Устав Владимира Всеволодовича. Принятие устава владимира мономаха.

Правда Ярослава — это первая часть Русской Правды, которая появилась в 1016 году по инициативе Ярослава Мудрого и в которой изложены важнейшие положения о кровной мести, побоях и кражах.

«Возвышение» Владимира Мономаха … Я размышлял в своей душе и славил Бога, Который сохранил меня грешника до этих дней. Пусть не смеются дети мои и никто другой, кто услышит это писание, но если это понравится одному из детей моих, пусть он примет это в свое сердце и не ленится, и

6 Сочинения Владимира Мономаха В XI веке ранние русские книжники создавали произведения во всех жанрах средневековой христианской литературы: историко-повествовательном (летописи), агиографическом и в жанре церковного поучения (за исключением «Повести о законе и благодати»).

Детство и юность Владимира Мономака Отец Владимира Мономака Всеволод был пятым сыном Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый любил Всеволода больше всех своих детей и не скрывал этого. Уже в своем завещании Ярослав Мудри указал, что он станет преемником своих братьев.

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

35 Выдержки из «Изречения Владимира Мономаха» взяты из «Лаврентьевской летописи». В доме твоем не будь праздным, но смотри на все; не смотри ни на Тивуна, ни на юношей, не смейся над приходом твоим к тебе, ни над домом твоим, ни над ужином твоим. На сайте

1.1.7 Тяжелая ли «шапка гладиатора»? (Государство Владимира II Мономаха) Наиболее известные фигуры — Иван Грозный, Петр Великий, Иосиф Грозный и так далее. Простые «труженики трона» в нашей стране получают гораздо меньше

Византийский дух Владимира Мономаха

Византийский дух Владимира Мономаха Всеволод I был образованным монархом; говорят, что он владел пятью языками и поддерживал тесные связи с Византией и западным миром. Он женился на дочери императора Константина Мономаха; его сын Владимир стал супругом его дочери Харальда.

Д. С. Лихачев. «Воспитание» Владимира Мономаха20 «Воспитание» Владимира Мономаха можно прочитать только в Лаврентьевской летописи. Здесь он искусственно вставлен между рассуждениями о происхождении кипчаков и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гурьятой Роговичем. В

Устав Владимира Всеволодовича

Устав Владимира Мономаха (или «Устав Жеш») — это свод законов Владимира Всеволодовича, великого князя Киевского. Она включена во вторую часть Пространной редакции «Русской правды». В нем содержится 69 статей. Считается, что он был написан под влиянием беспорядков в Киеве в 1113 году, чтобы снять социальную напряженность.

Некоторые исследователи считают, что название «Устав Владимира Всеволодовича» первоначально относилось исключительно к 53-й статье, и лишь позднее авторы сборника прикрепили его ко второй части Пространной редакции, поэтому, видимо, в «Кормчей» и «Мерильной правде» он представлен как отдельная глава. Так, в некоторых сборниках «Русская правда» — это не одна глава, а две отдельные главы.

Если «Устав…» первоначально относился ко второй части Пространной редакции и включает в себя:

  1. Устав о резах (статья 53).
  2. О банкротстве купца и о долге (статьи 54-55).
  3. О закупах (статьи 56-66).
  4. Ряд постановлений князя Ярослава, а также его сыновей (статьи 67-89).
  5. О наследстве (ряд статей с 90-й по 106-ю включительно).
  6. Уроки чиновникам (статьи 96, 97, 107-109).
  7. О холопах (статьи 110-121).

Выдержка из Русской Правды

Устав регулирует урегулирование задолженности. Было запрещено брать в долг более 20 процентов. Это ограничило деятельность ростовщиков.

Документ упростил положение некоторых зависимых фермеров. В нем четко определялось, как можно стать крепостным:

  • через продажу самого себя;
  • посредством женитьбы на холопке без специальных бумаг;
  • после занятия должности тиуна без оговаривания личной свободы;
  • если сбежать от хозяина будучи закупом.

Если кто-то шел работать, чтобы выплатить долг, его нельзя было сделать крепостным. Во всех остальных случаях попытки порабощения также пресекались. Отдельно оговаривалось, что запрещалось превращать свободного крестьянина в крепостного, если он взял хлеб в долг.

Хартия запрещает физическое насилие в отношении поставок. Провост не нес ответственности за потерю имущества хозяина, если он не был виноват (но это определял поверенный в делах).

Структура документа

Самым ранним источником, содержащим новые законы Мономаха, является Каталог Троицы Пространной Правды XIV в. Текст оригинала не разделен на статьи, поэтому начало раздела имеет красное название «Устав Владимира Всеволодовича». В архивах хранятся следующие документы:

  • Устав о резах (долговых процентах);
  • Закон о долгах и банкротстве купцов;
  • Устав о закупах (разорившихся крестьянах, отрабатывавших долг феодалу).

Многие историки предполагают, что непосредственно в уставе Мономаха упоминаются 53-66 статьи. Некоторые исследователи считают, что вся вторая часть «Пространной правды», т.е. до 121 статьи, была написана при Владимире Всеволодовиче.

Содержание Устава Владимира Всеволодовича

Первые статьи, принятые Мономахом, регулировали выплату процентов по долгам. Кредитор, получавший проценты дважды в год, имел право только на первоначальную сумму долга. Должник, который три раза в год выплачивал проценты на наименьшие суммы, освобождался от выплаты самой основной суммы долга.

Новые законы устанавливали права закупов — людей, находившихся в зависимости от феодалов из-за неуплаты долгов. Денежные «закупы» сохраняли право на личную свободу и не могли быть проданы. Ролевые закупы» получали от кредитора землю, которую они обрабатывали в качестве оплаты долга, а также скот и инструменты. Они не могли уйти, не вернув имущество кредитору. Власть землевладельцев была ограничена — они не могли наказывать, связывать или продавать в рабство без вины заимодавцев.

Владимир Мономах

В грамоте Владимира Всеволодовича были указаны случаи, в которых свободный смертный мог стать холопом (рабом):

  • брак с холопкой без договора;
  • продажа себя или своего ребёнка в холопы;
  • побег закупа от хозяина;
  • служба в качестве тиуна без договора о свободе.

Вторая и третья части устава дополняли положения Русской Правды об имуществе и защите личной чести. Четвертая часть регулирует полномочия свидетелей в суде и размер судебных издержек.

Значение Устава Мономаха

Законы, принятые Владимиром Всеволодовичем, способствовали устранению социальной и политической напряженности в стране. Определение прав закупов, крепостных и их вассалов защищало их от произвола феодалов. Решение финансово-кредитных проблем стабилизировало российскую экономику. Устав Владимира Всеволодовича использовался в юридической практике старой Руси вплоть до утверждения татаро-монгольского ига.

Владимир Мономах и его правление 1113-1125 годов

Источники и дополнительные материалы по этой теме:

  • «История России с древнейших времен до 1618» — Кузьмин А.Г. Москва, 2003
  • «Загадки первых русских князей» — КоролевА.С. Москва, 2002
  • «Киевская Русь» — Греков Б.Д. Москва, 1953

Устав Владимира Мономаха

Внук своего знаменитого деда Ярослава Мудрого, Владимир, известный под прозвищем Мономах (в честь византийского происхождения своей матери), начал править Киевом в 1113 году. И в том же году Владимир Мономах принял устав, то есть свод законов. Возможно, это было связано с восстанием в Киеве, когда недовольные киевляне восстали против бояр, пригласивших Владимира стать князем.

Князь Владимир Мономах

Князь Владимир Мономах

Причины принятия Устава

К 1113 году Владимир Мономах был князем Ростова, Смоленска, Переславля и Чернигова, но не Киева. Когда в 1093 году умер отец Владимира и его сын Ярослав Мудрый Всеволод, бывший великим князем Киевским, Владимир не стал занимать место отца, зная, что это приведет к борьбе со своим старшим двоюродным братом Святополком. В 1113 году Святополк внезапно умер (вероятно, был отравлен), и шестидесятилетний Владимир Монома стал киевским князем.

Основной причиной народного недовольства и последующего принятия грамоты стало закабаление киевлян долгами ростовщиков.

Ярослав Мудрый на памятнике тысячелетие России

Статуя Ярослава Мудрого в памятнике на рубеже тысячелетий в России.

Принятие новых законов, включавших устав Владимира Мономаха, снизило напряженность в обществе, что привело к восстанию в Киеве в 1113 году. Более того, этот шаг увеличил власть и престиж среди простого народа до княжеской власти.

Владимир значительно облегчил жизнь зависимого населения, введя ограничения для ростовщиков и ограничив возможность свободного человека стать холопом, то есть рабом.

Мономах также указал на свое желание помогать слабым в «Поучениях детям», произведении, написанном князем Владимиром Мономахом в двенадцатом веке.

Инструкция стала первым документом, ограничившим права вновь возникшего купеческого сословия государственной властью. Она вошла в сборник старейших правовых норм России — «Русская Правда».

Источники:

  1. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Институт всеобщей истории РАН; Под общей ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. — М.: Ладомир, 2014
  2. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997
  3. Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. 1: История России с древнейших времен. Т.1-2 – М.: Голос, 1993
  4. Татищев В. Н. Собрание сочинений: в 8-ми томах: Т.2, 3 «История Российская». Ч.2: — М.: «Ладимир», 1994.

Лествичный порядок престолонаследия

В «Русской правде» был установлен и закреплен порядок престолонаследия, согласно которому киевский престол доставался старшему мужчине из рода.

Это означало, что после смерти принца трон переходил к его младшим братьям, затем к детям умершего принца, и только потом к детям братьев умершего принца (в порядке очередности).

Это законодательно закрепило особый порядок корпоративного владения землями, который изначально был разработан в России всеми Рюриковичами (вождями) и просуществовал до решения Любекского конгресса.

Правда Ярославичей

Вторая часть Русской Правды — Правда Ярославичей — возникла, как нетрудно догадаться, у детей Ярослава мудрецов Изяслава, Святослава и Всеволода во время их совместного совета, получившего название Триумвират Ярославичей (1054-1073).

Более подробно о княжении Ярославичей можно прочитать в статье «Древнерусское государство 1054-1132».

Ярославичи

Считается, что создание «Правды Ярославичей» было вызвано необходимостью устранить народные волнения, вызванные поражением Ярославичей в Алтайской битве с половцами в 1068 году. По этой причине возникновение Правды Ярославичей относят к 1072 году.

Что там с кровной местью?

Во второй части «Русской правды» кровавая вражда была удалена, а вместо нее вставлена уже упомянутая Вира.

Не убийство: когда была отменена кровавая месть? Кровавая месть была отменена Правдой Ярославичей, изданной в 1060-1070 годах.

Это означало, что теперь нельзя было отомстить за убийство, но отныне за каждое убийство нужно было платить деньги. Это основное положение «Правды Ярославичей».

В документе также рассматриваются вопросы наказания за кражу и защиты имущества (в обоих случаях наказанием был штраф).

Устав Владимира Мономаха

Почему был создан еще один отдел «Русской правды»? Основной причиной создания третьего раздела «Русской правды», как говорят, стало восстание Киева против Ростова.

Митинги в стиле двенадцатого века: к чему привело антиростовское восстание в Киеве? Антиростовское восстание в Киеве привело к необходимости регулировать действия людей, дававших деньги в долг под высокие проценты, что вызвало небывалое недовольство населения. В итоге это нашло отражение в уставе Владимира Мономаха.

Третья и последняя часть «Русской Правды» — это «Устав Владимира Мономаха», который, вероятно, был написан в 1113 году после антирусского восстания в Киеве, в результате которого Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого, был приглашен на киевский престол.

Медиа Обозник. История армии, история вооруженных сил России. Права и обязанности военнослужащих.

Большинство авторов, изучавших «Закупочную директиву» великого князя Владимира Всеволодовича от 1113 года, сходятся во мнении, что этот правовой акт предоставлял правовую защиту зависимому населению.

Однако другая сторона, а именно попытка Владимира Мономаха укрепить собственную власть законодательными средствами, практически игнорируется. Поскольку рассматриваемый правовой акт еще не был глубоко изучен, поднятый вопрос представляется актуальным.

Целью данной работы является всесторонний анализ положений «Хартии государственных закупок» для определения ее реального социально-экономического и политического значения. Известно, что принятие ряда уставов, в том числе «Устава о закупах», предшествовало восстанию в Киеве в 1113 году, главной причиной которого было не только повышение процентных ставок, что позволяло ростовщикам закабалять «зависимых людей купно» в случае неуплаты долгов. Проблема стояла очень остро и требовала решительных действий, которые заключались в более точном определении правового статуса поставок путем княжеских реформ. В 1113 году, после смерти Святополка Исяславича, общественно-политическое движение в Киеве достигло своего пика, что вызвало реакцию церковных иерархов. Митрополит Никифор назвал начисление процентов грехом, полностью противоречащим христианскому учению, и потребовал решить эту проблему.

Как отмечает П.П. Толочко, решение проблемы зависело исключительно от Владимира Мономаха, только что вступившего на престол, поскольку в то время князь обладал единственной законодательной инициативой, что позволяло ему маневрировать в законодательном поле, регулируя общественные отношения и издавая уставы 2. Под «Уставом о купле» Владимира Всеволодовича следует понимать особую группу правовых норм, направленных на определение правового статуса субъектов обязательственного права, т.е. ростовщика и покупателя. Среди ученых нет единого мнения о том, как толковать термин «закап». По мнению В.Н. Лешкова, закупы были особой, полузависимой категорией людей, которые изначально брали деньги в долг с расчетом на возврат в будущем3. Известный русский историк и правовед Б.Н. Чичерин определил статус закупов как новый вид личной аренды с обязательством выплатить долг и оставаться в долговой кабале до полного погашения с процентами.

Стоит отметить, однако, что эти ученые рассматривали «Положение о закупах» как самостоятельный правовой акт и игнорировали положения, ранее содержавшиеся в Русской Правде. Поэтому их определения носят общий характер и нуждаются в уточнении с учетом анализа других правовых актов, действовавших в исследуемый период. Заем, по которому ростовщик получал проценты с учетом возврата, формировал основу для возникновения правовых долговых отношений между заимодавцем и ростовщиком. Однако в

Текст «Русской правды» не содержит положений, запрещающих кредитные сделки с другими кредиторами с одновременной ответственностью по обязательствам перед несколькими кредиторами. «Русская правда» Пространной редакции рассматривала «куп» как особую форму долга и в статье 55, которая упоминается в «Уставе для Резы», устанавливала порядок реализации преимущественного права на взыскание этого займа. Согласно этому правилу, долг сначала отдавался князю, затем иностранному купцу, а остаток делился между остальными кредиторами.

Внутренняя политика Владимира Мономаха

После назначения в правительство в Киеве Владимир Мономах больше времени уделял внутренней политике. По его приказу «Русская правда» пополнялась новыми статьями, строились новые города, расширялись и укреплялись крепости. Вокруг города Ладоги были построены каменные стены, а в Вышгороде была достроена каменная церковь в честь святых Бориса и Глеба. В Ростово-Суздальском уезде был построен новый город Владимир. Культура старой Руси Владимира Мономаха тесно связана с христианством, что видно из библейских цитат князя и внешнего вида церквей.

Владимиру Мономаху удалось восстановить единство Руси, но не разрушив систему престолонаследия (каждый князь сидел на своей земле и наследовал от отца), что в свою очередь привело к новым междоусобицам.

6

(Источник.)

«Устав Владимира Мономаха»

Русская правда» как свод законов Российского государства не была совершенной. Изменения в государстве наложили свой отпечаток на этот документ. Таким образом, у «Русской правды» были разные версии. После принятия «Устава Владимира Мономаха» он был включен в одну из этих редакций. Она стала частью пространного выпуска «Русской правды», состояла из 69 статей и появилась (один из выпусков) после восстания 1113 года, организованного жителями Киева, которые больше не хотели мириться с растущим неравенством.

Основное внимание при составлении устава Владимир Мономах уделил экономическому аспекту государственной жизни. В связи с погромом ростовщиков в Киеве, автор документа максимально ограничил влияние ростовщиков. Таким образом, ростовщикам запрещено взимать более 20% в год за предоставляемые ими кредиты. Устав значительно облегчил положение холопов3, закупов4, привилегированных5 и холопов6. С принятием Положения о Рз Владимира Мономаха социальная напряженность в обществе значительно снизилась, законы не стали более справедливыми, но наказание стало соразмерным проступку.

«Преображение» Владимира Мономаха — это нравственная заповедь старой Руси, письмо или своего рода завещание, написанное Владимиром Мономахом. Поучения Владимира Мономаха — источник ценной информации о жизни князя. В «Поучении детям Владимира Мономаха» он упоминает о своих походах на поляков, перемириях с ними, способах охоты, животных и птицах. В своем обращении к детям в Эдулисе Гладиатор цитирует Библию и призывает их жить в мире, творить добро, почитать старших, не прелюбодействовать, быть верными своим обетам и быть гостеприимными. Главная мысль, которую Владимир Мономах передает своим детям, заключается в том, что основой благополучия и нравственного мира является вера в Бога и добродетель.

Княжеские раздоры, сектантство

При Владимире Мономахе было две внутренние войны. Киевский князь воевал с полоцким князем Глебом Веславовичем, против которого предпринял два похода, в которых захватил своего врага и привел его в Киев. Глеб Минский и Владимир Мономахач сражались из-за старой вражды между княжествами. После смерти князя распри прекратились.

Вторую войну возглавил Ярослав Волынский, зять Владимира Мономаха. Причина спора неизвестна, но для борьбы с великим киевским князем Ярослав собрал огромное войско из поляков, венгров и мстителей. Войско осадило Владимир Волынский, где правил сын Владимира, Андрей Владимирович. В 1123 году конфликт был завершен смертью Ярослава. Он был вероломно убит людьми Андрея. Враждующие стороны были разделены, и сектантство прекратилось.

Владимир Мономах умер в 1125 году в возрасте 71 года. После его смерти мир на Руси продлился не более 7 лет, которые пришлись на время правления его сына Мистислава (1125-1132). Смерть Мстислава становится началом раздора на Руси, спор после Владимира Мономаха вспыхивает с новой силой. Его преемники воевали сначала с черниговскими князьями, а затем между собой. При Владимире Мономахе и Мстиславе Владимировиче Русь укрепляет свои позиции в мире, но после их смерти начинается очень сложный период в истории государства.

8

Итоги правления

Россия при Владимире Мономахе — мирное и в целом процветающее государство. Были и плохие годы (нападения поляков, голод, неурожаи), но сильная центральная власть умело справлялась с проблемами. При Владимире Мономахе произошли значительные изменения если не в структуре российского государства, то в сознании его граждан. Самый главный результат правления Владимира Мономаха был сделан:

  • появление законов, защищающих права холопов, смердов, рядовичей и закупов;
  • уменьшение влияние ростовщиков.

Достижения Владимира Мономаха стоит отметить и на международной арене:

  • половцы надолго отгоняются от границы Руси;
  • заключаются династические браки с европейскими царскими домами;
  • налаживаются отношения с Византией.

Годы правления Владимира Мономаха на Руси считаются самым мирным периодом. Владимир Мономах — самый мирный период в истории Российской империи. Владимир Мономах оставил два важных письменных памятника — «Устав Владимира Мономаха» и «Поучение детям». Владимир Мономах сыграл важную роль в истории Древней Руси.

Обложка: Иллюстрация. Встреча князей Любецких

Словарь

1. ростовщик — человек, зарабатывающий на жизнь тем, что ссужает деньги под проценты.

3. смерд — свободный, а затем закабаленный (зависимый) крестьянин. Это определение появилось в «Русской правде».

4. закуп (закуп) — зависимое сословие граждан в Древней Руси. Закупщики были людьми, которые брали в долг деньги и имущество. Они селились на землях князя и оставались там до тех пор, пока долг не был выплачен, подвергаясь физическому наказанию за свои проступки. Эти люди не были рабами, но термин, тесно связанный с ними.

5) Рядович — покупатель, обслуживающий землевладельца по договору. К этой категории граждан также относились дети от браков между рабами и свободными — тиуны. Частично свободные граждане, не рабы.

6. раб — синоним слова раб. Рабами называли невольников, проданных в рабство, совершивших преступление или родившихся в семье рабов.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий