Директор — профессор Г. Фарварсон (Англия). Учебная программа: Арифметика, астрономия, география и математическая география. В прошлом ученики могли посещать два начальных класса, где обучали чтению, письму и измерению.
Эволюция школьного образования в России с петровских времен по начало 20 века
В России каждый новый век приносит свои перемены, а иногда новый правитель меняет все. Так было с царем-реформатором Петром I. Именно благодаря ему в России появились новые подходы к образованию.
Образование стало более светским: богословие преподавалось только в епархиальных школах и только детям священнослужителей, а чтение и письмо были обязательными. Тем, кто отказывался, угрожали военной службой, что было опасно для жизни в период почти непрерывной войны. Таким образом, в России был создан новый порядок.
В 1701 году Петр I, который хотел подготовить специалистов для армии и флота (в то время в этих областях работали только иностранцы), своим указом открыл в Москве школу математических и морских наук, или, как ее еще называли, каноническую школу. Она состояла из двух отделений: нижней школы, где преподавались письмо и арифметика, и верхней школы, где преподавались языки и инженерное дело.
Также существовало подготовительное отделение или подготовительная школа, где обучали чтению и арифметике. Последняя настолько понравилась Петру, что он приказал создать по ее образу и подобию другие школы в других городах.
Первая школа была открыта в Воронеже. Интересно отметить, что там обучались и взрослые, в основном, низшие военные офицеры.
В арифметических школах дети духовенства, а также дети солдат, артиллеристов, дворян, то есть почти все, кто проявлял интерес к знаниям, обучались чтению и арифметике. В 1732 году в рамках конституций были учреждены гарнизонные школы для детей солдат. Помимо чтения и арифметики, преподавались также основные военные предметы, а учителями были офицеры.
Петр I имел благое намерение добиться всеобщего начального образования, но, как уже не раз случалось в истории, народ был принужден к этому порками и репрессиями. Подданные начали протестовать и сопротивляться обязательному школьному образованию для определенных сословий.
Все свелось к тому, что само Адмиралтейство (в ведении которого находились начальные школы) пыталось избавиться от них, но Святейший Синод (высший административный орган Русской Церкви, имевший определенное влияние на жизнь страны) отказался взять их под свою защиту, указав, что духовное и светское образование не должны совмещаться. В это время школы чифлотов были объединены со школами гарнизона. Это имело огромное значение в истории образования. Именно гарнизонные школы отличались высоким уровнем образования и впоследствии выпустили много образованных людей, которые в качестве учителей были столпами российского Просвещения вплоть до правления Екатерины II.
Пажеский корпус на Садовой улице в Санкт-Петербурге
XVIII ВЕК, 2-Я ПОЛОВИНА
Если раньше в одной и той же школе могли обучаться ученики из разных регионов, то позже стали создаваться классные школы. Первой ласточкой стал Шляхетный корпус или, говоря современным языком, школа для детей дворян. Этот принцип позже был принят Пажеским корпусом и Корпусом морской пехоты и артиллерии.
Дворяне отправляли туда совсем маленьких детей, которые после окончания обучения получали специальность и офицерское звание. Во всех остальных имениях повсеместно стали открывать популярные гимназии. В самых больших городах это были так называемые главные школы с четырьмя классами, в маленьких городах — маленькие школы с двумя классами.
Впервые в России было введено предметное преподавание, появились учебные программы, была разработана методическая литература. Занятия начинались и заканчивались в одно и то же время по всей стране. В каждом классе преподавали по-разному, но почти всех можно было учить, даже детей крепостных, хотя, конечно, им было труднее: их образование часто зависело от прихоти владельца или от того, хотел ли он содержать школу и платить зарплату учителю.
К концу века по всей России насчитывалось более 550 учебных заведений, в которых обучалось более 70 000 студентов.
XIX ВЕК
Это было время большого прогресса, хотя, конечно, мы все еще отставали от Европы и США. Существовали действующие общеобразовательные школы (начальные школы) и общеобразовательные гимназии для дворян. Вначале они были открыты только в трех крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
Специализированное образование детей было представлено солдатскими школами, кадетскими и дворянскими домами, а также большим количеством богословских школ.
В 1802 году впервые было создано Министерство народного просвещения. В следующем году были сформулированы новые принципы: В частности, было подчеркнуто, что образование в низших классах отныне должно быть бесплатным, а любая собственность должна быть принята.
Учебник русской истории Ф. Новицкого, переизданный в 1904 году.
Малые государственные школы были заменены одноклассными церковно-приходскими школами (для крестьянских детей), в каждом городе должна была быть создана и содержаться трехклассная региональная школа (для купцов, ремесленников и других горожан), а большие государственные школы были преобразованы в гимназии (для дворян). Дети государственных служащих без дворянского статуса теперь также могли быть приняты в эти учреждения. Благодаря этим изменениям сеть учебных заведений была значительно расширена.
Детей низших классов учили четырем правилам арифметики, чтению и письму, а также Закону Божьему. Детей среднего класса (мещан и купцов) также учили геометрии, географии и истории. Гимназии готовили учеников к поступлению в университеты, которых в России было уже шесть (довольно большое количество для того времени). Девочки очень редко ходили в школу, как правило, их учили дома.
После отмены крепостного права (1861 год) образование стало доступным для всех. Были созданы земские, церковные и катехизаторские школы. Гимназии делились на классические и реальные. Туда принимали детей из всех сословий, чьи родители могли накопить деньги на оплату обучения. Плата за обучение была относительно невысокой, что подтверждается большим количеством реальных гимназий.
Женские школы, которые в городе были открыты только для детей среднего класса, начали активно открываться. Женские колледжи предлагали трех- и шестилетние курсы. Стали появляться женские гимназии.
Как представляется образование в петровскую эпоху
Реформы Петра I в области образования привели к созданию в России целой сети школ и учебных заведений. В 1701 году начала работу Навигационная школа, где преподавали математику (числа, как их тогда называли) и навигацию. Было три класса. Позже, в 1715 году, высшие классы были переведены в Санкт-Петербург для обучения в Морской академии. Начиная с военно-морского училища, впоследствии были созданы и другие учебные заведения: Артиллерийское, Инженерное и Адмиралтейское училища.
Навигационная школа располагалась в Сухаревой башне. Там были открыты школа и обсерватория. В работе школы приняли участие ведущие ученые из России и других стран. В 1703 году в навигационной школе обучалось 300 учеников, а к 1711 году — 500.
Проблемы образования при Петре 1
На первый взгляд кажется, что все было сделано правильно. Но есть два очень важных нюанса, о которых современные учителя истории почему-то забывают упомянуть:
- Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример — в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
- Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт — в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример — в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».
Занятия в школах были рассчитаны на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Всего было 3 класса, но очень часто в каждом классе было по несколько лет, поэтому реальное обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это также важно понимать с той точки зрения, что реформа образования Петра Великого была направлена на детей. Я уже упоминал, что образование было услугой, и поэтому ученики были наказаны: Побег с учебы — казнь, ходатайство об освобождении от учебы — изгнание.
Образование при Петре I имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 г. как о чем-то чрезвычайно важном для развития образования в России в XVIII в. В это время был издан указ, согласно которому все дворяне должны были изучать геометрию и криптографию (математику). До тех пор, пока дворянин не закончил школу, ему запрещалось жениться (ужасная вещь для дворян, учитывая, насколько важно было продолжить семейную линию). С этой целью Петр I приказал назначить в каждой губернии по два учителя. Два учителя на провинцию — это эквивалент 10 учителей в Москве сегодня — абсурд. Но это не главное. Некому было учить.
К 1723 году было создано 42 школы. Только в Ярославле было зачислено и обучалось 26 учеников. В остальных 41 школе не было ни одного ученика, а учителя бездействовали.
Создание академии наук
Академии наук — это места, где группа ученых встречается и проводит научную работу. Такие академии были основаны в Англии, Франции, Германии и других странах. То есть, сама идея была очень даже в голове у Петра — копировать европейца. Но, как всегда, его реформы были настолько искажены, что работали с большой интенсивностью. 28 января 1724 года Петр издал указ о создании Академии. Сама академия начала свою работу в декабре 1725 года, а ее первым директором стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Самое главное, над академией был создан офис. Другими словами, чиновники контролировали ее деятельность. В других странах академиям была предоставлена автономия. В этом и заключалась разница.
Что касается академии, то были приняты правила, согласно которым только люди с университетским образованием могли быть чиновниками академии. Проблема заключалась в том, что получить эту степень в Российской империи было невозможно. Не было системы или организации, способной подготовить подходящего специалиста. Сам Ломоносов отправился учиться в Германию, так как в России невозможно было получить академическую степень. В результате началось изгнание ученых из Западной Европы. Приходили самые разные люди, в том числе харизматичные. Но эти люди пришли, чтобы получить деньги просто за то, что они здесь. Никто не просил их выполнять какую-либо практическую работу. Теоретически, новички должны были обучать новых людей на месте, но они этого не делали.
Образование в конце XVII века
До 1680-х годов Россия отставала от европейских стран, даже от соседней Речи Посполитой, где в 1659 году была основана Киево-Могилянская академия.
В 1680-х годах в Москве существовали школа печатного дела и школа пушечного дела. Благодаря усилиям педагога Симеона Полоцкого была основана Славяно-латинская академия, но он умер в 1680 году, во время правления старшего брата Петра I, Федора Алексеевича.
В результате в 1687 году была открыта Академия. Это событие можно отнести к правлению Петра Великого, хотя правление царицы Софьи длилось с 1682 по 1689 год.
Славяно-греко-латинская академия существовала с 1687 по 1814 г. Она располагалась недалеко от Московского Кремля — в Никольском переулке. Первоначально в ней обучалось 100 студентов, но позже их число увеличилось, а самым известным выпускником стал Михаил Ломоносов. Среди других выдающихся выпускников был Федор Поликарпов, переводчик и редактор одного из первых русских словарей. Статус академии соответствовал статусу европейского университета.
Первыми профессорами Славяно-греко-латинской академии были греки, братья Лихуды, Софроний и Иоаким. Они учились в одной из академий в Падуе.
Петровские новшества
В 1701 году царь присвоил учреждению статус государственной академии. Преподавались следующие предметы: Грамматика, поэзия, риторика, логика, физика, философия, арифметика, география, история, поэзия, теология, латинский и греческий языки.
В 1721 году в славяно-греко-латинскую школу были приняты иностранные студенты, например, грузины и македонцы. В его театре партнер Петра Феофан Прокопович поставил трагикомедию «Владимир» в 1705 году и «Триумфальный акт», пьесу о взятии Петром I шведской крепости Ноттбург (Нут) в 1703 году.
Стоит упомянуть о наиболее важных мерах, предпринятых Петром I для развития науки и образования:
- Открытие школы математических и навигационных наук в 1701 году в Москве.
- Открытие инженерной школы и морской академии в новой столице – Петербурге.
- Создание горных школ при заводах в Олонце и на Урале.
- Отправка нескольких тысяч студентов на учебу в европейские страны
- Подписание указа о создании Академии Наук.
В 1705 году он открыл первую в России гимназию, а с 1714 года были учреждены Карпатская и с 1721 года Гвардейская школы, предназначенные для обучения не дворян, а солдатских детей.
Как представляется образование в петровскую эпоху
Реформы Петра I в области образования привели к созданию в России целой сети школ и учебных заведений. В 1701 году начала работу Навигационная школа, где преподавали математику (числа, как их тогда называли) и навигацию. В нем было 3 класса: 1-й и 2-й — математический, 3-й — навигационный. Позже, в 1715 году, старшие классы были переведены в Санкт-Петербург для обучения в Морской академии. Начиная с Навигационной школы, в дальнейшем были основаны другие школы: Артиллерия, инженерные войска, Адмиралтейство.
Школа навигации располагалась в Сухаревой башне. Там были открыты школа и обсерватория. Школу возглавляли ведущие ученые из России и других стран. В 1703 году в навигационной школе обучалось 300 учеников, а к 1711 году — 500.
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 824 Источник: https://istoriarusi.ru/car/obrazovanie-pri-petre-1.html
Проблемы образования при Петре 1
На первый взгляд кажется, что все было сделано правильно. Но есть два очень важных нюанса, о которых современные учителя истории почему-то забывают упомянуть:
- Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример — в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
- Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт — в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример — в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».
Занятия в школах были рассчитаны на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Всего было 3 класса, но очень часто в каждом классе было по несколько лет, поэтому реальное обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это также важно понимать с той точки зрения, что реформа образования Петра Великого была направлена на детей. Я уже упоминал, что образование было услугой, поэтому учеников также наказывали: побег из школы — казнь, заявление об освобождении от школы — изгнание.
Образование при Петре I имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 года как о чем-то чрезвычайно важном для развития образования в России XVIII века. В это время был издан указ, который окончательно обязывал всех дворян изучать геометрию и криптографию (математику). Пока дворянин не закончил школу, ему было запрещено жениться (ужасная вещь для дворян, учитывая, насколько важным было продолжение рода). С этой целью Петр I приказал назначить в каждой губернии по два учителя. Два учителя на провинцию — это эквивалент 10 учителей в Москве сегодня — абсурд. Но это не главное. Некому было учить.
К 1723 году было создано 42 школы. Только в Ярославле было зачислено и обучалось 26 учеников. В остальных 41 школе не было ни одного ученика, а учителя бездействовали.
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2124 Источник: https://istoriarusi.ru/car/obrazovanie-pri-petre-1.html
«Птенцы гнезда Петрова» в образовании
Эти люди, создавшие новую российскую педагогику, имели взгляды, очень схожие с идеями французского Просвещения: Они думали о воспитании и обучении свободного и счастливого гражданина своей родины, который служит стране и народу по сознательному решению. Каждый из этих педагогов привнес в систему образования свой собственный опыт.
Например, Иван Тихонович Посошков (1652-1726), автор педагогических сочинений «Завещание сыну отца» и «Книга о скупости и богатстве», пытался соединить идеи современной государственной школы с духовными ценностями древнерусского воспитания.
«Книга о скудости и богатстве» | wikimedia commons
Он также разработал очень смелый для своего времени план открытия государственных школ для крестьян. Одаренный автодидакт был убежден, что невозможно воспитать русский народ без всеобщего образования, и настаивал на создании системы общеобразовательных и профессиональных школ, которые были бы доступны всем.
Другой сподвижник Петра, Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739), произвел революцию в точных науках. В 1703 году он написал самый популярный в России учебник арифметики и постоянно разрабатывал собственные оригинальные методы обучения. Благодаря Магницкому в российских школах последовательно преподавали математику, от простого к сложному, тесно связывая теорию с практикой, а математические расчеты с профессиональным обучением.
Более того, именно Магницкий предложил широко использовать в учебном процессе инструменты мониторинга (модели, таблицы, диаграммы и т.д.). Знаменитый математик и теоретик был также практикующим педагогом — долгое время он преподавал в Школе математики и морских наук в Москве.
Феофан Прокопович (1681-1736), глава «ученой группы» Петра I, был известным церковником, но это не помешало ему стать активным сторонником петровских реформ в целом и светского образования в частности.
Феофан Прокопович | wikimedia commons
Он написал букварь для школ и другие необходимые учебные пособия, подчеркивал научный характер преподавания и расширил количество курсов, выступал за введение обязательных библиотек в учебных заведениях и способствовал распространению школьных театров. Феофан Прокопович был также исключительным благотворителем: на свои средства он открыл народную школу для сирот и бедных детей.
Василий Никич Татищев (1686-1750) — ученый, педагог и политик, был смелым реформатором. Он разделил науки на необходимые (домоводство, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда) и вредные (гадание, черная магия и т.д.).
Василий Татищев | wikimedia commons
Более того, именно Татищев способствовал формированию истории как науки в России, став автором многотомной «Истории России» и других трудов. Как и другие реформаторы «петровского призыва», он был очень разносторонним человеком: по инициативе Татищева в 1721 году была открыта первая профессиональная горная школа, за которой последовала целая сеть профессиональных учебных заведений.
В «научной команде» Петра Великого было много одаренных и умных людей, чья инициатива позволила осуществить самую смелую мечту царя-реформатора в области образования: в 1724 году в Санкт-Петербурге была открыта Академия наук, поднявшая российскую науку и педагогику на качественно новый уровень.