Таким образом, подлинные коммуникативные навыки — это способности и навыки языкового общения в отношении того, с кем мы говорим, где мы говорим и, наконец, с какой целью. Несомненно, их формирование возможно только на основе языка и лингвистической компетенции.
Понятие «компетентность», «мастерство», «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность как необходимое условие межкультурной коммуникации. Применение принципа коммуникативной ориентации в языковых курсах. Преподавание диалогического дискурса.
Совершенствование навыков будущих учителей английского языка для профессионального иноязычного общения с учащимися на курсах круговой тренировки. Методы и формы коммуникативного обучения, формирование компетенций: дидактическая презентация преподавателя иностранного языка.
Понятие и характеристики знаковой системы. Репрезентативные и коммуникативные функции естественного языка. Роль его формализации в научном познании и логике. Основные семантические категории искусственного языка, уровни их организации, область применения.
Изучение методов классификации (пространственной, типологической, генетической) и функций (коммуникативной, когнитивной, вербальной) языка. Изучение религиозных, античных, эхомиметических и биологических гипотез о происхождении языка.
Понятие и формы существования языка, присущие ему характеристики и природа знаков. Основные функции языка в обществе: репрезентативная, коммуникативная. Основные этапы развития международных художественных языков, этапы их организации и классификации.
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
Происхождение и развитие языка
Основные статьи: Лингвистическая эволюция, Лингвистическое развитие, Сравнительно-историческая лингвистика.
Существует множество гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами, потому что происхождение языка далеко от нашего времени. Они остаются гипотезами, потому что их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести экспериментально. Есть подозрение, что изменение в гене FOXP2 связано с происхождением языка.
Людей давно интересует вопрос о том, сколько языков существует на Земле. Некоторые ученые считают, что все они имеют общее происхождение и возникли через цепь расхождений в примитивном языке (концепция моногенеза). Другие считают, что изначально было много независимых истоков языка (концепция полигенеза).
Лингвисты установили родство языков, когда языковая единица существовала не более 5 — 10 тысяч лет назад, и сгруппировали их в языковые семьи. Некоторые исследователи также пытались установить более отдаленные генетические связи между языками.
Классификация языков
Существует несколько способов классификации языков:
- ареальная, по культурно-историческим ареалам (месту распространения);
- типологическая; например, по способу выражения грамматического значения языки делят на аналитические, изолирующие, синтетические и полисинтетические;
- генетическая, по происхождению и степени родства. Языки группируются в группы; те, в свою очередь, — в семьи. Для некоторых семей предложено объединение в таксоны более высокого уровня — макросемьи. Классификацией языков на основе генетических признаков занимается языковая систематика.
Языковая динамика в мире
На Земле насчитывается около 5-6 тысяч языков. С развитием коммуникации количество живых языков уменьшается в среднем на один язык в две недели. 2
На 40 самых распространенных языках говорит около 2/3 населения Земли. Наиболее распространенными языками являются китайский, хинди, английский, испанский, арабский, русский и португальский. Французский язык также широко распространен, но число людей, для которых французский является родным языком, относительно невелико.
Для того чтобы язык выжил, ему необходимо около 100 000 носителей. Сегодня насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими 3.
Языки умирают вместе с последним носителем, поэтому народы, не использующие письменность, находятся под особой угрозой исчезновения4.
В то же время следует отметить, что различия в развитии, а также влияние соседей приводят к изменениям в использовании и изменении языка. Например, когда Кирилл и Мефодий создавали славянскую азбуку, им не нужен был переводчик в их путешествиях, потому что в девятом веке все славяне от Балтики до Средиземноморья и от Влёры до Днепра говорили на одном языке (протославянском). 5
Одной из причин вымирания языков является неравномерное распределение числа их носителей. Таким образом, 80% населения Земли говорит всего на 80 языках. В то же время 3,5 тысячи языков составляют 0,2% населения Земли. Глобализация и миграция считаются основными причинами исчезновения языков. Люди переезжают из деревень в города и теряют свои языки6 .
Около половины современных языков перестанут использоваться к середине 21 века. Многие языки исчезают, потому что их носители вступают в контакт с более сильной языковой средой, поэтому малые языки и языки народов без гражданства рискуют исчезнуть первыми. Когда язык изучают менее 70% детей, он считается вымирающим. Согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, составленному ЮНЕСКО, в настоящее время в Европе около 50 языков находятся под угрозой исчезновения.
Коммуникативная функция
Суть языка в том, что он служит коммуникации — передаче информации между членами общества (лат. somunição — общение). Известный лингвист Б.А. Серебренников метафорически назвал функцию коммуникации «локомотивом истории языка». Эта функция важна как для общества, так и для языка: язык, на котором не общаются, умирает; народ, потерявший свой язык, исчезает (ассимилируется, принимая другой язык).
«Человек стремится общаться с себе подобными, потому что в таком состоянии он чувствует себя более человечным» (И. Кант). Давайте вспомним слова А. де Сент-Экзюпери, который сказал, что самая большая роскошь в мире — это роскошь человеческого общения. Тот факт, что язык является средством общения, является его самой важной, фундаментальной функцией, в то время как другие функции так или иначе подчинены ему.
Идентификация лежит во временном и пространственном измерении, потому что она связывает нас как с нашими предками, которые тоже говорили на нашем языке, так и с нашими современниками — русскими, живущими в других странах: Россия, Канада, Америка, Австралия и другие.
Экспрессивная функция
Это объясняется тем, что язык является универсальным средством выражения внутреннего мира человека. Пока человек молчит, это остается тайной для других. Когда он говорит, он раскрывает свой внутренний мир. Ученые обнаружили, что именно язык позволяет нам преобразовывать внутреннее, субъективное во внешнее, объективное, ощутимое. «Скажи что-нибудь так, чтобы я тебя увидел», — говорили мудрецы древности.
Таким образом, каждый человек — это целый уникальный космос, сосредоточенный в его разуме, чувствах и воле. Но этот мир скрыт от других людей, и только язык позволяет открыть его другим. Чем лучше человек владеет языком, тем яснее, полнее и живее он предстает перед другими как личность.
Именно язык раскрывает нацию и народ.
Гносеологическая функция
Человек воспринимает мир с помощью языка. В отличие от животных, он использует не только свой собственный опыт, но и то, чему научились его предшественники и современники. Человек никогда не познает мир с нуля. Опыт общества закодирован в языке, лексике, грамматике и, если есть письменность, в форме текстов.
Познавая язык, человек познает мир. «Границы моего языка означают границы моего мира», — писал Л.И. Витгенштейн. Эпистемическая функция — это не только накопление, аккумуляция опыта общества. Язык — это средство мышления, форма существования мышления. Поэтому для познания нового, доселе неизвестного он является незаменимым фактором.
Симптоматическая или экспрессивная функция
Симптоматическая или экспрессивная функция относится к способности общаться и выражать эмоции, поэтому в лингвистике говорят о симптомах (эмоциональных выражениях).
Через индикативную или дескриптивную функцию на собеседника воздействуют командами, указаниями, предложениями или вопросами. Эти предложения, которые могут быть повелительными, желательными и вопросительными, называются знаками.
Эти три функции могут выполняться неязыковыми знаками, и, как мы уже говорили, только референциальная функция является специфически человеческой, поскольку только человек может объективно описать реальную или гипотетическую ситуацию. Два других также встречаются в общении животных, поскольку другие виды могут посылать эмоции (чтобы показать страх, печаль, враждебность. ), команды и инструкции (чтобы прогнать нарушителя на своей территории лаем, чтобы совершить половой акт. ).
Языковые функции по Роману Якобсону
Одной из наиболее известных и широко используемых моделей является модель языковых функций, предложенная в 1958 году Романом Якобсоном, который выделяет шесть вышеперечисленных функций и классифицирует их в зависимости от использования языка в коммуникативном акте.
Функция привлечения возникает, когда отправитель посылает сообщение, от которого он ожидает ответа, действия или реакции со стороны собеседника. Название «обращение» оно получило потому, что отправитель обращается к получателю, т.е. используется с целью привлечения внимания. Его можно увидеть как в повседневной жизни, так и в рекламе и политической пропаганде.
Функция вызова обычно состоит из следующих элементов: Звательный (обращение к кому-либо по имени или местоимению), императивный (отдача приказа) и интеррогативный (задавание вопросов). Инфлективные выражения — это грамматические формы вопросов, подсказок, команд, инструкций, угроз и просьб, и это лишь несколько примеров.
Примеры выражений с номинативной функцией:
- Мануэль, ты можешь помочь мне с сумками для покупок?
- Вы приготовили еду?
- Надень маску!
- Вымойте руки перед входом в заведение.
- Покупайте 100% органическое веганское молоко.
- Голосуйте за общеевропейскую партию. Голосуй за Европу!
Справочная, представительная или информативная функция
Инвокативная функция — это функция, при которой отправитель создает сообщения, отсылающие к его окружению или к объектам вне коммуникативного акта, т.е. описывающие мир. Она позволяет нам передавать информацию и свойства обо всем, что составляет нашу реальность, например, о предметах, животных, людях, событиях и действиях.
Эта функция характерна для информационных фреймов, научных дискурсов и информационных документов, которые направлены на передачу знаний, хотя они также постоянно используются в повседневной жизни.
Основные языковые средства, используемые в референциальной функции, включают индикативы, то есть слова, используемые для обозначения конкретных людей, мест или ситуаций (we, this, that, today, yesterday); декларативный способ, который относится к основному значению слов; существительные и глаголы, передающие описательную информацию; экспрессивная интонация и индикативное время.
Примеры анафорических выражений:
- Рубен прибыл.
- Они мои братья.
- Париж — столица Франции.
- Я сломал правую ногу.
- Пчелы — гаплодиплоидные организмы.
- Завтра четверг.
Содержание
Язык — это инструмент, средство общения. Это система знаков, средств и правил языка, общая для всех членов данного общества. Это явление, которое является постоянным в течение определенного периода времени.
Важнейшие функции языка:
- коммуникативная — передача от одного лица другому определенной информации с определенной целью
- когнитивная (экспрессивная) — язык предназначен быть средством выражения, передачи и хранения содержания. Подвиды этой функции:
- информативная
- эмотивная
- волюнтативная
- интерогативная
Речевой акт, речевой акт сам по себе, обычно представляет собой взаимный процесс производства текста, включающий говорение и одновременное слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменной коммуникации речевой акт включает в себя написание и чтение (просмотр и понимание) написанного, а участники коммуникации могут быть разделены во времени и пространстве. Акт говорения — это проявление деятельности говорения.
Акт говорения создает текст. Лингвисты используют этот термин не только для обозначения письменного, записанного текста, но и для любого «речевого акта» любой длины, от односложного замечания до целой истории, поэмы или книги, созданной человеком (будь то описание или просто речь). Внутренняя речь предполагает создание «внутреннего текста», т.е. произведения дискурса, которое создается «в уме», но не воплощается в устной или письменной форме.
- Реформатский А.А., «Введение в языкознание», § 4. «Язык и речь»
- Маслов Ю.С., «Введение в языкознание», §§ 8-9