Тридцать второе предложение начинается со связки but, за которой следует дательное местоимение this и лексический повтор слова ability.
Способы связи предложений в тексте
Предложения в речи должны быть связаны общей темой — это помогает выражать мысли логично и понятно. В русском языке для этого существуют специальные техники, называемые коннекторами. В этой статье мы узнаем, какие специальные приемы используются для связи предложений в тексте, и на их примере сделаем собственную речь связной и красивой.
О чем эта статья:
- Автор Алёна Федотова
- Рубрика 6 класс
- Дата публикации 25.07.2022
- Просмотры 30776
Способы связи предложений в тексте
Чтобы серия предложений считалась текстом, они должны быть связаны между собой. Для этого используются три типа связей:
- последовательную (цепную),
- параллельную,
- смешанную.
Давайте обсудим их и проанализируем, как они работают.
Последовательное или цепное связывание — это способ связывания предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение связано с предыдущим.
Чтобы проиллюстрировать это, давайте рассмотрим приведенную ниже диаграмму. На схеме показано, как выглядит структура предложений в тексте, когда они нанизаны друг на друга.
Пример текста с конкатенированной связью между предложениями:
Над горными вершинами на востоке уже занимался рассвет. Его лучи были мягкими, желто-розовыми и успокаивающими. Они мягко касались верхушек деревьев и проглядывали сквозь их ветви.
Параллельная связь — это способ соединения предложений в тексте, при котором все последующие предложения ссылаются на первое предложение, развивают и углубляют его.
Диаграмма поможет нам понять специфику этого типа связи. Давайте посмотрим.
Пример текста с параллельными предложениями:
В классе не было точного задания, но мы все знали, что хотим сделать. Ваня и другие мальчики построили по скворечнику. Весь урок я рисовал рисунки на доске.
Смешанная связь — это способ связи предложений в тексте, сочетающий последовательную и параллельную связь.
Пример текста со смешанной связью предложений:
Через несколько минут я дождался своего: Все вокруг меня ожило. Где-то высоко над моей головой пели крачки. Рыжая белка с пушистым хвостом осторожно спустилась на землю, схватила желудь и попыталась его обгрызть. Это было нелегко: твердую оболочку невозможно было сдвинуть с места.
В данном примере второе и третье предложения иллюстрируют первое. Это означает, что между ними существует параллельная связь. В то же время четвертое предложение связано только с третьим — между ними существует цепная связь. Оказывается, в этом абзаце предложения связаны двумя способами: параллельно и цепочкой. Это означает, что связь в данном тексте смешанная.
Напишите короткий текст в 3-4 предложения о каждой из возможностей, которые мы изучали в этом блоке.
Средства связи предложений в тексте
Как уже упоминалось в начале, связывание в русском языке означает соединение предложений в тексте общей идеей. Они позволяют плавно переходить от одной идеи к другой и дополняют друг друга. Существует три типа коннекторов: лексические, морфологические и синтаксические.
Каждая из трех форм предполагает различные способы связи в предложении. На самом деле их больше, и мы рассмотрим их сегодня. Об остальных вы узнаете в классе 7.
Лексические средства связи предложений
Лексические средства связи предложений в русском языке включают:
- лексический повтор,
- антонимы,
- синонимы,
- однокоренные слова,
- описательные обороты.
Давайте рассмотрим каждое из этих средств связи предложений на примерах.
- Лексический повтор — это повторение одного и того же слова в предложениях. В том городе был тихий парк, из-за которого я его и запомнил. А рядом с парком — рядки уютных кафе.
- Антонимы — это слова, которые относятся к одной и той же части речи, звучат и пишутся по-разному, а также имеют противоположные значения. Свет в последний раз мелькнул в разряженном фонарике. А потом пришла темнота .
- Синонимы — это слова, которые относятся к одной и той же части речи, звучат и пишутся по-разному, но близки по смыслу. По дороге домой мне встретились соседские дети. Ребята бегали по траве босиком, пытаясь догнать плывущие по воздуху семена одуванчиков.
- Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковые корни и относятся к одной и той же или к разным частям речи. Было заметно, что сестра тоскует по городу. В городских улицах она видела особое очарование.
- Описательные обороты — это обороты речи, с помощью которых предмет не называют прямо, а лишь описывают его свойства. Хотя бы раз в жизни вам стоит почитать что-нибудь из Шекспира ! Пьесы великого британского драматурга умеют задевать за живое.
- Ах, как я скучаю по деревне! Деревенские овощи и фрукты — самые полезные!
- Если идти мимо усадьбы, не сворачивая, придёшь в яблоневый сад. В саду найдёшь одинокую беседку — там и спрятаны сокровища.
- Под вечер на площади собралось много народу. Люди пели, продавали свежую выпечку и согревали друг друга улыбками.
- Шум резко прекратился. В комнате наступила полная тишина.
