Задание 5. Развивайте свое воображение. Создание в голове интересной картины, визуализация прошедшего дня развивает мозговые способности и делает вашу речь более красноречивой.
Виды, особенности и правила публичного выступления
Публичное выступление является неотъемлемой частью публичной речи. Это элемент речевой деятельности, который возникает в процессе общения между говорящим и аудиторией.
Публичные выступления необходимы для того, чтобы влиять на аудиторию, убеждать и убеждать ее с помощью информации. Публичное выступление подразумевает произнесение текста или диалога, который пассивно воздействует на аудиторию. Они имеют следующие характеристики: индивидуальная структура текста и логическое заключение.
Монологи и диалоги одинаково необходимы для создания лаконичной речи. Диалогические элементы помогают разбить монотонный текст, вовлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием риторики.
Чтобы успешно взаимодействовать с людьми, оратор должен обладать следующими навыками:
- быть уверенным в себе;
- уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
- кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
- уметь заинтересовывать аудиторию;
- артистизм и харизма;
- дар убеждения.
Текст оратора должен соответствовать трем правилам: Интеллигентность, информативность и выразительность. Публичные выступления изменчивы; их успех зависит от понимания и установления психологической связи с аудиторией.
Ораторы выступают на сценах, платформах и телевидении. Публичное выступление — это произнесение текста перед руководством, потенциальным работодателем или друзьями. Публичные выступления помогают вам проявить себя в профессиональной сфере или в другой деятельности. Искусство публичного выступления доступно не каждому человеку, но вы можете легко научиться ему, посещая тренинги по ораторскому искусству и выполняя специальные упражнения для выступлений.
Существуют определенные психологические особенности публичных выступлений. Они обнаруживаются в общении между говорящим и аудиторией, которое возникает в результате диалога между ними. Отношения между двумя сторонами общения носят объективно-субъективный характер, функционируя как совместная деятельность или сотрудничество.
Речь оратора обладает определенными характеристиками:
- Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
- Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
- Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
- Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики .
Требования и технология публичного выступления
Чтобы уметь выступать с разными типами речей, необходимо сначала научиться готовить тексты в разных стилях. Различные виды публичных выступлений требуют различных техник и правил воздействия на аудиторию.
Общие приемы и требования к публичным выступлениям:
- Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
- Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
- Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
- Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
- Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
- К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.
Техника публичных выступлений охватывает 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучших результатов в публичных выступлениях. Они понадобятся вам, чтобы написать правильную речь и успешно ее произнести.
Техника публичных выступлений:
- Определяем цель речи.
- Изучаем состав аудитории.
- Создаем образ для выступления.
- Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
- Пишем речь.
- Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
- Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
- При необходимости подготавливаем место выступления.
- Настраиваемся на удачный исход выступления.
- Само выступление.
- Прислушиваемся к критике.
- Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.
Выступая с речью перед аудиторией, мы не останавливаемся на достигнутом результате, а проводим анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующие необходимые анализы речи: структура текста, акцент, интонация, языковая структура, интерес аудитории к оратору.
Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.
Устная или письменная
Публичное выступление — это прежде всего устная речь. Он обладает многими характеристиками разговорного языка:
- ориентированность на слушателя;
- эмоциональность, непосредственность;
- использование невербальных средств общения (то есть не словесных: мимики, жестов, интонации).
В то же время, однако, публичное выступление обладает некоторыми характеристиками письменной речи:
- она далеко не всегда спонтанна – напротив, в большинстве случаев публичная речь заранее подготовлена;
- она не содержит просторечных выражений и не основывается на разговорном стиле – напротив, публичной речи свойственно использование книжных лексических и синтаксических средств и полной палитры стилистических приемов.
Качество публичной речи
На эффективность и качество публичных выступлений влияет множество факторов.
Например, психологические :
- заинтересованность говорящего в предмете речи;
- желание аудитории слушать выступление;
- доступность и занимательность тематики и т.д.
Поэтому правило заключается в том, чтобы выбрать тему, интересную как для выступающего, так и для аудитории.
Другая большая группа факторов связана со способностью говорящего находить и отбирать информацию.
Наконец, третья группа — лингвистическая по своей природе. Это способность говорящего использовать стилистическое и лексическое богатство русского языка и отбирать его в соответствии со своей коммуникативной целью. Это может включать следующее:
- владение нормами русского литературного языка;
- умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом;
- умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью;
- умение правильно и доступно строить высказывания.
Жанры публичной речи
Приходится часто слушать разные речи. В зависимости от того, кто к кому и по какому поводу обращается, мы можем разделить публичную речь на различные типы.
Первый из них — это публичные политические высказывания. Примерами являются.
- выступление кандидата в депутаты;
- политический обзор;
- доклад на партийном собрании и тому подобное.
Лекция на научную тему:
- доклад;
- лекция в институте;
- выступление на научной конференции и т.п.
Торжественные речи — это речи, произносимые по случаю различных праздников и юбилеев. Они включают поздравительные речи, тосты и, в целом, все речи, связанные с особой датой и посвященные ей.
Жанр определяется в зависимости от цели общения. Если оратор хочет передать научную информацию, ему следует выбрать один из научных жанров. Если он хочет убедить аудиторию в чем-то, ему следует выбрать общественно-политическую речь. Если оратор озабочен только созданием праздничной, торжественной атмосферы, он выбирает жанр торжественной речи.
Виды выступлений перед публикой
Публичные выступления не всегда одинаковы, в зависимости от аудитории, к которой они обращены:
- Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
- Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
- Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
- Убеждающие или агитирующие (популярны у политиков или рекламщиков, которые убеждают слушателей в своей правоте).
Это важно: ораторы обычно используют более одного типа речи (например, информативную и развлекательную).
Публичные выступления различаются не только по цели, но и по способу подачи содержания:
- Сообщение – публичная речь длительностью до 10 минут, в которой кратко обрисовывается суть проблемы.
- Доклад – четко выверенный и заранее подготовленный рассказ по конкретной теме, может длиться от 10 минут до 3 часов.
- Выступление – краткосрочное, не более 5 мин., представление информации по предложенному вопросу. Бывает импровизированным или заготовленным.
- Лекция – монологическое выступление перед аудиторией специалиста, прекрасно ориентирующегося в теме. Оптимальная продолжительность – 90 мин.
- Беседа – форма открытого выступления, в которой монолог оратора чередуется с выступлениями слушателей.
Этапы публичного выступления
Почти все выступления имеют 3 фазы:
- Докуммуникативный (подготовительный) этап.
- Коммуникативный этап:
- установка взаимосвязи со слушателями;
- концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
- аргументирование и доказывание своей точки зрения;
- подведение итогов и завершение выступления.
- Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора).
Это важно: слушатели лучше запоминают конец речи, поэтому словесное оформление этой части должно быть тщательно продумано заранее.
Требования к публичным выступлениям
Основная задача говорящего — донести информацию до слушателей. Для этого его вербальная презентация должна соответствовать правилам:
- Четкое начало. Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.
- Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.
- Дозированная эмоциональность. Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.
- Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются.
- Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.
- Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.
- Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
- Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.
- Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.
Это важно: в зависимости от цели и характера речи определенные моменты выражаются в разной степени: В развлекательных речах можно допустить больше эмоциональности, чем в информативных.