Никита Зотов. Первый учитель петра 1.

Питер был воспитан в традиционном духе. До пяти лет он находился под присмотром многих женщин — акушерки и кормилицы, матери и других слуг.

Никита Зотов

Никита Зотов

Никита Моисеевич Зотов (1644-1718) — государственный служащий, типограф, политик, близкий доверенный человек русского царя Петра I. Он вошел в историю как педагог и был первым учителем будущего царя Петра I. В этой статье кратко рассказывается о том, кем был Никита Зотов и какие связи связывали его с монархом.

Первый учитель

Никита Зотов родился в 1644 году. В молодые годы он занимал почетную должность секретаря большой общины и пользовался репутацией порядочного и образованного человека. В то время будущему царю Петру I было уже пять лет, и он нуждался в опытном наставнике.

По рекомендации боярина Соковникова царь Федор Алексеевич пригласил Никиту Зотова во дворец, чтобы испытать его в качестве воспитателя для своего сына. Дьяк достойно выдержал испытание на звание учителя самого Симеона Полоцкого — умного человека и значительной фигуры в русской культуре — и получил право стать учителем Петра I.

Никита Моисеевич научил маленького Петра Великого читать и писать. В то время не было подходящей по возрасту художественной литературы для детей, и уроки чтения проходили по религиозным книгам: Часослову, Евангелию, Псалтырю.

Зотов не был специалистом в области науки, но он хорошо знал историю, особенно местную. Он рассказал Петру много интересных фактов из истории России и дополнил свои рассказы иллюстрациями, сделанными специально для этой цели — так называемыми «Веселыми книжками».

Кроме того, Никита Зотов в меру своих знаний ознакомил Петра с особенностями жизни на Западе и рассказал ему о великих европейских городах и заморском флоте.

Царская служба

В августе 1680 года Никита Зотов вместе со стольником Тяпкиным отправился в Крым, где принял участие в организации мирных переговоров с ханом Мурад-Гиреем. Дипломатическая миссия была успешной и привела к заключению мира в Бахчисарае.

В 1683 году Никита Моисеевич был возведен в ранг думного чиновника и в течение следующих девяти лет отвечал за бюрократию Боярской думы.

Никита Зотов, приближенный Петра I, как никто другой знал, как кратко и точно изложить на бумаге волю царя. По этой причине Зотов, повсюду сопровождавший монарха, стал главой царской канцелярии и даже носил титул «внутреннего советника и ближайшего генерального секретаря президентской канцелярии».

В справочниках 1705 года Никита Моисеевич значится как дворянин и печатник, позднее возведенный в ранг графа.

Изучая биографию Никиты Зотова, следует отметить, что он всегда пользовался абсолютным доверием Петра I. По этой причине в 1711 году он был назначен финансовым чиновником государства — должностным лицом, контролирующим деятельность государственных учреждений и чиновников.

Играем в войну, а не учимся

Ребенок, в отличие от старших сыновей Алексея Михайловича, был «стар и красен ростом и крепок телом». Новорожденного доверили матери и нянькам, но Наталья Кирилловна и его отец также заботились о сыне, которого они назвали «Свет-Петрушка». Ребенка развлекали погремушками, певцами и цимбалами, он ловил маленьких солдатиков, коньков и пушки.

Когда Питеру исполнилось три года, отец подарил ему детское ружье и меч, чему мальчик очень обрадовался. Еще в детстве он был увлечен военными играми.

Когда Питеру было три года, отец подарил ему игрушечное ружье и меч, что очень обрадовало мальчика. Еще в юном возрасте его привлекали военные игры. Расходные книги дворца показывают, что в придворных мастерских и на рынках для Петра изготавливались луки, деревянные ружья и пистолеты, барабаны и детские флажки. Этим оружием царевич вооружал развлекающихся детей своего ранга из придворной аристократии, которые по традиции окружали юного царевича. Царь Алексей умер, когда Петру было четыре года. Семья второй жены царя сразу же попала в немилость. Хотя возведенный на престол Федор, сводный брат и крестный отец царевича, любил его, он был бессилен против клана Милославских, которые хотели избавиться от второй семьи покойного царя. Петр вырос далеко от Кремля, в селе Преображенское. Фактически в изгнании.

Петра учили понемногу

Первый учитель Петра, Никита Моисеевич Зотов, был назначен царем Федором, когда мальчику было пять лет. В возрасте пяти лет московский царевич начал свое образование. Уроки начинались с алфавита и продолжались чтением и изучением Часослова, Псалтыря, Деяний апостолов и Евангелий. Письму стали учить гораздо позже. Питер начал писать в возрасте восьми лет. Однако он не уделял много времени урокам каллиграфии и до конца жизни продолжал писать неуклюжим, неграмотным почерком. Его никогда не учили ничему, кроме чтения, письма и арифметики.

Питер начал учиться писать только в возрасте восьми лет. Однако он не уделял много времени урокам каллиграфии, и до конца жизни его почерк был кривым и неправильным. Кроме письма, чтения и элементарной арифметики, его ничему не учили.

Но Зотов охотно разрешил ему посмотреть иллюстрации, пришедшие в Москву из-за границы и известные как «немецкие листы». Красочные изображения батальных сцен или помпезных церемоний стимулировали воображение мальчика. Его научили только основам письма; всему остальному он научился случайно, в играх, походах в кузницу или столярную мастерскую и посещениях немецкого квартала. Однако прежде всего мальчика интересовали военные и морские дела.

Проказы и бои вместо манер

Царь Федор умер, не оставив наследников, и после короткого, но ожесточенного судебного спора на престол сразу же были возведены два царя — пятнадцатилетний Иван и десятилетний Петр. И по сей день в Кремле стоит «двойной трон», построенный специально для такого «двойного царствования». Но ее старшая сестра София была главной.

Здесь дядя Жотов уже взял на себя задачу воспитать царя с помпой и благородством. Но Жотов даже не пытался заставить живого, энергичного ребенка часами сидеть прямо в кресле, чтобы приучить его к трону. Царскому мальчику разрешалось лазить по чердакам и заборам, играть и ссориться с детьми дворян и стрельцов.

Когда Петру исполнилось одиннадцать лет, в Преображенском уже шла большая военная игра. Молодой царь сформировал из своих сверстников пехотные полки. Для их обучения он пригласил мастеров из Немецкой слободы, которые были знакомы с европейскими представлениями о тактике и стратегии. На реке Яузе была построена потешная крепость Плесбург — там молодых солдат обучали искусству осады и строительства крепостей, арифметике, геометрии и рисованию.

Молодой царь сформировал потешные полки из пэров. Для их обучения были приглашены наставники, знакомые с европейскими представлениями о тактике и стратегии Немецкой слободы. На реке Яузе была построена занимательная крепость Плешбург, где молодых солдат обучали осаде и штурму крепостей, а также арифметике, геометрии и черчению, строго по научным принципам.

Петра и его веселых людей также обучали артиллерийской науке. Однако, чтобы маленькие солдаты не поранили друг друга, они стреляли не настоящими пушечными ядрами, а репными шарами. Но травм избежать не удалось, и матери боялись отпускать своих сыновей на королевские игры. Но воле царя нельзя было противоречить.

На реке Яуза появились весельные лодки: большие сани и лодка с лодочками. Затем в сарае царь нашел брошенную английскую лодку. Судно было отремонтировано, вооружено и оснащено. Это был первый корабль, который был загнан в реку Яуза и доставлен в Переславль-Залесский на Плещеевом озере. Вскоре там была построена настоящая верфь. Походные полки также были преобразованы в настоящие полки — Преображенский и Семеновский, первые тактические и европейски обученные дивизии в русской армии. Таким образом, царь перешел от игр к операциям.

По сути, образование и воспитание Питера заключалось в том, чтобы не мешать ему играть и учиться тому, что ему действительно нравится и интересно.

Так он научился играть всегда и везде и стал в итоге победителем шведов под Полтавой и основателем русской армии и флота. А его любимый корабль стал прародителем российского флота и хранится в музее на берегу Невы в новой столице, построенной Петром.

Помощь беременным женщинам и матерям

Бесплатная телефонная линия в трудной жизненной ситуации

«Войска» из сверстников

Рождение Петра Великого. Гравюра Б. Чорикова.

С детства мальчик интересовался военным делом — из расходных книг дворца известно, что Петр постоянно покупал на рынках игрушечные пистолеты и луки, барабаны и флаги. Игра «Вонушка» была любимым развлечением царевича, который командовал целой «армией» своих сверстников, детей придворной аристократии.

Кроме того, с помощью дворцовых мастеров Петр быстро освоил оружейное, плотницкое, столярное, кузнечное, часовое и печатное дело — все то, что впоследствии стало страстным увлечением будущего царя.

В возрасте четырех лет Петр потерял отца, поэтому с десяти лет он рос под присмотром царя Федора Алексеевича, который высоко ценил своего крестника и брата. Именно он выбрал духовника Никиту Зотова в качестве учителя Петра, чтобы научить мальчика читать и писать. Перед назначением в царевичи Зотов прошел испытание: он читал и писал в присутствии царя и богослова Симеона Полоцкого, который учил детей царевича.

Интересно, что Зотов научил Петю только алфавиту. Неизвестно, где царь, который был очень хорош в математике, получил основы арифметики.

Но Петр не научился писать красивым почерком даже в зрелом возрасте.

Десятилетний царь

Евдокия была пострижена в монахини насильно.

Питеру пришлось повзрослеть слишком рано. В 1682 году, когда мальчику было 10 лет, умер его брат Федор, заботившийся о нем. Между двумя племенами — Нарышками и Милославами — шла бесконечная борьба за престол. После Федора престол должен был унаследовать его брат, сын первой жены Алексея Михайловича, Иван Алексеевич. Но Нарышки не хотели отказываться от власти. Они обосновали свой поступок слабым здоровьем наследника и назначили царем десятилетнего Петра. Толчком послужило восстание Милославских стрельцов, во время которого Петр стал свидетелем расправы над своими родственниками. Его мать и он сам каждую минуту находились под угрозой смерти.

Эти события нанесли мальчику тяжелую психологическую травму — до конца жизни, вспоминают современники, Петр страдал от спазматических движений головы и лица.

Стрелецкий бунт оставил тяжелый след в душе мальчика на всю оставшуюся жизнь.

Результатом мятежа стал политический компромисс: Иван и Петр разделили трон под регентством старшей сестры царевны Софьи Алексеевны. В оружейной палате Кремля находится двухместный трон для молодых царей с маленьким окошком сзади, через которое царица Софья и ее приближенные давали советы молодым царям, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.

Так детство князя Пети оборвалось рано и жестоко. В возрасте 10 лет он вступил на новый путь — путь, который менее чем за десять лет сделал его величайшим из всех российских императоров.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий