Создание военно полевых судов. Создание военно полевых судов.

Руководство TETF осуществляет Президент. В его обязанности входит руководство работой сотрудников, созыв заседаний Президиума и другие организационные вопросы, а также обжалование решений Верховного суда. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда.

Задачи военных судов (полномочия, система, иерархия, военно-полевой суд)

Судебная власть осуществляется не только широко известными гражданам судами общей юрисдикции, рассматривающими гражданские, семейные, жилищные и другие споры, но и уголовными судами, которым принадлежит право рассмотрения уголовных дел и вынесения приговоров, а также арбитражными судами, которым подсудны экономические и административные споры. Важным звеном является Конституционный суд, высшая инстанция по толкованию законов государства. Мало кто из граждан, не служащих в вооруженных или военизированных силах, слышал о существовании военной юстиции в России, не говоря уже о том, чтобы знать о ней.

В функции военных судов входит рассмотрение дел в отношении военнослужащих, совершивших преступления (в основном общего характера) в мирное время, и осуществление правосудия в отношении участников боевых действий, совершивших преступления, предусмотренные главой 33 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Преступления против военной службы». В данной статье рассматриваются организация и функции военных судов, а также цель их деятельности и задачи, возложенные на них.

Место военных судов в структуре судебной системы РФ

Военный суд входит в состав Верховного суда Российской Федерации и вместе с гражданским и уголовным судами образует один из трех коллективов. Выделение дел военных судов в отдельную группу зависит от особого правового статуса военнослужащих и разнообразия правовых конфликтов, с которыми сталкиваются военные при защите Отечества.

Судебная система Российской Федерации

Фактом является то, что все воинские формирования имеют статус юридического лица. При взаимодействии с гражданскими организациями и компаниями они неизбежно сталкиваются с конфликтами, возникающими из-за финансовой или административной деятельности. В целях защиты военного истеблишмента и военных формирований от политического вмешательства в их деятельность Военный совет и военные суды, лежащие в основе этой системы, рассматривают все гражданские дела, в которых одной из сторон является военное юридическое лицо.

Причина передачи споров в военные суды проста. Военное ведомство обременено многими государственными секретами, которые невозможно сохранить в суде. В военном суде с соблюдением всех требований надлежащей правовой процедуры и прав сторон это гораздо проще из-за ограниченного числа участников и особых мер предосторожности, которые должны быть приняты.

Что касается проведения уголовных разбирательств военными судами, то они в основном рассматривают дела о военных преступлениях, которые редко касаются гражданских лиц. Обычные преступления, такие как убийство, кража, грабеж, мошенничество, взяточничество и другие, совершенные военнослужащими, исключены. Но даже во время следствия и суда в большинстве случаев не допускается разглашение некоторых обстоятельств, составляющих военную или государственную тайну (о которых виновному известно в силу его служебного положения).

Производство по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, требует особой квалификации судей. Гражданским судьям трудно ориентироваться в хитросплетениях военной иерархии, быть знакомым с военными уставами и большим количеством приказов, составляющих основные правила военного учреждения. Объективность и законность решения не вызывает сомнений, если его принимает военный юрист.

Как устроена система военных судов

В России традиционно существует трехуровневая судебная система. Эта структура сохранилась в военных судах.

Низшим звеном в иерархии военных судов являются гарнизонные суды, которые создаются на основе территориальной подсудности по месту дислокации конкретного гарнизона под командованием одного из 17 военных округов и трех военно-морских сил. Количество гарнизонов, размещенных в регионах, зависит от стратегического расположения и насыщенности военных формирований. В большинстве случаев гарнизонные военные суды имеют порядковый номер (в цифрах) или название, соответствующее названию места, где расположено командование гарнизона.

  1. Гарнизонные суды являются низовым звеном военной судебной системы. На них ложится рассмотрение основной массы дел, связанной с осуществлением военного правосудия. По аналогии с гражданскими судами, они занимают такое же положение, как районные суды.
  2. Средним звеном судебной системы являются окружные и флотские военные суды. Они создаются в местах дислокации командования округами и флотами и в сравнении с гражданскими судами по своему правовому положению приближаются к судам субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, национальных округов. По отношению к гарнизонным судам они наделены контрольными полномочиями и вправе пересматривать решения гарнизонных судов в порядке апелляции.
  3. Высшим звеном военной судебной системы является Военная коллегия Верховного Суда РФ. Особенностью, отличающей Военную коллегию от коллегий по гражданским и уголовным делам ВС РФ, является то, что она наделена полномочиями рассмотрения любого дела в отношении военнослужащих или военных организаций по первой инстанции. В отношении военных судов низового и среднего звена она наделена контрольными и надзорными полномочиями – может рассматривать апелляции на решения окружных (флотских) судов а так же пересматривать вынесенные судебные решения в порядке надзора.

Задачи военных судов

Обязанности военных судов определены в статье 4 ФКЗ № 1 от 23.06.1999 «О военных судах…».

К ним относятся:

  • Защита нарушенных/оспариваемых прав и свобод военнослужащих, военных организаций (юридических лиц) и их объединений;
  • Защита интересов военных организаций при их взаимодействии с органами местного самоуправления в местах дислокации воинских подразделений;
  • Защита интересов воинских структур при взаимодействии с органами власти субъектов Федерации, органами государственной власти Федерального уровня.

Полномочия военных судов для реализации поставленных задач

Для того чтобы в полной мере выполнять задачи военной юстиции, военные суды обладают особыми полномочиями:

  • К компетенции военных судов отнесены административные, гражданские и уголовные дела в той или иной степени затрагивающие интересы Вооруженных сил РФ, воинских формирований, отдельных граждан – как военнослужащих, проходящих службы по призыву, так и профессиональных военных – служащих по контракту, а так же лиц, призванных на военные сборы.
  • Споры, связанные с действиями или бездействием органов военного управления и армейских должностных лиц;
  • Дела о преступлениях, совершенных иностранными гражданами в период прохождения ими военной службы в рядах РА РФ;
  • Дела, связанные с возмещением компенсаций гражданам (юридическим лицам) при осуществлении военного правосудия: необоснованными решениями, несоблюдением сроков судопроизводства военными судами (ФКЗ № 3 от 30.04.2010 г.);

N. B! Особенностью военных судов является то, что в случае совершения преступления группой лиц, если хотя бы одно из участвовавших в нем лиц было военнослужащим, это лицо предстает перед военным судом. Это относится и к гражданским лицам, входящим в группу, если выделение уголовного преследования в отношении них невозможно или нецелесообразно.

Подсудность военных судов распространяется не только на дела в отношении военнослужащих и гражданских лиц, совершивших преступление в соучастии с военнослужащим, но и на дела в отношении гражданских лиц, являвшихся военнослужащими или призванных на военные сборы, в отношении которых совершено или совершается преступление, предусмотренное главой 33 Уголовного кодекса Российской Федерации. Глава 33 УК РФ или нарушение их прав военнослужащими (командирами или начальниками) во время военных сборов или военной службы.

Юрисдикция военных судов распространяется также на рассмотрение документов, касающихся совершения серьезных дисциплинарных проступков, предусмотренных Уставом ФП, за которые в качестве наказания может быть назначен дисциплинарный арест или заключение в дисциплинарную воинскую часть. В этом отношении юрисдикция военных судов отличается от юрисдикции гражданских судов, мандат которых не предусматривает возможности назначения наказаний на основании свидетельств о прохождении службы, которыми являются воинские уставы.

Система и юрисдикция военных судов

Функции военных судов и все перечисленные полномочия действуют и в мирное время. Статья 7(8) ФКЗ 1 предусматривает, что во время войны или мобилизации функции военных судов и их юрисдикция могут быть расширены федеральными конституционными законами в зависимости от ситуации.

Основные реформы

Роль П.А. Столыпина в подавлении первой русской революции была огромной.

Однако больше всего он известен как великий реформатор.

В апреле 1906 года Николай II предложил ему пост министра внутренних дел.

Вскоре после этого правительство было распущено вместе с 1-й Думой.

Столыпин, в свою очередь, стал премьер-министром. Он занимал эту должность до своей смерти.

Будучи премьер-министром, политик ввел несколько законов, вошедших в историю как «столыпинская реформа».

Он ввел частную собственность на землю для фермеров.

Кроме того, Столыпин участвовал в создании земств в западных губерниях, ограничении автономии Финляндского княжества, изменениях в избирательном законодательстве и роспуске Второй Думы. Другой известной мерой стало введение военных судов.

Год их создания стал последним для многих террористов, действовавших в то время.

введение военно полевых судов для революционеров

Предпосылки к принятию закона

Введение военных трибуналов для повстанцев было необходимо в связи с распространением терроризма в империи.

За годы, предшествовавшие принятию закона, произошло большое количество актов насилия.

Общее число погибших составило около 9 000 человек, среди жертв были как простые люди, так и высокопоставленные чиновники. Часто жертвами террора становились случайные прохожие.

На Столыпина и его семью было совершено 11 нападений. В одном из них, 12 августа 1906 года, были ранены трехлетний сын и 14-летняя дочь Петра Аркадьевича.

Вместе с няней они находились на балконе в момент взрыва.

Наталья, дочь Столыпина, во время взрыва сломала кости ног и была обездвижена на несколько лет. Травмы сына Аркадия оказались несерьезными.

Няня детей была убита.

Убийство произошло на острове Аптекарский.

Она была осуществлена представителями «Союза социалистов-революционеров-максималистов», основанного в начале 1906 года М. Соколовым и действовавшего в Санкт-Петербурге.

Убийство было совершено в день приема Столыпина, в субботу, на официальной даче. Работа началась примерно в два часа дня.

Примерно в половине третьего перед дачей остановилась карета.

Из машины вышли двое мужчин в полицейской форме и с портфелями в руках. Террористы бросили их через ближайшую дверь в приемную и скрылись.

В результате взрыва пострадали более 100 человек. 27 из них погибли на месте, 33 были тяжело ранены.

Многие из них впоследствии умерли. Сам Столыпин и посетители офиса отделались незначительными ушибами.

Военные суды уже начали свою работу 19 августа.

введение военно полевых судов

1906 г.

Новые учреждения должны ускорить рассмотрение дел.

После совершения террористического акта материалы были доставлены в течение одного дня.

Судебное разбирательство было ограничено двумя днями.

Приговор должен был быть приведен в исполнение в течение одного дня.

Правительство ввело военные суды, поскольку прежние суды были слишком мягкими и часто затягивали рассмотрение дел.

Более того, судебные заседания проводились заранее в присутствии обвиняемых.

Они имеют право быть представленными адвокатом защиты и заслушать своих свидетелей.

Благодаря военному трибуналу террористы были лишены всех юридических возможностей.

ввел военно полевые суды

Беспорядки в Саратовской губернии

Сразу же после Кровавого воскресенья в стране начались демонстрации — не только в Санкт-Петербурге, но и на местном уровне. Демонстрации, митинги и забастовки прошли и в Саратовской области. Сначала Столыпин не хотел использовать войска для борьбы с повстанцами, а полагался на монархистов из местного населения.

Губернатор разделил Саратов на три части и создал в них «народные клубы» — опорные пункты черносотенцев. К черносотенцам присоединились землевладельцы, мещане, купцы и часть духовенства. Среди них были даже крестьяне, которые приехали в город на заработки — они работали мелкими торговцами, сторожами или таксистами. Когда начались протесты, монархисты также вышли на улицы с корзинами камней. Во главе колонн шли рослые и крепкие сотрудники правоохранительных органов, которые брали камни и бросали их в протестующих.

Летом 1905 года Саратовская губерния стала одним из центров крестьянских выступлений. Теперь губернатор направил войска в мятежные районы. Столыпин вместе с казачьими отрядами лично посетил села и деревни, пострадавшие от беспорядков. На собраниях в сельской местности Петр Аркадьевич не стеснялся использовать резкие слова и угрожать принудительными работами, Сибирью и казаками. С его одобрения власти провели массовые обыски и аресты и распустили все несанкционированные крестьянские организации и крестьянские ассоциации. На одном из объездов Столыпина впервые попытались убить — неизвестный выстрелил в него несколько раз и скрылся.

Столыпин доложил новому министру внутренних дел Святополк-Мирскому о подавлении восстания в селе Ивановка:

«Вся деревня была почти заключена в тюрьму по моему приказу. Я занял дома наиболее провинившихся военнослужащих, оставил отряд оренбуржцев, вероятно казаков, и установил в этом районе особый режим.

Летом 1905 года губернатор сообщил об этом своей жене в письме:

«Крестьяне хотят еще пожечь и пограбить, но драгуны, которых я послал, своим появлением остановили это движение. Владельцы в панике отправили свое имущество, жен и детей в город. Есть случаи и в других округах».

В городе губернатор преследовал земскую интеллигенцию. 24 мая 1905 года Столыпин запретил Санитарное общество, а 21 июля съезд врачей в Балашове был разогнан, так как они готовили забастовку. Толпа черносотенцев хотела расправиться с врачами, поэтому губернатор послал казаков для их защиты. 3 сентября Столыпин наложил штрафы и административные аресты на бастующих врачей.

Осенью, когда крестьянские восстания вспыхнули с невиданной жестокостью, Столыпин снова ввел войска. 3 ноября в город прибыл с подкреплением генерал-майор Виктор Сахаров, бывший военный министр. Саратовский губернатор принял его в своем доме. Там 22 ноября СР Анастасия Биценко застрелила Сахарова.

Столыпин восстановил порядок не только в Саратовской, но и в соседней Самарской губернии — за что император лично поблагодарил его. 16 декабря власти разогнали демонстрацию в Саратове, при этом армия убила восемь человек. Через два дня милиция арестовала членов Саратовского совета депутатов трудящихся, после чего волнения утихли.

Второй после императора

В апреле 1906 года, неожиданно для петербургского двора, Николай II назначил Столыпина министром внутренних дел. Накануне инаугурации царь и Столыпин имели доверительную беседу. Будущий министр усомнился в целесообразности этого назначения. Он считал, что у него нет необходимого опыта, но Николас настаивал. Впоследствии у Столыпина сложились доверительные отношения с императором. Николай II в целом поддерживал операции своего протеже.

К этому времени пост министра внутренних дел стал самым важным постом в правительстве. В его ведении находились земства, тюрьмы, суды, почта, телеграф и пожарная охрана. Полиция и жандармерия подчинялись Министерству внутренних дел, а сам министр был подотчетен только императору. В то же время этот пост был, пожалуй, самым опасным во всей империи. Два предшественника Столыпина, Плебеев и Шипягин, были убиты террористами. Сам министр Дурново подал в отставку.

В июне 1906 года император назначил Столыпина председателем кабинета министров и дал ему пост министра внутренних дел. Во главе правительства относительно молодой и энергичный Столыпин сменил пожилого и нерешительного Горемыкина.

Под руководством Петра Аркадьевича началась активная и планомерная борьба против революции. Будучи главой Министерства внутренних дел, Столыпин рассматривал беспорядки как преступление против порядка и государства. Сам чиновник оставался сторонником сильного самодержавия. В ноябре 1906 года министр сообщил британскому послу Артуру Николсону:

«Важно было показать людям, преследующим подрывные цели, что правительство готово и способно с ними справиться.

Парламент, созванный в апреле, не принял нового министра. Столыпин трижды выступал в Первой палате. Все его выступления прерывались скандированием «Руки прочь!» и «В отставку!». Депутаты также пошли на открытую конфронтацию с императором, расследуя и критикуя сельскохозяйственную политику. Летом 1906 года в деревнях прокатилась волна восстаний, и 8 июля 1906 года Николай II распустил Первую Думу. Царь считал, что обращения Думы к народу приведут крестьян к восстанию и грабежу.

На следующий день 180 депутатов выпустили в Выборге прокламацию с призывом: «Ни на один день Россия не останется без народного представительства. У вас есть способ добиться этого: Правительство не имеет права взимать налоги с народа или призывать народ на военную службу без согласия народного представительства. Поэтому теперь, когда правительство распустило Государственную Думу, вы имеете право не давать ей ни солдат, ни денег. Подписавшие петицию были арестованы и доставлены в Петропавловскую крепость.

Столыпин по-прежнему был убежден, что в интересах порядка можно и даже нужно нарушать закон. В своей знаменитой речи перед Второй Думой 13 марта 1907 года глава правительства сказал

«Когда дом горит, господа, человек входит в чужие дома, ломает двери и окна. Когда человек болен, вы лечите его тело, отравляя его ядом. Если на вас нападает убийца, вы его убиваете. …Нет такого законодательства, которое не давало бы правительству право прервать течение закона, когда государственный институт глубоко потрясен; оно не дает ему право приостановить действие всех норм права. Это, господа, состояние необходимой обороны….. Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда необходимость государства оказывается выше закона.

Военно-полевые суды

В июле 1906 года начались новые волнения в армии и на флоте. Восстали Кронштадт и Сведенборг, готовилось большое восстание Балтийского флота. Обе крепости должны были быть атакованы одновременно, но в итоге все началось со стихийного восстания 18 июля в Свеаборге. На следующий день в Кронштадте произошло восстание. За восстанием стояли эсеры и большевистские военные организации в Финляндии и Кронштадте.

Столыпин подавил мятеж солдат и матросов с той же жестокостью, с которой ранее подавлял крестьянские восстания. Правительственные войска окружили оба форта и начали обстрел. 20 июля форты были оставлены на милость победителя. Зачинщики мятежа были казнены, остальные мятежники отправлены на каторжные работы, в тюрьмы и карцеры.

После этих событий социалисты-революционеры приговорили Столыпина к смертной казни. 12 августа 1906 года на даче министра произошел взрыв. Двадцать четыре человека были убиты и многие ранены, включая сына и дочь Столыпина. Сам он не пострадал.

Покушение на убийство заставило главу правительства принять чрезвычайные меры. Военные суды, которые могли выносить смертные приговоры, существовали в России впервые со времен Александра II. Позже Александр III предоставил губернаторам право проводить особые мероприятия в регионах и наделил военных далеко идущими полномочиями. В 1906 году эти меры были вновь значительными. Правая пресса призвала прекратить «партизанскую войну повстанцев против правительства».

17 августа Совет министров по инициативе своего председателя рассмотрел вопрос о введении военного трибунала. Ранее Столыпин запросил у Министерства внутренних дел статистические данные о масштабах повстанческого терроризма в стране. Так, в период с 27 апреля по 9 июля 1906 года террористы убили 194 человека, 90 из которых были частными гражданами, а не государственными служащими.

19 августа правительство издало указ о военном трибунале. Решение было принято в условиях чрезвычайного положения, поскольку Дума оставалась распущенной. Столыпин опирался на статью 87 Основных законов государства, которая давала императору право издавать указы без одобрения парламента. Позже депутаты Госдумы раскритиковали главу правительства за этот шаг, посчитав его незаконным. Однако Столыпин ответил:

«Конечно, статья 87 — это экстремальный инструмент, инструмент совершенно исключительный. Но, господа, это дает монарху возможность найти выход из безвыходной ситуации в рамках закона».

Дела в военном трибунале рассматривались в течение 48 часов. Приговоры приводились в исполнение в течение 24 часов и не могли быть обжалованы. Сам суд состоял из четырех военных офицеров, назначенных начальником гарнизона. Обвиняемый не имел права на адвоката — он был оправдан по собственной инициативе

Военные суды проводились над людьми, обвиняемыми в тяжких и особо тяжких преступлениях: Грабежи, кражи со взломом, убийства и поджоги. Например, забастовки не подпадают под их действие. Более того, к ответственности можно было привлечь только тех, кого поймали на месте преступления.

Сам Столыпин считал военные трибуналы временной необходимостью:

Перечень ГВС по округам

В Российской Федерации гарнизонных военных судов гораздо больше, чем районных. Из 107 судов пять находятся за границей.

Московский

  1. 80-й
  2. 235-й
  3. Брянский
  4. Владимирский
  5. Воронежский
  6. Ивановский
  7. Калужский
  8. Курский
  9. Московский
  10. Наро-Фоминский
  11. Нижегородский
  12. Одинцовский
  13. Реутовский
  14. Рязанский
  15. Смоленский
  16. Солнечногорский
  17. Тамбовский
  18. Тверской
  19. Тульский
  20. Ярославский

Западно-сибирский

Военный суд подсудность

  • Абаканский
  • Барнаульский
  • Красноярский
  • Новосибирский
  • Омский
  • Томский.

Дальневосточный

  1. Белогорский
  2. Биробиджанский
  3. Благовещенский
  4. Комсомольский-на-Амуре
  5. Краснореченский
  6. Курильский
  7. Свободненский
  8. Советско-Гаванский
  9. Хабаровский
  10. Южно-Сахалинский
  11. Якутский

Ленинградский

  • 224-й
  • Великоновгородский
  • Вологодский
  • Воркутинский
  • Выборгский
  • Петрозаводский
  • Псковский
  • Санкт-Петербургский

Приволжский

  1. Казанский
  2. Оренбургский
  3. Пензенский
  4. Пермский
  5. Самарский
  6. Саратовский
  7. Ульяновский
  8. Уфимский

Подробный перечень

  • 26-й
  • 40-й
  • Знаменский
  • Мирненский
  • Борзинский
  • Иркутский
  • Кяхтинский
  • Улан-Удэнский
  • Читинский
  • Белогорский
  • Биробиджанский
  • Благовещенский и многие другие.

МСК Реутов уже создала постоянное судебное присутствие в городе Балашиха, а МСК Одинцово — в городе Краснознаменск.

Владимирский и 95 МСЧ, Балашихинский и Реутовский, 94 и 235 МСЧ, Краснознаменский и Одинцовский, 101 и Оренбургский, Омский и 61 МСЧ, а также другие структуры объединяются с целью снижения затрат на поддержание правосудия и создания более эффективной системы правосудия. Изменения в системе военных судов Верховного суда также связаны с общей реформой судов общей юрисдикции.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий