История Ногайской Орды от расцвета до падения. Присоединение ногайской орды к россии.

Ногайская Орда (Мангыт-Юрт 1 ) — кочевое государственное образование, возникшее в результате распада Золотой Орды между волжскими и уральскими племенами в конце XIV — начале XV века, сформировавшееся в 1540-х годах 2 (с 1440 года 3 ) и распавшееся в результате внутренних разногласий и внешнего давления в первой половине XVII века.

Ногайцы — племена, объединённые золотоордынцем Ногаем

Ногайцы относятся к группе тюркских народностей, издавна проживающих на Северном Кавказе. По последним данным, сегодня в России насчитывается более 103 тысяч человек, которые относят себя к этой национальности. История Ногая богата и чрезвычайно интересна.

Этот народ пережил великие трагедии и не менее блестящие времена успеха. Много веков назад ногайцам удалось создать собственное государство, которое стало одним из самых могущественных образований в своем регионе. Однако сегодня они живут в разных странах — России, Румынии, Болгарии, Украине, Турции и Узбекистане. Как же сформировался их народ? И куда исчезло их государство?

Ногайцы в древности

На территории, где сегодня живут ногайцы, в древние времена правили разные племена. По этой причине историки не признают единого предка ногайцев и указывают, что их основу составляли шираки, уйгуры, булгары, кипчаки, мазары и другие племена, большинство из которых вели кочевой образ жизни.

В большинстве случаев историю народа можно проследить по тому, как соседние племена использовали его название в своих документах. По иронии судьбы, слово «ногайцы» в основном использовали русские и европейские писатели, но анатолийские путешественники и историки дали им название «мангуты». Причиной этого стало сложное разделение кипчакских племен, произошедшее после завоевания их территорий другими народами.

Ногайские девушки в традиционных костюмах.

Происхождение названия

Но что означает слово «Ногай»? Он неразрывно связан с известным политическим деятелем Золотой Орды — Ногаем. Ему приписывают объединение его племен, что дало начало некоторым этническим группам, в частности ногайцам, которые были названы в честь «генералов».

В XIII веке, когда жил Ногай, большая часть монгольского населения была на стороне его врага, Токтая. По этой причине Ногай созвал племена кипчаков, куманов, узо-печенегов и родственные им племена. Смешение общин послужило основой для появления нового народа — ногайцев.

Ногайская княжна

Это подтверждается в книге историка Р.Х. Керейтова «Ногайцы»:

«Можно в какой-то степени согласиться с мнением Р.Г. Кузеева, что «основным населением Ногайской орды были племена, некогда (в XIII веке) входившие в состав ногайского войска — темников Золотой Орды, пришедших из Джучи».

По мнению А.Ф.Вельтмана, российского археолога и лингвиста, происхождение названия народа могло иметь и другое направление. В своей книге «Маги и медийские каганы тринадцатого века» он указывает, что «ногай» в переводе с монгольского означает «собака» или «волк». Поэтому нельзя исключить, что название племени появилось в очень древние времена и было связано с мифическим предком, принявшим облик животного.

Возникновение нового государства на обломках Золотой орды

Как и большинство кочевых государств, возникших на месте Золотой Орды, Ногайское ханство постепенно раскололось, в результате внутреннего соперничества между вельможами. Этот процесс начался в конце четырнадцатого века. Важную роль играл темник (титул правителя у монголов) Едигей. Он не был одним из потомков основателя Монгольской империи Чингисхана и поэтому, согласно верованиям Орды, не имел права претендовать на верховную политическую власть. Однако на самом деле он собрал руководство значительными силами кочевников и вел войну против своих соперников из знати и против других военачальников. Принято считать, что Едигей правил Ордой примерно с 1396 года. Он принадлежал к племени мангытов, которое составляло основное население Ногайской Орды. Поэтому во время его правления это племя начало постепенно отделяться от структуры Золотой Орды. Такое отделение обычно означало меньшее подчинение центральной политической власти и большее влияние местных правителей. Также было важно переместить племя в другие места, расположенные немного дальше от центра.

ногайское ханство

Считается, что Ногайское ханство полностью выделилось как независимое государство в 1440-х годах после очередного этапа распада Золотой Орды.

Население и культура

В течение нескольких десятилетий формировалась отдельная ногайская нация. Его основу составляло племя мангытов, но в него входили и другие кочевые племена Поволжья и Сибири. Культура и образ жизни ногайцев были довольно типичными для кочевников. Например, считается, что у них почти не было городов. Единственной из них была столица Сарайчик, которая была построена во времена правления ханов Золотой Орды. Возможно, в Ногайской Орде существовали и другие города этого периода, но само местное население не строило их, как принято считать, поскольку их преобладающим образом жизни был образ жизни кочевника, постоянно кочующего в поисках лучших пастбищ для своего скота.

Город Сарайчик был довольно большим, и в нем шла оживленная торговля между купцами разных народов. Однако в шестнадцатом веке он пришел в упадок из-за разрушений, вызванных местными междоусобными войнами. Экономика ногайцев была основана на кочевом животноводстве, а также охоте и собирательстве. Продукты животноводства использовались в пищу, например, многие молочные продукты. Предполагается, что население почти не занималось ремеслами, а необходимые продукты получало либо через торговлю, либо как добычу в военных походах. Отношения в обществе регулировались нормами обычного права.

Войны ногайцев

В период своего существования Ногайское ханство периодически вело войны. Как правило, это были конфликты с соседними кочевыми ордами, которые также вошли в состав Золотой Орды, или с ханствами Средней Азии и народами Сибири. Они не имели значительных политических последствий, а были борьбой за контроль над территориями или выяснением отношений между представителями правящих политических элит. Ногайские конфликты можно отождествить с гибелью людей в Казахстане, Казани и Крыму. В целом, Ногайская орда держала Астраханское ханство в политической зависимости от себя.

история ногайской орды

Географически оно располагалось в степи между реками Волга и Урал и занимало северный и частично восточный берега Каспийского моря. Однако, будучи кочевым народом, ногайцы часто перемещались, и границы их территории регулярно менялись.

Смешались в кучу кони, люди…

Эти строки Лермонтова вполне применимы к ногайским посольствам в Великом княжестве Московском. Кстати, последствия этих, казалось бы, дружеских визитов для русского населения часто были таковы, что великим князьям приходилось выделять целые толпы боярских детей, чтобы те забирали их на границе и провожали дорогих гостей до Белого камня и обратно.

​Ногайский конный лучник. Рисунок Б.А. Илюшина - Война, доставшаяся по наследству: ногайский фактор | Warspot.ru

Отличительными чертами Ногайского государства были самая низкая доля оседлого населения среди всех юртов бывшей Золотой Орды и полное господство кочевого образа жизни. Казанское ханство со столицей в десять тысяч жителей и рядом других торговых и промышленных центров, а также относительно развитым сельским хозяйством было настоящей житницей по сравнению со своими ногайскими соседями. Следовательно, экономика ногайцев основывалась на двух столпах: классические набеги в степи соседних государств для грабежа земель и захвата пленных, а также разведение стад крупного рогатого скота и лошадей.

На все «выгоды» ногайских набегов претендовали и Москва, и Казань. Так, возвращаясь после неудачной осады Нижнего Новгорода в 1505 году, ногайцы разграбили не только русские, но и казахские территории — земли мордвы, мецгерян и марийцев.

Даже во времена правления Ивана Грозного, когда Казань и Астрахань окончательно вошли в состав Московского царства и большая часть ногайцев присягнула на верность русскому царю, их банды регулярно грабили эти территории. Они также регулярно нападали на торговые суда и экспедиции на Волжском торговом пути. Например, английские купцы Томас Баннистер и Джеффри Бекетт оставили в своих записях свидетельство о том, как в 1558 году на них напали около 300 ногайских татар на дороге между Казанью и Астраханью (самый опасный участок волжского торгового пути). Но храбрые англичане не растерялись и «так хорошо играли на своих мушкетах, что обратили татар в бегство» после двухчасового сражения вдоль реки. Одним словом, британская точность уступила бы немецкой: им удалось посчитать татар «по головам» и вести счет времени в разгар сражения. Так или иначе, Казань и Москва одновременно пытались найти точки соприкосновения с ногайской ордой, чтобы защитить себя от неожиданных набегов отважных джигитов из степей.

Опять же, не обошлось без преувеличения и запланированных визитов ногайцев — посольств. В основном это связано со второй основой экономики ногайцев — продажей лошадей и крупного рогатого скота.

Как уже упоминалось в предыдущей статье, именно массовый переход с дорогих «рыцарских» лошадей из Персии и Малой Азии на относительно дешевых и маленьких татарских лошадок позволил Москве собрать многочисленное восточное войско. А под «татарскими» лошадьми следует понимать в основном ногайских. Значительная часть лошадей и крупного рогатого скота, используемых в сельском хозяйстве Российского государства, также была куплена у ногайцев. Русская матушка-природа была богата лесами и реками, но не степными пастбищами и табунами лошадей.

​Миниатюра из Записок о Московии Сигизмунда Герберштейна, изображающая московских детей боярских верхом на татарских лошадях - Война, доставшаяся по наследству: ногайский фактор | Warspot.ru

«Ино пригоже ли так?»

К концу пятнадцатого века влияние ногайцев в Казани значительно возросло. Ногайцы были широко представлены при дворе казанского правителя, а между элитой двух политических образований существовали тесные брачные отношения. Так, казанский хан Аллегам (Али-хан) женился на дочери Ямгурчи, которую звали Каракус. Вскоре после этого, в начале XVI века, она невольно сыграла свою роль в дипломатической игре Ивана III.

После смерти своего отца в 1478 году Аллегам получил власть при прямой военной поддержке ногайцев, которые помогли ему победить сторонников его сводного брата Мухаммед-Эмина. По мнению некоторых исследователей, в этом противостоянии между лагерями двух кандидатов впервые четко обозначились пророссийская и восточная партии казанской аристократии. А вторая партия была больше на стороне Ногайской Орды, чем Крыма.

В результате Мухаммед-Эмин бежал в Москву со своей матерью Нур-Салтан и стал сыном-заговорщиком Ивана III и одновременно потенциальным ставленником великого князя на казанском престоле. Уже в 1484 году при поддержке Москвы Мухаммед Эмин впервые сверг Аллегама и занял его место, но ненадолго — войска Ногая вернули на трон его ставленника.

Однако ответные меры Москвы против казанской партии заставили ногайцев отказаться от чисто насильственных методов и перейти к более гибкой политике. В июле 1487 года войска Ивана III под командованием Данилы Холмского, Александра Оболенского, Семена Ряполовского и Семена Ярославского захватили Казань. Сразу же после этого «великий князь Иван Васильевич велел царю Махмед-Амину управлять Казанью, а кромольских князей и казанских уланов казнил смертью».

Аллегам был заключен в тюрьму в Волокде вместе со своей женой Каракус, в то время как его мать и братья были заключены в тюрьму в Белушере.

​Выступление русских войск на Казань. Конная и судовая рати. Миниатюра из Лицевого свода - Война, доставшаяся по наследству: ногайский фактор | Warspot.ru

Ногаис заслуживает похвалы: она не бросила своих «детей» и «братьев» и попыталась спасти их дипломатическим путем. В 1489 году он прибыл в Москву в качестве посланника Ивака, Мусы и Ямгурчи. Сибирский царь и Ногай предложили великому князю московскому заключить союз любви, дружбы и братства, а также попросили освободить из тюрьмы его «брата» Аллегама и его жену. Истинные правители Ногайской орды хотели вернуть своих «детей», то есть подданных, которые также сражались за недавно свергнутого казанского хана и были арестованы Москвой. В то же время Иван III явно чувствовал себя хозяином положения, о чем свидетельствует его резкая реакция на послов:

«Царь Иван приказал нам дружбу и братство, а мирза приказал нам дружбу и братство. И враг наш, народ царского Аллегама, который бежит от нас, Алкази и Теплет шеит….. Эти люди Ивак царь и Мирзи держат их вместе с ним. И сегодня наш царь послал к нам Магмет-Амина и говорит: Когда ты пришел ко мне, эти люди, Алказай, Касим шейт, Бегис, Утеш, твой брат и шурин, вместе с другими людьми из земли Ямгурцея, воевали, грабили и брали в плен их головы. Хорошо ли быть таким?

Если царь Ивак хочет дружбы и братства с нами, и наш царь хочет дружбы с нами, и они прикажут отдать все захваченное, головы и другую добычу, что взял Алказай в нашей земле и в земле царя Магмет-Амина, все головы и другую добычу, и этих беглецов наших, Алказая и Кайсыма Шейты. … Должны были казнить, чтобы они не так сильно страдали».

«Шерше ля Крым»

Интерес Ногайской орды к делам Казани был обусловлен не только торговыми мотивами и желанием одной части ногайцев дружить с Москвой, а другой — воевать против Москвы с помощью казанцев. Перефразируя известную французскую пословицу: «Cherchez la Crimea».

​Крымское ханство в XV—XVII вв. - Война, доставшаяся по наследству: ногайский фактор | Warspot.ru

Первоначально отношения между Крымом и ногайцами были вполне дружественными. Как и в случае с Москвой, это было во многом обусловлено наличием общего смертельного врага — Великой Орды. Но после его исчезновения в 1502 году ситуация быстро изменилась. В том же году группа ногайцев напала на посольство Крыма в Бахчисарае, которое возвращалось из Москвы. Однако московский дипломат, присоединившийся к крымским чакам, позже заверил хана Крыма, что это был случайный поступок мурзы и что высшие ногайские иерархи не имеют к этому никакого отношения. Одним словом, «Неужели это действительно так?

Дело в том, что некоторые ногайские мурзы и беки вынашивали авантюрный план возрождения Большой Орды под властью Ахматовых на стороне шейха Ахмеда, сына покойного сарайского хана Ахмата, бежавшего в Литву. В то же время Джамгурчи не поддержал эти сомнительные идеи, о которых неоднократно говорилось в Крыму. В конце концов, верховному правителю Ногая удалось убедить своих беспринципных подданных прекратить эти «большевистские» вторжения. Но ситуация между Крымским ханством и ногайской ордой была как в известном анекдоте: грязь осталась.

Отношения между этими двумя частями Золотой Орды постепенно становились все более напряженными, вооруженные конфликты часто играли на руку Москве. Военные конфликты между Крымом и ногайцами в конце XVI века во многом подтолкнули Москву к более активным действиям по вытеснению ставленника Крыма с казанского престола и восстановлению протектората Москвы. Так, летом 1523 года Василий III возглавил успешный поход на Суру, после чего «князь Василий Иванович основал в Суре город и назвал его своим именем»: Василь-Город».

Новая крепость стала важным оплотом для дальнейших нападений на Казань и символом растущего влияния Москвы в Поволжье, о чем свидетельствовало само ее название — Васильсурск. Эту задачу Москве облегчило и временное отступление Крыма из-за серии конфликтов между Крымом и Ногаем.

​Знатный воин Крымского ханства. Реконструкция Олега Федорова - Война, доставшаяся по наследству: ногайский фактор | Warspot.ru

Поэтому ногайцы, как и Москва, всеми способами пытались ограничить растущее влияние Бахчисарая в Казанском ханстве, противопоставив крымскому протекторату свой собственный. Тем временем ситуация менялась в зависимости от того, какая «партия» аристократии в Ногайской орде одерживала верх. С приходом к власти в 1524 году Сафа Гирея, сменившего своего дядю Сагиб Гирея, крымцы уже имели общий фронт с ногайцами на казанской арене. Новый правитель Казани женился на дочери ногайского бека со звучным именем Мамай, внучке самого Мусы. Этот «маятник» качался из стороны в сторону, пока Казань не была окончательно включена в состав империи Мусы, к которой, кстати, также сильно благоволили ногайцы. Но это тема для отдельного исследования.

История Ногайской Орды: закрытые переправы, письма от царя и посольская резиденция в Москве

История Ногайской Орды: закрытые переправы, письма от царя и посольская резиденция в Москве

Булат Рахимзянов, историк средневековых татарских государств и колумнист «Реального времени», продолжает серию колонок об истории ногайцев, предков современных ногайцев, и их предков, Ногайской орды. Сегодня он рассматривает московско-ногайские отношения, рассматривая аспект военного противостояния и посольских отношений между Московским царством и Ногайской Ордой. Для подготовки был использован материал из двух книг известного ногайского историка Вадима Трепавлова — «История Ногайской Орды» и «Самоуправляющаяся Орда».

Ногайские сакмы

Несмотря на важную роль, которую играли дипломатические и торговые аспекты межгосударственных отношений в Восточной Европе, военное соперничество также было важной их частью. Ногайские отряды часто вторгались в российскую глубинку, а иногда продвигались вглубь страны в союзе с крымцами. Москвичи называли татарские и ногайские вторжения в Россию турецким словом сакма. Оно означает отпечаток, оставленный на земле после прохождения конницы, а в более широком смысле — маршрут кочевой экспедиции. Маршруты вторжения в степи проходили в основном по горным районам и сухим речным бассейнам; татары и ногайцы старались не пересекать реки и болота и избегать густых лесов.

Ногайская дорога или Ногайский шлях, начинавшийся от Переволока (переправа через Чарычинск на Волге) к востоку от Дона, проходил через верховья левого притока Битюга. Этот маршрут считался постоянным и самым прямым путем для набегов ногайцев. В России в конце семнадцатого века считается, что эта сакма в свое время заставила ‘Батыя пойти войной против России. Дальше на север единственная дорога из Ногая разветвлялась на несколько дорог, ведущих в Мордовию, Рязань и Сацк.

Для охраны юго-восточной границы правительство должно было постоянно держать здесь десятки тысяч (до 60) войск (данные В.В. Трепавлова). Хотя оборона от ногайцев требовала меньше личного состава, чем наступление против крымских нашествий, во второй половине XVI-XVII веков здесь сложилась мощная система укреплений, состоящая из городов-крепостей Рязани и Закамской оборонительной линии.

К середине XVII века на «перевозах» (местах, где ногайцы переходили с одного берега реки на другой) постепенно были оборудованы русские заставы и крепости. В 1557 году на правом берегу Камы был основан Лаишев, в 1571 году — Тетюшев на правом берегу Волги, ниже Казани, в 1586 году — Самара, в 1589 году — Царицын, в 1590 году — Саратов.

Карта с сайта historicdis.ru

Контроль Москвы над пограничными переходами снизил интенсивность атак, но не устранил угрозу полностью. Ногайцы пересекли Крым под предлогом мирных пастухов, с помощью русских носильщиков, и вместо того, чтобы пасти овец и лошадей, они отправились в Крым грабить русских «украинцев». Начиная с 1570-х годов, ногайцы все чаще присоединялись к крымским антирусским кампаниям и все чаще продвигались в крымский сакам, особенно вдоль Кальмиусского пролива, который был ближе всего к Ногайскому проливу. После переселения большинства ногайцев на западную сторону Волги набеги стали частыми, а сообщения южных воевод превратили «крымский и ногайский народ» в раздвоенное понятие.

Посольские связи

Русские послы и посланники обычно отправлялись «на нагаев» весной, чтобы застать биев и мырз на летних пастбищах вблизи России. Зимой для посла было «невозможно» ехать в Нагаис. Частота русских миссий зависела от характера существующих отношений с Ордой, но даже в период дружбы и союза с первосвященником обычно отправлялось не более одного посольства в год. Чаще послы присутствовали только в чрезвычайных ситуациях, во время переговоров о коалиции или просьб прислать кавалерию для поддержки царской армии.

Помимо прямых переговоров в качестве посланников царя, они доставляли письма мангитской аристократии в штаб-квартиру кочевников. Консульство выпускало их на русском языке, но наиболее важные документы иногда переписывались на турецкий язык официальными переводчиками. Это было продиктовано нежелательностью судебного разбирательства и приветствовалось ногайской стороной.

И что бы ты нам ни прислал, — писал Бий Исмаил Ивану Васильевичу в 1557 году, — ты должен все описать в своем письме… с татарским письмом. Но так не бывает — то, что вы нам присылаете, до меня не доходит». Сами ногайцы писали свои послания на турецком языке. У российского правительства не было таких трудностей, так как оно располагало штатом переводчиков в столице.

Со времен Золотой Орды существовал определенный порядок приема и размещения гостей Москвы в юртах степи: «Традиционно утверждалось, что послы, прибывающие из Москвы от правителя, и эти послы…. Они останавливались у имильдешев, «придворных», т.е. в палатках, предоставляемых придворными, содержащими бея или мирзу. Посольству была предоставлена «еда» и специальный человек, который должен был сопровождать их на аудиенцию. В приказе писали распоряжение посла, в котором оговаривалась реакция на возможную «опалу» для посла и для государева церемониала: не давать сборщикам налогов больше положенного (несмотря на вымогательство); не платить «усошную пошлину»: стражники иногда бросали палку («дубинку») перед входом в шатер бия, и чтобы пройти ее, человек должен был заплатить. Согласно приказам, русские отказывались платить, а иногда оплата навязывалась силой, отмечает В. В. Трепалов. Трепавлов.

Личный хронологический купол «За отправку гонца из Измаила». Фото wikipedia.org

Аудиенция (корныш, корнюш) в XVI веке проходила в главных местах биев, «а сидели они в шатрах». Только Бей Урус во время разрыва отношений с Россией в 1580-х годах решил вести себя по-другому по отношению к представителям православного монарха и выслушивал письма, сидя на коне, «но до этого такого не было». В таких случаях послы вообще не должны были принимать участие в переговорах. В семнадцатом веке, в связи с ослаблением Ногайской Орды и введением Московским царем подчиненной власти бия, протокол был упрощен. Глава Ногая мог лично принимать послов в качестве гостей, а письма царя теперь получали обнаженными.

В Москве кассиры отвечали за прием иностранных гостей. Их участие в контактах со Степью было логичным, поскольку одним из основных предметов взаимоотношений с ногайцами и бахчисарайцами были меморандумы (материальные выплаты). Казначейство — кремлевская казна — также служило для приема послов, когда правителя не было в городе. Татары обычно использовались для повседневного общения с прибывающими кочевниками, а также для обслуживания русских посольств, отправленных через Волгу в XVI веке. Этот выбор был очевиден: татарское население занимало промежуточное положение в контактах России с мусульманским миром, большинство из них знало языки и обычаи восточных народов; татары также разделяли общее вероучение. Кроме того, татарский язык имел давние традиции в отношениях России с Востоком.

Правители Ногайской орды

Поскольку почти все население Орды было кочевым, армия состояла в основном из всадников. Основу армии составляла легкая конница кочевников, которая подходила для длительных походов и засад. Тактика ногайских воинов сводилась к маневрированию и быстрым ударам конницы. Наиболее эффективными были ханская охрана и эскорт мурз и биев Аппанаге, которые использовались в случае войны или других чрезвычайных ситуаций. Поскольку в Орде не было развитых городов в области ремесел, оружие в основном импортировалось из Бухары и Самарканда. Численность войск достигла 30 000 человек.

Основой экономики было кочевое скотоводство (лошади, овцы, крупный рогатый скот и верблюды) и транзитная торговля. В то время как население других татарских государств в основном перешло к постоянному образу жизни, экономика Ногайской Орды все еще оставалась кочевой. На территории этого государственного образования находился только один город — Сарайчик, доставшийся в наследство от Золотой Орды. Однако после нескольких захватов волжскими казаками Сарайчик утратил свое былое значение крупного торгового центра и вскоре перестал играть какую-либо роль в экономике ханства.

Орда была разделена на ряд самоуправляющихся упырей во главе с Мурзой. Мурзы подчинялись биям, которые правили с помощью Нурудина. В XVI веке миграция ногайцев на западный берег Волги привела к отделению Малых Ногаев от Ногайской орды, и высшим титулом Западных Ногаев отныне стал титул султана.

См. также

  1. ↑ Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. — М.: Восточная литература, 2002.
  2. ↑ 1 2 3 4 cc.vspu.ac.ru/~mog/interex/samara/Page5.htm Заволжье и его жители пять веков назад // Мокеев А., Иванов Р. www.vspu.ac.ru/~mog/interex/samara/index.htm Все о Самаре : Виртуальный тур, представленный на сайте www.vspu.ac.ru/~mog/interex/ одноимённый международный виртуальный конкурс детского творчества, проводимый Академией информатизации образования, Воронежской секцией Академии педагогических и социальных наук и Воронежскии государственным педагогическим университетом в 1998−2001. — www.vspu.ac.ru/ Сайт Воронежского государственного педагогического университета (www.vspu.ac.ru) (Проверено 7 апреля 2014)
  3. ↑ 1 2 Андреев А. История крыма — М .: Издательство «Монолит-Евролинц-Традиция», 2002. — (История и страна) — acrimea.narod.ru/p7.htm Гл. 7.
  4. ↑ Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. — М .: Восточная литература, 2002. — 752 с. — ISBN 5-02-018193-5.
  5. ↑ www.buddhisminkalmykia.ru/?p=391 Илишкин М. Г. Участие ойрат-калмыков в политической истории Тибета // Сайт «Буддизм в Калмыкии» (Проверено 7 апреля 2014)
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. — 279 с. — 1500 экз.
  • Жолдасбаев С., Бабаев Д. История Казахстана средних веков. — Алматы: «Атамура», 2003.
  • www.tataroved.ru/publication/zorda/5/ Восточная Европа Средневековья и раннего Нового времени глазами французских исследователей: Сборник статей / Отв. ред. И. А. Мустакимов, А. Г. Ситдиков; науч. ред. И. В. Зайцев, Д. А. Мустафина; ввод. ст. В. В. Трепавлов. — Казань: Институт истории АН РТ, 2009. — 428 с.
  • tashlar.narod.ru/text/chervonnaya-nogay.htm Керейтов Рамазан, Червонная Светлана. Эпиграфика Ногайской степи // «Татарская археология», 2002−2003. — № 1−2(10−11).
  • tashlar.narod.ru/text/aznakay-nogay.htm Хисамиева Г. Заговорили камни времен Ногайской Орды // Газета «Маяк» Азнакаевского района 14.04.06.
  • Трепавлов В. В. «Орда самовольная»: Кочевая империя ногаев XV–XVI веков. — М .: Квадрига, 2013. — 224 с. — (Исторические исследования). — 600 экз. — ISBN 978-5-91791-021-5.

Ссылки

  • nogaici.ru/publ/1/11 Все о Ногайской орде (каталог материалов) // Информационный сайт, посвящённый ногайцам «Nogaici.ru» (Проверено 16 января 2014)
  • www.hrono.info/land/nogaiord.html Ногайская Орда // Исторический интернет-проект «XPOHOC. Всемирная история в интернете» (www.hrono.info) (Проверено 16 января 2014)
  • www.kyrgyz.ru/?page=249 Трепавлов В. Отбрасывать драгоценное наследие российской тюркологии − это непростительное расточительство (интервью Рустаму Абдуманапову, октябрь 2004) // © Центральноазиатский исторический сервер (kyrgyz.ru) (Проверено 16 января 2014)
  • youtube.com/watch?v=YTT2qv3XXBg Ногайская Орда — телепрограмма из цикла «Историческая среда», подготовленная Отделом познавательных и исторических программ Башкирского спутникового телевидения, 2013.
  • youtube.com/watch?v=cHokSxsjeTk Ногайское наследие — телепрограмма из цикла «Историческая среда», подготовленная Отделом познавательных и исторических программ Башкирского спутникового телевидения, 2013.

— «Что он за человек?» — спросил командир полка. «Он ищет уже несколько дней, ваше превосходительство, — сказал капитан, — он умный, образованный и дружелюбный. И в то же время он — зверь. Он убил еврея в Польше, возможно, вы это знаете…». «Да, да, да, — сказал командир полка, — надо пожалеть молодого человека, который попал в беду. Да, ваше превосходительство, — сказал Тимокин с улыбкой, которая дала ему почувствовать, что он понял желание своего начальника. Командир полка нашел Долохова в строю и придержал его лошадь: «Вкладывайтесь до первого случая», — сказал он ему. Долохов оглянулся, ничего не сказал и не изменил выражения своей насмешливой улыбки. — «Это хорошо, — продолжал командир полка. — «Стакан водки от меня для мужчин», — добавил он, чтобы солдаты могли его слышать. — «Спасибо вам всем! Слава Богу!» — И он прошел мимо компании и направился к другой. — «Ну, он хороший человек, с ним можно служить», — сказал Тимокин офицеру, шедшему рядом с ним. — На пару слов, Полынь!… (Командира полка прозвали Королем Полыни), — со смехом сказал унтер-офицер. Бодрое настроение начальства после проверки передалось и солдатам. Рота весело маршировала. Со всех сторон зашептались голоса солдат: — Как говорили, Кутузов кривой, потому что у него один глаз; — Нет, не кривой! Он совсем не кривой. Нет… Брат, у него глаз лучше, чем у тебя. Мой брат смотрит на мои ноги… Ну, я думаю… И другой австриец с ним, как будто нарисованный мелом. Как мука, белая. Я расскажу вам, как чистить боеприпасы! Что, Федесса! …он говорил тебе, что когда начинаются страдания, ты стоишь ближе? Все говорят, что сам Бонапарт стоит с Бруновым. — Бонапарт стоит там! Он лжет, дурак! Чего он не знает! Теперь пруссак восстает. Австриец пытается умиротворить его. Когда он успокоится, начнется война с Бонапартом. Он говорит, что Бунапарт поддерживает Брунова! Видно, что он дурак. Слушайте больше. — Видите, дьяволы — жильцы! 5-я рота уже повернула в сторону деревни. Они будут варить кашу, а мы еще нет. — Дайте мне хлеба, черт возьми! — Ты дал мне вчера табак? Верно, брат. Да благословит вас Господь. — Хоть отдохнули, а то еще пять верст без еды пройдем. — Я думаю, это здорово, что немцы дали нам телеги. И здесь, брат мой, мир пришел в ярость. Там был как поляк, вся эта русская корона; а теперь, брат, все немецкое. — Приходите, певцы! — Раздался звонок капитана. И двадцать мужчин разных рангов побежали перед отрядом. Барабанщик песни повернулся к певцам и взмахом руки начал длинную военную песню, интонируя: «Заря взошла, солнце засияло…» и заканчивая словами: «Это, братцы мои, будет слава мне и отцу моему Каменскому…». Эта песня была написана в Турции и сейчас поется в Австрии, только с тем изменением, что вместо слов «отец Каменского» вставлены слова: «отец Кутусова». Барабанщик, исхудалый, симпатичный солдат лет сорока, сурово посмотрел на солдат и замахал руками, словно хотел что-то бросить на землю, затем он сурово посмотрел на солдат и закрыл глаза. Затем, убедившись, что все смотрят на него, он поднял невидимую драгоценную вещь над головой обеими руками, как бы осторожно, подержал ее так несколько секунд, а затем внезапно бросил вниз: «О, вы, мои тени, мои тени! «Мое новое сено!» — эхом отозвались двадцать голосов, а носитель ложек, несмотря на вес своей амуниции, бодро выпрыгнул вперед и зашагал взад вперед перед группой, пожимая плечами и угрожая кому-то своими ложками. Солдаты махали руками в такт песне,

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий