Анатолий Луначарский — кратко. Луначарский анатолий васильевич краткая биография.

С октября 1917 г. по сентябрь 1929 г. — первый народный комиссар просвещения, активный участник революции 1905-1907 гг. и Октябрьской революции 1917 г. Академик АН СССР (01.02.1930).

Анатолий Луначарский: большевик среди интеллигентов

Первый нарком просвещения Луначарский был одной из самых противоречивых фигур в советском руководстве.

Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве в 1875 году. Он был бастардом и своей фамилией был обязан отчиму, Василию Луначарскому. По странному совпадению, последний также был рожден вне брака, а его фамилия была вариантом фамилии его настоящего отца, помещика Николая Зарнолуского.

Интерес Луначарского к марксистской философии начался в средней школе, а в 17 лет он организовал подпольную группу из более чем 200 старшеклассников, придерживавшихся социал-демократических взглядов. В то же время Луначарский вел активную деятельность среди рабочих и ремесленников Киева. Активные выступления молодого революционера против абсолютизма не остались незамеченными. Луначарский получил неудовлетворительную оценку в аттестате зрелости, и впоследствии ему было запрещено поступать в столичные вузы.

Луначарский продолжил обучение в Цюрихском университете. Там он изучал естественные науки и математику, а также занимался философией у профессора университета и швейцарского философа Р. Авенариуса. Швейцария была местом убежища для многих революционеров, скрывавшихся от преследований в своей стране. Там Луначарский познакомился с членами марксистской организации «Освобождение трудящихся», в которую входили известные идеологи и революционеры Павел Аксельрод, Вера Засулич, Лев Дейч и Петр Лавров. Встреча с Георгием Плехановым оказала решающее влияние на политические и философские взгляды молодого революционера.

В 1898 году Луначарский приехал в Москву, где после серии арестов участвовал в восстановлении разрушенного Московского комитета РСДРП. Несмотря на ряд расследований, арестов и ссылок, Луначарский не отказался от своих убеждений и продолжал бороться за революцию. В то же время его критические статьи начали появляться в различных российских журналах. В 1904 году была опубликована первая теоретическая работа Луначарского «Основы позитивной эстетики».

1 (1).jpg

Луначарский А. В. Таганская тюрьма, 1899 год. (Wikimedia Commons)

Блестящий оратор, интеллектуал, ленинец

Спасаясь от дальнейших полицейских преследований, революционер бежал из страны в 1904 году. Ленин и его коллеги ждали Луначарского в Женеве, где они планировали начать издание новых большевистских газет. Сам Анатолий Васильевич, однако, не спешил покидать Париж. За этот фарс Луначарский, которого Надежда Крупская называла разрушителем (Надежда Константиновна сравнивала его убедительные и напористые речи с ходом идущего в бой миноносца), получил от Ленина новую приписку — «разрушитель безрассудства».

После раскола в РСДРП Лурский сначала не знал, на чью сторону встать. Он выступал за примирение с меньшевиками и поддерживал их более умеренные, эволюционные взгляды на природу революции и отношения внутри партии. Позже, под влиянием Ленина, он присоединился к большевистской фракции.

У Луначарского сложились доверительные отношения с будущим вождем революции. Ленин ценил его за чувство ответственности и трудолюбие и считал редким и щедро одаренным человеком. На самом деле, знания Луначарского не ограничивались естественными науками и марксистской философией. Он обладал исключительными интеллектуальными способностями, был эрудирован и говорил по меньшей мере на пяти европейских языках.

Идейные поиски Луначарского

В 1905 году по приглашению Ленина Луначарский прямо из Флоренции отправился в революционную Россию. Он работал в легальной большевистской газете «Новая жизнь», занимаясь агитацией и писательством. Теоретическая работа, написанная Луначарским во время первой русской революции, во многом стала предвестником будущей культурной политики Советского Союза. Луначарский был особенно заинтересован в разработке пролетарской эстетики, которая объединила бы рабочих и удовлетворила их особый художественный вкус.

После поражения революции Луначарский дистанцировался от большевизма в своей идеологической концепции и начал развивать концепцию обожествления, пытаясь создать некий сплав марксизма и христианства. Согласно этой концепции, Бог — это высшая универсальная сущность, которая может быть создана коллективным трудом. Луначарский и другие теодиты — А. Богданов, В. Базаров, М. Горький — пропагандировали эту идею в печати. Эти идеи вызвали резкое неприятие со стороны Ленина: он считал их совершенно несовместимыми с марксистской доктриной.

В 1909 году Луначарский отправился на Капри и принял участие в организации антипартийного объединения «Вперед» и партийной школы для большевиков-мигрантов. Его члены отвергли сотрудничество с Государственной Думой и легальные способы борьбы с правительством. Во время Первой мировой войны Луначарский постепенно отошел от идей обожествления и летом 1917 года был вновь принят в партию большевиков.

Анатолий Луначарский — кратко

Большевики часто ассоциируются с недостатком образования. Это неудивительно, ведь в Российской империи доступ в университеты был закрыт для революционеров: Одни не были приняты, другие были исключены. А. Луначарский в этом отношении является исключением: он окончил гимназию в Киеве, а университетское образование получил в Швейцарии. Затем он окончательно пришел к марксизму и коммунизму.

Детство и учеба

Семейное положение Анатолия очень сложное. Он был незаконнорожденным ребенком государственного служащего Александра Антонова, родившегося в Полтаве в 1875 году. Его отец бросил ребенка, и мать Александра Ростовчева осталась одна. Позже она встретила Василия Луначарского, который женился на ней и усыновил ребенка. Так Анатолий взял фамилию отчима. Сам Василий был «благородных кровей», но из-за того, что он сам был незаконнорожденным сыном, ему не хватало благородства. Со временем в семье часто возникали конфликты, и Анатолий даже бросил школу. Еще учась в Киеве, Анатолий начал читать марксистскую литературу. В 1985 году он отправился учиться в Цюрих. Вернувшись в Россию, он со временем увлекся революционной деятельностью, за что был заключен в тюрьму, а затем сослан на год. Еще до своей ссылки в 1903 году Луначарский стал членом РСДРП (большевиков).

В 1904 году он отправился в ссылку и издавал несколько большевистских газет. После начала Первой русской революции он вернулся на родину в пропагандистских целях, после чего его снова чуть не посадили в тюрьму, но ему удалось выехать за границу. С 1906 по 1917 год он все больше писал об образовании и религии и вместе с другими большевиками и меньшевиками боролся за будущую «новую» культуру. Из-за разногласий он вышел из партии в 1913 году, но вновь вступил в нее после Февральской революции и вернулся в Россию.

После путча большевиков Луначарский вошел в Совет народных комиссаров и возглавил комиссариат просвещения. 2 ноября он хотел подать в отставку из-за того, что во время демонстраций в Москве рабочие едва не разрушили памятники Кремля и собора Василия Блаженного, но был остановлен. Он отвечал за создание новых школ, пролетарской культуры и новой политики памяти. Луначарский считается одним из основателей новой пролетарской литературы. При нем были установлены основные советские праздники и их формат. При Луначарском в стране были установлены памятники Марксу, Энгельсу, «Труду» и различным иностранным революционерам (например, Гарибальди).

Он был наркомом просвещения до 1929 года, когда возглавил Научный комитет Центрального исполнительного комитета партии. В 1933 году он был направлен в Испанию в качестве главы советской делегации. Он не доехал до конечного пункта назначения, так как заболел в пути. Он умер во французском городе Ментон. Тело было доставлено в Москву, кремировано, а урна захоронена на Кремлевской стене.

Политическая и общественная деятельность

На родине Луначарский продолжал заниматься пропагандистской и боевой деятельностью, писал прокламации. Такая дерзость не могла остаться безнаказанной — мальчика арестовали. Однако из-за юного возраста его пребывание в тюрьме было недолгим, так как через два месяца его передали отцу. Условия были таковы: ему не разрешалось выступать с публичными речами и не разрешалось покидать Полтаву.

Владимир Ленин и Анатолий Луначарский обходят строй почётного караула

С этим его перспективы также начали существенно меняться. Луначарский больше не принимал политический экстремизм, пропагандируемый большевиками под руководством Ленина. По его мнению, единственным способом захвата власти был парламентский путь. Именно перемена взглядов Анатолия привела к тому, что его обвинили в увлечении идеалистической философией и других «смертных грехах», по мнению большевиков.

Со временем Луначарский переключился с политической журналистики на литературную критику — он стал внимательно следить за публикацией всех художественных новинок. Например, в статье «Футуристы» он впервые указал на новаторский характер такого движения в искусстве.

В этот период в марксистской литературе разгорелась волна дискуссий об учении Ленина о диктатуре пролетариата, и Анатолий начал вновь появляться в партийной прессе. Его ориентация снова изменилась, и революционер на время сблизился с большевиками. Все эти события происходили за границей, потому что Луначарский знал, что в России его немедленно арестуют и заставят отказаться от общественной и литературной деятельности.

Анатолий Луначарский, Константин Станиславский, Бернард Шоу в 1931 году

После прихода к власти Сталина Анатолий был отстранен от руководства, что сказалось на его физическом здоровье. Кроме того, была запрещена публикация работ автора о недопустимости терроризма и человеческих жертвоприношений.

В течение восьми лет, до 1932 года, Луначарский был председателем Бюро по связям с зарубежными писателями. Летом 1929 года вместе с другими членами Народного комиссариата он отказался участвовать в «культурной революции» и подал заявление об отставке, которое было немедленно принято. С отставкой Анатолия местная интеллигенция осталась без своего главного защитника. Благодаря своей хорошей репутации, мужчине удалось избежать осуждения — его отправили в «почетную ссылку».

Личная жизнь

В личной жизни Луначарский был не менее активен, чем в профессиональной. В 1902 году 27-летний революционер женился в первый раз; его женой стала 19-летняя писательница Анна Александровна Малиновская. За 20 лет совместной жизни в их семье был только один ребенок. Его сын Анатолий Анатольевич Луначарский родился в 1911 году и пошел по стопам родителей, став писателем. В 1943 году он сознательно ушел на фронт, где трагически погиб при высадке десанта в Новороссийске.

Анатолий Луначарский и Наталья Розенель

В 1922 году 47-летний Анатолий познакомился с молодой актрисой Натальей Розенель и сразу же влюбился в нее. Творческая пара вскоре обручилась. В их браке не было общих детей, но мужчина удочерил дочь Ирину Луначарскую от первой законной связи своей молодой жены.

Национальность общественного деятеля — русский. Его рост и вес неизвестны, но архивные фотографии показывают, что он был довольно высоким и внушительным мужчиной.

Смерть

Анатолий Луначарский умер от рецидива после удаления правого глаза в Берлине в 1932 году. После операции мужчина вернулся в Россию, но уже не мог нормально работать. По совету врачей автор отправился в Германию для прохождения нового курса лечения.

Надгробная плита Анатолия Луначарского в Кремлёвской стене

Летом 1933 года Луначарский приехал в Париж, где его здоровье ухудшилось настолько, что врачи настояли на немедленной госпитализации в санаторий на Лазурном берегу. Его смерть наступила неожиданно 26 декабря 1933 года, мужчине было 58 лет.

Сочинения

Прижизненные публикации перечислены в хронологическом порядке. Перепечатки не указаны.

  • Этюды критические и полемические. — Москва: «Правда», 1905.
  • Королевский брадобрей. — СПБ: «Дело», 1906.
  • Отклики жизни. — СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
  • Пять фарсов для любителей. — СПБ: «Шиповник», 1907.
  • Идеи в масках. — М.: «Заря», 1912.
  • Культурные задачи рабочего класса. — Петроград: «Социалист», 1917.
  • А. Н. Радищев, первый пророк и мученик революции. — Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
  • Диалог об искусстве. — М.: ВЦИК, 1918.
  • Фауст и город. — Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
  • Маги. — Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919.
  • Василиса премудрая. — Петроград: Гиз, 1920.
  • Иван в раю. — М.: «Дворец искусства», 1920.
  • Оливер Кромвель. — М.: Гиз, 1920.
  • Канцлер и слесарь. — М.: Гиз, 1921.
  • Фауст и город. — М.: Гиз, 1921.
  • Искушение. — М.: Вхутемас, 1922.
  • Освобожденный Дон-Кихот. — Гиз, 1922.
  • Фома Кампанелла. — М.: Гиз, 1922.
  • Этюды критические. — Гиз, 1922.
  • Драматические произведения, тт. I—II. — М.: Гиз, 1923.
  • Основы позитивной эстетики. — М.: Гиз, 1923.
  • Искусство и революция. — М.: «Новая Москва», 1924.
  • История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. — Гиз, 1924.
  • Медвежья свадьба. — М.: Гиз, 1924.
  • Поджигатель. — М.: «Красная новь», 1924.
  • Театр и революция. — М.: Гиз, 1924.
  • Толстой и Маркс. — Ленинград: «Academia», 1924.
  • Литературные силуэты. — Л.: Гиз, 1925.
  • Критические этюды. — Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
  • Судьбы русской литературы. — Л.: «Academia», 1925.
  • Этюды критические (Западно-европейская литература). — М.: «ЗИФ», 1925.
  • Яд. — М.: изд. МОДПиК, 1926.
  • На Западе. — М.-Л.: Гиз, 1927.
  • На Западе (Литература и искусство). — М.-Л.: Гиз, 1927.
  • Н. Г. Чернышевский, Статьи. — М.-Л.: Гиз, 1928.
  • О Толстом, Сборник статей. — М.-Л.: Гиз, 1928.
  • Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
  • Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским. — М.: изд. «Безбожник», 1928.
  • Максим Горький. — М.-Л.: Гиз, 1929.
  • Спиноза и буржуазия1933
  • «Религия и просвещение» (rar)
  • О быте: молодежь итеория стакана воды

Книги Луначарского, изъятые из библиотек в 1961 году 12

  • Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров. М., Гос. изд., 1922. 82 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Великий переворот (Октябрьская революция). Ч. 1. Изд. изд-ва З. И. Гржебина. Пг., 1919. 99 с. 13 000 экз.
  • Луначарский А. В. Воспоминания. Из революционного прошлого. Харьков, «Пролетарий», 1925. 79 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Гр. Гиацинт Серрати или революционно-оппортунистическая амфибия. Пг., Изд. Коминтерна, 1922. 75 с.
  • Луначарский А. В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. М.—Л., Гос. изд., 1927. 134 + 24 с. 35 000 экз.
  • Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная и пролетарская. Подготовлена к печати В. Д. Зельдовичем. Пг., «Путь к знанию», 1923. 141 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.—Л» «Красная новь», 1924. 209 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Искусство и революция. Сборник статей. М., «Новая Москва», 1924. 230 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции. (Доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г.) М.—Л., «Моск. рабочий», 1928. 72 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Культура в капиталистическую эпоху. (Доклад, сделанный в Центральном клубе Моск. пролеткульта им. Калинина.) М., Всерос. пролеткульт, 1923. 54 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Литературные силуэты. М—Л., Гос. изд., 1925. 198 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Наши задачи на фронтах труда и обороны. Речь на заседании Совета рабочих, крестьянских и красноармейских и казачьих депутатов 18-го августа 1920 г. в Ростове на Дону. Ростов на Дону, Гос. изд., 1920. 16 с.
  • Луначарский А. В. Очередные задачи и перспективы народного образования в республике. Свердловск, 1928. 32 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Очерки марксистской теории искусств. М., АХРР 1926 106 с 4 000 экз.
  • Луначарский А. В. Партия и революция. Сборник статей и речей. ГМ.1, «Новая Москва», 1924. 131 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Просвещение и революция. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1926. 431 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Пять лет революции. М., «Красная новь», 1923. 24 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Революционные силуэты. Все издания по 1938 г. включительно.
  • Луначарский А. В. Социальные основы искусства. Речь, произнесенная перед собранием коммунистов МК РКП(б). М., «Новая Москва», 1925. 56 с. 6 000 экз.
  • Луначарский А. В. Третий фронт. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1925. 152 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. и Лелевич Г. Анатоль Франс. М., «Огонек», 1925. 32 с. 50 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. М., «Моск. рабочий», 1925. 78 с. Моск ком. РКП (б). 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М., «Работник просвещения», 1929. 168 с. 5 000 экз.

Память

  • В честь Луначарского назван ряд географических объектов (улицы, площади, переулки и т. д.).
  • Драматический театр имени Луначарского (г. Владимир).
  • Севастопольский академический русский драматический театр им. А. В. Луначарского.
  • Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского.
  • Армавирский драматический театр имени А. В. Луначарского.
  • Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского.
  • Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского.
  • Астраханский государственный медицинский институт имени А. В. Луначарского.
  • Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского.
  • Ордена «Знак Почета» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского, г. Владикавказ
  • Кемеровский театр драмы им. А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского в г. Буинске

Литература

  • Мандельштам Р. Книги А. В. Луначарского. — Л.—М.: ГАХН, 1926
  • Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. Воспоминания. 2 изд. 1965
  • Каиров И. А. А. В. Луначарский — выдающийся деятель социалистического просвещения. — М., 1966
  • Ёлкин А. С. Луначарский. Жизнь замечательных людей. — М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967
  • Борев Ю. Б. Луначарский. Жизнь замечательных людей. — М.: «Молодая гвардия» 304 стр. 2010 ISBN 978-5-235-03304-7
  • Бугаенко П. А. А. В. Луначарский и советская литературная критика. — Саратов, 1972
  • Трифонов Н. А. А. В. Луначарский и современная литература. — М., 1974
  • О Луначарском. Исследования. Воспоминания. — М., 1976
  • Павловский О. А. Луначарский. — М., 1980
  • Любутин К. Н., Франц С. В. Российские версии марксизма: Анатолий Луначарский. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002 ISBN 5-7525-0987-4

Библиографические указатели

  • А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902—1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964
  • Библиография работ А. В. Луначарского о музыке. Библиографический указатель, 1910—1933, составитель Муратова К. Д. — В мире музыки. М., 1971.
  • А. В. Луначарский. Указатель трудов, писем и литературы о жизни и деятельности, тт. 1 — 2, М., 1975 — 79.
  • Архивные фонды А. В. Луначарского. Путеводитель по фондам и коллекциям личного происхождения. (РГАСПИ), М., 1996

Нарком был готов уйти с поста после артиллерийского обстрела красногвардейцами Кремля

Когда разразилась Октябрьская революция, вопрос о том, кто станет комиссаром просвещения в новом правительстве, практически не стоял. Луначарский возглавил департамент и почти сразу же ушел в отставку. Он был потрясен событиями в Москве, где уличные бои затронули Кремль. В заявлении в Совнарком Луначарский написал: «Я только что узнал от очевидцев, что произошло в Москве. Я только что слышал от очевидцев. Кремль, где собраны самые важные сокровища Петербурга и Москвы, подвергается бомбардировке. Тысячи жизней потеряны. Битва ожесточается и превращается в жестокую ярость. Что будет дальше. Куда она пойдет дальше? Я не могу этого вынести. Мой счетчик на исходе. Я бессилен остановить этот ужас. Невозможно работать под подавлением этих безумных мыслей. Я знаю о последствиях этого решения. Но я не могу продолжать.

Однако члены партии указали Луначарскому на то, что его поведение было неуместным в данных обстоятельствах, и он отозвал свое заявление после тщательного рассмотрения. В то же время он не изменил своим принципам — народный комиссар был приверженцем сохранения памятников культуры, и многие исторические здания стоят и сегодня благодаря его усилиям.

Луначарский добился назначения пенсии дочери Пушкина

В 1918 году комиссар Луначарский подал заявление о назначении пенсии Марии Александровне Гартунг, урожденной Пушкиной, старшей дочери поэта Александра Пушкина, проживавшей в Петербурге. Он смог одержать победу: На основании «заслуг Пушкина перед русской литературой» Мария Александровна получала пенсию. Однако 86-летняя женщина умерла вскоре после этого решения и, по некоторым данным, даже не успела его получить. Тем не менее, этот шаг Луначарского принес большевикам плюсы в глазах русской интеллигенции. Действительно, Леон Троцкий писал, что нарком просвещения был той силой, с помощью которой красным удалось привлечь на свою сторону значительную часть старой интеллигенции.

Владимир Ленин беседует с писателем Гербертом Уэллсом в своём кабинете в Кремле.

Нарком внес значительный вклад в ликвидацию безграмотности в России

Заслуга Луначарского в том, что даже во время гражданской войны, в условиях голода и разрухи, большинство школ продолжали функционировать. Писатель-фантаст Герберт Уэллс, приехавший в Россию, высказал эту мысль, представив интерес большевиков к образованию как преимущество. При Комиссариате просвещения работал Чрезвычайный Всероссийский комитет по ликвидации неграмотности. К 1927 году, благодаря распространению грамотности, около 10 миллионов взрослых в Советском Союзе научились читать и писать. Луначарский принимал самое активное участие в сохранении и развитии театров и установил контакты с руководством Академии наук. Его называли «Василий Блаженный» за его снисходительность к противникам советской власти, но Луначарский мог быть и жестоким. Нарком просвещения лично санкционировал депортацию бескомпромиссных противников нового режима на так называемом «Философском пароходе», а также лишение Федора Шаляпина звания «Народный артист».

Пожалуй, самым спорным проектом Луначарского была идея преобразования русского алфавита в латинский. «Учитывая большое количество людей, использующих русскую письменность, а также чрезвычайно близкие украинскую, белорусскую и некоторые другие письменности, следует иметь в виду, что эта реформа велика и поэтому к ней нужно подходить с большой осторожностью. Однако нет сомнения, что в конце концов эта идея возобладает и будет введена», — писал он. В 1929 году Народный комиссариат просвещения СССР создал комиссию для изучения вопроса о латинизации русского алфавита. Было предложено начать с языков меньшинств. Луначарский, свободно владевший семью языками, был убежден, что латинский алфавит откроет новые возможности для страны и приблизит ее к Европе.

Но эта идея не была реализована. Возможно, так было лучше.

Биография Луначарского

Анатолий Луначарский родился в Полтаве 11 (23) ноября 1875 года. Он был внебрачным сыном статского советника Александра Антонова и Александры Ростовцевой. Отчество, фамилию и дворянство он получил от своего отчима Василия Луначарского.

Детство и юность

У Анатолия было четыре сводных брата и сводная сестра: Михаил, Платон, Яков и Николай. Отношения между его матерью и приемным отцом были очень сложными, настолько, что они неоднократно планировали развестись. Все это отрицательно сказалось на эмоциональном состоянии мальчика.

Из-за жизни на две семьи и частых ссор Луначарского даже оставили в школе на второй год. Когда ему было 10 лет, умер его отчим, после чего мать решила переехать с детьми в Киев.

Здесь Анатолий Луначарский поступил в местную мужскую гимназию, где подружился с философом Николаем Бердяевым. В то же время он глубоко увлекся марксизмом, что привело его к вступлению в Социал-демократическое общество.

В результате Луначарский оказался настолько блестящим, что его поставили во главе группы студентов, которые тайно изучали запрещенные книги. В то же время молодой человек стал заниматься пропагандой марксистских идей среди рабочих, а также начал писать статьи на соответствующие темы.

После окончания школы 20-летний Анатоль отправился в Швейцарию, чтобы поступить в Цюрихский университет. Там он с еще большим энтузиазмом изучал работы Маркса и Энгельса, а также религиозные и социалистические труды.

Политическая и общественная деятельность

Во время учебы Луначарский посетил многие города Италии и Франции, а также познакомился с Георгием Плехановым и Розой Люксембург. После окончания учебы он вернулся в Москву.

Приехав домой, Анатолий продолжал вести пропаганду и писать листовки, поэтому за ним установили наблюдение и вскоре арестовали. Проведя в тюрьме около двух месяцев, он был освобожден. Ему не разрешалось выступать с публичными речами и покидать Полтаву.

vladimir-lenin-i-anatolij-lunacharskij

Тем не менее, вскоре после освобождения молодой Луначарский вернулся в Москву. По этой причине он был снова арестован и пробыл в тюрьме 8 месяцев. Затем его сослали в Волоколамскую губернию, где он продолжал изучать идеи марксизма.

В 1903 году Анатолий Луначарский присоединился к большевикам, а затем некоторое время жил в Киеве. В следующем году он переехал в Женеву, где стал членом редакционной коллегии большевистских изданий. Он быстро завоевал авторитет среди своих коллег и сблизился с Лениным и другими видными большевиками.

Затем Луначарский принял участие в работе III и IV съездов РСДРП. Осенью 1905 года он вернулся в Россию, чтобы всколыхнуть там население. Здесь он руководил изданием революционной газеты «Новая жизнь», за что был арестован полицейскими властями. Однако ему удалось бежать за границу.

В последующие годы своей биографии Анатолий Луначарский работал в журнале «Образование», пересматривая многие идеи, которые привели его к философским разногласиям с Лениным. Любопытно, что эти разногласия вскоре переросли в политическую борьбу.

Луначарский особенно негативно относился к политическому экстремизму большевиков. По его мнению, они должны брать власть в свои руки только через парламентские каналы. В результате революционера критиковали за интерес к идеалистической философии и другие «грехи».

Вскоре сторонники большевиков начали жаркие дебаты по поводу утверждений Ленина о диктатуре пролетариата. Анатолий снова стал появляться в партийной прессе. Он пересмотрел свои взгляды на некоторые идеи и на некоторое время приблизился к большевикам.

Луначарский опубликовал серию работ по истории литературы, в которых обсуждал проблему взаимоотношений между интеллигенцией и пролетариатом. Он считал, что эти два социальных класса вполне могут сосуществовать.

Его взгляды были высоко оценены Максимом Горьким и определили курс большевистской литературной политики на несколько лет. Когда в феврале 1917 года разразилась революция, Луначарский оставил свою семью в Швейцарии и сразу же отправился в Россию.

Там философ продолжал призывать народ к мирному захвату власти, что привело к полемике с большевистским руководством. Он также поднял вопросы о роспуске Государственной Думы и передаче власти «рабочему классу».

anatolij-lunacharskij-i-maksim-gorkij

Когда примерно через полгода разразилась Октябрьская революция, в биографии Луначарского произошло еще одно важное событие: он был назначен наркомом просвещения. Он открыл журнал Flame, в котором публиковались статьи авторов с диаметрально противоположными взглядами.

Личная жизнь

В биографии Анатолия Луначарского было две жены. В 1902 году он женился на писательнице Анне Малиновской. От этого союза, который продлился 20 лет, у него родился единственный ребенок, сын Анатолий.

Затем он женился на молодой актрисе Наталье Розенель. У них не было общих детей, и Луначарский был занят воспитанием своей приемной дочери Ирины, которая была Натальей от предыдущего брака.

Влияние на советское искусство

Считается, что умение Луначарского слушать собеседников позволило ему привлечь на сторону большевиков многих представителей научного и художественного мира. Народный комиссар установил связи с Академией наук и обеспечил сотрудничество выдающихся ученых с Народным комиссариатом просвещения. Известны случаи, когда режим поддерживал опальных писателей, которые не хотели быть лояльными к новой власти. Например, политик организовал поездку за границу для Александра Блока, которому требовалось срочное лечение, и спас от расстрела Ивана Бунина, ненавидевшего новый режим.

Анатолий Васильевич Луначарский

Если в годы после революции Луначарский еще мог проявлять плюрализм в искусстве, то в последующий период культурная политика Советского Союза становилась все более жесткой. Темперамент Анатолия Васильевича отличался от темперамента Владимира Ленина тем, что был более демократичным и требовательным. Однажды лидер сказал:

«Я люблю этого человека, в нем есть французский ум и легкомыслие».

Невозможно скрыть участие народного комиссара в высылке интеллигенции за границу и в массовых чистках в рядах преподавателей вузов. Однако среди писателей и художников Луначарский продолжал пользоваться большим уважением, а многие даже считали его лучшим министром просвещения в истории России.

Личная жизнь

Политик был женат дважды. Его первой женой была писательница Анна Малиновская, которая родила ему сына Анатолия. Впоследствии молодой человек стал журналистом, ушел добровольцем на фронт и погиб под Новороссийском в 1943 году.

Анатолий Васильевич Луначарский

Второй раз революционер устроил свою личную жизнь с актрисой Натальей Рознер, автором мемуаров «Память сердца». Совместных детей в этом браке не было, Луначарский воспитывал их дочь Наталью от первого брака.

Известно, что у политика есть неофициальная дочь Галина от отношений с балериной Надеждой Надеждиной.

Последние годы и смерть

1929 год стал годом больших перемен для многих выдающихся личностей, не обошел стороной и Анатолия Луначарского. После 12 лет работы на посту наркома образования он ушел на пенсию, и его сменил более лояльный к Сталину А. Бубнов. В первые же дни своего пребывания на посту новый лидер начал борьбу с либерализмом и свободомыслием в искусстве.

Дальнейший жизненный путь политика был связан с научной деятельностью. Он начал писать публицистические статьи и в то же время был председателем Научного комитета при ЦИК СССР. Через год после отставки с поста народного комиссара Луначарский был избран ученым.

В 1930-е годы стало ясно, что он не подходит для сталинского режима, который с каждым годом становился все более тоталитарным и кровожадным. Его обвинили в сотрудничестве с троцкистами и в том, что он делал определенные заявления, но вскоре дело было прекращено за отсутствием доказательств.

В прессе появились непристойные статьи, обвиняющие мецената в чуждой большевизму концепции искусства и культуры. Владимир Галактионович Короленко предупреждал Луначарского о возможных репрессиях в 1920-е годы, но в то время успешному политику было очень трудно в это поверить.

В 1933 году бывший народный комиссар был назначен советским послом в Испании. На этом посту он пробыл недолго — 26 декабря того же года он умер от тяжелой болезни.

Ссылки

Для нас важна актуальность и надежность информации. Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter .

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий