Большая часть коллекции Московского публичного музея Румянцева хранится в Государственной библиотеке в Доме Паскова. В 2009 году после ремонта были открыты отделы рукописей и карт.
Румянцевский музей в Москве: выставки, как добраться, часы работы
Румянцевский музей в Москве был музеем с обширной коллекцией книг, монет, рукописей, этнографических коллекций и исторических документов. Изначально Кунсткамера была основана как частный музей. За время его существования коллекции собирал Николай Румянцев. Долгое время это был единственный музей в Москве, который пользовался общественным авторитетом. Какова история этого замечательного учреждения? Какие были коллекции? Что осталось от него после Октябрьской революции? В каких исторических зданиях он размещался? Об этом и многом другом мы поговорим в нашей статье.
Давайте начнем с самого начала. Николай Румянцев всю жизнь любил искусство, природу и историю России. Долгое время он собирал книги и рукописи по истории, изучал обряды народов, издавал летописи древних русских городов и помогал организовать кругосветную экспедицию. Все это позволило создать обширную коллекцию частного музея семьи Румянцевых. Однако его главной страстью были рукописи, поэтому самой большой частью его коллекции была библиотека, которая насчитывала около 28 000 томов. Рукописи и книги приобретались в России и Европе. Иногда приобретались целые частные библиотеки, как, например, библиотека Лерберга. После смерти Н.П. Румянцева коллекция была завещана его брату. В 1826 году вся библиотека и коллекция Румянцевского дома была передана государству.
22 марта 1828 года указом царя Николая I был создан Румянцевский музей.
Румянцевский музей был открыт в 1831 году в особняке семьи Румянцевых в Санкт-Петербурге. Чтобы здание не разрушилось, так как его почти не посещали, было решено его перенести.
В 1861 году музей был перевезен в Москву, где разместился в Доме Пашкова. В Москве он был объединен с Московским публичным музеем. Дела музея перешли к Николаю Исакову. В это время его коллекция стала быстро расширяться: он приобрел картины Брюллова, Бремена, Левицкого и Вильмера, гравюры и книги из Эрмитажа, малахитовую столешницу и другие работы древних мастеров.
Читайте также.
Через год после передачи музей был открыт для посетителей. Она стала очень популярной как среди народа, так и среди императора. Александр II влюбился в нее и стал ее покровителем. Она приобрела ценные картины, такие как «Артаксеркс, Хаман и Эсфирь», «Явление Христа народу» и многие другие.
Вновь основанный музей состоял из трех отделов: отдела гравюр, отдела Дашковского и отдела живописи. Библиотека, которая была его частью, получила статус публичной библиотеки.
До революции Румянцевский музей в Москве постоянно расширял свои коллекции за счет спонсорской помощи. Например, Солдатенков пожертвовал деньги на книги и завещал свою личную библиотеку, а также коллекцию картин русских художников и скульптур.
Князь Долгорукий пополнил коллекцию драгоценными камнями и предметами из драгоценных металлов.
Все экспонаты могли осмотреть горожане, выставка была открыта ежедневно, а по воскресеньям посещение было совершенно бесплатным. Таким образом, он стал народным музеем. Старые фотографии Румянцевского музея в Москве показывают, как выглядели залы в те времена и какие экспонаты там хранились.
Многочисленные экспонаты вскоре перестали помещаться в доме Пашкова, и было решено перевезти коллекции в другое здание.
Коллекция музея
Граф Николай Петрович Румянцев был государственным канцлером и много путешествовал, как по делам, так и по собственной инициативе. В своих путешествиях он собирал редкие книги и старинные карты, этнографические материалы по истории народов России, карты и минералы.
Богатая коллекция драгоценных предметов разместилась в новом особняке, который коллекционер приобрел в 1802 году. В то же время Николай Румянцев не переставал расширять его. Он приобрел много этнографических материалов во время кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна, которое финансировал граф. Не пренебрегал он и произведениями искусства. В его коллекцию входили портрет императора Николая I работы художника Джорджа Доу и скульптура «Мир» работы Антонио Кановы.
Николай Румянцев, который был не женат и бездетен, умер в 1826 году, и коллекция была завещана его брату Сергею Румянцеву. Сергей Румянцев решил сделать коллекцию своего брата достоянием страны и передал ее в дар Министерству народного просвещения. Через два года царь Николай I подписал указ о создании Румянцевского музея.
Экспонаты
Основные фонды Румянцевского музея в Москве происходили из частной коллекции семьи, но после переезда музея в столицу экспонаты были приобретены меценатами.
В 1864 году на средства, пожертвованные А. И. Кошелевым, была приобретена коллекция исследователя и библиографа С. Д. Полторацкого. Он состоит из более чем 22 тысяч томов литературы 17-19 веков, ценных книг, рукописей, старинных гравюр, эстампов и т.д.
Сам Полторацкий передал в дар музею в 1868 году свои записки царице Екатерине Великой и отрывок из записки Петру Великому.
В 1880 году родственники поэта Александра Пушкина передали в дар музею его рукописи.
В 1898 году С. Толстая передала в дар музею часть рукописей Толстого.
П.А. Флоренский, М.С. Шагинян, В.И. Вернадский, Ж.В. Готье, В.О. Ключевского и многих других.
Император Александр I приобрел несколько знаменитых картин Александра Иванова, уникальный кубок из черной яшмы и многие другие экспонаты Эрмитажа.
Румянцевский музей: бесценный, ненужный, нелепый, общедоступный
Издавна принято называть этот музей Румянцевским, хотя первоначально он имел другое написание — Румянцевский. Так оно и писалось во всех документах, пока, наконец, в советское время его атональную гласную почему-то не заменили на букву «е». Но мы будем придерживаться новой традиции, потому что она полностью перечеркнула предыдущую.
Сначала музей был музеем для Петербурга. В его основу легла обширная коллекция графа Николая Румянцева (1754-1826), неординарного, просвещенного и деятельного человека, который на пике своей карьеры занимал пост министра торговли и иностранных дел. Он учился в Лейденском университете и долгое время жил в Германии, находясь на дипломатической службе; словом, он был европейцем и большим патриотом. Его интерес к западным книгам и гравюрам сочетался с его страстью к русской истории и этнографии. Он также очень интересовался археологией, нумизматикой, минералогией и ботаникой. Все эти наклонности нашли отражение в его богатой и красочной коллекции, которую Николай Петрович хранил в своем доме на Английской набережной.
Джордж Доу. «Портрет Николая Петровича Румянцева». 1828. фрагмент.
Старый граф умер через три недели после восстания декабристов. Он не оставил письменного завещания, но выразил свою волю устно своему душеприказчику, младшему брату. 3 ноября 1827 года Румянцов выразил эту волю в прошении на имя императора Николая I: «Желал бы я, благородный государь, чтобы пользование всем тем, что содержит музей, было предоставлено благородному юноше, воспитанному в учреждениях, столь почитаемых Вашим Императорским Величеством».
Царь полностью поддержал эту инициативу, хотя и отказался адресовать ее исключительно «благородной молодежи». Вместо Дома пажей унаследованные коллекции были переданы Министерству образования. В опубликованном постановлении говорится, что Румянцовский музей будет открыт для посетителей один раз в неделю как общественное учреждение. Однако специальная комиссия, прибывшая на две виллы на Английской набережной для вступления во владение имуществом, обнаружила, что здания обветшали и запущены, а коллекции не были должным образом разобраны и описаны. Поэтому еще три года ушло на ремонт помещений и формирование коллекций.
Музей был официально открыт 23 ноября 1831 года, но не имел большого успеха. Публике это не очень понравилось. Основная причина заключалась в том, что министерство было сыто по горло этим учреждением и при любой возможности пыталось сократить его бюджет. Кроме того, коллекция Румянцевского музея, состоявшая в основном из книг — от рукописей и надписей до современных изданий — не могла конкурировать с популярной и процветающей Императорской публичной библиотекой. Его задача как художественного музея превышала его возможности в то время. Хотя в описи коллекции значилось 4752 листа гравюр и эстампов, лишь немногие ценители смогли оценить это сокровище. Следующим пунктом в описи были «портреты, картины и скульптуры — 10 штук». Недостаточно, чтобы взволновать любителей «более благородного искусства».
На московских хлебах
Три десятилетия в Санкт-Петербурге не принесли Румянцевскому музею ни славы, ни прибыли, но когда он переехал в Москву, ситуация стала улучшаться на глазах. Это и понятно: старая столица не была избалована богатством культурной жизни того времени, а университет был не единственным светом в окошке. Здесь не было ни библиотеки, открытой для публики, ни музеев — даже Исторического музея или Третьяковской галереи. Местная интеллигенция встретила новость о переезде Румянцевского музея с энтузиазмом, а меценаты потянулись за своими кошельками.
Трудно назвать точную дату, которой можно измерить московский период в жизни музея. В его развитии на новом месте было несколько вех, каждая из которых по-своему символизировала что-то. Важной вехой стало лето 1861 года, когда музею был передан знаменитый дом Паскова возле Кремля. Почти в то же время произошло другое не менее важное событие: Из Санкт-Петербурга в Москву привезли «Явление Мессии» Александра Иванова. Представленная в актовом зале 1-й гимназии, гигантская картина имела такой большой успех у москвичей, что император Александр II решил оставить ее в столице в качестве подарка. Эта картина положила начало истории Румянцевской галереи.
Константин Маковский. Дети, спасающиеся от бури». 1872. фрагмент. Картина поступила из Румянцевского музея в Третьяковскую государственную галерею в 1924 году.
Первое издание постоянной экспозиции было открыто 9 мая 1862 года в доме Паскова. Но уже через месяц его закрыли на ремонт, а 24 августа состоялась вторая «премьера» — теперь уже в присутствии правящего императора. Усилия окупились: отныне члены королевской семьи являются самыми важными дарителями музея. Чтобы пополнить запасы, шкафы Эрмитажа не перетряхивались ни разу. Однако это ни в коей мере не умаляет важности других пожертвований. Список дарителей и спонсоров Румянцевского музея длинный, он получал как денежные пожертвования от частных лиц, так и целые коллекции книг, рукописей, картин и скульптур. Как выразился в одном из своих писем главный организатор музея Николай Исаков, «это общее дело, и каждый вносит свою лепту». Писатель и археолог Михаил Веневитинов, племянник гениального поэта пушкинских времен, выразился еще более четко: «Румянцевский музей — единственное место в Москве, которое нашло благодатную почву для выполнения своего прямого назначения.
Однако в фундаменте музея находилась «бомба замедленного действия», которую позже обнаружили. Чтобы сохранить коллекции, оставленные графом, власти распорядились, чтобы все новые приобретения регистрировались и хранились отдельно, что отразилось в названии учреждения: Московские публичные музеи и Румянцевский музей. Бюрократическое разделение того, что по сути было единым хозяйством, усугублялось тем, что объединить библиотечную функцию с музейной становилось все труднее, чем больше становились коллекции.
Культурный кластер хорош, если в нем есть место и логический порядок. Но Румянцевский музей жил в тесном и громоздком строении. Не зря еще до революции в прессе звучали такие призывы: «Если страдает наука, то ради нее можно поступиться эстетикой». Это означало, что пришло время передать многочисленные произведения искусства в новый музей по соседству (Иван Цветаев, кстати, был директором Румянцевского музея в течение десяти лет). И тогда, избавившись от дома Паскова, в нем можно было оставить только библиотеку на радость ученым. Подобные рекомендации впоследствии были по-своему использованы большевиками.
Надо делиться
Пролетарская революция принесла много радикальных изменений. Они также затронули Румянцевский музей, который был переименован из «императорского» в «государственный». Вопреки всем опасениям, коллекции не только не были уничтожены, но, напротив, были расширены до беспрецедентных размеров. В результате разграбления экспроприаторами тысячи предметов из конфискованных коллекций были перевезены как в дом Пашкова в Староваганьковском переулке, так и в новый филиал музея на Садовой улице. Часто конфискации оформлялись таким образом, что сами владельцы якобы просили революционные власти временно «охранять» ценное имущество, но это не меняло значимости произошедшего.
Иван Айвазовский. «Вид на башню Леандрова в Стамбуле». 1848. фрагмент. Картина поступила из Румянцевского музея в Третьяковскую государственную галерею в 1924 году.
