В период своего расцвета каганат управлял обширной территорией, включавшей весь Северный Кавказ и регион вокруг Азовского моря. Ему принадлежали также степные и лесостепные районы до Днепра.
Мистическая история великого Хазарского каганата
Если вас спросят о хазарах, вы наверняка вспомните стихотворение Пушкина, посвященное пророку Олегу. Та самая поэма, в которой князь спешит «отомстить неразумным хазарам». Но назвать этот народ неразумным можно было только с высоты прошедших времен. В период расцвета Хазарского каганата хазары были хитрыми, смелыми, предприимчивыми и драчливыми. Чтобы убедить вас в истинности этого утверждения, давайте вкратце представим Хазарский каганат в этом кратком обзоре.
Где находился Хазарский каганат?
Вопрос фундаментальный. Ведь если Хазария лежала на территории Китая, это одно, а если она граничила с территорией славянских племен, это совсем другое. Всегда интереснее узнать о соседях. Да, хазары были соседями русских. Более того, экономические отношения между славянами и хазарами были довольно тесными как во времена княжеских вотчин, так и во время существования Киевской Руси. Хазарское государство также поддерживало отношения с Византией, Арабским халифатом и Волжской Булгарией.
Однако нельзя с уверенностью сказать, какую территорию занимало Хазарское ханство. Это связано с тем, что его границы не были неизменными и не были обозначены по периметру. Грубо говоря, Хазарское ханство простиралось на юг до Дербента, на юго-запад до Крыма, на северо-запад до реки Дон и на восток до реки Джаик (Урал).
Карта Хазарского ханства. Светло-оранжевый цвет показывает границы страны в 650 году нашей эры, светло-оранжевый — в 750 году нашей эры, желто-оранжевый — в 850 году нашей эры. Желтым цветом обозначены территории, которые платили дань каганату.
Краткая история Хазарского Каганата
Каждая история начинается, как обычно, с хроники. Хазары «появились» в Византии около 582 года нашей эры. После этого о племенах больше не было слышно, разве что арабы изредка упоминали о своих военных конфликтах с хазарами.
В 650 году государство стало независимым. Основателем Хазарского ханства был правитель из некогда могущественной, но полностью разгромленной арабами тюркской династии Асинов. Ему удалось «консолидировать» руководство каганата и начать агрессивную кампанию.
Очевидно, хазарский флаг и хазарский каган.
В целом, вся история Хазарии — это непрерывное военное противостояние с арабами, сотрудничество с Византией и недолговечные отношения с различными другими племенами, либо в качестве союзников, либо в качестве «подданных» (вынужденных платить дань после завоеваний и погромов). Препятствием в арабо-хазарских войнах всегда были Армения и Албания.
Арабский этап
- 650 год — захват Хазарией Великой Булгарии.
- 655 год — захват Крыма
- 670 — 690 годы — захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
- 684 год — нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
- 710 год — завоевание Дербента (у арабов).
- 721 – 737 — арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.
После поражения хазары прекратили активную оккупацию близлежащих территорий и сосредоточились на экономике. Так, согласно легенде, один из знатных хазар обратился в иудейскую веру, увидев во сне ангела. А потом этот парень становится Каганом. А иудаизм находится на вершине хазарского общества. Более того, хазары спокойно идут на север, опасаясь нового арабского вторжения, и колонизация проходит без излишней суровости.
К 800 году Хазарское ханство расширило свою территорию, хазары распространили свою власть на Оку и Днепр.
В то же время столица была перенесена из Семетера (Кавказ) в красивый и большой город Итиль на Волге.
Принято считать, что он находился где-то в районе Астрахани, или что он вообще был потоплен. Кстати, до 10 века нашей эры. Хазаран, Хмлык или Ханбалык был столицей каганата.
Венгерский этап
Около 800-850 годов главной проблемой хазар стали их отношения с финно-венграми/бенгарцами или — как их называли в то время — с племенами «буртасов». Вначале Буртасы были феодалами. Вместе с венграми хазары заняли Киев. И тогда между бывшими союзниками началась кровопролитная война.
В то же время были установлены четкие государственные границы (Дербент на юге, Яик на востоке, Крым на западе и Камская Булгария на севере). Иудейская община побеждает повстанцев в столице. Построена легендарная крепость Саркел, сокровища которой сегодня ищут на дне Зимлянского водохранилища. В 865 году государственной религией хазар стал иудаизм.
История каганата
Территория Хазарского каганата обозначена на карте в месте слияния среднего и нижнего течения Днепра и Волги. В период своего расцвета это государство включало также Западный Казахстан, Северный Кавказ и Крым. Хазары облагали налогами многие соседние племена. Однако эта страна, основанная кочевниками, никогда не имела фиксированных, четко определенных границ.
Возникновение страны, местоположение столицы
Хотя хазары упоминаются в письменных источниках уже в 555 году, основание раннефеодального государства хазар произошло лишь в середине седьмого века на развалинах Западно-Тюркского каганата. Родиной хазар считается равнинная местность на Северном Кавказе, где сегодня расположен Дагестан. Именно здесь возникла первая федерация хазарских племен, власть над которыми захватили тюрки из династии Ассинов.
В разные периоды своей истории Хазарское государство управлялось из двух столиц. Первым был город Семендер, расположенный на его исторической родине. Позже столица Хазарии была перенесена в Итиль, город на нижней Волге. Он был разрушен в 965 году, когда киевский князь Святослав завоевал страну.
Экспансия на юг, войны с арабами
Наивысшего развития Хазария достигла в 7-8 веках. Хазары разделили территорию Западного тюркского ханства с Волжской Булгарией и в конечном итоге подчинили себе болгар. В результате образовалось государство, которое в течение нескольких веков было препятствием на пути бесконтрольной экспансии кочевых народов Азии в Восточную и Центральную Европу, вплоть до уничтожения Руси.
В этот период внешняя политика Хазарии, ставшей каганатом (царством), заключалась в ведении агрессивных кампаний против богатых земледельческих государств Закавказья. Эта экспансия была остановлена лишь не менее могущественным Арабским халифатом.
В первой половине VIII века шла почти непрерывная война между халифатом и каганатом, которая закончилась отказом от арабских притязаний на Северном Кавказе. Каганат сохранил свою независимость, отгородил Европу от арабов и вывел свои войска из Византийской империи. Позже отношения каганата с Византией переросли в союз и были закреплены в 732 году династическим браком дочери каганата с будущим императором Константином V.
Принятие иудаизма, падение государства
На протяжении всего своего существования эта страна не была приверженцем какой-либо одной религии. Первоначально религией хазар было тангрианство — традиционная языческая вера кочевников Азии, земным воплощением которой считался каган. Создание государства привело к модернизации религиозных верований, которые были лучше приспособлены к более сложной социальной структуре.
Хазарская империя возникла на пересечении многих религиозных миров:
- христианства;
- ислама;
- иудаизма.
Все три конфессии мирно жили здесь бок о бок, без религиозных конфликтов. Проникновение новых религий на территорию каганата не было одновременным. В начале, в седьмом веке, это было христианство. Арабо-хазарские войны способствовали внедрению ислама. Гораздо позже, во времена Золотой Орды, эта религия стала доминирующей на территории Хазарии, которая к тому времени уже исчезла.
Государственное устройство
Хазария, первоначально кочевое ханство, переняла государственную структуру у турецкого ханства. Главой государства был Каган, у которого не было никакого правоохранительного механизма, и ему приходилось полагаться только на священное значение своего титула и умение распределять военные трофеи. Хазары переняли бюрократическую структуру своих более развитых соседей.
Отдельные зависимые территории были самоуправляемыми и должны были только платить дань хазарам и участвовать в военных действиях. В начале IX века в Хазарии была введена двойная система правления.
За языческой каганской династией стояло племя Буланидов, исповедующих иудаизм, которые сосредоточили фактическую власть в своих руках, а формальные ритуалы оставили царю.
Экономическая структура
Основой дохода простых людей Хазарии было кочевое скотоводство. На позднем этапе существования каганата многие бывшие кочевники в прибрежных районах и долинах нижних рек перешли к оседлому земледелию.
Доход знати состоял из военных трофеев, но с развитием торговли произошла постепенная переориентация на другие источники дохода. Этому способствовало наличие важных торговых путей, проходящих через страну. Однако сами хазары не занимались торговлей, а традиционно жили как кочевники. Это был вопрос для еврейской и мусульманской общин. Хазарский каганат делал свои собственные деньги, но это не было регулярным процессом. Большинство хазарских монет были имитацией арабских монет.
Племена Хазарского каганата
Во второй половине VII века хазары воспользовались разделом Великой Болгарии при сыновьях хана Кубрата и подчинили себе некоторые болгарские племена. В состав Хазарского ханства также входили савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.
Территория Хазарского каганата
В конце VII — начале VIII в. века хазарам удалось подчинить соседние восточнославянские племена и обложить их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII и VIII веков регион заняли хазары. Хазары занимали Таманский полуостров, Боспор и большую часть Крымского полуострова, за исключением полуострова.
В период своего наибольшего расцвета в начале VIII века. В восемнадцатом веке Хазарское ханство охватывало обширные территории Северного Кавказа, весь регион вокруг Азовского моря, большую часть Крыма и контролировало степи и лесостепи до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, Византия, встревоженная арабскими походами, установила союзнические отношения с Хазарией.
VII — VIII. Век был временем бурного развития арабской цивилизации, которая создала огромную империю — Арабский халифат, простиравшийся от Инда в Азии до Пиренеев в Европе. Уже в своих первых военных кампаниях арабы вытеснили сильные державы того времени — Византийскую империю и Сасанидский Иран, которые были ослаблены внутренними противоречиями и постоянными взаимными конфликтами.
К концу пятнадцатого века арабское завоевание Ирана было завершено, а к началу восьмого века были завоеваны Закавказье и Сасанидская империя. Закавказье и часть Средней Азии стали частью арабского государства. Багдад стал центром процветающего халифата.
Хазары провели несколько походов в контролируемые арабами районы Закавказья. В результате арабы разгромили хазар в 735 году, перейдя через Кавказские горы. Хазарский каган и его окружение приняли от арабов ислам, который затем распространился на часть населения каганата. Это результат влияния арабской цивилизации, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.
Столица Хазарского каганата
После арабских походов центр каганата сместился на север. Столицей каганата был сначала древний город Семетер на севере Каспийского Кавказа, а затем город Итиль на нижней Волге (недалеко от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где находилась резиденция кагана. Он был обнесен стеной и имел хорошо развитую систему укреплений.
Восточная часть города (Хазаран) была промышленным и торговым центром с большими базарами, караван-сараями и мастерскими, а в западной части проживала чиновничья и военная аристократия с административными зданиями и ханским дворцом.
Население столицы, как и всего каганата, было этнически неоднородным: Кроме хазар, здесь жили болгары и аланы, турки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие из приезжих купцов оставались в Хазарии надолго. У мусульман были мечети, у христиан — церкви, у евреев — синагоги, а у язычников — языческие храмы и места поклонения.
По свидетельству современников, в городе было не менее 30 мечетей, церковных школ и колледжей. Жилищные постройки состояли из деревянных домов или палаток, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 года, когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.
— Ислам хазары не приняли, зато перешли в иудаизм. Почему?
— История решения за веру была похожа на историю киевского князя Владимира почти полтора века спустя. В 730 году миссионеры из Византии и мусульмане из Арабского халифата прибыли к хазарскому кагану Булану по поручению своих правителей. И каждый из них хотел обратить хазарского правителя в свою веру.
Булан пригласил «мудреца из Израиля», т.е. раввина, для обсуждения с ними. Откуда он родом, достоверно неизвестно. Однако уже в раннехристианский период еврейские общины существовали в греческих колониальных городах на северном побережье Черного моря — Херсониссосе, Фанагории, Пандикапее (Керчь) и других местах. Кроме того, евреи персидской культурной традиции жили на Южном Кавказе с древних времен.
Когда разговоры Булана ни к чему не привели, он спросил христианского проповедника, какая вера, по его мнению, лучше: иудейская или мусульманская? Он восхвалял веру евреев, которых Бог назвал «моими первенцами», и в то же время насмехался над верой мусульман.
Булан попросил мусульманина сделать выбор между христианской и иудейской верой. Последний ответил, что еврейская вера — истинная вера, и что, хотя евреи согрешили, и Бог сейчас наказывает их, в конце концов Он будет милостив к ним и спасет их. Затем Булан объявил, что он выбрал иудаизм — по общему признанию, как лучшую веру.
Поэтому руководство государства приняло иудаизм, который стал официальной, преобладающей государственной религией могущественного государства, охватывавшего десятки племен и народов. И термин «хазар» стал не только названием народа, но и общим названием подданных хазарского правителя.
Но даже после принятия иудаизма Хазария отличалась религиозной терпимостью. Мусульмане, христиане и язычники совершали свои ритуалы в городах и армиях вместе с евреями. Согласно арабскому географу Масуди, в Итиле даже существовал отдельный суд для последователей каждой религии: по два судьи для иудеев, христиан и мусульман и еще один для язычников.
Некоторые ученые считают, что принятие Хазарией иудаизма продемонстрировало ее духовную независимость от Византии и исламского халифата. Хазария стала единственным еврейским государством в мире на тот момент. И он оказался убежищем для многих евреев, которые подвергались преследованиям в византийских и мусульманских землях. Здесь сформировалась большая и сильная еврейская община, синагоги строились в большом количестве.
Представителям высшего класса даже давали еврейские имена — Исаак, Завулон, Иосиф, Вениамин, Менассех (Манассия), Моисей, Менахем, Езекия, Обадия. Однако археологические находки показывают, что иудаизм был распространен не только среди элиты.
— По каким источникам кроме археологических мы можем судить о Хазарии?
— Существует множество письменных свидетельств: арабские, персидские, сирийские, армяно-грузинские, китайские и европейские источники. И даже русская сказка былых времен.
Наиболее подробная информация об этой ситуации содержится в письме хазарского правителя Иосифа, адресованном еврейскому вельможе при дворе халифа мусульманской Испании Хашдаи ибн Сапрута. От византийских посланников они узнали, что на расстоянии 15 дней пути от их страны находится иудейское царство хазар, которые, по их словам, обладают «военной силой и мощью, ордами и войсками» и «время от времени вступают в войну».
Заинтересовавшись, Хашдай через ученых отправил письмо Казар-кагану и попросил его рассказать о своем царстве. И он получил ответ, написанный на иврите — языке Библии (метаязыке еврейской культуры), который был общим для всех еврейских общин того времени. Эта переписка и сопроводительные документы, хранящиеся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, были собраны ученым Павлом Коковцовым, переведены на русский язык, аннотированы и опубликованы в Ленинграде в 1932 году.
Иосиф говорит в основном о происхождении хазар: Как истинный еврей, он пытался связать их с библейской традицией. Он утверждал, что хазары являются потомками Ноя. У Ноя был сын по имени Иафет, у которого был сын по имени Тогарма, а седьмого сына Тогармы звали Хазар. Говорят, что от него произошел народ хазар.
Что касается экономики, то в письме приводятся слова византийских посланников о торговых отношениях между Византией и Иудейской Хазарией: «К нам приходят корабли из их страны, привозя рыбу, кожи и всевозможные товары. Надо отметить, что северные варвары (кочевые племена, например, пешские охотники) обычно подкупались византийской культурой, в то время как на юге, с балканскими славянами, они пытались наладить взаимовыгодное сотрудничество.
— Не могу не вернуться снова к пушкинскому Вещему Олегу. Какие же все-таки его действия имелись в виду?
— Давайте начнем издалека. Письменные источники свидетельствуют о том, что значительная часть населения Хазарского государства была славянской. Археологические находки также доказывают мирное сосуществование славян с носителями культуры, которая считается характерной для хазар.
Во время арабских походов на Волгу в VIII. века, славяне были естественными союзниками хазар. Говоря современным языком, они были «боевыми товарищами» сначала против арабов, а затем против вторгшихся с востока кочевников. Масуди отметил, что в Хазарии войско и слуги кагана состояли из славян.
Есть и другое обстоятельство: Хазарская империя, расширившая свою территорию на запад до Днепра, оттеснила на запад племенной союз турецких болгар — кутригуров. Возможно, с помощью славян, чьи поселения тогда располагались к западу от Днепра. Победа над кутригурами позволила славянам занять их территорию.
Однако, поскольку славяне заняли Среднее Поднепровье с согласия и при помощи хазар, они поселились там и стали налоговыми вассалами Хазарского ханства. Согласно русским летописям, дань хазарам платили поляки, норвежцы, радимичи и вятичи.
Что касается князя Олега. В конце IX века, получив власть в новгородских землях после смерти Рюрика, он завоевал Киев, находившийся под властью варяжских князей Азольда и Дира, перенес туда столицу и подчинил соседние славянские племена: норгов и радомитов. Ранее они находились в зоне хазарского влияния.
Олег прославился походом в Византию в 907 году: именно он прибил щит к воротам Харграда. В то же время хотелось бы обратиться к словам современного историка Евгения Пчелова: Он указывает, что летопись ничего не сообщает о военном конфликте между Русью и хазарами во времена Олега.
Киевский князь Святослав, правивший с 945 года, как упоминается в «Истории минувших времен», отправился к вятичам и спросил их: «Кому вы отдаете дань?». Они ответили: «К казакам». Как говорится далее, Святослав победил бятичей и наложил на них дань. То есть он вывел территорию вятичей из-под контроля хазар.
Вот в чем суть дела: государство, которое летописи называют «Русской землей», возникло на безналоговой территории Хазарского ханства. Он стал ее «могильщиком». Русские становились все сильнее, и в 965 году Святослав нанес удар по Хазарии и разгромил ее. К этому времени она уже была значительно ослаблена: ее подорвали набеги новых кочевников — печенегов.
Один из первых русских историков, Василий Татищев, в своем летописном труде «Российская история с древнейших времен» отметил, что после этого поражения значительная часть хазар бежала на Русь, спасаясь от печенегов. Другие отправились на Кавказ и в предгорья Кавказа.
На мой взгляд, политику Святослава вряд ли можно назвать дальновидной. Он разгромил мощное государство, служившее буфером между Русью и кочевниками. Теперь он столкнулся с кочевниками, которые начали осаждать Киев. На самом деле Святослав сам погиб от рук печенежских охотников.
В любом случае, славянское государство Киевская Русь может рассматриваться в определенной степени как исторический преемник бывшего Хазарского государства. Киевские князья даже переняли титул правителей Хазарии — каган (чакан), который они сохранили до Ярослава Мудрого.
Культурное наследие Хазарского каганата оказало значительное влияние на книжную культуру Древней Руси. Семитолог Андрей Борисов в своем исследовании, написанном в 1942 году в блокадном Ленинграде, убедительно доказал, что древнерусские рассказы о мудрости царя Соломона являются прямым заимствованием из еврейской литературы.
Развитие независимого государства хазар и активизация внешней политики
Для дальнейшего развития Хазарского ханства характерно все то, о чем мы уже говорили: союз с Византией и война с Арабским халифатом. К этому следует добавить кратковременное взаимодействие с различными соседними племенами, которые либо становились союзниками, либо платили дань хазарам.
После покорения Булгарии Волгой хазары последовательно завоевали Крым, территории будущей Киевской Руси, степи на Черном и Каспийском морях, а также Дербент. Территории Албании, Армении и Грузии были обложены налогом. К концу шестнадцатого века каганат стал могущественным государством наравне с Византийской империей, Арабским халифатом и Королевством франков.
Хазаро-арабское противостояние
Войны между хазарами и арабами продолжались с середины VII века до конца VIII века. Обе стороны пытались расширить свое влияние на Кавказе и в Закавказье. Главным объектом противостояния оставалась территория нынешних Армении и Албании.
Среди конфликтов между хазарами и арабами иногда проводят различие между Первой (ок. 642-652) и Второй арабо-хазарскими войнами (722-737), в конце которых победили хазары, а в конце Второй войны победили арабы. Однако в это время на территориях Кавказа, подвластных Арабскому халифату, стало неспокойно, и арабы были вынуждены остановить свое продвижение на Кавказ и противостояние с хазарами, и обратили свое внимание на внутреннюю политику.
Тем временем сами хазары прекратили свои агрессивные походы и начали мирно продвигаться на север, опасаясь новой конфронтации с арабами. К 800 году Хазарское ханство успешно расширило свою территорию, дойдя до Оки и Днепра.
В это же время резиденция каганата «переехала» из прежней столицы Семетер (Кискаукасия) в новую — город Итиль на Волге. Интересно, что археологи пока не нашли никаких свидетельств, которые позволили бы им оценить местоположение этого города. Все, что мы знаем о нем, основано на средневековых письменных источниках.
Древняя Русь и хазары
Но вскоре у хазар появился новый враг. Уже в середине IX века началось противостояние между Русью и Хазарским ханством. В 80-х годах этого века князь Олег предпринял поход, который привел к ряду побед над славянскими племенами и подчинил их, включая хазарских «подданных».
Поход князя Святослава стал решающим эпизодом конфликта. Со своим многочисленным войском князь занял Саркел (хазарский форпост на Дону) и две столицы — новый Итиль и бывший Семендер. Это была абсолютная победа князя Святослава. Во время похода он преодолел несколько тысяч миль, захватил несколько крепостей, разбил войско и сломил мощь Хазарского государства, обладавшего большими территориями и значительным политическим влиянием.
Некогда могущественное государство доживало свои последние дни на руинах бывшей империи. В 985 году князь Владимир вторгся в пределы Хазарии и обложил их налогом….. Хазария как государство к этому моменту уже не существовала. Сами хазары исчезли и постепенно смешались с другими кочевыми тюркоязычными народами.
Хроника разгрома
В середине девятнадцатого века турецкие кочевники, так называемые пешенские охотники, обосновались на берегах Дона и в степях Причерноморья. Эти жители оказывали пагубное влияние на внешнюю торговлю государства. Киванская Русь также представляла серьезную угрозу для хазар в это время. Это было связано с тем, что они также хотели контролировать транзитную торговлю.
Фактически, это было основной причиной многочисленных набегов, войн и грабежей. Все это привело к поражению Хазарского ханства.
Частые атаки серьезно ослабили основные центры жизнеобеспечения, один из которых мы можем выделить:
Они были настолько сильно разрушены, что восстановить некогда процветающее государство было невозможно по определению. Оставаться в этих городах было невыносимо, поэтому многие жители вскоре эмигрировали. Некоторые из них ассимилировались с другими народами, особенно с печенегами.
Некоторое время этническое название хазары еще существовало в лексиконе жителей Крымского полуострова. Кстати, в итальянских рукописях эта земля до 16 века называлась Хазарией.
Предполагается, что потомками древних хазар являются караимы, жившие в Крыму в средние века. Позже они мигрировали на территорию Польши, Украины и Литвы. Эти турки представляли караимскую версию иудаизма.
Отношения с Византией
Хазария была могущественным государством, но не могла соперничать с Византийской империей или Арабским халифатом. Каганат был постоянно вовлечен в войны и конфликты, особенно религиозные. Как уже говорилось, в каганате не было единой религии, но была полная религиозная свобода. Неудивительно, что проповедники различных религий пытались привлечь на свою сторону устоявшиеся круги:
- Изначально язычники-хазары и часть болгарских племен попали под влияние арабов-мусульман. Каган и практически вся аристократия Хазарии приняли ислам;
- Затем Византия начала повсеместно внедрять христианство: с VIII века на территории каганата появилась собственная метрополия и семь местных епархий ортодоксальной церкви;
- Почти одновременно с принятием ислама на север Дагестана проник иудаизм, который на Кавказ принесли евреи, изгнанные из Сасанидского Ирана.
Несмотря на влияние различных религий, большая часть хазарских племен оставалась языческой.
Религиозный раскол и междоусобица
Хазары были религиозно терпимы, и даже смена правительства с введением новой религии мало повлияла на общество. Так, на рубеже восьмого и девятого веков каган Обадия сверг тюркскую династию, исповедовавшую ислам, и объявил иудаизм государственной религией. Окружение Кагана приняло эти изменения и также сменило религию. С другой стороны, простые люди продолжали верить в язычество, христианство и ислам.
Раскол произошел среди феодалов, которые привыкли придерживаться турецко-исламской власти и поэтому не приняли изменений. Противники кагана заручились поддержкой кочевых венгров, а Обадия, со своей стороны, заключил договор с печенегами. В результате затянувшейся междоусобной войны побежденные армии отступили вдоль Дуная. Для каганата наступили тяжелые времена.
Падение Хазарского каганата
В конце IX века в степях Причерноморья появились новые кочевники — пешские охотники, которые стали нападать на торговые караваны. Однако дисциплинированная и профессиональная армия Хазарии успешно защищала свои города и поселения от набегов варваров.
Еще более опасной угрозой для Хазарского каганата была давно созданная Киева Русь, которая также стремилась получить доступ к мировому рынку. Для этого Русь должна была взять под контроль важнейший транзитный маршрут в Восточную Европу — Великий шелковый путь.
В результате многочисленных русских походов Хазария несла постоянные потери и неудачи в войсках. Наиболее важные стратегические пункты государства — Саркел, Итиль и Семендр — были ослаблены. Поход князя Святослава Игоревича закончился полным разгромом каганата. Восстановление былого величия государства казалось невыполнимой задачей.
По иронии судьбы, разрушение Хазарского каганата, хотя и открыло путь к основным торговым путям Хазарской Руси, привело к регулярным набегам пешенских налетчиков. На протяжении многих веков Хазария была главным барьером, останавливающим натиск кочевников.
В результате все племена и народы, некогда составлявшие единый Хазарский каганат, расселились по другим областям и ассимилировались с тамошним населением. В первую очередь с пешенегами и кипчаками.
Этнологическое название «хазары» просуществовало в Крыму до XVI века, но только потому, что итальянские источники продолжали называть эти территории хазарскими.
В настоящее время единственными прямыми потомками хазар, вероятно, является небольшая тюркоязычная группа — караимы, которые продолжают верить в особую версию иудаизма, которая, по-видимому, восходит ко времени Хазарского ханства.