Евдокия Лопухина: что заставило Петра взять ее в жены. Первая жена петра 1.

«Для питания и сохранения прославленного человека покупай хорошую манную крупу и хорошо храни ежедневный нанохлеб, лепешки и другие продукты».

«Петербург будет пуст» — пророчество (Гекс) о разрушении новой столицы, произнесенное Евдокией Лопухиной перед ссылкой в монастырь — «Это место будет пусто!».

  1. Алексей Петрович (1690—1718)
  2. Александр Петрович (царевич) (1691—1692).
  3. Павел Петрович (царевич) (1693)
  • Деревня Дунилово Владимирской области названа в честь Евдокии и принадлежала Лопухиным. В Покровском соборе деревни находится чудотворная икона — вклад Евдокии и Петра.
  • В 1691-94 годах по её повелению к трапезной Андрониковского монастыря пристроили 3-й ярус, в котором устроили церковь Михаила Архангела с приделом св. Петра и Павла. Нижний ярус она отвела под фамильную усыпальницу, установив там иконы Знамения Божьей Матери.
  • В 1748 г. в сельце Тинькове близ Калуги был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы, впоследствии названный Калужским. «На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни» 7 .

См. также

  • Есипов «Освобождение царицы Евдокии Фёдоровны» («Русский Вестник», т. XXVIII)
  • И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. – Вып. 7. – Стб. 541-549.
  • Семевский М. «Евдокия Фёдоровна Лопухина» («Русский Вестник», 1859, № 9)
  1. ↑ Породнился Мещовск с Петербургом
  2. ↑ Т.е. не в морганатическом браке.
  3. ↑ Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей
  4. ↑ 1 2 Балязин В. Н Неофиц.истор. России. Начало Петровской эпохи
  5. ↑ 1 2 3 4 В. Н. Балязин. Пётр Великий и его наследники
  6. ↑ Колпакиди А. И. Серяков М. Л. Щит и меч. Руководители органов государственнойбезопасности Московской Руси, Российской империи, Советского союза и Российской федерации
  7. ↑ Из книги Б. П. Краевского «Лопухины в истории Отечества» Москва, изд. «Центрполиграф», 2001 г.
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 30 июня
  • Родившиеся в 1669 году
  • Умершие 27 августа
  • Умершие в 1731 году
  • Лопухины
  • Супруги российских императоров
  • Насильно пострижённые в монахи
  • Окружение Петра I
  • Царицы из династии Романовых
  • Персоналии:Суздаль
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Персоналии:Старая Ладога
  • Монахини Русской православной церкви

Фонд Викимедиа. 2010 .

Смена статуса и имени

Прасковья Илларионовна (первоначально Лопухина) родилась в 1669 году в семье адвоката. Более поздние документы указывают, что девушка была дочерью боярина, что связано с повышением Иллариона Лопухина после женитьбы Петра.

Юность будущего царя была полна блестящих, а иногда и трудных событий для его семьи. Это было время противостояния двух ветвей царской семьи: семьи Романовых-Нарышкиных (к которой принадлежал сам Петр) и семьи Романовых-Милославских (которую представлял его брат и соправитель Иван).

Портрет царицы Евдокии Фёдоровны

Достигнув брачного возраста, молодой царь не спешил задумываться о женитьбе, но мать сделала это за него. Наталья Нарышкина лично отбирала невест для Петра. Свадьба Петра и Лопухиной состоялась в 1689 году. В это время название «Прасковья» было изменено на «Евдокия». С чем это было связано?

Некоторые историки считают, что Романовы просто хотели выбрать для своей невесты имя с более благородным звучанием. Но есть и другое предложение. Известно, что Иван Алексеевич к этому времени уже женился на Прасковье Салтыковой. Как вы заметили, жены двух губернаторов носили одинаковые имена. Возможно, что Наталья Нарышкина, мать Петра, настояла на изменении фамилии на Лопухина.

Царица Евдокия Лопухина

Брак как необходимость

Трудно с уверенностью говорить об искренних чувствах Петра — возможно, это была привязанность, но не любовь. Царь согласился на брак только тогда, когда узнал, что его невеста ждет ребенка и, таким образом, является возможной наследницей престола.

Николай Костомаров указывает на другой аспект необходимости брака:

«По русскому поверью, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр имел полное моральное право в глазах своего народа на освобождение от опеки сестры.

Пётр и Евдокия Лопухина

Спутник Петра так описал Евдокию, говоря о ее браке с царем:

«У принцессы было красивое лицо, но ее мораль была посредственной и не такой, как у ее мужа, поэтому она потеряла свое счастье и разрушила всю свою семью….. Правда, между царем Петром и его женой сначала была большая любовь, но она длилась всего год».

Надежды Натальи Нарышкиной, которая верила, что семья Лопухиных поддержит Петра, не оправдались. Представителей этой семьи многие придворные описывали как злых и завистливых людей, которых интересовало только одно — собственная выгода.

Роковые перемены

Евдокия родила трех мальчиков во время брака с Петром. Два младших сына умерли в младенчестве, оставив только одного наследника, царевича Алексея.

Но даже если вначале семейная жизнь Петра и Евдокии была вполне благополучной, в 1692 году настроение царя заметно охладело. Причиной тому стала судьбоносная встреча с немкой Анной Монс, которая более десяти лет находилась в режиме его любовницы.

Алексей Петрович - единственный выживший сын Евдокии и Петра

При жизни матери Петр еще поддерживал отношения с женой, но после смерти Натальи Кирилловны он даже прекратил переписку с Лопухиной. В документах Евдокия по-прежнему называлась королевой, но муж ее почти не видел.

В 1697 году дядя Льва Нарышкина, боярин Стрешнев и духовник его жены, взял на себя трудную задачу убедить Евдокию Лопухину стать монахиней. Несмотря на все усилия, желание царя не могло быть выполнено. Более того, жена Петра I попросила заступничества у патриарха Адриана, что еще больше разожгло гнев ее мужа. В изгнании

Попытки Адриана переубедить царя не увенчались успехом. По приказу Петра Евдокия Лопухина была отправлена под конвоем в Суздальско-Покровский монастырь, где ее заставили принять монашеский постриг и новое имя Елена. Знатные изгнанники часто получали государственное содержание, за которое муж не нес ответственности. В своих письмах Евдокия Лопухина часто жаловалась родным на свою нелегкую судьбу.

Но вскоре она вернулась к совершенно светскому образу жизни и даже установила контакт с майором Степаном Глебовым, который приезжал в Суздаль и, вероятно, был ее другом детства, пишет Евдокия в письме к Петру:

«И после монашеского одеяния она провела в монашеском одеянии около полугода; и, не желая быть монахом, оставила монашескую жизнь и сбросила свое одеяние и жила в этом монастыре тайно, под видом монашеской жизни, как мирянка…».

Евдокия Лопухина в монашеском облачении

Оппозиция в монастыре

Тогда Петр I предложил Евдокии принять монашеский постриг — в то время это было что-то вроде развода. Лопухина отказалась. Она считала, что нужна своему маленькому сыну, харевичу Алексею, и стране, забывшей старые русские традиции. В результате женщину насильно увезли в монастырь, но даже в заключении многие продолжали называть ее госпожой и царицей. Евдокия провела в монастырской келье более 30 лет и пережила и своего бывшего мужа, и его вторую жену.

Царь хотел, чтобы о ней забыли, отправив жену в монастырь, но Евдокия была мудрее этого. Несмотря на монашеское одеяние и новое имя, опальная королева ни в чем не нуждалась и жила в монастыре, как в загородном доме. Она носила модную одежду и драгоценности. Она надевала церковную одежду только тогда, когда инспекторы Петра приходили в монастырь для проверок. Лопухина вела переписку с поддерживавшими ее боярами, и хотя Петр был убежден, что ее бывшая жена ведет несчастную жизнь, она готовила Алексею верную опору.

«Она продолжает считать себя Шариной. Люди, которые посещают ее, называют ее королевой. Она может использовать фразу «наш государь» и с легкостью относиться к государству. И антипетровская партия тоже постепенно формируется», — говорит историк Галина Талина.

Интриги против наследника

Устав от противостояния с боярами, Петр строит новую столицу и берет новую жену — Марфу Скавронскую, которая войдет в историю как Екатерина I. В это же время его бывшая жена заводит головокружительный роман с майором Степаном Глебовым.

«Приходит человек на призывной пункт за инвентарем, его навещает бывшая царица, а потом монахини свидетельствуют, что он будет навещать ее день и ночь. Оба подтвердят факт интрижки на допросах», — говорит Галина Талина.

В 1715 году у Петра и Екатерины родился сын — тоже Петр. Согласно правилам наследования, ребенок не претендует на престол, и Екатерина решает избавиться от Алексея Харевича.

Царь получает сообщения о пьянстве старшего сына и его визитах к матери в монастырь. Петр решает сделать сына монахом, но Алексей уезжает в Европу. В 1718 году его возвращают в Россию с конвоем, лишают права на престол и заключают в тюрьму. Алексей признается в предательстве.

Кровавая месть

По иронии судьбы, сын Екатерины также не смог взойти на престол, умерев от оспы. Во время уголовного преследования Алексея всплыла тайная связь его матери со Степаном Глебовым. Петр I пришел в ярость, когда понял, что его бывшая жена противостоит ему под носом и преуспевает в этом.

Но монарх не мог тронуть свою опальную жену, она была слишком могущественна. В результате царь приказал казнить любовницу Глебова. Его бросили на кол, и Евдокии пришлось смотреть. Это была месть Питера женщине, которую он так и не смог сломить.

«Как писал Лефорт, у него были мысли полностью казнить ее. Но он просто боялся, потому что после кровавой ситуации со стрельцами обезглавливание царицы привело бы к восстанию», — говорит князь Вадим Лопухин, потомок Евдокии Лопухиной.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий