Сражение у мыса Трафальгар. Победу у мыса трафальгар одержал.

Чтобы предотвратить повторение этих событий, вице-адмирал Коллингвуд приказал потопить четыре захваченных военных корабля союзников. Тем временем снова разразилась буря, и вражеские эскадры рассеялись. Не выдержав шторма, еще девять военных кораблей союзников были повреждены и затонули. Никто больше не хотел продолжать борьбу.

Корни Трафальгарской победы

Известный немецкий военный мыслитель Карл фон Клаузевиц говорил, что «война — это продолжение политики другими средствами» и что «политика — это сжатое выражение экономики». Если принять его слова за аксиому, то генеральное сражение, Трафальгарская битва, является кульминацией столкновения экономических и политических систем разных стран. Давайте взглянем на Трафальгар с этой точки зрения и рассмотрим экономические, политические, исторические и другие условия победы англичан.

Экспедиция Колумба положила начало эпохе открытий и колониальной экспансии. В первой волне тон задавали испанцы и португальцы; позже к освоению новых территорий присоединились Голландия, Англия и Франция. На протяжении XVIII и первой половины XIX веков основная борьба за территории и сферы влияния велась между Англией, Францией и Испанией. Англия делала упор на морскую торговлю и контроль над морскими путями, в то время как Франция и Испания стремились к сухопутной экспансии в колониях. Эти две системы, два конкурирующих подхода к колониальной политике, постоянно сталкивались, с разной степенью успеха. Например, в Семилетней войне (1756-1763) англичане одержали большую победу, отвоевав у Франции Канаду. Однако в ходе Американской войны за независимость (1775-1783) Франция и Испания взяли реванш, отвоевав у Великобритании североамериканские колонии.

​Кампания 1805 года на суше и на море. todoababor.es - Корни Трафальгарской победы | Warspot.ru

Однако к началу 19 века Англия добилась абсолютного военно-морского превосходства. Отчасти это было связано с событиями вокруг Французской революции. Английский флот превосходил испанские и французские силы два к одному. Это стало одной из главных причин успеха Англии в Трафальгарском сражении. Англичане, у которых было больше кораблей, проводили более активную военно-морскую политику, они играли в наступление, потому что могли потерять корабли, но не морское превосходство. Даже если бы эскадра Нельсона была уничтожена, ее заменила бы другая. Однако для Франции и Испании любая потеря кораблей имела решающее значение, поскольку еще больше усугубляла их разногласия на море.

Политический аспект

На протяжении большей части XVIII века Испания была вынуждена заключить союз с Францией, чтобы противостоять Великобритании. Союзники заключили несколько пактов Бурбонов, которые, по сути, были договорами о взаимопомощи во время войны. Однако итоговая эффективность пактов была сомнительной. С началом Французской революции Испания вступила в союз с Англией, но после прихода к власти Наполеона ситуация вернулась на круги своя, и в 1796 году Испания и Франция заключили Сент-Ильдефонский договор, который по сути был тем же, что и пакт Бурбонов.

Англия была сильна на море и неприступна на суше. С другой стороны, у Франции была сильная и дисциплинированная армия. Испанцам пришлось выбирать между двумя странами, так как французская армия угрожала вторжением в Испанию. Конечно, это решение оказалось враждебным для Англии, и так Англия его и восприняла.

В марте 1802 года союзники заключили Амьенский мир с Англией. Казалось, что Испания может вздохнуть с облегчением. Однако в мае следующего года начался новый виток конфронтации между Францией и Великобританией. Испанцы предложили сесть на два стула и попытались выкупить свой выход из войны. Министр иностранных дел Испании Мануэль Годой предложил Франции ежегодный грант в размере 6 миллионов фунтов стерлингов в месяц вместо военного участия. Мадрид также разрешил Парижу использовать свои порты для военных нужд. Англия расценила этот шаг как явно недружественный по отношению к ней.

До этого момента Испания находилась между Францией и Англией, как между молотом и наковальней, поэтому любое ее решение могло привести либо к войне с Францией при поддержке Англии, либо к войне с Англией при поддержке Франции.

​Сражение при Тафальгаре. todoababor.es - Корни Трафальгарской победы | Warspot.ru

Англичане не стали долго раздумывать и просто спровоцировали Испанию на войну. 5 октября 1804 года британская дивизия Грэма Мура, состоящая из фрегатов «Индефатигубле» с 44 пушками, «Лайвли» с 38 пушками, «Медуза» с 32 пушками и «Амфитион», атаковала испанский «Серебряный флот» Хосе де Бастуманте-и-Герра, состоящий из фрегатов «Нуэстра Сеньора де ла Мерседес», «Санта Клара», «Медея» и «Фама», у мыса Санта-Мария. Во время боя фрегат «Мерседес» взорвался, в результате чего погибли 249 из 282 человек. Оставшиеся корабли были захвачены англичанами. В общей сложности испанцы везли 4 286 508 песо, а также 150 000 золотых слитков, 75 мешков шерсти, 1 666 слитков олова, 571 фунт меди, тюленьи шкуры и оливковое масло. Часть груза «Мерседеса» была потеряна, но оставшиеся товары и суда стоили 900 000 фунтов, или более 3 миллионов песо. Годой потерял деньги и не смог выплатить Франции аванс. У него не было выбора — Испания должна была вступить в войну.

В это время Наполеон готовился высадить свои войска в Англии, чтобы одним махом уничтожить Туман. 24 декабря 1804 года Испания объявила войну Англии. 5 января 1805 года французы подписали новый договор о союзе с испанцами, согласно которому Испания должна была направить против общего врага 25 военных кораблей и 11 фрегатов.

Таким образом, именно политическая составляющая определила соперников на море: Англия столкнулась с Францией и Испанией.

Экономический аспект

Коммерческий бум XVIII века имел две причины: колониальная экспансия и развитие логистики, которая сделала возможными новые торговые связи. К концу эпохи конкуренция обострилась настолько, что страны вступили в открытую борьбу за расширение своих колоний или их отъем у соперников, чтобы получить большую долю мирового рынка. Конечно, торговая война вскоре превратилась в обычную войну.

В этом смысле было бы интересно сравнить, кто какими ресурсами располагал и сколько тратил на флот. В 1805 году бюджет английского королевского флота составлял 11,9 млн. фунтов стерлингов. В 1805 году французы планировали потратить на флот 15 миллионов франков или 0,6 миллиона фунтов стерлингов. Военно-морской бюджет Испании составлял 73 миллиона реалов — 3 миллиона фунтов стерлингов. То есть, даже совместный франко-испанский военно-морской бюджет был в три раза меньше английского!

Что это означает на практике? Помимо большего количества кораблей, лучшей оплаты труда и связанных с этим трудовых обязательств, британцы также имели преимущество в плане оборудования. В целом, их корабли были сделаны из лучших материалов, оснащены последними инновациями того времени (такими как карронады или двухпоршневые трюмные насосы) и были готовы сражаться как в хорошую погоду, так и в бурных морях. За спиной британских моряков стояла Великобритания с ее продолжающимся экономическим ростом. Государство было готово инвестировать необходимые ресурсы в военно-морской флот для защиты британской торговли и колониальной экспансии.

С другой стороны, Франция выделяла большую часть своих ресурсов на военные нужды в ущерб военно-морскому флоту, который она снабжала по остаточному принципу. В Испании ситуация была еще хуже: недофинансирование было хроническим, что сказывалось как на качестве экипажей, так и на состоянии судов, которые постепенно старели и разрушались.

​Герои Трафальгара. rmg.co.uk - Корни Трафальгарской победы | Warspot.ru

Таким образом, английская эскадра Нельсона имела качественное преимущество перед франко-испанским флотом, что было обусловлено экономическими причинами.

Кроме того, нельзя забывать, что англичане сражались за свою страну, на землю которой собирался высадиться Наполеон, то есть их мотивация была очень высока, чего нельзя сказать о французах и испанцах. Моральный дух французского флота несколько упал после тяжелых поражений 1789-1804 годов, а испанцы? испанцы считали себя вассалами Наполеона. Война с Англией была им не нужна, но отказ привел бы к французскому вторжению, поэтому испанцам суждено было стать «союзниками против воли».

Сражение у мыса Трафальгар

Битва у мыса Трафальгар произошла во время Третьей коалиционной войны против наполеоновской Франции. Британский фронт у мыса Трафальгар у южного побережья Испании разгромил франко-испанскую эскадру. Дата сражения — 21 октября 1805 г. Англичане под командованием адмирала Горацио Нельсона выиграли это морское сражение без потерь.

Соотношение сил и начало сражения

Напомним, что в мае 1803 года Великобритания и Франция заключили Амьенский мир, но он оказался недолговечным и вскоре привел к возобновлению войны между двумя державами.

Трафальгарская битва

Франция располагала значительными сухопутными силами на континенте, и ей противостоял британский королевский флот, установивший морскую блокаду. Это повлияло на торговлю.

Французский флот был разделен на две части. Одна часть была размещена в Бресте на Бретонском полуострове, другая — в порту Тулон на Средиземном море. В начале октября 1804 года Испания объявила войну Франции из-за действий британского флота. На стороне последнего были испанские корабли из портов Кадиса и Ферроля.

Наполеон передал командование флотом адмиралу Пьеру-Шарлю Вильнёву. Французскому флоту не хватало офицеров, так как многие из них были казнены после революции 1789 года. У французского императора был план амфибийного нападения на Британские острова, но для успеха необходимо было уничтожить британские военные корабли.

19 октября 1804 года франко-испанская эскадра перешла из Кадиса в Гибралтар. Вместе с Вильневом кораблем командовал испанский адмирал Антонио де Эсканьо. 21 октября в 10 часов утра французский адмирал совершил маневр, который нарушил порядок сражения.

В Трафальгарской битве участвовало около 36 000 моряков, из них 20 000 — на франко-испанской стороне. У британцев было 27 линкоров, 4 фрегата и 2 шпигата, у противника — 33 линкора, 5 фрегатов и 2 шпигата.

Трафальгарская битва на карте

Ход сражения

Британский адмирал Нельсон отказался от линейной тактики и атаковал корабли двумя колоннами. Французский флот был ограничен в своей маневренности из-за неудачного построения. Первые выстрелы прозвучали в 11 часов утра 21 октября. Уровень подготовки британских артиллеристов был выше, чем у испано-французских, они делали в среднем в два раза больше выстрелов.

После перестрелки следующей фазой боя стала рукопашная схватка. Крупным успехом для британцев стал захват французского адмирала Вильнева в 2 часа дня 21 октября. К тому времени французы и испанцы потеряли 12 кораблей, около трети флота.

К 16 часам строй кораблей с обеих сторон был нарушен. Море превратилось в лужу, в которой корабли сражались друг с другом. Во время сражения были ранены испанские адмиралы Федерико Гравина и Антонио де Эсканьо. Стороны понесли следующие потери:

  • у британцев — 458 погибло и 1208 ранено;
  • у французов и испанцев — 4395 погибло, 2541 ранено, почти 8 тыс. попало в плен.

Британский флот не потерял ни одного корабля, уничтожив при этом 21 вражеский корабль и потопив еще один.

Во время Трафальгарской битвы флагманом британского флота был 104-пушечный корабль постройки 1765 года — «HMS Victory». Адмирал Нельсон находился на борту в полной форме. Он был ранен выстрелом из мушкета и умер за час до окончания сражения.

Трафальгарское сражение. Адмирал Нельсон

Соотношение сил флотов

Маневры перед боем

Франко-испанская эскадра была блокирована британскими кораблями в порту Кадиса. Вильнев получил приказ Наполеона присоединиться к испанскому командованию в Средиземном море. Объединенная франко-испанская эскадра покинула Кадис против воли испанского командующего Антонио де Эсканьо 19 октября. Вильнев поднял свой флаг в Буцентауре (фр. Bucentaure ).

Вопреки советам своих адмиралов, Вильнев развернул свой флот в одну линию, следуя старой тактике. Ранним утром 21 октября, в 5.30 утра, его флот взял курс на Гибралтар и находился в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели британскую эскадру, приближающуюся с запада. Вильнев некоторое время колебался, стоит ли ему принять участие в гонке или вернуться. Около восьми часов утра Вильнев приказал своим кораблям «внезапно идти вперед, курс на север, обратный порядок» и вернуться в Кадис. Это означало, что авангард превратился в арьергард. В 10:00 поворот был завершен. Этот маневр перед началом сражения нарушил порядок боя, создав опасные бреши в линии кораблей союзников и заставив некоторые корабли пригнуться и выпасть из строя, чтобы избежать столкновения с соседом.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда с севера. Надвигалась гроза, и его сильно трясло. В таком бурном море корабельная артиллерия не могла вести огонь на большие расстояния. Нельсон принял во внимание все эти условия: слабый ветер, штиль, свое преимущество в ветре — и решил отказаться от классической линейной тактики, в которой исход сражения определяет количество участвующих в нем кораблей, а также количество и калибр артиллерии на борту. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел с полным носом и заказал дополнительные колышки, чтобы увеличить скорость.

Нельсон построил свои корабли в две колонны (термин «дивизион» часто встречается в англоязычной литературе). На «Ники» был поднят адмиральский флаг. Этот корабль был первым кораблем левого дивизиона. Правую дивизию возглавлял контр-адмирал Катберт Коллингвуд на корабле «Ройал Соверен».

В момент столкновения «Вильнев» находился на курсе, близком к северному, и на полной скорости поворачивал налево. После поворота ее корабли еще не успели сформировать идеальную килевую линию, когда следующий корабль защищал корму впереди идущего. Формация союзников представляла собой полумесяц, изогнутый по правому борту в сторону материка. Возможности маневрирования Вильнева были очень ограничены — из-за ветра он мог только броситься вперед, чтобы разбить строй (и подвергнуть корму артиллерии Нельсона). В то же время он держал под ветром ближний берег материка.

Начало сражения

Трафальгарская битва. Вид на корабль союзников с Марса, в 13:00. Британцы атаковали с запада (справа) двумя колоннами.

Вскоре после 11:00 раздался первый гул Трафальгарской битвы. Сент-Анн» открыл огонь по спасающемуся бегством «Ройал Соверен». За ним последовали другие корабли союзников. Нельсон подошел под прямым углом и на короткое время оказался в пределах досягаемости дальнобойной артиллерии Вильнева, но сам не смог вступить в артиллерийскую дуэль.

Итоги Трафальгарской битвы

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены), около 7 000 человек были убиты, ранены или сдались в плен. Британцы потеряли около 2 000 человек. Многие британские корабли были настолько сильно повреждены, что не могли самостоятельно войти в порт. Например, флагманский корабль «Victory» пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог добраться до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегический исход этой битвы был гораздо важнее. Наполеон отказался от планов высадить войска в Англии и направил свои усилия на Восток, включая Россию. Таким образом, Англия окончательно обрела статус хозяина морей.

Сигнал, поднятый Нельсоном

Легенда гласит, что перед Трафальгарской битвой вице-адмирал Горацио Нельсон поднял флагманский корабль Victory с сигналом «Англия ожидает, что каждый человек выполнит свой долг». Хотя после сражения формулировка сигнала не была ясна, значение победы и смерти Нельсона означало, что фраза закрепилась в сознании англичан и часто цитировалась и перефразировалась.

«Адмиральский ром»

После сражения «Победа» была так сильно повреждена, что ее отбуксировали в Гибралтар для ремонта. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует популярная легенда о том, что моряки пробили в бочке отверстие, через которое высосали весь ром. Учитывая престиж и большую любовь, которой Нельсон пользовался на флоте, эта легенда кажется сомнительной. Ром, который выдавался на корабли английского флота, отныне был известен морякам как «кровь адмирала» или «кровь Нельсона».

Ход сражения

Утром 19 октября 1805 года союзный флот покинул Кадис и взял курс на Гибралтарский пролив. После перехода через реку адмирал де Вильнев должен был присоединиться к испанским кораблям контр-адмирала Сальседо в Картахене, а затем отправиться в Неаполь, чтобы присоединиться к войскам своей эскадры. Союзная эскадра шла на одном киле 2 колоннами по приказу командующего. Однако рано утром 21 июля на западе был замечен английский флот, который перешел на другую сторону. Дул легкий западный ветер, но погода склонялась к штормовой, и он заметно раскачивался. Около двух часов де Вильнев колебался, размышляя, что делать, но примерно в 8 часов утра отдал приказ: «Резко повернуть, курс на север, обратно в Кадис». Этот маневр большой массы кораблей перед началом сражения оказался неудачным решением: Строй перепутался, расстояния между мателотами нарушились, некоторые корабли были вынуждены ложиться под ветер и выходить из строя, чтобы избежать столкновений. Более того, можно сказать, что этот приказ по сути разрушил целостность союзной эскадры. Арьергард из 9 кораблей под командованием контр-адмирала Думануара, который, повернув вперед, поставил все паруса, не слушая новых сигналов и не вступая в бой, направился на север, оставив основные силы позади.

Вице-адмирал Нельсон в этот момент не сомневался. Его эскадра была разделена на две части и шла параллельными колоннами, подгоняемая ветром. Левой дивизией (Navel) командовал сам Нельсон, державший свой флаг во главе линкора HMS Victory со 104 орудиями; правой (Lee) — вице-адмирал Коллингвуд, возглавлявший свою колонну на линкоре HMS Royal Sovereign со 100 орудиями. Командующий английским флотом полностью отказался от традиционной тактики, не установив параллельную линию с французским флотом и не желая вступать в затяжное сражение. Он решил разбить испано-французский конвой, растянувшийся по дуге, вертикальной атакой и сократить расстояние до минимума, чтобы добиться максимального использования орудий малой дальности вместо дальнобойных, но очень быстрых карронов. Дробовики были редкостью на кораблях союзников. Кроме того, на борту британских кораблей было больше людей, что давало им значительное преимущество в абордажном бою. Французские командиры мало что могли сделать в этой ситуации, их курс и положение к ветру не давали им скорости, а идти против ветра не было никакой возможности, побережье материка было слишком близко.

Британцы прекрасно выполнили свой план. Их слабость заключалась в том, что их корабли в течение некоторого времени подвергались обстрелу со стороны военных кораблей союзников, не имея возможности ответить. Около 11 часов ночи французские и испанские корабли открыли огонь. Французские артиллеристы, следуя старой традиции, стреляли в основном по шпагам и такелажу противника, чтобы уменьшить его скорость и маневренность, но без ущерба для его огневой мощи и живой силы. С другой стороны, британцы вели огонь по корпусам и орудийным портам кораблей противника, уменьшая количество орудий и истребителей. Адмирал де Вильнев приказал всем кораблям атаковать, но не все подчинились. Но расчет Нельсона на то, что скалы помешают плохо обученным артиллеристам союзников вести точную стрельбу с дальних дистанций, и надежда на быстроходность его кораблей оправдались, и британцам удалось пройти эту часть пролива с минимальными повреждениями.

Примерно в 12.30 дня британский флагманский корабль HMS Royal Sovereign с правого борта пересек конвой союзников между линкорами Santa Ana и Fougueux и открыл огонь с обоих бортов. Его моряки были оставлены, и в течение пятнадцати минут адмирал Коллингвуд сражался в одиночку. В 13:15 линия эскадр союзников была прорвана, и адмирал Нельсон на корабле HMS Victory. Командующий британской эскадрой стоял рядом с капитаном Харди на палубе его корабля в официальном мундире и наградах и отказался пройти в его каюту. Перед сражением он поднял на мачтах своего корабля сигнальные флаги и придумал фразу «Англия ожидает, что каждый выполнит свой долг». И британцы старались: считается, что на каждый выстрел французов и испанцев в этом сражении британские артиллеристы отвечали двумя или тремя выстрелами. Хотя британские корабли сражались поочередно и с заметными интервалами из-за слабого ветра, это не помогло французам.

Потери и итоги

Потери с обеих сторон были высокими, но все же несравнимыми. Эскадра союзников потеряла 19 линкоров, уничтоженных в ходе сражения и последующего шторма, британцы — ни одного. Многие британские корабли получили серьезные повреждения, но все они были отремонтированы и могли продолжать использоваться. Только один захваченный линкор, испанский San Juan Nepomuceno, был отремонтирован и включен в состав британского флота. Потери личного состава франко-испанского флота также были очень высоки: 4400 моряков убито, около 2500 ранено, около 7000 военнопленных. Главнокомандующий союзников адмирал де Вильнев попал в плен, французский контр-адмирал Магон был убит; испанский флагманский корабль адмирала Гравина был тяжело ранен и умер пять месяцев спустя. Британцы потеряли около 2 000 человек, из которых 448 были убиты, включая контр-адмирала Нельсона.

Стратегическое значение этого сражения было огромным. Испания находилась в затяжном политическом и экономическом кризисе, была не в состоянии построить сильный флот и больше не входила в первый ряд военно-морских держав. Наполеоновская Франция потеряла возможность укрепить свое морское превосходство, а вместе с ним и способность проникнуть на Британские острова. Британский флот обеспечил себе лидирующее положение в мире более чем на столетие.

Последствия и значение

Трафальгарская битва (Gran España V)

Последствия Трафальгарской битвы в одних случаях были скромными, в других — далеко идущими, повлиявшими на судьбы государств на десятилетия вперед. Самым важным последствием в 1805 году стало разрушение конвоя снабжения Мальты и Сицилии, что спасло положение и дало Британии большее чувство безопасности в Средиземноморье. Сильно поврежденные корабли были отбуксированы на Мальту, где большинство из них вскоре были отремонтированы, и присоединились к Средиземноморскому флоту под командованием Катберта Коллингвуда. В будущем это позволило бы, в частности, поддерживать блокаду Мальты, нанести несколько тяжелых поражений французскому флоту и удержать власть Бурбонов в Сицилийском королевстве. Однако было ясно, что с сильной кадисской эскадрой Гибралтарский пролив был «дорогой смерти», и дальнейшие конвои отправлялись только в случае крайней необходимости. В то же время это был большой удар по гордости британских моряков — если битву при Луне еще можно было списать на сложные условия и внезапность, то Трафальгар стал для них поражением, которое только благодаря шторму не превратилось в катастрофическое поражение. Стало ясно, что испанский флот догнал британский по качеству и, при наличии способных командиров, даже сейчас может конкурировать с британским. Но все это было лишь краткосрочным эффектом, а в долгосрочной перспективе, конечно, наибольший эффект был культурным.

В Великобритании Трафальгар праздновали как победу — несмотря на тяжелые потери и смерть Нельсона, конвой был успешным, а испанцы понесли большие потери. Было признано, что «благородные зубы» стали врагом наравне с британцами, что еще больше укрепило такое достижение в глазах общественности. Нельсона называли героем, вокруг которого сформировался культ личности, особенно в Королевском флоте. Центральная площадь Лондона была названа Трафальгарской площадью, и повсюду были установлены памятники в память о битве и погибшем адмирале. Появились также литературные, поэтические и театральные произведения. Художники на время забыли о других сюжетах и стали рисовать Нельсона и саму битву в самых ужасных, но патриотических тонах. Триумф духа британских офицеров и матросов, их самопожертвование ради достижения великой цели, их самоотверженность и героизм поначалу прославлялись, что только усилилось, когда те же корабли и матросы приняли участие в сражениях с французами в Средиземном море и одержали над ними неоспоримую победу.

Испания также объявила Трафальгарское сражение выигранным, и не без оснований — несмотря на потерю 4 кораблей (в основном из-за шторма), она захватила 6 британских трофеев, которые вместе с потопленными кораблями нанесли британской эскадре урон в размере трети экипажей кораблей. Тот факт, что сражение проходило в «честных» условиях — испанцы имели небольшое преимущество в количестве кораблей и орудий, но считалось, что подготовка экипажей все же уступала британской, что уравнивало шансы. В отсутствие значительных побед на других фронтах Трафальгар был переоценен, причем всеми — Армадой, матросами, офицерами, командирами кораблей и младшими адмиралами, особенно Антонио Эсканио, который потерял в сражении руку и ногу, но поддерживал свой боевой дух. Здесь были целые поэмы и портреты самых активных участников, таких как Косме Дамиан Чюррука, который сражался со своей «Монтаньесой» против пяти британских кораблей, но вышел победителем благодаря умелым маневрам и быстрому артиллерийскому огню. Хотя в XIX веке в Армаде начал формироваться комплекс неполноценности из-за постоянных поражений от британцев, Трафальгарская битва положила этому конец — стало ясно, что британцев могут победить даже самые великие из их адмиралов, хотя и ценой больших потерь. Масаредо, который был занозой в боку правительства Годоя, был посмертно удостоен крупных наград, памятников, титулов и медалей, часть из которых досталась его семье. Трафальгарская битва вошла в историю как символ храбрости, стойкости и воли к победе Армады и всей Испании.

Пуля для адмирала

Сражение началось около полудня. Первая колонна британских кораблей прошла сквозь ряды французов и испанцев. Британцы вели продольный огонь с обоих бортов с дистанции в несколько десятков ярдов, нанося вражеским кораблям тяжелые повреждения корпуса и большие потери в личном составе. Британские артиллеристы вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники.

Однако план Нельсона был почти разрушен адмиралом Коллингвудом. Ошибка в маневрировании вынудила 15 британских кораблей сражаться с 16 кораблями противника, в то время как Нельсон предполагал, что на главной линии британцы будут иметь перевес «15 к 12». Более того, атака была начата в разное время — британские корабли вступали в бой с большими интервалами, что позволило французам использовать свое численное преимущество. Однако нерешительность Вильнева и плохая подготовка французских командиров привели к тому, что эти возможности были упущены.

В час дня колонна Нельсона вступила в бой. Флагманский корабль британского адмирала, «Victory», отплыл первым и попал под сильный артиллерийский и ружейный огонь.

Одна из пуль французского корабля пробила золотой эполет адмирала Нельсона, раздробив ему позвоночник и войдя в легкие, которые наполнились кровью. Рана оказалась смертельной — английский главнокомандующий умер еще до окончания сражения.

«Милорд, этот день за вами»

Смертельное ранение Нельсона в итоге превратило сражение в битву отдельных кораблей друг против друга. Именно здесь была отмечена лучшая подготовка английских моряков.

Около двух часов дня корабль адмирала Вильнева спустил свой флаг и сдался. Несколько других французских и испанских кораблей были настолько сильно повреждены, что не могли продолжать сражение.

Многие британские корабли также были серьезно повреждены, но британцы действовали с большим упорством, решимостью и профессионализмом.

Адмирал Нельсон умер около четырех часов дня. Перед смертью один из его офицеров сказал ему: «Мой господин, день принадлежит вам», давая понять, что командующий флотом выиграл свою последнюю битву.

В отличие от Вильнева, испанский адмирал Федерико Гравина, возглавлявший арьергард союзников, не спустил флаг. Он продолжал сражаться, даже когда его рука была сломана пулями. Адмиралу Гравине удалось вывести из боя оставшиеся корабли союзников и отступить с ними в Кадис, чтобы избежать британского преследования.

Личное мужество Гравины не смогло изменить общий результат сражения, которое закончилось около половины шестого вечера. Союзники потеряли 18 кораблей (из которых 1 был уничтожен и 17 захвачены) и, по разным данным, от 7 000 до 14 000 убитыми, ранеными и пленными. Британцы потеряли до 2 000 убитыми и ранеными, а их корабли были настолько сильно повреждены, что они не смогли доставить захваченные корабли союзников на свои базы. Некоторые из них были потоплены, другие отбиты французами на следующий день.

Рождение «адмиральской крови»

Разница была в том, что потери английского флота были оправданы, в то время как для франко-испанских сил поражение при Трафальгаре было полной катастрофой.

Поражение в Трафальгарской битве заставило Наполеона отказаться от планов вторжения в Англию и обратиться к своим врагам в континентальной Европе. Британская империя была спасена.

Главный герой сражения, Горацио Нельсон, был похоронен в соборе Святого Павла в Лондоне 9 января 1806 года. Флагманский корабль Victory был настолько сильно поврежден, что его пришлось долго ремонтировать в Гибралтаре. Все это время тело погибшего Нельсона хранилось в бочке из-под коньяка, чтобы защитить его.

Битва при Ватерлоо. Фрагмент картины Робинсона.

Легенда гласит, что жаждущие алкоголя английские моряки не постеснялись тайком опрокинуть спиртное из бочки, в которой хранилось тело Нельсона. Возможно, это всего лишь легенда, но ром, подаваемый на английских кораблях, с тех пор неофициально известен как «кровь адмирала».

Существует еще одна известная легенда о Трафальгарской битве. Согласно ей, перед началом сражения Нельсон подал сигнал с флагманского корабля «Англия ожидает, что каждый выполнит свой долг». Эта фраза стала крылатой фразой британцев, но скептики настаивают на том, что никаких доказательств этому нет, и что сигнал, поданный адмиралом, был обычным «следуй за мной».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий