In battles, the «black buffoons», affectionately called by chroniclers «their heathens», entered the battle in the front line, were responsible for the most dangerous operations — reconnaissance and pursuit of retreating troops — and usually suffered far greater losses than the Vikings and Slavs.
Возникновение казачества
Irregular military units with light horses existed in many countries. But only in Russia did the Cossacks form a separate class along with peasants, burghers, nobles and clergy. Russian Cossacks played an important role in the history of the country in all epochs. The word Cossack, together with the words «sputnik», «samovar» and «balalaika», found its way into foreign languages as a symbol of something truly Russian that needs no translation.
The word Cossack is found in almost all languages of the peoples living in the southeast of Russia. Its origins are attributed to the Kazakhs, Kazakhs (Cossacks) and Khazars. The first record of the word Cossack (qāzāq) is found in 1245 in a Mamluk Arabic dictionary, probably compiled in Egypt. It is translated as «wanderer.» In 1303, the Codex Cumanicus, a dictionary of the Cumanic language translated into Latin and German, was compiled in the Crimea. It translates «kazak» as «free» and «hasal kasak» as «watchman.» There are versions of the translation «wanderer», «lonely one», «outcast». In the translation from Mongolian we have «ko» — «armor», «protection» and «zakh» — «border».
Возникновение
In XII-XIII the reference to the Cossacks in the region of the northern Black Sea appears in the chronicles. The Synaxar of Sugea, a handwritten book with religious content in Greek, informs in 1308:
«On the same day the servant of God Almalchu, son of Samak, unfortunately a young man, died stabbed by Cossacks».
The Cossacks, as we understand them today, did not emerge from a vacuum. The northern coast of the Black Sea, the steppes downstream the Dnieper and the Don were the scene of constant battles between nomadic tribes. The strongest absorbed or displaced the weakest from the steppes. The Khazars and the Peshenegs fell into oblivion. However, the collapse of the Khazar kaganate did not mean the disappearance of all its inhabitants. Khazar warriors served in the army of Mstislav Vladimirovich of Tmutarakan, along with Alans, Kasogs and Slavs. This druzhina could serve as the first prototype of the Cossack host. Thus, from the fragments of the tribes emerged what was later called the Cossacks.
Бродники – славянская теория
According to one version, the first Slavic Cossacks of the Wild Field were Brodniks. Unlike the Khazars, Peshenegs and Polovets, they were not a tribal community or nation. They were an ethnically mixed group of people united only by their place of residence and way of life. The Slavs, whose lands directly bordered the Wild Field, mixed with the nomadic Turks. The remnants of the disparate Bulgars, Khazars and Oguz merged into this new entity. Probably the Brodniks also included Goths and Alans who lived in these areas. They inhabited the steppes from the Danube to the Don.
In the 12th century, the Byzantine historian Nikita Honiat wrote about the Brodniks as descendants of the Bull-Scythians. The Byzantines called the Brodniks Slavs.
They got their name either from their nomadic way of life («wandering») or from the fact that they lived near rivers and «sat at the fords». In the chronicles of Rus they are mentioned as allies of the Rus princes in campaigns against the Polovtsians and as participants in princely feuds. The most famous mention is in the chronicle of Nikonov. It is an account of the Battle of Kalka — the first battle between the Rus princes and the Mongols, in which the vagrants took part on the side of the Mongols.
«Бродники» были старыми, а их командир Плоскиня. И целовал этот человек нашу макушку князю Мстиславу и обещал князьям, что не побьют их, и что не дадут им выкупиться, и что он предаст их.
То есть православный бебер Плоскиня целовал крест (клялся) Мстиславу, что его не убьют и отпустят за выкуп. Но либо он сам был обманут монголами, либо нарушил свою клятву: Захваченные князья были казнены.
После монгольского нашествия бродники больше не упоминаются в исторических памятниках. Вероятно, они постоянно пополнялись беженцами из русских земель и в итоге стали теми казаками, которые склонились перед Дмитрием Донским с образом Богоматери Донской накануне Куликовской битвы.
Косвенным доказательством происхождения казаков от бомжей является тот факт, что они первыми стали носить нашивки на брюках. Эта деталь сохранилась на одежде казаков до наших дней.
Чёрные клобуки. Как Русь стала многонациональной Державой
В мире не так много стран, где всегда был учредитель государства. Например, Англию построили не англичане, а британцы; Францию первыми построили не французы, а галлы. В Китае было много титульных государств. Об Америке можно сказать очень многое. Но Россия была создана русскими. Как Россия стала многонациональной державой — в нашем материале.
Со временем ветер истории принес на нашу землю множество других племен. Двести народов и национальностей включили Россию в свою семью.
А начиналось всё в стародавние времена древнерусские
Поэтичны названия племен, населявших в то время Русскую равнину. В бескрайних полях — поляне, в густых лесах — древляне, в болотах — дреговичи. На берегах реки Полоты жили полочане, на реке Вятичи — вятичи, а «жители Днепра» назывались тиверцами. Но нельзя сразу сказать, почему их так назвали. Однако новгородские славяне прямо указывают на то, что они принадлежали к славянскому племени.
Сильной рукой, направляемой князем Олегом, он объединил их всех. Освободив Киев от дани хазар, он назвал Киев «Матерью городов русских». Почему русский? Говорят, что это имя носили русские Баранго. Но нет.
Русс — коренное название этой местности.
Поэтому река, впадающая в Днепр, называется Рось. И его притоки Роска и Россава. А город здесь называется Ростовец. Есть еще доказательства? Пожалуйста. К северу от Роси протекает река Рось, которая впадает в Неман. Добавьте окончание, и название нашей страны — Россия. Ученые говорят, что самые древние названия — водные (гидрофитные).
Я знаю, что слишком много «экспертов» все отрицают и настаивают на том, что название происходит откуда-то еще. Но мы видим, что «Русь» — это наше коренное название. Мы чувствуем это. Даже без доказательств. И доказательства налицо. На самом деле, в более ранние времена Неман иногда называли «Русне». А людей, живших на его берегах, называли «прусами» или «прусиками».
Об этом мы поговорим позже. И сейчас мы поговорим об этом.
Моноэтническая Русь – многонациональная Россия
Сегодня русские составляют 80% населения нашей Федерации. С научной точки зрения эти страны также считаются моноэтническими. Это правда. Но дело в том, что Россия — многонациональная страна.
Кто они сейчас, могут сказать только специалисты. Ваши поиски среди народов бесполезны. Ибо они не народ, но … объединение племен. К ним относятся печенеги, огузские торки, берендеи и куво.
Печенеги, кто их не знает? Русские сильно страдали от этих степных кочевников. Сердце наполняется горечью при воспоминании о трагической гибели славного воина, победителя хазар, князя Святослава.
В 1036 году пешские налетчики почти взяли Киев. Великий князь Ярослав Мудрый не позволил им войти в Старый город и разгромил их на улицах столицы.
После этого поражения пешенские охотники больше не беспокоились о русской границе. Они также стали защитниками наших границ. В походе против Византии печенеги были уничтожены польской армией, которая вошла в состав Византии. Так что погибли не только солдаты, но и все их семьи, включая женщин и детей, которые двигались вместе с солдатами. Останки печенегов разбросаны по всей Европе. Некоторые из них оказались во владении русских князей, обосновавшихся на берегах реки Росс.
Как это возможно? Нет, если это «око за око». Это возможно, если вы «любите своих врагов». Не тех, кто осаждает вас с оружием в руках, а тех, кто побежден вами и не представляет угрозы для ваших близких.
Поселения печенегов образовывали оборонительную линию Поросья.
Вскоре к ним присоединились огузские торки. Также кочевые тюрки. Они также преследовали российские пригороды. Однако их быстро умиротворили и поселили в самой Пороссии. Огузские торки основали город Торческ, который стал столицей Черных Клобуков, кочевых племен, обосновавшихся на исконно русских землях. Черные Клобуки представляли собой серьезную военную силу. Их главной задачей была охрана границ. Но они часто были вовлечены во внутренние конфликты. Со временем некоторые люди стали называть русские владения «землей России и Черной Лумпи». К ним присоединились племена берендеев и ковуев. Вскоре они оценили преимущества оседлой жизни под защитой сильной армии от набегов других кочевников.
Так почему же «Черные клобуки»? Потому что они называли себя «Каракалпак». «Черные шляпы», или «черные шляпы» по-русски.
Историк А. И. Фурсов считает, что они были предшественниками казаков, профессиональных воинов, живших в русской глубинке. Некоторые называли их «черкасами». Это название сохранялось в течение нескольких веков. Так в средние века называли казаков в Малороссии.
Кстати, название «Берендеи» неожиданно появилось в пьесе Островского «Снегурочка» как напоминание о далеком прошлом.
Что побудило жителей нашей степи поменять свободную жизнь на оседлую? Другие кочевники — половцы. Кипчане простирались от таежных лесов Ириса до берегов Дуная. Они тоже были турками, но это не помешало им согнать своих «братьев» с лучших пастбищ. Теперь половцы уже разоряли русские территории, и пешские охотники пытались сражаться с ними в составе русской армии. Этот исторический парадокс становится законом российской истории.
Значение слова Клобук по словарю Брокгауза и Ефрона:
Клобук — головной убор монахов, состоящий из камилавки (см.) и накинутой сверху креповой ткани, отделанной тремя длинными краями (voskrilii). Иногда, вне богослужения, его заменяют простой камилавкой без крепа. Все монахи обычно носят черную К: белая К — часть сана митрополита (в Древней Руси это был патриарх). К. с воскрилиями носит монах, уже принявший монашеский постриг. Оборки на к. или куски ткани за к. относятся ко времени святого Мефодия (+ 857). Иконоборец Феофил однажды так сильно избил этого святого, что изуродовал нижнюю часть его лица, на которой остались следы. Когда Мефодий впоследствии стал патриархом, чтобы скрыть уродство своего лица, он разрезал спину К. надвое, покрыл шрамы краями и завязал концы в узел. Его примеру последовали все монахи Востока. Н. Б-в. Клобук
(Турецкий kalabak ) — шапка с меховой опушкой. Это самый древний вид головного убора, который носят русские. Он упоминается в качестве княжеского головного убора в летописи под 1072 годом. Карамзин замечает по этому поводу, что князья носили К вместо корон и не снимали их в церкви. В 1153 году князь Галича Ярослав Галич принял чешского Петра после смерти своего отца Ярослава, сидя «в черной и одежде».
Патриаршие клобуки
В поместных православных церквях существуют различные традиции использования патриаршего клобука. В церквях Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима патриархи, как и все епископы, носят простой черный клобук, как и все монахи. В Русской православной церкви Предстоятель носит белую шарообразную шапку, отличную от шапки других епископов. В Грузинской церкви католический патриарх также носит шарообразную шапку (подобно Патриарху Московскому и всея Руси), но черную и без креста на куполе. Со своей стороны, патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей носят белые шапочки, похожие на те, что носят митрополиты Русской православной церкви.
Федор Солнцев, русский художник, пишет: «Шубы патриарха отличались от шуб митрополита пришивными изображениями Деисуса и Херувима и прикрепленным к куполу крестом. Хотя митрополит Евгений утверждает, будто шубы патриархов до Никеи были без святых икон и без духов, как их носили новгородские епископы, в шубе патриарха Филарета мы видим и святые иконы, и духи. Эта мантия обычно была соткана либо из чешуйчатой ткани, либо из шелка; ее украшали жемчугом и драгоценными камнями; изображения на ней вышивали шелком или чернили на серебряных и золотых тронах или плащах. В зависимости от цели и времени использования, клобуки варьировались от большого халата, который надевали на большие праздники, до среднего и меньшего халата для повседневной носки, до теплых лисьих мехов с белым бархатом. Шапка — камилавка — была низко надвинута, полусферической формы и напоминала тюбетейку. Со времен Ника стало больше пышности и значительных украшений, которые он хотел придать своему ордену; тогда стали использоваться греческие рога, так называемые рога Клобука. В Синоде 1675 года это различие святых определяется так: «Патриарх имеет белый капюшон, который он надевает в великие праздники, с крестом наверху и изображениями чудотворцев на концах. В другие дни красную шапочку надевают серафимы, а вокруг них закрепляют кресты. Пусть у нас будет патриаршее надгробие, пусть даже белое и сделанное из любых предметов, по традиции нашей земли на Черном море, с надписью херувима, но лучше с изображением нашего креста.»
Облачение монахов − клобук
Облачения священников когда-то были заимствованы из светской одежды, включая вуаль, но они быстро приобрели особые черты и характеристики, отличающие духовенство от общей массы народа. Ранг священника можно увидеть по его одежде. Послушник, принявший монашеские обеты и посвященный в первую степень монашества, носил верблюжью рясу, свитку, покрытую черной тканью. Четки были не единственным одеянием, которое носили монахи. Для белых священников в качестве награды полагался пурпурный бархатный лиф. Хомбук — головной убор православных священнослужителей, особенно монахов, их повседневное одеяние, которое также может надеваться на некоторые религиозные службы. Она состоит из высокого головного платка и обычно черной вуали, так называемого кульколя, который свисает до пояса и заканчивается тремя краями, символизирующими Святую Троицу.
Белый клобук с крестом обычно носят епископы и патриархи. Клобук патриарха имеет некоторые отличия: Он имеет форму сферической шапки, на куполе находится крест, все стороны украшены иконами, а концы клобука украшены вышитыми золотом серафимами. Митрополит носит белый клобук с крестом.
Первым епископом, удостоенным белого нимба, был архиепископ Новгородский и Псковский Василий (1329-1352), которому Константинопольский патриарх прислал крест и белый нимб.
В 1564 году Московский городской совет издал указ о праве московского митрополита носить белый нимб. После учреждения Патриаршества в России в 1589 году белый капюшон носили Патриархи Московские и всея Руси.
Вокруг белого колобука архиепископа Новгородского существует особая легенда — история белого колобука. Подобно истории о Вавилонском царстве, которая метафорически представляет передачу временной власти из Вавилона в Харград, а оттуда русскому князю, эта легенда рассказывает о передаче символа духовной власти из Рима в Константинополь, а затем в Новгород.
В 1667 году легенда была осуждена Великим Собором Москвы как «ложная и неправедная» и сочиненная «из головы» Дмитрием Толмачом.