Московские высшие женские курсы. Московские высшие женские курсы.

Долгое время считалось, что высшее образование вредно для женщин. В результате женщинам был закрыт доступ в университеты, и многие сферы деятельности были для них закрыты. Еще более интересным является строительство Московских высших женских курсов (МВЖК), первого и крупнейшего педагогического университета в мире.

Московские высшие женские курсы

Московские высшие женские курсы (МВВК) были высшим учебным заведением для женщин в России. Он просуществовал с 1872 по 1918 год (с перерывом в 1888-1900 годах), а затем стал 2-м Московским государственным университетом.

Первый период (1872—1888)

В начале 1871 года доцент кафедры всеобщей истории Московского университета В.И. Герье направил управляющему Московским учебным округом князю А.П. Ширинскому-Шихматову записку о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов, к которой приложил проект «Положения о высших женских курсах», объясняющий цель и программу курсов. В мае 1872 года министр народного просвещения граф Д.А. Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил «Положение о высших женских курсах».

1 ноября 1872 года в здании Первой мужской гимназии на Волхонке, 16 состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов (курсы профессора В. И. Герье), на котором присутствовали профессора Московского императорского университета священник А. М. Иванцов-Платонов, С. М. Соловьев и В. Выступил И. Герье.

Бюджет курса складывался из платы за обучение и добровольных пожертвований. Первые пожертвования поступили от жены Евдокии Ивановны Герье, ее тети Е.К. Станкевич (500 рублей в год) и К.Т. Солдатенкова (100 рублей в год). 13,44% дохода от курсов поступило от дивидендов по облигациям, которые Герье купил на часть прибыли от курсов. Кроме того, участники курса собрали еще 1% на приобретение книг для библиотеки курса. Герье организовывал благотворительные мероприятия в театре Солодовникова, чтобы пополнить бюджет курса. В 1883 году 46 меценатов получали пособие из доходов от спектаклей. Деньги также собирались от продажи книг и открыток, напечатанных в его собственной типографии.

Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, но с 1879 года по новому уставу — на 3 года. Московские курсы были историко-литературными и включали следующие обязательные предметы: история России и всеобщая история, русская литература и всеобщая литература, история культуры и искусства, физика. Иностранные языки, математика и гигиена должны были преподаваться желающим. Курсы были платными: студенты платили 30 рублей в год за весь курс, вольнослушатели — 10 рублей в год за один курс.2 3 В общем объеме поступающих средств плата за обучение составляла более 75%; часть средств (до 7%) составляли пожертвования; с 1875 по 1882 год Московский торговый совет выделял 500 рублей в год на 10 стипендий4 .

В 1872-1873 годах курсы проходили в здании на Волхонке, в 1873-1876 годах — в здании Музея прикладных наук на Пречистенке, 32, а в 1877-1888 годах — в здании, специально построенном для Политехнического института.

Постоянные студенты должны были иметь аттестат о среднем образовании или сдать вступительные экзамены по русской и всеобщей истории, русской и всеобщей литературе. Они также должны были представить автобиографию, справку от генерал-губернатора об их моральном и политическом поведении, две фотографии и — обязательно — разрешение старшего члена семьи или мужа.

Число женщин было довольно высоким для того времени: в первый год после открытия курсов оно составляло 70 (большинство женщин пришли с Лубенских курсов), затем колебалось между 103 и 107 до 1878 года, но с 1879 года постепенно увеличивалось, достигнув 256 в 1884/85 учебном году.

Известные выпускники

Вера Степановна Нечаева, известный исследователь творчества Ф.М. Достоевского и автор наиболее полной научной биографии В.Г. Белина, окончила курс в то время. Г. Белинский. В 1910 году Надежда Николаевна Сушкина (1889-1975), почвовед и микробиолог, первой изучившая влияние микроорганизмов на состав природных образований, окончила факультет естественных наук. 15 Белла Розенфельд, первая жена Марка Шагала, посещала курсы с 1907 по 1914 год. 16 В 1917 году курсы окончила Лидия Карловна Лепин (1891-1985), специалист по физической и коллоидной химии, впоследствии академик Латвийской академии наук. 17

  1. ↑ Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесённые при открытии Курсов 1 ноября 1872 года профессорами Московского университета св. А. М. Иванцовым-Платоновым, С. М. Соловьёвым и В. И. Герье. — М. : Универ. тип., 1872. — 32 с.
  2. ↑Цыганков, 2008, с. 70—71.
  3. ↑ В 1875 году плата составляла 50 рублей в год; затем — 100 рублей в год.
  4. ↑Цыганков, 2008, с. 71.
  5. ↑ 1 2 Московские высшие женские курсы. 1872—1918(не печатать)(ссылка недоступна). Российский общеобразовательный портал.Дата доступа: 7 ноября 2011 года.Архивировано 26 мая 2013 года.
  6. ↑ 1 2 3 Цыганков, 2008, с. 72.
  7. ↑ В 1886 году Министерство народного просвещения в лице министра И. Д. Делянова предписало прекратить приём слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью разработки новых учебных программ и перевода курсов на государственное обеспечение. В 1889 году были возобновлены лишь петербургские Бестужевские курсы.
  8. ↑Цыганков, 2008, с. 73.
  9. ↑Бахрушинская больница(не печатать). Ретро вид на среду обитания человечества .Accessed 29 June 2019.Архивировано 29 июня 2019 года.
  10. ↑ 1 2 3 МПГУ-130, 2002.
  11. ↑ Ныне Московская академия тонкой химической технологии
  12. ↑ Здание Аудиторного корпуса изображено на нынешней эмблеме МПГУ.
  13. ↑№ 2. Коллекция зоологии и экологии имени профессора А.Ф. Котса Института биологии и химии(не печатать). Музейные коллекции МГС .Дата доступа: 16 июня 2019 года.Архивировано 16 июня 2019 года.
  14. ↑ Однако ежегодный выпуск составлял не более 30 % от числа поступавших, что было связано с неспособностью слушательниц выдерживать большие учебные нагрузки и большую часть времени заниматься самостоятельно.
  15. ↑ Н. П. Головченко. Персоналии: Сушкина Надежда Николаевна(не печатать). Чувашская энциклопедия .Accessed 29 June 2019.Архивировано 8 августа 2020 года.
  16. ↑ Шишанов В. «Желая поступить…» (Документы об учёбе Беллы Розенфельд на Московских высших женских курсах) // Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X — XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000—2004). — Мн. : Рифтур, 2008. — С. 176—182 .Архивировано 19 октября 2016 года.
  17. ↑Лепинь Лидия Карловна(не печатать). Хроники Московского университета.Accessed 29 June 2019.Архивировано 29 июня 2019 года.

Литература

  • Герье курсы / Цыганков Д. А. // Гермафродит — Григорьев Электронный ресурс. — 2007. — С. 28. — (Большая российская энциклопедия : в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
  • Бо­бо­ро­ва Л. А. Выс­шие жен­ские кур­сы про­фес­со­ра Ге­рье в Мо­ск­ве (1872–1888) // Тру­ды Мо­с­ков­ско­го ис­то­ри­ко-ар­хив­но­го ин­сти­ту­та. — 1961. — Т. 16
  • Мо­ск­вин В. В. Мо­с­ков­ские выс­шие жен­ские кур­сы в на­ча­ле ХХ в. — М., 1999.
  • Цыганков Д. А. В. И. Герье и Московский университет его эпохи. — М. : ПСТГУ, 2008. — С. 66—75. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7429-0347-5.
  • Эвенчик С. Л. Высшие женские курсы в Москве // Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. — М., 1972.
  • Московскому педагогическому государственному университету — 130 лет // Развитие личности. — 2002. — № 4. — С. 223—234 .

Первый период (1872—1888)

В мае 1872 года министр народного просвещения граф Д. А. Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил «Положение о курсах».

1 ноября 1872 года в здании Первой мужской гимназии на Волхонке состоялось торжественное открытие Московских высших женских классов (классов профессора В.И. Герье).

Первоначально обучение длилось 2 года, но с 1879 года, согласно новому уставу, оно длилось 3 года. Московские курсы были историко-литературными, основными предметами были русская и всеобщая история, русская и мировая литература, история культуры и история искусства. Первоначально обязательные предметы — физика, астрономия, математика, гигиена — были сокращены с 1879 года. Курсы были платными: 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год для бесплатных студенток. Из общего объема поступающих средств более 75% составляла плата за обучение; часть средств собиралась за счет добровольных пожертвований; с 1875 по 1882 год Московский торговый совет выделял 500 рублей в год на 10 стипендий 3 .

В 1872-1873 годах курсы проходили в здании на Волхонке, затем в 1873-1877 годах в здании Политехнического выставочного музея на Пречистенке, а в 1877-1888 годах в здании, специально построенном для Политехнического музея.

Посещаемость была довольно высокой для того времени: в первый год она составляла около 70 человек, затем 103-107 до 1878 года, но с 1879 года количество участников увеличилось до 213 человек в 1884 году, а в 1884-1885 учебном году достигло 256 человек.

В 1881 году была введена новая гуманитарная дисциплина — история философии.

Лекции читали известные профессора Московского университета (устав предусматривал, что для преподавания должны использоваться преимущественно профессора университета). Среди первых профессоров были: профессор Ф. А. Бредихин (физика, астрономия), профессор А. Н. Веселовский (русская литература), профессор П. Г. Виноградов (история средних веков), профессор В. О. Ключевский (русская история), ректор Московского университета, профессор В. О. Ключевский (русская история), ректор Московского университета, профессора В.С. Соловьев и Л.М. Лопатин (история философии), В.И. Герье (история), профессор Н.И. Стороженко (общая литература), профессор Н.С. Тихонравов (древнерусская литература)4 и Ф.И. Буслаев (история искусств). С 1877 года историю русского языка и древнерусскую литературу преподавал В. Ф. Миллер. В дальнейшем политэкономию преподавал А.И. Чупров, физику — А.Г. Столетов, историю зарубежной литературы — профессор А.А. Шахов5.

В состав комитета администраторов курсов вошли (Е. К. Станкевич (девичья фамилия — Бодиско (1824-1904), жена А. Станкевича), К. Т. Солдатенков, Е. И. Герье.

За 16 лет на курсах был выдан 41 диплом, дающий право преподавать в старших классах женской средней школы, и 322 студентки сдали выпускные экзамены, дающие право преподавать в младших классах средней школы 5 .

В 1882-1885 годах Мария Павловна Чехова прошла курс обучения, а затем в течение 18 лет была учительницей истории и географии в частной женской гимназии в Москве Л. Ф. Ржевской.

В 1886 году Министерство народного образования запретило прием на курсы, и они были закрыты в 1888 году6 .

Непродуманные лидеры 1980-х годов думали, что одержали большую победу над революцией, запретив девушкам поступать на высшие женские курсы. Спустя десять лет они убедились в своей ошибке и начали думать о восстановлении курсов.

См. также

  1. ↑ Цыганков, 2008, с. 70—71
  2. ↑ В 1875 году плата составляла 50 рублей в год; затем — 100 рублей в год.
  3. ↑ Цыганков, 2008, с. 71
  4. ↑ 1 2 МВЖК
  5. ↑ 1 2 Цыганков, 2008, с. 72
  6. ↑ В 1886 году Министерство народного просвещения предписало прекратить приём слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании. В 1889 году были возобновлены лишь петербургские Бестужевские курсы
  7. ↑ Цыганков, 2008, с. 73
  8. ↑ 1 2 3 МПГУ — 130 лет, 2002
  9. ↑ ныне Московская академия тонкой химической технологии
  10. ↑ Здание Аудиторного корпуса изображено на нынешней эмблеме МПГУ.
  11. ↑ Однако ежегодный выпуск составлял не более 30% от числа поступавших, что было связано с неспособностью слушательниц выдерживать большие учебные нагрузки и большую часть времени заниматься самостоятельно.
  • Цыганков Д.А. В. И. Герье и Московский университет его эпохи. — М .: ПСТГУ, 2008. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 978—5—7429—0347—5
  • Эвенчик С. Л. Высшие женские курсы в Москве // Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. — М ., 1972.
  • Московскому Педагогическому Государственному Университету — 130 лет // Развитие личности. — 2002. — № 4. — С. 223—234.

Ссылки

  • Московские высшие женские курсы. 1872—1918. Российский общеобразовательный портал.Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.Проверено 7 ноября 2011 года.
  • Бестужевские курсы в Петербурге оспаривают право называться первым женским вузом России
  • Высшие учебные заведения Российской империи
  • Женские высшие учебные заведения

Фонд Викимедиа. 2010 .

Шувалова Н. В. ,

Доктор философских наук, доцент кафедры педагогики Института высших учебных заведений Московского государственного педагогического университета.

[email protected]

Синопсис: В данной статье впервые представлен анализ ценностно-личностного начала в подходах В.И. Герье к женскому высшему образованию. Рассматриваются и интерпретируются его известные работы об образовании с точки зрения ценности и личности в высшем образовании.

Ключевые слова: В.И. Герье, ценность-личность, высшее образование для женщин, преподавание в высшей школе.

Тезисы: В статье впервые анализируются ценностные личностные подходы к высшему образованию для женщин, В.И. Герье. Он пересмотрел и интерпретировал свои знаменитые работы по образованию с точки зрения ценностей и личности в преподавании в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: В.И. Герье, ценность-личность, женское высшее образование, преподавание в вузах.

Рассматривая историю университетского преподавания в 1870-х годах, можно сделать вывод о неизбежности образовательных реформ, начатых В.И. Герье, в России, особенно для женщин.

В трудах В.И. Герье описывается ситуация «разделенного университета» 5, с. 131-152, которая привела систему образования того времени к плачевным результатам. Как ученый, а в будущем и как профессор университета, В.И. Герье не мог остаться равнодушным к этой ситуации. Он первым предложил создать старшие женские курсы 2, с. 430, с новыми условиями обучения для женщин, работая над изменением ценностей и личных ориентиров целей и задач университетского образования в целом, как тогда, так и сейчас. Студентки того времени уже были революционерками в душе — это было их началом. Старую систему женского образования необходимо срочно заменить и исправить, чтобы избежать революционных настроений среди женщин 6, с. 91. Таким образом, все научные высказывания В.И. Герье затрагивают проблему женского образования как развития личности в двух направлениях. 1. как социокультурный феномен, связанный со структурой формирования ценностей личности.

В то же время все радикальные изменения в структуре российского государства и общества того времени подвергались резкой критике, особенно изменения в системе образования 3, с. 652, которые могли бы стать основой для новой типологии женской личности, т.е. независимых, работающих и уверенных в себе женщин. Переход к реформам в системе высшего образования, который был эволюционным, а не революционным курсом в развитии России, поэтому создал новый тип личности среди российских женщин.

Такая закономерность в развитии человеческого сознания в России в то время определяла эволюционное существование. Этот этап эволюционных изменений в России задал темп развития высшего образования на многие годы, на время жизни и обучения многих поколений. Наличие личностных и нравственных потребностей в профессиональной деятельности женщин стало важной предпосылкой и главной движущей силой формирования ценностно-ориентированной человеческой культуры в России.

Оценивая экономические аспекты женского труда, В.И. Герье выделил сферы медицины и преподавания. При этом главной целью в женском образовании он определил не приобретение профессии, а их просвещение, в современном понимании — развитие ценностных качеств личности. Высшее образование для женщин, по мнению В. И. Герье, служила прежде всего «увеличению общего и научного образования женщин вообще», что позволило бы «удвоить интеллект страны» 2, с. 3.

Первый в мире учебный городок для женщин

Неоднократные попытки Герье возродить Высшие женские курсы увенчались успехом при императоре Николае II в конце XIX века. В 1900 году, благодаря поддержке министра народного просвещения Николая Петровича Боголепова, курсы продолжили свою деятельность, но теперь уже почти как государственное учебное заведение, а название было изменено на Московские высшие женские курсы. Режиссером вновь стал Владимир Герье.

Требования к поступлению остались прежними, но продолжительность обучения была увеличена до четырех лет, поскольку теперь курсы включали целый ряд университетских дисциплин. Были созданы два факультета: История и философия (позже переименованная в историю и литературу) и физика и математика с факультетами физики и математики и естественных наук. В 1906 году было открыто еще одно отделение — медицинское.

Быстро растущее количество лабораторий и классных комнат потребовало поиска дополнительных площадей. В 1905 году директором Московских высших женских курсов стал известный математик и инженер Сергей Алексеевич Чаплыгин. В 1906 году ему удалось получить разрешение на строительство учебных корпусов на Девичьем поле.

В 1907 году на Малой Царицинской улице (ныне Малая Пироговская улица) состоялась торжественная закладка первого камня, а через год были завершены и сданы в эксплуатацию здания физико-химического корпуса (ныне Российский технологический университет) и анатомического театра (ныне Российский государственный медицинский университет имени Н.И. Пирогова).

В 1913 году было открыто соседнее здание Лектория (ныне главное здание Московского государственного педагогического университета). Впервые в мировой истории здания были построены специально для высших учебных заведений для женщин.

