Правда, с 1847 года некоторые люди все еще ездили на гувернерах — многоместных каретах, вмещавших 10-15 человек. Но они были очень неудобны для пассажиров и чрезвычайно медлительны из-за своей громоздкости.
История изобретения первого в мире трамвая – кто создал и когда он появился
Трамвай — это вид рельсового транспорта, предназначенный для перевозки пассажиров по определенным маршрутам. Это самый старый вид общественного пассажирского транспорта с интересной историей. Происхождение первого трамвая связано с конной тягой. Он датируется первой половиной девятнадцатого века. Впоследствии этот вид транспорта претерпел множество изменений и усовершенствований.
Слово «трамвай» происходит от английских терминов «tram» — «вагон» и «way» — «дорога». Это надземная электрическая железная дорога и вид общественного автомобильного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Первый в мире трамвай существовал очень давно.
История трамвая
Не все точно знают, когда появился первый трамвай. Появление этого автомобиля относится к первой половине девятнадцатого века. Однако позже она претерпела множество изменений.
Конка – эпоха до трамваев
В 1863 году появился новый вид общественного транспорта. Это был трамвай, запряженный лошадьми. Сначала эти устройства использовались в основном в пригородах Санкт-Петербурга. Они использовались там для перевозки товаров из доков на склады. В 1860 году в самом городе также появилась конная повозка. Трасса длиной 3 км проходила через Васильевский остров. В то же время в городской Думе обсуждалась необходимость создания пассажирского транспорта. Сначала преобладали противники нововведения, которые считали, что новое средство передвижения станет причиной большого количества травм. Однако в 1863 году был издан указ, и по Невскому проспекту начали курсировать первые пассажирские вагоны. Специальные правила, применяемые к использованию вагона. Например, садиться и выходить из вагона разрешалось только на остановках или при не очень быстром движении. Это нужно было сделать с правой стороны. Этот приказ защищал граждан от того, чтобы их не задавила приближающаяся лошадь.
Постепенно конный трамвай охватывал все новые районы Санкт-Петербурга. Длина первых линий составляла 8 км. На Лиговском проспекте был построен конный парк с мастерскими, конюшнями и кузницей на первом этаже.
В первый год работы троллейбус перевез 1,5 миллиона человек. В следующем году их число выросло до 2 миллионов. По мере роста популярности этого вида транспорта росла и прибыль компании. Вскоре для увеличения вместимости были построены вагоны на втором этаже. В 1875-1877 годах длина конного трамвая была значительно увеличена. К тому времени было открыто 25 линий. Скорость была невысокой — всего 8 км в час. В 1880 году на некоторых линиях были установлены двухпутные линии для увеличения скорости движения. Несмотря на усилия властей по предотвращению несчастных случаев, они все же случались — особенно в темное время суток. Например, в 1900 году в результате несчастного случая с участием конного экипажа пострадали 95 человек. Кроме того, лошади не были ни очень надежными, ни прибыльными. Они часто болели и умирали. Поэтому вскоре возникла необходимость в новых средствах передвижения.
Появление первого трамвая
На самом деле, первый электрический трамвай был изобретен независимо друг от друга тремя учеными в разных странах. Это были американский исследователь Дафт, немец Сименс и русский ученый Пироцкий. Теоретическая основа электрического транспорта была разработана еще в 1838 году. Этим занимались такие известные исследователи, как Чикалев, Лочинов, Якоби и Яблочков. В 1876 году русский ученый Пироцкий провел эксперименты по распространению энергии по рельсам. В 1880 году они успешно испытали электрический привод. Для проведения испытаний была переоборудована конная повозка, а рядом с трассой был установлен специальный генератор. 22 августа газеты сообщили о важном событии: вагон был передвинут по рельсам с помощью электричества. Но эксперимент не был продолжен. Немецкий ученый Вернер фон Сименс считается фактическим изобретателем трамвая. Его компания первой использовала это изобретение. Первая линия электрического трамвая была длиной 2,5 километра и обеспечивала связь между Лихтерфельдом и Берлином. Трамвай может развивать скорость до 20 километров в час. Мощность двигателя составляла 5 киловатт, а напряжение — 180 вольт. Питание подавалось по двум рельсам. Ученый не оставил это без внимания. В том же году он открыл аналогичную линию в столице Франции.
Применение трамваев сегодня
Сегодня городской трамвай по-прежнему выполняет свою главную задачу — перевозит пассажиров по определенному маршруту. Многие автомобили также были изобретены для экскурсий, туристических достопримечательностей или рекламных кампаний. На улицах много двухэтажных автомобилей и трамваев с откидным верхом. Такие конструкции используются даже в кафе и гостиницах. Часто трамваи используются в технических целях. Они используются для ремонта путей, уборки снега и перевозки грузов. Скоростные трамваи стали очень популярны во многих городах. В целом, в эту категорию входят все виды транспорта со скоростью более 24 км в час. Скоростные трамваи действительно намного быстрее. Например, во Франции эти виды транспорта, курсирующие между центром города и аэропортом, развивают скорость более 100 километров в час. Считается, что самым старым трамваем, который работает до сих пор, является «Санта-Тереза», курсирующий в Рио-де-Жанейро, городе в Бразилии. В 1896 году это транспортное средство было переоборудовано из лошади и телеги в электропривод. С тех пор она в неизменном виде циркулирует по улицам города. В настоящее время автомобиль используется для туристических поездок и экскурсий. В Лиссабоне есть так называемый музыкальный трамвай. Туристы могут совершить путешествие в прошлое. Как и сто лет назад, он изготовлен из фанеры. Местные артисты обеспечивают фоновую музыку на протяжении всего путешествия. Когда пассажир хочет сойти, он должен потянуть за веревку сверху. Этот подъем является самым высоким во Французских Альпах. Рельсы были проложены еще в первой половине 20-го века. В то время они служили в основном для практических целей, а именно для перевозки крестьян между деревнями. Сегодня этот маршрут очень популярен среди туристов. Поездка на трамвае дает возможность увидеть красоту Альп своими глазами. Самая высокая точка линии находится на высоте около 2,5 км над уровнем моря. За время своего существования трамвай сильно изменился. У него очень интересная история. По этой причине было открыто множество музеев этого автомобиля. Один из них находится в Нижнем Новгороде. Можно увидеть множество трамваев и троллейбусов. Музей посещают семьи с детьми, все экспонаты можно трогать и подробно рассматривать. В Амстердаме есть интересный музей, посвященный трамваям. В экспозиции представлено около 60 трамваев из разных стран Европы и разных периодов истории транспортного средства. Чтобы в полной мере ощутить атмосферу этого места, стоит прокатиться на старинном автомобиле, маршрут которого пролегает мимо основных достопримечательностей города. Дети даже катаются на трамвае. Они могут звонить в колокольчик и называть остановки. Музей также предлагает возможность арендовать автомобили для проведения выпускных вечеров, свадеб и фотосессий. Это очень популярное место как среди местных жителей, так и среди туристов.
- Санкт-Петербург считается крупнейшим трамвайным городом России. Размер расположенных тут трамвайных путей составляет 220 километров. Это достижение даже включено в Книгу рекордов Гиннесса.
- В австралийском городе Мельбурн находится крупнейшая трамвайная сеть.
- Самый длинный трамвайный маршрут находится в Бельгии. Он представляет собой береговой трамвай. При этом длина ветки достигает 67 километров. По ходу движения транспортное средство делает 60 остановок.
- В Великобритании на острове Мэн по сей день пользуются трамваями, изготовленными в девятнадцатом веке. Протяженность ветки достигает 30 километров.
- Практически все трамваи, курсирующие в Гонконге, являются двухэтажными.
- Самый длинный трамвай в мире запустили в столице Венгрии – городе Будапеште. Его длина составляет 54 метра.
- До 1936 года из столицы Словакии Братиславы до австрийской столицы Вены можно было добраться на обыкновенном городском трамвае.
- С 1960 года во Франкфурте-на-Майне курсирует трамвай для детей.
120 лет Нижегородскому трамваю — первому в России
Проезжая недавно по городу, мой взгляд упал на огромный плакат с надписью «120 лет трамваю в Нижнем Новгороде — первому в России».
Я вспомнил, что 20 лет назад, в 1996 году, я с семьей и сыном (ему тогда было 4 года) поехал на празднование 100-летия нижегородского трамвая, первого в России. Приехав домой, я достал наши старые видеокассеты (к счастью, у нас уже была видеокамера, на которую мы записывали все важные события и поездки) и с удовольствием смотрел их и вспоминал тот отпуск. Как молоды мы были тогда! И вот прошло 20 лет. И снова фестиваль! В этот раз исполняется 120 лет со дня постройки первого трамвая в России в Нижнем Новгороде!
Читайте также.
Нижегородский трамвай стал первым городским пассажирским трамваем непрерывного действия в России и был введен в эксплуатацию 8 мая 1896 года.
До этого, в 1895 году, в Санкт-Петербурге был запущен экспериментальный ледовый трамвай, но он мог работать только сезонно.
В 1892 году первая трамвайная линия прошла до Киева, но это было другое государство, нежели Украина.
В 1894 году во Львов, но в то время этот город принадлежал Австрии и назывался Лемберг.
В 1895 году он перешел к Калининграду, но в то время он принадлежал Пруссии, а город назывался Кенигсберг.
Оказывается, Нижний Новгород — первый город в России, в котором действует постоянный электрический трамвай.
В 1896 году Нижний Новгород был удостоен чести принять XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку, которая проходила с 28 мая по 30 сентября. Открытие этой выставки ознаменовалось прокладкой первой трамвайной линии.
Эта выставка стала необыкновенным событием в жизни России! По площади, количеству посетителей и числу экспонатов она даже превзошла и превзошла другие выставки в мире. Таким образом, Нижегородская выставка превзошла по занимаемой площади Парижскую Всемирную выставку (1889) и Московскую Всероссийскую выставку 1882 года в целом более чем в три раза! И его посетило около миллиона человек!
Тогда Нижний Новгород стал первым и единственным нестоличным городом Российской империи, удостоившимся великой чести принять у себя Всероссийскую выставку.
Почему же был выбран именно Нижний Новгород? Это легко объяснить.
Во-первых, выставка в Нижнем Новгороде играла большую роль в экономической жизни России того времени, настолько большую, что существовала поговорка: «Петербург — голова России, Москва — сердце, а Нижний Новгород — карман».
Во-вторых, город удобно расположен в центре России с хорошо развитым речным (город находится на слиянии рек Волги и Оки), наземным и железнодорожным сообщением.
И в-третьих, расположение города отличается живописным ландшафтом (город расположен по обе стороны рек: левый берег — низменная равнина, а правый — высокие крутые склоны Дятловых гор, перепад высот около 140 метров).
Появление электротрамваев в Российской империи
В Российской империи, с другой стороны, препятствием были владельцы лошадей, в которых были вложены большие деньги. Кроме того, для скачек были построены многочисленные конюшни, склады и т.д.
Но прогресс было не остановить. А в 1891 году в Киеве был введен в эксплуатацию трамвайный путь. Почему именно в Киеве? Крутые склоны Днепра не подходили для конных трамваев, поэтому конное лобби там было не так сильно. Однако в столице Российской империи, Санкт-Петербурге, новый автомобиль появился только через 15 лет, в 1907 году.
Трамваи в США
Развитие трамвайного движения в США связано с ученым Лео Дафтом. Его изобретения привели к появлению первого электрического трамвая в США в 1885 году, независимо от Европы. Система не сразу прижилась: Его развитие шло методом проб и ошибок, и к 1886 году по улицам американских городов уже ходили электрические трамваи, причем даже двух типов одновременно — параллельно с Дафтом свою конструкцию разрабатывал Чарльз Ван Депул.
Трамвай оказался настолько удачным изобретением, что его стали использовать почти во всех крупных городах. В то же время многие из них были буквально покрыты сетью дорожек. Однако после Второй мировой войны в истории трамвая наступил заметный спад. В основном это было вызвано движением троллейбусов на городских линиях. Они также были электрическими, более экономичными и более независимыми в эксплуатации. Кроме того, снижение цен на нефть привело к буму уличного транспорта. Интерес к трамваю угас — его перестали совершенствовать, оборудование износилось, и вид транспорта отжил свое.
Города продолжали расти. Рост автомобильного движения не только не справлялся с потоком пассажиров, но и приводил к смогу, загрязнению и заторам на дорогах. Что еще хуже, цена на нефть снова росла. А в 1980-х годах интерес к трамваю возродился. Были открыты новые трамвайные линии, разработаны новые типы трамваев, более эргономичные и экономичные. Вторая волна возрождения трамваев связана с ростом экологического сознания в 1990-х годах, поскольку трамвай является одним из самых чистых видов транспорта.
- Фраза «Я не такая, я жду трамвая» появилась в народе благодаря популяризации романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»;
- В странах Азии распространены двухэтажные трамваи. Такие трамваи хотели ввести в эксплуатацию и в России, но они не прижились;
- Самая развитая трамвайная сеть находится в Австралии, Мельбурн.
Есть ли будущее у трамвая? Именно. В конце концов, дизайн современных трамваев также разрабатывается компаниями, которые проектируют лучшие автомобили.