1 января 1872 года К. П. Победоносцев стал членом Государственного совета по департаменту политических и церковных дел. Однако Константин быстро разочаровался в работе Государственного совета, о чем писал в своих письмах. Например, он жаловался своей жене Екатерине Федоровне, что переживает трудные времена:
Победоносцев Константин Петрович как символ эпохи Александра III
Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) — один из важнейших государственных деятелей эпохи Александра III, главный идеолог политики, проводимой Александром III. Победоносцев был известным русским правоведом, богословом, защитником абсолютизма и православной веры.
Весной 1881 года, когда в атмосфере социального кризиса был предложен план продолжения и развития великих реформ 1860-1870-х годов, консервативный официоз выступил против этих планов и сумел свести их на нет. Это определило направление развития страны на следующую четверть века.
Детство и юность.
Отец К. П. Победоносцева, Петр Васильевич Победоносцев (1771-1843), выпускник Славяно-греко-латинской академии, был преподавателем гимназии при Московском университете. В 1807 году он стал магистром философии и лингвистики. В это же время он начал преподавать русскую литературу в Александровском институте благородных девиц. С 1814 года он преподавал в Московском университете.
Его мать Константина Павловича Победоносцева была представительницей старинного дворянского рода, уходящего корнями к немцу Кристофу Карлу Доле, поступившему на службу к псковскому князю Александру Михайловичу в XIV веке.
Константинос был младшим ребенком в семье. Дети воспитывались в религиозном духе. Отец младшего Константиноса смог уделить ему особое внимание, когда в 1835 году вышел на пенсию.
Дома Константин получил свое раннее образование. Это позволило ему поступить в имперскую юридическую школу, минуя гимназию. В школу принимали только дворян и готовили их к государственной службе.
Начало карьеры чиновника и учёного.
15 июня 1846 г. К. П. Победоносцев вступает в свою первую должность — титулярного советника — и начинает свою карьеру на государственной службе.
В начале своей службы К. П. Победоносцев начал изучать юридические документы с целью написания работ по истории права. Благодаря своим публикациям в конце 1850-х годов он приобрел репутацию эксперта по российскому праву. С 1858 года он преподавал в Московском университете, а в 1859 году защитил магистерскую диссертацию на тему «О реформе гражданского права».
В книге Победоносцев К.П. Юридические сочинения представлены не только публикации Константина Петровича по истории русского права, но и обширный библиографический очерк о нем. В «Биографии К.П. Победоносцева» В.А. Томсинов описывает его судьбу и государственную деятельность, но также показывает его глобальную перспективу и его важнейшие достижения в области научной юриспруденции.
Работы К.П. Победоносцева, опубликованные в сборнике, посвящены судебной реформе, имущественному праву и концепции права.
В 1861 году К.П. Победоносцев вошел в состав Комиссии по судебной реформе и был одним из авторов лучших проектов реформы. Он был разочарован работой комитета и написал об этом в своем дневнике и в различных заметках.
Более того, в 1861 году Победоносцев был приглашен преподавать право Николаю Александровичу, наследнику престола. В течение двух лет Константин Петрович читал Цесаревичу лекции по юриспруденции, гражданскому и конституционному праву.
Совиные крыла
— Александр Юрьевич, почему в нашем историческом сознании закрепился такой негативный образ Победоносцева, и только сейчас мы пытаемся более-менее объективно подойти к оценке этой исторической личности?
— При большевиках, начиная с 1930-х годов, писать о Победоносцеве было просто невозможно. В свое время некоторые из его современников писали о нем, что он был примитивным сторонником неограниченного самодержавия, авторитарным и эгоистичным человеком, даже почти монстром и негодяем.
— Кто это написал?
— Леволиберальные и революционные писатели. Но мыслящие люди (такие как Василий Розанов, Николай Бердяев и другие) оценивали его как неоднозначную, противоречивую и трагическую фигуру. И даже в 1920-е годы в Советском Союзе, когда еще существовала относительная свобода слова и исследований, люди писали о нем, если и обвинительно, то вполне объективно.
— Многие помнят только школьные цитаты Блока о Победоносцеве.
— Но эта цитата Блока на самом деле очень двусмысленна:
В те далекие, глухие годы в сердцах царили сон и мрак: Победоносцев расправил над Россией совиные крылья.
И не было ни дня, ни ночи, Лишь тень с огромными крылами; Он рисовал Россию в волшебном круге, Смотрел в ее глаза стеклянным взглядом волшебника, Умными словами сказки Легко красавице уснуть, — И она падает в обморок, Усыпляя надежды, мысли, страсти.
Блок чувствовал, что в Победоносцеве есть что-то очень важное. Сам он с ним не встречался, но знал людей, которые встречались с обер-прокурором Синода (например, Мережковский) или просто хорошо его знали (Розанов). И они, вероятно, многое рассказали Блоку о Победоносцеве.
Кстати, Победоносцев был внешне очень непривлекателен и даже напоминал внешностью бессмертного Кощея, который также вызывал много характерных ассоциаций. Но когда он начал говорить, это впечатление исчезло. Он был превосходным оратором и просто поглощал и гипнотизировал своей речью даже очень сдержанных людей. Поэтому образ мага, непонятного, порой пугающего, но умного и гипнотического, в поэме Блока не случаен.
— В чем была суть Победоносцева и почему его так ненавидели многие политические противники?
— Здесь следует начать с реформ 1860-1870-х годов и отмены крепостного права. Это была колоссальная веха. Некоторые историки считают, что 1861 год был даже более важным для российской истории, чем 1917 г. По их мнению, в это время были подорваны основы порядка, существовавшего в России на протяжении веков. Изменения в системе социально-экономических отношений и в интеллектуальной жизни страны были фундаментальными.
— Интересно, на чем основано мнение, что 1861 год был, возможно, даже более важным в истории России, чем 1917?
— Я имею в виду в основном отмену крепостного права. До этого она была основой практически всего, включая монархию. На самом деле, умные и проницательные люди говорили об этом уже в первой половине 19 века. В частности, известный министр народного просвещения граф Уваров, автор знаменитой триады «Православие — Империя — Народность», говорил, что крепостное право — это дерево, корни которого уходят глубоко в землю, а ветви — все остальное: Империя, целостность Империи и даже Церковь. Если мы отменим крепостное право, все изменится непредсказуемым образом, и эти изменения будут иметь очень серьезные последствия для политической системы и для страны в целом. Вот что произошло.
Люди, а не учреждения
— Можно ли назвать Победоносцева идеологом антиреформ в эпоху Александра III?
— Он ни в коем случае не является идеологом антиреформ. Возможно, он был идеологом царствования Александра III, но этот период был связан не только с антиреформами. Консерватизм, который можно рассматривать как доминирующую идеологию Александра III, имел множество различных течений. Это было явление, которое само по себе неоднородно. Победоносцев был лишь одним из ее представителей и олицетворял лишь одно из течений консерватизма. И он очень скептически относился к антиреформам.
— Почему?
— Победоносцев опасался изменений в сфере административных и политических институтов. Он считал, что в 1860-е годы было сделано так много, что пора остановиться. По его мнению, изменения в административных институтах, даже если они будут реакционными или консервативными, могут только ухудшить ситуацию. Это было похоже на игру в шахматы в ситуации перетягивания каната: с каждым последующим ходом все становилось хуже.
В то же время он был настойчив во всех вопросах информации, культуры и образования. И он действовал очень решительно и бескомпромиссно. Отсюда и его удручающий общественный имидж.
Он был в некотором роде серым кардиналом и теневым центром правительства, хотя контролировал не все ведомства, а только некоторые. Например, отдел цензуры. Хотя официально Победоносцев, как обер-прокурор Синода, имел ограниченные полномочия вмешиваться в цензурную политику в соответствии с законом, в действительности (по крайней мере, в 1880-х годах) он был всесильным правителем ведомства, глава которого действовал по указанию Победоносцева.
Интересно, что Победоносцев лично читал почти все, что печаталось в России. В целом он был чрезвычайно прилежным человеком. В то время это еще можно было сделать с большими усилиями.
— Как ответил Победоносцев на знаменитый вопрос «Что делать»?
— Он видел выход в том, чтобы влиять на людей. Одно из направлений его программы можно описать следующим образом: Люди, а не учреждения. Он считал, что ситуация изменится к лучшему только путем воздействия на сферы, связанные с внутренним миром людей: общественное сознание, школу, культуру.
— Как именно он повлиял на эти сферы?
— Мы уже говорили о цензуре. Она также контролировала, например, живопись. Под его давлением несколько картин были сняты с выставок, в том числе «Иван Грозный» и «Сын Ивана» Ильи Репина. В то же время он поддерживал многих художников. Он сотрудничал со многими известными композиторами, которые обращались к сочинению церковной музыки, в том числе с П. И. Чайковским. Он даже попросил Александра III о материальной поддержке Чайковского.
Церковь и государство
— В своей книге о Победоносцеве вы пишете, что он был одним из первых членов высшего церковного совета Синода, который понимал самостоятельное значение церкви и вообще был искренне верующим человеком — что, к сожалению, не часто случалось среди членов высшего церковного совета Синода. А как Победоносцев понимал отношения между церковью и государством
— Для него государство было частью некой интегрированной социальной организации, которая в своей деятельности обязана была уделять внимание духовной жизни общества. Он считал, что все материальные улучшения, совершенствование институтов, проведение той или иной политики — все это совершенно бессмысленно, если подорвана духовная основа. И он считал, что духовной основой того порядка, который существовал в России, было мировоззрение народа, основанное на православной вере и православной церкви. И государство, по мнению Победоносцева, должно было в первую очередь выполнять те запросы и требования, которые относились к духовной сфере. Эти требования могли выдвигать не только иерархи, но и благочестивые миряне.
Поэтому государство не должно ставить свои государственные цели выше духовных. Таким образом, в 1860-х и 1870-х годах государство пошло по пути сокращения числа приходов и духовенства из собственных соображений, включая экономию государственных средств. Для Победоносцева оценки государственной экономики не имели значения, он решительно отвергал политику правительства того времени.
— Что было важно?
— Сохранение традиционного церковного понимания народа, осознание того, что власть духовно едина с ним. Если власти начнут сокращать общины и закрывать церкви, произойдет революция в сознании людей. Если власть православная, она не может закрывать церкви, иначе это уже другая власть. И если люди начнут так думать, то, как считал Победоносцев, последуют хаос и беспорядки.
— Возможна ли была в то время иная политика в области государственно-церковных отношений? Были ли личности, которые могли бы пойти другим путем в этой области и дать Церкви больше независимости?
— Я думаю, что другая линия вряд ли была возможна. Церковь и государство теперь были настолько переплетены, что невозможно было изменить отношения с Церковью без фундаментальных изменений в самом государстве. Следует помнить, что в 1905 году, если система государственной власти радикально не изменилась, то отношения между государством и Церковью не изменились вовсе. Остались та же Архиерейская прокуратура и тот же Синод. Пока был царь, а обер-прокурор был представителем царя, все было хорошо. Но когда появилась прокуратура, а рядом с царем — Государственная дума, а прокурор вошел в Совет министров как член кабинета, произошло нечто немыслимое, это было похоже на карикатуру. Ротация генеральных прокуроров стала быстро меняться, и некоторые оставались на своем посту всего несколько месяцев. Значительные изменения произошли только после падения монархии.
— Когда разразилась революция 1905 года, Помедонощев сказал: «Я вас предупреждал»?
— Конечно, да. Но он был подавлен, раздавлен, бесконечно встревожен разразившимся хаосом, из которого, как ему казалось, не было выхода. Для него это был очень болезненный опыт. В частности, он выступал против некоторых церковных деятелей, в том числе против первого предстоятеля Русской церкви, митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского). Победоносцев считал, что все делал в первую очередь для Церкви. Он был очень удивлен этим.
Семья и личная жизнь
Победоносцев знал свою будущую жену Екатерину Александровну, племянницу своего партнера Диодора Энгельгардта, с семилетнего возраста и был ее первым учителем и хорошим другом. Через несколько лет они снова встретились, и в феврале 1866 года 38-летний Константин Петрович и 18-летняя Катарина поженились.
Жена — Екатерина Александровна
Вместе со своим мужем, Екатериной Александровной, она была основательницей и попечительницей вышеупомянутого женского училища Святого Владимира, где преподавала до его закрытия в 1917 году и была похоронена рядом с мужем в 1932 году.
За все годы совместной жизни их «общей болью» было отсутствие собственных детей. Летом 1897 года на крыльце их дома была найдена брошенная девочка, которую Победоносцев вырастил и назвал Марфой.
Константин Победоносцев с приемной дочерью Марфой
В 1902 году Константин Победоносцев получил разрешение на удочерение девочки с правом потомственного дворянства. Единственной достоверной информацией о судьбе Марфы является дата и место ее смерти — Франция, Монфермей, 07.12.1964.
Заключение
В российской истории Победоносцев играет роль символа целой эпохи, периода контрреформ и политической реакции, и отрицательного символа. Как ярого сторонника абсолютизма и противника слепого подражания западным формам демократии, современники наделили его такими эпитетами, как «упрямый монархист», «Константин Всемогущий», «русский Торквемада», «серый кардинал» и даже «Кожай Бессмертный».
Однако неоспоримой заслугой Победоносцева является его рвение к развитию народного образования, что нашло отражение в программе церковных школ, выраженной.
Наследием Победоносцева как правоведа является его тридцатый труд «Курс гражданского права». Наследием Победоносцева является тридцатый «Курс гражданского права», который выдержал несколько изданий и был учебником для многих юристов как в царский, так и в советский периоды российской истории.
Константин Победоносцев на Викискладе ? | |
Категория:Константин Победоносцев на Wikimedia Commons ? |
- Победоносцев Константин Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Биография на сайте Биография.ру
- Биография на сайте Знаменитые юристы России
- ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович в Библиотеке Якова Кротова
- Победоносцев и школьная реформа
- Николай Бердяев «Нигилизм на религиозной почве»
- «Друг моего детства» и другие материалы
Фонд Викимедиа. 2010 . ЛЮДИ ПРОТИВ УЧРЕЖДЕНИЙ?Как это часто бывает, репутация исторического деятеля не случайна и далеко не точна. Был ли главный обвинитель радикальным консерватором? Безусловно. Он был совиным демоном из поэмы Блока «Возмездие». Вовсе нет. Константин Победоносцев был младшим сыном профессора словесности Московского университета. Даже спустя много лет после того, как он окончательно поселился в Санкт-Петербурге, он называл себя «москвичом». С детства он усвоил патриархальную и в то же время духовную атмосферу старого дома, возможно, поэтому взгляды Победоносцева были удивительно устойчивы. Конечно, со временем он стал более консервативным, но даже в молодые годы трудно говорить о каком-либо либерализме в его взглядах. Обычным аргументом в пользу последнего является его памфлет против министра юстиции графа В.Н. Панина, опубликованный в VII книге «Голоса из России» Герцена (1859). Но если мы вернемся к тексту, то увидим, что даже в те годы его либерализм был весьма ограничен: Победоносцев заинтересован в ликвидации министерского деспотизма и восстановлении власти Сената. Он призывает к установлению подлинного самодержавия или, в интерпретации Константина Петровича, легитимной монархии, а не к пересмотру устоев. Пока Победоносцев фактически не пришел к власти — а это произошло 1 марта 1881 года, когда его ученик, великий князь Александр Александрович, захватил власть после убийства отца — многие относились к кризисам Константина Петровича благосклонно. Среди них были такие разные люди, как журналист-славянофил Иван Аксаков, либеральный догматик Борис Чичерин и видный представитель российской судебной системы Анатолий Кони. Проблема возникла, когда Константин Петрович начал действовать по своему усмотрению — в той мере, в какой ему удалось преодолеть сопротивление людей и учреждений. Мало кто ожидал, что его слова будут поняты реалистично — что он не только верит в то, что говорит, но и не намерен пренебрегать «обстоятельствами». То, что для многих его современников и коллег было скорее «лозунгом», удобным аргументом в данной ситуации, который, если обстоятельства изменятся, можно положить в ящик до следующего раза, Победоносцев воспринимал очень серьезно. Общим местом между «просвещенными бюрократами» и их консервативными оппонентами в критике Победоносцева был его «критический», «нетворческий» дух. Так, С. Витте отметил, что первый канцлер Священного Синода мог предложить самую точную и глубокую критику любой предложенной меры, но был совершенно бессилен предложить альтернативу. Это касалось не только планов идеологических противников Победоносцева. Например, первая крупная законодательная мера царствования Александра III, которая должна была ознаменовать новый курс — Университетский устав, обсуждавшийся в 1883 году (он фактически ограничил независимость университетов и модернизировал процесс образования и квалификации) — была подвергнута им критике. Это вызвало замешательство и раздражение М.Н. Каткова, который неожиданно нашел в лице обер-прокурора защитника старого устава. Через несколько лет Помедоносцев выступил против закона о земских начальниках и пытался предотвратить его принятие в формулировке министра внутренних дел графа Д.А.. Толстой лично обратился к царю (безрезультатно — император одобрил закон в министерском варианте, присоединившись к мнению меньшинства Государственного совета). Идеал Победоносцева — тихий, медленный, органический рост. Когда изменения происходят незаметно, в силу обстоятельств, и задача законодателя — исправить их. Он должен нормализовать ситуацию, в то время как новый порядок уже сформирован и нуждается только в утверждении. Проблема в том, что эта точка зрения оказывается неактуальной в современном мире — изменения происходят слишком быстро, чтобы мы успевали за ними. «Обычай», источник права, столь лелеемый Константином Петровичем, уступает «закону», поскольку не имеет времени на развитие. Старые обычаи утрачивают силу, потому что все условия существования изменились, а новые не появляются — не хватает времени, чтобы практика стала универсальной и приобрела силу нормативности. Любой режим — радикальный, либеральный или консервативный — воспроизводимый в течение длительного периода времени, обязательно будет реформистским. Деятельность Победоносцева, который за двадцать пять лет своего служения решительно изменил облик Русской православной церкви, также оказалась реформаторской. Главный прокуратор породил новое поколение епископальных властей, которые были одновременно бюрократически дисциплинированными и идеологическими. Победоносцев создал сеть церковных школ, призванных «держать людей в строгом подчинении порядку общественной жизни». Сторонник мира и спокойствия, он усилил преследование диссидентов и еретиков, способствовал смуте в Грузинском экзархате и противостоянию с Армянской церковью. К конфликту с Римско-католической церковью Константин добавил ухудшение отношений с протестантскими пасторами; он ввел православных в конфликт с буддистами Бурятии….. Константин Петрович постоянно ссылался на «жизнь» и «жизненный опыт», и его представления о Российской империи были в значительной степени ограничены опытом жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Для него империя и Россия совпадали не только на уровне словоупотребления, но и на уровне восприятия. «Национальные окраины» изображались как нечто второстепенное и неважное, где необходимо проявить решительность в отстаивании «российских интересов». Компромисс в имперских рамках не казался ему актуальным, поскольку он не имел представления о сложности имперского пространства. Как идеолог, он отстаивал концепцию императора как «русского, православного царя», полностью игнорируя статус, который он будет иметь по отношению к другим подданным империи. У Константина Победоносцева и его жены Екатерины Александровны детей не было. 9 июня 1897 года кто-то оставил маленькую девочку у двери их квартиры. Победоносцевы окрестили ее Марфой и взяли в дом как приемного ребенка. Марфа Победоносцева эмигрировала из России после революции 1917 года. В конце 1920-х годов она жила в США и умерла в Париже в 1964 году. ТОЛКОВАТЕЛЬ «ПРОСТОГО НАРОДА»Во всех действиях Победоносцева прослеживается одна идея. По его мнению, правитель был един с «простым народом». Источником волнений и недовольства было меньшинство — интеллигенция, иностранцы, нехристиане, — от которого исходила идея, что это недовольство не только можно, но и нужно игнорировать. В первом случае — потому что меньшинство было малочисленным и разобщенным, во втором — потому что, идя им на уступки, царская власть рисковала потерять поддержку «простого народа». Монархия набирала силу за счет своей суперархии. Поэтому Победоносцев последовательно выступал против сторонников «аристократических интересов» и сторонников «упадка аристократии». «Простые люди», однако, должны были оставаться «простыми» — они были объектом заботы, защиты, воспитания, но в этой системе координат у них не было возможности стать подданными. Любая попытка действовать самостоятельно лишала действие качеств «простоты», монополистическую трактовку которой по отношению к власти отстаивал сам Победоносцев Даже те, кто совсем не симпатизировал главному прокурору, признавали его высокий интеллект и редко отказывались признать его честность. Он был решительным противником, но и совестливым. Обычно мы сетуем на несоответствие между словами и делами — в случае с Победоносцевым ситуация кардинально иная: он последователен, и его поступки являются продолжением его слов и убеждений, которые он никогда не скрывал. Ситуация тем более показательна, что эти убеждения могут вызывать и вызывали сочувствие. Победоносцев остерегался больших слов и далеко идущих планов, он верил в мелочи, в конкретные дела конкретных людей, старался сохранить существующее, чтобы дать время развивающемуся вырасти. Проблема в том, что времени на «бессознательное творчество» больше не было; мир, каким бы плохим он ни был по сравнению с предыдущим, вступал в новые времена — и старательное сохранение оказалось не менее разрушительным, чем рьяный демонтаж статус-кво. Победоносцев при александре 3Константин Победоносцев (1827-1907) был российским политическим деятелем, юристом и журналистом. В 1846-1859 годах Константин Победоносцев был канцеляристом в Сенатской службе в Москве. В конце 1850-х годов он разделял идеи либерализма и принимал активное участие в разработке судебной реформы 1864 года — с 1860 по 1865 год он был профессором гражданского права в Московском университете. С 1868 года он был сенатором, с 1868 года членом Государственного совета, с 1872 года членом Государственного совета, а с 1880 по 1905 год обер-прокурором Святого престола — обер-прокурором Святейшего Синода. С конца 1870-х годов он пропагандировал крайнюю реакцию и был идеологом антиреформаторской политики в России в 1880-х и начале 1890-х годов. Автор манифеста «За стабильность абсолютизма» от 8 марта 1881 года. Один из основателей тайной, проправительственной организации «Святая Дружина» (1881 — 1883), оказавший значительное влияние на Александра III и Николая II. В своей книге «Московский сборник» (1896) он подверг критике основные устои западноевропейской цивилизации и парламентские принципы государственного устройства. Он ушел в отставку после публикации Манифеста от 17 октября 1905 года. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е издание, Москва, 2012, с. 397. Другие биографические материалы:Шикман А.П. Государственный деятель (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997). Федоров В.А. Юрист (Энциклопедический словарь русской культуры). Резниченко А.И. Журналист, юрист, социолог ( Новая философская энциклопедия. В четырех томах / Институт философии Российской академии наук. В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Й. Семигин. Семыгин Г.Ю. Сегин, М., 2010). Амелина Е.М. Социолог, юрист, политик ( Русская философия. Энциклопедия. Отредактированное и пересмотренное второе издание. Под общей редакцией М.А. Маслина, П.П. Апрышко, А.П. Полякова — М., 2014). Зайончковский П.А. Преподавание законодательства Александру III и Николаю II (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах — М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. том 11. PERGAMUM-RENOUVAIN. 1968 ). Сочинения:Исторические исследования и статьи, Спб., 1876, Победа, победившая мир. М., 1895; Вечная память. М., 1896; Московская коллекция. М., 1896; Великая ложь нашего времени. М., 1993; соч. Спб., 1996, Курс гражданского права: в З, 2003, Государство и церковь. В 2 томах. М., 2011. Полунов А.Ю. Политическая индивидуальность К.П. Победоносцева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8: История. 1991. N 2. Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев в общественно-политической и интеллектуальной жизни России. М., 2010 Библиография: Розанов В. В. К. 11. Победоносцев // В. В. Розанов, Собрание сочинений. Легенда о Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского. М., 1996; Гневушев М. Константин Петрович Победоносцев. Киев, 1907, Thalberg N. Д. Муж веры и разума. Джорданвилль, 1958 год, Гусев В. А. К. П. Победоносцев — русский консервативный государственный деятель // Социально-политический журнал. 1993. № 1 1-12; K. П. Победоносцев: за и против. Спб, 1996, Тимошина Е.В. Правовая-политическая идеология российского пореформенного консерватизма: Константин Петрович Победоносцев, Спб., 2000, Томсинов В. А. К. П. Победоносцев: политик и правовед (1827-1907) // К. П. Победоносцев. Курс гражданского права. М., 2003; Бумес Р. Ф. Победоносцев. Его жизнь и мысли. Блумингтон, Л., 1968. Могила женщин Победоносцева. Во дворе гимназии Святого Владимира. Санкт-Петербург. Фото Ирины Ушаковой. Интересные факты править | править код
Примечания править | править код
Литература и документы править | править код
|