- Солнце сегодня было беспощадным. Яркое светило так жгло своими лучами, что нам не хотелось выходить на улицу.
Морфологические средства связи предложений
Среди морфологических средств связи предложений в тексте можно выделить следующие:
Теперь давайте разберемся, как именно они связывают предложения.
- Личные местоимения — это такие местоимения, которые указывают на предмет, но при этом не называют его. Собака на станции выглядела бездомной. Когда я приблизился, она приветливо замахала хвостом.
- Притяжательные местоимения — это такие местоимения, которые указывают на то, кому или чему принадлежит предмет. Мария вошла в комнату, когда буря стихла. Её шёлковые волосы, как и всегда, были заплетены в тугую косу.
- Указательные местоимения — это такие местоимения, которые указывают на предмет, его признак, количество и тем самым выделяют его среди других предметов. Когда мы шли по городу, я учуял свежеиспечённый хлеб в лавке. Этот запах был больше всего мил моей душе.
- Наречия — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака. Петляя между домами, я скоро вышел на площадь. Стояло раннее утро, поэтому там пока ещё было безлюдно.
Средства и способы связи предложений в тексте
Текст — это последовательность предложений, связанных между собой общей темой и мыслью. В каждом из них, однако, мысль автора завершена лишь частично. Оставшиеся предложения используются для дальнейшего развития.
Каждое новое предложение в тексте строится на основе предыдущих. Они должны быть связаны семантической или грамматической связью, чтобы тема постоянно развивалась.
- Способы связи предложений в тексте
- Цепная связь
- Параллельная связь
- Сочетание разных способов связи
- Средства связи предложений в тексте
- Лексические средства
- Морфологические средства
- Синтаксические средства
- Видео: Средства связи предложений в тексте
Эта связь может создавать различные семантические отношения между предложениями в тексте. Например, одно предложение можно сопоставить с другим, чтобы объяснить его смысл или уточнить некоторые детали. Это помогает автору лучше выразить свои мысли, лучше передать эмоции или показать читателю различные оттенки смысла.
Рассмотрите основные способы связи предложений в тексте.
Способы связи предложений в тексте
Чтобы связать предложения в четкий и логичный текст, писатели используют два типа связи: конкатенацию и параллелизацию. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, как звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения не кажутся связанными, но построены вокруг общего смысла. Давайте рассмотрим эти два метода подробнее.
Цепная связь
Это самый распространенный способ соединения предложений в тексте. Это когда автор развивает свои мысли последовательно, и каждое новое предложение кажется продолжением или развитием предыдущего. Такая связь называется последовательной или линейной.
Работает это просто: информация берется из одного предложения и развивается в следующем. Например:
Яркое летнее солнце выглянуло из-за облаков. Лучи освещали промокшие улицы и дома.
Слово «солнце» используется здесь в первом предложении, но рассказ продолжается во втором предложении. Благодаря этому повторению оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.
Цепная связь очень распространена. Он встречается во всех литературных жанрах: в художественной литературе, в бизнесе, в журналистике и особенно в науке, где автору необходимо представить материал наиболее убедительным и логичным образом. Он одинаково хорошо подходит для описания, повествования и аргументации. Такая популярность объясняется тем, что конкатенация в некотором роде имитирует человеческое мышление.
Легко понять, что смысл звена цепи заключается в повторении. Чтобы два высказывания были связаны, некоторые слова в них должны повторяться или относиться к одному и тому же объекту. Это наиболее распространенные варианты звена цепи:
- Лексический или синтаксический повтор, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «На ветке березы сидела стайка воробьев. Увидев нас, воробьи встревоженно зачирикали».
- Синонимические замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется подходящим по смыслу синоним. Например: «Мы насобирали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
- Местоименные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоименными наречиями. Например: « Олег учится в шестом классе. Он увлекается водными лыжами, шахматами и коллекционированием марок».
Параллельная связь
В параллельной связи высказывания не зависят напрямую друг от друга, но обычно структурируются вокруг центральной позиции. Они кажутся независимыми по содержанию, но являются частью общего перечисления, сопоставления или контраста. Например:
Средства связи предложений в тексте
На этом уроке мы вернемся к вопросу о том, что может связывать предложения в тексте. Мы научимся находить связи между предложениями в тексте. Составьте алгоритм для задачи 25.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам из комплекта, вам необходимо добавить его в свой личный шкафчик.
Распространите видеоуроки в своих личных кабинетах среди своих учеников.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Конспект урока «Средства связи предложений в тексте»
— Подумайте еще раз о том, что может связывать предложения в тексте.
— Узнайте, как найти связь между предложениями в тексте.
— Разработаем алгоритм для двадцать пятой задачи.
Нам нужно посмотреть на двадцать пятое задание.
Мы продолжаем работать с текстом, данным нам для выполнения заданий с двадцать второго по двадцать шестое. Как и в предыдущем задании, нас интересует несколько предложений текста, между которыми выделен определенный интервал.
Среди этих предложений мы должны найти одно или несколько, которые связаны с одним или несколькими предыдущими предложениями какой-либо связью в тексте.
Давайте рассмотрим эту задачу подробнее. Прежде всего, мы ищем одно предложение или несколько предложений — ответ может содержать и то, и другое.
Иногда нам нужно найти предложения, которые связаны с предыдущим предложением. А иногда нам нужно найти предшествующие предложения.
Обычно дается два или три средства связи — например, лексический повтор, местоимения и синонимы. Мы можем найти все эти элементы в одном предложении. Или нам придется искать их в других предложениях.
Мы уже говорили о том, как связаны предложения в тексте во втором задании. Но там мы должны были сами найти связующий элемент, исходя из контекста.
Здесь наша задача немного сложнее.
В этом задании мы не только демонстрируем свои знания о том, как связаны предложения в тексте. Мы анализируем связь между предложениями. И мы находим те средства связи, которые нам нужны.
При выполнении этой задачи мы можем столкнуться с некоторыми трудностями.
Во-первых, у нас может быть группа примерно из десяти предложений. В этих предложениях много разных средств! И даже если мы нашли искомый элемент, это может быть лишь часть предложения, которая не имеет никакого отношения к смыслу текста.
Давайте рассмотрим теорию.
Предложения текста обязательно связаны друг с другом. В зависимости от семантических отношений можно выделить два типа связей: цепные и параллельные.
В цепной связи каждое последующее предложение соединяется с предыдущим с помощью структурных элементов. Ключевые слова повторяются, используются синонимы и местоимения.
Параллельная связь не столь очевидна. В этом случае для соединения предложений используются синтаксические приемы: Гомофония, синтаксический параллелизм. Также используются союзы, вводные слова, наречия времени и места.
Конкатенация и параллельное связывание обычно сочетаются в тексте.
Таким образом, средства связи предложений в тексте могут быть лексическими, морфологическими и синтаксическими.
Лексические средства — это повторы слов и фраз, синонимов и антонимов, слов одной тематической группы.
Повторение слов или словосочетаний легко распознать. Слова могут повторяться в разных формах или в одной и той же форме.
В соседнем доме жила девочка. И они считали эту девушку довольно странной…..
Синонимы — как уже упоминалось, слова, которые отличаются по внешнему виду, но имеют одинаковое значение.
Недавно мы познакомились с Алексеем Петровичем. Наш старый учитель довольно бодр и по-прежнему ироничен. Синонимы здесь — это наш старый учитель.
Лексическое значение слова как средство связи
Лексическое значение слова относится к сопоставлению фонетического произношения данной единицы с соответствующим объектом действительности. Другими словами, это прямое значение слова, его толкование. Значение может быть таким:
- прямым: золотая монета ;
- переносным: золотые руки .
Слова также делятся на полисемичные слова и слова с одним значением.
Пример слова с несколькими значениями:
МИР
- соглашение воюющих государств;
- отсутствие вражды;
- объединение по общим признакам;
- совокупность всех форм живой материи;
- область жизни;
- планета Земля.
Пример слова с единственным значением:
Гимн — это торжественная мелодия, представляющая символику государства или другого образования и выражающая преданность общепринятым ценностям.
Лексическое значение слова играет важную роль в структуре текста и предложения. Это означает, что смысл информации не теряется. Кроме того, слова связывают предложения между собой, изменяя их формы, что также важно.
Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»
На Едином государственном экзамене в конце 11 класса одновременно ставятся три задачи: распознавание средств коммуникации, лексического значения слова и основной мысли текста. Давайте рассмотрим их структуру более подробно.
Задание 1
Первое задание предполагает чтение короткого текста и определение двух предложений, которые лучше всего отражают главную мысль автора. Необходимо исключить информацию, которой вообще нет в тексте, и второстепенную информацию.
В этом задании легко сделать ошибки, если не прочитать приведенные предложения. Лучше подчеркнуть самые важные моменты карандашом, чтобы не запутаться.
Задание 2
Здесь следует добавить часть речи, которая соединяет части предложения или сами синтаксические единицы. Основываясь на теории, вы должны выбрать подходящие частицы, местоимения, предлоги и т.д.
Для выполнения этого задания важно, чтобы вы запомнили записи и их значение. Также внимательно прочитайте предложение, в котором пропущено слово. Часто там скрыта подсказка.
Задание 3
В последнем задании этого блока вам нужно определить лексическое значение одного слова из текста. Значение слов в каждом контексте разное. Поэтому следует перечитать предложение, из которого взято это слово, и обратить внимание на слова рядом с ним.
Подсказку можно найти в сносках после толкования в задаче. Там приводятся примеры, которые можно сравнить с исходной формой слова, что поможет вам не допустить ошибок в третьем задании экзамена по русскому языку.