Другими словами, не было ни массовых высылок, ни даже репрессий. Там были не тысячи, даже не сотни, а десятки людей. Другой вопрос: что это были за люди?
Почему наших ученых высылали из СССР и что они забрали с собой?
В 1990 году, в эпоху горбачевской гласности, была опубликована статья ученого Сергея Хоружего. В ней он впервые описал историю насильственной высылки ученых из СССР в 1922 г. Именно он назвал корабль, на котором высылали ученых, «философским пароходом».
Почему большевики изгнали из России самые яркие умы? При каких обстоятельствах они покинули свою родину? А кто были пассажиры «философского парохода»? Давайте проведем расследование.
Предпосылки депортации
Во время гражданской войны многие представители интеллигенции поддерживали либо монархистов, либо конституционных демократов (кадетов), но не большевиков. Более того, лидеры РСДРП(б) отличались от либеральной интеллигенции по своим философским и социально-политическим взглядам. Некоторые учителя и деятели культуры, такие как Бунин и Рахманинов, бежали за границу во время гражданской войны, другие остались в стране, надеясь на примирение с Советами.
В 1921-1922 годах большевики окончательно добились победы; советские республики стояли на пороге формирования единой федерации. Народный комиссар просвещения Луначарский мечтал о создании новой, пролетарской культуры. Дзержинский писал о классовых врагах, оставшихся от старого режима, а ближайший соратник Ленина Троцкий считал, что некоторые представители «старой» интеллигенции были шпионами Запада.
«Эти элементы, которые мы устраняем или будем устранять, сами по себе политически незначительны, но они являются потенциальными орудиями в руках наших потенциальных врагов» — Лев Троцкий
С 1921 года в прессе появляется все больше и больше статей против «имперской профессуры». Более того, многие ее представители осудили голод, вызванный «военным коммунизмом» 1921 года, и, более того, выразили протест иностранным представителям. Это нехорошо, товарищи, это нехорошо.
Все эти публикации были обобщены самим главой большевиков. В мае 1922 года он опубликовал статью под названием «О значении воинствующего материализма». В ней он утверждал, что старая интеллектуальная элита выражает старые классовые интересы. Таким образом, борьба против ложных философских взглядов является основой классовой борьбы. Это был сигнал к действию. Вскоре после этого слово взял Лев Троцкий:
«Мы выслали этих людей, потому что не было причин расстреливать их, и терпеть их было невозможно.
Так что это гуманизм по советскому образцу. Но Троцкий немного схитрил: в августе 1921 года они расстреляли поэта Николая Гумилева…..
В конце лета 1922 года было принято окончательное решение: принудительная высылка из страны. Ученые, деятели культуры и профессора получали индивидуальный пропуск.
История «философских пароходов»
В августе 1922 года был издан специальный указ об административной (т.е. без суда и следствия) депортации. Списки тех, кто должен был покинуть страну, были опубликованы в Москве, Петербурге (ныне Санкт-Петербург) и Харькове (тогдашняя столица Украинской ССР).
Всего в список было внесено 195 человек: 67 — в московский, 51 — в петербургский и 77 — в украинский список. В течение нескольких месяцев некоторые из них писали письма с просьбой разрешить им остаться. В итоге 35 из них не разрешили уехать. Всем остальным: Пожалуйста, покиньте страну Советов!
Все лица, внесенные в окончательные списки, должны были прибыть в порт Петрограда или Одессы в определенное время. Можно было уехать и на поезде, но тогда билеты нужно было покупать за свой счет, а также искать поезда с пересадкой. Два таких поезда (в Ригу и Берлин) отправились из Москвы 22 сентября 1922 года, и среди пассажиров был известный философ Питирим Сорокин.
Все остальные ждали отправки на паровозе. Первый транспорт отправился из Одессы в Стамбул. На борту находились несколько ученых из Украинской ССР. Самый известный пароход покинул Петербург 29 сентября. Целью путешествия был прусский город Штетин (ныне Щецин, Польша). На борту находились интеллигенты из «Московского списка» и их семьи. Кроме москвичей, в школе работали учителя из Казани и других городов. Тем, кто прощался с ними, даже не разрешили подняться на борт судна, а вынужденных мигрантов не пустили на палубу.
Помимо того, что их насильно лишили жилья, уезжающим не разрешалось брать с собой какое-либо имущество. Был составлен краткий список того, что можно взять на борт:
- один костюм, шляпа, пальто;
- два комплекта рубашек, нижнего белья, кальсон и обуви.
Деньги, драгоценности — все было конфисковано на борту судна.
«Вам разрешается взять: одно зимнее пальто и одно летнее пальто, один костюм и два комплекта белья всех видов, две дневные рубашки, две ночные рубашки, две пары нижнего белья, две пары носков. Вот и все. Золото и драгоценности, за исключением обручальных колец, были запрещены, и даже кресты должны были быть сняты с шеи.
Кроме драгоценностей, разрешалось взять небольшую сумму наличными, если не ошибаюсь, 20 долларов на человека; но откуда их взять, если за их хранение полагалось тюремное заключение, а иногда и смертная казнь», — говорит Федор Степун, русский философ, социолог и историк (депортирован в Германию поездом 23 сентября 1922 года).
Второй корабль покинул Петербург уже в ноябре. Пруссия должна была забрать из Петербурга 44 ученых и их семьи. К этому времени уже был составлен другой список — грузинский. В декабре 60 человек были депортированы из Грузии в Германию. Как считало большевистское руководство, депортация вызовет страх и панику. Многие представители интеллигенции начали самостоятельно покидать Советский Союз.
Питирим Сорокин – номер первый
Его действительно можно рассматривать как таковой — как сумму различных параметров. Самым важным, конечно, является вклад Питирима Александровича в мировую науку. Хотя социологическое учение Сорокина не стало мейнстримом, его понимание социокультурной динамики и социальных кризисов по-прежнему часто цитируется современными исследователями. Ведь именно он ввел в научный аппарат такой термин, как «социальный переворот», и с легкой руки проник даже в повседневный язык.
Как ни странно, именно его имя стояло в начале списка тех, кто подлежал депортации. Ленин вступил с ним в личную полемику — в ответной статье Владимира Ильича, опубликованной журналом «Под знаменем марксизма» в марте 1922 года, впервые было объявлено о намерении депортации: «Рабочий класс в России сумел захватить власть, но он еще не научился ею пользоваться, иначе он давно бы любезно переправил таких учителей и членов ученых обществ в страны буржуазной «республики». Там у этих крепостных есть настоящее место».
Питирим Сорокин несколькими месяцами ранее опубликовал в журнале Economist статью под названием «О влиянии войны на состав населения, его характеристики и социальную организацию». Там Сорокин приходит к выводу, что эти дни приведут его к бесславному концу карьеры и, возможно, к политической смерти, потому что не стоит заигрывать с расизмом в современном мире. И он не просто флиртовал — он занимал открыто расистскую позицию:
«Война и революция выхолостили белую, наиболее одаренную расу в пользу цветной, менее одаренной; мы выхолостили великороссов в пользу иностранцев, население европейской России в пользу азиатской России, которая, за исключением сибиряков, была более отсталой и неискушенной и вообще несколько менее одаренной».
Конечно, интернационалист Ленин не согласился, и судьба Сорокина была предрешена — он был единственным ссыльным, который подписал обязательство под угрозой смертной казни не возвращаться в Россию.
Но его судьба в изгнании была не самой худшей. Он прибыл в США из Европы еще в 1923 году. И он начал читать лекции о текущих событиях в Советской России. В 1931 году Сорокин основал факультет социологии в Гарвардском университете.
Со временем его взгляды на советскую систему, ее достижения и перспективы претерпели значительные изменения.
В интервью газете «Новое русское слово» 26 августа 1942 года Сорокин заявил: «Историю Советской России можно разделить на два периода: до 1930 г. и после 1930 г. За последние двенадцать лет Советская Россия пережила большое культурное развитие. В музыке — благодаря творчеству Шостаковича и Прокофьева — Советский Союз, несомненно, занимает первое место в мире. В литературе, искусстве, скульптуре и т.д. Советы достойно продолжают добрые русские традиции XIX века. Во всех этих областях культуры Советский Союз продолжает традиции великого русского искусства и культуры. Россия не уступает ни одной другой стране.
В науке наблюдается большой расцвет. Советская математика — как подтвердят мои коллеги-математики в Гарварде — особенно замечательна. В области естественных наук дело, начатое Менделеевым и Павловым, с честью продолжают молодые советские ученые…».
Питирим Сорокин, богатый и очень уважаемый американский профессор, всю жизнь мечтал вернуться в Россию. Или, по крайней мере, уехать на некоторое время. Именно это обещание не возвращаться было нарушено, как сказал Сорокину в 1963 году советский разведчик Александр Феклистов:
Николай Бердяев – властитель дум?
По мнению многих, именно его имя впервые ассоциируется с концепцией философского парохода. Николай Александрович был философом и плавал за границу на пароходе «Обербургер Хакен».
В целом он имел успех в Европе. По оценкам Михаила Главацкого, руководителя исследовательского центра «ХХ век в судьбах интеллигенции», Бердяев опубликовал за рубежом невероятное количество работ — более 500, причем значительная их часть была переведена более чем на 20 языков.
Технически, да. Один из самых значительных философов 20 века, основатель «философской герменевтики», немец Ханс-Георг Гадамер, выдвинул свой тезис в том же году, когда Бердяев и другие приехали в Германию.
Вот что он говорит о своих русских коллегах, высланных за границу: «Там было много замечательных личностей, но они не образовывали большого круга. Я ничего не слышал об Ильине, Булгакове и Бердяеве.
Однако тот факт, что Бердяев был семь раз номинирован на Нобелевскую премию в период с 1942 по 1948 год, свидетельствует об относительно большом европейском успехе. Однако следует учесть, что номинировал его один и тот же человек — шведский философ Альф Найман, который проникся умом Бердяева и был уверен: «В современной культурной борьбе Николай Бердяев — одна из самых влиятельных, страстных личностей…».
Но критик работ Бердяева, шведский профессор славистики Антон Карлгрен, придерживался мнения: «Понятно, что большевики, перед которыми он с завидной смелостью развивал свои мысли о смысле истории в московских лекциях, сочли его присутствие в большевистском государстве бессмысленным. Мы должны признать, однако, что не только большевики находят его взгляды совершенно и абсолютно неприемлемыми…..
Как только ему приходит в голову какая-то мысль, он отдается ей; он все дальше и дальше уходит от главного аргумента, пускается в образные отступления и ненужные приключения; он противоречиво перескакивает с одного аргумента на другой. И все это странствие без паузы, без отдыха».
О своей судьбе в ссылке Бердяев писал: «У меня всегда было странное отношение к материальным средствам. В ссылке я никогда не был бедным, но часто нуждался, а иногда не знал, как буду жить через несколько месяцев. Но выход был всегда.
Я никогда не был материально обеспечен…. В последние годы наше материальное положение немного изменилось: Я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. Впервые в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме…».
Именно в Кламаре, в 10 км от Парижа, умер русский философ. Это было в 1948 году — за две недели до смерти Бердяев успел закончить книгу «Империя духа и царствование императора».
Александр Угримов – под знаком высылки
В связи с «Философским пароходом» агроном Угримов упоминается редко. И совсем не просто так — он выдающаяся личность. На самом деле, он примечателен не столько своим вкладом в науку, сколько своим социальным окружением — он дружил с художником Леонидом Пастернаком, отцом знаменитого поэта Бориса Пастернака.
Что касается его вклада в сельскохозяйственную науку, то он ограничился рекомендациями обратить внимание на минеральные удобрения — именно этим ограничилась его диссертация «Потребность вишневых садов Юго-Запада России в питательных веществах».
Но в контексте истории философского пароходства судьба Угрымова выделяется особым образом. Его дважды ссылали.
Первый раз — в 1922 г. Его, как и многих других, вывез за границу сам «Обербург Хакен». Однако он не терял связи с советским правительством — первые два года он работал сельскохозяйственным советником в представительстве советской потребительской кооперации в Германии. Затем в течение девяти лет он читал лекции по истории сельского хозяйства и географии возделывания сельскохозяйственных культур в Берлинском университете.
В 1938 году он переехал во Францию, где возобновил свою профессию и преподавал в École Française de Manneri, школе для специалистов по муке. Словом, обычная биография человека, которому посчастливилось найти работу по специальности за границей.
Необычайное началось в 1947 г. Профессор Угримов и его сын, инженер Александр Угримов, вместе с несколькими десятками других русских были высланы из страны властями Четвертой французской республики. Это происходит таким образом, что напрашивается невольное сравнение с большевиками.
В СССР профессор Угримов продолжал работать по специальности на опытных станциях в Калужской и Ульяновской областях, а после реабилитации жил в Москве. Однако ненадолго — Александр Угримов умер в 1957 году.
Трезвый анализ отплытия философского парохода напоминает начало фильма Питера Джексона «Властелин колец», реплику королевы Галадриэль: «История стала легендой, легенда стала мифом…».
Коллаж Татьяны Соколовой
Мы просим вас зарегистрироваться на нашем сайте для получения небольшой, но регулярной оплаты. Милосердие.ru функционирует благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. Нам нужны деньги на командировки, съемки, зарплату нашим редакторам и журналистам, а также на техническую поддержку сайта.
Эмигрантская одиссея на философском пароходе: зачем из нашей страны выгоняли ученых, мыслителей и общественных деятелей
В 1921 году снег в избах Поволжья — это все, что осталось от ночи: пустые глаза разбитых окон домов, домашняя живность и даже соломенные крыши были изъедены. Даже вороны боялись подлетать к краю голодного места: Страдающие от недоедания люди пытались поймать их.
Съедали всё: суррогат из тряпья и навоза, трухлявую кору деревьев, мышей и хорьков, которые прибегали на зимовку в пустые амбары (там грызуны не находили и мельничной пыли).
В деревнях каждый день хоронили 14-15 человек. Потом у людей уже не было сил копать могилы, и амбары быстро наполнились трупами. В пустынных долинах началось похищение тел.
Новости о гуманитарной катастрофе быстро распространились среди ученых, писателей, социологов, экономистов и других интеллектуалов. Сергей Прокопович — экономист и министр продовольствия Временного правительства в 1917 году — и его жена Екатерина Кускова решили объединить усилия, чтобы помочь голодающим.
Мать Кусковой и ее первый муж умерли от туберкулеза, сын — от дифтерии. Кускова писала в своих дневниках: «Теперь я должна сама искать смысл жизни. Екатерина Дмитриевна нашла его в бурных событиях революции. Она познакомилась с Прокоповичем, поехала с ним в Швейцарию, где вылечилась от туберкулеза легких, и обсуждала с Лениным важнейший смысл революции. Кускова утверждала, что больше всего страна нуждается в экономических реформах.
После одного из таких разногласий Ленин назвал Кускова предателем рабочего строя, «жалким экономистом» — и затаил грызущую обиду.
Немилость вождя означала, что в его государстве ты окажешься в норе, из которой тебя никто не должен слышать. Но Екатерина Дмитриевна продолжала «искать смыслы».
Прокопович и Кускова попросили своего старого знакомого Максима Горького провести переговоры с новым правительством. 29 июня 1921 года на заседании Политбюро он высказал идею создания Помгола — всенародной помощи голодающим. В Помгол входили театральный режиссер Константин Станиславский, народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский, президент Академии наук Александр Карпинский, благотворительница и политическая графиня Софья Панина и многие другие публицисты, экономисты и агрономы. Главой комитета был Лев Каменев, президент Моссовета.
Горький считал, что он построил мост между старым и новым, между правящими и творческими классами. Но большевистские «ведущие кандидаты» не спешили дружить с «чуждыми классу элементами».
Появление Помгола казалось им попыткой привлечь внимание и помощь западного мира. А напрямую обращаться к сторонникам буржуазии не хотелось: это скомпрометировало бы антикапиталистическую риторику красного государства.
В начале Pomolu мог делать много вещей: Открывайте филиалы в Европе, покупайте там еду и лекарства. Активисты достигли соглашения с правительством Швеции, поэтому делегация подготовилась к поездке в Стокгольм за гуманитарной помощью. Однако почти через месяц «Помгол» был закрыт. Европейские добровольцы помогали спасать голодающих людей без комитета. Один из них — исследователь Арктики Фритьоф Нансен.
«Травите кукишей!»
26 августа 1921 года Ленин направил письмо Сталину, наркому государственного контроля. Он с горечью назвал Комитет помощи голодающим «картонным носом» и приказал арестовать Прокоповича за выступления против правительства. Следователи продержали основателя «Помгола» под стражей три месяца, в течение которых они смогут расследовать «антигосударственную деятельность комитета». Газетам было приказано «высмеивать и приманивать сумасшедших хотя бы раз в неделю».
27 августа 1921 года Каменев зазвал часть активистов на собрание в подготовленный капкан — сразу оттуда комитетчиков отвезли на Лубянку и в Бутырскую тюрьму. На следующий день газета «Известия» опубликовала постановление о роспуске Помгола.
Затем газета «Правда» написала о связи между участниками «Помогола» и мятежом «Антонова». Это крупнейшее крестьянское восстание против Советов, возглавляемое бывшим эсером Александром Антоновым, стало внутренней чумой для нового режима апостолов коммунизма.
Позже Прокопович говорил, что многим членам Помогала было трудно примириться и сотрудничать с советским режимом, несмотря на шокирующие новости из голодающих провинций. Компромисс подавил их. Екатерина Кускова будет писать, уже находясь в эмиграции:
В 1919 году Николай Бердяев открыл в Москве Вольную академию духовной культуры (ВАДК). Там собрались лекторы-философы Семен Людвиг Франк, прочитавший лекцию «Введение в философию», Федор Августович Степун с циклом лекций «О соотношении жизни и творчества», литературовед Юлий Исаевич Айзенвальд с лекцией «История русской литературы», литературовед Юлий Исаевич Айзенвальд с лекцией «История русской литературы». Шпион ЧК почти всегда сидел в первом ряду.
Собственного помещения у ВАДК не было, поэтому лекции и семинары проходили в разных учреждениях. Однажды лекторий расположился в помещениях Центроспирта. Газета «Правда» саркастично написала: «Между религией и спиртом всегда была связь».
После публикации статьи редактора VADC Бердяев был доставлен в ЧК для допроса. Мужчина с козлиной бородкой представился:
Философ также рассуждал о многомерной природе человеческого сознания. Желание жить в комфортной Европе также соответствует многомерному сознанию. Позже он ругал себя за «трусливые мысли»: Для него экзотичность его опыта является важным испытанием его творчества. Степун пытался жить в монастыре собственного разума, отрекаясь от голодной реальности и передавая безумие существования через театральные представления и лекции. По этой причине в ГПУ поступили жалобы.
Властям не нравилось происхождение Сорокина: он был бывшим социалистом, избежавшим тихой казни в тюрьме ЧК в Великом Устюге. Более того, Питирим Сорокин был летописцем разрушения страны голодом.
В большом научном труде «Голод как фактор» Сорокин с научной позиции описывает влияние голода на поведение людей, социальную и общественную жизнь. Эту работу пытались уничтожить из-за подробного описания трупоедства и бедствий, которые происходили при новой власти. Позже книгу удалось воссоздать.
Политическая элита была возмущена тем, что диссидентствующие профессора и ученые работают с молодежью. Идеологический контроль над свободолюбивым студенчеством еще не был установлен должным образом, а тут они читают бунтарские лекции.
Глава 3. Изгнание
12 марта 1922 года Ленин опубликовал свою программную статью «О концепции воинствующего материализма». Лидер революции критиковал либеральных экономистов и социологов, называя их крепостниками, а современных философов — «дипломатическими лакеями народа», и объявил борьбу против «буржуазной идеологии, философских реакционеров со всеми видами идеализма и мистицизма». Так, в 1922 году агенты секретных служб СССР (ГПУ/ОГПУ/НКВД/НКГБ) получили неограниченную власть решать судьбу ученых, писателей и поэтов, вбивая клин в интеллигенцию.
Уже 15 мая комиссар юстиции Курский получил письмо от фюрера:
Депортация и передача интеллектуалов, профессоров и философов в железные рукавицы тайной полиции ГПУ/ОГПУ/НКВД/НКГБ была способом решения проблемы, начавшейся в период с 1921 по 1922 год. После взрывной революционной попытки освободиться от архаики Россия вернулась к иерархии власти, которая ее угнетала.
И по сей день российское сознание, похоже, не изменилось. В Интернете постоянно появляются предложения возродить принудительную депортацию, а на критику условий часто отвечают: «Не нравится — уезжай».
Государство, самым важным активом которого является возможность покинуть его, — плохое государство.
«Философский пароход» — интеллигенция в изгнании: факты о высылке оппозиции из СССР
100 лет назад, 29 сентября 1922 года, из Петербурга отплыл пароход с учеными, философами, писателями и их семьями. Русская интеллигенция не покидала страну в бесцельном путешествии или в поисках впечатлений и вдохновения. Интеллигенция отправилась в Европу под давлением большевиков, для которых пассажиры корабля стали врагами советской власти. В 1990-х годах ученый Сергей Хоружий ввел собирательный термин «философский пароход» для описания операции по высылке оппозиционных интеллектуалов. Подробнее о том, как Советский Союз избавлялся от нежелательных деятелей науки и культуры, читайте в статье 24СМИ.
Захват власти большевиками осенью 1917 года разделил российскую интеллигенцию, составлявшую менее 1 процента населения страны, на два лагеря. Интеллигенция играла важную роль в жизни государства: она читала лекции, публиковала научные и философские труды, писала книги и картины, создавала музыку и была связующим звеном с Европой.
Первая часть поддержала результаты Октябрьской революции и вступила добровольцем в Рабоче-крестьянскую Красную Армию или пропагандировала коммунистические взгляды в книгах или на трибунах. Футуристов соблазнил Владимир Маяковский. Символист Александр Блок и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн также поддерживали большевиков.
Последний вступил в добровольческую армию и пытался противостоять сторонникам революции. Мирная часть блока отказалась принимать участие в гражданской войне, но выступила против Советов. Иван Бунин, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гипиус поняли, что несогласие с идеями революции, как это случилось с казненным Николаем Гумилевым, может стоить им жизни, и бежали из страны.
Мирная интеллигенция включала ученых и философов, которые преподавали в университетах и не хотели покидать Россию, хотя события стали для них шоком. Некоторые представители интеллигенции остались в РСФСР, чтобы продолжать быть частью русской культуры. В течение пяти лет, пока продолжалось противостояние между красными и белыми, оппозиционная интеллигенция работала с высшими учебными заведениями, пропагандируя антибольшевистские взгляды.
Поскольку большевики были заняты гражданской войной, они поначалу не обращали внимания на деятельность учителей. Ситуация изменилась, когда ход матча изменился в пользу «красных». В 1921 году в Кронштадте вспыхнуло антибольшевистское восстание, возглавляемое матросами и социалистами-революционерами. Бывшие сторонники большевиков разочаровались в революции и пытались построить будущее страны без Владимира Ленина у власти.
Восстание было подавлено со всей силой. Руководство СССР понимало, что «порядок» должен царить даже среди левых. После «чистки» в своих рядах большевики обратили свое внимание на интеллигенцию, которая уже несколько лет занималась антисоветской деятельностью.
«Философский пароход» – идея и реализация
Термин, введенный в научный обиход Хоружием, относится к более чем одному кораблю, отплывшему из Петербурга с интеллигенцией на борту. Термин «философский пароход» описывает депортацию русских ученых на различных кораблях и поездах в Европу.
В 1922 году Владимир Ильич написал статью, которая стала отправной точкой для борьбы с инакомыслием. Но большевики внезапно отказались от общепринятой практики расстрельных команд. Ленин предложил не убивать оппозиционеров, а депортировать их в Европу.
Историк Леонид Коган признал, что идея принудительной эмиграции учителей могла возникнуть одновременно во многих умах. Но Ленин считается вдохновителем и организатором акции.
В интервью американским журналистам в августе 1922 года лидер большевиков объяснил, почему он не расстрелял интеллигентов. Владимир Ильич отметил, что оппозиционные элементы были «политически незначительны», поэтому не было смысла их физически уничтожать. Более того, Ленин отмечал, что в РСФСР наступил относительно спокойный период, потому что гражданская война отступала. Лев Троцкий объяснил отказ от расстрела одним предложением: «Расстреливать их было не за что, и терпеть это было невозможно».
Оппозиционно настроенная интеллигенция была арестована в феврале 1922 года. Ленина возмутили профессора Московского высшего технического училища, протестовавшие против вмешательства государства в учебный процесс. Владимир Ильич приказал уволить 20-40 учителей.
Работы были возобновлены в мае. Ленин написал письмо Феликсу Дзержинскому. Вождь попросил наркома внутренних дел подготовить операцию по изгнанию интеллигенции. Стоит отметить, что через шесть дней после написания письма Владимир Ильич перенес инсульт. В июне «Железный Феликс» составил список из 195 человек, подлежащих депортации по политическим причинам. Список был составлен на основе трех документов с перечислением имен оппозиционных деятелей в Москве, Петербурге и Украине.
Дзержинский лично связался с самыми видными представителями интеллигенции. Например, комиссар беседовал с философом Николаем Бердяевым. В течение 45 минут Бердяев пытался объяснить Железному Феликсу, что он отвергает большевизм не в материальном, а в духовном плане. Бердяев отмечал, что страна, уничтожающая собственную культуру, не имеет будущего.
После пересмотра списка 35 человек были исключены из него. Профессоров, учителей, врачей, экономистов, агрономов, юристов, инженеров, писателей, философов и религиозных деятелей попросили уехать. На студентов было подготовлено два отдельных рейда, в ходе которых было арестовано 15 человек.
Активисты оппозиции были официально высланы из страны на три года. Власти попросили депортированных решить свои проблемы в России в течение 1-2 недель и подготовиться к переезду в Европу. Перед ссылкой большевики предупредили, что самовольное возвращение на родину будет встречено расстрелом.
Депортация оппозиционеров началась 17 сентября. Первое путешествие прошло из Одессы в Стамбул. На борту находились историк Антоний Флоровский и физиолог Борис Бабкин. Следующая группа мыслителей, экономистов и социологов была изгнана из страны по суше. Поезд Москва-Берлин начал курсировать 23 сентября.
Но сухопутный путь был менее популярен, чем морской. 29 сентября пароход «Обер-бургомистр Хакен» отправился из Петербурга в Штетин. В истории этот корабль стал ярким примером депортации русской интеллигенции советскими властями. Пассажирские места достались Николаю Бердяеву, Ивану Ильину, Семену Франку, Сергею Трубецкому, Владимиру Сворыкину — всего 30 представителям научной элиты.
В списках высланных
Интеллигенция была насильственно выслана из СССР до 1923 года включительно. Советские власти избавились от 224 человек, не считая членов их семей. Неугодных для государства людей принято называть «философами», но в действительности среди депортированных были инженеры, экономисты, агрономы и представители других областей, не имеющих ничего общего с интеллектуальным миром.
99% мигрантов остались в Европе или уехали в США. В чужой стране интеллектуалы оказались без денег, но с багажом знаний и опыта, который начали использовать философы Германии, Франции, Италии, Болгарии, Греции, Великобритании и Турции. Судьба отдельных ссыльных за рубежом складывалась по-разному.
Николай Бердяев
Философ поселился в Германии, где в 1924 году опубликовал свою книгу «Новое Средневековье». Мыслитель рассуждал о судьбе России и Европы и объяснял, почему западная цивилизация возвращается к классам, господствовавшим в Средние века.
Книга стала популярной и сделала Бердяева известным во всей Европе. Работы философа произвели впечатление на Олдоса Хаксли, автора антиутопии «Brave New World», который использовал строки из «Нового средневековья» в качестве эпиграфа к своему роману. Бердяев семь раз номинировался на Нобелевскую премию. Мыслитель умер во Франции в 1948 году.
Питирим Сорокин
Педагог не остался в Европе, а отправился в США. За рубежом ученый основал Школу социологии. Питирим Сорокин создал теорию социальной стратификации, которую российские школьники изучают в рамках уроков обществознания. Вопросы о концепции социальной мобильности Сорокина базируются в США.
Иван Ильин
Философ был в авангарде белого движения в Европе. В 1930-х годах Иван Ильин находился под впечатлением от Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини. Но профашистские взгляды мыслителя не были оценены в Германии. Философ критиковал доктринерскую русскую диаспору и переехал в Швейцарию, где и умер в 1954 году.
Владимир Зворыкин
Изобретатель уехал в США, где стал пионером в области телевидения и получил 120 патентов. Во время Второй мировой войны Владимир Зворыкин участвовал в разработке приборов ночного видения и авиабомб с телевизионным управлением. В 1967 году президент Линдон Джонсон наградил изобретателя медалью за заслуги перед наукой.
Условия содержания депортированных были нелегкими: никому не разрешалось покидать свои каюты, некоторых держали в трюме, где они замерзали и заболевали от холода. Корабль взял курс на Латвию, но проблема заключалась в минах, оставшихся в Балтийском море после Первой мировой войны. В Германии немецкий офицер поднялся на борт корабля, чтобы помочь избежать мин.
Но была и другая проблема: в Латвии бушевала гражданская война. Затем США обратились к Финляндии с просьбой принять «гражданских лиц». Финны дали зеленый свет, и «Бьюфорд» вошел в гавань. Пассажиров погрузили в холодные, герметичные вагоны и повезли к российской границе. Коммунисты пешком отправились в РСФСР, но боялись, что их примут за финских диверсантов и расстреляют. Однако 19 января соотечественники встретились с главой Санкт-Петербургского городского комитета большевиком Сергеем Зориным, который сам вернулся из США в 1917 году и прожил там шесть лет.
Финансовая петля. Добровольные займы в СССР
Массовые внутренние займы у населения были одним из важнейших источников увеличения государственного бюджета в Советском Союзе. План был разработан уже к концу 1922 года.
Русская православная церковь в Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война стала новым этапом в жизни Русской Православной Церкви; патриотическое служение духовенства и верующих стало выражением естественного чувства любви к Отечеству.
Без воли нет хлеба. Антиаграрная политика большевиков в 1918-1921 гг.
Вооруженный захват власти большевиками в октябре 1917 года стал первым шагом в уникальном в мировой истории социальном эксперименте. Строительство социализма в сельской местности.
№ 5. Записка заместителя председателя ГПУ И.С. Уншлихта в Оргбюро ЦК РКП(б)
Москва, 13 ноября 1922 года.
Организационному комитету Центрального комитета Коммунистической партии Российской Федерации
Что касается предложения ЦК КПУ об отмене депортации украинских учителей за границу, ГПУ информирует Организационное бюро о том, что депортация некоторых украинских учителей уже отменена решением ЦК КПУ. ГПУ не возражает против замены высылки за границу на высылку в отдаленные районы РСФСР.
Что касается других украинских профессоров-националистов, подлежащих депортации, то окончательное решение об изменении меры административного пресечения в отношении того или иного лица должно быть вынесено на рассмотрение КС КПУ.
Заместитель президента ГПУ /Уншлихт/.
- ФГАСПИ, Ф. 17 Оп. 112. Д. 388. Σελ. 81-81 дюйм.
- Оригинал. Напечатанный текст.
- Подпись И.С. Уншлихт — автограф.