Положения продолжаются историческими примерами, показывающими, к чему приводили авторитарные духовные лица в Византии и других государствах. Таким образом, синод вскоре стал послушным инструментом в руках правителя.
Духовный Регламент 1721 года
Духовный регламент 1721 года (полное название: Регламент или Устав Духовного собора) — закон, изданный в форме манифеста Петром I, который устанавливал правовой статус православной церкви в России (РПЦ). «Указы» были совместной работой Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашел понимающего исполнителя и толкователя своих желаний и мыслей, который был не только полезен, но и покорен. Феофан умел разгадать и прояснить не только то, что не было сказано, но и то, о чем Петр не думал. И он смог не только покончить с ними, но и указать на них. 1
В октябре 1718 года Петр поручил Феофану (Прокоповичу) написать проект Духовного совета, «Духовного приказа».
К февралю 1720 года проект «Духовного приказа» был готов; 23 февраля Петр отправил указ канцлеру Сената, чтобы Сенат и епископы могли выслушать проект и высказать свое мнение: «Степени должны быть фиксированы, и в каждой степени должна быть категорическая ссылка».
9 марта 1720 года Сенат издал указ «О сборе подписей архиереев и архимандритов Московской губернии по тексту правил духовной коллегии». Текст указа был разослан епископам и архимандритам монастырей.
Проект был принят с некоторыми поправками 25 января 1721 года. В число подписавших проект вошли 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19 епископов, 48 архимандритов, 15 аббатов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к постановлениям не последовало.
Основные положения Регламента
Самой важной реформой, проведенной указами в церковном управлении, было упразднение патриаршества и создание вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Церковной коллегии»). Был определен состав Синода:
- президент;
- два вице-президента;
- четыре советника
- четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства).
Представителем императора в Синоде был архиепископ. Состав Синода был аналогичен составу светских коллегий. Лица, подчиненные синоду, были теми же, что и в коллегиях, от которых исходила внешняя организация. В Синоде также существовал целый отдел финансовых служащих.
Церковный регламент предписывал епископам создавать школы при епархиальных домах для детей (мужского) духовенства; впервые школьная система была создана в Москве, Россия. Это нововведение было направлено на то, чтобы удалить из духовенства тех, кто пришел в эту школу не по призванию, а по расчету. Перед поступлением в семинарию кандидат должен был сдать экзамен, в котором основное внимание уделялось не только знаниям, но и духовным качествам будущего священника. По мнению Феофана Прокоповича, священник не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Необходимо было убедиться, что у него нет «видений» или «тревожных снов». Особой проверке подлежало местное духовенство, «обычные орудия», как говорится в указе, «темных интриг, создателей незаконных браков». Что касается духовенства церквей, «поддерживаемых вдовами», то этот институт был упразднен.
Места чудесных явлений, которые не были признаны таковыми Собором, были упразднены.
Мужчинам было запрещено вступать в монастырь до тридцати лет; исповедь и причастие не менее четырех раз в год стали обязательными; во всех монастырях была введена обязательная работа; монахам было запрещено входить в женские монастыри и даже в частные дома. С другой стороны, монахиням не разрешалось принимать окончательные обеты до пятидесяти лет, а послушничество, которое длилось до этого времени, не могло быть препятствием для вступления в брак.
Причины и предпосылки
Духовенство не соглашалось с реформами Петра I — многие монахи считали царя антихристом. Они не боялись громко заявлять об этом и даже распространяли рукописные листовки в городах и селах.
Чрезмерная власть церкви — патриарх обладал не меньшей властью, чем сам Петр I, чтобы влиять на простой народ, что не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император был единственным полноправным правителем.
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых принадлежала монастырям и церквям, не подотчетным государству.
Цели и задачи
Ликвидация финансовой и административной автономии — детальный пересмотр собственности с последующей секуляризацией, введение государственных учреждений и четкое регулирование финансовых потоков и задач, возложенных на церковь.
Сокращение численности духовенства — определение необходимого числа священнослужителей и монахов в зависимости от количества обслуживаемых граждан, ограничение числа «странствующих священников» и запрет на строительство монастырей.
Борьба с попрошайничеством — царь был ярым противником стихийного попрошайничества, считая, что на милостыню могут жить только «блаженные» и совершенно нетрудоспособные.
Таблица «Содержание и ход церковной реформы»
Назначение «хранителя и распорядителя патриаршего престола».