Великие преподаватели и получение дипломов

После возобновления учебы число студенток быстро увеличилось. Если в 1900 году в школе было 223 студентки, то к 1913 году их число увеличилось в 32 раза — до 7155. Разница в возрасте между однокурсницами иногда достигала 20 лет из-за отсутствия в стране систематического начального образования.

Популярность курсов была обусловлена авторитетом преподавателей: Они были лучшими учеными в России. В 1900-1906 годах курсы вели 98 профессоров, доцентов и преподавателей, из них 52 на кафедре истории и философии и 46 на кафедре физики и математики.

Кроме того, в 1911 году из-за конфликта между Московским Императорским университетом и Министерством народного просвещения многие преподаватели из главного вуза страны стали работать на Московских женских высших курсах, подняв уровень образования на более высокую ступень.

К началу 1912 года число учителей выросло до 227 человек. Из этих преподавателей 83 имели докторскую или последипломную степень.

Курс включал лекции и семинары географа Дмитрия Анучина, историков Павла Виноградова и Василия Ключевского, химика Александра Реформатского, физика Владимира Вернадского, биолога Николая Кольцова, лингвиста Филиппа Фортунатова, физика Александра Айзенвальда и многих других.

1911 год стал поворотным для курса не только с точки зрения увеличения преподавательского состава. В том же году экзамены завершались выдачей диплома и присвоением званий учителя гимназии или доктора.

Окончательно курсы были учреждены как гимназии в 1915 году, когда учебное заведение получило право присуждать высшие образовательные степени после успешной сдачи экзаменов. Лучшие ученики были допущены к «подготовке к специализированным классам».

«Романтичное» отделение естествознания

Александр Коц, основатель Дарвиновского музея и выпускник естественного отделения физико-математического факультета Московского императорского университета, также преподавал на Московских высших женских курсах. В 1907 году он был приглашен преподавать практические курсы по анатомии животных (а позже стал лектором по дарвинизму).

Как Фрейд, Дарвин и другие великие психологи воспитывали своих детей

В том же году ученый перевез свою домашнюю коллекцию чучел животных, скелетов и мулов в зоологическую лабораторию кафедры для проведения демонстрационных уроков. Как и планировал молодой учитель, экспонаты были методично расставлены в соответствии с отдельными главами урока эволюции. С этого момента началась история Дарвиновского музея.

В 1908 году на курс записалась Надежда Ладыгина, впоследствии жена Александра Коца и соучредитель Дарвиновского музея.

Курсы на факультете естественных наук были разделены на циклы: Химия, минералогия и кристаллография, геология, зоология, физиология растений, физиология животных и описательная ботаника. Каждый цикл включал в себя серию лекций, мастер-классов и семинаров.

На естественнонаучном отделении программу курса создавал Николай Кольцов — он был руководителем преподавательского состава. Благодаря ему были созданы обширные зоологические лаборатории, практические курсы по идентификации позвоночных, демонстрационный курс по биологии, практические курсы по энтомологии и лаборатории микроскопии.

Практические занятия сыграли очень важную роль в формировании научного мировоззрения курсантов — они дали навыки самостоятельной исследовательской работы и помогли закрепить знания, полученные на научных курсах.

Надежда Ладыгина, которая работала на курсах, познакомилась с молодым преподавателем Александром Коцем на его лекциях. Они поженились в 1911 г. Александр Коц так писал об их судьбоносной встрече: «В толпе прекрасных русских женщин я заподозрил эту….. Не зная о ней ничего, не обменявшись с ней ни единым словом….. Ни одного глубокомысленного слова, я был прикован к ней всем своим существом».

В 1913 году Александр Кох передал свою коллекцию в дар учебному заведению, которое некоторое время называлось Музей истории эволюции при Московском высшем женском училище (ныне Дарвиновский государственный музей).

Впоследствии Надежда Ладыгина-Котс стала известным ученым и психологом жизни, автором многочисленных научных работ и доктором биологических наук.

Это был не единственный случай встречи будущих супругов в стенах Московских женских курсов. Например, биолог Николай Кольцов (женат на выпускнице МВЖК Марии Садовниковой, которая впоследствии стала доктором биологии) и зоолог Петр Сушкин (женат на Надежде Поповой, которая также стала доктором биологии) нашли любовь в учебном заведении.

5 интересных фактов о Бестужевских курсах

Поступление

В первый год 814 кандидатов подали заявления на обучение по учебной программе Бестужева. Организаторы ожидали гораздо меньшего количества желающих, потому что процесс подачи заявки был непростым: нужно было принести справку о хорошем поведении из вуза и письмо-согласие от отца или мужа, а также заплатить символический, но все же ежегодный взнос в размере 50 рублей.

Преподаватели

Лучшие русские ученые и профессора, известные во всем мире, преподавали на курсах Бестужевского. Например, химик Дмитрий Менделеев, который выступал за образование женщин и привлекал успешных выпускниц для работы в измерительной и калибровочной камере. На курсах преподавали такие известные ученые, как химик Александр Бутлеров, биолог Андрей Бекетов и физиолог Иван Сеченов, философ Николай Лосский и филолог Лев Щерба.

Отрывок из комикса. Здесь вы можете посмотреть отрывок в высоком разрешении

Кампус

Сначала занятия проводились в Александровском спортивном зале, затем было арендовано более просторное здание, и, наконец, еще более просторное здание. Наконец, основатели курса построили целый кампус размером с квартал с учебными классами, общежитиями, лабораториями, библиотекой и собственной обсерваторией.

Бюджет

200 рублей — столько денег было у организаторов курсов, когда они начинали. Для сравнения, профессор университета в то время получал 2 000 рублей в год, директор курсов — 3 000 рублей.

Были приняты все меры для сбора средств на создание женского университета, основано «Общество по сбору средств», взяты кредиты в банках. Через два года бюджет курсов уже превысил 400 000 рублей в год.

Кроме того, был создан стипендиальный фонд, своего рода фонд (трастовый фонд, через который можно было получить дополнительные средства). — Курсы инвестировали деньги в названия.

Экспедиции

Курсы не ограничивались лекциями и практической работой в лабораториях. Каждый год студенты вместе со своими преподавателями отправлялись в экспедиции по России и миру. Они изучали историю искусств, осматривали памятники в Италии и Греции, ботанику — путешествуя на Кавказ, а астрономические наблюдения проводили в Крыму. Курсы также поддержали исследовательские поездки курсантов из Гейдельберга, Германия, на остров Ява в Индонезии.

Иллюстрация Татьяны Цырлиной

💃 Девичья сила

Московские высшие женские курсы

Московские высшие женские курсы (МВВК) были высшим учебным заведением для женщин в России. Он просуществовал с 1872 по 1918 год (с перерывом в 1888-1900 годах), а затем стал 2-м Московским государственным университетом.

Аудиторный корпус МВЖК. Парадный вход. Ныне — главный корпус МПГУ (Малая Пироговская, д. 1)

В начале 1871 года доцент кафедры всеобщей истории Московского университета В.И. Герье направил управляющему князем Московского учебного округа П.А. Ширинским-Шихматовым записку о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов, к которой приложил проект «Положения о высших женских курсах», объясняющий цель и программу курсов. В мае 1872 года министр народного просвещения граф Д.А. Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил «Положение о высших женских курсах».

1 ноября 1872 года в здании Первой мужской гимназии на Волхонке 18 состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов (курсы профессора В. И. Герье), на котором присутствовали профессора Московского императорского университета священник А. М. Иванцов-Платонов, С. М. Соловьев и В. Выступил И. Герье.

Бюджет курса складывался из платы за обучение и добровольных пожертвований. Первые пожертвования поступили от жены Евдокии Ивановны Герье, ее тети Е.К. Станкевич (500 рублей в год) и К.Т. Солдатенкова (100 рублей в год). 13,44% дохода от курса поступило от дивидендов по облигациям, которые Герье купил на часть прибыли от курса. Кроме того, участники курса собрали еще 1% на покупку книг для библиотеки курса. Герье организовывал благотворительные мероприятия в театре Солодовникова, чтобы пополнить бюджет курса. В 1883 году 46 меценатов получали пособие из доходов от спектаклей. Деньги также собирались за счет продажи книг и открыток, напечатанных в его собственной типографии.

Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, но с 1879 года по новому уставу — на 3 года. Московские курсы были историко-литературными и включали следующие обязательные предметы: история России и всеобщая история, русская литература и всеобщая литература, история культуры и искусства, физика. Иностранные языки, математика и гигиена должны были преподаваться желающим. Курсы были платными: студенты платили 30 рублей в год за весь курс, вольнослушатели — 10 рублей в год за один курс.2 3 В общем объеме поступающих средств плата за обучение составляла более 75%; часть средств (до 7%) составляли пожертвования; с 1875 по 1882 год Московский торговый совет выделял 500 рублей в год на 10 стипендий4 .

В 1872-1873 годах курсы проходили в здании на Волхонке, в 1873-1876 годах — в здании Музея прикладных наук на Пречистенке, 32, а в 1877-1888 годах — в здании, специально построенном для Политехнического института.

Постоянные студенты должны были иметь аттестат о среднем образовании или сдать вступительные экзамены по русской и всеобщей истории, русской и всеобщей литературе. Они также должны были представить автобиографию, справку от генерал-губернатора об их моральном и политическом поведении, две фотографии и — обязательно — разрешение старшего члена семьи или мужа.

Число женщин было довольно высоким для того времени: в первый год после открытия курсов оно составляло 70 (большинство женщин пришли с Лубенских курсов), затем колебалось между 103 и 107 до 1878 года, но с 1879 года постепенно увеличивалось, достигнув 256 в 1884/85 учебном году.

В 1881 году был введен новый гуманитарный курс — история философии.

Второй период (1900—1918)

В 1900 году на этот курс были приняты выпускники средних школ из 41 провинции. Новые курсы больше не были частным учреждением, поскольку их финансировало Министерство народного образования.

В 1900 году продолжительность курса была увеличена до четырех лет. Новые курсы состояли из двух разделов: история и философия и физика и математика. В 1906 году в соответствии с новым уставом была введена факультетская структура. В дополнение к двум существующим факультетам был открыт медицинский факультет (сегодня — Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова), что приблизило структуру обучения к классическому университету (до революции университеты в России обычно состояли из четырех факультетов: История и филология, физика/математика, медицина и право). В 1911 году Бахрушинская больница стала клинической базой медицинского факультета МВЖК. 10 В 1906/07 учебном году была введена циклическая система курсов вместо системы курсов со специализацией на последнем курсе. Также были приняты новые учебные планы для всех факультетов. На обязательные предметы отводилось 15 часов в неделю.

V. И. Герье снова был директором курсов до 1905 года. В отсутствие В. И. Герье, который находился за границей, в 1905 году В. И. Вернадский был избран директором в 1905 году. Однако, поскольку Вернадский был также избран заместителем ректора Московского императорского университета, он не занял свою должность в МВЖК. В том же году С. А. Чаплыгин был избран директором курсов на дополнительных выборах11 .

Курсы читали такие выдающиеся ученые, как В.И. Вернадский (вместе со своим учеником В.В. Карандевым), С.А. Чаплыгин, С.С. Намёткин, Н.Д. Зелинский, А.А. Айхенвальд, Б.К. Млодцевский, А.Н. Реформатский, И.А. Ильин, А.В. Цингер, Б.А. Кистяковский и др. Одной из первых женщин-профессоров была О. Н. Цубербиллер, автор многотомника по аналитической геометрии «Задачи и упражнения по аналитической геометрии».

С 1910 года профессор Н. Д. Виноградов начал читать курс «История педагогических учений» 5.

В 1905 году Московская городская дума приняла решение о бесплатном предоставлении участка земли на Девичьем поле. 3 июня 1907 года на участке на Малой Царицынской улице (ныне Малая Пироговская улица) был заложен первый камень в фундамент здания школы (архитектор С. Соловьев). В 1908 году были открыты здания физико-химического факультета 12 и анатомического театра (архитектор А. Н. Соколов), а в 1913 году — здание актового зала (сегодня главное здание МГУ 13).

1911 год стал важной вехой в истории Московского высшего женского образования. В связи с конфликтом между МГУ и министром народного просвещения Л. А. Кассо (получившим название «дело Кассо»), университет покинула большая группа профессоров и преподавателей, большинство из которых перешли на работу в МВГК. К 1912 году на курсах обучалось 227 профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов, более трети из которых имели докторские степени или дипломы об окончании аспирантуры. Среди них были: бывший ректор Московского университета А. А. Мануйлов, астроном П. К. Штернберг, математик Н. А. Извольский, биологи М. А. Мензбир и Н. К. Кольцов, физиологи М. Н. Шатерников и Л. С. Минор, философы Л. М. Лопатин и P. И. Новгородцев, историки М. К. Любавский, Ю. В. Готье, И. В. Цветаев11, А. А. Кизеветтер, социолог В. М. Хвостов, биолог Л. А. Тарасевич, историк философии А. В. Кубицкий. Женщины также работали на курсах.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий