Река, вдоль которой мы шли, то и дело делала резкий изгиб, так что ее блестящее зеркало вдали упиралось то в ивовые кусты, то в песчаный камень (Солочин).
Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
В сложноподчиненном предложении со многими подчиненными частями есть три типа подчиненных предложений. Мы приведем примеры однородных, параллельных и последовательных подчиненных клаузул.
Чтобы понять структуру сложного предложения с несколькими подчиненными пунктами, мы узнаем, что сложное предложение может иметь более одного подчиненного пункта. Две или более подчиненных клаузулы имеют различные отношения к главной клаузе и друг к другу, образуя три основных типа подчинения:
- однородное,
- параллельное (неоднородное),
- последовательное.
Давайте подробнее рассмотрим сложноподчиненные предложения с большим количеством прилагательных, учитывая различные типы подчинения.
Однородное подчинение придаточных предложений
В сложносочиненном предложении, далее называемом СПП, все прилагательные могут относиться непосредственно ко всей главной клаузе или к одному из ее членов. В этом случае подразумевается однородное подчинение зависимых клаузул. В случае с однородным субординатором следует упомянуть его основные характеристики:
- все придаточные относятся к главному предложению или к одному и тому же слову в главном,
- придаточные имеют одинаковое значение и отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного типа,
- связаны между собой сочинительными союзами или бессоюзно,
- произносятся с перечислительной интонацией,
Неизвестно, где она жила (1), кем была (2), почему ее портрет написал римский художник (3) и о чем она так печально думала (4).
Неизвестно (что?). Во всех прилагательных, независимо от того, что они соединены разными составными словами (где, кто, зачем, для чего), задается один и тот же вопрос: что? В данном ФГО имеется каскад пояснительных прилагательных, зависящих от одного слова в главной части — безличного сказуемого предложения, выраженного предикатным наречием. Таким образом, это СПП с однородными подчиненными прилагательными.
Линейная форма предложения:
(где…), (кто…), (почему…) и (что…).
Как и в примере выше, запятые ставятся между подчиненными предложениями, за исключением двух последних подчиненных предложений. Если между однородными агрессивными предложениями используется неповторяющееся соединение или разделительное соединение (and, or, or), запятая не ставится, например:
Мы поняли, что уже поздно и надо спешить домой.
Линейная форма предложения:
Примеры предложений с однородным подчинением придаточных
Я понял, что лежу в постели, что мне плохо, что я только что был в бреду (А. Куприн).
Курица появляется поздней весной, когда рощи уже покрыты листьями и все певчие птицы давно оперились (И. Соколов-Микитов).
Моя тетя рассказала интересную историю о своем первом муже, который был персидским консулом и с которым она некоторое время жила в Тегеране (Ф. Искандер).
Когда березы были срублены и среди них выросли травы с плодами и шишками разного цвета, из ручья потекло много-много воды (М. Пришвин).
Утром бабушка пожаловалась, что в саду за ночь сбросили все яблоки и сломали старое сливовое дерево (А. Чехов).
Смотрите другие примеры предложений с однородными подчиненными предложениями
Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений
Прилагательные, относящиеся к совокупности основного предлога (время, уступка, причина, условие и т.д.) или к одному из его членов (определитель, экспликатив, мера и степень, место, вид действия), могут быть неоднородными, т.е. иметь разные значения и принадлежать к разным типам, например:
Когда собрались рыбаки (1), Иван Иванович уже по-своему установил, что ветер к вечеру загонит лед в полдень (2) (М. Пришвин).
Два приложения зависят от главного предложения:
- одно — придаточное времени (когда собрались рыбаки),
- второе — изъяснительное придаточное (что к вечеру ветер погонит лёд на полдень).
Линейная форма предложения:
Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных
Но хотя они всю жизнь были соседями, Уля никогда не видела Анатолия, кроме как в школе и на комсомольских собраниях, где он часто выступал с докладами (А. Фадеев).
Как только жара спала, в лесу стало так холодно и темно, что никто не хотел там оставаться (И. Тургенев).
Когда я держу в руках новую книгу, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, разговорчивое, прекрасное (М. Горький).
Река, по которой мы шли, то и дело делает резкий изгиб, так что ее блестящее зеркало упирается то в кучу ив, то в песчаный обрыв (В. Солоухин).
Если я присмотрюсь, у меня создается впечатление, что я вижу сотни и тысячи километров вокруг себя (М. Бубеннов).
Ранней весной, как только растает снег, поле, где была посеяна озимая рожь, покрывается сочной зеленью (Л. Леонов).
Практикум по теме «Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными» методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Уточнение знаний учащихся по теме «Типы подчинения в SPP с различными прилагательными». Пунктуация, составление схем и определение типов подчинения.
Приложение | Размер |
---|---|
30 КБ |
Предварительный просмотр:
Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы, определите виды подчинения.
Мы знали, что если все пойдет хорошо, то дело будет решено в нашу пользу.
Мы хотели увидеть, что он будет делать дальше и что произойдет дальше.
Когда мальчики вернулись, мы пошли в лес искать поляну.
А потом я отошла к окну, потому что не хотела вмешиваться в спор, который так долго бушевал между ними.
Я не могла понять, почему он сказал ложь и почему он продолжает жить во лжи.
Хотя солнце светило ярко, я был уверен, что мы не успеем вернуться домой до заката.
Я все сделал правильно, поэтому ответ был правильным, даже если никто этого не ожидал.
Мы остановились на повороте дороги, где была густая трава и тихо щебетали птицы.
А вот и дом, в котором я жила так долго, что уже и не помню, когда мы переехали.
Он вел себя храбро, как храбрый полковник перед сражением, которое решит его судьбу.
Когда небо стало пасмурным и пошел дождь, мы были вынуждены вернуться домой.
Чтобы поймать рыбу, о которой так много рассказывал Васька, я встал как можно раньше.
Если бы я встал раньше, то был бы в том месте, которое выбрал заранее.
Тот, кто верен своим друзьям, кто мужественно встречает жизненные проблемы, может считать себя сильным человеком.
Поскольку рейнджера там не было, мы решили отправиться в каньон одни, хотя совершенно ничего не знали о его местонахождении.
Я рассказал ему, что нашел поляну, где растут редкие лекарственные травы.
Возможно, я был слишком легкомысленным и глупым, чтобы рассказать ему о зарытом здесь сокровище, которое все жители деревни тщетно искали в течение многих лет.
Я посмотрела ему в глаза и поняла, что честность с ним поможет мне.
Мы остановились, когда река повернула в деревню, в которой я уже много раз бывал.
Все они были очень расстроены, потому что не могли найти дорогу, хотя тщательно изучили план местности.
Он рассказал мне печальную историю своей жизни, потому что доверял мне, потому что не мог больше держать ее в себе.
Когда Ромка приехал, мы этого не знали и очень удивились, когда увидели его.
Через несколько минут я остановился, чтобы сориентироваться и понять, куда идти дальше.
Если бы я знал, что он пытается меня обмануть, я бы провел ночь с лесником, который жил в хижине на краю леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе: «Подчинительные предложения с разными прилагательными.
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельностного подхода. урок «открытия» новых знаний. разработка включает в себя презентацию урока и комплексный учебный материал.
Сложные предложения с несколькими прилагательными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.
Сложносочиненные предложения с несколькими прилагательными (однородное, неоднородное и последовательное подчинение). Подготовка к ГИА.Методическое обеспечение — семинар под редакцией В.В. БабайцеваЦель.
Сложные предложения с несколькими прилагательными. Тип подчинения. Подготовка к ГИА. Случай B8.
Нацелен на систематизацию знаний студентов по предмету и совершенствование навыков использования тестов и текстов при подготовке к курсовым государственным экзаменам: Педагогические — улучшение их способности к дифференциации.
Урок «Сложные предложения с несколькими прилагательными. Однородное подчинение».
Урок по теме «Сложные предложения с большим количеством прилагательных. Однородное подчинение» с использованием сингапурских структур.
Самостоятельная работа по теме «Виды подчинения в PPP с различными прилагательными».
Проверка знаний учащихся по теме «Подчинение в CPP с различными прилагательными». Знаки препинания, построение схем и определение типов прилагательных и типов подчинения.
Короткова Н. Р. Урок обучения новым знаниям (русский язык) Класс: 9 Тема урока: Виды подчинения аффиксов (параллельное, последовательное, однородное) в сложносочиненном предложении с несколькими аффиксами.
Урок с использованием ODE направлен на введение и усвоение учащимися новых понятий: подчинение прилагательных в сложном предложении с несколькими прилагательными; различия в подчинении прилагательных в сложноподчиненных предложениях.
Курс представляет собой семинар. Тип мастерской: Урок приобретения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема: подчинение прилагательных (параллельное, последовательное, аналогичное) в сложном предложении с несколькими прилагательными.
План семинараКак объяснить, что сложноподчиненное предложение является характерным признаком понятия «предложение»? Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным признаком pr.