Немецкая государственность в СССР: АССР немцев Поволжья. Автономная социалистическая советская республика немцев поволжья.

Согласно Конституции (Основному закону) СССР, принятой 5 декабря 1936 года, АССР немцев Поволжья была исключена из состава Саратовской области, которая стала Саратовской областью.

История немцев Поволжья

В начале перестройки люди начали обсуждать немцев. В течение многих лет правда об этих людях подавлялась. Неожиданно на страницах газет и журналов появились различные статьи, посвященные проблеме восстановления государственности российских немцев (или, как мы тогда называли, советских немцев) и эмиграции немцев из СССР на историческую родину, в Германию. Для многих стало откровением, что в нашей стране проживает не менее 2 миллионов граждан Германии. Из-за подавления информации об этой большой этнической общине многие люди считали, что граждане Германии были бывшими военнопленными или иммигрантами.

Я до сих пор общаюсь с такими людьми. К сожалению, не многие российские немцы знают свою историю. Вряд ли кто-то сможет назвать хотя бы десяток выдающихся немцев, оказавших решающее влияние на российскую культуру и историю. Но во времена Петра I немцы служили в российской армии, на флоте, в университетах, строили заводы и учреждения.

Они были гордостью родины: писатель и педагог Денис Фонвизин, поэт Афанасий Фет, художник Карл Брюллов, моряк Иван Крузенштерн, адмирал Фаддей Беллинсгаузен, мореплаватель и географ Федор Литке, поэт Антон Дельвиг, физик и электротехник Борис Якоби, скульптор Петр Клодт, первый лейтенант Черноморского флота, отставной руководитель восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году.

Петр Шмидт, ученый, один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии Отто Шмидт, всемирно известные ученые Борис Раушенбах и Владимир Энгельгардт, один из пионеров космических путешествий Владимир Цандер, выдающиеся пианисты Святослав Рихтер и Рудольф Керер и многие другие.

Так кто же они, русские немцы? Когда и как немцы пришли на Волгу? Первые немцы пришли в Россию в десятом веке, а первые немецкие церкви были построены в России уже в следующем столетии. В двенадцатом и тринадцатом веках в Москве появились немцы. В 1643 году здесь уже проживало около 400 семей. Во время правления Петра I в Россию приехало много немцев. В это время в Москве была основана немецкая слобода — печально известная Немецкая слобода.

Большинство немцев, потомков которых также можно найти среди присутствующих, поселились в России во время правления Екатерины II, которая проводила политику колонизации российского государства иностранцами. С одной стороны, это было обусловлено потребностями государства и необходимостью заселения, освоения и закрепления за царской короной региональных территорий России в нижнем Поволжье, на Северном Кавказе и юге России. Однако процесс внутреннего обустройства России в то время сдерживало крепостное право, сковывавшее массу населения. С другой стороны, густонаселенная и раздробленная Европа не могла предложить каждому возможность приобрести собственность. Многие покинули Европу в поисках удачи и отправились в Новый Свет. Для других «Новым Светом» была Россия с ее необжитыми территориями, скрытыми богатствами и людьми, нуждающимися в просвещении. Всего через несколько месяцев после восшествия на престол, осенью 1762 года, Екатерина II дала указание Сенату, что «так как в России много необитаемых мест, и многие иностранцы просят позволения поселиться… принять их в Россию без длительного доклада…».

Немецкая колонизация Поволжья началась 4 декабря 1762 года, когда на пяти языках был опубликован манифест царицы Екатерины II «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в любой желаемой ими провинции и о даровании им прав». Манифест призывал всех европейцев «поселиться в самых плодородных частях Империи, чтобы человеческая раса могла поселиться и жить там, где она до сих пор дремала».

Религиозные здания немцев Поволжья

Одним из главных преимуществ колонистов была возможность свободно исповедовать свои религии. Интересы православной церкви нельзя было нарушать. Немецкие колонисты прибыли из разных регионов Германии, где существовали различные направления католицизма, а также различные архитектурные стили для религиозных зданий. Самыми важными группами поселенцев были лютеране и римские католики. Колонистам было разрешено строить церкви только в тех поселениях, где селились иностранцы, то есть те, кто преимущественно принадлежал к одной вере. Колонисты, поселившиеся в российских городах, не имели таких привилегий в соответствии с этим положением.

img_8503

Немецкая церковь, село Подстепное (Розенхайм)

Старые здания Энгельса (Покровска)

В Энгельсе много старых кирпичных зданий конца 19-го и начала 20-го веков. Например, если пройти по улице Нестерова, свернуть на улицу Пушкина, а затем пройти по Телеграфной улице, то можно увидеть дома, построенные поволжскими немцами. В этих зданиях до сих пор живут люди, некоторые из которых могут быть потомками немецких колонистов. Многие здания находятся в очень плохом состоянии, можно сказать, что они обветшали. Это означает, что жители Энгельса в любой момент могут лишиться части своего архитектурного наследия.

img_8650

Ворота старого здания в Энгельсе (Покровск).

Среди старых зданий сохранились внутренние дворы, доступные через арочные кирпичные ворота. Такие ворота характерны для построек поволжских немцев.

engels47

Здание на улице Пушкина (Покровск), 1917 год.

От многих зданий остались лишь воспоминания об арочных кирпичных воротах.

img_8646

Двор между домами

Подобные здания были построены не только в Энгельсе. Вот фотография с сайта wolgadeutsche.ru 1939 года, на которой изображено здание города Бальц времен Автономной Советской Социалистической Республики Поволжья. Здание также граничит с арочными воротами.

nemcy

Здание детского сада (Бальцер), 1939 год

Если вы посмотрите на некоторые двухэтажные здания, то сразу заметите кирпичные колонны. Различные архитектурные конструкции также выполнены из кирпича в сочетании с лепными украшениями.

img_8640

Старое здание в Энгельсе (Покровск), улица Пушкина

img_8635

Немецкое кирпичное здание на фотографии 1930 года (фото с сайта wolgadeutsche.ru).

nemcy2

Военкомат в Покровске. Фотография 1930 года.

img_8642

Шпаклевка под окнами.

Колонистам было разрешено использовать немецкий язык, а также русский. Документы и вывески на зданиях были напечатаны на обоих языках.

nemcy3

Школа в Энгельсе, фото 1940 года.

Интересна история памятников нынешней школы-интерната. Первоначально перед фасадом школы стояла группа скульптур: Ленин, Сталин и пионеры держат факел. В начале 1960-х годов был снесен памятник Сталину, а затем та же участь постигла и памятник Ленину. Памятник «Пионеры, несущие факел» сохранился до наших дней.

img_8668

Здание школы, бывшая вывеска SCHOOL

nemcy4

Экономическое развитие АССР немцев Поволжья

Благодаря хорошо организованной рабочей силе, дисциплинированному и высокообразованному населению, АССР была одной из самых экономически успешных стран СССР. Сельское хозяйство, составлявшее основу экономики до начала 1930-х годов, сильно пострадало от насильственной коллективизации и голода 1932-1933 годов. Но к 1934 году производство в колхозах быстро росло, и уже к 1940 году АССР добилась рекордного урожая в стране.

Немецкое село в Поволжье, 1930-е годы

Индустриализация оказала очень положительное влияние на автономную республику. Были построены два завода пищевой промышленности союзного значения, три кирпичных завода, завод по ремонту тракторов и токарный завод. В городе также были прядильные, трикотажные и 2 ткацкие фабрики. Железнодорожный мост через Волгу был построен в 1935 году.

Уровень развития инфраструктуры в республике был очень высоким. В каждой деревне на Волге был дебаркадер. До 1937 года была завершена телефонная связь всех кантональных администраций, сельских коммун и тракторных станций. В это же время были открыты две внутренние регулярные авиалинии и почтовое отделение. Однако быстро растущей отрасли не хватало электроэнергии.

Культурное развитие АССР НП

Поволжские немцы отличались от большинства населения царской России высоким уровнем образования. Число неграмотных и полуграмотных было значительно ниже, а число людей с высшим образованием было выше среднего по стране. Эта тенденция сохранилась и в советский период, хотя гражданская война привела к ухудшению ситуации. Республика успешно провела кампанию по ликвидации неграмотности и стала одной из первых административных единиц в СССР с полностью грамотным взрослым населением.

Школьная немецкая молодежь начало 1930-х гг.

Были проблемы с преподаванием на немецком языке. Для их преодоления в 1929 году в Энгельсе был открыт педагогический институт для подготовки немецкоязычных учителей. Там был рабфак, и в 1935 году он открыл педагогический колледж, который готовил учителей для семилетних школ по сокращенному учебному плану. В 1931 году они открыли сельскохозяйственный институт и Немецкий коммунистический колледж, который готовил партийные и руководящие кадры. Также имелись 3 педагогических, 4 сельскохозяйственных, библиотечная и коммерческая школы, а также «школы» для подготовки медсестер.

В 1925 году в Покровске был открыт музей немцев Поволжья. В нем участвовали 21 немецкая газета (иногда в два раза больше, чем изданий Союза), Национальный театр, Детский театр и творческие объединения. НП АССР присвоил почетные звания деятелям культуры.

Ликвидация автономной республики и депортация немецкого населения

После начала Великой Отечественной войны советское руководство столкнулось с враждебным отношением немецкого населения в западных регионах страны. Это привело к решению упразднить немецкую автономию и изгнать немецкое население с Волги. Подобные акции проводились во многих странах антивоенной коалиции против этнических немцев (в США — этнических японцев). Разница была в том, что СССР депортировал немцев на поселение, а другие страны создавали фильтрационные лагеря.

Указ о депортации был издан Президиумом Верховного Совета СССР 28 августа 1941 года. Решение было оформлено постановлением суда. Все семьи, подлежащие депортации, были зарегистрированы. Беженцам было разрешено взять с собой личное имущество, домашнюю утварь, инструменты и продукты питания — до одной тонны на семью. Поволжские немцы были переселены на Алтай, в Казахстан и частично в Сибирь.

Депортация поволжских немцев

7 сентября 1941 года решением Президиума Верховного Совета СССР территория АССР НП была разделена между Сталинградской и Саратовской областями. Этот день должен был стать концом истории немецкой автономии в Поволжье.

Раскулачивание, депортация, трудармия

«Мой отец, Эдуард Генрих Арндт, родился 6 января 1921 года в деревне Иссенбург кантона Гмелин (ныне Волгоградская область). Дед переехал туда в какой-то момент из деревни Альт-Варенбург в кантоне Зельман (село Привольное Ровенской области). Семья деда была зажиточной — да еще как зажиточной: две лошади, четыре коровы. И восемь детей в семье. Этого было достаточно, чтобы попасть под экспроприацию: Родителей моего отца арестовали весной 1933 года, они умерли той же осенью.

Колония Аль-Варенбург

Отцу в то время было 12 лет, он был предпоследним в семье. Он и его сестра провели зиму в загоне для овец, которым управляли казахи. Потом, рассказывал отец, они со старшим братом поехали в Тамбовскую область: ехали на поезде и продавали молоко. Когда я подрос, отец переехал в Питерку, где научился водить трактор. Оттуда моего отца переселили в колхоз имени Коминтерна Кзылтуского района Кокчетавской области.

10 января 1942 года был издан указ о создании трудармии. Переселенные немцы в возрасте от 17 до 50 лет были призваны в армию. Моего отца отправили строить металлургический завод в Челябинске. Среди перемещенных лиц были представители разных национальностей, но большинство из них были немцами. Они жили в общежитиях, а на работу их водили под охраной. Отец рассказывал мне, что треть рабочих умирала от голода, болезней и переутомления.

Трудовые армии в годы войны

Когда война закончилась, рабочие все еще были там. В 1948 году, в возрасте 27 лет, мой отец вернулся из трудового лагеря в колхоз имени Коминтерна в Кзылтуской области. Он встретил свою мать, которая жила в Кзыл-Ту, и через год они поженились. Свидетельство о браке они получили только через два года, когда я уже родился. Оказалось, что немцам не разрешалось покидать место депортации, а мои родители жили в разных населенных пунктах, поэтому они поженились неофициально. Позже им разрешили переехать, но в указе 1948 года по-прежнему говорилось, что немцы «должны навсегда остаться в местах депортации без права возвращения на прежнее место жительства». Наказанием за нарушение является 20 лет принудительных работ.

Мой отец всю жизнь проработал в совхозе бригадиром тракторной бригады — получил много орденов (орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», много медалей), его уважали в селе».

«Если бы ты был Ивановым. »

«Мы выросли в большой многонациональной семье — казахи, немцы, русские, украинцы, белорусы. В школе примерно половина учеников были немцами, 30% — казахами и 20% — всеми остальными. В Казахстане, на национальном уровне, я никогда не чувствовал обиды на то, что я немец.

Семья Арндт в Казахстане

Но я не могу сказать, что на государственном уровне отношение ко мне было таким же. С детства я мечтал стать летчиком. После школы я только с четвертого раза поступил в летное училище в Харькове. Позже до меня дошло постановление ЦК КПСС, которое ограничивало прием немцев в высшие учебные заведения и назначение их на руководящие должности.

Александр Арндт

В начале 1980-х годов, когда я служил в Польше, я пытался поступить в авиационную академию имени Монина — не прошел по конкурсу. Начальник отдела кадров кафедры откровенно сказал мне: «Если бы вы были Ивановым, вы бы давно учились.

В 1985 году меня перевели в Саратовскую область в аэропорт Багай-Барановка (станция Сенная). Почти год я был заместителем командира летно-испытательной эскадрильи, но так и не был утвержден в должности. В то время мне было 35 лет — мне сказали, что я «перезрел». А потом на пост пришел человек на два года старше меня, но без немецкой фамилии.

«Не продадимся за немецкую колбасу»

«Когда наступила «оттепель», у людей появилось чувство внутренней свободы. Российские немцы возлагали большие надежды на восстановление Республики немцев Поволжья. Власти отказались на том основании, что Сибирь и Казахстан останутся без трудолюбивых сельскохозяйственных рабочих, если немцы уедут. Чиновники в Саратовской и Волгоградской областях не хотели восстановления демократии для немцев, опасаясь потери части региональной территории. Во главе с региональным руководством проходили митинги против немецкой автономии. Аналогичные события произошли и в Казахстане. Это недовольство, недовольство решениями властей, осталось в сознании российских немцев на генетическом уровне. Немецкий народ так и не был полностью восстановлен — с возвращением к тому автономному образованию, которое существовало до депортации.

В 1990-е годы пробудилась совесть не только немцев, но и всех народов национальных демократий. Это национальное сознание требовало равного обращения, восстановления национального языка, культуры и всего того, что советская власть подавляла в течение многих лет. Были и искажения: Люди, недовольные властями, вымещали свой гнев на соседях. Русские, украинцы и белорусы бежали в свои страны. Немцам некуда было идти — у немцев не было своей демократии. В Саратовской области на заборах висели таблички: «Лучше СПИД, чем немецкая автономия», «Нас не продадут за немецкую колбасу». И у меня не было ни смелости, ни сил, чтобы начать все сначала. В 1989 году я отвезла маму в район ее деревни. Она посмотрела на него и сказала: «Это хорошая идея: «Я не хочу возвращаться сюда — здесь все разрушено, мы лучше устроены в Казахстане. Но если бы это была наша демократия, я бы отдал все, чтобы жить здесь.

И когда Коль и Горбачев договорились о свободном выводе советских немцев из СССР с возможностью быстрого обустройства и социальных льгот, другого выхода не было. Говорят, что немцы уехали в Германию за лучшей жизнью — это неправда: там, где жили немцы, они жили лучше, чем большинство местных жителей. Их физическое усердие, закалка характера, способность выживать в трудных условиях выдавали выработанный ими ген выживания.

Первыми в Германию отправились те, кто подвергался гонениям за веру и был недоволен советскими властями. Они стали навещать родных и друзей и рассказывать им, как там красиво. А затем экономическая ситуация в России в 1990-х годах не оставила им другого выбора.

Германия

«В 1992 году мои родители продали свой дом за четыре тысячи рублей (мама купила на них две золотые цепочки для своих детей) и уехали в Германию. Они оказались в деревне Эссельбах в Баварии. Гостеприимные люди принесли им одежду и помогли обустроиться. Моему отцу был 71 год — после экспроприации, высылки, принудительного труда, тяжелых послевоенных лет он был рад, что хотя бы в последний раз увидел счастливую жизнь.

2011 год

Он дожил до 94 лет. На его похороны пришло около двухсот человек, половина из них — его соотечественники.

Я посещаю родственников в Германии с 1992 года и поражаюсь тому, как много делается для улучшения жизни людей! Вы достаете из телефонной будки книгу, вставляете монету, листаете книгу с номерами телефонов всех горожан — и звоните. Все комфортно, не чувствуешь той враждебности, с которой мы сталкивались в Советском Союзе. Кладбище советских солдат, погибших в Великой Отечественной войне, опрятнее и чище нашего.

Население

12 июня 1924 года немецкий язык был введен в качестве второго языка на службе и языка обучения в школах. В это время началось строительство народного образования среди немцев Поволжья и было основано государственное издательство АССР немцев Поволжья.

АССР немцев Поволжья была одной из первых автономных республик СССР с полной грамотностью: в АССР было 171 государственная средняя школа, 11 техникумов, 3 трудовые школы и 5 училищ. Кроме того, было 172 колхозных клуба, дома культуры, Немецкий национальный театр и детские театры. На немецком языке выходила 21 газета3 .

Национальный состав АССР Немцев Поволжья по переписям 1926 и 1939 годов

Национальность Номер (1926) % (1926) Номер (1939) % (1939)
Немецкий 379 630 66,42 % 366 685 60,46 %
Россияне 116 561 20,39 % 156 027 25,72 %
Украинцы 68 561 11,99 % 58 248 9,6 %
Казахстан 1353 0,24 % 8988 1,48 %
Татары 2109 0,37 % 4074 0,67 %
Мордовия 1429 0,25 % 3048 0,5 %
Белорусы 159 0,03 % 1636 0,27 %
Китайский 5 0 % 1284 0,21 %
Евреи 152 0,026 % 1216 0,20 %
Другое 1619 0,28 % 5326 0,88 %
Всего 571 578 (100,00 %) 606 532 (100,00 %)

Политическое устройство

Национальность Количество (1926) % (1926) Количество (1939) % (1939)

Немцы 379 630 66,42 % 366 685 60,46 % Русские 116 561 20,39 % 156 027 25,72 % Украинцы 68 561 11,99 % 58 248 9,6 % Казахи 1353 0,24 % 8988 1,48 % Татары 2109 0,37 % 4074 0,67 % Мордва 1429 0, 25 % 3048 0,5 % Белорусы 159 0,03 % 1636 0,27 % Китайцы 5 0 % 1284 0,21 % Евреи 152 0,026 % 1216 0,20 % Другие 1619 0,28 % 5326 0,88 % Всего 571 578 (100,00 %) 606 532 (100,00 %)

Высшим органом государственной власти в АСВЕН являлся Центральный исполнительный комитет Советов АСВЕН немцев Поволжья (с 1937 года Верховный Совет АСВЕН немцев Поволжья), законодательный (представительный) орган, сформированный на основе всеобщего избирательного права с 1937 года. Президиум ЦИК ААСД (с 1937 года Президиум Верховного Совета ААСД) работал постоянно, а остальные члены ЦИК (с 1937 года члены Верховного Совета) собирались 10-12 раз в год.

Во главе исполнительной власти стоял Совет народных комиссаров (СНК) АСДЕН, в который входили восемь народных комиссаров: внутренних дел, юстиции, здравоохранения, просвещения, финансов, земледелия, труда, социального страхования, а также рабоче-крестьянская инспекция и Совет народного хозяйства.

Конституция

31 января 1926 года Третий съезд Советов АССР НП принял проект конституции (Основного закона) Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья, который повторял положения постановления ВЦИК о создании АССР немцев Поволжья. Он предусматривал добровольное вхождение АССР немцев Поволжья в состав РСФСР, при этом НП АССР «свободно определял форму взаимоотношений с Всероссийской центральной властью РСФСР», ссылаясь на «свое право на автономию» в соответствии с Конституцией (Основным законом) РСФСР. Как и в постановлении ВЦИК Советов об образовании НП АССР, в Конституции содержалось решение о равноправии немецкого, русского и украинского языков в соответствии с составом населения. Это означало, что официальные дела в каждом регионе велись на языке большинства населения. Как и проекты конституций всех других автономных советских социалистических республик РСФСР, проект Конституции (Основного закона) АССР немцев Поволжья не был утвержден Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК), как это предусматривала Конституция (Основной закон) РСФСР.

Согласно Конституции (Основному закону) СССР 1936 года и Конституции (Основному закону) РСФСР 1937 года, АССР НП была исключена из состава Саратовской области, которая была преобразована в Саратовскую область. 29 апреля 1937 года на втором этапе внеочередного X съезда Советов АССР НП была принята Конституция (Основной закон) Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья, которая была подтверждена законом РСФСР от 2 июня 1940 года.

Культурное строительство

9 июля 1925 года в Покровске, столице автономии, был открыт Центральный музей АССР немцев Поволжья (он был расформирован в августе 1941 года; большая часть коллекции была уничтожена и разграблена).

С 1918 года газета издавалась сначала в Саратове, а затем в Покровске — орган Областного комитета РКП (б), Областного комитета Советов (с 1923 года — Центрального исполнительного комитета немцев Поволжской АССР, с 1938 года — Президиум Верховного Совета АССР немцев Поволжья) и Покровского (с 1931 года — Энгельса) горкома РКП (б) и исполкома городского Совета депутатов трудящихся — «Новости» (немецкое издание газеты «Большевик»).

Руководители высших органов власти

Главы высшего исполнительного органа

Председатель Волжского штаба по немецким делам

Президент PRC S.A.

  • 1919−1920 — Гуго Вильгельмович Шауфлер ( Hugo Schaufler )

Председатель Исполнительного комитета Советов СА

  • 1920 — Александр Иванович Дотц ( Alexander Dotz )
  • 1920−1921 — Василий Романович Пакун
  • 1921−1922 — Александр Федорович Моор ( Alexander Moor )
  • 1922−1924 — Вильгельм Адольфович Курц ( Wilhelm Kurz )

Председатель Центрального исполнительного комитета Советов АСР

  • 1924−1930 — Иоганнес Фридрихович Шваб ( Johannes Schwab )
  • 1930−1934 — Александр Яковлевич Гляйм ( Alexander Gleim )
  • 1934−1935 — Генрих Михайлович Фукс ( Heinrich Fuchs )
  • 1935−1936 — Адам Андреевич Вельш ( Adam Welsch )
  • 1936−1937 — Генрих Александрович Люфт ( Heinrich Luft )
  • 1937−1938 — Давид Генрихович Розенбергер ( David Rosenberger )

Председатели Президиума Верховного Совета АСР

  • 1938−1941 — Конрад Генрихович Гоффман ( Konrad Hoffmann ) 45

Главы правительства

Председатели Совета Народных Комиссаров КША.

  • 1924−1929 — Вильгельм Адольфович Курц
  • 1929−1930 — Александр Яковлевич Гляйм
  • 1930−1935 — Генрих Михайлович Фукс
  • 1935−1936 — Адам Андреевич Вельш
  • 1936−1937 — Генрих Александрович Люфт
  • 1937−1938 — Владимир Федорович Далингер ( Wladimir Dalinger )
  • 1938−1941 — Александр Иоганнесович Гекман ( Alexander Gekman ) 4

Немцы в современной России

В 1970-х годах была предпринята попытка создать новую немецкую автономию в Казахстане, но она не увенчалась успехом. Впоследствии часть немцев осталась в районах, куда они были изгнаны в 1941 году, а часть вернулась в районы, откуда они были изгнаны: в Поволжье и на юго-восток СССР. В 1980-х и 1990-х годах многие члены общины воспользовались правом на возвращение и уехали в Германию. В 1989 году в Российской ССР проживало около 840 000 немцев, в 2010 году их осталось около 400 000.

  • Немецкая семья Сайц вернулась из Казахстана в Поволжье в 1980 году. Со скрипкой — глава семьи
  • РИА Новости

«Сегодня многое напоминает условия в царской России после реформы. Свободная конкуренция создает условия для роста и самореализации. Национальные объединения много делают для развития немецкого языка и немецкой культуры в России, и это важно для сохранения национальной идентичности, хотя определенные процессы ассимиляции, конечно, неизбежны. Важная роль, которую российские немцы играют сегодня и которую, я верю, они будут играть в будущем, — это роль моста между странами и народами. Между Германией и Россией могут существовать некоторые политические трения, но немецкое сообщество делает возможным их нормализацию и восстановление хороших отношений», — заключил Герман.

Германия

«В 1992 году мои родители продали свой дом за четыре тысячи рублей (мама купила на них две золотые цепочки для своих детей) и уехали в Германию. Они оказались в деревне Эссельбах в Баварии. Гостеприимные люди принесли им одежду и помогли обустроиться. Моему отцу был 71 год — после экспроприации, высылки, принудительного труда, тяжелых послевоенных лет он был рад, что хотя бы в последний раз увидел счастливую жизнь.

Он прожил до 94 лет. На его похороны пришло около двухсот человек, половина из них — его соотечественники.

Я посетил своих родственников в Германии в 1992 году и был поражен тем, как много было сделано для того, чтобы жизнь человека была такой хорошей! Вы берете книгу в таксофоне, опускаете монету, листаете книгу с номерами телефонов всех граждан — и звоните. Все комфортно, не чувствуешь той враждебности, с которой мы сталкивались в Советском Союзе. Кладбище советских солдат, погибших в Великой Отечественной войне, опрятнее и чище нашего.

Все мои родственники уехали в Германию. Все они построили там дома — не за счет государственных пособий, а благодаря собственному труду и участию в экономической жизни страны.

Моя жена, дети и я тоже собрали документы для переезда, но нам отказали — «потому что мы служим тоталитарному режиму». Мне не разрешили сделать военную карьеру, потому что я был немцем, а потом мне не разрешили поехать в Германию, чтобы пройти службу! Но если повернуть все вспять, я никогда не откажусь от своей профессии. Я считаю, что нет лучшей профессии, чем летчик-истребитель! Это ощущение в воздухе ни с чем не сравнимо».

Новые попытки

«В январе 1992 года Ельцин был в Саратовской области и сказал, что никакой автономной республики здесь не будет. «Пусть немцы поедут в Астраханскую область на военный полигон, выкопают из земли все бомбы и снаряды и создадут там свою автономию».

Никто не хотел разрывать выгодные отношения с Германией, и в том же месяце был принят Указ о восстановлении российских немцев, который предусматривал постепенное восстановление Республики немцев Поволжья. Была создана специальная российско-германская комиссия: Цель состояла в том, чтобы уменьшить число немцев, мигрирующих в Германию, и улучшить качество жизни здесь. Планировалось создать поселения с компактным проживанием немцев, организовать рабочие места и создать немецкие культурные центры.

Германия приняла программу и выделила деньги. Началось строительство домов. Планировалось построить три поселка в Волгоградской области и восемь — в Саратовской. В Марксовском районе село Степное развивалось в чистом поле: Кирпичные дома, коммуникации, канализация, очистные сооружения — российская сторона требовала от немецкой стороны всего того, чего никогда не было в наших обычных деревнях. В селе Бурном Энгельсского района на месте бывшего совхоза также было построено сто домов.

А строительство поселений, финансируемых Россией, продвигалось не очень хорошо. В селе Кривояр Ровенской области в период с 1995 по 1997 год было построено всего восемь домов. Я слышал, что дома были построены на налоговые деньги от немецких инвестиций: Допустим, Германия выделила сто процентов на проекты, а часть процентов пошла в виде налогов в российскую казну — и таким образом Россия выполнила свои обязательства.

Мы, немецкая община Поволжья, создали фонд для переселенцев — около ста тысяч семей из других регионов России и бывшего Советского Союза выразили желание вернуться. Но дома у них так и не появилось. И первые немцы, вернувшиеся в Поволжье, столкнулись с безработицей: Правда, некоторым из них дали дома, но в отдаленных деревнях, где поблизости не было магазинов. В результате новые поселенцы отправились на заработки в большие города. Это была безрассудная политика. Финансирование строительства было прекращено в 2000 году.

Кроме того, в 1995 году была начата программа стимулирования экономики: Для создания рабочих мест предоставлялись беспроцентные кредиты. Но люди были мало заинтересованы в создании чего-либо в России, потому что не видели для себя почти никаких перспектив. И эта программа закончилась в 2005 году.

Только после этого Германия начала выделять деньги на продвижение немецкой культуры, и продолжает это делать до сих пор. В Энгельсе, Саратове, Марксе, Красноармейске, Ровном, Вольске, Балашове и других населенных пунктах были созданы центры немецкой национальной культуры.

Сегодня между Саратовской областью и Германией нет прямого сотрудничества по проблемам российских немцев. Немецкая сторона не заинтересована, российская сторона настроена враждебно».

«Этот ваш памятник закидают яйцами»

«В 2010 году я был на отдыхе в Крыму и увидел памятник жертвам депортации крымских татар. Я думал, что нет другого памятника в память об угнетении немецкого населения. Только в 2011 году отмечалась 70-я годовщина депортации.

Я предложил установить памятник под названием «Российские немцы — жертвы угнетения в СССР». Я представил свою модель, но она не понравилась скульптору Александру Садовскому. Он родом из Казахстана, жил среди российских немцев, и эта тема очень близка его сердцу. Через полтора месяца он показал нам модель и все объяснил. Стена отделяет прежнее от неизвестного, в которое человек уходит, не зная, вернется он или нет. И юноша возвращается сюда, босой и с протянутыми руками: «Я чист, я не помню ошибок, я хочу жить на земле моих предков».

Памятник был построен на пожертвования. Планы инсталляции привлекли внимание активистов движения против абортов, которые выразили свое недовольство. Начались дискуссии: «Российских немцев не депортировали, а эвакуировали — их жизни были спасены. Некоторым дуракам не нравилось слово «угнетение»: «Все народы были угнетены, не только немцы — зачем их выделять?». Было проведено пять слушаний, чтобы решить, устанавливать или нет памятник (обычно слушания по установке памятников не проводятся).

Был долгий процесс переговоров с властями. Тогдашний глава администрации Энгельса Тополь сказал: «Люди пойдут к вечному огню, а ваш памятник зальют яйцами. А то, что они жарят шашлыки на вечном огне — это как! А глава Лобановского района сделал все, чтобы памятник не был установлен. В это время происходило противостояние между правительством Ипатова и областной думой Радаева: в то время как правительство дало зеленый свет и создало координационный совет, группа Радаева всячески блокировала и разжигала возмущение жителей.

Лобановцы обратились к областным властям с требованием изменить название памятника. За четыре дня до инаугурации председатель Комитета общественных связей Авезниязов приехал на место и потребовал остановить работы, снять или стереть плитку с надписью и положить новую. Тогда мы с Юрием Гааром (он тогда возглавлял национально-культурную автономию немцев в Саратовской области) позвонили в частное охранное предприятие и запретили кому-либо, кроме него и меня, входить на стройку.

Когда Лобанов узнал об этом, он сказал: я закрою этот памятник забором и детскими рисунками, и вы ничего с этим не сделаете! В ту ночь какие-то художники нарисовали на панелях непонятные вещи, и памятник стал невидим с улицы. Эти знаки простояли до прошлого года, но металлический забор остался.

Памятник был торжественно открыт 26 августа 2011 года. Пришло 400 человек. Помню, я разговаривал с сотрудником Энгельсской администрации, когда мимо проходили Лобанов и его заместитель. Последний свистнул сотруднику: «Я же говорил, что мы не будем ставить цветы! Выбросьте их! Выбросьте эти цветы!» На трибуне стояли все с цветами, кроме Лобанова.

Это единственный памятник в России, который стоит за оградой. Это также единственный памятник с оплаченной арендой земли. Мы были вынуждены это сделать, потому что без аренды землю не дают. В 2016 году нас передали в налоговые органы — долг по квартплате превысил сто тысяч. А у нашей национально-культурной автономии нет денег. Ну, мы, немцы, не лоточники — у нас нет людей, которые торгуют на рынках, у которых есть магазины, куда можно прийти и сказать: Слушай, дай мне это. В 2016 году я выступал на круглом столе в присутствии губернатора и задал вопрос, почему мы должны платить за память об угнетении немцев. Нам сказали: погасите все долги, возьмите памятник на баланс вашего государственного учреждения, а затем передайте его областной администрации. В итоге мы погасили долг по аренде и нашли деньги. Однако денег на повторную проверку подлинности документов не было. Также возникли некоторые бюрократические трудности, связанные с перерегистрацией автономии в Министерстве юстиции. Вот такая глупость. И когда говорят о восстановлении российско-немецких отношений, мы имеем в виду именно это.

Немцы на Волге

Возвращенцы интегрировались в российскую культуру, не забывая свою собственную, сохранили свой язык и католическую или протестантскую религию. Некоторые из молодых людей с усердием изучали языки — русский, калмыцкий, татарский. Каждый немецкий сельский район представлял собой автономный, полузакрытый мир. Долгое время они называли себя не немцами, а эссенцами, швабами, силезцами и т.д., и даже сохраняли диалектные особенности регионов своего происхождения. Только контакт с русским населением позволил немцам Поволжья постепенно осознать себя как единый народ.

Немцы, поселившиеся в Поволжье, не улучшили общую культуру русского земледелия, но в конечном итоге переняли русскую систему общинного землепользования. Этим они отличались от своих бывших соотечественников, поселившихся на Украине и в южных губерниях России. Однако они привезли с собой в Россию плуг, серп и деревянную молотилку, которых в России почти не было, и применяли трехпольное земледелие, лишь в небольших масштабах переходя на четыре поля. Немцы ввели возделывание белых полей и картофеля, увеличили посевы льна и конопли, выращивали табак и другие культуры, которые раньше не выращивались в России. К концу XVIII века поселенцы окончательно утвердились в выращивании пшеницы и табака, ржи, овса и ячменя в прериях. Эффективность сельского хозяйства в колониях долгое время была выше, чем в среднем по России.

По мере роста благосостояния в колониях росла и промышленность. Уже в начале 19 века были высоко развиты производство муки на близлежащих водяных мельницах, нефтяная промышленность, производство сельскохозяйственных орудий, а также производство шерстяных тканей и строгого льна. За ним последовало кожевенное производство, и к 1871 году в колониях насчитывалось 146 фабрик.

В Шарпете развилось промышленное ткачество, отсюда и название местной ткани — Сарпинка. Пряжа поставлялась из Силезии и Саксонии, шелк производился в Италии. Спрос на эту продукцию был настолько велик, что в 1797 году на месте фабрики было возведено второе каменное здание. Трудности с получением сырья из-за границы привели к необходимости производить пряжу внутри страны из персидской хлопчатобумажной бумаги, которая поставлялась через Астрахань. Кроме самой Сарепты, прядильные фабрики были созданы в Поповке, Севастьяновке, Норке и Лесном Карамыше. В самой Сарепте находилась красильная фабрика для окрашивания в разные цвета. Рентабельность сарпинского производства и растущая конкуренция вынудили «Сарепту» перенести производство в Саратов в 1816 году, где тамошние немецкие предприниматели, братья Шехтель, вытеснили «Сарепту» из текстильной промышленности. В 1870-х годах производство текстиля «Сарпин» сократилось, и крупные предприниматели перевели свой основной капитал в мельничную промышленность.

Новый виток в развитии ткачества восходит к А. Л. Степанов, который понял, что ручное ткачество может конкурировать с машинным только в том случае, если ручное ткачество станет дешевле и будет соответствовать современным стандартам моды. Предприниматель организовал кооператив из разрозненных сарпиновых фабрик и усовершенствовал ткацкие станки. Это позволило получить полушелковые и шелковые ткани и значительно улучшить качество производимой продукции. В течение пяти лет производство сарпина Голо Карамыша получило национальное признание и распространение. Доходность и важность производства сарпинки подчеркивается тем, что центр этого вида производства (до начала XX века) — волость Сосновская — была одной из самых процветающих в регионе даже в голодные годы, даже с учетом нехватки земли.

Противоречивый XX век

Первые тучи начали сгущаться для российских немцев после воссоединения Германии, что теоретически может затронуть и немецкоязычное население России. Александр II запретил немцам публично использовать свой язык, поставил их в равное положение с русскими крестьянами и обязал нести военную службу. С этого момента можно говорить о первой волне немецкой эмиграции из страны на Запад. Первая мировая война вызвала еще большую тревогу среди немцев и антинемецкие настроения среди населения.

После установления советской власти под угрозой оказалась важная часть национального самосознания поволжских немцев — их религия. На протяжении всего предыдущего периода власти гарантировали религиозную свободу католикам и протестантам, проживающим в колониях — в конце концов, это было краеугольным камнем неформального соглашения о переселении. Советские власти вели широкую пропаганду атеизма, и немецкие поселения не были исключением. Однако она не имела большого успеха — наоборот, религиозность среди поволжских немцев резко возросла, появились секты.

В 1918 году части Саратовской и Самарской губерний были преобразованы в Автономную область немцев Поволжья, позже переименованную в Автономную Советскую Социалистическую Республику немцев Поволжья. Это был беспрецедентный опыт в мировой истории — создание немецкой автономии с определенной степенью суверенитета за пределами Германии. Многие географические названия до революции были изменены на немецкие, например, город Покровск, ставший столицей автономии, был переименован в Энгельс. Официальным языком стал немецкий, а регионы были заменены кантонами.

Коллективизация уничтожила тысячи наиболее продуктивных ферм и нанесла удар по основной промышленности региона. В 1931-1933 годах республику охватил голод, несравнимый с голодом со времен первых переселенцев. В 1933 году в результате голода и коллективизации умерло 5 039 человек. Крайние усилия советских властей помогли преодолеть голод, но недоедание немецкого населения в Советском Союзе должно было продолжаться в течение многих лет.

«Немецкая операция» и депортация

Отношения между Советским Союзом и Германией заметно ухудшились, что неизбежно должно было привести к недоверию к немцам в их собственной стране. В 1935 и 1936 годах более двухсот тысяч немцев были изгнаны из приграничной украинской зоны в Казахстане.

В 1937-1938 годах НКВД провел так называемую «немецкую операцию». Согласно приказу Народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие в оружейной промышленности (или на предприятиях, связанных с оружием), подлежали аресту. Аресты и увольнения начались 30 июля, а с осени 1937 года начались массовые акции. В основном пострадали приграничные районы и окраины столиц; самой АЗДР был нанесен относительно небольшой ущерб. В соответствии с директивой 200ш Народного комиссара обороны Советского Союза, все немцы, включая тех, кто не имел советского гражданства, были уволены из армии (некоторые позже были восстановлены). В конце 1930-х годов все национально-территориальные органы власти — немецкие национальные сельсоветы и районы за пределами АССР — были закрыты, а школы с преподаванием на немецком языке переведены на русский. Постепенно приближался переломный момент в самой республике. В 1941 году он был разделен между Саратовской и Сталинградской областями, а около 450 000 поволжских немцев были депортированы в Сибирь и Казахстан. У людей был всего один день, чтобы собрать свои вещи.

Трудно с уверенностью сказать, существовали ли антисоветские настроения в немецкой среде. По воспоминаниям фронтовика и друга зятя Молотова Л.Д. Петрова, высадка советских солдат в нацистской форме после начала нацистской интервенции в республике была встречена жителями республики как ожидаемый приход своих. Конечно, для советских властей существовала определенная опасность, особенно учитывая то, как разворачивались события Великой Отечественной войны и как далеко вермахт продвинулся на советскую территорию, дойдя, в частности, до Волги. Очевидно, решающую роль сыграло нежелание иметь у себя за спиной целую республику, возможно, преданную врагу. Однако целесообразность депортации целых народов остается спорной и имеет сильный политический подтекст.

Впервые вопрос о восстановлении немецкой автономии был поднят в 1978 году, когда немцы были освобождены от всех запретов на территориальную свободу передвижения. Однако правительственная комиссия решила, что создание Автономной Немецкой Советской Социалистической Республики в Поволжье нецелесообразно, «поскольку немецкое население в действительности там не проживает и не имеет исторических корней в этом районе». Вместо этого глава КГБ Андропов предложил создать немецкую автономию в Казахстане, где в то время проживало около миллиона немцев (половина немецкого населения СССР). Идея создания такой автономии со столицей в Эрментау была продиктована в первую очередь желанием остановить отток немцев из Советского Союза и во вторую очередь требованиями самих немцев. Однако демонстрации казахов, которые посчитали, что их не принимают во внимание, заставили правительство отказаться от этих планов.

В конце 1980-х годов на волне всеобщего национального волнения возникло Всесоюзное советское немецкое общество «Возрождение» (ВОСН), которое также пыталось продвигать идею немецкой автономии и реабилитации немцев Поволжья. В 1991 году «Возрождение ВОСН» насчитывало более 100 000 членов и имело все основания считать, что в то время это была самая крупная организация после КПСС (не считая религиозных организаций). Тем не менее, «Возрождение» прекратило свое существование в 1993 году, так ничего и не добившись.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий