Великобритании и Америки соответственно. Чайлд, в частности, сформулировал определение археологической культуры, которое широко используется и сегодня: 8
Определенные виды реликвий — сосуды, инструменты, украшения, погребальные обряды и формы домов — мы находим вместе снова и снова. Мы будем называть этот набор взаимосвязанных характеристик «культурной группой» или просто «культурой». Мы предполагаем, что такая группа является материальным выражением того, что мы сегодня назвали бы «народом».
Хотя он скептически относился к определению конкретных этнических групп в археологической летописи и полагался на диффузионизм, а не на миграцию для объяснения культурных изменений, Чайлд и более поздние археологи по истории культуры, такие как Косинна, по-прежнему приравнивали отдельные археологические культуры к отдельным «народам». 8 Более поздние археологи ставили под сомнение прямую связь между материальной культурой и человеческими обществами. Определение археологических культур и их связи с людьми прошлого становилось все более неясным; в некоторых случаях то, что считалось монолитной культурой, при дальнейшем исследовании оказывалось отдельными обществами. Например, культура Уиндмилл Хилл сегодня служит общим названием для нескольких различных групп, живших в южной Британии в эпоху неолита. Напротив, некоторые археологи утверждают, что некоторые якобы отдельные культуры являются выражением более широкой культуры, но имеют локальные различия, основанные на факторах окружающей среды, как, например, у Клактонского человека; и наоборот, археологи могут различать материальные культуры, которые на самом деле принадлежат к Арабы имеют очень разные материальные культуры, хотя в остальном они очень похожи. В прошлом такие современные находки часто интерпретировались как вторжение других групп.