Наш язык состоит из слов, которые складываются в предложения. Каждое слово можно рассматривать как семантический компонент предложения, наполненный как содержанием, так и звуковым объектом.
Звонкие и глухие согласные
Чтобы понять, что такое непарные согласные, мы должны сначала определить, что наш язык состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слова состоят из звуков.
Звук — это минимальная единица языка, которая не имеет самостоятельного значения, но в сочетании с другими звуками создает фонетический облик слова с лексическим значением.
Звуки речи произносятся по-разному. Когда поток воздуха свободно проходит через напряженные голосовые связки и рот, образуются гласные звуки: a, o, e, u, i, y. Гласные звуки производятся исключительно голосом.
Большинство звуков речи образуется, когда выдыхаемый воздух встречает препятствие в виде языка, зубов, сжатия и разжатия губ и т.д. При этом получается громкий звук, называемый согласным.
В зависимости от соотношения голоса и звука, согласные называются звонкими или незвонкими.
Фонетические согласные состоят из звука и голоса:
Глухие согласные, с другой стороны, являются «безголосыми». Они состоят только из шума:
Многие фонетические и безголосые согласные сходны по своему образованию, но отличаются только интонацией, т.е. участвуют ли они в голосе или нет. В зависимости от позиции голоса/голоса эти согласные образуют пары:
- б — п
- в — ф
- г- к
- д — т
- ж — ш
- з — с.
Это пары согласных, отличающиеся префиксом голос/голос.
В русской фонетике существует шесть пар звонких и незвонких согласных. Их можно использовать для различения слов:
Остальные согласные непарные.
Непарные звонкие согласные
В русском языке есть непарные согласные, в образовании которых больше голоса, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань, а голосовые связки растягиваются и вибрируют, что означает, что голос участвует в их образовании.
Эти звуки отличаются от вокальных согласных особой звонкостью, поэтому их также называют резонирующими. Название происходит от латинского слова sonorus, что означает «звучный».
Шумы также участвуют в образовании резонирующих звуков, но не так сильно, как в случае с фонетическими согласными.
Например, когда воздух проходит через нос, получаются звуки n и n’, а когда губы сомкнуты, получаются звуки m и m’.
Когда воздух встречает препятствие в виде языка и попадает в щель между кончиками щек, получаются звуки l и l’.
Кончик языка выступает в альвеолы и дрожит под выходящим потоком воздуха. Затем произносятся звуки p и r’.
Когда губы растягиваются в улыбку, а кончик языка прижимается к нижним зубам, получается звук y’.
Эти постоянно звучащие звуки, которые произносятся голосом и звуком, не ассоциируются с глухим согласным. У них нет фонетической ассоциации, основанной на афонеме/голосе.
Звуки y, l, l’, m, m’, n, n’, p, p’ являются непарными фонетическими согласными.
Они объединены в пары в соответствии с твердостью/мягкостью:
- л — л’
- м — м’
- н — н’
- р — р’
Давайте послушаем, как звучат мягкие и твердые звуки в словах:
А звук y’ является непарным во всех характеристиках:
Непарные глухие согласные
Между согласными, которые не совпадают с фонетическими согласными, также есть непарные согласные.
Немые согласные x и x’ соответствуют резкости/мягкости:
Остальные немые согласные непарны по всем фонетическим признакам. Отметим их особенности:
- звук ц — это непарный глухой, непарный твердый;
- звук ч’ — это непарный глухой, непарный мягкий;
- звук щ’ — это непарный глухой, непарный мягкий.
История буквы Д
Церковно-славянское название этой буквы — «добро».
Внешний вид буквы D происходит от греческой буквы дельта, которая выглядит как треугольник. Только печатный греческий вариант не имеет ног.
В письменном виде, однако, ноги кажутся
Некоторые люди удивляются, почему печатная буква D имеет две ножки, в то время как в шрифте она пишется только с одним хвостиком вниз.
Это произошло между 14 и 17 веками. Именно тогда в русском языке начало формироваться каллиграфическое письмо. И буквы алфавита стали терять некоторые из своих красивых элементов.
Это произошло со строчной буквой Д. Она немного округлилась, локоны рассыпались, а внизу образовался хвостик.
Интересно, что в рукописях того времени, когда формирование буквы «D» только совершенствовалось, встречаются два хвостика — один сверху, другой снизу. Но создание такого инструмента не соответствовало правилам каллиграфии.
Так письмо приобрело тот вид, к которому мы привыкли сегодня.
А в 18 веке Петр I официально ввел букву D с хвостиком внизу. Причиной такого решения стал тот факт, что две нижние нити буквы D были сохранены, они были просто соединены, чтобы сформировать петлю.
Вариант верхнего хвоста также все еще использовался. Мы должны были решить: либо нижний хвост, либо верхний.
Именно буква D с верхним хвостиком была популярна среди высокообразованных людей. Лев Толстой написал букву Д с верхним хвостиком.
Обычные люди, с другой стороны, быстро привыкли к нижней петле D.
Буква Б — вторая в русском алфавите. В глоголическом алфавите он обозначает числовое значение 2.
В староцерковнославянской азбуке он называется «буки» или «буки», что означает «буква».
Буква D, пятая от начала и двадцать девятая от конца алфавита, является парной фонетической согласной. Он сопряжен со звуком Т — приглушенным согласным.
В начале и середине слова звук D является резонирующим, а в конце слова он выключается, образуя парный звук Т.
Пример: дерево — ведро — огород. В последнем слове мы слышим T вместо D.
В церковной и старославянской азбуке он называется добро.
Оно происходит от кириллицы Византии, где друг «дельта» писался «ногами вниз», как современная буква Д.
Звук Д
Буква D произносится со звуками d и e`. Когда он стоит в конце слова или за ним следует глухой согласный, D — глухой. В данном случае мы слышим t и t`: «секс», «счастливый».
Звук D — это согласный, фонетический звук. Это лингвально-зубной звук, взрывной, мгновенный звук, оральный звук.
При изолированном произнесении звука губы находятся в открытом положении.
Резцы слегка отдалены, язык вытянут.
Сначала между кончиком языка и верхними резцами образуется небольшая дуга, при этом боковые стороны языка касаются верхних моляров.
Затем на наконечник дуют, и струя воздуха вырывается наружу.
Мягкое нёбо находится в приподнятом положении. Уздечка закрыта и слегка качается в момент сгибания.
Видно положение губ, языка и кончиков резцов.
Поток воздуха ощущается как отрывистое движение, гортань вибрирует.
Диагностика произношения Д
Из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата в раннем возрасте звук Д можно спутать с другими звуками: T, B или даже G.
Часто встречаются следующие ошибки в произношении D:
- Оглушение: Д — Т. Причиной оглушения является то, что артикуляция при Д схожа со звуком Т, а в результате недостаточной сформированности фонематического восприятия или дефектного развития речевого аппарата в целом звук заменяется на глухой парный Т. Дефект устраняется с помощью фонемы Б. В этом случае необходимо начинать постановку звука от слова БА. Произносим БА-БА, быстро, не делая пауз. Поднимаем язычок вверх, он продолжает работать БА-ДА, БА-ДА. Теперь Д становится более звонким, и в конце получаем ДА-ДА-ДА.
- Открытая гнусавость Д-Н. Нёбная занавеска слегка опущена, кончик языка пассивен, нет толчкообразных воздушных потоков изо рта, только сплошная струя воздуха из носовой полости. Необходимо устранить передачу воздушной струи через нос, а направить воздух через рот. Струя воздуха должна идти взрывно, толчками.
- Щёлкающее Д. Отрабатывать теми же способами, что и при 1 и 2 дефекте, добиваясь движения воздушной струи толчками, через ротовую полость.
Чтобы выявить ошибки в произношении D, следует провести короткий диагностический тест.
- Проговаривая предложения, где Д встречается довольно часто, попросить ребёнка повторить то, что он услышал. Можно взять такую фразу: Даша Дане дала дудку .
- Показать ребёнку несколько картинок, где изображены предметы или живые объекты, названия которых начинаются на Д или Дь. Затем ребёнок произносит, что изображено на иллюстрациях. Можно взять картинки с нарисованными: дети, дом, дятел, доска и т.п.
- На столе разложены картинки. Взрослый просит найти, показать и назвать любую из них. Все рисунки изображают предметы с названием на Д-Дь.
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ВЫЯСНИТЬ, ЕСТЬ ЛИ НЕБОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА С D, ВАМ СЛЕДУЕТ ПРОВЕСТИ НЕБОЛЬШОЙ ТЕСТ, ЧТОБЫ ВЫЯСНИТЬ, ЕСТЬ ЛИ НЕМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
- Определение
- Парные и непарные глухие согласные
- Оглушение согласных
Вы можете использовать небольшой диагностический тест, чтобы выяснить, есть ли искаженные согласные.— Согласные — это звуки, состоящие из звуков без участия голоса.
Важно знать, что в русской фонетике всего 16 звонких согласных, а фонетические согласные вместе со звонкими согласными составляют 20.
Парные и непарные глухие согласные
Теперь перечислим глухие согласные, которые имеют звонкую пару:
- глухой согласный звук п — звонкий согласный звук б
- глухой согласный звук п’ — звонкий согласный звук б’
- глухой согласный звук ф — звонкий согласный звук в
- глухой согласный звук ф’ — звонкий согласный звук в’
- глухой согласный звук к — звонкий согласный звук г
- глухой согласный звук к’ — звонкий согласный звук г’
- глухой согласный звук т — звонкий согласный звук д
- глухой согласный звук т’ — звонкий согласный звук д’
- глухой согласный звук с — звонкий согласный звук з
- глухой согласный звук с’ — звонкий согласный звук з’
- глухой согласный звук ш — звонкий согласный звук ж
Как мы видим, многие негласные согласные имеют звуковую пару. Однако важно знать, что в русском языке есть и непарные согласные, такие как х, х’, ч’, щ’.
Многие учителя также дают ученикам специальное предложение, чтобы помочь им запомнить все непроизносимые согласные: «Степка, ты хочешь печь?».
Оглушение согласных
Важно отметить, что в русском языке есть случаи, когда буква, обозначающая звонкий согласный, пишется, а при произношении превращается в глухой согласный. Как правило, это происходит только потому, что фонетическая буква находится в конце слова, как в слове «гриб», транскрипция которого была бы «grip».
Однако есть простой способ проверить, какую букву нужно использовать: нужно изменить слово так, чтобы согласная стояла перед гласной, например, гриб. Тогда вы сразу поймете, какое письмо нужно написать.
Мы изучали важную тему непроизносимых согласных и узнали, что они образуются без гласных и состоят только из звуков. Мы также узнали, что у большинства согласных есть пара гласных и что гласные согласные иногда бывают немыми!