В зависимости от эмоциональной окраски, слова в словарях получают специальные маркеры: высокий, ироничный, неодобрительный, грубый, простой и т.д. Например: возвышать — высоко, скупой — неодобрительный, уродливый — ругательный.
Эмоционально-окрашенная лексика презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Эмоционально окрашенная (эмоционально экспрессивная) лексика Экспрессия (лат. expressio — выражение) — сила выражения, сила чувств, эмоций.
Эмоциональная оценка слова Многие слова не только определяют понятие, но и выражают отношение говорящего к нему. Например, если мы восхищаемся красотой белого цветка, мы можем назвать его снежным, белощеким, лилипутским. Эти слова эмоционально окрашены: Их положительное значение отличает их от нейтрального определения белого цвета. Эмоциональная окраска слова может выражать и негативную оценку понятия: белолицый, беловолосый. Поэтому эмоционально окрашенную лексику также называют оценочной (эмоционально-оценочной).
Эмоционально окрашенные слова делятся на 1) лексику, выражающую положительную оценку вызываемых понятий, и 2) лексику, выражающую отрицательную оценку вызываемых понятий. К первой группе относятся высокопарные, ласковые и иногда смешные слова, а ко второй — ироничные, неодобрительные, бранные, презрительные и вульгарные.
Вместо слова «хороший», например, мы говорим «замечательный», «чудесный», «удивительный», «изумительный»; мы также можем сказать «мерзкий», но нетрудно найти более сильные, более красочные слова — ненависть, презрение, отвращение.
На эмоциональную и экспрессивную окраску слова влияет его значение. Таким образом, такие слова, как фашизм и угнетение, приобрели в нашей стране сильный негативный оттенок. Слова прогрессивный, миролюбивый и антивоенный были оценены положительно.
Часто нейтральное слово имеет много значимых синонимов, см: misery — горе, несчастье, бедствие; violent — буйный, буйный, буйный, буйный, буйный, буйный.
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 1. полисемантичные слова, нейтральные в своем основном значении, приобретают эмоциональный оттенок при метафорическом употреблении. Так, о человеке с определенным характером можно сказать: шляпа, тряпка, матрас, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай.
В связи с эмоциональной лексикой можно выделить три группы. 2. слова с суффиксами субъективной оценки, выражающие различные оттенки эмоций: сынок, дочка, бабуля, солнечный, аккуратный, близок — положительные чувства, бородишка, малыш, базничный — отрицательные.
Эмоциональную лексику можно разделить на три группы. 3. слова с оценкой фактов, явлений, качеств, дающие неоспоримую характеристику людей: вдохновенный, восхищать, смелый, несравненный, несравненный, странник, предвестник, предвестница, самоотверженный, безответственный, угрюмый, двуличный, фальшивый, допотопный, дискредитация, помои, ползучий, задыхаться, подушка безопасности, ленивый. Такие слова обычно являются односложными.
Упражнения 1. Составьте предложения со словами мост и мостик, резонанс и резонанс; укажите окончание в этих словах и постарайтесь объяснить разницу в значениях слов. 2. слово не является словом, которое имеет то же значение, что и слово в первый раз, а слово, которое имеет то же значение, что и слово во второй раз.
Упражнение 3: Помните, что слова с переносным значением помогают нам выразить наши чувства и нашу оценку того, о чем мы говорим. В следующих предложениях найдите слова, употребленные в переносном значении; определите отношение, которое они выражают к человеку или действию: A) Зеленый дуб в Лукоморье, золотая цепь на том дубе…. (А.С. Пушкин) — У моей бабушки золотые руки. B) Ворон каркает на шее ворона…. (Крылов) — Ах, ты, ворона! Ты пропустил такой мяч! C) Вороны везде и всюду — Стебли цветов плавали в воде, большой лист тюльпана плавал на краю (Г.Х. Андерсен).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Лексические и грамматические упражнения на основе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка для 6 класса школ с интенсивным обучением английскому языку авторов О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой.
Презентация. Лексические и грамматические упражнения, основанные на лексике и грамматике урока 10 учебника английского языка для 6 класса школ.
Презентация по теме «Я люблю еду» (отработка лексики по теме, развитие словарного запаса и грамматики (конкретные вопросы в Simple и Progressive Ennead).
Данная презентация предназначена для учителей английского языка 6-го года обучения. Это изучение лексики «Я люблю еду» и использование конкретных вопросов в Present Simple/Progressive.
Урок по теме «Глоссарий и эмоционально окрашенные слова».
Ниже приведен пример урока по теме «Языки и эмоционально окрашенные выражения».
Путешествие в словарный запас (урок обобщения в разделе русского языка «Словарная работа»)
Одним из важнейших элементов урока является обобщение и закрепление знаний. На уроке в форме досуга повторяются и определяются основные словарные термины: Омонимы, синонимы, устаревшие слова и т.д.
Обзор курса «Глоссарий. Эмоционально окрашенные слова» По учебнику для 6 класса М. Т. Баранова.
Конспект классического урока для 6 класса, разработанный для школ, программа которых соответствует педагогическому комплексу М.Т. Баранова.
Эмоционально окрашенное личностное восприятие исторического процесса как фактора гармоничного развития учащихся.
Статья посвящена работе учителя в системе практической деятельности, состоящей из разнообразных педагогических технологий, приемов и методов. Она включает в себя систему для отбора учебных материалов, систему для изучения материалов, систему для…
Курс «Истоки лексики современного русского языка. Общая лексика и лексика с ограниченным объемом. Использование устаревшей лексики и неологизмов».
Цели урока: — научиться определять лексическое значение слова и предложения; — развивать умение использовать идиомы.
Ход урока
— Определите тему, определите цель. Дети, слова в русском языке можно разделить на следующие 2 группы: одни из них называют только предметы, свойства, действия, количества, без какой-либо оценки (лошадь, хочу), другие выражают отношение к предметам, свойствам и действиям.
— Работа с эпиграммой (слайд 1)
Умный ты или глупый, высокий ты или низкий — мы не узнаем, пока ты не скажешь!
— Согласны ли вы с автором этих слов? Обоснуйте свой ответ.
— Что вы понимаете под термином «эмоционально оценочные слова»?
— Что такое эмоции? Какие существуют типы эмоций? (Слайд 2)
Дети рассматривают смайлики и делают выводы о том, какие чувства может выражать человек: Печаль, ненависть, радость….
— И какие слова помогают нам описать эти чувства? (счастливый, ненавистный, радостный и т.д.)
— Какие слова называются эмоционально окрашенными? (Слова, выражающие отношение к предметам, свойствам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными.
Слова с эмоциональным значением можно разделить на две группы: (слайд 3)
Группа 1: Слова, которые описывают объект или явление в положительном или отрицательном смысле:
— Давайте пригласим героев наших любимых мультфильмов (Карлсон, клоун).
— Карлсон: Опишите его эмоционально окрашенными словами, каким мы его знаем?
(Уравновешенный, дружелюбный, счастливый, веселый, хороший друг).
— Клоун: Используйте эмоционально окрашенные слова для его описания (счастливый, испуганный, дружелюбный, веселый).
— Все ли герои мультфильмов могут быть описаны только положительно?
— Попугай Кеша — как она попала в такую ситуацию? Запишите это (причудливо, самоуверенно).
— А как насчет Карабаса Барабаса? Запишите это (сердито, жестоко)).
— Итак, подведем итоги: 1 группа эмоционально окрашенных слов — это слова, которые положительно или отрицательно описывают предмет или явление.
Группа 2 эмоционально окрашенные слова: (слайд 5)
Слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически: специальные суффиксы и префиксы для эмоциональных оценок.
Нога — нога (для балерины) — нога (для слона).
Перо — перо (для воробья), перо (для орла).
Нежный — добрый — дружелюбный, профессионал своего дела.
Elephant — слон, слониха.
Вывод: Какие суффиксы и префиксы используются для образования эмоционально окрашенных слов? (Суффикс ы-enk-, -ish-, -ik-, -ek- и т.д., префикс pre-).
2. Закрепление: работа с текстом (слайд 6)
Из корзины….. показалась морда с черным носом, странными глазами и прямыми ушами. Это был барсук… стук. У него было очень смешное лицо. От носа до ушей были широкие черные полосы. Барсук вылез из корзины и забрался на диван. Как он был смешон!
Задание: Выпишите эмоционально заряженные слова в две колонки:
В первый столбик запишите эмоционально окрашенные слова, которые являются положительными или отрицательными, а во второй — эмоционально окрашенные слова, образованные с помощью приставок и суффиксов. Объясните пропущенное написание.
3. Напишите сочинение – миниатюру по картинке, используя эмоционально окрашенные слова (слайд 7)
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие слова называются эмоционально окрашенными?
- Чем они отличаются от нейтральных слов?
- На какие 2 группы делятся эмоционально окрашенные слова?
Теория стр. 36, упражнение 82 или составить рассказ об «истории маленького крокодила» с эмоционально окрашенными словами.