Сотрудники музея предприняли героические усилия, чтобы разместить, описать и защитить все эти лавинообразные поступления (спойлер: многие из них впоследствии все равно были маргинализированы по легальным каналам, в частности, в антикварных магазинах Госторга). И они также готовились к приему важных коллекций из Эрмитажа: Теперь, когда Москва снова стала столицей, масштабы здесь должны быть поистине столичными, — считали некоторые товарищи из партийного руководства. Эти планы были частично реализованы, но только после того, как Румянцевский музей был упразднен.
Это может показаться странным, но после революции старый директор, князь Василий Голицын, оставался у руля более трех лет. Однако в 1921 году он был уволен и понижен в должности. Ликвидационная комиссия отметила, что «в первые годы революции музей оставался не только руиной старого царского строя, но и активным врагом советской власти». Новым директором был назначен Анатолий Виноградов, профессиональный книговед и начинающий автор с 33-летним стажем. (В свое время он ухаживал за двумя дочерьми профессора Цветаевой по очереди — из карьерных соображений, как говорила Марина Цветаева; она описывала его как человека «с невыносимо открытыми, пустыми глазами»). Виноградов сразу же назвал вверенное ему учреждение «нелепым старым музеем» и начал отделять библиотеку от галереи. Можно сказать, что он сам выковал гвозди, которые были вбиты в крышку гроба музея. Однако спасти Румянцевский музей он вряд ли смог бы, даже если бы захотел.
Карл Булла. Вид на парадную лестницу виллы Румянцева в Санкт-Петербурге. Фрагмент фотографии второй половины 19 века.
Окончательная точка в истории этого учреждения была поставлена в 1924 году: Народный комиссариат просвещения СССР счел нужным ликвидировать музей и передать его коллекции другим учреждениям культуры. И началось тектоническое движение фондов.
В результате реформы была создана Публичная библиотека им. В.И. Ленина, которая в настоящее время является Российской государственной библиотекой. Другие коллекции были разосланы по разным адресам. Например, культовая картина Александра Иванова была передана в Третьяковскую галерею (хотя и не сразу: выставочный зал смогли подготовить к выставке только в 1932 году). Большинство других работ русских художников также были переданы туда. Большая его часть попала в Исторический музей, а этнографическая коллекция — в Московский государственный университет. Главным бенефициаром стал Музей изобразительных искусств на Волхонке (позднее Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина), который получил, среди прочего, большую коллекцию западноевропейских картин, гравюр и скульптур. Но у него была и распределительная функция: многие экспонаты отсюда отправлялись в музеи страны. Такую же роль сыграла и Третьяковская галерея. В целом, процесс оказался довольно болезненным. Были незаметные исчезновения, неоправданные удаления и закулисные продажи для улучшения финансового положения государства. Такие подробности были обнародованы лишь спустя десятилетия.
Пополнение фондов музея
Генерал-губернаторы Москвы Павел Тучков и Николай Исаков призвали всех москвичей принять участие в работе недавно созданного «Музея науки и искусства». В результате более 300 коллекций книг и рукописей, а также отдельные бесценные пожертвования пополнили собрания Московского публичного музея и Румянцевского музея.
Пожертвования и спонсорская помощь стали основным источником пополнения коллекции. Не случайно было написано, что музей был создан благодаря частным пожертвованиям и усилиям общественности. Через полтора года после основания музея фонды библиотеки насчитывали уже 100 тысяч предметов. А 1 января 1917 года библиотека Румянцевского музея насчитывала уже 1200 тысяч предметов.
Император Александр II был одним из самых важных жертвователей. Он предложил многочисленные книги и большую коллекцию гравюр из Эрмитажа, более 200 картин и другие редкие предметы. Самым крупным подарком стала знаменитая картина «Явление Мессии» художника Александра Андреевича Иванова и его этюды, которые были приобретены наследниками специально для Румянцевского музея.
Уставы Московского публичного музея и Румянцевского музея предусматривали, что директор обязан «надзирать» и следить за тем, чтобы вся литература, изданная на территории государства, поступала в библиотеку музея. А с 1862 года в библиотеку поступил депозитный экземпляр. До 1917 года 80% коллекции составляли депозитные копии.
Императорский Московский и Румянцевский музей
В 1913 году отмечалось 300-летие Дома Романовых. К этим торжествам также приурочено празднование 50-летия Музея Москвы и Румянцевского музея. Роль императорской семьи как покровителя музеев невозможно переоценить. С 1913 года общественные музеи Москвы и Румянцева по императорскому указу стали называться «Императорскими музеями Москвы и Румянцева».
С тех пор библиотека впервые стала получать не только пожертвования и обязательные экземпляры изданий, но и деньги на формирование фондов. Появилась возможность пополнить книжный фонд. В 1915 году была открыта новая галерея, включающая зал Иванова, названный в честь художника, создавшего самую ценную картину в коллекции музея. Галерея была спроектирована таким образом, чтобы посетители могли увидеть появление Мессии, картину размером 540 × 750 см.
Государственный Румянцевский музей
К 1917 году в коллекции музея насчитывалось 1 200 000 предметов.
Уже в первые дни Февральской революции многие учреждения культуры начали демократизировать свои административные структуры и отношения между руководителями и рядовыми сотрудниками. В марте 1917 года Румянцевский музей изменил систему, согласно которой во главе учреждения стоял директор. На заседании совета музея был принят новый демократический порядок, и полномочия по принятию решений перешли от директора к совету.
Последним директором в истории Императорского музея и первым советским директором Румянцевского государственного музея был князь Василий Дмитриевич Голицын (1857-1926). Василий Дмитриевич Голицын, художник, военный, общественный деятель и музейный работник, вступил в должность директора 19 июля 1910 года. На его плечи легла основная нагрузка: содержание коллекций.
Сотрудникам музея и библиотеки удалось не только сохранить ценные предметы, но и спасти от уничтожения частные коллекции. В коллекцию были включены собрания предпринимателя Льва Константиновича Зубалова, купца Егора Егорова и многих других. С 1917 по 1922 год, во время массовой национализации частных коллекций, в том числе книжных, в библиотеку поступило более 500 тысяч книг из 96 частных библиотек. Среди них были коллекции графов Сереметевых (4 тысячи экземпляров), графа Дмитрия Николаевича Черного (25 тысяч экземпляров), известного собирателя старинных книг Павла Петровича Шибанова (более 190 тысяч экземпляров), библиотеки князей Барятинского, Корсакова, графов Орлова-Давыдова, Воронцова-Даскова и других. За счет переданных, заброшенных и национализированных коллекций фонды музея увеличились с 1 миллиона 200 тысяч предметов до 4 миллионов.
В 1918 году в библиотеке Румянцевского государственного музея были созданы межбиблиотечный абонемент и справочно-библиографический стол. В 1921 году библиотека стала государственным книгохранилищем.
С 1922 года библиотека получала два обязательных экземпляра всех печатных изданий на территории государства, что позволило, помимо прочего, обеспечить тысячи читателей не только литературой на языках народов СССР, но и их переводами на русский язык.
Примечания
- www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=281®im=3 Об учреждении Румянцевского музея // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — Т. III, 1828, № 1890. — С. 324—325.
- www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=281®im=3 О приеме в ведомство… // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — Т. III, 1828, № 1891. — С. 325.
- Коваль Л. М. Н. В. Исаков — основатель и директор первого публичного музея Москвы. — М., 2008. — 304 с.
В 1917 году музей был переименован в Государственный музей Румянцева.
В 1924 году библиотека и здание Пашкова были переданы Библиотеке имени Ленина. Музей был распущен. Книжная коллекция осталась в Библиотеке имени Ленина, картины европейских художников были переданы в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, работы русских художников отправились в Третьяковскую галерею, а экспонаты Дашковского отдела были включены в коллекции Музея народов мира. Историческая мебель была украдена, и только 11 предметов были переданы в Музей мебели. Вывоз экспонатов продолжался до 1930-х годов; последней картиной, покинувшей галерею Румянцевского музея, была картина Александра Иванова.
Наследие перестройки
В 1988 году началась масштабная реконструкция здания, но 1990-е годы стали для Дома Пашкова довольно мрачным периодом. Крыша начала протекать, а оконные стекла были разбиты. Здание находилось в очень плохом состоянии.
Но в конце концов были найдены деньги на его восстановление, и в 2007 году Дом Пашкова открыл свои двери для посетителей.
Читайте также. Посмотрите расписание и фотографии, а также узнайте, как туда добраться.
Здание является историческим зданием. Он был построен в 1788 году по проекту архитектора Баженова. Здание расположено рядом с Кремлем в историческом центре столицы. У дома очень интересная история, он несколько раз переходил из рук в руки, но самым важным событием в его истории стало размещение в его стенах Румянцевского музея.
Дом-сокровищница
Купив дом в 1802 году, Румянцев превратил его из скромного жилища частного лица и купца в великолепный дом в наполеоновском стиле важного политика, богатого и аристократичного человека, который посещал сам император.
Сначала были реконструированы интерьеры. Граф жил в трех комнатах, окна которых выходили на Неву. В других комнатах особняка хранились его бесценные сокровища. Скромный фасад здания, ничем не отличавшийся от окружающих построек, в то время был обманчив: внутри дом выглядел гораздо роскошнее.
В 1824 году Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Глинку, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе, для работы над проектом перестройки виллы. Перед архитектором стояла сложная задача спроектировать новый фасад, который сразу бросался бы в глаза, не изменяя пропорций архитектурного массива. Глинке это удалось. Он завершил здание мощным, размашистым портиком с 12 колоннами на высоком цоколе. Колонны стоа с коринфскими капителями (верхняя часть) подчеркивают его монументальность. Колонны Пантеона имеют аналогичную структуру.
Фото: pixabay.com
Дом был украшен горельефом работы скульптора Ивана Мартоса — «Аполлон-Мусегет на Парнасе в окружении девяти муз и их матери Мнемосины». По обе стороны от композиции располагались представители наук и искусств.
Работа была настолько хороша и талантлива по меркам того времени, что Академия художеств присвоила Глинке звание ученого.
В 1826 году Николай Румянцев умер, оставив своему младшему брату Сергею Петровичу устное поручение превратить дом на Английской набережной со всеми находившимися в нем предметами в музей «на пользу Просвещения».
Дубовый шкаф, стенки которого обтянуты тисненой, позолоченной кожей. Фото.
Женская гостиная (будуар), фото: «Петербургомания».
Как добраться до Румянцевского музея в Москве
Дом Пашкова с коллекцией Румянцевского музея расположен в центре столицы. Несколько станций метро находятся в нескольких минутах ходьбы:
- «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии.
- «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
- «Александровский Сад» Филевской линии.
Вы можете доехать на автобусе до остановки «Метро Библиотека имени Ленина». Здесь останавливаются следующие автобусы: m1, m6, m9, n11, e10.
Вы можете заказать такси до Дома Пашкова через: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Максим и Такси Везет.
Яндекс, Yandex, Yannet, Vet, Yevez, Yevgeny, Vets, Vetrans, Yevgeny, Vetrans, Vetrans, Vetrans, Vetrans, Vetrans, Vetrans.
Видеоролики о Румянцевском музее.
Литература |
- Румянцевский музей — статья из Большой советской энциклопедии.
- Скрыдлевская С. Граф Н. П. Румянцев — коллекционер и нумизмат
- К истории Московского Румянцевского музея / И. Н. Игнатович // Румянцевские чтения. — М.: «Пашков дом», 2001. — С. 112—119
- К истории становления Румянцевского музеума / В. Ф. Молчанов // Культура: от информации к знанию. — М.: «Пашков дом», 2003. — С. 5—17
- Румянцевский музей в начале XX в. / Е. А. Иванова // Румянцевские чтения — 2010. — М.: «Пашков дом», 2010. — С. 151—156.
В 1988 году началась масштабная реконструкция здания, но 1990-е годы стали для Дома Пашкова довольно мрачным периодом. Крыша начала протекать, а оконные стекла были разбиты. Здание находилось в очень плохом состоянии.
Но в конце концов были найдены деньги на его восстановление, и в 2007 году Дом Пашкова открыл свои двери для посетителей.
Здание является историческим зданием. Он был построен в 1788 году по проекту архитектора Баженова. Здание расположено рядом с Кремлем в историческом центре столицы. У дома очень интересная история, он несколько раз переходил из рук в руки, но самым важным событием в его истории стало размещение в его стенах Румянцевского музея.
В настоящее время
Сегодня здесь находится Дом Пашкова:
Читайте также Царское Село, Екатерининский парк, Пушкин, Санкт-Петербург.
- Научно-исследовательский отдел рукописей. Фонд составляет около 610 тысяч экземпляров. Самые старинные рукописи относятся к 6 веку. Здесь есть фонды Петра Первого, Державина Г.Р., Кутузова М.И., Грибоедова А.С., Лермонтова М.Ю., Тютчева Ф.И. и других деятелей русской литературы и истории. Здесь присутствуют собрания на древнегреческом и древнерусских языках, на славянском и на латыни.
- Отдел картографических изданий. Это один из крупнейших в мире фондов. Насчитывает около 250 тысяч экземпляров карт, планов, атласов, глобусов и картосхем. Самые старинные карты – 15 века. Здесь есть атласы Мекарта, и современные интерактивные карты. У самого входа в отдел расположена коллекция минералов и камней.
- Отдел звукозаписей и нотных изданий. Здесь расположен крупнейший в мире фонд нотных изданий, в котором хранится около 400 тысяч зарубежных и отечественных нот, и около 30 тысяч звукозаписей. Прижизненные издания нот Моцарта, Генделя, Баха, Глюка, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шостаковича, Бетховена, Вагнера, Штрауса, Верди и многих других композиторов. Здесь можно увидеть и услышать первые пластинки и подпольные самодельные пластинки, созданные на рентгеновских снимках.
- Культурно-выставочный комплекс РГБ (Российская Государственная библиотека). Здесь организуются различные выставки, балы, музыкальные вечера, различные презентации и церемонии вручения премий.
Так, 16 октября 2020 года открылась выставка «Первые наставления подростка» с уникальными заголовками из Отдела изучения рукописей и редких книг.
Рекомендуемая литература
- К истории Московского Румянцевского музея / И. Н. Игнатович // Румянцевские чтения. — М.: «Пашков дом», 2001. — С. 112—119
- К Истории становления Румянцевского музеума / В. Ф. Молчанов // Культура: от информации к знанию. — М.: «Пашков дом», 2003. — С. 5—17
- Румянцевский музей в начале XX в. / Е. А. Иванова // Румянцевские чтения — 2010. — М.: «Пашков дом», 2010. — С. 151—156
- Русские масоны и Румянцевский музей / Т. Н. Игнатович // Книга в пространстве культуры. — Вып. 1(7). — М., 2011. — C. 15—28
- К 150-летию открытия Московского Публичного и Румянцевского музеев / Е. А. Иванова // Румянцевские чтения — 2012: материалы Всероссийской научной конференции (17—18 апреля 2012 г.): в 2 ч. / Российская гос. б-ка. — Ч.1. — М.: «Пашков дом», 2012. — С. 236—245
- Ваганьковский холм и его жемчужина / Л. И. Илларионова // Библиотека в контексте истории: материалы 10-й Всероссийской с международным участием научной конференции, Москва, 3—4 октября 2013 г. : в 2 ч.. — Ч. 1 / сост. М. Я. Дворкина. — М.: «Пашков дом», 2013. — С. 197—202
- Собрание Н. П. Румянцева / Е. А. Иванова // Румянцевские чтения — 2014: материалы международной научной конференции (15—16 апреля 2014): в 2 ч. — Ч. 1. — М.: «Пашков дом», 2014. — C. 16—27
- Московский Публичный и Румянцевский музей на страницах архитектурных путеводителей / Л. И. Илларионова // Румянцевские чтения — 2020: материалы международной научной конференции (14—15 апреля 2015): в 2 ч.. — Ч. 1. — М.: «Пашков дом», 2020. — С. 126—131
- Государственный Румянцевский музей в 1918—1919 гг. / Е. А. Емельянова // Румянцевские чтения — 2020. Ч. 1: материалы научно-практической конференции Российской государственной библиотеки, (12—13 апреля 2016): в 2-х ч. / Российская гос. библиотека, Библиотечная ассамблея Евразии; сост. Е. А. Иванова. — М.: Пашков дом, 2020. — С. 214—220
Каждое воскресенье в Доме Пашкова проводятся тематические экскурсии, на которых все желающие могут познакомиться с домом и историей Румянцевского музея.
Здесь можно увидеть знаменитую вазу, которую Александр II подарил музею, а также великолепный зал — читальный зал библиотеки. Сегодня здесь проходят выставки, посвященные Румянцевскому музею в Москве. Здесь также проводится обширная диктовка.
С балкона Большого зала библиотеки открывается великолепный панорамный вид на столицу.
В небольшой комнате на третьем этаже посетители могут увидеть скульптуру «Саломея» работы Е. И. Беклемишевой. На третьем этаже находится скульптура Магни Пьетро «Девушка, которая читает».
В доме сохранились чугунные лестницы в боковых крыльях.
Однако самым большим сокровищем дома являются манускрипты и книги. Программа тура состоит из трех отделов: Рукописи, картографические издания, а также звукозаписи и музыкальные партитуры.
Достопримечательностью Дома Пашкова является Большой читальный зал.
— Друзья
Создан: 03.03.2011 Записи: Комментарии: 03.03.2013 03.03.2013 Разместил: 134676
Каждый, кто неравнодушен к российскому прошлому, знает предшественника главной библиотеки России — Московский публичный музей и Румянцевский музей, но никто из ныне живущих не может его посетить. Румянцевский музей, первое музейное учреждение Москвы и один из важнейших культурных центров столицы, не существует уже около 100 лет. Он был уникален во многих отношениях: превращение Москвы в город-музей, настоящий народный музей, обновленный благодаря частным пожертвованиям и эндаументам, богатство его фондов (второй по величине в России после Эрмитажа в Санкт-Петербурге), тот факт, что это был музей с личными коллекциями, каждая из которых выражала личность коллекционера, и, наконец, тот факт, что это был относительно редкий тип культурного учреждения, музей-библиотека по образцу Британского музея. Но судьба этого музея была исключительной и с другой, более печальной точки зрения: кроме него, в России и СССР не было другого значительного музея, даже среди полностью разграбленных во время Второй мировой войны, который прекратил бы свое существование или чьи коллекции были бы полностью разобраны и перераспределены.
Знаковая реконструкция Румянцевского музея должна стать межмузейным проектом. На первом месте по значимости и количеству посетителей находится Галерея факультета изобразительных искусств.
01 Доу Д. Портрет Н. П. Румянцева 1826-1828 Холст, масло надпись. 1828 Российская государственная библиотека
Портрет был установлен на стене Румянцевского зала. Основатель музея изображен в полный рост в платье Андреева, многие черты напоминают о его меценатстве и глобальной миссии в науке. Последний проект Д. Дау был в Санкт-Петербурге. Возможно, портрет был сделан самим меценатом С.П. Румянцевым, который очень похож на своего покойного брата. Копию портрета можно увидеть в фойе 2-го (служебного) входа Российской государственной библиотеки.
Портрет является одним из символов РСЛ. В 1828 году, через два года после своей смерти, художник написал ее по просьбе своего брата С.П. Румянцева. П. Румянцева и передал его в музей как часть семейной коллекции памятника. Английский художник Д. Доу работал над этим портретом в 1826-1828 годах, когда Сергей Румянцев находился в постоянной переписке с Министерством просвещения. В последние десятилетия портрет находился в Государственном музее имени Пушкина (Москва).
02 Владимир Боровиковский (1757-1825) Портрет Александра Румянцева, сподвижника Петра Великого, 1811 год.
Этот портрет первого государственного деятеля из рода Румянцевых, генерала А.И. Румянцева, друга и сподвижника Петра I, был написан в 1811 году, вероятно, по заказу Н.П. Румянцева. Генерал изображен с гербом Александра Румянцева и картой с местами важнейших победоносных сражений.
Портрет был написан в 1811 году художником Василием Боровиковским (1757-1825) и являлся семейной реликвией семьи Румянцевых. В 1862 году она была привезена из Санкт-Петербурга в Москву в составе коллекции Николая Петровича Румянцева.