АСКОЛЬД И ДИР. Поход руси на царьград.

«Не просто пришел этот человек, но пришел гнев на нас от Бога за наши грехи. 2 В. Н. Татищев, История Российская, гл. 2.

Вещий Олег и поход на Царьград

Князь Олег, как известно, не был представителем династии Рюриковичей, а, вероятно, наместником сына Рюрика — Игоря.

Как видно из дальнейших событий, малолетний наследник не стремился к единоличной власти, и поэтому Олег успешно руководил объединенным государством в течение тридцати трех лет. Концентрация территорий» — это, пожалуй, одно из самых важных достижений правления Олега. Имея всего три года для укрепления собственного положения после смерти Рюрика, Олег поставил перед собой очень амбициозную задачу: он хотел подчинить своей власти весь торговый путь от барангаев до греков. Собрав значительное войско, состоявшее не только из варягов, но и из славян и финнов, Олег отправился на юг с целью завоевания Киева.

По пути в вотчину Аскольд и Дир Олег завоевал Смоленск (882), получив важную часть торгового пути по Днепру. Князь подчинил северян своему влиянию и установил своего наместника в их столице Любеке. Войско Олега подошло к Киеву. В то время городом правили два легендарных брата, Аскольд и Дир. Современные историки, кстати, выдвигают гипотезу, что Аскольд и Дир — это один и тот же человек — Хаскульдр по прозвищу «Дир» («Монстр»). Согласно летописям, легендарные личности отправились завоевывать Киев либо в результате конфликта, либо по поручению Рюрика. В то время Киев не имел собственного ополчения. Войска Аскольда и Дира подошли к городу, задали легендарный вопрос «Чий се градок?», а когда обнаружили, что здесь нет правителя, подчинили город своей власти.

Поход князя Олега на Киев: как создавался хитроумный план

Аскольд и Дир приходят в Киев.

Олег, вероятно, получил прозвище «пророк» после своего хитроумного захвата Киева. Понимая, что завоевать город военным путем ему не удастся, Олег разработал хитрый план. Выдавая себя за новгородских купцов, направляющихся в Константинополь, Олег и малолетний Игорь выманили жаждущих дани Ашкольда и Дира на берег, где убили правителей и расправились с их сопровождающими. После покорения стратегически важного города на Днепре Олег произнес загадочную фразу: «Се будет матерью городов русских», согласно «Истории временных лет».

Следующей задачей великого князя была охрана дороги из Новгорода в Киев. Для этого необходимо было покорить племя древлян, которые, по словам Карамзина, «дико наслаждались свободой в мрачных лесах». Олег сразу же обложил древлян значительным налогом (куна куна) и продолжал держать их под контролем в ожидании восстания. В течение следующих двух лет Олег покорил менее строптивые племена северян и радимичей. Однако неожиданным препятствием на пути к его любимой цели — покорению Константинополя — стал набег мадьярского вождя Алмоша. В 898 году он осадил Киев и бежал, получив от Олега приличное вознаграждение в виде тысячи коней и десяти тысяч серебряных монет.

Укрепив свою власть вокруг Киева, Олег начал подготовку к походу на Харград. В «Повести временных лет» традиционно преувеличиваются размеры войска Олега, которое состояло из двух тысяч кораблей, оснащенных невиданным механизмом — колесами — для передвижения вдоль побережья. Далее в хрониках говорится: Опасаясь возможного штурма города, греки предложили заключить мирный договор и в знак дружбы поднесли Олегу отравленную еду и питье. Но пророческий Олег предвидел это вероломство и отверг предложения. Греки поняли всю серьезность намерений Олега и предложили ему заключить очень выгодный торговый договор, который стал первым международно-правовым актом молодого древнерусского государства. Легенда гласит, что Олег прибил свой щит, метафорический символ триумфа, к воротам Константинополя в знак победы над Византией. Многие российские правители не захотят с ностальгией вспоминать это событие и восстанавливать былую славу своих предков, чтобы, по словам Тютчева, «перекреститься и позвонить в колокол в Харграде».

Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда.

В 911 году послы Руси и Византии заключили мирный договор, который не только регулировал торговлю, но и предоставлял значительные привилегии русским купцам в Константинополе. Самым важным аспектом этого документа является принцип равенства сторон. Сравнительно молодому древнерусскому государству удалось добиться юридического признания своего равенства с могущественной Византийской империей.

После тридцати трех лет чрезвычайно успешного правления Олег умирает странной и оригинальной смертью. Пушкинский текст гласит: «Из мертвой головы выползла мертвая змея / и шипела при этом; / как черная лента, обвилась вокруг его ног, / и князь, внезапно ужаленный, вскрикнул». С точки зрения современной биологии, маловероятно, что ядовитые змеи появились в этой местности осенью, когда, согласно легенде, был отравлен князь Олег. Сюжет этой смерти, вероятно, заимствован из скандинавских саг, где часто встречается подобный сюжет, когда великий герой умирает внезапной и бессмысленной смертью. Интересно провести параллель с любимым конем Александра Македонского, Буцефалом, который также становится трагическим предвестником смерти своего хозяина. Можно сделать вывод, что летопись отражает не столько историческую правду, сколько повествовательные формулы, заимствованные из других источников. Использование подобных сюжетных мотивов проявляется и в любопытном совпадении продолжительности правления Олега и следующего князя, Игоря: Олег становится регентом через три года княжения Игоря, княжит тридцать три года, затем княжит Игорь и оставляет наследника за собой также на три года.

Древняя Русь — могущественное государство Восточной Европы

0.jpg

Триумф на могиле Вещего Олега, В.М.Васнецов (wikipedia.org).

Хотя Олег не сыграл большой роли в русской истории, ему удалось выполнить много важных задач по укреплению государства Древней Руси: Он объединил Киев и Новгород под единой центральной властью, получил контроль над Балтийско-Черноморским торговым путем и подписал дипломатическое соглашение с Византией, которое сделало Старую Русь одним из самых могущественных государств в Восточной Европе.

  • Изображение для анонса материала на главной странице: artonline.ru
  • Изображение для лида: stihi.ru
  • Мельникова Е. А. Олег. Древняя Русь в средневековом мире. М., 2017.
  • Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель. М., 2000.
  • Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985.

Объединенный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь

В начале лета 860 года русские напали на пригороды Чарграда. О днепровском походе славян и варягов сообщается в древнерусских, европейских и византийских источниках. Она описана в византийской хронике монаха Георгия Амартола и в «Истории годов».

В 860 году Шарград организовал кампанию в Малой Азии против арабов, которые захватили крепость Лулон. В начале лета византийская армия под командованием Михаила III отправилась из Константинополя на завоевание территории Аббасидов. Император поручил охрану города префекту Оричуэ.

Когда армия Михаила III отошла на полмили от Шарграда и вошла в Каппадокию, которая лежала на берегу реки. Черноводной, император узнал, что Константинополь атакован русскими. Никто в Шарграде не ожидал, что славяне и викинги переберутся на противоположный берег Черного моря. Затем город был окружен с суши стеной вдвое большей высоты и отделен от Золотого Рога и Босфора невысоким укреплением.

Нападение Днепровских славян и варягов на окрестности Константинополя

Вечером 18 июня 860 года около двухсот ладов русов достигли переправы через Босфор. В общей сложности в интегрированной морской кампании днепровских славян и варягов было задействовано около восьми тысяч воинов. Когда они высадились на побережье, то были заняты разграблением территорий Харграда, который захватили русские жители.

Русы под стенами Константинополя

Гарнизон Константинополя был не очень многочисленным, так как император оставил большую его часть. Корабли Михаила III противостояли норманнам и арабам в акваториях Средиземного и Эгейского морей. В Константинополе не знали, кто именно высадился на их берегах. В записях Константинопольского патриарха Фотия говорится, что некие «северяне» опустошили окрестности города.

Кроме того, славяне и викинги занимались грабежом княжеских островов в Мраморном море. Там они взяли в плен многих жителей и убили других. Кроме того, Роос нападал на патриаршие монастыри, грабя и убивая монахов.

Чудесное спасение Константинополя

С именем иерарха Фотия связано чудо освобождения Константинополя от неожиданных трудностей. Казалось, что судьба города уже решена, когда патриарх взял пушки Девы Марии, которые хранились в Шарграде на протяжении четырех веков. Он окружил ими город по кругу и погрузил их в воды моря. Вскоре враг был неожиданно отброшен и бежал. В русской «повести временных лет» этот сюжет подкрепляется тем, что разразилась буря, которая унесла, как бы, башни Руша. Но святой Фотий об этом молчит.

Чудесное спасение Константинополя

Начало Русского государства

Для наших предков эти кровавые события имели огромное значение. Настолько, что «история минувших лет» предложила год нападения считать началом Российского государства. Помните, в судебном порядке это был 860 г., а сейчас общепринятым годом рождения Руси считается 862 г. С этой войной Русь впервые вступила в контакт с Империей. А через несколько лет состоялось первое крещение на восточнославянских территориях. Византийцы послали на Днепр епископа, который обратил местное население в христианство.

Иногда даже упоминаются имена князей, принявших крест — викингов Аскольда и Дира. Возможно, именно они подошли к стенам Шарграна. Однако вскоре после этого они были убиты другим варяжским вождем, язычником Олегом. А крещению славянских земель суждено было задержаться еще на столетие, до времени святого князя Владимира.

Византийский епископ и варяги Аскольд и Дир

До 11 века Русь находилась в состоянии войны с Византией, а затем дружбы. И часто они боролись за то, чтобы стать друзьями. С помощью мечей русские князья добились внимания своего могущественного соседа и лучших условий торговли. Благодаря маршруту «из варяг в греки» Киев станет богатым. И после очередной военной кампании христианство, письменность и культура вернутся на Русь.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий