Лазаревский институт успешно выполнил тройную задачу — объединил образование и воспитание, высшее образование и науку. В результате она выпустила выдающихся востоковедов, известных учителей, переводчиков, дипломатов, видных политиков, общественных деятелей и писателей.
Лазаревский институт восточных языков
Самым известным из Лазаревых был граф Иван Лазарев. Его современники утверждали:
«Обширные познания графа в восточном мире, его опыт в государственных и экономических делах, блестящие способности и преданность интересам новой родины открывали перед ним широкое поле деятельности. Его многочисленные и значительные заслуги перед государством снискали ему расположение великой императрицы, а его советы по восточным делам приобрели вес и значение в сфере управления. Его целью было облегчить жизнь своего народа — идея, которая совпадала с интересами правительства. Для этого он не жалел ни средств, ни сил, ни энергии. |
Иван Ласарев был одним из тех государственных деятелей, которые не только единожды решали важные политические вопросы, но и успешно возглавляли сложные правительственные комитеты, занимавшиеся дипломатическими и экономическими вопросами. Поскольку в его распоряжении было много денег, он одалживал крупные суммы влиятельным людям. Зная экономику досконально, он вложил свой капитал в шелковый, горнодобывающий и ювелирный бизнес. В 80-х годах XVIII века, когда эмиграция армян в Россию усилилась, Лазарев лоббировал правительство и императрицу от имени своих соотечественников и помогал им материально. В то же время он думал об организации школ для детей иммигрантов. В своем письме от 1785 года граф выразил желание «откладывать ежегодно до 200 тысяч рублей капитала на учреждение и содержание школы в пользу своего народа». За год до своей смерти он подтвердил это намерение в своем завещании. Его брат Еким (Оваким), ставший его наследником, выполнил волю старшего Лазарева и, кроме того, сам внес несколько сот тысяч рублей. Ему и его сыновьям пришлось приложить немало усилий, чтобы открыть двери нового учебного заведения в Армянском переулке в Москве.
Москва была выбрана в основном потому, что здесь уже обосновалась армянская диаспора и существовали дружеские отношения между местными жителями и иммигрантами. Как отмечал известный историк М.Н. Тихомиров, «простой русский народ не чувствовал большой разницы между православием и армянской религией, охотно общался и обедал с армянами, допускал их в свои церкви, дружил с ними и женился на них». Другой причиной основания Института именно в Москве было то, что его основатели возлагали большие надежды на помощь Московского университета в организации учебного процесса, а в этой древней столице были собраны лучшие силы российской науки. По мнению Лазарева, связь армянской молодежи с самыми образованными людьми России может оказать положительное влияние на армянское просвещение.
В летописи института говорится, что 10 мая 1814 года «…
«Это место было торжественно открыто, и был заложен первый камень в фундамент великого учебного заведения. Через год начались занятия, что отражено в упомянутом документе: «Классы по различным наукам были открыты для студентов из Армении, а также из других стран и начали функционировать». |
Этапы развития института
В истории Лазаревского института восточных языков можно выделить три основных этапа:
Первый этап (1815-1848)
Время образования, поиска форм организации, формирования группы учителей и группы учеников. В эти годы роль института была определена как звено в процессе приобщения армянской молодежи к русской и западноевропейской культуре, и была выполнена его главная задача: «предоставить молодым людям средства воспитания и обучения наукам для подготовки к государственной службе, как военной, так и гражданской, и для поступления в университет и академию».
Ближайшим помощником директора института был суперинтендант; до середины 1820-х годов эта должность также называлась «декан». Согласно правилам, избирался ректор, который должен был быть «сведущим в науках и некоторых языках, образцовой нравственности, твердым в христианских заповедях и деятельным». Как правило, ректор преподавал академический курс в дополнение к своим административным обязанностям. 2
С 1815 по 1822 год должность ректора занимал архимандрит Серовбе (Серафим) Карнеци, который разработал Устав 1817 года и Положение 1818 года об училище. Его преемником был Микаэл (Михаил) Салатян (1822-1826).
Друг Лазарева, видный политический деятель, граф М. М. Сперанский, помог школе получить юридические права. В 1827 году специальным указом оно было преобразовано в Институт восточных языков, а в 1835 году специальным указом школа была переведена во вторую категорию государственных учебных заведений.
Поскольку многие из выпускников продолжили обучение в Московском университете, директор института обратился к министру образования с просьбой создать в университете кафедру армянского языка и литературы. Лазаревы покрыли все необходимые расходы. Однако правительство решило, что разумнее было бы создать такие кафедры в других университетах империи. В 1842-1844 годах они были созданы в университетах Казани и Санкт-Петербурга.
Второй этап (1848-1871)
Его главной особенностью стало то, что согласно новому уставу, институт был приравнен к учебному заведению первого цикла с восьмилетним курсом обучения. Шесть классов соответствовали среднему образованию, а два высших класса специализировались на изучении восточных языков. Письмо графа А. Орлова министру народного просвещения С. Уварову гласит: «С преобразованием Лазаревского института в Москве откроется учреждение, которого недостает Москве в ее теперешних сношениях с Востоком; учреждение, в котором восточные языки будут преподаваться в широком масштабе, которое заменит восточный университетский факультет, не требуя никаких расходов из государственной казны».
Третий этап (1871-1918)
Хронологический контекст третьего этапа в жизни ЛИВЖ: Согласно новому уставу 1871 года, на базе Лицея были созданы специальные классы. По своей учебной программе, образовательному процессу и правам они соответствовали высшему учебному заведению наравне с университетами и академиями. В этот период институт стал важным центром развития российского востоковедения. Для выпускников Лазаревской гимназии были открыты специальные классы, а в университете — кафедры армянской, арабской и персидской литературы и некоторые другие. На рубеже 20-го века спектр предметов института значительно расширился.
В институт принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет. Все вновь поступившие делились на выпускников школ, полурезидентов и тех, кто постоянно жил в институте — так называемых пансионеров. Каждый год Лазаревы или их доверенные лица отбирали 30 потенциальных пансионеров из числа бедных и осиротевших армянских семей.
Почётные посетители ЛИВЯ
Репутация Лазаревского института как образцового учебного заведения росла из года в год. Его посещали коронованные особы, видные политики, ученые, писатели и художники. Ниже приводится неполный список почетных гостей.
4 октября 1834 года император Николай Павлович посетил ЛИВЯ и оказал ему «благосклонное почтение», как писал один из профессоров института.
25 марта 1859 года Институт посетил министр иностранных дел России князь Александр Горчаков (друг Александра Пушкина по Лицею). Он рассказал много подробностей о жизни в институте и нашел ее превосходной во всех отношениях. «Некоторые из студентов были приняты в Министерство иностранных дел, и Министерство очень довольны их знанием восточных языков и хорошим нравом», — сказал Горчаков.
26 апреля 1867 года Александр II и наследник престола Александр посетили Ливию. Преподаватели и профессора института восприняли этот визит как признание заслуг ЛИВЯ за последние 50 лет. В память об этом памятном событии попечитель Института H.O. Лазарев пожертвовал 10 000 рублей на учреждение двух стипендий для детей бедных российских дворян и сановников.
25 и 26 августа 1870 года министр народного просвещения граф Д. А. Толстой тщательно изучил все проблемы института. В результате укрепилось положение специальных классов, что выразилось в усилении изучения восточных языков, были учреждены пять государственных стипендий, которым было присвоено имя Лазаревского. В лице министра, говорит директор ЛИВЭА Г.И. Кананов, институт получил просвещенного покровителя. Особое внимание министр уделил богатой и ценной библиотеке, которая превратилась в большую библиотеку.
8 мая 1873 года Институт принял в своих стенах правителя древнего Ирана, Его Величество шаха Персии Наср-Эддина, в сопровождении генерал-губернатора Москвы князя В.А. Долгорукова. Шах высоко ценил деятельность Института по изучению Ирана.
2 сентября 1876 года Институт посетил император Бразилии. Позже в том же году Институт посетили бывшие выпускники граф М.Т. Лорис-Меликов и глава Азиатского департамента МИД России И.А. Зиновьев.
В разные годы Лазаревский институт посещали Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Жуковский, Толстой, Вяземский, Айвазовский, Туманян, Исаакян, Сарьян и другие. Сохранился письменный рассказ о том, как немецкий ученый и путешественник А. Гумбольдт, посетивший Москву в 1829 году, был принят в Армянском переулке, а лучшие студенты в амфитеатре приветствовали его на разных восточных языках.
Лазаревский институт восточных языков — Lazarev Institute of Oriental Languages
Лазаревский институт восточных языков (арм: Արևելնան Աեզուների Լազարյյանի նստիտուտ ), основанное в 1815 году, было московским училищем, который специализировался на изучении Востока, особенно Армении, и был культурным центром для армянской диаспоры в России. Многие российские ученые, специализирующиеся на Закавказье, прошли обучение в этом институте. Бывший институт на Армянской улице является памятником архитектуры. Посольство Армении в Москве.
Институт был основан в 1815 году семьей Лазаревых (Лазаревых). В 1827 году управление было передано Министерству народного просвещения, а школа была переименована в Лазаревский институт восточных языков и стала специальной школой. В 1844 году в школе обучалось 105 учеников, из которых 73 были армянами, 30 русскими и 2 другими.
В 1848 году институт был преобразован в высшую школу и готовил армянских учителей и священников. С расширением Российской империи на Кавказ и Среднюю Азию институт стал центральным местом для подготовки российских чиновников и переводчиков. В 1872 году он был официально разделен на два отделения, одно из которых продолжало работать как гимназия, а другое — как трехлетняя школа с изучением армянского, персидского, арабского и турецкого языков. Грузинские языки, история и культура.
В 1919-1920 годах институт был переименован сначала в Армянский институт, затем в Институт Юго-Западной Азии, затем в Центральный институт современных восточных языков и, наконец, в Институт современных восточных языков. Московский институт востоковедения. В 1930-х годах институт потерял своих студентов, а его библиотека была передана Московскому университету. Библиотека Ленина.
Пионер лингвистики Роман Якобсон был студентом Лазаревского института восточных языков.
Здание
Чугунный обелиск был установлен на заднем дворе в 1822 году, а затем перенесен на передний двор.
Первые каменные здания на этом месте, которые со временем превратились в нынешнее здание, были построены в последней четверти XVII века как дом семьи Милославских. В первой половине 18 века они принадлежали семье Мёллер, владельцам железоделательных заводов в Уральском регионе. Дом Мелославского-Меллера считается одним из самых больших частных каменных домов в Москве 17 века.
Лазарь Лазарян, по-русски Лазарев, купил участок на углу нынешних Кривоколенного и Армянского переулков в 1758 году. В период между 1758 и 1812 годами главная резиденция была постепенно расширена, в основном Овакимом Лазаревым, сыном Лазарева и основателем института.
Район Армянского переулка был избавлен от пожара 1812 года. В 1814 году Оваким Лазарев поручил обновить фасад в стиле ампир. Имя архитектора неизвестно; строительство велось под руководством Т. В. К 1823 году главное здание приобрело современный вид; обелиск на заднем дворе, установленный в 1822 году, был отлит из чугуна в Пермской кузнице Лазарева (позже обелиск был перенесен во двор).
В 1828 году Лазарев купил соседнее здание (Армянский переулок, 2) и переоборудовал его под армянскую типографию. 1 Этот угловой участок принадлежал семьям Салтыковых и Несвицких. Новое здание оставалось неизменным до 1850-х годов, когда Петр Григорьев (сын Афанасия Григорьева) перестроил его в стиле главного здания. Более поздние реставрации сохранили уличные фасады, но сняли облицовку с григорьевских боковых стен и обнажили кирпичную кладку XVII века.
Лазаревский институт восточных языков — Lazarev Institute of Oriental Languages
Лазаревский институт восточных языков (арм: Արևելնան Աեզուների Լազարյյանի նստիտուտ ), основанное в 1815 году, было московским училищем, который специализировался на изучении Востока, особенно Армении, и был культурным центром для армянской диаспоры в России. Многие российские ученые, специализирующиеся на Закавказье, прошли обучение в этом институте. Бывший институт на Армянской улице является памятником архитектуры. Посольство Армении в Москве.
Институт был основан в 1815 году семьей Лазаревых (Лазаревых). В 1827 году управление было передано Министерству народного просвещения, а школа была переименована в Лазаревский институт восточных языков и стала специальной школой. В 1844 году в школе обучалось 105 учеников, из которых 73 были армянами, 30 русскими и 2 другими.
В 1848 году институт был преобразован в высшую школу и готовил армянских учителей и священников. С расширением Российской империи на Кавказ и Среднюю Азию институт стал центральным местом для подготовки российских чиновников и переводчиков. В 1872 году он был официально разделен на два отделения, одно из которых продолжало работать как гимназия, а другое — как трехлетняя школа с изучением армянского, персидского, арабского и турецкого языков. Грузинские языки, история и культура.
В 1919-1920 годах институт был переименован сначала в Армянский институт, затем в Институт Юго-Западной Азии, затем в Центральный институт современных восточных языков и, наконец, в Институт современных восточных языков. Московский институт востоковедения. В 1930-х годах институт потерял своих студентов, а его библиотека была передана Московскому университету. Библиотека Ленина.
Пионер лингвистики Роман Якобсон был студентом Лазаревского института восточных языков.
Здание
Чугунный обелиск был установлен на заднем дворе в 1822 году, а затем перенесен на передний двор.
Первые каменные здания на этом месте, которые со временем превратились в нынешнее здание, были построены в последней четверти XVII века как дом семьи Милославских. В первой половине 18 века они принадлежали семье Мёллер, владельцам железоделательных заводов в Уральском регионе. Дом Мелославского-Меллера считается одним из самых больших частных каменных домов в Москве 17 века.
Лазарь Лазарян, по-русски Лазарев, купил участок на углу нынешних Кривоколенного и Армянского переулков в 1758 году. В период между 1758 и 1812 годами главная резиденция была постепенно расширена, в основном Овакимом Лазаревым, сыном Лазарева и основателем института.
Район Армянского переулка был избавлен от пожара 1812 года. В 1814 году Оваким Лазарев поручил обновить фасад в стиле ампир. Имя архитектора неизвестно; строительство велось под руководством Т. В. К 1823 году главное здание приобрело современный вид; обелиск на заднем дворе, установленный в 1822 году, был отлит из чугуна в Пермской кузнице Лазарева (позже обелиск был перенесен во двор).
В 1828 году Лазарев купил соседнее здание (Армянский переулок, 2) и переоборудовал его под армянскую типографию. 1 Этот угловой участок принадлежал семьям Салтыковых и Несвицких. Новое здание оставалось неизменным до 1850-х годов, когда Петр Григорьев (сын Афанасия Григорьева) перестроил его в стиле главного здания. Более поздние реставрации сохранили уличные фасады, но сняли облицовку с григорьевских боковых стен и обнажили кирпичную кладку XVII века.