Но император мечтал о более серьезных реформах, для разработки которых ему нужны были надежные люди. Для проведения новых реформ Александр I создал так называемую Негласную комиссию.
Либеральные реформы Александра 1 — характеристика, значение, причины свертывания
Либеральные реформы Александра I (название «либеральный» происходит от латинского liberalis, что означает «свободный»), которые активно проводились в начале его царствования, были с энтузиазмом восприняты прогрессивной частью общества. Они вошли в историю как «великие реформы».
Либеральные реформы Александра I (название «либеральный» происходит от латинского liberalis, что означает «свободный»), которые активно проводились в начале его царствования, были с энтузиазмом восприняты прогрессивной частью общества. Они вошли в историю как «великие реформы».
В определенной степени реформы улучшили внешнее и внутреннее положение страны, но не изменили его коренным образом, поскольку под давлением консервативного окружения и собственной нерешительности реформы были отменены.
Поэтому реформаторская деятельность, ее значение и царствование Александра I в целом не имеют четкой оценки.
Негласный комитет при Александре I
В начале царствования Александра I (1801-1803 гг.) в течение трех лет действовала Тишайшая комиссия.
В его состав входили: сам император, А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В. П. Кочубей.
В этот период обсуждалась проблема подготовки к проведению реформ. Вопросы внешней политики также были важны.
Проведенные реформы привели к следующим результатам:
- усовершенствование системы управления государством;
- частичное ограничение крепостничества;
- рост реакционных настроений среди дворян;
- распространение просвещения в России.
Во время правления Александра I конституция так и не была принята, а крепостное право так и не было отменено.
Учреждение министерств вместо коллегий
Министерская реформа была одной из самых известных правительственных реформ российского государства в начале XIX века, во время правления Александра I. Конституция так и не была введена в действие, а рабство так и не было отменено. Реформы проводились в два этапа: 1802-1803 и 1810-1811 гг. Результатом этих реформ стало создание министерств, заменивших коллегии.
После коронации Александр I учредил Императорский совет, который 30 марта 1801 года заменил Императорский придворный совет. 30 марта 1801 года он был заменен Советом императорского двора, учрежденным при Екатерине II. Позднее он был переименован в Государственный совет. Началась работа по введению новых законов и совершенствованию системы государственного управления. В Манифесте от 12 марта 1801 года царь обязался управлять русским народом строго по закону. Этот принцип отражен в количестве изданных указов. Тайный совещательный орган, Негласный комитет, созданный при императоре в 1801-1803 годах, начал подготовку реформ. Колледжи Петрино были преобразованы 1,5 года спустя, после чего последовал указ о правах и обязанностях Сената.
Предстоящая реформа министерств обсуждалась на девяти заседаниях Негласного комитета. Затем, 08.09.1802 года, появился манифест «Об учреждении министерств». В структуре верхнего уровня государственного управления России было создано восемь министерств. В то же время были созданы департаменты Государственного казначея и Министерства финансов. Университеты не были полностью упразднены, но были подчинены министерствам или интегрированы в их структуру со статусом департаментов. В конечном итоге это привело к слиянию двух типов государственных систем — коллегиальной и министерской.
Реформы Сперанского
После начала реформ Кочубей, который был членом Негласной комиссии, включил М. Сперанского в структуру подчиненного ему Министерства внутренних дел. С июня 1802 года Сперанский возглавил Департамент Министерства внутренних дел, который занимался разработкой документов и планов государственных реформ. В 1802-1804 годах он написал серию объяснительных записок, в которых описал проблемы Российской империи и обосновал необходимость реформ. Уже 20.02.1803 года он издал указ «О вольных (свободных) крестьянах». М. Сперанский принимал непосредственное участие в его разработке.
В своей последующей записке императору в 1803 году Сперанский указал на все преимущества конституционной монархии и возможности реформирования общества. Однако под давлением дворянской элиты Александр I был вынужден ограничить реформы. Только в 1807 году он смог вернуться к реформам.
В 1809 г. Сперанский подготовил еще один документ, в котором обосновал роль и значение государственного управления для развития российской промышленности.
Завершение министерской реформы
От имени министра внутренних дел В. Кочубея Сперанский получил 28.03.1806 г. от императора Александра I «Меморандум об учреждении министерств», в котором предлагалось:
- подбирать на ключевые посты только сторонников реформ;
- определить отношения между ключевыми органами в государстве в центре и на местах;
- урегулировать связи между министерствами;
- наделить руководителей министерств полномочиями решать вопросы по существу;
- конкретизировать ответственность министров.
М. Сперанский работал над систематизацией проблем реализации министерской реформы. В октябре 1809 года он предложил план внутреннего преобразования России. Автор указывает на такие фундаментальные проблемы:
- слабая степень ответственности в рамках министерских должностей;
- отсутствие разделения полномочий министерств;
- вопросы установления четких правил не проработаны.
Для устранения вышеуказанных проблем в 1810-1811 годах начинается новый этап реформ. Для решения вышеуказанных проблем в 1818-1818 годах наметился новый этап развития ситуации. В этот период были созданы правовые условия для реализации идей реформы в виде трех законодательных актов:
- Манифеста «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25.07.1810 г.;
- «Высочайше утвержденного разделения государственных дел по министерствам» от 17.08.1810 г.;
- «Общего учреждения министерств» от 25.06.1811 г.
Открытие реформированного Государственного совета стало не менее важным событием для совершенствования системы государственного управления в России. Он был введен в действие 01.01.1810 года.
Программы преобразования с участием Сперанского (второй этап реформ)
Следующий этап реформ в эпоху Александра I связан с Михаилом Сперанским. Его деятельность началась с участия в разработке организации служений вместе с Негласным комитетом. В 1809 году он написал введение к Своду законов штатов. Его целью была реорганизация системы государственного управления. Согласно этому плану, в государстве должны были произойти следующие изменения:
- Предлагалось разделение власти на три ветви : исполнительную, законодательную и судебную. Законодательную власть представляла Государственная Дума, исполнительную — Министерства, судебную — Сенат.
- Реорганизация Негласного комитета в Государственный совет, задачей которого являлась разработка законопроектов и передача их в Думу для голосования. После принятия Думой, проекты могли становиться действующими законами. Главой Совета был назначен Сперанский.
- Разделение российского общества на классы: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и рабочий народ.
- Определялись гражданские права для всех сословий. Политическими правами наделялись два сословия: дворянское и среднее .
- У крестьян появлялась возможность выкупить себя и поменять, таким образом, сословие.
- Выборы в Государственную Думу состояли из 4 этапов. Первое и второе сословие избирали волостную думу, которой избиралась уездная, члены уездной думы выбирали губернскую. Уже депутаты губернской думы избирали Государственную.
- Во главе Государственной Думы стоял Канцлер, которого назначал император.
Преобразование Сената
В 1811 году Сперанский предложил законопроект о реорганизации Сената — «Указ Правительствующему Сенату». В документе предложены следующие идеи:
- Деление Сената на Правительствующий (функции управления) и Судебный (основной орган государственной судебной власти).
- Создание судов территориального значения — губернский, волостных, окружных.
- Было высказано предложение о наделении крепостных гражданскими правами.
Из всех идей, предложенных Сперанским, была реализована только одна — создание Государственного совета. Многие его идеи и проекты подвергались критике и негативно воспринимались аристократией. Поэтому, опасаясь государственного переворота, Александр I не реализовал все предложения Сперанского по реформам.
Финансовая реформа
В начале царствования Александра I из-за дефицита бюджета были выпущены дополнительные концессии (банкноты). Это привело к их значительной девальвации. Правительство пыталось стабилизировать экономическую ситуацию. В феврале 1810 года банкноты были объявлены национальным долгом, а их обращение должно было быть ограничено.
M. Сперанский и несколько светил в области экономики приняли участие в экономической реформе. Была создана комиссия по погашению государственного долга. Средства на денежную реформу достались дорогой ценой:
- приватизации части государственного имущества;
- выпускались государственные облигации займа с процентом в серебре;
- сокращались траты в бюджете.
В июне 1810 года был опубликован манифест о введении единой денежной единицы — серебряного рубля. Чтобы стабилизировать государственные финансы, были увеличены налоги и введены новые.
Чтобы привлечь деньги в государственную казну и ограничить конкуренцию отечественных товаров, были введены высокие таможенные пошлины на импорт французских предметов роскоши, а импорт некоторых из них был запрещен.
В начале 1810 года доходы государства составили 105 миллионов рублей, а расходы — 230 миллионов рублей. К концу 1811 года дефицит бюджета сократился до 6 миллионов рублей, а доходы составили 300 миллионов рублей.
Однако расходы на войну 1812 года потребовали повторного выпуска банкнот.
К 1814-15 годам курс банкнот упал до 15 серебряных копеек за 1 рубль, а инфляция достигла своего пика. С 1818 года банкноты были изъяты из обращения, но это не остановило падение обменного курса. Такое положение делало невыгодным кредитование и создание акционерных обществ, что замедляло развитие торгово-кредитных отношений в России.
Реформа образования
После создания Министерства народного образования сектор образования также был реформирован. Было создано шесть школьных округов:
- Московский;
- Виленский;
- Харьковский;
- Дерптский;
- Петербургский;
- Казанский.
Были открыты университеты в Казани и Харькове. В Санкт-Петербурге был основан Педагогический институт.
В 1803 году была реформирована структура учебных заведений, в основу реформы был положен принцип негосударственности:
- Приходские училища. Обучение длилось 1 год. Принимались все дети, без различия по сословиям. Велось обучение арифметике, письму, чтению, природоведению, закону Божьему.
- Уездные училища. Обучение — 2 года. в таких образовательных заведениях детей готовили к поступлению в гимназию.
- Обучение в гимназии составляло 4 года и давало полное среднее образование. Преподавались гуманитарные науки и математика. Велась подготовка к поступлению в университет. Для желающих преподавались: коммерция, технология, 2 иностранных языка.
- Университеты принимали в свои ряды студентов всех сословий. К каждому университету прикреплялся свой учебный округ, в котором давалось право организовывать управление учебными заведениями, назначением учителей в училища или гимназии. Главной задаче было подготовить студентов к государственной службе. При университетах существовали учреждения воспитания — благородные пансионы.
Для дворян были открыты лицеи, дававшие высшее образование: Царскосельский (1811), Ришельевский (Одесса, 1817), Волынский (Кременец, 1819), Нежинский, Демидовский (Ярославль), Катковский (Москва).
В каждом провинциальном городе должна была быть гимназия, а в каждом районе — колледж.
Эта реформа не могла быть полностью реализована из-за крепостного права. Это было связано с тем, что открытие школ для крестьян должно было финансироваться самими землевладельцами. Поэтому во многих селах и в некоторых городах не были открыты начальные школы.
Министры Российской империи
Биографии и судьбы тех, кто находился на вершине государственной системы Российской империи, почти не известны большинству людей. Поэтому в отчете содержатся публикации о ряде министров, занимавших свои посты на момент принятия Манифеста об «Общем учреждении министерств».
Близкие к Сперанскому позиции занимал министр финансов Д. А. Гурьев. В своем меморандуме «Об устройстве Верховного правительства в России» он писал, что министерская реформа не могла избежать некоторых противоречий. Гурьев видел определенные преимущества в новой системе правления. К ним относятся тот факт, что впервые общая картина жизни в стране была представлена в ежегодных отчетах министров, а также улучшение сбора и обработки статистических данных во всех сферах деятельности правительства. В книге Людмилы Петровны Марнеа «Д. А. Гурьев и экономическая политика в начале XIX века» рассматриваются основные этапы карьеры Гурьева и основные направления его экономической политики.
М. Б. Барклай-де-Толли
A. С. Пушкин назвал Михаила Богдановича Баркли-де-Толли «несчастным вождем». Роль этого человека в Отечественной войне 1812 года и последующей заграничной кампании трудно переоценить. Он вывел войска из сокрушительного поражения Наполеона и осуществил непопулярный, но единственно возможный план войны. Именно Барклай де Толли вел армии союзников в Париж. Будучи военным министром, он ввел корпусную организацию в русской армии, сделав ее более мобильной, более гибкой и более управляемой в мирное и военное время в сложившихся условиях.
Под его непосредственным руководством в кратчайшие сроки был составлен устав для командования большой действующей армией. Ее основная идея — единоначалие главнокомандующего действующей армией. Он обладал всей полнотой власти на местах и был подотчетен только императору. Кроме того, в уставе были определены права и обязанности старших командиров и сотрудников штаба на местах. Под руководством Барклая было также составлено «Учреждение Министерства военных и сухопутных сил». Были введены и другие документы, регулирующие жизнь армии:
- «Наставление пехотным офицерам в день сражения»
- «Общий опыт тактики»
- «Воинский устав пехотной дивизии»
- «Общие правила для артиллерии в полевом сражении»
- «Начертание на случай военных ополчений»
О жизни и деятельности Барклая-де-Толли — блестящего русского полководца, маршала, военного и государственного деятеля XIX века, военного министра (1810-1812), непонятого и недооцененного современниками, — можно прочитать в книгах «Маршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли» Балясина и «Барклай-де-Толли» Нечаева.
П. В. Чичагов
Павел Васильевич Чичагов вошел в историю нашей страны как министр военно-морских сил Российской империи при Александре I. Он командовал Дунайской армией. Он командовал Дунайской армией при разгроме наполеоновских войск в 1812 году.
Взгляды адмирала на государственное устройство Российской империи и особенности российского государства были удивительно точными. В некоторых случаях они актуальны и сегодня. Адмирал был одним из российских мыслителей, признававших необходимость реформ для отмены крепостного права. Многие современники считали П. Чичагова компетентным и деятельным человеком, на которого могли положиться морские власти России. По воспоминаниям современников, Чичагов был умным и образованным человеком, честным и с «прямым характером». Он относился к «знатным льстецам двора с большим презрением, а к другим даже с презрением». К начальникам и подчиненным он был добр.
Правнук адмирала Леонида Михайловича Чичагова оценил вклад П.В. Чичагова в развитие российского флота так.
Под его руководством был возрожден российский флот, развивалась техника, укреплялись наши вооруженные силы. Было создано министерство (по военно-морским силам), созданы порты и суда, словом, в течение нескольких лет ни наших моряков, ни наши корабли было не узнать. Злоупотребления прекратились, но количество врагов, естественно, многократно возросло.
По словам историка П. Бертенева:
Чичагов — необычайно странный человек…. В традициях наших древних мореплавателей его имя пользуется большим уважением. Говорят, что лучший в нашем флоте был основан Чичаговым.