Секуляризация крестьян и земли
Повышение эффективности использования земли и налоговых поступлений
Запреты на монашество
Контроль сената над церковными делами
Декрет об ограничении числа священников и дьяконов
Подготовка основной части реформы
Приказ священника (священство) был поставлен под контроль Синода.
Введение надзора и исполнения церковного закона о деятельности церкви
Введение должности генерального прокурора в синоде
Отрывок, характеризующий Духовный Регламент 1721 года
— Ну, моя дорогая принцесса, я принес вам свою птичку, — сказал граф, качая головой и тревожно оглядываясь по сторонам, словно опасаясь, что старый принц не придет. Жаль, что князь все еще болен», — и, сказав еще несколько общих слов, встал: «Извините, княгиня, через четверть часа я хочу пойти к Анне Семеновне, которая живет в двух шагах отсюда у собачьей площадки, и забрать ее. Илья Андреич придумал этот дипломатический ход, чтобы дать своей будущей невесте некоторую свободу действий для объяснения с невесткой (как он говорил после дочери), а также чтобы избежать возможной встречи с князем, которого он боялся. Он не говорил этого своей дочери, но Наташа поняла этот страх и беспокойство отца и почувствовала себя оскорбленной. Она покраснела из-за отца; она еще больше рассердилась, потому что покраснела и посмотрела на герцогиню дерзким, вызывающим взглядом, который говорил, что она никого не боится. Княгиня сказала графу, что очень счастлива, и только попросила его подольше побыть с Анной Семеновной, и Илья Андреевич уехал. Мадемуазель Бурьен не выходила из комнаты, несмотря на обеспокоенные взгляды княжны Марьи, которая хотела поговорить с Наташей наедине, и беспрестанно рассказывала об увеселениях и театрах в Москве. Наташа была оскорблена неразберихой, возникшей в прихожей, беспокойством отца и неестественным видом княгини, которая, как ей казалось, делала ей одолжение, принимая ее у себя. А потом ей стало неловко. Она не любила княжну Марью. Она казалась очень избалованной, претенциозной и сухой. Вдруг Наташа морально отступила и нечаянно бросила небрежный взгляд, который отвлёк от неё Марью. После пяти минут ожесточенного, притворного разговора послышались шаги в туфлях, которые быстро приближались. Лицо княжны Марьи выразило ужас; дверь комнаты отворилась, и вошел князь в белой шапочке и белом халате: «О, сударыня, — сказал он, — сударыня, графиня… графиня Ростова, если не ошибаюсь…». пожалуйста, извините меня, извините меня… Я не знал, мадам. Видит Бог, я не знал, что вы удостоили нас своим визитом, я пришел увидеть свою дочь в таком костюме. Я прошу прощения… Видит Бог, я не знал». Он повторил слово «Бог» так неестественно и неприятно, что княжна Марья стояла с опущенными глазами, не смея взглянуть ни на отца, ни на Наташу. Наташа, поднявшаяся и севшая, не знала, что делать. Г-жа Бурьен добродушно улыбнулась: «Я прошу прощения, я прошу прощения, я прошу прощения! Видит Бог, я не знал, — пробормотал старик и, осмотрев Наташу сверху донизу, вышел. Первой появилась мадам Бурьен и рассказала о болезни принца. Наташа и княжна Марья молча смотрели друг на друга, и чем дольше они молчали, не говоря того, что должны были сказать, тем хуже они думали друг о друге. Когда граф вернулся, Наусса непочтительно обрадовалась ему и поспешно ушла: в эту минуту она почти ненавидела эту старую, сухую княгиню, которая могла поставить ее в такое неловкое положение и провести с ней полчаса, ничего не сказав о князе Андрее. «Кроме того, я не могла быть первой, кто заговорил о нем в присутствии этой француженки», — подумала Наташа. Принцесса Мария тем временем мучилась тем же самым. Она знала, что должна сказать Наташе, но не могла этого сделать, потому что mlle Bourienne беспокоила ее и потому что она сама не знала, почему ей так трудно говорить о свадьбе. Когда граф уже вышел из комнаты, княжна Марья быстро подошла к Наташе,
Разработчики и авторы регламента
она взяла себя в руки и сказала с тяжелым вздохом: «Подожди, я должна…». Наташа насмешливо посмотрела на княжну Марью, сама не зная почему. «Моя дорогая Натали, — сказала княжна Мария, — я хочу, чтобы ты знала, что я счастлива, что мой брат обрел счастье…». Она сделала паузу, чувствуя, что говорит неправду. Наташа заметила паузу и догадалась о причине: «Я думаю, княгиня, что сейчас не следует говорить об этом», — сказала Наташа с внешним достоинством и хладнокровием и со слезами, которые она чувствовала в горле. «Что я сказала, то и сделала!» — подумала она, выходя из комнаты. В тот день Наташа долго ждала ужина. Она сидела в своей комнате и плакала, как ребенок, сморкалась и плакала. Соня стояла над ней и целовала ее волосы. «Наташа, о чем ты говоришь?» — спросила она. «Какое тебе дело до них? Это пройдет, Наташа. — Нет, если бы ты только знал, как это больно. Уверен, что да… — Не говори ничего, Наташа, ты не виновата, так что какая тебе разница? Поцелуй меня, — сказала Соня. Наташа подняла голову и прижалась мокрым лицом к губам подруги: «Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, — сказала Наташа, — это моя вина. Но все это так ужасно. О, только бы она не пришла! Она пошла на ужин с красными глазами. Марья Дмитриевна, знавшая, как князь принимает Ростовых, делала вид, что не замечает взволнованного лица Наташи, и крепко и громко шутила за столом с графом и другими гостями. В тот вечер Ростовы пошли в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет. Наташе не хотелось уезжать, но она не могла отказаться от любящего обращения Марьи Дмитриевны, которое предназначалось только для нее. Когда она вошла в зал одетая и в ожидании отца и посмотрела в большое зеркало, увидев, что она красива, очень красива, ей стало еще грустнее; но грусть, милая и любящая. «Боже, как бы я хотела, чтобы он был здесь; тогда я взяла бы его на руки, не так, как раньше, с глупой трусостью по любому поводу, а по-новому, просто, сжала бы его, заставила бы посмотреть на меня теми пытливыми, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня, а потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и его глаза — как я вижу эти глаза! » — думала Наташа; «и что мне за дело до его отца и сестры: я люблю только его, его, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужественной и детской одновременно….. Нет, лучше не думать о нем, не думать о нем, забыть его, совсем забыть на время. Мне невыносимо ждать, я буду плакать», — и она отвернулась от зеркала, стараясь не плакать; «и как Клепа может любить Николу так твердо и спокойно, и ждать так долго и терпеливо?» — думала она, глядя на Клепу, которая тоже была одета и держала в руке веер, когда она вошла.
Феофан Прокопович
Проект был составлен от имени императора епископом Феофаном Прокоповичем. Этот документ считается одним из самых ярких примеров творчества автора.
О происхождении епископа известно немного. Согласно историческим сведениям, он был родом из Смоленска, а его родители были мелкими купцами. Мальчик осиротел в раннем возрасте, и его воспитывал дядя, ректор колледжа в Киеве-Брачке. Ребенок получил хорошее интеллектуальное образование. Будучи взрослым, он окончил иезуитский колледж в Риме.
Архиепископ обладал широким кругозором и был выдающимся государственным деятелем своего времени.
Одной из доктрин, которую активно отстаивал Феофан, было уважение к царю как главе не только мирян, но и всего духовенства.
Петр I, убедившись в лояльном отношении монаха, пригласил его в столицу для проведения реформ. После основания Священного Синода Феофан Прокопович некоторое время возглавлял его, а затем стал его первым членом. Он также был активным соратником и партнером Петра I в реформировании церковно-административного аппарата с целью упразднения автономии церкви по отношению к государству и полного подчинения духовенства императору.
Петр I
Читайте также: Мощи святого Леонида Устьнемумского 17 века обнаружены в Яранской епархии
Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672 году. В детстве он получил хорошее домашнее образование. С юных лет он говорил на немецком, голландском, английском и французском языках. Кроме того, впоследствии Чаревич освоил множество различных профессий, проявляя особый интерес к морскому делу. Он был чрезвычайно волевым, целеустремленным и эффективным человеком.
Царь был не совсем обычным типом личности для того времени: в силу своего воспитания он не очень любил старые обычаи и судебные процедуры Москвы, но был очень чувствителен и открыт к немецкой и иностранной культуре в целом.
Трудно оценить масштабы изменений, произошедших в Российском государстве после волеизъявления императора.
Совершенно новая форма армии и флота, значительное расширение государства, выход к морю, отношения с Европой, изменения в облике русского двора — все эти перемены породили горячие споры о деятельности правителя. Даже при его жизни мнения о его власти и его реформах были противоречивыми. Ближайшие соратники полностью поддерживали его и считали все его инициативы успешными. Народ в основном соглашался с раскольниками и считал Петра «антихристом».
Значение и оценка
Однако оба признали, что государство радикально изменилось. Они дали толчок к развитию новой России, которая уже никогда не будет похожа на старую.
По форме и изложению Регламент представляет собой не более чем регламент: это «силлогизм», а не закон. В этом заключается его историческая значимость и сила. Это объяснение закона, а не сам закон. Но для времени Петра вообще характерно, что идеологические программы публиковались под видом законов. «Регламент» — это, по сути, политический памфлет. В нем больше жалоб и критики, чем прямых и позитивных решений. Это больше, чем закон. Это манифест и декларация новой жизни. И в намерениях этого памфлета и почти сатиры были получены и затребованы подписи церковных властей и чиновников — причем в порядке служебного послушания и политического авторитета. Это было требование признать и принять новую программу жизни, — признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. Это был запрос на внутреннее изменение и адаптацию….2.
Духовный регламент завершил мероприятия, направленные на ликвидацию независимости Русской православной церкви, т.е. полностью подчинил ее светской власти. Таким образом, церковные реформы Петра I фактически полностью подчинили Русскую православную церковь светской власти, а установленное управление церковью стало частью государственного аппарата; духовенство превратилось в своего рода служилое сословие на церковной службе. Инициатива Церкви больше не признавалась даже в ее собственных делах, что имело серьезные последствия для Церкви. На это открыто указал Александру I Н.М. Калашников в 1811 году. Н.М. Карамзин откровенно писал Александру I: «Петр назначил себя главой Церкви и на неопределенное время устранил патриаршество как опасное для Империи….. Со времен Петра духовенство в России пришло в упадок. Наши первосвященники были только благодетелями царей, и с кафедры они произносили хвалебные слова на библейском языке….. Главная задача духовенства — наставлять народ в добродетели, а чтобы это наставление было еще более действенным, его нужно уважать. Карамзин подчеркнул, что «когда Церковь подчиняется светской власти и теряет свой святой характер, ревность к ней ослабевает, а вместе с ней и вера».214
Что такое духовный регламент
***Важнейшим актом конфессиональной политики Петра I стало подчинение Церкви на политико-административном уровне, что привело к упразднению патриаршества и созданию Святейшего Синода, высшего светского коллегиального органа по церковным делам. Этот акт ознаменовал начало нового синодального периода в истории Русской Православной Церкви. Петр I с недоверием относился к русскому духовенству, видя в нем силу, противостоящую его реформам. У него были на то веские причины. На самом деле большинство иерархов Русской православной церкви не поддерживали реформы Петра, поэтому Петр нашел своих сторонников не среди русского духовенства, а на Украине, особенно среди студентов Киево-Могилянской духовной академии. Русское духовенство отошло на второй план, что усилило его враждебность к новоприбывшим, которых он считал «еретиками» и «латинянами». Украинское духовенство кичилось своей эрудицией и высокомерно относилось к «невежественным» русским. Новоприбывшие» не придерживались «старого благочестия» и исконно русских обычаев, они даже презирали их и охотно поддерживали церковные преобразования Петра. Они также активно поддерживали другие политические действия Петра. Как отмечает В. С. Шульгин в вышеупомянутом исследовании, «обновленцы» настолько укоренились, что даже стали ревнителями старой русской церковной традиции, а некоторые из них ничем не отличались от русского духовенства и консервативных мирян207, которые даже зашли так далеко, что выступили против преобразований Петра. Во главе этой оппозиции стоял патриарший делегат Стефан Яворский, который не соглашался с Петром по мере углубления церковной реформы и резко нападал на его меры против религии и церкви. Он выступал против экономических мер в отношении церкви, не одобрял развод царя с первой женой и его второй брак при жизни жены и однозначно объявил Алексея Петровича законным наследником престола. Стефан Яворский считал церковную реформу Петра «заимствованной из протестантской модели». В своем трактате «Камень веры» (1718) Стефан Яворский выступил против подчинения церкви государству и отстаивал теорию «двоевластия» («Кесарю — кесарево, Богу — Богово», т.е. сферы действия духовной и светской власти должны быть четко разграничены: для царя — политические вопросы, для священника — духовные). Петр I запретил публикацию этого трактата (изданного в 1728 году). Регламент доказывает легитимность и необходимость введения в Церкви соборного верховного органа вместо единоличного (патриаршего). Были выдвинуты следующие аргументы: Коллективное правительство могло решать проблемы более эффективно и беспристрастно по сравнению с единым представительным органом, «что не понимает один, может понять другой»; кроме того, в таком органе был «более свободный дух», он не боялся сильных личностей и как институт собрания обладал большим авторитетом.
Постоянные постановления были юридическим документом, изданным в форме манифеста. Он подтвердил правовой статус Церкви в России и учредил Духовный собор как высший орган церковной власти, а Святейший Правительствующий Синод — как орган управления.
Устав устанавливал структуру и функции Синода и вводил систему государственного контроля за деятельностью священников и монахов.
Происхождение слова
Этот документ фактически сделал духовенство государственным чиновником. Ситуация усугублялась тем, что председателем синода был светский чиновник, архиепископ.
Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament — reg el). Во времена Петра I оно вошло в русский язык в значении «свод правил».
Значение понятия
Читайте также. Возникновение и распространение христианства в мире
Значение и оценка
Однако оба признали, что государство радикально изменилось. Они дали толчок к развитию новой России, которая уже никогда не будет похожа на старую.
По форме и изложению «Регламент» меньше, чем указ. Это «силлогизм», а не закон. В этом заключается его историческая значимость и сила. Это объяснение закона, а не сам закон. Но для времени Петра вообще характерно, что идеологические программы публиковались под видом законов. «Регламент» — это, по сути, политический памфлет. В нем больше жалоб и критики, чем прямых и позитивных решений. Это больше, чем закон. Это манифест и декларация новой жизни. И в намерениях этого памфлета и почти сатиры, подписи были получены и затребованы от церковных властей и чиновников — и в порядке официального послушания и политического доверия. Это было требование признать и принять новую программу жизни, — признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. Это было требование внутреннего изменения и корректировки….2.
Клятва членов Духовного училища.
Правила или устав духовного училища,
Часть I. — Что такое экклезиастическая коллегия и каковы основные недостатки этого правительства?
Часть II — Административные вопросы
Часть III — Должность, действия и власть самих лидеров.
Церковные постановления
1721
Манифест
Среди многих, кто по долгу вверенной нам власти заботится о реформе Нашего народа и других подданных Нашего государства, я смотрю на церковное ведомство и вижу много беспорядка и большой недостаток в его делах, Мы тревожим нашу совесть, чтобы не показаться неблагодарными Всевышнему, когда, получая от Него определенные благословения на реформу военной и гражданской сфер, мы пренебрегаем реформой церковной сферы. Если он, неверующий судья, требует от нас ответа на ту часть работы, которую он поручил нам, мы не должны оставаться без ответа. Поэтому, по примеру благочестивых царей Ветхого и Нового Заветов, обеспечив опеку над церковным управлением, мы не видим лучшего способа сделать это, чем синодальное управление. Ведь в одном человеке не обходится без страсти; кроме того, власть не передается по наследству, и по этой причине она отнюдь не предпочтительна. Мы учреждаем духовную коллегию, то есть Соборное правительство, которое, согласно прилагаемым ниже положениям, будет ведать всеми духовными делами в Церкви всея Руси. Мы повелеваем всем нашим верным подданным любого ранга, духовенству и мирянам, считать это правительство важным и могущественным и просить его довольствоваться окончательным суждением в самых важных вопросах духовного управления, решений и суждений, и подчиняться его решениям во всех вопросах, причем наказание за проступок и непослушание будет более строгим, чем в других коллективах.
В будущем Колледж должен дополнить свои постоянные правила новыми правилами, поскольку различные случаи требуют таких правил. Однако это должно быть сделано Коллегией Духовной Церкви с нашего одобрения.
Читайте также: Чудеса Христа в русской живописи. Хождение по воде
Мы назначаем следующих членов этого духовного органа: президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров.
Поскольку в седьмом и восьмом пунктах первой части этой конституции говорится, что президент должен быть судим своими братьями, то же самое относится и к телу, когда он совершает серьезную ошибку; поэтому мы постановляем, что он должен иметь такой же голос, как и другие члены.
Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги
Все члены указанного органа, приступая к исполнению своих обязанностей, приносят присягу или клятву перед Святым Евангелием в соответствии с формулой присяги, которая прилагается к настоящему документу.
Кратко рассматривая ход церковной реформы Петра I, важно подчеркнуть ее продуманный и взвешенный характер. В конце реформы Россия стала абсолютной монархией, а церковь окончательно утратила свою власть.
Материал подготовлен в сотрудничестве с преподавателем старшей школы
Александрова Екатерина Валерьевна.
Читайте также: Какие постные блюда можно приготовить на Новый год 2021 — лучшие рецепты
Церковная реформа Петра I
Профессиональный опыт работы в качестве учителя истории и обществознания — 11 лет.
С 1701 по 1722 год Петр I пытался ограничить власть церкви и установить контроль над ее административной и экономической деятельностью. Предпосылкой для этого послужил протест церкви против перемен в стране, которая заклеймила царя как антихриста. Обладая огромной властью, сравнимой с властью самого Петра, Патриарх Московский и всея Руси был главным политическим противником русского царя-реформатора.
Рисунок 1. Молодой Петр.
Помимо прочего, церковь накопила огромные богатства, которые были необходимы Петру для войны со шведами. Все это связывало руки Петра, чтобы использовать все ресурсы страны для победы, которой он так жаждал.
Ход реформы
Перед царем стояла задача ликвидировать экономическую и административную автономию церкви и сократить численность духовенства.
В 1700 году умер патриарх Адриан, а новый патриарх не был избран, потому что Петр угрожал расправой прелатам Церкви, если они не подчинятся ему. Вместо патриарха на патриарший престол был посажен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский, человек пожилой, а потому чувствительный и послушный. Получается, что к этому времени NDA уже начала терять реальную независимость по отношению к светской власти.
Более того, Петру было не до Церкви: нужно было провести другие, более срочные реформы, о которых вы можете узнать больше в этой статье.
В 1718 году церковь была отозвана, и был создан Духовный собор — светский орган управления церковью, который не особенно отличался от других соборов. В это же время выдающемуся идеологу и активисту петровского времени Феофану Прокоповичу было поручено написать свод церковных правил — «Духовный наказ».
Феофан Прокопович (1681-1726).
В 1721 году, в год провозглашения России империей, Религиозный совет был преобразован в синод под председательством архиепископа. Первым генеральным прокурором стал Феофан Прокопович.
Полномочия Синода
С 1701 года церковные земли официально принадлежали государству, а доходы от них государство выплачивало церкви. Однако позже они были переданы в ведение районной администрации. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полную секуляризацию церковных земель, которые были переведены в разряд государственных, а крестьяне-монахи стали экономическими.
- синодальными приказами (бывшими патриаршими);
- церковной цензурой;
- епископским судом;
- духовным просвещением;
- избранием епископов;
- бракоразводными делами;
- учреждением новых церковных кафедр;
- учреждением новых должностей;
- открытием новых храмов и монастырей;
- организацией духовных училищ;
- контролем за «церковным благочинием»;
- установлением церковных праздников;
- канонизацией святых;
- снятием сана с духовных лиц;
- приданием мирян анафеме.
Все функции, ранее осуществлявшиеся патриархом и поместным собором, были переданы синоду. Правящий синод управлял, руководил и направлял:
Итоги и последствия реформы
Совет работал от имени императора, и его задачи были строго регламентированы; император также имел право принимать окончательные решения по всем церковным вопросам. Все распоряжения царя по церковным вопросам были окончательными и обязательными для Синода.
Церковная реформа была одной из самых важных реформ Петра Великого. Все принятые им меры были направлены на интеграцию Церкви в созданный, модернизированный государственный аппарат.
Важнейшим результатом создания Священного Синода стало полное подчинение Церкви государству: была утрачена ее финансовая и юридическая независимость, упразднен институт патриаршества. В государстве была установлена единоличная власть светской власти.
Интересно. Долгое время после создания Синода русских епископов не назначали митрополитами, так как опасались усиления их влияния.
- Смолич И. К. История РПЦ: 1700-1917 год, синодальный период, М.: 1964 год.
- Цапин В. А. Синодальный период в истории РПЦ, М.: 2007 год.
- Фирсов С. Л. Синод в истории российской государственности, М.: 2017 год.