ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ. Филипп ii митрополит московский.

Митрополит Филипп (урожденный Федор Степанович Колычев) родился 11 февраля 1507 года. Он принадлежал к младшей ветви боярского рода Колычевых и был старшим сыном боярина Степана и его богобоязненной жены Варвары (окончившей свои дни в монашестве под именем Варсонофия).

ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ

Память его совершается 9 января в память о кончине 23 декабря, 30 мая в память об открытии мощей в 1646 году, 31 мая в память о перенесении мощей на Соловки, 3 июля в память о перенесении мощей в Москву, на Соборе Московских святых и на Соборе Архангельских, Московских и Тверских святых.

Феодор происходил из знатного рода бояр Колычевых, занимавших видное положение в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец Степан Иванович, «человек просвещенный и воинский», тщательно готовил сына к государственной службе. Благочестивая Варвара, мать Феодора, окончившая свои дни в монашестве под именем Варсонофия, посеяла в его душе семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев почитал Библию и святоотеческие книги, на которых основывалось древнерусское Просвещение, происходившее в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III. Иванович, отец Ивана Грозного, познакомил юного Феодора с двором, но он не был очарован придворной жизнью. Осознавая собственную бесполезность и греховность, Теодор все больше и больше погружался в чтение книг и посещение храмов Божьих. Жизнь в Москве угнетала молодого аскета, душа которого жаждала монашеских свершений и молитвенного уединения. Искренняя любовь, которую испытывал к нему молодой принц Джон, предвещавшая ему великое будущее на государственной службе, не могла удержать его в земном городе, пока он стремился к небесному.

Монашество

В воскресенье 5 июня 1537 года, во время мессы в церкви, Теодор был особенно тронут словами Спасителя: «Никто не может работать на двух господ» (Мф 6:24), которые определили его дальнейшую судьбу. Он горячо молился московским чудотворцам, не попрощавшись с семьей, тайно покинул Москву в одежде простого человека и на некоторое время скрылся от мира в деревне Хизи у Онежского озера, где зарабатывал хлеб насущный пастухом. Стремление к успеху привело его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он выполнял самую сложную работу: Рубил дрова, копал землю и работал на мельнице. После полутора лет искушений игумен Алексей по просьбе Федора крестил его, дал ему монашеское имя Филипп и поручил его послушанию старца Ионы (Самина), который беседовал с монахом Александром Свирским. Под руководством опытных старцев монах Филипп духовно развивался и усиливал пост и молитву. Игумен Алексей отправил его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп работал тяжелым молотом и непрестанно молился. Он всегда первым входил в церковь и последним выходил. Он также работал в хлебне, где смиренный аскет утешался небесным знамением. Затем монастырь представил образ Богоматери Хлеба, с которым небесная Заступница явила благосклонность к смиренному Филиппу Пекарю. С благословения аббата святой Филипп провел некоторое время в уединении, заботясь о себе и о Боге.

Игумен Соловецкий

В 1548 году архиепископ Феодосий рукоположил Филиппа в Великом Новгороде в игумена Соловецкого монастыря. Новообращенный игумен всеми силами старался поднять духовное значение монастыря и его основателей, преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. Он разыскал икону Богоматери Одигитрии, которую привез на остров соловецкий староста монах Савватий, и достал каменный крест, который когда-то стоял перед кельей монаха. Также был найден псалтырь, принадлежавший первому соловецкому игумену Зосиме, и его ряса, в которую отныне облачались игумены во время служб в дни памяти чудотворца. Монастырь духовно возродился. Для упорядочения жизни монастыря был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках две великолепные церкви — церковь Успения Богородицы, освященную в 1557 году, и церковь Преображения Господня. Сам настоятель работал простым мастером-строителем и помогал возводить стены Спасо-Преображенского собора. Он выкопал себе могилу под северным крыльцом, рядом с могилой своего учителя, старца Ионы. В эти годы в монастыре процветала духовная жизнь: учениками святого игумена Филиппа были, а вместе с ним среди братии, монахи Иоанн и Лонгин из Яренги, Вассиан и Иона из Петромины.

Почитание

По просьбе соловецкого игумена Иакова, обращенной от имени всей братии к благоверному царю Феодору Ивановичу в 1591 году, 11 августа того же года бренные останки настоятеля-священника были перенесены в Соловецкий монастырь. Память святого Филиппа отмечается в Русской Церкви с 1591 года в день его мученической кончины, 23 декабря.

В 1646 году настоятель Соловецкого монастыря Илия получил письма от патриарха Иосифа и царя Алексея Михайловича с официальным приказом открыть мощи святого Филиппа. Мощи были торжественно захоронены в Спасо-Преображенском соборе монастыря. 3 июля 1652 года царским указом мощи святого были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. С этой целью в монастырь прибыла легация во главе с митрополитом Новгородским Николаем Никоном, монахом из Соловецка, будущим патриархом, и привезла письмо, в котором царь выражал желание увидеть мощи святого в Москве и просил у великого подвижника прощения за своего предка. С 1660 года празднование памяти святого было перенесено на 9 января.

Критика житийной традиции

Известно, что соловецкое «Житие митрополита Филиппа», на котором основаны популярные сегодня версии жития святого, было написано личными врагами святого, которые были заключены на покаяние в Соловецкий монастырь за клевету царя. Так, Р. Г. Скрынников, один из ведущих специалистов по изучению источников XVI в., отмечает: «Его авторы не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: «старца» Симеона (Семена Кобылина) и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом». Монахи, уехавшие в Москву», были теми самыми, которые выступили в качестве лжесвидетелей на суде против своего настоятеля. Их свидетельство было единственным основанием для осуждения Собором митрополита Филиппа. «Старец» Симеон был духовником, которому было доверено сохранение жизни святого в Мавсонской обители и по преступной небрежности которого, согласно летописи Мавсонского монастыря в Твери, «святой был задушен в своей келье неизвестным лицом».

Святитель Димитрий Ростовский, тщательно изучивший все имеющиеся сведения и документы по этому вопросу, написал житие святителя Филиппа, в котором не упоминается, что царь Иоанн Грозный был каким-либо образом причастен к смерти митрополита. В начале XX века профессора, переводившие житие святого Димитрия на русский язык, вставили в русское издание вместо жития Димитрия Ростовского «Соловецкое житие», добавленное Карамзиным.

Молитвы

Тропарь московским святым: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену.

О первосвятители России, / истинные хранители апостольских традиций, / непоколебимые столпы, учителя Православия, / Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген, / умолите Господа всех, / даровать мир миру, / и великую милость душам нашим.

Тропарь Филиппу II, митрополиту Московскому и всея Руси

Патриарший наследник, столп Православия, / гонитель истины, новый исповедник, святой Филипп, / отдавший жизнь за паству свою; / молись за город и народ, достойно чтущий память твою.

Тропарь на перенесение бренных останков

Радостный день светлого праздника: / сегодня внутренность Церкви расширилась, / получая духовные дары без недостатка в божественном сокровище, / поток милостей неиссякаемый, / фонтан чудес в изобилии, / твои чудотворные и святые мощи, / святой Филипп. / Молись же Господу Богу, который прославил тебя и прославляет тебя за тех, кто поет твои гимны и почитает твои святые мощи.

Детство и юность (1507-1537)

Отец будущего митрополита Филиппа, боярин Степан Иоаннович, был важным чиновником при дворе великого князя Василия Иоганновича (1505-1533), который пользовался его благосклонностью и расположением.

Отец Федора приложил все усилия, чтобы дать сыну наилучшее образование, а его благочестивая мать заронила в чистую душу ребенка семена добра и благочестия. Юного Федора научили читать и писать по книгам Библии, а также обучили владению оружием, верховой езде и другим военным навыкам.

Когда Федору было 26 лет, имя Федора Колычева, принадлежавшего к знатной семье, стало известно при царском дворе. Сразу после смерти Василия Иоанновича (3 декабря 1533 года) и возведения на престол его малолетнего сына Иоанна IV под опекой его матери Елены Глинской, Федор был призван на службу при царском дворе вместе с другими детьми боярскими.

Следуя примеру отца, Федор поступил на военную службу. Его мягкость и благочестие снискали ему симпатию молодого Ивана IV (Грозного), который влюбился в Федора. Искренняя привязанность молодого правителя к нему сулила ему хорошее будущее на государственной службе.

Но успех при дворе не привлекал Федора. Напротив, здесь, при дворе великого князя, он увидел всю суету мира и хрупкость мирских благ, увидел, как трудно уберечь их от козней бояр или легкости нравов, царивших при дворе.

Жизнь в Москве была удручающей для молодого аскета. Среди шума и блеска двора Федор жил наедине со своими мыслями о вечном спасении, не переставая быть добрым и мужественно сопротивляясь всем искушениям, возникавшим на его пути (вопреки обычаям того времени он не решался жениться). С детства научившись смирению, послушанию и целомудрию — важнейшим обетам монашества, Федор был недалек от решения оставить мир и полностью посвятить себя служению Богу. Его душа жаждала монашеских достижений и молитвенного уединения.

Однажды, во время Божественной литургии в храме, на него сильно подействовали слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам» (Матфея 4:24). Святые слова Евангелия, которые Федор слышал и раньше, на этот раз произвели на него большое впечатление: они так соответствовали его внутреннему настрою и его внешнему положению. Федор думал, что это предложение свыше, личное приглашение к нему от Христа Спасителя. Услышав в них призыв к монашеству, он тайно покинул Москву, переоделся в одежду простого человека и отправился в Соловецкий монастырь (Уже в детстве он слышал от многих благочестивых паломников, что на далеком, холодном севере, на краю вселенной, есть остров Соловецкий. Его природа пустынна: мох и чахлые хвойные деревья. Но там процветал монастырь монахов Зосимы и Саватия, известный бережливостью своих монахов). К этому времени ему было уже 30 лет.

Соловки (1538-1566)

Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре в 1915 году.

Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре (фото 1915 года).

В течение 9 лет Федор смиренно переносил тяжелый труд послушника в Соловецком монастыре. Он выполнял самую сложную работу: Он рубил дрова, копал землю и работал на мельнице.

После 1,5 лет испытательного срока игумен Алексей (Юренев) рукоположил его в монахи под именем Филипп. Его духовным наставником был старец Иона Шамин, ученик монаха Александра Свирского.

Монаха-новичка отправили на монастырскую кухню. С рвением и молчанием он трудился здесь на благо всех братьев. Через некоторое время Филиппа перевели в пекарню, но и там он не оставался без дела: Он рубил дрова, приносил воду и делал все, что было необходимо. Несмотря на тяжелую работу в пекарне и в поварском цехе, Филипп никогда не оставлял службу. Он первым звонил в колокол и последним покидал монастырскую церковь. И не только это: возвращаясь в келью своего господина после дневных трудов и после благочестивых бесед с ним, святой Филипп настойчиво молился. В монастырской кузнице святой Филипп сочетал работу с тяжелым молотом с практикой непрестанной молитвы.

Строгая аскетическая жизнь святого Филиппа не могла остаться незамеченной общественностью; все стали говорить о нем как об образцовом монахе, и очень скоро его смирение и благочестие завоевали любовь и уважение всех.

Но общая похвала не понравилась Филиппу. Он даже избегал тени земной славы, от которой удалился в монастырь, боясь, что таким образом потеряет Царство Небесное. Его душа искала уединения и безлюдной тишины. С благословения настоятеля Филипп удалился из монастыря в глубь острова, в одинокий и непроходимый лес, и стал жить там, не замечаемый людьми. Святой Филипп провел несколько лет в пустыне. Изучив в уединении безмолвие и богословие, он вернулся в заброшенный монастырь, чтобы продолжать терпеливо заниматься со своими братьями.

Филиппова пустынь

Эрмитаж Филиппа

Игуменство (1548-1566)

В 1548 году, после того как соловецкий игумен Алексей (Юренев) сложил с себя монашеский сан по возрасту, Филипп решением монастырского совета был избран игуменом.

Филипп приложил все усилия, чтобы улучшить Соловецкий монастырь материально, но прежде всего морально. Он проявил себя как грамотный хозяйственник: соединил озера каналами, осушил болота для сенокоса, проложил дороги в ранее непроходимых местах, построил склад, улучшил солончаки, возвел два великолепных собора — Успенский и Преображенский — и другие церкви, построил больницу, основал скиты и монастыри для тех, кто искал спокойствия, и иногда удалялся в монашеское место, которое до сих пор называется Филипповским монастырем. Он составил новый устав для монахов, в котором описал путь трудолюбивой жизни и запретил безделье. Под его руководством Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья.

Игумен Филипп, присутствовавший на Соборе ста глав в 1551 году, вновь лично познакомился с царем (когда Филипп покидал Москву, Ивану IV было восемь лет) и получил от него богатые церковные облачения и подтверждение освобождения монастыря от налогов после Собора.

Во время правления Филиппа пожертвования в Соловецкий монастырь от царя и частных лиц значительно увеличились. В монастырь регулярно присылали ценные церковные сосуды. Иван IV лично передал монастырю волость Колезма (в которую входили деревни и несколько небольших островов в Белом море).

Обретение себя

В каком-то смысле это было вполне логично: сын боярина Степана Колычева, «человека просвещенного и воинского духа», с детства слушал не отца, готовившего его к государственной службе, а мать, набожную и благочестивую женщину, закончившую жизнь в монастыре под именем Варсонофия.

Похоже, что на Соловках он нашел свое истинное призвание. Неожиданно он обнаружил в себе необыкновенный талант к инженерному делу и управлению: он организовал в монастыре систему водоснабжения и канализации и наладил добычу соли (самая прибыльная отрасль в то время).

Митрополит Филипп: зачем Иван Грозный приблизил к себе именно его и что потом пошло не так

Игумен Филипп благодарит Соловки за обнаружение своих реликвий — иконы Богородицы, привезенной на остров основателем монастыря отцом Савватием, каменного креста, который когда-то стоял перед его кельей, псалтыря и облачения первого настоятеля Соловков отца Зосимы.

При нем в монастыре был принят новый устав и построены две церкви — Вознесенская и Преображенская, на строительстве которых аббат Филипп сам работал каменщиком и даже сделал себе гробницу — под северной галереей Преображенской церкви, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы.

В 1551 году он отправился в Москву на знаменитый Собор ста голов, обеспечив монастырю богатые церковные одеяния и подтвердив налоговые привилегии.

Под его покровительством духовная жизнь в монастыре процветала — четверо из его ближайших учеников впоследствии были канонизированы. Сам настоятель часто ходил молиться в пустынное место в двух верстах от монастыря, позже названное Филиппинским Эрмитажем.

Монастырь, который никак не хотел становиться тюрьмой

Но, несмотря на стремление к «горнему дому», соловецкие старцы против своей воли оказались вовлечены в московские дела и интриги.

Когда лидер несториан (монашеское движение в Русской православной церкви в конце XV — первой половине XVI века — ред.) Артемий был предан суду Трансволжского скита, двое из соловецких старост — книжники Иоасаф Белобаев и Феодорит — попытались защитить его от обвинения в ереси. В результате Артемий был сослан в Соловецкий монастырь в 1554 году. А когда учитель царя, Иван Сильвестр, принял монашеский постриг после падения «Избранной рады» (неофициальный совет при царе — ред.), Иван IV приказал перевести и его на Соловки.

Митрополит Филипп: зачем Иван Грозный приблизил к себе именно его и что потом пошло не так

| Читайте также:

История для тех, кто считает, что «Церковь против прогресса»: как святитель Филипп провел на Соловках техническую революцию

Архипелаг посреди далекого Северного моря казался идеальным местом для заключения еретиков, магов и «предателей». Но попытка превратить Соловки в тюрьму провалилась: один из первых осужденных монастыря, Старец Артемий, сбежал с островов и вскоре оказался в Литве (конечно, этот побег был бы невозможен, если бы игумен Филипп обеспечил строгий надзор за заключенными или организовал погоню). Когда в 1562 году царь обесчестил своего личного врага, «великого» боярина князя Димитрия Курлятева-Оболенского, «изменник» был сослан не на Белое море, а в Ладогу.

Митрополитом Москвы в то время был монах Афанасий из Чудова монастыря. В течение многих лет он был духовником царя и пользовался его полным доверием. Однако, когда он попытался остановить казни и явился в суд вместе с боярами, чтобы выразить протест против них, Грозный покинул столицу и отправился в Александровскую слободу, откуда отправил письмо митрополиту Афанасию. В нем он объявил о своем презрении к епископам и другим прелатам (за исключением митрополита), а также к боярам, духовенству и боярским детям и сообщил им всем о своем уходе с престола.

Московский народ, которому царь даровал помилование, одновременно посрамив правителей, пригрозил «изменникам» расправой, и бояре вынуждены были подчиниться. Они обратились к митрополиту с просьбой о примирении. Но митрополит не хотел покидать столицу и послал к царю архиепископа Пимена и архимандрита Леуци.

В 1565 году Иван Грозный ввел опричнину. Карамзин пишет: «Эта часть России и Москвы, это многотысячное войско вольных людей, этот новый двор, как отдельная собственность царя, подчиненная его непосредственной власти, назывались опричниной, а все остальное — т.е. все государство — земщиной, которую Иоанн вверил земским боярам, князьям Вельскому, Мстиславскому и другим, поручив старым государственным чиновникам… в их распоряжение управление всеми гражданскими делами.

А епископ Афанасий, без ведома и согласия царя, оставил епархию и удалился в монастырь. Начались поиски нового митрополита. И здесь, в Москве, вспомнили о Соловецком отшельнике.

Обличитель опричников: как погиб митрополит Филипп

Митрополит Московский и всея Руси Филипп II происходил из боярской семьи и звался Федором Степановичем Колычевым. Когда начались гонения на его семью, он покинул Москву, пришел в Соловецкий монастырь и был принят в монахи под именем Филипп. Он был избран аббатом и много сделал для монастыря. Во время своего епископства он осуждал жестокие действия оричников, за что попал в немилость к Ивану Грозному. Согласно широко распространенному мнению, он был убит Малютой Скуратовым 23 декабря 1569 года.

  • 1 Дата и причина смерти
  • 2 Где похоронен митрополит Филипп
  • 3 Краткая биография
    • 3.1 Жизнь в миру и монастыре
    • 3.2 Деятельность на посту епископа
    • 3.3 Отношение с Иваном Грозным
    • 3.4 Изгнание
    • 3.5 Почитание

    Многие историки считают, что причиной смерти митрополита Филиппа стал тайный приказ Ивана Грозного, хотя есть и другие версии. Филипп был одним из немногих, кто пытался нарушить строгие порядки регрессистов. Его действия не были напрасными: через некоторое время количество убийств уменьшилось, но ненадолго.

    Дата и причина смерти

    Рисунок 1. Малюта Скуратов обвиняет настоятеля монастыря в смерти Филиппа II.

    Убийство митрополита Филиппа произошло в отдаленном монастыре Тверской Отроч Успенский, куда он был сослан по приказу Ивана Грозного. Перед очередной экспедицией в Новгород царь послал Малюту Скуратова просить его благословения. О том, что произошло дальше, повествует житие святых Димитрия Ростовского, согласно которому гонец безжалостно задушил епископа.

    «Когда Малюта Скуратов вошел в келью святого Филиппа, он с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал: «Владыка, святой, дает царю благословение идти в Великий Новгород». Но святой ответил Малюте: «Делай, что хочешь, но не принимай дар Божий обманом. Затем бессердечный бандит задушил проповедника подушкой.

    После того как убийца покинул камеру, он сказал настоятелю, что «внутри было слишком жарко, и Филипп задохнулся». Это произошло 23 декабря 1569 года.

    Где похоронен митрополит Филипп

    Рисунок 2: Реликвии митрополита Филиппа II.

    Сразу же после смерти останки митрополита Филиппа были захоронены на погосте монастыря. Однако уже в 1591 году останки были извлечены и помещены под папертью придела святых Зосимы и Саватия Преображенского собора.

    Спустя полвека по инициативе царя Алексея Михайловича, новгородского митрополита Николая и патриарха Иосифа мощи были привезены в Москву, где хранятся по сей день. Они хранились в серебряной раке в Успенском соборе рядом с иконостасом и были покрыты серебряной пластиной, которую Кутузов отобрал у наполеоновских войск.

    Митрополит Московский и всея Руси

    В Москве о затворнике Соловецком вспоминал царь Иоанн Васильевич, любивший его в молодости. Он надеялся найти в Филиппе верного спутника, исповедника и советника. Выбор главного священника Русской церкви показался ему наилучшим. Долгое время Филипп отказывался взять на себя великое бремя руководства Русской православной церковью, но царю удалось убедить соловецкого аббата взять на себя управление митрополией. 25 июля 1566 года в Успенском соборе в присутствии царя и царской семьи, двора и народа состоялась торжественная хиротония Филиппа в митрополита Московского и всея Руси.

    Успенский собор Кремля

    Митрополит Филипп, однако, не чувствовал духовной близости к Иоанну IV. Филипп пытался удержать царя от притеснений и отменить опричнину. Напротив, царь пытался доказать ему его необходимость для государства. Наконец, Иван Грозный и митрополит договорились, что митрополит Филипп не будет вмешиваться в дела арьергарда и в функционирование правительства, не сложит с себя полномочия митрополита, если царь не выполнит его желания, будет опорой и советником царя, как предыдущие митрополиты были опорой московских правителей.

    Но волна жестоких казней в 1567-1568 годах заставила Филиппа принять решение выступить против Ивана Грозного. В июле 1567 года были перехвачены письма польского короля Сигизмунда и литовского гетмана Хоткевича к нашим главным боярам с призывом уехать в Литву. Начались жестокие казни. В страшных муках погибли не только бояре, обвиненные в измене, но и многие мирные жители. Пользуясь беспредельным доверием царя, вооруженные опричники подняли в Москве бунт под предлогом устранения безобразия. Они убивали всех, кого ненавидели, и конфисковывали их имущество.

    Иоанн Грозный и митрополит Филипп. Художник О. Кузьмин

    Митрополит Филипп, видя продолжающееся насилие опричников, наконец, решил обратиться к царю и попросить его остановить кровопролитие. Однако перед этим он попытался вовлечь в эту великую борьбу приходских священников церкви, которые молчаливо подчинялись всем приказам грозного царя. Он призвал их к самопожертвованию и сказал им:

    Неужели вы, отцы и братья, собрались вместе, чтобы молчать, боясь не говорить истину? Но ваше молчание вводит душу короля в грех и превращает его собственную душу в жалкую развалину, а православной вере приносит горе и смущение. Боишься ли ты лишиться преходящей славы, но никакая смертная должность в этом мире не спасет тебя от вечных мук, если мы нарушим заповедь Христа и забудем свой долг хранить благочестие праведного царя и мир и благоденствие всего православного христианства. Вы видите, что королевский синкретист молчит? Но бояре связаны заботами жизни, а нас Господь освободил от них. Мы имеем право управлять великой истиной, даже когда мы кладем свои души за вверенное нам стадо. Вы сами знаете, что в Судный день вас будут мучить за истину.

    Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Я. П. Турлыгин

    Только архиепископ Казанский Герман откликнулся на сердечное обращение митрополита и встал на сторону Филиппа, поддерживая и сочувствуя ему. Другие приходские священники, однако, не только боялись, но и пытались препятствовать и вредить Предстоятелю Церкви. Наверное, не случайно спустя 80 лет большинство бояр и архиереев держали язык за зубами даже во время абсурдных церковных реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Даже в наше время мы видим, как многие из тех, кто призван осуществлять государственную и духовную власть, равнодушно взирают на беззаконие и страдания народа.

    Обличение царской неправды

    Осенью 1567 года царь предпринял экспедицию в Ливонию и узнал о заговоре среди бояр. Изменники намеревались захватить короля и передать его польскому королю, который уже двинул свою армию к русской границе. Иоанн Грозный расправился с заговорщиками, и снова пролилось много крови. Когда царь со своими отступниками пришел в Успенский собор на Страстной неделе 2 марта 1568 года, как обычно в монашеском одеянии, митрополит Филипп отказался благословить его и открыто осудил беззаконие отступников: «Митрополит Филипп и царь в Москве начали враждовать с отступниками». Донос Владыки прервал великолепие службы. Царь Иван Грозный гневно сказал: «Ты против нас? Мы увидим вашу решимость!»

    Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. В.В. Пукирев

    Церковный суд над митрополитом Филиппом

    Царь стал еще более жестоким в своих преследованиях всех, кто выступал против него. Казнь следовала за казнью. Судьба исповедника-митрополита была решена. Но Иоанн Грозный хотел сохранить нормальный порядок. Боярская дума послушно решила судить главу Русской церкви. Соборный суд над митрополитом Филиппом был проведен в присутствии изгнанной Боярской думы. Это было 4 ноября.

    Арест митрополита Филиппа. Художник Сергей Шелковый

    В назначенный час прибыли сам царь и невинно обвиненный главный прелат; в церковном облачении он явился на суд. Обвинения были зачитаны, но обвинители не присутствовали, так как царь боялся столкнуть святого с клеветниками. Когда жалобы были зачитаны, они сделали паузу, чтобы выслушать обвиняемого. Филипп, который не считал нужным оправдываться, зная, что его судьба уже решена, обратился к королю со следующими словами:

    «Ваше величество и великий князь, неужели вы думаете, что я боюсь вас или смерти? Нет! Лучше умереть невинным мучеником, чем молча терпеть все эти ужасы беззакония в столичном классе. Делайте, что хотите. Вот пастуший посох, мантия и плащ, которыми ты хотел возвеличить Меня. А вы, служители Святого стола, — продолжал святой, обращаясь к епископам, — верно пасите Христово стадо: приготовьтесь отвечать Богу и бояться Царя Небесного больше, чем земного.

    Сказав эти слова, святой Филипп опустил знаки своего достоинства и хотел удалиться, но царь остановил его, сказав, что он должен дождаться решения совета и не быть судьей самому. Он приказал ему вернуть мантию святого и снова совершить мессу 8 ноября. Это был праздник Святого Михаила Архангела. Митрополит Филипп совершал мессу в Успенском соборе в полном облачении, как вдруг двери церкви с громким стуком распахнулись, и в собор вошел любимец царя Алексей Башманов с толпой солдат и отступающих. Башманов приказал зачитать всему народу царский указ и соборный приговор о низложении митрополита и зачитать все клеветы на него. По окончании чтения присутствующие гневно обрушились на святого и стали рвать его священные одеяния. Митрополит Филипп не был психически ненормальным и пытался успокоить своих священнослужителей. Они набросили на плечи Филиппа рваную и грязную рясу простого монаха, вытащили его из церкви, били вениками по голове, положили на дрова и среди оскорблений и побоев отвели в монастырь Феофания. Прежде чем достичь ворот монастыря, святой Филипп в последний раз обратился к собравшимся вокруг него прихожанам со словами утешения:

    Все это я сделал ради вас, чтобы облегчить ваше смятение. Если бы я не любил вас, я бы не хотел оставаться здесь ни дня, но Слово Божье удержало меня здесь: Добрый пастырь отдает свою жизнь за овец (Иоанна 10:11).

    Пророческие слова митрополита о судьбе Русской Церкви также пришлись на это время:

    Дети, эта разлука болезненна, но я радуюсь тому, что завоевал для Церкви; настал час ее вдовства, ибо пастыри будут презираемы, как наемники. Они не будут держать здесь свою кафедру и не будут похоронены в своем соборе Богоматери.

    Это пророчество окончательно исполнилось спустя несколько десятилетий. Во время реформ патриарха Никколо, когда большинство первосвященников вели себя как «наемники», они отвернулись от истинной веры, и в церкви наступил период вакансий. После того, как святой произнес последнее благословение, народ разбежался во все стороны, а Филипп был заключен в монастырь. «Мученик долго томился в подвалах московских монастырей, ноги старца были забиты в носки, его держали в оковах, на шею накинули тяжелую цепь». В конце концов его отвезли в Тверской Отроцкий монастырь, где он был заключен в тюрьму.

    Филипп II, митрополит Московский

    Iampica.com

    Святитель Филипп II Московский (11 февраля 1507 — 23 декабря 1569) — русский православный монах, ставший митрополитом Московским в царствование Ивана Грозного. Он был одним из немногих митрополитов, осмелившихся открыто восстать против царского правления, и широко распространено мнение, что царь убил его за это. В Восточной православной церкви он почитается как святой и мученик.

    Филипп II, митрополит Московский
    Митрополит Московский и всея Руси
    Церковь Русская православная церковь
    См. Москва
    Основана 1567
    Конец срока 1568
    Предшественники Герман Казанский и Свяжский
    Преемник Кирилл, митрополит Московский
    Святой Филипп, митрополит Московский
    Филипп, митрополит Московский.jpg

    Икона святого Филиппа, митрополита Московского ( Трапеза в Троице-St. Сергиева лавра )

    Жизнь

    Федор Степанович Колычев родился в одной из самых знатных семей московских бояр в городе Галиче (современная Костромская область). Однако, по некоторым данным, он родился в Москве. 1 Великий князь Василий III принял юного Феодора при царском дворе. Говорят, что с детства Теодор дружил с русским Иваном IV («Иваном Грозным»).

    По другим свидетельствам, он участвовал в заговоре князя Андрея Старицкого против Елены Глинской, а когда их планы были раскрыты, бежал в Соловецкий монастырь на Белом море. Согласно другому свидетельству, его решение стать монахом было принято в воскресенье, 5 июня 1537 года, когда он был в церкви во время Божественной литургии и услышал слова Иисуса: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24). Согласно этому, он тайно бежал из Москвы, переоделся крестьянином и некоторое время скрывался от мира в деревне Чисна, недалеко от Онежского озера, где зарабатывал на жизнь пастушеством, а затем поступил в Соловецкий монастырь. Так или иначе, в возрасте 30 лет он поступил в монастырь на Соловках, через полтора года принял монашеский постриг (ему была объявлена амнистия) и принял религиозное имя Филипп. В монастыре он работал в кузнице и пекарем.

    Противостояние митрополита Филиппа с Иваном Грозным (рисунок Василия Пукирева, 1875 год).

    Через одиннадцать лет Филипп стал аббатом монастыря. Во время его правления были построены два собора, кирпичный завод, несколько водяных мельниц и складов, а также сеть каналов, соединяющих 72 озера. Говорят, что Филипп участвовал во всех этих работах вместе с другими монахами. В результате монастырь пережил духовное возрождение. Он также принял новое монашеское правило («Типикон») для общины. Большинство работ Филиппа на Соловках сохранилось до наших дней.

    Царь услышал о неутомимом монахе и попросил его занять вакантную митрополию в Москве. Филипп согласился при условии, что Иван упразднит опричнину. 25 июня 1566 года Филипп был хиротонисан во епископа и возведен на престол митрополита Московского и всея Руси.

    Малюта Скуратов приближается к митрополиту Филиппу, чтобы убить его (картина Николая Неврева, 1898).

    Однако всего два года спустя Иван Грозный продолжил совершать убийства под эгидой опричнины. Когда царь пришел на мессу в собор во время Великого поста 2 марта 1568 года, Филипп отказался дать ему благословение и публично упрекнул его за продолжающуюся резню. Последовала резня в Новгороде и осуждение Филиппа.

    В конце концов Иван сверг Филиппа и выдвинул невероятные обвинения в колдовстве и распущенности. Филипп был арестован во время мессы в Успенском соборе и заключен в темную келью Богоявленского монастыря, закованный в цепи, с тяжелым ошейником на шее и без пищи в течение нескольких дней. Затем его перевели в Орочский монастырь в Твери и заперли там. В ноябре 1568 года король созвал Священный Синод, на котором Филипп был низложен. Год спустя, 23 декабря 1569 года, он был задушен в Отроче Малютой Скуратовым, любимцем царя, за два дня до Рождества. Как будто зная о своей приближающейся смерти, Филипп попросил причастия за три дня до этого.

    Поминовение как святого

    После его мученической кончины монахи Соловецкого монастыря попросили разрешения перенести тело святого Филиппа в свой монастырь. Когда они открыли гробницу, то обнаружили, что тело иерарха было неразрушимым, и сообщили о различных исцелениях. Перенесение его останков из Твери в Соловецкий монастырь состоялось в 1590 году.

    В 1652 году патриарх Никон убедил царя Алексея привезти останки святого Филиппа в Москву, где он был прославлен (причислен к лику святых) в том же году. Память о нем отмечается три раза в год:

    • Его главный праздник приходится на 9 января (для тех церквей, которые следуют традиционному юлианскому календарю, 9 января приходится на 22 января по современному григорианскому календарю ).
    • Праздник перенесения его мощей отмечается 3 июля (16 июля).
    • 5 октября (18 октября) чествуют его как одного из архиереев Московских. Празднование особого дня ( Собора ) в честь святых Петра, Алексия и Ионы как «митрополитов и чудотворцев всея Руси» было учреждено Патриархом Иовом в 1596 году. В 1875 году святитель Иннокентий, митрополит Московский, предложил святому Филиппу быть включенным с другими.
    Оцените статью
    Uhistory.ru
    Добавить комментарий