1802. Учреждение министерств вместо коллегий. Министерская реформа александра 1.

Но император мечтал о более серьезных реформах, для разработки которых ему нужны были надежные люди. Для проведения новых реформ Александр I создал так называемую Негласную комиссию.

Либеральные реформы Александра 1 — характеристика, значение, причины свертывания

Либеральные реформы Александра I (название «либеральный» происходит от латинского liberalis, что означает «свободный»), которые активно проводились в начале его царствования, были с энтузиазмом восприняты прогрессивной частью общества. Они вошли в историю как «великие реформы».

Либеральные реформы Александра I (название «либеральный» происходит от латинского liberalis, что означает «свободный»), которые активно проводились в начале его царствования, были с энтузиазмом восприняты прогрессивной частью общества. Они вошли в историю как «великие реформы».

В определенной степени реформы улучшили внешнее и внутреннее положение страны, но не изменили его коренным образом, поскольку под давлением консервативного окружения и собственной нерешительности реформы были отменены.

Поэтому реформаторская деятельность, ее значение и царствование Александра I в целом не имеют четкой оценки.

Негласный комитет при Александре I

В начале царствования Александра I (1801-1803 гг.) в течение трех лет действовала Тишайшая комиссия.

В его состав входили: сам император, А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В. П. Кочубей.

В этот период обсуждалась проблема подготовки к проведению реформ. Вопросы внешней политики также были важны.

Проведенные реформы привели к следующим результатам:

  • усовершенствование системы управления государством;
  • частичное ограничение крепостничества;
  • рост реакционных настроений среди дворян;
  • распространение просвещения в России.

Во время правления Александра I конституция так и не была принята, а крепостное право так и не было отменено.

Учреждение министерств вместо коллегий

Министерская реформа была одной из самых известных правительственных реформ российского государства в начале XIX века, во время правления Александра I. Конституция так и не была введена в действие, а рабство так и не было отменено. Реформы проводились в два этапа: 1802-1803 и 1810-1811 гг. Результатом этих реформ стало создание министерств, заменивших коллегии.

После коронации Александр I учредил Императорский совет, который 30 марта 1801 года заменил Императорский придворный совет. 30 марта 1801 года он был заменен Советом императорского двора, учрежденным при Екатерине II. Позднее он был переименован в Государственный совет. Началась работа по введению новых законов и совершенствованию системы государственного управления. В Манифесте от 12 марта 1801 года царь обязался управлять русским народом строго по закону. Этот принцип отражен в количестве изданных указов. Тайный совещательный орган, Негласный комитет, созданный при императоре в 1801-1803 годах, начал подготовку реформ. Колледжи Петрино были преобразованы 1,5 года спустя, после чего последовал указ о правах и обязанностях Сената.

1802. Учреждение министерств вместо коллегий

Предстоящая реформа министерств обсуждалась на девяти заседаниях Негласного комитета. Затем, 08.09.1802 года, появился манифест «Об учреждении министерств». В структуре верхнего уровня государственного управления России было создано восемь министерств. В то же время были созданы департаменты Государственного казначея и Министерства финансов. Университеты не были полностью упразднены, но были подчинены министерствам или интегрированы в их структуру со статусом департаментов. В конечном итоге это привело к слиянию двух типов государственных систем — коллегиальной и министерской.

Реформы Сперанского

После начала реформ Кочубей, который был членом Негласной комиссии, включил М. Сперанского в структуру подчиненного ему Министерства внутренних дел. С июня 1802 года Сперанский возглавил Департамент Министерства внутренних дел, который занимался разработкой документов и планов государственных реформ. В 1802-1804 годах он написал серию объяснительных записок, в которых описал проблемы Российской империи и обосновал необходимость реформ. Уже 20.02.1803 года он издал указ «О вольных (свободных) крестьянах». М. Сперанский принимал непосредственное участие в его разработке.

В своей последующей записке императору в 1803 году Сперанский указал на все преимущества конституционной монархии и возможности реформирования общества. Однако под давлением дворянской элиты Александр I был вынужден ограничить реформы. Только в 1807 году он смог вернуться к реформам.

В 1809 г. Сперанский подготовил еще один документ, в котором обосновал роль и значение государственного управления для развития российской промышленности.

Завершение министерской реформы

От имени министра внутренних дел В. Кочубея Сперанский получил 28.03.1806 г. от императора Александра I «Меморандум об учреждении министерств», в котором предлагалось:

  • подбирать на ключевые посты только сторонников реформ;
  • определить отношения между ключевыми органами в государстве в центре и на местах;
  • урегулировать связи между министерствами;
  • наделить руководителей министерств полномочиями решать вопросы по существу;
  • конкретизировать ответственность министров.

Завершение министерской реформы

М. Сперанский работал над систематизацией проблем реализации министерской реформы. В октябре 1809 года он предложил план внутреннего преобразования России. Автор указывает на такие фундаментальные проблемы:

  • слабая степень ответственности в рамках министерских должностей;
  • отсутствие разделения полномочий министерств;
  • вопросы установления четких правил не проработаны.

Для устранения вышеуказанных проблем в 1810-1811 годах начинается новый этап реформ. Для решения вышеуказанных проблем в 1818-1818 годах наметился новый этап развития ситуации. В этот период были созданы правовые условия для реализации идей реформы в виде трех законодательных актов:

  • Манифеста «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25.07.1810 г.;
  • «Высочайше утвержденного разделения государственных дел по министерствам» от 17.08.1810 г.;
  • «Общего учреждения министерств» от 25.06.1811 г.

Открытие реформированного Государственного совета стало не менее важным событием для совершенствования системы государственного управления в России. Он был введен в действие 01.01.1810 года.

Программы преобразования с участием Сперанского (второй этап реформ)

Следующий этап реформ в эпоху Александра I связан с Михаилом Сперанским. Его деятельность началась с участия в разработке организации служений вместе с Негласным комитетом. В 1809 году он написал введение к Своду законов штатов. Его целью была реорганизация системы государственного управления. Согласно этому плану, в государстве должны были произойти следующие изменения:

Проекты реформ системы государственной власти

  1. Предлагалось разделение власти на три ветви : исполнительную, законодательную и судебную. Законодательную власть представляла Государственная Дума, исполнительную — Министерства, судебную — Сенат.
  2. Реорганизация Негласного комитета в Государственный совет, задачей которого являлась разработка законопроектов и передача их в Думу для голосования. После принятия Думой, проекты могли становиться действующими законами. Главой Совета был назначен Сперанский.
  3. Разделение российского общества на классы: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и рабочий народ.
  4. Определялись гражданские права для всех сословий. Политическими правами наделялись два сословия: дворянское и среднее .
  5. У крестьян появлялась возможность выкупить себя и поменять, таким образом, сословие.
  6. Выборы в Государственную Думу состояли из 4 этапов. Первое и второе сословие избирали волостную думу, которой избиралась уездная, члены уездной думы выбирали губернскую. Уже депутаты губернской думы избирали Государственную.
  7. Во главе Государственной Думы стоял Канцлер, которого назначал император.

Преобразование Сената

В 1811 году Сперанский предложил законопроект о реорганизации Сената — «Указ Правительствующему Сенату». В документе предложены следующие идеи:

  1. Деление Сената на Правительствующий (функции управления) и Судебный (основной орган государственной судебной власти).
  2. Создание судов территориального значения — губернский, волостных, окружных.
  3. Было высказано предложение о наделении крепостных гражданскими правами.

Из всех идей, предложенных Сперанским, была реализована только одна — создание Государственного совета. Многие его идеи и проекты подвергались критике и негативно воспринимались аристократией. Поэтому, опасаясь государственного переворота, Александр I не реализовал все предложения Сперанского по реформам.

Финансовая реформа

В начале царствования Александра I из-за дефицита бюджета были выпущены дополнительные концессии (банкноты). Это привело к их значительной девальвации. Правительство пыталось стабилизировать экономическую ситуацию. В феврале 1810 года банкноты были объявлены национальным долгом, а их обращение должно было быть ограничено.

M. Сперанский и несколько светил в области экономики приняли участие в экономической реформе. Была создана комиссия по погашению государственного долга. Средства на денежную реформу достались дорогой ценой:

  • приватизации части государственного имущества;
  • выпускались государственные облигации займа с процентом в серебре;
  • сокращались траты в бюджете.

В июне 1810 года был опубликован манифест о введении единой денежной единицы — серебряного рубля. Чтобы стабилизировать государственные финансы, были увеличены налоги и введены новые.

Чтобы привлечь деньги в государственную казну и ограничить конкуренцию отечественных товаров, были введены высокие таможенные пошлины на импорт французских предметов роскоши, а импорт некоторых из них был запрещен.

В начале 1810 года доходы государства составили 105 миллионов рублей, а расходы — 230 миллионов рублей. К концу 1811 года дефицит бюджета сократился до 6 миллионов рублей, а доходы составили 300 миллионов рублей.

Однако расходы на войну 1812 года потребовали повторного выпуска банкнот.

К 1814-15 годам курс банкнот упал до 15 серебряных копеек за 1 рубль, а инфляция достигла своего пика. С 1818 года банкноты были изъяты из обращения, но это не остановило падение обменного курса. Такое положение делало невыгодным кредитование и создание акционерных обществ, что замедляло развитие торгово-кредитных отношений в России.

Реформа образования

После создания Министерства народного образования сектор образования также был реформирован. Было создано шесть школьных округов:

  • Московский;
  • Виленский;
  • Харьковский;
  • Дерптский;
  • Петербургский;
  • Казанский.

Были открыты университеты в Казани и Харькове. В Санкт-Петербурге был основан Педагогический институт.

В 1803 году была реформирована структура учебных заведений, в основу реформы был положен принцип негосударственности:

  1. Приходские училища. Обучение длилось 1 год. Принимались все дети, без различия по сословиям. Велось обучение арифметике, письму, чтению, природоведению, закону Божьему.
  2. Уездные училища. Обучение — 2 года. в таких образовательных заведениях детей готовили к поступлению в гимназию.
  3. Обучение в гимназии составляло 4 года и давало полное среднее образование. Преподавались гуманитарные науки и математика. Велась подготовка к поступлению в университет. Для желающих преподавались: коммерция, технология, 2 иностранных языка.
  4. Университеты принимали в свои ряды студентов всех сословий. К каждому университету прикреплялся свой учебный округ, в котором давалось право организовывать управление учебными заведениями, назначением учителей в училища или гимназии. Главной задаче было подготовить студентов к государственной службе. При университетах существовали учреждения воспитания — благородные пансионы.

Для дворян были открыты лицеи, дававшие высшее образование: Царскосельский (1811), Ришельевский (Одесса, 1817), Волынский (Кременец, 1819), Нежинский, Демидовский (Ярославль), Катковский (Москва).

В каждом провинциальном городе должна была быть гимназия, а в каждом районе — колледж.

Эта реформа не могла быть полностью реализована из-за крепостного права. Это было связано с тем, что открытие школ для крестьян должно было финансироваться самими землевладельцами. Поэтому во многих селах и в некоторых городах не были открыты начальные школы.

Министры Российской империи

Дмитрий Александрович Гурьев. Министр финансов. Худож. Янош Ромбауер

Биографии и судьбы тех, кто находился на вершине государственной системы Российской империи, почти не известны большинству людей. Поэтому в отчете содержатся публикации о ряде министров, занимавших свои посты на момент принятия Манифеста об «Общем учреждении министерств».

Близкие к Сперанскому позиции занимал министр финансов Д. А. Гурьев. В своем меморандуме «Об устройстве Верховного правительства в России» он писал, что министерская реформа не могла избежать некоторых противоречий. Гурьев видел определенные преимущества в новой системе правления. К ним относятся тот факт, что впервые общая картина жизни в стране была представлена в ежегодных отчетах министров, а также улучшение сбора и обработки статистических данных во всех сферах деятельности правительства. В книге Людмилы Петровны Марнеа «Д. А. Гурьев и экономическая политика в начале XIX века» рассматриваются основные этапы карьеры Гурьева и основные направления его экономической политики.

М. Б. Барклай-де-Толли

Фрагмент портрета М. Б. Барклая-де-Толли Д. Доу

A. С. Пушкин назвал Михаила Богдановича Баркли-де-Толли «несчастным вождем». Роль этого человека в Отечественной войне 1812 года и последующей заграничной кампании трудно переоценить. Он вывел войска из сокрушительного поражения Наполеона и осуществил непопулярный, но единственно возможный план войны. Именно Барклай де Толли вел армии союзников в Париж. Будучи военным министром, он ввел корпусную организацию в русской армии, сделав ее более мобильной, более гибкой и более управляемой в мирное и военное время в сложившихся условиях.

Под его непосредственным руководством в кратчайшие сроки был составлен устав для командования большой действующей армией. Ее основная идея — единоначалие главнокомандующего действующей армией. Он обладал всей полнотой власти на местах и был подотчетен только императору. Кроме того, в уставе были определены права и обязанности старших командиров и сотрудников штаба на местах. Под руководством Барклая было также составлено «Учреждение Министерства военных и сухопутных сил». Были введены и другие документы, регулирующие жизнь армии:

  • «Наставление пехотным офицерам в день сражения»
  • «Общий опыт тактики»
  • «Воинский устав пехотной дивизии»
  • «Общие правила для артиллерии в полевом сражении»
  • «Начертание на случай военных ополчений»

О жизни и деятельности Барклая-де-Толли — блестящего русского полководца, маршала, военного и государственного деятеля XIX века, военного министра (1810-1812), непонятого и недооцененного современниками, — можно прочитать в книгах «Маршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли» Балясина и «Барклай-де-Толли» Нечаева.

П. В. Чичагов

П. В. Чичагов. Неизвестный художник

Павел Васильевич Чичагов вошел в историю нашей страны как министр военно-морских сил Российской империи при Александре I. Он командовал Дунайской армией. Он командовал Дунайской армией при разгроме наполеоновских войск в 1812 году.

Взгляды адмирала на государственное устройство Российской империи и особенности российского государства были удивительно точными. В некоторых случаях они актуальны и сегодня. Адмирал был одним из российских мыслителей, признававших необходимость реформ для отмены крепостного права. Многие современники считали П. Чичагова компетентным и деятельным человеком, на которого могли положиться морские власти России. По воспоминаниям современников, Чичагов был умным и образованным человеком, честным и с «прямым характером». Он относился к «знатным льстецам двора с большим презрением, а к другим даже с презрением». К начальникам и подчиненным он был добр.

Правнук адмирала Леонида Михайловича Чичагова оценил вклад П.В. Чичагова в развитие российского флота так.

Под его руководством был возрожден российский флот, развивалась техника, укреплялись наши вооруженные силы. Было создано министерство (по военно-морским силам), созданы порты и суда, словом, в течение нескольких лет ни наших моряков, ни наши корабли было не узнать. Злоупотребления прекратились, но количество врагов, естественно, многократно возросло.

По словам историка П. Бертенева:

Чичагов — необычайно странный человек…. В традициях наших древних мореплавателей его имя пользуется большим уважением. Говорят, что лучший в нашем флоте был основан Чичаговым.

Юлин. Адмирал Чичагов

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий