Но даже после поражения на родине сопротивление некоторых эмигрировавших за границу продолжалось, хотя и ослабленное. Многие туркестанцы, включая тех, кто участвовал в движении басмачей, бежали в Афганистан, а затем в Саудовскую Аравию, которая тогда еще была Хейджазом. А на местном уровне восстания продолжались до начала 1940-х годов.
Басмачество
Басмачи (от турецкого Basmak: набег, нападение, налет) — военно-политическое партизанское движение местного населения в Центральной Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в Российской империи. Первые значительные зачатки этого движения возникли после поражения большевиков в Кокандской автономии в Туркестане и после этнического размежевания на территории нынешних Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана с целью борьбы с советской властью и свержения большевиков.
Крупные организованные вооруженные отряды представителей этого движения в советских СМИ называли башмацкими. Участники этих вооруженных формирований называли себя моджахедами, т.е. участниками джихада — священной войны мусульман против неверных, т.е. немусульман.
В советский период термины «басмачи» и «басмачество» были запятнаны крайним осуждением. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно менялось.
Согласно официальной версии, движение басмачей как организованная сила в Средней Азии было распущено в 1931-1932 годах, хотя отдельные схватки и столкновения продолжались до 1942 года.3 4 Согласно Е.А. Юрин, движение басмачей первоначально было изгнано из Средней Азии. По данным Е. А. Журиной, большинство басмачей были узбеками5 .
Идеологической основой движения басмачей как политического движения был панисламизм и пантюркизм. Движение басмачей было поддержано исламскими организациями, такими как Шура-и-Ислам и Шура-и-Улема. Целью движения было отделение Туркестана от Советской России и создание исламского государства Туркестан.
Борьба против советской власти под лозунгами священной войны получила для басмачей поддержку части верующих, национальной интеллигенции, исламских деятелей и лидеров, а также панисламских кругов в Турции (Энвер-паша лично участвовал в движении) и других мусульманских странах.
Общая характеристика
Отряды басмачей действовали в основном в Ферганской долине и прилегающих долинах Алая и Аршина, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах, Красноводском районе и Наринской области. Их формирования насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
Тактика басмачей заключалась в налетах на густонаселенные районы в отдаленных горных и пустынных районах, в ходе которых убивали большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников советской власти. Повстанцы прибегли к партизанской тактике: они избегали столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитая внезапно нападать на небольшие подразделения, укрепления или населенные пункты, удерживаемые большевиками, а затем быстро отступать.
Политика большевистских властей в отношении мусульманского населения была одной из главных причин восстания. Наибольшее недовольство среди верующих вызвали меры, нарушающие традиционный уклад жизни. Более того, несмотря на свой декларируемый интернационализм, большевики на некоторое время запретили мусульманам занимать государственные должности в Туркестане.
Если в 1918 году главный центр движения сопротивления находился в Фергане, то в 1919-1920 годах оно охватило почти всю Центральную Азию. В начале 1921 года Красной Армии удалось разгромить основные басмаческие группировки в Фергане. К осени 1926 года движение басмачей потерпело значительное поражение во всей Центральной Азии. После принудительной коллективизации в конце 1920-х — начале 1930-х годов движение получило новый импульс, но не смогло добиться прогресса и просуществовало недолго.
В некоторые годы общая численность басмачей достигала нескольких десятков тысяч бойцов. В то же время по всему бывшему Туркестану действовали десятки повстанческих отрядов. Величайшими лидерами басмачей были Мадамин-бек, Ибрагим-бек, Джунаид-хан, Иргаш, Джаныбек-казы, Курчермат и Муэтдин-бек.
Покушение на веру
Историки предполагают, что религиозная политика большевиков была одной из причин создания басмачей. Атеизм, который они пропагандировали, и, следовательно, четкое отделение церкви от государства, никак не соответствовали давним традициям ислама. Подавление религиозных ученых было прямой атакой на веру, за которую истинные мусульмане должны были бороться до конца. Отмена шариата и введение гражданских судов настраивали советские власти против населения Центральной Азии, которое видело единственный способ дать отпор — присоединиться к башмакам.
Когда большевики поняли, что их действия подпитывают мятеж, они временно заменили гнев на милость, разрешили людям молиться и даже согласовали правовые нормы Советской республики с местными адатами и шариатом. Поскольку они доверяли властям, некоторые басмачи перешли на сторону Красной Армии, что привело к расколу в националистическом движении. Кстати, после полной победы советской власти в Туркестане все церковные привилегии были отменены.
Поддержка белых и казаков
Басмачи, сражавшиеся против Красной Армии, привлекали симпатии белогвардейцев, которые поддерживали их в борьбе против своих идеологических врагов. Адмирал Александр Колчак, наслышанный о военных успехах Мадамин-бека, предложил ему вступить в Белую армию, но тот отказался присоединиться к какому-либо из лагерей, поскольку стремился к национальной независимости.
Мадамин-бек, однако, был готов подписать соглашения о союзе с бывшими имперскими офицерами, которые хотели сражаться вместе с моджахедами. Генерал Антон Деникин поддержал повстанцев в Закаспийской области, направив туда отряд генерала Литвинова для сдерживания большевиков. Казаки, жившие в Туркестане во время правления Александра III, и украинцы, введенные столыпинскими реформами, внесли свой вклад в движение башмаков. Оренбургский казачий атаман Александр Дутов, войсковой старшина Борис Аненков и уральский казачий атаман Владимир Толстов поддерживали тесные отношения с лидерами моджахедов. Особого внимания заслуживает Константин Монстров, который в 1918 году был назначен большевиками командовать сформированной в Фергане крестьянской армией, состоявшей в основном из коренных украинцев (русских). Однако формирования, сформированные для борьбы с басмачами, недолго оставались под командованием Красной армии, которая начала преследовать религию, без разбора сажать в тюрьмы всех бывших царских слуг и конфисковывать землю и частную собственность богатых крестьян в районах, освобожденных от националистов. После подписания договора с Мадамин-Беком Монстроф со своей армией присоединился к Башмацкому, чтобы противостоять советской политике.
Тактика боя
Образ лихого наездника-басмача, нарисованный советскими кинематографистами, далек от реальности. На самом деле, только туркменские повстанцы были отличными наездниками, в то время как узбекские противники советского режима не так уверенно держались в седле, поскольку среднеазиаты не были призваны в действующую армию во время Первой мировой войны, где их могли бы обучить основам конного боя.
Они предпочитали сражаться против бойцов Красной Армии в качестве конной пехоты, используя лошадей, чтобы добраться до поля боя, и снимаясь непосредственно перед сражением. Эта тактика позволила меньшему числу басмачей оказать столь длительное сопротивление. Басмачи, скрывавшиеся в труднодоступных пустынных и горных районах, хорошо знали местность и старались не принимать участия в навязанной им борьбе. Когда повстанцы увидели командование Красной Армии, они скрытно провели его в район, ограниченный горными хребтами, и там открыли огонь с флангов из засады. Обезоруживая врага врасплох, басмачи следовали принципам партизанской войны, целью которой было не только запугать противника, но и захватить его оружие, припасы, активистов и военных комиссаров.
Уклад жизни туркестанцев
Основной причиной появления басмачей стала попытка большевиков нарушить традиционный уклад жизни. Но, как известно, образ жизни — это основа идентичности нации. Возьмем, к примеру, традиционные костюмы жителей Туркестана. Давайте поговорим об этом с нашим экспертом Ахмадом Макаровым.
— Ахмад, у тебя в руках ничего нет.
Ахмад Макаров, начальник отдела культуры Высшего духовного управления Российской Федерации: «Нет, сегодня как-то без них. Они говорят, что приготовили что-то для меня, что оставили что-то для меня».
— Теперь у нас есть специальная кафедра, где нас каждый раз ждет сюрприз, связанный с нашей программой. Давайте посмотрим, что у нас есть сегодня.
— Знаете, это очень подходит к нашей теме. Смотри, это тюрбан. Это настоящий тюрбан, также известный как имама сала, что является его другим названием в Центральной Азии. Это вполне традиционный вариант, очень удобный в теплом климате.
— Это замечательно. Я нахожу его очень удобным, особенно когда скачешь галопом по степи.
— Когда вы едете по степи и светит солнце, это очень приятно и удобно. Но здесь есть и кое-что другое. И это бильбак.
— Зачем нам нужен бильбак?
— Бильбак — это шарф для талии. Видите ли, традиционная одежда, у вас, кстати, чапан, без карманов. Это теплый, стеганый, сшитый чапан. Давай, завязывай.
— Продолжайте. Значит, вы так выразились, да?
— Ну, да. В нем мы носили деньги и всякую мелочь. В него можно вставить кинжал.
— Насколько я знаю, все эти попытки большевиков что-то сделать с костюмом в меньшей степени касались мужчин и в большей — женщин, и это привело к недовольству?
— Видите ли, дело не столько в освобождении восточных женщин, в желании освободиться от традиционного образа жизни.
— То, что мы видели в фильме «Белое солнце пустыни», например, да.
— Гюльчатай, открой свое лицо. Видите ли, женщины пытались снять головной платок, который они носят веками и чувствуют себя очень комфортно, и это до сих пор работает. Сейчас никто не заставляет мусульманок, например, в России, носить платок. Они делают это сами, это их желание. Оказалось, что они пытались это сделать, что, конечно, привело к массовому недовольству. Не просто одна, а массовая обида.
— Значит, басмачи на самом деле поддерживали простых людей в этих местах?
— Позвольте мне сказать об этом так. Басмачи были обычными людьми, и басмачей поддерживали обычные люди. Обычный фермер, или как вы называете фермера, который обрабатывает поле в течение дня, или пасет овец, или делает кумган или вырезает что-то, был обычным человеком, я не знаю. Вот и все. Но ночью или днем он занимается башмаком.
— Откуда вообще взялось слово «басма»?
— Атаковать, нападать. Басмак — это обычное турецкое слово, очень распространенное.
— И вот позже выяснилось, что среди басмачей было несколько человек. Есть даже анекдот.
— Это очень хорошая шутка, вы знаете, о чем она? Речь идет о том, как советские власти использовали другой метод, помимо насильственных, — интеграцию басмачей, традиционной элиты племен, верхушки этого пресловутого баасистского общества, и таким образом интегрировали их в советскую структуру власти. И вот такой анекдот: «В Центральной Азии, конечно, принимают в партию, в Коммунистическую партию. Он уехал на заседание областного комитета партии или уехал и вернулся. Ну, — говорит он, — вас приняли? И стол уже накрыт. Вы поступили? Нет. Почему? Он сказал, что вы были с басмачами? Я сказал, что был. Почему вы не могли сказать, что это были не вы? Откуда мне было знать, была ли это вся банда на собрании, с Корбаши во главе? «
Коллективизация
Еще одной претензией башматчиков к большевикам была, конечно же, коллективизация и конфискация продовольствия. В феврале 18 года Туркестанский совет народных комиссаров издал декрет о полной конфискации хлопка в любом виде и национализации хлопководства. В те годы все без исключения жители этого региона были зависимы от него. Таким образом, жители Туркестана воспринимали советскую власть не только как попытку колонизации их земли, но и как посягательство на их верования и традиции. Свободолюбивые жители Ферганской долины и других регионов не могли этого допустить.
Басмачи воспользовались тем, что красные не знали местных географических и климатических условий. Их основным методом борьбы была партизанская война. Они обосновались в отдаленных горных районах и внезапно напали на большевиков. И довольно часто это происходило в густонаселенных районах в то время, когда этого не ожидали.
В отличие от того, к чему мы привыкли на Востоке, в состав басмачей входили не только местные жители. Некоторые из царских и белых офицеров продолжали воевать в горах Туркестана вместе с теми, кто восстал против царской мобилизации и конфискации земель за год до революции.
Известный башкирский активист Ахмат Заки Валиди, позже известный туркестанский ученый и представитель феодальной аристократии Ибрагим-бек Локай. Все они вступили в ряды басмачей. Имена лидеров басмаческого движения хорошо известны: Ибрагим-бек, Муэддин-бек, Модамин-бек и Джунаид-хан. Этим людям удалось создать сильную идеологию, основанную на исламе, из которой черпали вдохновение даже белые русские офицеры. Именно это, а не мелкие набеги, не позволяло Советам так долго завершить свое триумфальное шествие по Центральной Азии.
Орджоникидзе о басмачах
В фильмах басмачей обычно изображают бандитами, но это не имеет ничего общего с реальностью. Так, Серго Орджоникидзе, находившийся в гуще событий, писал Иосифу Сталину в 1922 году: «Я не верю, что басмачи — это банда разбойников, которых грабит и преследует население. Необходимо радикально пересмотреть нашу политику в Туркестане, решительно отвергнуть любой коммунистический эксперимент, завоевать мусульманскую интеллигенцию и отказаться от игры левых коммунистов».
Интересно, что его поддержал Очилбек Газим, глава мусульманских сил в Средней Азии, который даже встал на сторону Советов. Далее следует его обращение к коммунистам: «Вы нарушили наши принципы и нарушили свободу. Они, большевистское правительство, не прекратят преследовать нас и не прекратят преследовать наш народ. Они намеренно говорят русским и евреям, что башмаки — это вредный элемент, что их надо уничтожить, иначе они отрубят вам головы. Мы отбираем у людей еду и другие вещи силой и оружием, потому что у нас нет другого выхода. Вы прекрасно знаете, что люди ничего не дают нам добровольно. И все же вы притесняете людей, которые помогают басмачам.
Первый этап восстания в Ферганской долине
Притязания Иргас-бея на руководство русской армией лоялистов были признаны духовенством Ферганской долины, и вскоре он располагал значительными боевыми силами. Широкая кампания по национализации в Ташкенте привела к экономическому краху, и Ферганская долина столкнулась с голодом без импорта зерна. Все эти факторы побуждали людей вступать в ряды басмачей. Ташкентский Совет не смог сдержать восстание, и к концу 1918 года децентрализованные боевые группы общей численностью около 20 000 человек контролировали Фергану и внутренние районы Ташкента. Иргас-бей столкнулся с соперничающими командирами, такими как Мадамин-бей, которого поддерживали более умеренные мусульманские фракции, но который принял официальное руководство движением в Совете в марте 1919 года.9
Поскольку Ташкентский совет оказался в уязвимом военном положении, большевики оставили русских поселенцев организовывать собственную оборону и сформировали Ферганскую крестьянскую армию. Это часто сопровождалось жестоким возмездием за нападения башмаков со стороны советских войск и русских крестьян. 28 Жесткая политика военного коммунизма Однако это привело к тому, что крестьянская армия отвергла Ташкентский совет. В мае 1919 года Мадамин-бей заключил союз с поселенцами, что привело к заключению пакта о ненападении и формированию коалиционной армии. Новые союзники строили планы создания совместного российско-мусульманского государства с общей властью и культурными правами для обеих групп. 31 32 Однако разногласия по поводу исламской ориентации басмачей привели к распаду союза, и как мадхаминцы, так и поселенцы потерпели поражение от мусульман. Красная бригада волгатаров. 33 Жители Ферганской долины были истощены суровой зимой 1919-20 годов, и в марте Мадамин-бей перешел на сторону Советского Союза. 34 Тем временем, более либеральная Новая экономическая политика избавила регион от голода, а земельная реформа и амнистия умиротворили население Ферганы. В результате движение басмачей потеряло контроль над большинством населенных пунктов и в целом пришло в упадок.
Умиротворение Ферганы продолжалось недолго. Летом 1920 года Советы чувствовали себя достаточно уверенно, чтобы захватить продовольствие и мобилизовать мусульманских призывников. Результатом стало возрождение повстанческого движения и распространение новых басмаческих группировок, подпитываемых религиозными лозунгами. 35 Возобновление конфликта привело к распространению движения басмачей по всему Туркестану.
Басмачи в Хиве и Бухаре
В январе 1920 г. Красная Армия захватила Хиву и сформировала временное правительство из хивинской молодежи. Джунаид-хан бежал со своими последователями в пустыню, а в Хорезмской области возникло движение басмачей. 36 До конца года Советы свергли правительство Младо-Чивина, и мусульманские националисты бежали к Джунаиду, значительно укрепив его силы. 37
В августе того же года бухарский эмир был окончательно свергнут, когда Красная Армия захватила Бухару. Из своего изгнания в Афганистане эмир возглавил движение Башмаки Бухары, которое было поддержано разгневанным населением и духовенством. Боевики действовали от имени эмира и находились под командованием Ибрагим-бея, племенного вождя. 38 И в Хиве, и в Бухаре басмаческие войска долгое время добивались успеха. Восстание также распространилось на Казахстан, а также на территорию Таджикистана и Туркменистана. 39
Энвер-паша и высота движения басмачей
В ноябре 1921 года Энвер-паша прибыл в Бухару, чтобы поддержать советские военные усилия. Вместо этого он дезертировал и стал главным лидером басмачей, объединив и оживив движение. 38 Энвер-паша намеревался создать пантюркскую конфедерацию, которая охватывала бы всю Центральную Азию, а также Анатолию и китайские территории. 38 Его призыв к джихаду получил широкую поддержку, и ему удалось превратить повстанцев-басмачей в армию численностью 16 000 человек. К началу 1922 года большая часть Бухарской Народной Советской Республики, включая Самарканд и Душанбе, находилась под контролем басмачей. Тем временем мусульманская ветвь дунган — масанчи — сформировала дунганский кавалерийский полк, чтобы вместе с советскими войсками сражаться против басмачей. 40
Басмачи в Хиве и Бухаре
В январе 1920 года Красная Армия захватила Хиву и сформировала временное правительство из хивинской молодежи. Джунаид Хан и его последователи бежали в пустыню, а в провинции Хорезм зародилось движение басмачей. До конца года Советы свергли правительство Младо-Чивина, и мусульманские националисты бежали к Джунаиду, значительно укрепив его силы.
В августе того же года бухарский эмир был окончательно свергнут, когда Красная Армия захватила Бухару. В изгнании в Афганистане эмир возглавил движение «Бухара Башмати», которое поддержало разгневанное население и духовенство. Боевики действовали от имени эмира и находились под командованием Ибрагим-бея, племенного вождя. Басмаческие войска долгое время успешно действовали и в Хиве, и в Бухаре. Восстание также начало распространяться на Казахстан и на территорию Таджикистана и Туркменистана.
Энвер-паша и разгар движения басмачей
В ноябре 1921 года генерал Энвер-паша прибыл в Бухару для поддержки советских военных действий. Вместо этого он дезертировал и стал главным лидером басмачей, объединив и оживив движение. Энвер-паша намеревался создать пантюркскую конфедерацию, которая охватила бы всю Центральную Азию, а также Анатолию и территории Китая. Его призыв к джихаду получил широкую поддержку, и ему удалось превратить повстанцев-басмачей в армию численностью 16 000 человек. К началу 1922 года большая часть Бухарской Народной Советской Республики, включая Самарканд и Душанбе, находилась под контролем басмачей. Тем временем, мусульманский магаз Масанчи поднял полк дунганской конницы, чтобы вместе с советскими войсками сражаться против басмачей.
Поражение движения
Теперь, опасаясь полной потери Туркестана, Советы вновь стали применять двойную стратегию для подавления восстания: политическое примирение и культурные уступки в сочетании с подавляющей военной мощью. Благодаря религиозным уступкам были восстановлены законы шариата, а также медресе и вакф страны. Москва попыталась перенести борьбу на местный уровень, создав добровольческое ополчение из крестьян-мусульман под названием «Красные палочки», и, по оценкам, 15-25% советских войск в регионе были мусульманами. Советы полагались в основном на тысячи солдат регулярной Красной Армии, ветеранов гражданской войны, которых теперь поддерживали военно-воздушные силы. Стратегия уступок с помощью авиаударов оказалась успешной, и когда в мае 1922 года Энвер-паша отверг предложение о мире и выдвинул ультиматум с требованием вывести все войска Красной Армии из Туркестана в течение двух недель, Москва была хорошо подготовлена к конфронтации. В июне 1922 года советские части под командованием генерала (ru ) разгромили войска Башмацкого в битве при Кафруне. Красная Армия начала вытеснять повстанцев на восток и отвоевала важные территории. Сам Энвер был убит в последней неудачной кавалерийской атаке 4 августа 1922 года у Балчвана (на территории современного Таджикистана). Его преемник, Селим-паша, продолжил борьбу, но в 1923 году бежал в Афганистан.
В июле-августе 1923 года в результате крупного наступления советских войск басмачи были изгнаны из Гарма. Басмачи оставались в Ферганской долине до 1924 года, и боевиков там возглавлял Курсирмат, который возобновил восстание в 1920 году. По данным британской разведки, силы Курсирмата насчитывали от 5 000 до 6 000 человек. Однако после многих лет войны народная поддержка дела Башмаки была исчерпана. Крестьяне хотели снова работать, особенно теперь, когда советская политика вновь сделала Туркестан жизнеспособным. Силы Курширата были сокращены до 2 000 человек, многие бежали в бандитизм, а вскоре после этого в Афганистан. Туркестан был истощен войной. 200 000 человек покинули Таджикистан, оставив после себя две трети пахотных земель. В Фергане было уничтожено меньше.