Виды публичных выступлений. Какую речь называют публичной.

Задание 5. Развивайте свое воображение. Создание в голове интересной картины, визуализация прошедшего дня развивает мозговые способности и делает вашу речь более красноречивой.

Виды, особенности и правила публичного выступления

Публичное выступление является неотъемлемой частью публичной речи. Это элемент речевой деятельности, который возникает в процессе общения между говорящим и аудиторией.

Публичные выступления необходимы для того, чтобы влиять на аудиторию, убеждать и убеждать ее с помощью информации. Публичное выступление подразумевает произнесение текста или диалога, который пассивно воздействует на аудиторию. Они имеют следующие характеристики: индивидуальная структура текста и логическое заключение.

Монологи и диалоги одинаково необходимы для создания лаконичной речи. Диалогические элементы помогают разбить монотонный текст, вовлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием риторики.

Чтобы успешно взаимодействовать с людьми, оратор должен обладать следующими навыками:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: Интеллигентность, информативность и выразительность. Публичные выступления изменчивы; их успех зависит от понимания и установления психологической связи с аудиторией.

Ораторы выступают на сценах, платформах и телевидении. Публичное выступление — это произнесение текста перед руководством, потенциальным работодателем или друзьями. Публичные выступления помогают вам проявить себя в профессиональной сфере или в другой деятельности. Искусство публичного выступления доступно не каждому человеку, но вы можете легко научиться ему, посещая тренинги по ораторскому искусству и выполняя специальные упражнения для выступлений.

Скучное выступление

Существуют определенные психологические особенности публичных выступлений. Они обнаруживаются в общении между говорящим и аудиторией, которое возникает в результате диалога между ними. Отношения между двумя сторонами общения носят объективно-субъективный характер, функционируя как совместная деятельность или сотрудничество.

Речь оратора обладает определенными характеристиками:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики .

Требования и технология публичного выступления

Чтобы уметь выступать с разными типами речей, необходимо сначала научиться готовить тексты в разных стилях. Различные виды публичных выступлений требуют различных техник и правил воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичным выступлениям:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичных выступлений охватывает 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучших результатов в публичных выступлениях. Они понадобятся вам, чтобы написать правильную речь и успешно ее произнести.

Микрофон

Техника публичных выступлений:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступая с речью перед аудиторией, мы не останавливаемся на достигнутом результате, а проводим анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующие необходимые анализы речи: структура текста, акцент, интонация, языковая структура, интерес аудитории к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

Устная или письменная

Публичное выступление — это прежде всего устная речь. Он обладает многими характеристиками разговорного языка:

  • ориентированность на слушателя;
  • эмоциональность, непосредственность;
  • использование невербальных средств общения (то есть не словесных: мимики, жестов, интонации).

В то же время, однако, публичное выступление обладает некоторыми характеристиками письменной речи:

  • она далеко не всегда спонтанна – напротив, в большинстве случаев публичная речь заранее подготовлена;
  • она не содержит просторечных выражений и не основывается на разговорном стиле – напротив, публичной речи свойственно использование книжных лексических и синтаксических средств и полной палитры стилистических приемов.

Качество публичной речи

На эффективность и качество публичных выступлений влияет множество факторов.

Например, психологические :

  • заинтересованность говорящего в предмете речи;
  • желание аудитории слушать выступление;
  • доступность и занимательность тематики и т.д.

Поэтому правило заключается в том, чтобы выбрать тему, интересную как для выступающего, так и для аудитории.

Другая большая группа факторов связана со способностью говорящего находить и отбирать информацию.

Наконец, третья группа — лингвистическая по своей природе. Это способность говорящего использовать стилистическое и лексическое богатство русского языка и отбирать его в соответствии со своей коммуникативной целью. Это может включать следующее:

  • владение нормами русского литературного языка;
  • умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью;
  • умение правильно и доступно строить высказывания.

Жанры публичной речи

Приходится часто слушать разные речи. В зависимости от того, кто к кому и по какому поводу обращается, мы можем разделить публичную речь на различные типы.

Первый из них — это публичные политические высказывания. Примерами являются.

  • выступление кандидата в депутаты;
  • политический обзор;
  • доклад на партийном собрании и тому подобное.

Лекция на научную тему:

  • доклад;
  • лекция в институте;
  • выступление на научной конференции и т.п.

Торжественные речи — это речи, произносимые по случаю различных праздников и юбилеев. Они включают поздравительные речи, тосты и, в целом, все речи, связанные с особой датой и посвященные ей.

Жанр определяется в зависимости от цели общения. Если оратор хочет передать научную информацию, ему следует выбрать один из научных жанров. Если он хочет убедить аудиторию в чем-то, ему следует выбрать общественно-политическую речь. Если оратор озабочен только созданием праздничной, торжественной атмосферы, он выбирает жанр торжественной речи.

Виды выступлений перед публикой

Публичные выступления не всегда одинаковы, в зависимости от аудитории, к которой они обращены:

  • Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
  • Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
  • Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
  • Убеждающие или агитирующие (популярны у политиков или рекламщиков, которые убеждают слушателей в своей правоте).

Это важно: ораторы обычно используют более одного типа речи (например, информативную и развлекательную).

Публичные выступления различаются не только по цели, но и по способу подачи содержания:

  1. Сообщение – публичная речь длительностью до 10 минут, в которой кратко обрисовывается суть проблемы.
  2. Доклад – четко выверенный и заранее подготовленный рассказ по конкретной теме, может длиться от 10 минут до 3 часов.
  3. Выступление – краткосрочное, не более 5 мин., представление информации по предложенному вопросу. Бывает импровизированным или заготовленным.
  4. Лекция – монологическое выступление перед аудиторией специалиста, прекрасно ориентирующегося в теме. Оптимальная продолжительность – 90 мин.
  5. Беседа – форма открытого выступления, в которой монолог оратора чередуется с выступлениями слушателей.

Лекция

Этапы публичного выступления

Почти все выступления имеют 3 фазы:

  1. Докуммуникативный (подготовительный) этап.
  2. Коммуникативный этап:
  • установка взаимосвязи со слушателями;
  • концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
  • аргументирование и доказывание своей точки зрения;
  • подведение итогов и завершение выступления.
  1. Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора).

Это важно: слушатели лучше запоминают конец речи, поэтому словесное оформление этой части должно быть тщательно продумано заранее.

Требования к публичным выступлениям

Основная задача говорящего — донести информацию до слушателей. Для этого его вербальная презентация должна соответствовать правилам:

  • Четкое начало. Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.
  • Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.
  • Дозированная эмоциональность. Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.
  • Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются.
  • Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.
  • Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.
  • Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
  • Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.
  • Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.

Это важно: в зависимости от цели и характера речи определенные моменты выражаются в разной степени: В развлекательных речах можно допустить больше эмоциональности, чем в информативных.

Эмоции оратора

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий