Законом от 3 июня 1886 года в нашей стране впервые было введено верховенство закона в регионе, где царили беззаконие и произвол, а для защиты нового закона были созданы государственные надзорные органы. В.П. Литвинов-Фалинский.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Убийство
- 3 Адреса в Санкт-Петербурге
- 4 Кинематографические воплощения
- 5 Примечания
- 6 Литература
Он был единственным сыном учительницы Елизаветы Михайловны Шамаевой и Константина Григорьевича Плеве. Он был православным. Ему принадлежало 300 десятин имущества, купленного у жены в Калужской губернии. От официального брака с Зинаидой Николаевной Грицевич у него было двое детей: дочь Елизавета Вячеславовна Плеве (Вуич) и сын Николай Вячеславович Плеве.
С 1851 года он жил со своей семьей в Варшаве и учился в Варшавской гимназии.
В 1863 году он участвовал в уличной полиции во время польского восстания 1863-1864 годов.
Затем он учился в Николаевской гимназии в Калуге, которую окончил с золотой медалью. Он продолжил обучение в Московском университете на юридическом факультете. В 1867 году он окончил университет со степенью кандидата юридических наук 2.
В 1867 году он был назначен кандидатом на должность прокурора Московского окружного суда в чине коллежского секретаря и в течение последующих 14 лет служил в Министерстве юстиции. Он последовательно был помощником (или заместителем) прокурора в окружных судах во Владимире и Туле, прокурором в Володке и заместителем прокурора в судебном департаменте в Варшаве.
В 1879 году он был назначен прокурором судебного округа Санкт-Петербурга. Император Александр II узнал о Плеве и рекомендовал его министру внутренних дел графу М. Т. Лорис-Меликову.
В 1881 году он был назначен заместителем прокурора в специальном департаменте правительствующего Сената, который занимался делами о государственных преступлениях и злодеянии 1 марта (убийство императора Александра II).
В 1881-1884 годах он был директором Департамента государственной полиции Министерства внутренних дел; проводил активные и успешные мероприятия по борьбе с террористической организацией «Народная воля». Вместе с подполковником Г.П. Судякиным он разработал систему подпольной работы в революционных организациях, которая никогда не существовала в таких масштабах в России. В мае 1881 года он принял участие в работе Комитета по выработке Положения о государственной безопасности.
В 1884 году он был назначен сенатором; он был членом 1-го отдела губернаторского сената.
В 1885 году он был назначен помощником министра внутренних дел.
В 1894 году он был назначен государственным секретарем и главным инспектором Государственного совета.
17 августа 1899 года он был назначен государственным министром и заместителем министра Великого княжества Финляндского и остался на посту заместителя министра. Он был председателем комитета, который обсуждал вопрос о восстановлении Сената Финляндии. Он проводил политику русификации Финляндии. Он активно участвовал в разработке нового устава о военной службе в Финляндии, издал манифест о введении русского языка в управлении Сенатом и всеми областными административными органами, а также усилил влияние генерал-губернатора на решения местного Сената.
1902 — 4 апреля, после убийства Д.С. Сипягина, назначен министром внутренних дел и шефом корпуса жандармов. На этом посту он последовательно проводил жесткую политику в отношении оппозиции и революционных движений. Под его руководством были подавлены крестьянские восстания в Подольской и Харьковской губерниях. 30 мая 1902 года, согласно отчету Плеве, было выполнено «императорское распоряжение о прекращении статистического учета в земствах двенадцати губерний в 1902 году и о применении этой меры к некоторым сельским местностям других губерний по усмотрению губернаторов». Он принял меры по ограничению деятельности местных комитетов по нуждам агропромышленного комплекса; в ноябре 1902 года своим приказом закрыл Воронежский областной комитет «…ввиду резкости взглядов его членов»; на некоторых из них были наложены административные взыскания. В 1903 году земские учреждения Московской, Вятской, Курской и Тверской губерний были переданы под административный контроль. Высочайшим указом от 8 января 1904 года министру внутренних дел и тверскому губернатору были предоставлены чрезвычайные полномочия по управлению земствами Тверской губернии и Новоторского уезда. Ограничивая деятельность земств, особенно губернских земств, Плеве был убежденным сторонником укрепления государственного руководства.
Убийство
28 июля 1904 года он был убит в Санкт-Петербурге на Измайловском проспекте у Варшавского вокзала студентом СР Егором Созоновым, который бросил бомбу в его машину.
Причиной убийства стали еврейские погромы в Кишиневе в апреле 1903 г. Событиями тех дней воспользовались все революционные партии России, обвинив в них Плеве, который решительно выступал против них на протяжении всего своего пребывания в Министерстве внутренних дел.
Убийство было организовано «Боевой организацией Социалистической революционной партии», которая рассматривала терроризм как единственный эффективный метод борьбы. Операция называлась «Марш на Плеве», а руководил ею Евно Азеф. План состоял в том, чтобы изучить маршруты еженедельных поездок министра в Чарское Село для докладов Николаю II, а затем отправить группу бойцов в заранее определенное место. Азеф лично отобрал кандидатов и поручил Борису Савинкову направлять и координировать коммуникации. Было решено совершить покушение 18 марта 1904 года. Но операция провалилась: Абрам Боришанский покинул свой пост, заподозрив, что за ним следят. Следующая попытка была запланирована на 24 марта. По этому пути пошли Алексей Покотилов и Боришанский, который лично хотел быть восстановленным в глазах своих товарищей по партии. Однако в тот день команда с В. К. Плеве пошла другим путем. Следующая атака была запланирована на 1 апреля, но в ночь нападения Алексей Покотилов был убит бомбой, взорвавшейся у него в руках в гостинице «Северная». Полиция начала расследование. Все члены команды Савинкова в спешке покинули Санкт-Петербург. Покушение было отложено на неопределенный срок.
В связи с этим Евно Азеф собрал всех в Швейцарии и, исключив из партии тех, кого он считал трусами, упрекнул Савинкова и потребовал от ЦК пополнить казну «боевой организации». Следующее покушение было запланировано на 28 июля. Первым сошел Боришанский, которому пришлось пропустить машину Плеве. За ним последовал Егор Созонов, главный убийца. За ним следовали Каляев и Сикорский, которые должны были совершить покушение, если Созонов не попадет в цель. Если бы карета повернула назад, Боришанский закончил бы работу.
Площадь у Варшавского вокзала. Остатки кареты министра. Фото Карла Буллы, 28 июля 1904 года.
При виде кареты Созонов сошел с тротуара и бросил в карету бомбу. В первом случае Плеве был убит.
Позже, когда раны, полученные во время нападения, зажили в тюрьме, Созонов написал в своих воспоминаниях, что в тот день он молился, чтобы жертва не выжила.
Примечания
- ↑ Плеве Вячеслав Константинович. (недоступная ссылка)
- ↑ Источники называют также Санкт-Петербургский университет.
- ↑ Анатолий Степанов. Русское Собрание. Из книги «Черная сотня»
- ↑ Морской А. Исход российской революции 1905 года и правительство Носаря. — М ., 1911. — С. 19.
- ↑ словарь псевдонимов
- ↑ Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Опыт критики мемуаров С. Ю. Витте.
- ↑ Витте С. Ю. Воспоминания: Царствование Николая II. — Берлин: Слово, 1922. — Том I. — Глава 30.
- Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. — М .: Яуза Эксмо, 2010. — С. 197—204. — 768 с. — (Энциклопедия спецслужб). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-43615-6
- Любимов Д. Н. Памяти Вячеслава Константиновича Плеве. — СПб., 1904.
- П. А. Столыпин глазами современников. / Под общ. ред. П. А. Пожигайло. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
- Овченко Ю. Ф. Полицейская реформа В. К. Плеве // Вопросы истории. — 1993. — № 8.
- Чукарев А. Г. Тонкий и беспринципный деятель (Подробности из личной и политической жизни В. К. Плеве) // Российский исторический журнал. — 2003. — № 2.
- Янжул И. И. Воспоминания о пережитом и виденном в 1864—1909 гг. — СПб, 1911.
- Judge, Edward H. Plehve: repression and reform in imperial Russia, 1902 — 1904.. — Syracuse University Press, 1983. — 299 с. — ISBN 0-8156-2295-3
Вячеслав Константинович Плеве в Викицитатнике ? |
Предшественник: Дмитрий Сипягин | Министр внутренних дел Российской империи 1902-1904 гг. | Преемник: Петр Святополк-Мирский |
Директор Департамента полиции Министерства внутренних дел Российской империи | |
---|---|
Российская империя (1880-1917) | И. 1880-1980 — О. Велио — В. К. Плеве — П. Н. Дурново — Н. И. Петров — Н. Н. Сабуров — А. Ф. Добржинский — С.Е. Зволянский — А.А. Лопухин — С.Г. Коваленский — Н.Е. Зволянский — А.А. Лопухин — С.Г. Коваленский. П. Гарин — Е. И. Вуйич — М. И. Трусевич — Н. П. Зуев — С. П. Белецкий — В. А. Брюн де Сент — Д. Кафафов — Е. К. Климович — А. Т. Васильев |
Министры (народные комиссары) внутренних дел России и СССР | |
---|---|
Российская империя (1802-1917) | Кочубей — Куракин — Козодавлев — Голицын — Кочубей — Кампенгаузен — Ланской — Закрефский — Блудов — Строганов — Перовский — Бибяков — Ланской — Валуев — Тимашев — Маков — Лорис Меликов — Игнатьев -… Толстой — Иван Дурново — Горемыкин — Сипягин — Плеве — Святополк-Мирский — Булыгин — Петр Дурново — Столыпин — Макаров — Маклаков — Щербатов — Алексей Хвостов — Штюрмер — Александр Хвостов — Протопопов |
Временное правительство (1917) | Львов — Церетели — Аксентьев — Никитин |
Российская Федерация (РСФСР) (1917-1934) | Рыков — Петровский — Дзержинский — Белобородов — Толмачев |
Советский Союз (1934-1960) | Ягода — Ежов — Берия — Круглов — Дудоров |
Российская Федерация (РСФСР) (1960-1966) | Стаханов — Тикунов |
Советский Союз (1966-1991) | Щелоков — Федорчук — Власов — Бакатин — Пуго — Баранников |
Российская Федерация (РСФСР) (1989-1991) | Трушин — Баранников |
Российская Федерация (с 1991 года) | Дунаев — Ерин — Куликов — Степашин — Рушайло — Грызлов — Нургалиев — Колокольцев |
Происхождение и образование
Вячеслав Константинович родился 08 апреля 1846 года в Калужской губернии в городе Мещовске, в доме своей матери Елизаветы Михайловны Шамаевой, происходившей из семьи мелких калужских дворян.
Отец министра внутренних дел, статский советник Константин Григорьевич Плеве, профессор истории, происходил из бедной дворянской семьи с немецкими корнями.
В 1851 году семья переехала в Варшаву. До 1863 года В. К. Плеве посещал одну из варшавских гимназий.
вместе со своими товарищами для поддержания порядка на улицах, охрана которых по просьбе населения была поручена молодым студентам. Из воспоминаний о польском восстании.
После начала восстания в городе родители отправили сына обратно в Калугу, где он окончил гимназию с золотой медалью.
Политическая карьера
V. У К. Плеве всегда было много критиков, но даже они признавали, что он, выходец из низшей части аристократической провинциальной интеллигенции, самостоятельно сделал блестящую политическую карьеру. Даже его противники говорили о его решительности, энергии и интеллекте.
Служба в Министерстве юстиции
В 1867 году Вячеслав Константинович закончил юридический факультет Московского университета и поступил на службу в Министерство юстиции. Он работал заместителем прокурора во Владимире, Вологде, Твери, Варшаве и Санкт-Петербурге.
Александр II (1818-1881)
Лорис Меликов (1824-1888)
Талантливый бюрократ привлек внимание Александра II. Император посоветовал министру внутренних дел М.Т. Лорис-Меликову нанять В.К. Плеве.
Четырнадцать лет спустя В.К. Плеве стал прокурором Особой службы правительствующего Сената по расследованию убийства Александра II.
За год до этого он познакомился с цесаревичем Александром Александровичем, впоследствии императором Александром III, который, как и его отец, оценил прекрасную память, навыки и профессионализм молодого прокурора.
Достижения и моральные качества господина являются достаточной гарантией того, что он привнесет в свою новую профессию ту же энергию и разумное отношение к работе, как он всегда делал это на своем судейском посту.
Из письма М.Т. Лорис-Меликова к Александру III.
Служба в полиции
В 1881 году Плеве стал директором полиции штата.
В 1881 году, после работы в Министерстве внутренних дел, В.К. Константинович, дослужившись до чина политического советника, был назначен директором Департамента государственной полиции, который он объединил с Третьим отделением и Корпусом жандармов. На этом посту В.К. Плеве занимался вопросами государственной безопасности и контрреволюционной деятельности.
Он считал необходимым работать над «религиозно-нравственным перевоспитанием интеллигенции» путем «введения строгой дисциплины во всех сферах общественной жизни, находящихся под контролем государства».
Организованная им самим и его заместителем, полковником Г. П. Судейкиным, начальником Охранного отделения, агентурная сеть привела к фактическому поражению народной воли в 1884 году. В это время практически прекратились террористические атаки и убийства политиков.
Все известные члены «Народной воли»: В.Н. Фигнер, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.И. Баранников оказались либо на виселице, либо в колонии.
В. K. K. Плеве был едва ли не первым политиком в России, занимавшимся деятельностью СМИ. Он обратил внимание императора на роль либеральной прессы в распространении революционных идей в России, на провокации со стороны прессы и разжигание народного недовольства деятельностью правительства.
В своем докладе за 1883 год Вячеслав Константинович писал, что журналисты напрямую сотрудничали с антимонархическими революционными организациями, печатая статьи известных революционеров, а также были виновны в терроризме, вспыхнувшем в конце 1970-х — начале 1980-х годов.
Убийство
В 1903 году в Кишиневе произошли масштабные еврейские погромы. Революционные организации (и не только они, например, С.Ю. Витте также был среди обвинителей) возложили ответственность за случившееся на министра внутренних дел, «известного своими антисемитскими взглядами».
Антисемитизм В.К. Плеве можно легко опровергнуть. В еврейском вопросе он выступал за ослабление ограничений и был гораздо менее радикален, чем великий князь Сергей Александрович. Он и слышать не хотел о полной отмене ограничений для евреев в Российской империи.
Министр довольно позитивно относился к сионизму, даже встречался с Т. Герцлем, лидером сионистов в империи, и обещал всяческую поддержку евреям, желающим эмигрировать в Палестину, вплоть до переговоров с турецким султаном.
Мы сидим в креслах друг напротив друга, по обе стороны небольшого столика. У него бледное, серьезное лицо, седые волосы, белые усы и поразительно молодые, живые карие глаза.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что когда революционеры говорят о виновности В.К. Плеве в кишиневских еврейских погромах, они «забывают», что Вячеслав Константинович, тогда еще начальник полиции, когда в 1880-1884 годах по ряду городов Юга прокатилась волна подобных погромов, увидел в актах насилия над евреями нарушение общественного порядка и беспощадно расправился с виновными.
Кто организовал
Боевая организация социалистов-революционеров начала разрабатывать операцию по убийству политика, так называемый «Крестовый поход на Плеве». Подготовкой занимались лично Е. Азеф и СР Б. Савинков, который отвечал за набор группы «подрывников».
Первые три попытки покушения на министра — 18, 24 и 1 апреля 1904 года — провалились. А после третьей неудачи Э. Азеф и Б. Савинков был вынужден покинуть Россию.
15 июля в Санкт-Петербурге было совершено новое покушение. В нем участвовали.
- И. Каляев, Д. Боришанский, Е. Сазонов – метальщики;
- М. Швейцер – снаряжал бомбы;
- Е. Дулебов – извозчик;
- И. Мациевский, Б. Савинков – руководители группы.
Член боевой группы E. Сазонову удалось бросить бомбу в машину В.К. Плеве. Министр был убит мгновенно. Его кучер был убит вместе с ним, а семь прохожих были ранены.
Революционный мир», конечно же, не думал об этих жертвах и ликовал по поводу смерти «человека, ответственного за кровь многих тысяч пролетариев и… активные борцы за свободу».
Вячеслав Константинович был похоронен в семейном склепе на Новодевичьем кладбище. Его вдова получила многочисленные письма соболезнования от высокопоставленных лиц: императора и императрицы, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великих князей и княгинь из дома Романовых.
Подробную характеристику покойного государственного деятеля можно найти в его некрологе в «Руси»:
…он был человеком долга…. Он был человеком долга, человеком обязательств, который шел к своей цели без колебаний и нес полную ответственность за свои решения.