Аблесимов Александр Онисимович

Аблесимов, Александр Онисимович, сатирик и популярный драматург второй половины XVIII века. Родился в 1742 году, происходил из бедной дворянской семьи, Галичского уезда, Костромской губернии. Образование А. получил элементарное, не выучившись ни одному иностранному языку. В 1758 году А. поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766 году, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 году А. вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 году А. снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер А. в 1783 году в большой бедности. Литературные наклонности проявились у А. благодаря влиянию Сумарокова, которому он переписывал сочинения. На литературное поприще А. выступил впервые в 1759 году в издаваемом Сумароковым журнале «Трудолюбивая Пчела» элегией: «Сокрылися мои дражайшие утехи». Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, А. долго не появлялся в печати. Только в 1769 году он выпустил собрание басен, назвав их «Сказками» и посвятив гр. А.П. Шувалову . В «Сказках» в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769 — 70 годах А. сотрудничал в «Трутне» Новикова , где поместил несколько сатирических произведений — «Былей», без подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов. В 1769 году А. написал комедию в пяти действиях: «Подьяческая пирушка». Комедию, вследствие интриг писателя В.И. Лукина , постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До конца 70-х годов А. знали только небольшие литературные круги. В 1779 году А. сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала А. комическая опера — «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779 года; музыка была составлена из русских песен Соколовским. «Мельник» имел громадный успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782 году, «Мельник» появился в 1783 году в «Росс. Феатре» и выдержал много изданий (последнее — М., 1890, и СПб., 1900). Ободренный успехом «Мельника», А. вслед за ним написал еще две комические оперы: «Счастье по жребию» (М., 1780) и «Поход с непременных квартир». Первая несоизмеримо слабее «Мельника», второй рукопись утрачена. «Счастье по жребию» не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене. «Поход с непременных квартир» был поставлен на сцене, и, по свидетельству «Драматического Словаря» 1787 года, пьеса «была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части». В 1780 году А. выступил с аллегорическим диалогом «Странники», написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 году А., при содействии Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал — «Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего». А. потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями. «Рассказчик» успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. А. — по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только «Мельник», где меньше всего сатирического элемента. В сатире А. нет захвата, силы; дальше обличения мелких общественных пороков он не шел, общественных язв только вскользь коснулся, хотя по своим воззрениям он должен быть причислен к передовым представителям тогдашней интеллигенции. Иногда довольно остроумная, сатира А. широкого общественного значения не имела. Первые сатирические произведения А. — «Сказки» и «Были» — по своему достоинству выше последующих. Не обладая большим литературным талантом, А. обладал самостоятельностью. Благодаря этому, начав литературную деятельность в тисках ложно-классицизма, А. уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в «Мельнике»: здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне. В «Мельнике», однако, много и подражательности. Многие исследователи отрицают влияние иностранных образцов на «Мельника» на том основании, что А. не знал иностранных языков; но, несомненно, на этом произведении сказывается довольно ярко влияние французской комической оперы. А.Н. Веселовский указывает сходство в общем замысле «Мельника» с «Le Devin du village» Руссо, замечая, что А. мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче. Русские подражания французским комическим операм уже были у нас до появления «Мельника». Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно разукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и «Мельника». Тем не менее, комические оперы нанесли серьезный удар ложно-классицизму, и в этом видную роль сыграл «Мельник», вместе с «Деревенским праздником» В. Майкова , «Несчастьем от кареты» и «Сбитеньщиком» Княжнина , «Анютой» Попова , «Розальтом и Любимой» Николева и др. Сочинения А. изданы Смирдиным  в 1849 году в одной книге с сочинениями Кострова . Это издание неполно и небрежно. В полном виде стихотворения А. напечатаны С.А. Венгеровым  в первом томе его «Русской Поэзии» (СПб., 1879) с ценными статьями и примечаниями. Полный список литературы об А. дан также С.А. Венгеровым в первом томе его «Источников словаря русских писателей» (СПб., 1900). — Ср. А. Богумил, «Начальный период народничества в русской художественной литературе» (Киев, 1907). А.Г. Фомин.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий