Что такое самодержавие. Самодержавие это в истории.

Радикальное движение «Народник» возникло в России в середине 19 века и попыталось свергнуть авторитарную систему путем революции.

Что такое самодержавие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Более 400 лет Россией правила монархическая форма правления абсолютизма, которая оставила глубокую память.

С царями и самодержавными императорами мы завоевали Сибирь, победили шведов и французов, присоединили Крым.

Однако они также ввели крепостное право (что это такое?), взимали огромный подушный налог и на протяжении веков отказывали людям в правах и свободах.

Давайте вместе оценим эту политическую систему и посмотрим, как она развивалась с течением времени.

Самодержавие — это .

Самодержавие — это монархическая форма правления в России, которая означает, что правитель обладает важнейшими административными, законодательными и судебными правами.

В его основе лежала теория божественного происхождения монархической власти. За время своего существования эта концепция претерпела множество изменений.

  1. После образования централизованного Российского государства при Иване III с самодержавием ассоциировался суверенитет правителя (это как?), независимого от внешних факторов. Именно этот князь стал первым использовать в своем титуле термин «самодержец» после женитьбы на Софье Палеолог.
  2. Однако со времен Ивана IV понятие все чаще стало использоваться как синоним неограниченной внутренней власти царя.

Монархия

Периоды самодержавия

Трудно однозначно сказать, что такое самодержавие, поскольку эта форма правления имела свои особенности в разные периоды истории страны:

    Конец пятнадцатого — начало восемнадцатого веков. Авторитарная власть князя, а затем и царя была ограничена органами сословного представительства — Боярской думой и Земским собором. Правитель того времени должен был учитывать мнение этих органов в вопросах внутренней и внешней политики.

Власть

Самодержавие – что такое в истории России, определение

Самодержавие — одно из определений монархии в русской истории от династий Рюриковичей и Романовых, от Ивана III до Николая II. Термин происходит от греческого слова империя.

Самодержавие – что такое в истории России, определение

Происхождение термина

Впервые в истории России Иван III использовал термин «император» в своем титуле. Это произошло в конце XV века после его женитьбы на Софии Палайологос. Такой брак устанавливал право преемственности Российской империи с Византией и, следовательно, с Римом, поскольку византийцы считались ромеями (римлянами). В пределах от XV до XVI веков термин «император» означал независимость его носителя от других правителей.

Самодержавие – что такое в истории России, определение

Рисунок 1. Автократия.

Во второй половине XVI века, по мере усиления централизации государства, термин абсолютизм стал обозначать неограниченную власть монарха. Среди причин подъема абсолютизма в шестнадцатом веке:

  • Личные качества правителей. В основном это были сильные и волевые люди, кроме последнего из Рюриковичей, за которого государством фактически руководил Борис Годунов.
  • Иностранное влияние. Со стороны Византии и Золотой Орды. В первой власть была императорская, во второй – ханская.
  • Вотчинные традиции в северо-восточной части бывшего древнерусского государства.
  • Участие в деле объединения русских земель широких слоев общества – духовенства, боярства, служилого дворянства и земских людей.

В начале восемнадцатого века, во время правления Петра I, термин «абсолютизм» стал ассоциироваться с европейским абсолютизмом. В начале девятнадцатого века эта форма правления подвергалась критике, и журналисты часто сравнивали самодержавие с деспотизмом.

В 1721 году богослов Феофан Прокопович написал «Духовный регламент». Он стал законом в январе 1721 года. Его суть заключалась в неограниченной власти императора, основанной на его божественном происхождении.

Самодержавие – что такое в истории России, определение

Отличия от абсолютизма

В начале 20-го века появились теории, в которых термины «абсолютизм» и «самодержавие» определялись по-разному. Славянофильские писатели, например, противопоставляли допетровскую и послепетровскую эпохи в том смысле, что в первой преобладал абсолютизм (с Земским собором), а во второй — абсолютизм с бюрократизацией общества.

Советские и постсоветские историки считали, что истоки абсолютизма следует искать в отношениях русских князей с Золотой Ордой. Во время ига в большей степени укрепились княжества, в которых князья и бояре действовали сообща, а не воевали друг с другом. Таким образом, в четырнадцатом и пятнадцатом веках центром объединения русских территорий было Московское княжество, а не Новгород.

Напротив, в либеральном лагере общественной мысли в начале XX века постпетровская абсолютизация с ее идеями общего блага была поставлена выше допетровской абсолютизации с ее идеями божественной власти.

Самодержавие – что такое в истории России, определение

Рисунок 3: Абсолютизм Николая II.

Становление самодержавия на Руси

Государственность и форма правления являются сложными элементами социальной жизни человека. На каждую трансформацию влияет множество факторов. Основные причины установления в России правового самодержавия:

  1. Морально-этические взгляды народа. Он считал, что нормальное развитие государства возможно, только если вся власть будет находиться в руках самодержца.
  2. Люди долгое время жили под царизмом монголо-татарского ига, что не могло не отобразиться на процессе формирования государственности. В течение двух веков русские князья жили по имперским традициям и были обязаны беспрекословно подчиняться неограниченной власти хана Золотой орды.

Более того, само население старого русского государства привыкло жить под властью одного правителя и выполнять все его приказы.

Единоличная власть Ивана III

Термин «император» стал применяться к русским правителям с момента прихода к власти московского князя Ивана III. Он получил поддержку народа, ведь именно в этот период было завершено строительство Российского государства. Благодаря завоевательным походам, размер территории увеличился почти вдвое. Новые княжества (Тверское, Ростовское, Ярославское) и Вятская земля были подчинены Москве.

После того, как страна пережила Ливонскую войну, началось активное освоение сибирских территорий. Наконец-то появилась возможность освободиться от монголо-татарского ига, правившего государством более двухсот лет. Это означало, что люди стали свободными и могли сами решать, как им жить дальше.

Единоличная власть Ивана III

Важно отметить, что термин «император» на ранних этапах имел несколько иное значение. Этот термин использовался только для провозглашения независимости царя от любого другого царя.

На рубеже XVI и XVII веков в России окончательно утвердилась новая форма правления — самодержавная монархия. Император мог быть личностью, на которую не влиял никакой внешний авторитет.

Тема абсолютизма кратко обсуждается в 7 классе. Для лучшего понимания рекомендуется проводить урок в форме аргументации и более глубоко изучать философию темы. Студенты должны выступать в роли философов.

Происхождение термина

Впервые в истории России Иван III использовал термин «император» в своем титуле. Это произошло в конце XV века после его женитьбы на Софии Палайологос. Такой брак устанавливал право преемственности Российской империи с Византией и, следовательно, с Римом, поскольку византийцы считались ромеями (римлянами). В пределах от XV до XVI веков термин «император» означал независимость его носителя от других правителей.

Самодержавие

Во второй половине XVI века, по мере усиления централизации государства, термин абсолютизм стал обозначать неограниченную власть монарха. Среди причин подъема абсолютизма в шестнадцатом веке:

  • Личные качества правителей. В основном это были сильные и волевые люди, кроме последнего из Рюриковичей, за которого государством фактически руководил Борис Годунов.
  • Иностранное влияние. Со стороны Византии и Золотой Орды. В первой власть была императорская, во второй – ханская.
  • Вотчинные традиции в северо-восточной части бывшего древнерусского государства.
  • Участие в деле объединения русских земель широких слоев общества – духовенства, боярства, служилого дворянства и земских людей.

В начале восемнадцатого века, во время правления Петра I, термин «абсолютизм» стал ассоциироваться с европейским абсолютизмом. В начале девятнадцатого века эта форма правления подвергалась критике, и журналисты часто сравнивали самодержавие с деспотизмом.

В 1721 году богослов Феофан Прокопович написал «Духовный регламент». Он стал законом в январе 1721 года. Его суть заключалась в неограниченной власти императора, основанной на его божественном происхождении.

Петр I

Отличия от абсолютизма

В начале 20-го века появились теории, в которых термины «абсолютизм» и «самодержавие» определялись по-разному. Славянофильские писатели, например, противопоставляли допетровскую и послепетровскую эпохи в том смысле, что в первой преобладал абсолютизм (с Земским собором), а во второй — абсолютизм с бюрократизацией общества.

Советские и постсоветские историки считали, что истоки абсолютизма следует искать в отношениях русских князей с Золотой Ордой. Во время ига в большей степени укрепились княжества, в которых князья и бояре действовали сообща, а не воевали друг с другом. Таким образом, в четырнадцатом и пятнадцатом веках центром объединения русских территорий было Московское княжество, а не Новгород.

Напротив, в либеральном лагере общественной мысли в начале XX века постпетровская абсолютизация с ее идеями общего блага была поставлена выше допетровской абсолютизации с ее идеями божественной власти.

Николай II самодержавие

Влияния

Некоторые историки считают, что традиции царского самодержавия отчасти легли в основу тоталитаризма в Советском Союзе. 2 3 20 21 Они считают, что традиции абсолютизма и патрилинейности веками доминировали в российской политической культуре; Стивена Уайта, например, называют «наиболее последовательным» сторонником тезиса о том, что уникальность политического наследия России неотделима от ее национальной идентичности. По мнению Белого, самодержавие является решающим фактором в истории российской политики. 22 Он писал, что российская политическая культура «укоренена в историческом опыте веков самодержавия». 23 Эти взгляды были оспорены другими историками, такими как Николас Н. Петро и Мартин Малиа (цитируется Хоффманном). 20 Ричард Пайпс — еще один влиятельный среди неспециалистов историк, который придерживается мнения, что российская история и политическая система являются исключительными, описывая самодержавие московской политической системы как «отеческое» и считающееся стабильным. Советский Союз, поскольку русские признали легитимность этой патрилинейной организации. 22

Некоторые историки указывают на расовый элемент этой концепции. Например, американские аналитики холодной войны, включая Джорджа Кеннана, связывали авторитарное правление советского правительства с татарским влиянием в его истории, а в биографиях российских лидеров часто подчеркивалось их возможное азиатское происхождение. Они утверждали, что азиатское влияние заставляет русских, как и китайцев, быть ненадежными. 24 25

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий