В 2014 году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ, разрешающее использовать средства Фонда национального имущества для модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.18
ИЗУЧАЕМ ГЕОГРАФИЮ
«Человек не может влиять на природу, не может овладеть ни одной из ее сил, если он не знает законов природы, если он не может их измерить и рассчитать. Знание и учеба — радость и право человечества; они составляют сущность национального богатства и часто заменяют богатство, слишком распыленное природой» А. Гумбольдт t
Байкало-Амурская магистраль
Байкало-Амурская магистраль (сокращенно БАМ) — это железнодорожная линия в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из самых длинных железнодорожных линий в мире. Основная линия Тайшет — Советская Гавань строилась длительными интервалами с 1938 по 1984 год. Строительство основного участка железнодорожной линии, проходящего в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.
Длина основной линии Тайшет-Советская Гавань составляет 4,287 км. БАМ проходит севернее Транссибирской магистрали, ответвляется от нее в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, обходит Байкал на север, затем проходит Тынду, пересекает Амур в Комсомольске на реке Амур и заканчивается в Советской Гавани на берегу Тихого океана.
Маршрут автомагистрали проходит в основном по горной местности, в том числе через Становое нагорье, пересекая семь горных хребтов. Самая высокая точка маршрута — Муруринский перевал (1 323 метра над уровнем моря); крутые уклоны на подъезде к этому перевалу требуют двойной тяги и ограничения веса поездов. На линии десять тоннелей, включая самый большой тоннель в России — Северо-Муйский.
Линия пересекает 11 крупных рек, и в общей сложности было построено 2 230 больших и малых мостов. Железнодорожная линия проходит через более чем 200 станций и переездов и более чем 60 городов и поселков.
От Тайшета до Усть-Кута железная дорога двухпутная и электрифицирована переменным током (27 кВ), от Усть-Кута до станции Таксимо — однопутная и электрифицирована переменным током (27 кВ), в восточном направлении эксплуатируется на дизельной тяге.
Строительство
В 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался план организации Тихоокеанской железной дороги через северную часть озера Байкал, после чего в июле-сентябре 1889 года генерал-полковник Н.А. Волошинов с небольшим отрядом прошел тысячу километров от Усть-Кута до Муи, в тех же местах, где сегодня проходит линия БАМа. И пришел к следующему выводу: «…прокладка линии в этом направлении оказывается невозможной по техническим причинам, не говоря уже о других причинах». Волошинов не был пессимистом, но он вполне трезво понимал, что у России нет ни технологий, ни средств для реализации амбициозного проекта.
В 1926 году независимый Корпус железнодорожных войск РККА начал топографическую съемку будущей трассы БАМа. Окончательное решение о строительстве магистрали было принято в 1931 году в высшем политическом и военном руководстве СССР — в том году Япония оккупировала Маньчжурию и угрожала отрезать весь советский Дальний Восток, заняв хотя бы одну станцию Транссиба, единственной железнодорожной линии, соединявшей дальневосточные регионы страны с остальной территорией страны и в некоторых местах проходившей вплотную к границе с Маньчжурией. В 1932 году (13 апреля) вышло постановление КПСС СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», которое продвинуло вперед планово-исследовательские работы и начало строительство.
Осенью стало ясно, что главной проблемой в строительной отрасли является нехватка рабочей силы. При официально установленной численности в 25 000 человек, удалось набрать только 2 500 человек. В результате 25 октября было издано второе постановление Совнаркома СССР, которым строительство БАМа было передано под особое руководство ОГПУ. После этого продолжилось строительство трех соединительных линий от Транссиба до планируемой линии БАМа (в основном силами заключенных Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлаг)): Бам — Тында, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Ургал.
В 1937 году было установлено общее направление трассы БАМа: Тайшет — Братск — северная окраина Байкала — Тында — Усть-Ниман — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. В мае 1938 года Бамлаг был распущен, и на его базе было создано шесть железнодорожных ИТЛ. В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 году — подготовительные работы для восточного участка от Комсомольска на Амуре до Советской Гавани.
В январе 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны с уже построенной линии Бам — Тында были сняты участки пути и мостовые балки для строительства железнодорожной линии Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск (Волга-Рокада).
В июне 1947 года продолжалось строительство восточного участка Комсомольск на Амуре — Ургал (Амурлаг) (в основном силами заключенных Амурской исправительной колонии). До расформирования Амурлага (в апреле 1953 года) на всех участках были отсыпаны насыпи, уложены рельсы и построены мосты на участке Комсомольск-2 — Березовый (Постышево). Линия находилась в ведении Комсомольского объединенного управления железнодорожного транспорта, офис и депо которого располагались в поселке Хурмули Комсомольского района. Участок Комсомольск на Амуре — Советская Гавань был введен в эксплуатацию в 1945 году. Первый поезд по всей длине линии Тайшет — Братск — Усть-Кут (Лена) прошел в июле 1951 года, а в 1958 году участок был введен в регулярную эксплуатацию.
Интернационализм в подходе к строительству
Многие поселки и станции БАМа были построены силами одной республики, области или города.
Так, азербайджанцы построили станции Ангоя и Улькан, армяне — Кюхельбекер и Звездная, белорусы — Муякан, грузины — Икабю и Ния, казахи — Новая Хара; латыши — Таксимо; литовцы — Новый Уоян; молдаване — Алонча; туркмены — станция Ларба; таджики — Солони; узбеки — Куанда и Леприндо; украинцы — Новый Ургал; эстонцы — Кичеру. Многие развязки и станции были построены выходцами из РСФСР: Тамбовская область — Чурумули; Новосибирская область — Тунгала и Постышево; Пензенская область — Амгунь; Волгоградская область — Ямку; Саратовская область — Герби; Куйбышевская область — Этыркен; Ульяновская область — Ижак; Свердловская область — Кувыкта и Хорогочи; Пермская область — Дугабул, Челябинская область — Юктали; Ростовская область — Киренга; Тульская область — Маревая; Московская область — Тутаул и Дипкун; Алтайский край — Эворон; Красноярский край — Февральск; Хабаровский край — Сулук; Ставропольский и Краснодарский края — Лену; Башкирия — Верхнезейск. В строительстве Кунермы участвовали жители Чечено-Ингушетии, Дагестана и Северной Осетии. Москвичи построили Тынду, а ленинградцы — Северобайкальск.
В апреле 1974 года БАМ в комсомоле был объявлен ударной стройкой всего Союза, и массы молодежи пришли туда работать. По этому поводу ходили шутки, например, забавная расшифровка аббревиатуры БАМ — «Brezhnev Abmands Youth».
В 1977 году была введена в эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 году — линия Тында — Беркакит. Строительство основного участка железнодорожной линии велось более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года — и 1 ноября 1989 года вся новая трехтысячекилометровая линия была введена в эксплуатацию в качестве стартовой площадки. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 м), строительство которого началось в мае 1977 года, был завершен только в марте 2001 года и введен в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.
Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 миллиарда рублей, что сделало его самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР 7. По словам экономиста Егора Гайдара, стоимость строительства БАМа оказалась примерно в четыре раза выше ожидаемой.
Первые задумки грандиозной стройки
В начале 20-го века, в 1888 году, Русское техническое общество выразило заинтересованность в возможном строительстве железной дороги в самых восточных регионах Российской империи. На обсуждение был вынесен один из планов строительства железнодорожной линии от Тихого океана до северной оконечности озера Байкал. Год спустя представитель Генерального штаба полковник Н.А. Волошинов во главе небольшого отряда преодолел расстояние в тысячу километров от Усть-Кута до поселка Муй. Затем в этих точках была проложена трасса BAM. Но затем результаты экспедиции привели к совершенно иному выводу. В отчете прослеживается общая мысль о невозможности реализации запланированных мега-строительств в этих местах. Одной из главных причин такого вывода стало полное отсутствие адекватной технической поддержки, которой в России в то время вообще не существовало.
Через год после окончания военных действий в русско-японской войне, то есть в 1906 году, вопрос о возможном строительстве Байкало-Амурской магистрали был поднят вновь. В то время предложение о создании второго филиала Транссиба еще витало в воздухе. Однако она была ограничена только проведением исследований. В начале 1924 года разговоры о начале строительства этой железнодорожной линии были полностью прекращены.
Коротко о истории БАМа
Название железной дороги впервые появилось в 1930 году, но еще в виде проекта, как «Байкало-Амурская магистраль». Через три года Совет Народных Комиссаров СССР принял очень важное решение о начале строительства линий БАМа, хотя в течение четырех лет еще велись только планово-изыскательские работы.
В начале 1937 года началось строительство линий от станции Советская Гавань и станции Тайшет. Первая точка — восточная граница нашей страны, а станция расположена прямо на стыке Транссиба и будущего БАМа.
Строительство главной дороги Советская Гавань — Тайшет велось с большими перерывами, с 1938 по 1984 год. Самый сложный участок — Северо-Муйский тоннель длиной 15343 метра. Постоянная эксплуатация этого участка дороги была начата в 2003 году. Проект, по которому были построены пути, датируется 1928 годом.
В 2014 году объем грузоперевозок составил двенадцать миллионов тонн.
Сегодня линия БАМа модернизируется для увеличения годового грузопотока, планируется довести его до пятидесяти миллионов тонн в год.
Где проходит магистраль?
Протяженность основной железнодорожной линии от Советской Гавани до Тайшета составляет 4 287 км. К югу от этой линии проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Железнодорожные маршруты БАМа пересекают реку Амур у Комсомольска на Амуре, реку Лену у Усть-Кута и реку Ангару у Братска, всего одиннадцать рек, которые пересекаются по мостам. Маршруты проходят по самым красивым местам северного побережья озера Байкал. Бамовский маршрут имеет множество ответвлений: До станции «Мыс Чёрный» — сто двадцать километров, и туннель на остров Сахалин можно было бы построить прямо там. В настоящее время это место находится в заброшенном состоянии.
В направлении станции Волочаевка проходит железнодорожная ветка протяженностью триста пятьдесят один километр. Протяженность ветки до района Эльгинского месторождения составляет триста километров. Длина ветки до станции Известково составляет триста двадцать шесть километров. До станции Чегдомын длина линии составляет шестнадцать километров. Железнодорожная линия Амур-Якутск ведет в Якутск. В направлении Бамовского вокзала протяженность линий составляла сто семьдесят девять километров. В направлении Чинейского месторождения было проложено шестьдесят шесть километров линий. Протяженность линии до Усть-Илимска составляет двести пятнадцать километров.
Вся протяженность Байкало-Амурской магистрали проходит практически в горной местности. Самая высокая точка на железнодорожной линии — Муруринский перевал, высота которого составляет тысячу триста двадцать три метра над уровнем моря. Сложный маршрут проходит по Становому плато. БАМ имеет крутые уклоны, на некоторых участках существуют ограничения по весовым параметрам поездов, используются сдвоенные локомотивы. На этой дороге пришлось построить десять туннелей. Самый большой тоннель на территории России — Северо-Муйско-Байкальский тоннель. По всей длине железнодорожной линии расположено от 2 200 до 2 300 малых и больших мостов. На маршруте расположено более шестидесяти населенных пунктов и городов, а также более двухсот переездов и станций.
На всем участке Тайшет — Усть-Кут железная дорога электрифицирована переменным током и является двухпутной. На участке Усть-Кут железная дорога однопутная и электрифицированная.
На самом восточном участке линии используются тепловозы.
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок»).
В настоящее время 54 281 учебное заведение имеет право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
- Сейчас обучается 844 человека из 78 регионов
«Игровые технологии в обучении географии в 5-7 классах»
1 Слайд Практическая работа: «Характеристика главной Байкало-Амурской магистрали» Учащиеся 9 класса Московской средней школы №3 Кувалдин Артём.
2 слайда Задание. Назовите особенность одного из транспортных путей, изображенных на рисунке: длина главной дороги. Направление железной дороги. Физическая среда, в которой работает автомагистраль. Основные транспортные развязки на автомагистрали. Состав и направление основных транспортных потоков. Перспективы развития и возможности повышения эффективности этой магистрали.
3 слайд Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железнодорожная линия в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, под управлением Восточно-Сибирской железной дороги и Дальневосточной железной дороги. Одна из самых длинных железнодорожных линий в мире.
4 Слайд 1. Протяженность основной линии Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км.
5 Слайд 2: Магистраль БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляется от нее в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, обходит озеро Байкал с севера, затем проходит Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается в Тихом океане в Советской Гавани. Узловые станции: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (Амуро-Якутская железнодорожная линия); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км). ); до Чегдомына (16 км); до станции Волочаевка (351 км); до станции Черный Мыс; дорога к заброшенному подводному тоннелю на остров Сахалин (120 км).
6 Слайд 3. Физические условия, в которых работает магистраль БАМ, характеризуются сложными геологическими и климатическими условиями. Основная линия проходит в основном в горной местности, в том числе через Становое нагорье, пересекая семь горных хребтов. Самая высокая точка линии — Муруринский перевал (1 323 м над уровнем моря); крутые уклоны на подъезде к этому перевалу требуют использования двойной тяги и ограничения веса поездов. На маршруте десять тоннелей, включая самый большой тоннель в России — Северо-Муйский тоннель. Дорога пересекает 11 крупных рек, построено в общей сложности 2 230 малых и больших мостов. БАМ: участок Хани-Чара
Интернационализм в подходе к строительству
Многие поселки и станции БАМа были построены силами одной республики, области или города.
Так, азербайджанцы построили станции Ангоя и Улькан, армяне — Кюхельбекер и Звездная, белорусы — Муякан, грузины — Икабю и Ния, казахи — Новая Хара; латыши — Таксимо; литовцы — Новый Уоян; молдаване — Алонча; туркмены — станция Ларба; таджики — Солони; узбеки — Куанда и Леприндо; украинцы — Новый Ургал; эстонцы — Кичеру. Многие развязки и станции были построены выходцами из РСФСР: Тамбовская область — Чурумули; Новосибирская область — Тунгала и Постышево; Пензенская область — Амгунь; Волгоградская область — Ямку; Саратовская область — Герби; Куйбышевская область — Этыркен; Ульяновская область — Ижак; Свердловская область — Кувыкта и Хорогочи; Пермская область — Дугабул, Челябинская область — Юктали; Ростовская область — Киренга; Тульская область — Маревая; Московская область — Тутаул и Дипкун; Алтайский край — Эворон; Красноярский край — Февральск; Хабаровский край — Сулук; Ставропольский и Краснодарский края — Лену; Башкирия — Верхнезейск. В строительстве Кунермы участвовали жители Чечено-Ингушетии, Дагестана и Северной Осетии. Москвичи построили Тынду, ленинградцы — Северобайкальск. 67
В апреле 1974 года БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой, и на него пришли работать массы молодежи. По этому поводу ходили шутки, например, забавная расшифровка аббревиатуры БАМ — «Brezhnev Abmands Youth». 8
В 1977 году была введена в эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 году — линия Тында — Беркакит. Строительство основного участка железнодорожной линии велось более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года — и 1 ноября 1989 года вся новая трехтысячекилометровая линия была введена в эксплуатацию в качестве стартовой площадки. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 м), строительство которого началось в мае 1977 года, был завершен только в марте 2001 года и введен в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.
Стоимость строительства БАМа составила 17,7 миллиарда рублей в ценах 1991 года, что сделало его самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР 7. По словам экономиста Егора Гайдара, стоимость строительства БАМа примерно в четыре раза превысила ожидаемую. 9
Освоение районов вокруг БАМа
Байкало-Амурская магистраль была задумана как составная часть комплексного плана по освоению значительных природных богатств регионов, через которые пройдет дорога7. Первоначально на трассе БАМа планировалось построить девять (по другим источникам — одиннадцать) огромных наземных промышленных комплексов, но в итоге был построен только один — Южно-Якутский угольный комплекс, включающий угольный разрез «Нерюнгри-710».
Некоторые считают, что без масштабной разработки значительных месторождений полезных ископаемых в «зоне тяготения» магистрали (которая, по сути, еще не началась), линия всегда будет приносить убытки10 (в частности, в начале 2000-х годов БАМ приносил убытки в размере 5 миллиардов рублей в год, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой)11 .
Большие надежды на увеличение использования БАМа были связаны с его передачей в частные руки и планируемым началом разработки некоторых месторождений. Например, «Мечел» планировал разрабатывать Эльгинское угольное месторождение, «Базовый элемент» Олега Дерипаски — Чинейское месторождение, «Металлоинвест» Алишера Усманова — Удоканское месторождение меди и др. Мировой финансовый кризис в конце 2000-х годов приостановил эти планы: почти все планы по развитию Байкало-Амурской магистрали были приостановлены. 710
Объёмы перевозок
К 1997 году грузовые перевозки на БАМе сократились вдвое по сравнению с пиком 1990 года (всего несколько поездов в день). 12 К 2009 году объемы грузоперевозок на линии Тайшет — Тында — Комсомольск вновь возросли и составили около 12 миллионов тонн в год. 1 3 В то же время, даже при таком объеме перевозок дорога остается убыточной7 .
В 2009 году вся Байкало-Амурская магистраль перевозила около 12 миллионов пассажиров в год, что составляет чуть более 1% пассажиропотока всей России7 .
Освоение районов вокруг БАМа
Байкало-Амурская магистраль была задумана как составная часть комплексного плана по освоению значительных природных богатств регионов, через которые проходит дорога10. Первоначально вдоль трассы БАМа планировалось построить девять (по другим данным — одиннадцать) огромных наземных промышленных комплексов, но в итоге был построен только один — Южно-Якутский угольный комплекс, включающий Нерюнгринский угольный разрез 10 14 .
Некоторые считают, что без массированной разработки крупных месторождений полезных ископаемых в «зоне тяготения» магистрали (которая фактически еще не началась), линия всегда будет приносить убытки 14 (в частности, в начале 2000-х годов, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой, БАМ ежегодно приносил 5 млрд рублей убытков) 15 .
Большие надежды на расширение использования БАМа были связаны с его передачей в частные руки и планируемым началом разработки некоторых месторождений. Например, «Мечел» планировал разрабатывать Эльгинское угольное месторождение, «Базовый элемент» Олега Дерипаски — Чинейское месторождение, «Металлоинвест» Алишера Усманова — Удоканское месторождение меди и др. Глобальный экономический кризис конца 2000-х годов приостановил эти планы: почти все планы по развитию Байкало-Амурской магистрали были приостановлены10 14 (только Эльгинское месторождение было возрождено до 2011 года, где в августе 2011 года был добыт первый уголь и где в настоящее время строится подъездная железная дорога16 17 ).
Объёмы перевозок
К 1997 году объем грузоперевозок на БАМе сократился вдвое по сравнению с пиком 1990 года (всего несколько поездов в день). 18 К 2009 году грузоперевозки по линии Тайшет — Тында — Комсомольск вновь возросли и составили около 12 миллионов тонн в год. 19 Однако даже при таком объеме перевозок дорога остается нерентабельной.
В 2009 году весь БАМ перевозил около 12 миллионов пассажиров в год, что составляет чуть более 1% от общего объема пассажирских железнодорожных перевозок в России10 .
Современный БАМ
В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской магистралью было упразднено, и вся трасса БАМа была административно разделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной 18. Граница — станция Хани.
Строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯМ), начатое в 1985 году, продолжается веткой БАМа между Тындой и Беркакитом. В 2004 году было открыто движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009 года было запущено движение до станции Амга (105 км севернее Томмота), а 15 ноября 2011 года было завершено строительство ветки до станции Нижний Бестях.
Планы развития
В советское время существовали планы строительства железнодорожной ветки от БАМа до Чукотского полуострова. Также существовали планы строительства туннеля через Берингов пролив для соединения железнодорожной сети СССР с железными дорогами на Аляске.
В феврале 2006 года государственная компания ТВЭЛ и Восточно-Сибирская металлургическая корпорация разработали проект строительства железнодорожной линии протяженностью около 350 км между БАМом и Транссибом, Новый Уоян — Хиагда — Озерная — Могзон. Дорога позволит разрабатывать и транспортировать уран с месторождения Хиагда и полиметаллы с месторождения Озерное.
В 2007 году правительство утвердило план строительства «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Ранее также было принято решение о строительстве перехода в виде тоннеля или моста на Сахалине.
Реконструкция Комсомольского участка Амуро-Советской гавани (Дальневосточной железной дороги) со строительством нового Кузнецовского тоннеля началась в 2009 году и должна завершиться в 2016 году. Общая стоимость проекта составляет 59,8 миллиарда рублей. Эти работы позволят увеличить скорость движения поездов, что приведет к увеличению пропускной способности и провозной способности, а также появится возможность увеличить предельный вес поездов на участке с 3 600 до 5 600 тонн20 .
Стратегия 2030″ предусматривает специализацию БАМа для пропуска тяжелых поездов21. При этом инвестиции в БАМ составят около 400 миллиардов рублей. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 000 км. Это в основном грузовые линии, такие как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олекминск, Новая Чара — Апсатская, Новая Чара — Китай, Шимановская — Гар — Февральск и Улак — Эльга 22 .
Стратегия 2030″ предусматривала резкое увеличение транспортных мощностей БАМа. Глава РЖД В.И. Якунин неоднократно говорил о планах перевести все грузовые перевозки с Транссибирской магистрали на БАМ: по его мнению, Транссибирская магистраль должна специализироваться на пассажирских и контейнерных перевозках 10. Осенью 2010 года во время телефонной конференции премьер-министра России В. В. Путина с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко и жителями Тынды Якунин сообщил, что согласно объемам, заявленным крупными грузоотправителями, «перевозки по БАМу в ближайшие годы возрастут до 30-50 млн тонн в год». Это потребует строительства второй линии на главном Байкало-Амурском маршруте «23.
Дорога БАМ
Дорога БАМ, проходящая примерно вдоль железнодорожной линии. Говорят, что она находится в очень плохом состоянии, с поврежденными мостами, опасными переправами через реки, сильными выбоинами и «непрекращающимися болотами, которые отнимают энергию». Дорога проходима только для самых экстремальных внедорожников и приключенческих мотоциклов. В 2009 году группа из трех опытных мотоциклистов за месяц проехала от Комсомольска (на востоке) до озера Байкал.
астероид главного пояса 2031 БАМ, открытый в 1969 году советским астрономом Людмилой Черных, был назван в честь строителей БАМа.