Сергей Третьяков: как колчаковский министр «перековался» в советского разведчика. Сергей михайлович третьяков меценат.

В 1851 году Е. Д. Тюрин, архитектор Московской дворцовой конторы, попытался создать публичную галерею на основе собственной коллекции картин. У него их было около четырехсот. Это было большое событие в Москве. Газеты писали:

Сергей михайлович третьяков меценат

Сергей Михайлович Третьяков (19 31 января 1834, Москва — 25 июля 6 августа 1892, Петергоф) — русский предприниматель, меценат, коллекционер и государственный служащий. Младший брат Павла Михайловича Третьякова. Один из основателей Третьяковской галереи.

Сергей Михайлович родился в семье Михаила Захаровича и Александры Даниловны Третьяковых в семейном клане Третьяковых на Голутвинской улице, 1 в Москве. У Михаила были небольшие предприятия в Гостином дворе, у него была фабрика по резке и отделке бумаги. В возрасте 30 лет купец Третьяков женился на дочери купца Данилы Ивановича Борисова — Александре Даниловне, которая за восемнадцать лет брака родила ему двенадцать детей. Первенцем был Павел, а через год родился Сергей.

Старшие сыновья получали образование с помощью домашних репетиторов, их приглашал Михаил Захарович, который сам старался посещать занятия. Когда мальчики подросли, отец стал привлекать их к работе в своем магазине: Павел и Сергей выполняли поручения продавца, приветствовали покупателей и убирались. Братья-близнецы были очень дружны друг с другом, несмотря на различие темпераментов и характеров: молчаливый, собранный Павел редко показывал свои чувства, а Сергей казался более «легкомысленным» и «любил покрасоваться».

В 1848 году семью Третьяковых постигла череда трагедий: четверо детей один за другим умерли от скарлатины, здоровье Михаила Третьякова также пошатнулось. Незадолго до смерти он составил завещание, согласно которому весь «нажитый капитал» переходил к его жене Александре Даниловне. Михаил Захарович особо отметил своих сыновей:

«Мои сыновья должны получить достойное воспитание и образование, пока не достигнут совершеннолетия. Если моя жена заметит, что сыновья берут деньги не на благое дело, а на какую-то слабость или распутство, я даю полное право запретить тратить деньги, пока они официально не разойдутся.

Основание фирмы. Женитьба

В 1851 году большая семья Третьяковых переехала в двухэтажный дом в Замосквореце с флигелем, кухней, прачечной, конюшней и сараем для телег. На первом этаже жили Павел, Сергей и их сестра Елизавета, которая вышла замуж за канцеляриста Владимира Дмитриевича Коншина и сменила фамилию. Александра Даниловна с младшими детьми переехала во второй дом.

Через несколько лет Павел и Сергей получили от матери все права на ведение своего дела и вместе с зятем в качестве партнера основали «Магазин белья, бумаги, шерстяных изделий, русских и иностранных товаров П. и С. Третьяковых и Торговый дом В. Коншина». Коншин в Москве». Каждый владелец отвечал за свой отдел в новой компании: Владимир работал непосредственно в магазине, Сергей курировал внешнюю торговую деятельность, Павел вел всю бухгалтерию. Бизнес был успешным, и в 1866 году братья открыли прядильно-ткацкую фабрику в Костроме.

В 1856 году Сергей Михайлович женился на 16-летней Елизавете Сергеевне Мазуриной. Во время бала, который давал жених накануне свадьбы, будущие супруги были, по мнению исследователей, «неотразимы». Невеста счастлива как ребенок, она меняет одежду три раза каждую ночь. Первый брак Сергея Михайловича продлился недолго: его жена, подарившая мужу наследника Николая (1857-1896), умерла в 1860 году во время вторых родов.

Общественная деятельность

Портрет Валентина Серова (посмертный портрет).

Энергия Сергея Михайловича не позволяла ему ограничиться бизнесом. С начала 1860-х годов он принимал активное участие в общественной жизни Москвы, занимая должности московского городского советника (1863), главного купца (1864-1866), члена Русского музыкального общества (1868) и члена Славянского благотворительного комитета (1869-1870). Третьяков дважды избирался городским головой — в 1877 и 1881 г. По мнению исследователей, сложный период, совпавший с его пребыванием в должности, продемонстрировал организаторский талант Сергея Михайловича. Например, он инициировал сбор средств «на нужды солдат» во время русско-турецкой войны, добивался увеличения расходов на образование и добился включения в состав Москвы рощ Совкольнической и Сирьевой полян. Во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину (1880) Третьяков сказал:

Москва сохранит его как самое дорогое национальное достояние, и пусть образ великого поэта вдохновляет нас и будущие поколения на все доброе, умное, честное и славное.

Молодой капиталист

Сергей Николаевич Третьяков был одним из самых влиятельных молодых капиталистов в России

Однако у Третьякова-младшего было несколько учителей. Он был высокообразованным, успешным молодым человеком. Не случайно после окончания школы родственники оказали ему большое доверие и доверили управление заводом и торговой компанией «Николай Третьяков и Ко». Отчасти этим объясняется тот факт, что Сергей поступил на физико-математический факультет Московского университета только через два года, но учился он очень добросовестно, потому что понимал, что знания никогда не бывают лишними.

После окончания университета Сергей «остепенился»: его родственники сделали все возможное, чтобы объединить Третьяковых и Мамонтовых, а женой выпускника стала Наталья Мамонтова, представительница другой легендарной семьи российских меценатов, дочь Саввы Мамонтова.

Став во главе текстильной империи, Сергей оказался человеком на своем месте (природа отдыхает на внуках гениев?). Его справедливо называли «молодым, но скороспелым» — в 1905 году он возглавил Костромское большое общество льняной промышленности, а через четыре года был избран председателем Костромского торгово-промышленного комитета, одним из учредителей банка «Рябушинский» и Российского акционерного общества льняной промышленности. Через год Третьяков стал президентом Всероссийского общества льноводов, а в 1912 году — поручиком Московской биржевой комиссии. Кроме того, Сергей Николаевич входил в группу так называемых новых капиталистов во главе с Павлом Рябушинским.

Понравилась ли ему эта социальная активность? Наверное, трудно сказать, как говорят на Украине: «Хиба воля; Мусиш!». С другой стороны, это было очень неспокойное время, над Европой сгущались тучи Первой мировой войны, и участие во многих комитетах и партнерствах позволило в определенной степени защитить столицы.

Из Зимнего дворца — в Петропавловскую крепость

Любящий жить на широкую ногу промышленник никогда не вызывал подозрения в эмигрантских кругах

Война заставила создать Центральный военно-промышленный комитет, в который был избран Сергей, а с 1916 года он даже возглавил Московский биржевой комитет. Затем произошла буржуазная революция в феврале 1917 г. Дважды сначала князь Львов, а затем и сам Александр Керенский предлагали Третьякову пост министра торговли и промышленности. Но если в первом случае Сергею Николаевичу пришлось отказаться (из-за закона о налогообложении промышленности, против которого он выступал), то во втором случае, после пыток Керенского (отказавшегося убрать из правительства С.П. Чернова), он все же вышел на работу. Одной из главных задач Третьякова было поддержание и развитие отношений с французской военной миссией. Одновременно он возглавлял Экономический совет.

Обстрел крейсера «Аврора» положил конец его карьере во временном правительстве. Вместе с другими министрами он был арестован сразу после захвата большевиками Зимнего дворца. Арестованные содержались в Петропавловской крепости до конца зимы 1918 года, после чего все они были освобождены (только после этого начались казни).

А надо ли было возвращаться?

Александру Васильевичу Колчаку в Харбин эмигрировать не удалось, а Третьяков опередил события

Третьяков эмигрировал во Францию, где его в конце концов обнаружили посланцы адмирала Колчака. Верховному правителю Российского государства, которым члены кабинета «Директории» объявили Александра Васильевича, срочно требовались в правительство не только кадры, но и «законные» министры Временного правительства. Не все бывшие министры (некоторые из них находились за границей) были готовы вернуться в пылающую Россию. Но Третьяков нашел в себе мужество вернуться.

В течение десяти месяцев Сергей был министром торговли в правительстве Колчака, затем заместителем президента, а потом, когда в Иркутске произошел переворот и город занял Политцентр эсеров и меньшевиков, Третьякову удалось немного опередить события и снова эмигрировать. На этот раз в Харбин. Кстати, председатель кабинета министров российского правительства Виктор Пепеляев был казнен без суда и следствия в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года вместе с адмиралом Колчаком на берегу реки Ушаковки.

В это же время Сергей уже находился в Париже, где вместе с П. Гукасовым основал Русский торгово-промышленный и экономический союз. В августе 1921 года Третьяков был избран председателем Комитета помощи голодающим россиянам, а в 1924 году стал одним из руководителей Российского комитета объединенных организаций, представлявшего правые общественные организации эмигрантов.

Известные благотворители

Все знают знаменитую Третьяковку, крупнейшую в мире галерею русской живописи. Но что известно широкой публике об основателях, братьях Третьяковых? Удивительно, но не много. Павел Третьяков скрупулезно собирал работы русских художников, Сергей — зарубежных. Что оба они в конце жизни передали свои коллекции в дар родному городу Москве. Но галерея — не единственное, что они создали на благо народа.

Павел Михайлович Третьяков.

Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) Третьяковы всю свою жизнь неустанно отдавали церкви и заботились о бедных и нуждающихся. Их веру в жизнь можно описать словами Павла Михайловича из письма к дочери Александре: «Моя мысль была с самого раннего возраста воспользоваться обществом, чтобы быть возвращенным обществом (людьми) во все полезные учреждения; эта мысль не покидала меня во всю мою жизнь «2.

Сергей Михайлович Третьяков.

Братья поддерживали художников, скульпторов и архитекторов. И не только маститые, но и начинающие, готовые рисовать за кусок хлеба. Благодаря Третьяковым, цены на русскую живопись значительно выросли всего за три десятилетия. Художник прошел путь от бедного плута до уважаемого человека и смог повлиять на умы своими работами.

Училище для глухонемых детей и богадельня в русском стиле

Почти три десятилетия (1869-1898) Павел Третьяков был председателем попечительского совета Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей. Ближайшими помощниками купца были члены его семьи — жена, брат, а позже и дочери. Третьяковы не просто жертвовали деньги на школу. Они старались удовлетворить все потребности этой конкретной школы, заботились об учениках, сами принимали экзамены и участвовали в разработке учебных программ. Именно они построили красивое каменное здание для школы и организовали ремесленные мастерские.

Павел Третьяков завещал ему огромный рабочий дом в русском стиле в центре Москвы с самым современным оборудованием. Городской голова Николай Гуцков писал в 1906 году: «В городе нет лучшего учреждения, чем Третьяковский работный дом. «3 Рабочий дом Павла Третьякова был лучшим в городе.

Товарищество

«Лён-батюшка» от братьев

Основным источником дохода купцов была Ново-Костромская льняная мануфактура (НКЛМ), которую они основали в 1866 году вместе со своим зятем Владимиром Кончиным и костромским купцом Константином Касиным. НКЛМ производил льняные ткани отличного качества. Продукция была востребована при императорском дворе и получила высокие награды на международных выставках.

Лен — исконно российский продукт. В народе его называли «батюшкин лен». На внутреннем рынке он конкурировал с иностранным хлопком. Относительная дешевизна способствовала росту его популярности. Однако хлопок не обладал свойствами, характерными для льняных тканей. К этим свойствам относится гигроскопичность, благодаря которой льняная ткань теплая зимой и прохладная летом. А также бактерицидные, заживляющие и противоаллергические свойства.

Русский народ посвятил льну множество пословиц: «Кто носит лен, тот проживет сто лет», «Кто носит лен, тот силен в любви».

Благодаря Третьяковым значительно расширилось текстильное производство, цена на лен значительно выросла, и сеять это растение стало выгодно. Десятки тысяч крестьян из различных провинций, не имевших черных земель, производили сырье для ремесел. И, конечно, само ремесло давало много рабочих мест.

На фабрике Третьяковы начали производить полотно высшего качества. Это обеспечило долговечность будущих шедевров живописи.

Из двух братьев старший, Павел, был бесспорным лидером. Он брал на себя ответственность за каждый новый проект, взвешивал все за и против и воплощал в жизнь общие идеи. Братья были другой породы. Павел — вдумчивый, волевой, избегающий бездействия. Сергей был приветливым и общительным, ему нравились светские развлечения. Они прекрасно дополняли друг друга. Павел ценил мнение Сергея и дорожил его поддержкой. Сергей помогал брату во всем. Они работали рука об руку, чтобы создать все, что, по их мнению, должно прославить Россию и ее талантливых людей.

Громова Д. Триумф и крах империи Софьи Фальц-Фейн // Родина. 2016. N 4. с. 1. 103-105- Был бы купец, а товар найдется! // Родина. 2017. N 8. p. 8. 38-40- Штраус О. Тюремные лекции Софьи Паниной // Родина. 2018 N 3. С. 60-63- Федорец А. Каждый должен сражаться против Наполеона! // Родина. 2018 N 10. С. 52-55. 2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и творчестве. М., 1960. С. 270. 3. Центральный государственный архив в Москве. Центр хранения документов до 1917 г., Ф. 3. Оп. 4. Д. 3284. Л. 152.

  • # история
  • # образование
  • # XIX век
  • # благотворительность
  • # Третьяковская галерея
  • # купцы

ПЕРЕДАЧА ГАЛЕРЕИ П.М.ТРЕТЬЯКОВА В ДАР МОСКВЕ. 1892–1898

Летом 1892 года скоропостижно скончался младший брат Сергей Михайлович Третьяков. Он оставил завещание, в котором просил включить его картины в художественную коллекцию старшего брата: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне намерение передать в дар городу Москве свою художественную коллекцию и, с этой целью, оставить Думе города Москвы ту часть дома, которая принадлежит ему».. где находится его художественная коллекция… то я передаю часть этого дома, принадлежащего мне, Думе города Москвы, но при условии, что Дума примет условия, на которых мой брат передаст ей свое пожертвование…». Завещание не могло быть выполнено до тех пор, пока галереей владел Павел Третьяков.

31 августа 1892 года Павел Михайлович обратился в Московскую Думу с просьбой передать свою коллекцию и коллекцию Сергея Михайловича (вместе с домом) в дар городу. В сентябре на своем заседании Дума официально приняла пожертвование, постановила поблагодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за пожертвование, а также решила ходатайствовать о передаче коллекции под названием «Муниципальная художественная галерея имени Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Михайлович Третьяков был утвержден в качестве попечителя галереи. Павел не захотел участвовать в торжествах и слушать слова благодарности и уехал из страны. Вскоре стали приходить благодарственные адреса, письма и телеграммы. Русское общество не осталось равнодушным к благородному поступку Третьякова. В январе 1893 года Московская городская дума приняла решение о выделении 5 000 рублей в год на приобретение произведений искусства для галереи, в дополнение к деньгам, завещанным Сергеем Третьяковым. В августе 1893 года галерея была официально открыта для посетителей.

Михайлович был вынужден закрыть его в 1891 году из-за краж произведений искусства).

В декабре 1896 года Павел Третьяков был произведен в почетные граждане Москвы, как говорилось в постановлении Московской городской думы, «за большие заслуги перед Москвой, которую он сделал центром художественного образования в России, принеся в дар старой столице свою ценную коллекцию русского искусства».

После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей галерее и оставался ее администратором до конца жизни. Картины были куплены не только на деньги города, но и Третьякова, который передал их в дар галерее. В 1890 году коллекция пополнилась работами Николая Ге, Ильи Репина, Александра Саврасова, Валентина Серова, Николая Касаткина, Михаила Нестерова и других мастеров. С 1893 года Павел Третьяков издавал ежегодные каталоги коллекции, которые он регулярно дополнял и исправлял. Для этого он переписывался с художниками, их родственниками и коллекционерами, постепенно получая ценную информацию и иногда предлагая изменить название картины. Так, Н.Н.Рерих согласился с Павлом Михайловичем при составлении каталога 1898 года: «…Для языка действительно лучше было бы иметь краткое название, хотя бы такое — «Славянский город». Посланник». Это был последний каталог, составленный Третьяковым, наиболее полный и точный. В 1897-1898 годах здание галереи было вновь расширено, на этот раз за счет внутреннего сада, где Павел Михайлович хотел гулять, жертвуя всем ради любимого потомства. Подготовка к приему Сергея Михайловича и перестановка картин отнимали много сил Третьякова. Коммерческие и промышленные дела, участие во многих ассоциациях и филантропия требовали времени и энергии. Павел Михайлович принимал активное участие в деятельности Московского художественного музея.

ПАМЯТНИК П.М.ТРЕТЬЯКОВУ

Павел Третьяков (1832 — 1898) был похоронен на Даниловском кладбище рядом со своими родителями и братом Сергеем, умершим в 1892 году. В 1948 году его останки были перенесены на Серафимовское кладбище (Новодевичий монастырь). Надгробие скульптора И. Орлова по проекту художника И. Остроухова (гранит, бронза).

После 1917 года перед Третьяковской галереей на прямоугольном цоколе был установлен памятник Владимиру Ленину. Позже, в 1939 году, на этом же месте был установлен памятник в виде скульптуры Сталина, председателя Кабинета министров СССР. Скульптура Меркулова высотой 3,5 метра, изображающая Сталина в полный рост, выполнена из красного гранита. После вывоза она сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее, очень хорошо сохранилась и находится во дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене). Наконец, 29 апреля 1980 года на месте демонтированного памятника Сталину был установлен памятник основателю Третьяковской галереи Павлу Третьякову, скульптура которого существует и по сей день. Это гранитная статуя высотой четыре метра, созданная по проекту скульптора А. П. Кибальникова и архитектора И. Е. Рожина.

«ПОСМЕРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ТРЕТЬЯКОВЫХ

Даниловское кладбище было известно особым колоритом «третьего сословия», который не полностью исчез и по сей день. Московский историк А. Т. Саладин в 1916 году отмечал: «Даниловское кладбище можно с уверенностью назвать торговым, так как оно находится рядом с торговым Замоскворечьем. Пожалуй, ни на одном другом кладбище Москвы нет такого обилия коммерческих памятников, как на этом. С тех пор многое изменилось. Теперь здесь нет могил знаменитых московских купцов — Солодовниковых, Голопфтеевых, Лепешкиных…

Самой известной коммерческой могилой на Даниловском кладбище, возможно, во всей Москве, была могила Третьяковых — Павла Михайловича, Сергея Михайловича и их родителей. А.Т. Саладин оставил следующее описание: «На могиле Сергея Михайловича стоит черный мраморный памятник, довольно высокий, но очень простой, с надписью: «Сергей Михайлович Третьяков родился 19 января 1834 г., умер 25 июля 1892 г. Памятник Павлу Михайловичу в нескольких шагах дальше, под защитной сеткой, выглядит похоже, но несколько изысканнее по дизайну. Надпись гласит: «Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ 15 дек. 1832 г. ум. 4 дек. 1898 г.». Однако все эти останки сегодня не находятся на Даниловском кладбище. 10 января 1948 года останки двух братьев П.М. Третьякова и его жены Веры Николаевны были перенесены на Новодевичье кладбище.

Официально перезахоронение было произведено по инициативе Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. Председатель комитета М.Б. Храпченко в письме к директору похоронного бюро Моссовета обосновал свою инициативу следующим образом: «Несмотря на согласие руководства Третьяковской галереи сохранить эти могилы и их художественные надгробия работы художника В.М. Васнецова, эти могилы находятся в совершенно запущенном состоянии. (… ) Учитывая просьбы руководства Государственной Третьяковской галереи и близких родственников основателей галереи, Комитет по делам искусств при Кабинете Министров СССР ходатайствует о переносе бренных останков Павла Михайловича, Веры Николаевны и Сергея Михайловича Третьяковых и их художественных надгробий с кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье кладбище, где похоронены виднейшие деятели русской культуры и искусства.

То, что председатель Художественного комитета перепутал кладбище Даниловского монастыря с Даниловским кладбищем, неудивительно — их путают и сегодня, хотя первого не существует уже более семидесяти лет. Обоснование переноса могил звучит странно: на старом месте они «полностью обветшали». Однако ухоженные могилы никогда не «придут в запустение», а вот если они заброшены, то запустение гарантировано, даже если они находятся прямо у Кремлевской стены. Урна с прахом Маяковского находилась тогда в лучшем в стране колумбарии на Донском кладбище и никак не могла «истлеть», но ее все равно привезли на Новодевичье.

Конечно, у всех этих захоронений была совсем другая подоплека, и, судя по письму Храпченко, власти не очень-то хотели ее раскрывать: В Москве развернулась кампания по сбору и монтажу останков известных деятелей новодевичьего пантеона. Причем спасательные работы проводились не только на расчищаемых кладбищах, а вообще везде, за исключением, пожалуй, Ваганьковского кладбища, которое традиционно было вторым по значимости после Новодевичьего.

В некоторых источниках (например, в Московской энциклопедии) говорится, что Сергей Михайлович Третьяков до сих пор покоится на Даниловском кладбище. Это неправда. В архиве Третьяковской галереи хранится «Акт о перезахоронении останков П.М. Третьякова, В.Н. Третьяковой и С.М. Третьякова с Даниловского кладбища на кладбище Новодевичьего монастыря» от 11.1.1948 года. Помимо акта эксгумации и других документов, в архиве сохранилось несколько фотографий: на одних запечатлен момент эксгумации, другие сделаны на краю свежевырытой могилы на Новодевичьем кладбище. Фотографии не оставляют места для сомнений.

От анонимного спонсорства к музейному партнерству

Александр Тырнкован начал думать о братьях Третьяковых, Павле Михайловиче и Сергее Михайловиче, после того, как стал заниматься вопросами и проблемами музея в качестве администратора Третьяковской галереи.

В 2017 году бизнесмен пожертвовал галерее деньги на покупку у вдовы художника его фундаментальной работы Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой» (1976). Однако он не присутствовал на церемонии передачи и запретил музею упоминать его имя. Форбс узнал имя мецената, прочитав его на табличке перед работой Жилинского, когда она была выставлена на Крымском Валу через несколько дней после церемонии. «Я считаю филантропию частным делом и предпочитаю, чтобы мое участие в таких проектах не обсуждалось широко», — сказал Тинкован в интервью Forbes летом 2017 года.

Меценат поддержал следующее пожертвование Третьяковской галерее — 34 работы Гели Коржева из коллекции Владимира Некрасова, основателя «Арбат Престиж» — в ноябре 2017 года, покрыв половину стоимости коллекции. На средства Александра Тынкова Фонд поддержки Третьяковской галереи приобрел у американских коллекционеров Раймонда и Сьюзен Джонсон еще три картины Гели Коржева: картины «Маруся» (1983-1989), «Тревога» из серии «Опаленные огнем войны» (1968) и «Триумфаторы» из серии «Турки» (1980-1992). Директор галереи, Зельфира Трегулова, поблагодарила Владимира Некрасова и «спонсора, пожелавшего остаться неизвестным» за пополнение коллекции.

В январе 2022 года Третьяковы открыли Музей Павла и Сергея Третьяковых на улице Голутвинского, 1, в доме, где они родились и провели свое детство. Идея создания музея для благотворителей галереи возникла еще в 1990-х годах. В 1992 году руинам родового дома Третьяковых был присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения. В 1997 году они были перенесены в остальную часть галереи, но реставрационные работы начались только в 2017 году, когда к проекту подключился Александр Тынкован.

Это первый проект Третьяковской галереи, который финансировался исключительно за счет частных средств: Реконструкция, реставрация и приспособление здания под музей, обеспечение средствами коммуникации, создание музейной атмосферы и системы безопасности, приобретение мультимедийного оборудования, реставрация произведений искусства и памятных вещей, организация страхования. Архив младшей дочери Третьякова Марии Павловны Боткиной, который галерея разыскивала с 2006 года, был приобретен в Великобритании, а серебряная ваза, подаренная Сергеем Михайловичем Третьяковым Дмитрию Петровичу Боткину на посвящение его дома в 1863 году, была найдена и куплена московскими антикварами. Большая часть бюджета, объявленного Третьяковской галереей, 295 миллионов рублей, была внесена Александром Тынкованом.

По словам бизнесмена, понимание масштабов личности Третьякова-промышленника и коллекционера заставило его изменить собственные взгляды на филантропию. «Когда Лувр тратил 76 000 рублей в год на расширение своей коллекции, Павел Михайлович платил 92 000 рублей только за туркестанскую серию Верещагина. В Эрмитаже было 75 картин русских художников, а у Третьякова — 3300, — говорит Тинкован. Упорство, настойчивость и скрупулезность

В 1903 году художник Лев Бакст начал ухаживать за элегантной парижской дамой, Любовью Гриченко, дочерью Павла Михайловича Третьякова и вдовой художника Николая Гриченко. Бакст буквально осыпал Любовь Павловну признаниями в любви (в архиве Третьяковской галереи хранятся 200 писем, написанных художником в год свадьбы). Дочь Третьякова встречает меццоло — богатую даму из московского купеческого клана и неизвестного бедного художника еврейского происхождения. 37-летний Бакст не сдается и настаивает, что самое главное в его жизни — не деньги, а профессиональное признание. Он сразу же берет в долг 2500 рублей. Он обещает вернуть всю сумму через год и не возвращает ее.

Третьяковы на языке бизнеса

Раньше я думал: богатые купцы унаследовали капитал, и теперь их надо как-то трудоустроить, поэтому они покупали картины и занимались бизнесом», — говорит Александр Тынкован. Третьяковы, которые перешли от розничной торговли к оптовой, создали акционерное общество и использовали свои семейные связи в качестве рычага для создания промышленной империи в своей области. В 1910 году их новая фабрика в Костроме производила столько льна, сколько Швеция, Голландия и Дания вместе взятые. Третьяковы были успешными московскими девелоперами, которые создали частную торговую улицу, Третьяковский проезд, и построили многоквартирные дома для собственного пользования.

Продолжая аналогию с современностью, Тынкован отмечает, что даже в молодом возрасте братья Третьяковы оказались не только успешными бизнесменами, но и необычайно зрелыми личностями для своего возраста. В возрасте 27 лет Павел Михайлович Третьяков поставил перед собой цель создать публичную галерею произведений русских художников. «Я считаю, что пример Третьяковых должен стать известным, — убежден бизнесмен, — чтобы традиции московской благотворительности были продолжены в поколении сегодняшних молодых предпринимателей.

Три вида благотворительности и совместный подход

Проанализировав современную российскую культурную филантропию, Александр Тынкован пришел к выводу, что ее можно разделить на несколько типов. Одной из самых распространенных форм является GR-филантропия — добровольная и обязательная поддержка предпринимателями государственных проектов для решения своих бизнес-задач.

Другой вид филантропии, по мнению Тынкова, — это «фонд своего имени»: крупный завершенный проект, который войдет в историю, связанный с именем основателя. Так было, например, с Павлом Михайловичем Третьяковым и его галереей.

Александру Анатольевичу Тынкову ближе другой вид филантропии, он называет его «совместной или корпоративной филантропией». Бизнесмен видит перспективу в филантропии, построенной на бизнес-плане акционерного общества, в объединении усилий нескольких благотворителей в одном проекте. Можно провести исторические параллели: Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла Михайловича, завещал галерее брата свою коллекцию — 84 работы европейских художников (в том числе «Любовь в деревне» Бастьена-Лепажа, олицетворяющую художников поколения Серова и Коровина) и 37 работ русских мастеров, включая живопись и скульптуру. В своем завещании от 1907 года Сергей Щукин завещал свою коллекцию Третьяковской галерее. После смерти Михаила Морозова, первого русского коллекционера, купившего Ван Гога, его вдова Маргарита передала его коллекцию европейской живописи в дар Третьяковской галерее в 1910 году.

Первый опыт партнерства, создания совместных предприятий, благотворительности и поддержки социальных инициатив Александр Тынкован получил в 2013 году, когда основал благотворительный фонд «М.Видео» «Красивые дети в красивом мире», который помогает детям с удивительными челюстными патологиями и поддерживает национальные парки и заповедники в России. «Помимо социальной ответственности, компания применяла принципы ESG в своем бизнесе еще до появления этого термина», — говорит предприниматель: «Ритейлер первым стал взимать плату за пластиковые пакеты, а затем перешел на бумажные пакеты. Компания управляла специализированным центром. Нас интересовали и клиенты, и сотрудники, и социальная среда компании, и мир вокруг нас. Потому что нельзя уделять внимание только одной вещи, а все остальное оставлять безразличным. Александр Тынкован говорит, что даже после продажи «М.Видео» он продолжает искать идеальную модель филантропии и социальной ответственности.

В настоящее время он считает партнерскую модель благотворительности наиболее перспективной. Первые шаги уже сделаны. Среди них — совместная с Владимиром Некрасовым покупка коллекции Гелия Коршева для Третьяковской галереи и участие в совете школы «Летово», основанной бизнесменом Вадимом Мошковичем: «Летово» — одна из лучших школ в России, занимающая верхние строчки мировых рейтингов. В среднем 80 % детей школы получают стипендию, размер которой определяется по балльной системе, зависящей от материального положения семьи. «Чтобы эта система работала, она нуждается в постоянном обслуживании. Вам нужен серьезный фонд, например, Нобелевская премия. А у Вадима Мошковича большой CAPEX, он строит новые здания, школа растет и развивается. Я включился в работу, сделал взнос в фонд (второй по величине после фонда Мошковича, с общей суммой 1,57 миллиарда рублей в эндаументе школы) и стал председателем совета директоров школы», — рассказывает Александр Тынкован. Мы определяем стратегию, трехлетний финансовый план, бюджет и ключевые проекты — система полностью прозрачна для всех участников.

Поклонник иностранных живописцев

Сергей Третьяков также интересовался искусством. Но в отличие от своего брата, он предпочитал работы иностранных художников. Он особенно ценил работы Теодора Руссо, Жана-Франсуа Милле, Жюля Дюпре и других представителей барбизонской школы французских пейзажистов. В 1880-х годах он решил собирать работы представителей великих школ живописи — испанской, бельгийской и немецкой.

В отличие от брата, он неохотно показывал свою коллекцию и меньше завидовал ей — он мог легко обменять или продать ее, в то время как Павел Михайлович не расставался ни с одной картиной.

В. Серов. Портрет Сергея Михайловича Третьякова. 1895 год. Государственная Третьяковская галерея

Сергей Третьяков принимал активное участие в жизни города: он был инспектором московских купцов и членом Славянского благотворительного комитета. Эта организация, основанная в 1858 году, поддерживала православных людей, переезжающих в Россию, и финансировала открытие школ и церквей.

Он дважды избирался членом Московской Думы — в 1877 и 1881 годах. Он добился увеличения финансирования учебных заведений и начал собирать средства для солдат во время русско-турецкой войны. Именно благодаря ему Сокольническая роща стала частью города.

Согласно завещанию

Братья, которые почти во всем согласны друг с другом, давно решили, что когда-нибудь их коллекции должны быть переданы в дар городу. Для Павла Михайловича, которого младший брат иногда упрекал в том, что он не вмешивается в государственные дела, было важно, чтобы его коллекция была полезна москвичам.

«Для меня, истинного и горячего любителя живописи, не может быть лучшего желания, чем заложить основу публичного, доступного хранилища изящных искусств, которое будет полезно для многих и станет источником удовольствия для всех», — написал он в своем завещании, написанном в 1860 году.

Его младший брат скончался в 1892 году, и, согласно завещанию Сергея Михайловича, его коллекция была завещана Павлу Михайловичу. В 1892 году в городскую управу поступило прошение от Павла Третьякова о передаче в дар его коллекции вместе со зданием в Москве и коллекцией его брата. Подарок был очень щедрым, и в тот же день даритель оказался в центре внимания. Но весь поток благодарности, который омывал его, он совсем не хотел, предпочитая оставаться в тени. Он и его семья на некоторое время покинули город, ожидая, пока все успокоится. Вернувшись в Москву, он взял за правило посещать свою галерею — теперь это Муниципальная художественная галерея имени Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых.

Он отверг дворянский титул, предложенный Александром III: «Я родился купцом, купцом и умру». С другой стороны, он согласился на назначение его пожизненным попечителем галереи. Он также стал членом Московского отделения Совета по торговле и ремеслам и торговым советником.

Потомки — художник и политик

У Павла Михайловича было шестеро детей, но они не смогли повторить успех своего знаменитого отца. Однако Николай Третьяков, сын Сергея Михайловича, смог проявить себя. Влюбленный в искусство с детства, он сам стал художником, причем довольно успешным. Он был награжден серебряной медалью Академии художеств за картину «Утро на даче» 1888 года. Многие из его работ хранятся в Третьяковской галерее.

Его сын Сергей стал бизнесменом и политиком, а также был членом правления Третьяковской галереи. Он участвовал в создании Московского банка и возглавлял правление Российского акционерного общества льняной промышленности. Он выступал против царского правительства и в феврале 1917 года стал заместителем председателя исполнительного комитета Московского комитета общественных организаций. Его ожидала большая политическая карьера, но в 1920 году он эмигрировал во Францию, страну, искусством которой так восхищался его дед. Разочаровавшись в политике, он до конца жизни работал в журнале «Иллюстрированная Россия».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий