Дательный падеж существительных. Дательный падеж в русском.

А поскольку определение количества значений одной и той же формы и последующее разделение этих значений на коннотации и самостоятельные значения является необычайно сложной задачей и обычно решается разными лингвистами по-разному, понятие категории потеряло бы свой объективный смысл (который связан со звуковым аспектом).

Вопросы падежей в русском языке (таблица)

Давайте посмотрим, на какие вопросы отвечают падежи существительных в русском языке.

  • Падеж как форма именной части речи
  • Таблица падежей
  • Вопросы именительного падежа
  • Вопросы родительного падежа
  • Вопросы дательного падежа
  • Вопросы винительного падежа
  • Вопросы творительного падежа
  • Вопросы предложного падежа
  • Определение падежа существительного

Падеж как форма именной части речи

Для начала определим, что падеж — это грамматический тип именных частей речи в русском языке: существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глагольной формы причастия, которая обладает определенными характеристиками прилагательного. Все эти независимые виды и типы слов децимируются, т.е. меняют верхний и нижний регистр.

ОпределениеПредлог — это грамматическая форма существительного, которая выражает его отношение к другим словам в предложении.

Высоко (в чем?) в небе летит (что?) аэроплан.

В грамматике современного русского языка есть шесть случаев:

  • име­ни­тель­ный
  • роди­тель­ный
  • датель­ный
  • вини­тель­ный
  • тво­ри­тель­ный
  • пред­лож­ный.

Слову с падежом можно задать определенный вопрос.

Вот наглядная таблица случаев с вопросами и характерными для них предлогами.

Таблица падежей

В СЛЕДУЮЩЕЙ ТАБЛИЦЕ ПОКАЗАН СЛУЧАЙ ПРЕДЛОЖНОГО ВОПРОСА
В следующей таблице приведен список препозитивных фраз с их препозитивными префиксами. Препозиционная фраза с префиксом препозиции используется в форме предлога. Как?
Генитив (нет) Кто? Как? с, по, от, к, от, без, для, для того, чтобы, при, рядом, рядом с, рядом с, рядом с, рядом с
Дательный (давать) Кому? Что? к, от, через, благодаря, против, в, согласно
Аккузатив (см.) Кто? Как? вниз, назад, вокруг, в, в, вверх, в
инструментальный (довольный) Кем? Что? с, по, над, выше, вниз, между, перед
предлог (думать) для кого? для чего? в, над, при, по, из

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)

Вопросы падежей в русском языке (таблица)

Вопросы падежей в русском языке (таблица)

Рассмотрим подробнее падежные вопросы к родам существительных в русском языке.

Предлоги дательного падежа

Дательный падеж существительных употребляется как без предлогов, так и с непарадигматическими предлогами «to» и «on»:

  • поднять глаза ( к чему? ) к небу
  • лететь ( к кому? ) к матери
  • гуляет ( по чему? ) по лугу
  • семена разносит ( по чему? ) по полям

В этом случае также используются деривационные предлоги:

  • благодаря погоде
  • согласно приказу
  • вопреки предсказанию
  • наперекор судьбе
  • навстречу волне

Значение дательного падежа

Дательный падеж существительных регулируется глаголами и существительными. В связи с упомянутыми выше типами слов, этот косвенный падеж существительных выражает определенные значения:

  • приблизиться к реке
  • в гости к друзьям
  • ползёт по травинке
  • топчется по луже

Как определить дательный падеж существительного?

Чтобы определить датив существительного, нужно определить его склонение, поставив его в исходную форму. Тогда мы должны спросить себя: кто? или что? Затем мы смотрим на падежное окончание, по которому мы можем определить, что существительное является дательным.

Примеры

Малыши заходят в воду босиком.

В воде — это первоначальная форма слова «вода». Это существительное женского рода первого склонения. Давайте зададим вопрос от глагола:

Что?

Слово «в воде» отвечает на вопрос, в чем? Имеет формальное окончание e в качестве существительного первого спряжения.

Слово «в воде» стоит в единственном числе в дательном падеже.

Рыбаки направили лодку к берегу.

К берегу — это инфинитивная форма слова «берег». Это существительное мужского рода с нулевым склонением, относящееся ко второму падежу.

(К чему?).

Zum Ufer» с суффиксо м-u имеет объективное значение. Это существительное стоит в дательном падеже.

Как определить дательный падеж?

Чтобы узнать дательный падеж существительного, поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Кому?) и запишите падежные окончания в нем. Дательные окончания существительных в различных падежах приведены в таблице ниже.

Наклон Прим. ред. Pl.
1 случай Маргинал е, зар е, сын е, сон е. -am Поля, зор ям, сын ям, сон ям.
2 Дело -u (-u) Громобой, слесарь, сердце, секс Громобой, слесарь, сердце, секс
3 Падение Мыши, ворчание и Мыши, ворчуны, бабушки
Не определено Дети, нравы, племена Дети, манеры, расы

Внимание. Основные существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют суффик с-i — Любовь, Мария, Юлия.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных с дативом могут выражать различные значения:

  • Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года .
  • Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
  • Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку .
  • Определительное: памятник Грибоедову, цена словам .

читать вместе с ним.

Дательный падеж

У профессора Грамматикина день рождения, и его мама испекла по этому случаю красивый торт. Профессор разрезает его и хочет угостить своих маленьких друзей. Он обнаружил, что назвал детей в дательном падеже, когда давал им кусочки торта. Он будет говорить с детьми о вопросах, отвечать на существительные в дательном падеже, предлогах, в которых они используются, и о том, как найти существительное в дательном падеже в предложении. После урока следует конкурс, в котором нужно поставить существительные в правильную позицию в соответствии с их падежом.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам необходимо добавить его в свой личный кабинет.

2. Распространите видеоуроки в своих личных кабинетах среди учеников.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

Конспект урока «Дательный падеж»

Здравствуйте, дорогие друзья.

Сегодня у меня хорошее настроение. В конце концов, сегодня мой день рождения. Моя мама испекла мне красивый торт, чтобы отметить это событие. Я разрезал его на кусочки и раздал своим маленьким друзьям.

Это произведение для Димы, это произведение для Марины. Эта часть для Олы, эта часть для Зои. Это произведение для Юры. Это произведение для Жени. Эта нарезка для Ирии. Я дал всем по кусочку торта и оставил кусочек себе.

Кстати, когда я назвала имена детей, которым я подарила торт, они были в списке пожертвований. У вас есть какие-то сомнения? Давайте зададим им этот вопрос.

Кому он отдал торт? Дима.

Кому он отдал торт? Марина.

Кому она отдала торт? Оля, Зоя, Юра, Женя, Ира.

Как видите, все имена отвечают на вопрос «для кого? И этот вопрос, и вопрос «Кому?» являются дательными вопросами.

Мы знаем, что «кому?» «кому?».

относится к дательному.

Нет, конечно, не все существительные употребляются в дательном падеже в значении «я даю что-то кому-то». Теперь вы это видите.

Прочитайте эти предложения, найдите в них существительные и поставьте их в дательный падеж.

Однажды по тропинке шла лиса. Лиса была голодна. Он решил пойти посмотреть на зайца.

Ну, как у вас? Давайте посмотрим.

В первом предложении существительными являются «лиса» и «тропа». Слово «лиса» отвечает на вопрос «Кто?» и является подлежащим в предложении. Следовательно, «лиса» стоит в именительном падеже. Лиса бежала по чему? По дороге туда. На что?» — это вопрос в дательном падеже. Таким образом, здесь мы имеем дательный падеж.

Во втором предложении существительное — «лиса». Кто был голоден? Лиса. Опять же, вопрос говорит нам о том, что это дательный падеж.

В третьем предложении подлежащее — «она», а существительное — «заяц». Кого вы хотите, чтобы я навестил? За зайца. И снова вопрос напоминает нам, что существительное «to the rabbit» является дательным. Как видите, в этих предложениях никому ничего не дано. Однако существительные «по дороге», «к лисе» и «к зайцу» стоят в дательном падеже.

Друзья мои, заметили ли вы, что существительные в дательном падежев дательном падеже может употребляться как без предлогов, так и с предлогами.Каковы намерения друзей в отношении дела о пожертвованиях? Это предлоги «to» и «by» и все.

Ни один другой предлог не является другом дательного падежа.

И, конечно, вы заметили, что ни одно существительное в дательном падеже не является подлежащим. Существительные с дательным обычно являются подчиненными членами предложения.

Теперь я хотел бы предложить небольшую игру. Кто может быстрее и лучше всех поставить слова в нужное место? Они должны быть помещены в правильный футляр. Поставьте существительные в первой колонке в именительном падеже. Поставьте существительные во втором столбце в родительный падеж. А в третьем столбце поставьте существительные в дательном падеже.

Субъект, который испытывает некоторое состояние

Субъект, испытывающий какое-либо ощущение (холодно, жарко, тепло, радостно, скучно, интересно, лень и т.д.), также принимает дательную форму:

  • Мне лень ехать в магазин, лучше я закажу книги в Интернете.
  • Всем было весело на вечеринке.

дательный падеж в русском языке / dative case in russian

Каузативный падеж имеет аналогичную функцию. Как же не совершить ошибку? Очень просто!

  • Если состояние выражено наречием (холодн о, трудн о ), выбираем дательный падеж.
  • Если состояние выражено глаголом (знобит, укачивает, раздражает, злит), выбираем винительный падеж.

when to use accusative case in russian subject of state / винительный падеж в русском языке субъект сострояния

Куда?

Как вы помните, винительный падеж обычно используется для вопроса где? Если речь идет не о месте, а о человеке (или животном: кто, а не что), вам нужен дательный падеж с предлогом to.

дательный падеж в русском языке / dative case in russian

Время

Говоря о временах, мы используем дательный падеж в двух ситуациях:

1. с предлогом через выражается, что что-то происходит регулярно в один и тот же день (или часть дня).

2. с предлогом k, когда мы хотим, чтобы что-то закончилось в определенный момент (потому что мы хотим использовать результат в этот момент).

  • Мне нужно прочитать эту книгу к следующ ей суббот е. (В следующую субботу мы будем обсуждать её с друзьями).
  • Ивану нужно к декабр ю накопить один миллион. (В декабре он планирует купить машину на этот миллион).

дательный падеж в русском языке / dative case in russian

Традиционное учение о значениях падежей

Современная европейская терминология, связанная с осадками, является выдержкой из древней терминологии. Именительный (onomastike, nominativus) как «начальный» падеж назывался orthe — прямой, в отличие от других, отклоняющихся, нисходящих (jdisis, declinatio — склонение), поскольку те считались косыми, косвенными (plagiai, ptoseis).

Родовое (genike, genetivus) получило свое название от того, что оно иногда обозначало пол, принадлежность, происхождение. Дательный (dotike, da-tivus) в его названии выражает одну из его функций (см. использование дательного в глаголе δίνω, давать).

Греческий грамматический термин для обозначения каузатива (aitiatike) был слишком близко переведен на латынь — accusativus (буквально: каузатив), более правильным было бы causativus. «У нас было бы более подходящее название для предмета дела». Инструментальный падеж (instrumentalis — инструментальный) был введен в русскую грамматику Лаврентием Зизанием («Грамматика Словенска», 1596).

Мелетий Смотрицкий в своем труде «Грамматика» (1619) добавил в русскую грамматику именительный падеж (ср. сказать — сказать о чем-либо), который позже был переименован Ломоносовым в предложный падеж. Русские грамматики XVIII и XIX веков еще не до конца понимали эту форму падежа применительно к русскому языку.

Западноевропейская лингвистика, основанная в основном на изучении так называемых индоевропейских языков, разработала некоторые общие формулы, схематично описывающие значение основных падежей. Общий падеж имеет определительное, «агрессивное» значение в номинативном употреблении. Родительный противопоставляется винительному, поскольку означает, что значение, выраженное глаголом, не распространяется или не относится ко всему объему имени.

В отличие от общего падежа, каузативный падеж — это имя, которое «наиболее тесно и полно затронуто значением слова» (Дельбрюк). Еще более красочное определение винительного падежа дал Я. Гримм: «Винительный падеж означает более полное, необратимое доминирование объекта над значением, содержащимся в глаголе…».

Дательный служит для указания на то, что значение, выраженное глаголом или именем, имеет значение для, предназначено для, стремится к, направлено к другому субъективному значению.

В инструментальном случае присваивается преимущественно «инструментальное» значение.

Acad. А.А. Шахматов, вслед за Дельбрюком, так определяет функции падежей: «Они делятся на две основные группы: наречия и наречные падежи, так как наречные падежи, по-видимому, возникли под влиянием наречий и наречных падежей. Общий случай — это общий случай; …обозначает зависимое состояние субстанции от управляющей субстанции, выраженной в субъекте; различные оттенки в значении общего случая обусловлены характером отношений, в которых зависимая субстанция может находиться к управляющей субстанции. (…)

Родительный, каузативный, дательный, инструментальный и старый просторечный падеж, который в современном русском языке заменен предложным падежом…. Каузальный случай означает, что вербальное событие распространяет свое действие на всю совокупность зависимой от него субстанции. Общее, которое само по себе является общим, означает, что вербальное событие распространяет свое действие только на часть или область зависимой субстанции.

Вопрос о многообразии значений разных падежных форм

Абстрактная схема терминов клаузы, разработанная сравнительно-исторической грамматикой индоевропейских языков, вряд ли может охватить все многообразие терминов в современных русских клаузах. Более того, неизбежно возникает вопрос: соответствует ли количество действительных падежей количеству внешних флективных форм?

Не исключено, например, что в случае так называемого «инструментального» падежа падения несколько омонимов падения (или омоморфов) искусственно связаны сходством внешнего вида. Так считал и А. А. Потебня, когда писал: «Мы привыкли, например, говорить об одном падеже в русском языке, но в действительности этот падеж — не одна грамматическая категория, а ряд различных, генетически связанных падежей…..

На самом деле, у нас есть несколько случаев, на которые указывает название инструмента….. Не зная количества случаев в истинном смысле этого слова, мы, конечно, не можем правильно судить о том, снижается ли их число или нет. А. А. Потебня своим замечательным анализом категории инструментального падежа по крайней мере показал, что целый ряд функций инструментального падежа оторвался от системы других, внутренне связанных падежных значений, выделился из них и притянулся к другим грамматическим категориям; ср. наречие инструментального времени: лето, зима, вечер; ср. ранний вечер и т. д., или инструментального образа: грудь колесом, волосы ежиком, волосы дыбом; инструментального уподобления: нестись как стрела и т.п.

Идеи А. А. Потебни не одинаково применимы в других случаях. Использование датива в современном литературном языке представляет собой целостную и интегрированную семантическую систему.

О единстве грамматической категории датива свидетельствует внутренняя согласованность значений этого падежа в его непропозициональном употреблении, а также синтаксическая определенность, связность и однородность функций сочетающихся с ним предлогов (to, of, thanks to, on opposite, according to и некоторых других).

По мнению профессора А. М. Пешковского, дательный «по своему значению гораздо полнее, чем все остальные. На самом деле, у него есть только одно значение, то, которое обычно называют значением дальнейшего объекта или косвенного объекта…». (значение получателя, адресата действия).

Так, А. М. Пешковский говорит: «Употребление дательного нельзя отделить от его значения (оно имеет значение, лишь иногда снижаемое до незаметного уровня синтаксическими условиями), а от конструкции, в которую оно входит…».

Что касается категории каузатива, то можно только сомневаться, не составляют ли каузативы количества, времени и места особую категорию адвербиальных сущностей (например: Я спал день и ночь, я прошел версту, я тысячу раз говорил себе одно и то же и т. д.); ср. быть немного справедливее. Однако использование винительного падежа для обозначения времени, места и числа фразеологически и синтаксически ограничено.

В некоторых случаях предикатные формы времени, места и количества заменяются синонимами препозитивных конструкций или трансформируются в наречия (например: в прошлый раз и в прошлом году; в том году и в том году; ср. ) Ср. такие наречия, как капля, немного, крошка; он был каплей неуверен; немного нездоров; «бери первого человека, хоть крошку мудрого» (Пушкин); «потешь меня каплей» (Достоевский, «Отрок»).

Похожие страницы:

Каковы грамматические категории существительных Семантическая структура категории существительных также глубоко укоренена в основных грамматических типах существительных.

Винительный падеж в русском языке Вы когда-нибудь задумывались, почему винительный падеж называется винительным, а не каким-то другим? А.

Структура так называемого «общего падежа», General Case В том, что традиционная грамматика называет общим падежом, большинство исследователей выделяют два случая.

Какое спряжение в падежах Большинство грамматических терминов в русском языке так или иначе отражают соответствующие названия древнегреческих грамматик. Те, которые используются в.

Что такое грамматика в русском языке Грамматика Структура слова Фразеологические единицы Семантические части речи Грамматическая форма слова Система частей речи.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий