Правительствующий Сенат при Петре I Великом. Сенат в российской империи.

Большинство сенаторов нового руководящего органа были выходцами из Консилии, и каждый кандидат был лично утвержден Петром. Среди первых членов Сената, утвержденных лично императором, были следующие близкие к царю политики:

Правительствующий Сенат при Петре I Великом

Правительствующий Сенат был высшим органом центрального правительства, назначенным Петром I 2 марта 1711 года для выполнения законодательных, административных и судебных функций во время отсутствия царя на Северной войне со Швецией. Все члены Сената назначались лично Петром I и лично отчитывались перед ним о состоянии дел в стране и выполнении его распоряжений.

Функции Правительствущего Сената

Кратко перечислим основные задачи Сената, для выполнения которых этот высший орган государственного управления был создан Петром I:

  • Контроль за доходами и расходами госдураства — ведение торговлей, налогами и откупами
  • Исполнение функции высшей судебной инстанции
  • Внешняя политика — налаживание дипломатических отношений с соседними государствами
  • Контроль за деятельностью государственных чиновников всех уровней — назначение на должности, проверки качества исполняемых обязанностей и т.д.

История создания Правительствующего Сената при Петре I

Создание Сената было обусловлено, прежде всего, желанием Петра I самому управлять государством (форма абсолютистской монархии) с помощью лично преданных ему лиц на ключевых постах. Подготовка к созданию Сената началась в 1701 году, когда функции Боярской думы как высшего органа управления перешли к «Совету министров» — собранию руководителей важнейших государственных ведомств (многие из которых не были боярами). На основе этих «консилий» Петр I выбирал людей, которые будут участвовать в Сенате, который был учрежден 5 марта 1711 года.

Состав сената при Петре I

Первоначально Сенат состоял из девяти членов. Долгоруков, князь Г.А. Плененков, генерал-майор В.А. Апухтин и Н.П. Мельницкий. Роль главного секретаря исполнял А. Щукин.

Кроме того, для дополнительного контроля была создана должность финансового сотрудника для надзора за деятельностью сотрудников. При Сенате существовал главный фискал (а позднее — генеральный фискал) с четырьмя помощниками, в каждой провинции должен был быть провинциальный фискал с тремя помощниками, а в городах — один или два муниципальных фискала в зависимости от численности населения.

Еще одна трансформация центральных институтов власти коснулась системы органов исполнительной власти — в 1718-1722 годах устаревшая система приказов (канцелярий) была заменена коллегиальной системой, а коллегии освободили Сенат от ответственности за решение мелких вопросов. Первоначально в Сенате были представлены президенты всех колледжей, но позже это было признано неэффективным, и в Сенате остались только президенты военного колледжа и колледжа иностранных дел.

12 января 1722 года была учреждена Генеральная прокуратура как надзорный орган для всех местных и центральных административных органов и судов (включая Сенат). Генеральный прокурор, возглавлявший прокуратуру, действовал в качестве главы канцелярии Сената и осуществлял надзор за деятельностью Сената. У генерального прокурора был заместитель генерального прокурора в Сенате.

Появление Сената

Он был создан как резервная система для осуществления государственной власти в случае, если губернатор находится вне столицы штата. Петр I был известен своим свободомыслием, наслаждался свободой и много путешествовал. Во время его долгого отсутствия государственная бюрократия не могла принять необходимые законы или важные меры. Таким образом, цена абсолютной монархии была очевидна, ведь Петр был единственным воплощением государственной власти на просторах империи.

Скачайте учебную работу и получите отформатированную версию всего за 30 секунд 👍.

Так было до 1711 года, когда был создан новый орган государственной власти на законодательном уровне. Он назывался «Правительствующий сенат». Первоначальный орган состоял из ближайших доверенных лиц правителя. На протяжении нескольких веков эти помощники представляли знатные роды аристократии в Российском государстве. Среди них были Михаил Долгоруков, Григорий Волковский, Петр Голицын и некоторые другие высокопоставленные члены тогдашнего общества. Изначально Сенат состоял всего из девяти человек, которым Петр I полностью доверял в принятии решений.

Функции Сената при Петре I

В начале XVIII века в России не существовало четкого разграничения между тремя основными ветвями власти, поэтому функции этого органа государственной власти менялись в зависимости от задач, возложенных на него в тот или иной момент. Сенаторы должны были строго следить за государственной казной, а также решать проблемы и вопросы, возникающие в области торговли и юриспруденции. Такое учреждение ни в коем случае не должно было противоречить царю и вызывать оппозицию. Считается, что российский Сенат того времени имел мало общего с аналогичными учреждениями в европейских странах и поэтому нуждался в реформировании и развитии.

Полезно для написания реферата о создании Сената и его функциях 👇
Курсовые, дипломные и другие работы, написанные студентами.
80% студентов, обратившихся за помощью, улучшили свои оценки.
Трудности с письмом? Мы можем помочь! Получите список рекомендаций, исправьте ошибки.

Основными задачами Сената, учрежденного Петром I, были:

  • контролирование различных чиновников, министров;
  • назначение на руководящие должности государства;
  • орган исполнял роль судебной инстанции в зависимости от обстоятельств;
  • сенат являлся законосовещательным органов при царе.

Все решения этого органа принимались единогласно. В то же время сенаторы с самого начала тесно сотрудничали на уровне местных чиновников. Поскольку Россия имела огромную территорию, она зависела от постоянной поддержки из центра, чтобы эффективно осуществлять свою прямую власть в регионах. Первоначально существовала разветвленная система назначений, но со временем стало ясно, что эта система не вполне эффективна и не соответствует своему назначению. Существующий административный аппарат необходимо было развивать и реорганизовывать путем рационализации.

Во время административно-территориальной реформы, когда на территории страны были созданы границы провинций, в каждом округе было по два комиссара, которые работали непосредственно с центральной властью в столице страны. Комиссары работали напрямую с членами Сената и более эффективно решали проблемы местного управления. Через некоторое время список чиновников Сената был расширен. Теперь к делу подключились прокуроры и сборщики налогов. Эти чиновники действовали как начальники по отношению к царю. В их обязанности входило:

  • контролировать работу различных учреждений;
  • выполнять указания императора вплоть до последней ремарки.

Вскоре стало ясно, что эти чиновники могут использовать свою силу убеждения в корыстных целях и злоупотреблять своими полномочиями. Из-за неоднозначной службы фискалов использовалась негативная коннотация слова, значение которого сводилось к доносу. Однако в то время эти офисы были незаменимы, и от них нельзя было отказываться, хотя было много признаков недовольства их деятельностью.

Финансовый директор был уполномочен потребовать объяснений от любого сотрудника Сената. Поэтому чиновники всех уровней всегда знали, что проступки и нарушения их обязанностей могут иметь негативные последствия. Более того, высшие налоговые органы действовали на региональном уровне, поэтому сложилась определенная система взаимоотношений.

Реформы Екатерины II

Создание правящего Сената выявило серьезные искажения в системе государственного управления. Между государственными служащими часто возникали конфликты по поводу уровня их обслуживания. Государственное учреждение сильно пострадало от конфликтов между чиновниками Сената.

В 1722 году в должность вступил генеральный прокурор. Он стал самым важным лицом в установленной власти и был своего рода связующим звеном между главой государства и другими чиновниками сената. Однако после правления Петра Великого страна вновь пострадала от серии переворотов, которые удалось сдержать лишь несколько десятилетий спустя. Затем на престол Российского государства взошла Екатерина Великая. Она вдохнула новую жизнь в деспотичный и устаревший орган управления.

В годы неопределенности был создан Верховный тайный совет, которому на некоторое время удалось отстранить Сенат от управления государством, но вскоре это учреждение было разделено на шесть департаментов. Каждый отдел отвечал за определенную область административной деятельности. Эти меры помогли уточнить обязанности Сената.

Первый раздел касался исключительно внутренних дел. На вторую возлагались задачи судебной власти. Другая часть Сената активно занималась губерниями, которые имели особый статус в Российской империи.

Также существовала секция, задачей которой было заниматься военными и морскими вопросами. Два других отдела находились в Москве и отвечали за судебные и административные вопросы. Другие отделения Сената находились в Санкт-Петербурге.

Императрице удалось усилить влияние генерал-прокурора на работу всех ведомств. Екатерина II смогла восстановить уровень самодержавия времен Петра Великого, предпочитая держать все управление страной в своих руках. Однако после ее смерти сенат вновь утратил свои прежние функции. Этот орган был упразднен после большевистской революции 1917 года.

Основная функция Сената заключалась в том, чтобы представлять царя в вопросах повседневного управления государством. Строгого определения функций не было.

Сенат должен был отвечать за это:

  • судебными делами;
  • налоговыми вопросами;
  • фискальными вопросами;
  • вопросами строительства, как стратегического (верфи, заводы), так и текущего, городского;
  • дипломатическими делами (включая внешнюю торговлю);
  • делами обеспечения армии и флота в условиях ведения воин с Турцией и Швецией;
  • вопросами государственной службы дворян и контролем за деятельностью чиновников на местах.

В 1711 году Петр I упразднил Разрядный приказ и передал все его функции Сенату. Таким образом, этот орган власти отвечал за назначение «военных и гражданских чинов» по всему государству, т.е. за весь служилый класс. Для надзора за всеми служебными делами при Сенате была создана специальная канцелярия — Разрядная коллегия, которая стала сначала Разборной канцелярией, а затем Герольдмейстерской конторой.

Правление Петра i Великого

Вновь созданная финансовая служба была передана в ведение Сената, а центральная власть усилила контроль над местными чиновниками и администрациями.

Интересно. Значение Сената как органа центральной власти не уменьшалось даже тогда, когда император подолгу не присутствовал в столице. Создание колледжей также никак не повлияло на их функции. Напротив, коллегии взяли на себя большую часть второстепенных дел, что «разгрузило» Сенат и заставило его сосредоточиться на глобальных вопросах, которые влияли на жизнь всего штата.

Контроль за деятельностью сенаторов

В 1711 году не существовало инструментов контроля Надзенсиата. Сенат был подотчетен правителю во всех вопросах. В указе 1711 года об этом четко говорилось. которые дают обещание совершить лжесвидетельство… должны быть сурово наказаны». Действительно, только монарх мог контролировать действия и работу Сената. В 1714 году это было подтверждено специальным указом, запрещавшим кому-либо жаловаться на любые действия сенаторов. Это положение также было подтверждено указом в 1718 году.

В 1715 году царь попытался ввести должность генерал-аудитора, то есть главного ревизора Сената, на которую назначил В. Н. Зотова. Но Зотов не смог контролировать сенаторов, и Петр Алексеевич был вынужден отозвать свое назначение.

В 1720 году государство начало организовывать прокуратуру. Сначала Петр Алексеевич пытался передать управление Сенатом и сенаторами А. Я. Витте. В 1721 году царь передал управление штаб-офицерам гвардии и запретил сенаторам принимать важные решения без его личного согласия (документы, определявшие порядок в государстве, должны были быть подписаны монархом). В 1722 году была создана прокуратура, возглавляемая главным прокурором и генеральным прокурором. Первым генерал-прокурором был сподвижник царя П. И. Ягужинский.

Генерал прокурор Ягужинский

С одной стороны, генеральный прокурор и генеральный прокурор сближали сенат и императорскую власть и регулировали работу сенатского представительства и канцелярии; с другой стороны, сенат утратил былую независимость, и его функционирование часто ограничивалось желаниями и стремлениями самого генерал-прокурора. Вся суть первоначальной реформы была сглажена.

Интересно. Почти все ученые отмечают, что институт генерального прокурора имел огромное практическое значение и был самым знаковым институтом, когда-либо связанным с Сенатом.

Место Сената в системе государственного управления

После всех этих реформ Сенат занял следующее место в системе государственного управления и государственного аппарата России (см. рисунок).

Император (с 1721 года)
Императорский кабинет (во главе с министром-секретарем)
Генеральный директор финансов (после 1722 года) + помощники Генеральный прокурор (с 1722 года) + Генеральный прокурор (непосредственное участие в заседаниях Сената)
Управляющий сенат
Сенатская канцелярия (офисы) + Институт государственных комиссаров Управления, батальоны и департаменты Сената под руководством офицера Генерального штаба и генерал-майора
Колледжи
Провинциальные власти

Канцелярия Сената состояла из следующих отделений:

  • Фискальный;
  • Губернский;
  • Секретный;
  • Приказный;
  • Разрядный.

В отношении Управлений, Палат и Постановлений:

  • Поместный приказ был учрежден в 1711 году, а упразднен в 1718-ом;
  • Расправная палата просуществовала до 1719 года;
  • Контора генерал-герольдмейстера была организована в 1722 году, а упразднена в 1848-ом;
  • Контора генерал-рекетмейстера просуществовала до 1816 года;
  • Московская и Ревизионная конторы – до 1725-го.

Послевоенные события и упразднение

Упразднение коллегий в 1720 году укрепило позиции Сената. И особое место в этом органе почти всегда занимал институт прокуратуры, который был создан в 1722 году государственными чиновниками и в соответствии с которым он был структурирован. В этот период обострились конфликты между представителями высших сословий, и Петру пришлось искать человека, который мог бы председательствовать на заседаниях Сената и следить за тем, чтобы всегда поддерживался порядок.

Сенат при Петре I — история создания, функции и роль высшего органа власти в Российской империи

Как показала практика, старший статс-секретарь Анисим Щукин не справлялся с этой задачей, поэтому сразу после его смерти она была поручена сменившим его гвардейским офицерам. Со временем Петр стал гораздо больше заниматься внутренними делами империи, особенно законодательством, и поэтому значение Сената значительно уменьшилось.

В 1721 году царь предписал сенаторам не принимать никаких решений без его личной подписи, предваряемой тщательным изучением дела. Закон, согласно которому никто не имел права жаловаться царю на Сенат, был восстановлен несколькими годами ранее, но неповиновение каралось смертью.

Местонахождение органа власти постоянно менялось и неоднократно переносилось из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, хотя в 1714 году оно было окончательно закреплено за Северной Пальмирой. Окончательное упразднение Сената произошло только после Октябрьской революции 1917 года.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий