Балабуев Петр Васильевич

23.05.1931—17.05.2007

Украинский авиаконструктор, генеральный конструктор АНТК им. Антонова (1984–2005). Крупный авиационный конструктор и ученый. Участвовал в создании около 100 типов и модификаций самолетов «Ан».

Петр Васильевич Балабуев родился 23 мая 1931 года в хуторе Валуйск Луганской области. С 1954 года после окончания Харьковского авиационного института работает на АНТК им. О.К.Антонова.

Инженер-конструктор, начальник сборочной мастерской, начальник сборочного цеха, ведущий инженер по летным испытаниям, заместитель главного конструктора и начальник филиала ОКБ на серийном заводе в Ташкенте в период запуска в серию крупнейшего в мире на то время транспортного самолета Ан-22 «Антей» — все это за первое трудовое десятилетие. В 1965 году Петр Васильевич назначается первым директором Киевского механического завода.

Он был Главным конструктором во время создания тяжелого дальнего самолета для перевозок крупногабаритных грузов Ан-124 «Руслан», который сегодня широко известен всему миру. Затем — Первый заместитель Генерального конструктора, а с 1984 года — Генеральный конструктор авиационной техники, возглавляет АНТК.

П. В. Балабуев является крупным авиационным конструктором и ученым. Он участвовал в создании около 100 типов и модификаций самолетов «Ан». Под его руководством в АНТК им. О.К.Антонова проведены фундаментальные исследования и решен ряд основополагающих проблем, результаты которых имеют первостепенное значение для развития транспортной авиации. В частности, разработаны научные основы проектирования многоцелевых самолетов народно-хозяйственного применения, тяжелых транспортных самолетов, базирующихся на грунтовых аэродромах, сформирована и развита концепция аэродинамической и весовой компоновки широкофюзеляжных транспортных самолетов с умеренной суперкритической профилировкой крыльев большого удлинения и малым запасом устойчивости, которая впервые в мире была реализована на самолете Ан-124, благодаря чему его летно-технические характеристики превышают на 30—35% характеристики зарубежного аналога.

П. В. Балабуев разработал ряд научных положений и реализовал на практике в АНТК им. О.К.Антонова методы автоматизированного проектирования и конструирования самолета на этапах его создания — от общих видов до изготовления деталей агрегатов планера на станках с программным управлением. В результате создана отечественная научная школа автоматизированного проектирования и конструирования транспортных самолетов.

Особенно ярко талант авиаконструктора и организатора авиапромышленности П. В. Балабуева проявился в годы независимости Украины.

В период распада СССР он первым среди всех руководителей КБ страны добился разрешения выкупить для фирмы самолет Ан-124 и начать его коммерческую эксплуатацию. Постепенно в АНТК ложилось подразделение по международным транспортным перевозкам, доходы от которого в сочетании с другой хозрасчетной деятельностью фирмы позволили в период тяжелого экономического кризиса сохранить уникальные кадры специалистов и продолжить создание новейших самолетов.

При активном участии П. В. Балабуева создается ряд международных консорциумов, ассоциаций, корпораций, авиакомпаний, куда входит АНТК им. О.К.Антонова и ряд авиационных, моторных, приборных, финансовых предприятий России, Украины, Узбекистана. В эти годы спроектированы, построены, введены в эксплуатацию самолеты Ан-38, Ан-140, несколько модификаций Ан-74, Ан-32, проходит программу испытаний Ан-70, разработаны Ан-218 и Ан-180.

Научные степени и звания:
Доктор технических наук, профессор

Награды:
Орден Трудового Красного Знамени — 1966 г.
Герой Социалистического труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот» — 1975 г.
Лауреат Государственной премии СССР — 1973 г.
Лауреат Государственной премии УССР — 1979 г.
Заслуженный деятель науки и техники Украины — 1991 г.
Ордена «За заслуги» III, II и I степеней — 1992—1996 гг.
Орден Дружбы Российской Федерации — 1998 г.
Знак отличия Президента Украины «Герой Украины» с вручением ордена Державы — 1999 г.
Победитель IV международного конкурса «Человек года на транспорте» — 1999 г.
Орден Международной кадровой академии «За развитие науки и образования» — 2000 г.
Премия имени Петра Великого — 2001 г.
Орден Ярослава Мудрого V степени — 2001 г.
Награда ICAO 35 Премия имени Эдварда Уорнера — 2001 г.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий