Этот опыт был признан успешным. Первые заключенные-«диссиденты» появились в 1920 году, а три года спустя лагерь был официально учрежден. Все политические противники большевиков, участники Белого движения и духовенство были отправлены на Белое море.
Соловецкий лагерь особого назначения
Координаты: 65°01′28″ с.ш. 35°42′38″ в.д. / 65.024444° с.ш. N 35.710556°E (G) (E) 65.024444, 35.710556 Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) был крупнейшим трудовым лагерем 1920-х годов на территории Соловецких островов.
Северные лагеря
В 1919 году ЧК создала в Архангельской губернии ряд лагерей принудительного труда: в Пертоминске, Холмогорах и под Архангельском. Лагеря должны были существовать за свой счет и без поддержки центра.
В 1921 году лагеря были переименованы в «Северные лагеря особого назначения» (СЛОН).
Создание Соловецкого лагеря (1923)
В начале 1923 года ГПУ РСФСР, сменившее ВЧК, предложило увеличить число северных лагерей за счет строительства нового лагеря на Соловецком архипелаге.
В мае 1923 года заместитель начальника ГПУ И.С. Уншлихт представил во ВЦИК план строительства Соловецкого 1-го лагеря принудительных работ. И уже в июле первые заключенные были переведены из Архангельска на Соловецкий остров.
6 июля 1923 года, через полгода после образования СССР, ГПУ союзных республик были выделены из состава НКВД и объединены в Политическое управление Объединенного государства (ОГПУ), которое непосредственно подчинялось СНК СССР. Следственные изоляторы ГПУ РСФСР были переданы в ведение ОГПУ.
На острове Революции (бывший Попова) в Кемском заливе, где находился лесопильный завод, было решено создать переправу между станцией Кемь и новым лагерем на Соловецких островах. Правительство Карельской АССР выступило против мер ОГПУ, но они все равно были осуществлены.
Согласно декрету ОГПУ, представленному в Совнарком РСФСР 18 августа 1923 года, в новом лагере должны были содержаться «политические и уголовные заключенные, осужденные дополнительными судебными органами ГПУ, бывшим ВЧК, Особым Советом при Коллегии ГПУ» и обычными судами, при условии быстрого согласия ГПУ. 1
Вскоре после этого постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 13 октября 1923 года2 (протокол № 15) северные лагеря ГПУ были расформированы, а на их базе было создано управление Соловецкого лагеря принудительных работ ОГПУ (УСЛОН или СЛОН). Все имущество Соловецкого монастыря (который был закрыт с 1920 года) было передано в лагерь.
10 лет существования
В настоящее время вокруг статьи возник сложный конфликт между вовлеченными сторонами, в связи с чем был инициирован процесс медиации. Пожалуйста, внесите свои изменения в соответствии с решениями посредников. Вы также можете принять участие в примирении и выразить свое мнение на странице примирения.
Первоначально зона деятельности USLON была ограничена Соловецкими островами; имелось только одно транспортно-распределительное отделение в Кеми, в Карельской автономной области. Однако за очень короткое время были созданы филиалы на материке, сначала в прибрежных районах Карелии, затем в 1926 году в северном Приоралье (Вызерский филиал) и два-три года спустя на Кольском полуострове. Это территориальное расширение сопровождалось быстрым увеличением числа заключенных в системе ОГПУ. На 1 октября 1927 года только в УСЛОНе числилось 12 896 человек. 3
За время работы лагеря в нем умерло около 7 500 человек, из которых 3 500 умерли во время голода 1933 года.4 В то же время, по словам историка Семена Пидгайного, бывшего узника СЛОНа, десятки тысяч украинцев и донских казаков погибли всего в восьми километрах от лагеря, когда в 1928 году была проложена железнодорожная ветка к Филимоновскому торфянику.5
Хронология
- 6 июня1923 года (ещё до принятия решения о создании соловецкого лагеря) колёсный пароход «Печора» доставил на Соловецкие острова первую партию заключенных из Архангельска и Пертоминска9 .
- 13 октября1923 года — выходит Постановление СНК СССР об организации Соловецкого лагеря принудительных работ. В лагере предполагалось разместить 8000 человек.
- 19 декабря 1923 года на прогулке были убиты пятеро и ранены трое (один смертельно) членов партий с.-р. и анархистов. Этот расстрел получил широкую огласку в мировой печати.
- 1 октября1924 года — численность политических заключенных в лагере составляет 429 чел., из них 176 меньшевиков, 130 правых эсеров, 67 анархистов, 26 левых эсеров, 30 социалистов других организаций.
Политики» (члены социалистических партий: эсеры, меньшевики, бундисты и анархисты) составляли лишь небольшую часть от общего числа заключенных (около 400). Тем не менее, они занимали привилегированное положение в лагере: обычно они были освобождены от физического труда (за исключением аварийных работ), имели свободный доступ друг к другу, собственный административный офис (Старостат), могли видеться с родственниками и получать помощь от Красного Креста. С конца 1923 года ОГПУ проводило политику ужесточения режима содержания политических заключенных.
- 10 июня1925 года принимается Постановление СНК СССР от 10.06.1925 О прекращении содержания в СЛОН политзаключенных. Летом 1925 политические заключенные были вывезены на материк 8 .
Условия жизни в лагере
Максим Горький, посетивший лагерь в 1929 году, рассказал о том, что говорили заключенные об условиях советской системы реформирования через труд:
- Заключенные работали не больше 8-ми часов в день;
- За более тяжелую работу «на торфе» выдавался повышенный паек;
- Пожилые заключенные не подлежали назначению на тяжелые работы;
- Все заключенные обучались грамоте.
Горький описывал их бараки как очень просторные и светлые 10 .
Г.А. Горький описывал Соловецкие лагеря как светлые и яркие. Бродского и соловецких узников пытали и унижали. Так пленников заставляли:
- Перетаскивать камни или брёвна с места на место,
- Считать чаек,
- Громко кричать Интернационал по много часов подряд. Если заключённый останавливался, то двух-трех убивали, после чего люди стоя кричали, пока не начинали падать от изнеможения. Это могло проводиться ночью, на морозе 11 .
В следующем списке мы попытаемся собрать имена соловецких заключенных, отбывавших наказание за церковные дела. Этот список не претендует на полноту; он будет постепенно пополняться по мере поступления новых материалов. В скобках указаны даты прибытия (если не указано иное) и отъезда (или смерти) из лагеря. Список сортируется по самой последней дате.
- Феодор Поликарпов (1920 — 1921), освобождён
- Григорий (Козырев), еп. Петропавловский (март 2 — октябрь 1924), освобожден досрочно
- Софроний (Арефьев), обновл. еп. (1923 — 1924), освобожден
- Александр (Толстопятов), иером. (26 сентября 1924 3 — 18 июня 1925), досрочно освобожден, отправлен в ссылку
- мц. Анна Лыкошина (октябрь 1924 — 11 октября 1925), умерла в лагере
- Арсений (Смоленец), еп. Ростовский (1923 — 1925), освобожден
- Киприан (Комаровский), еп. (1923 — 1925), сослан во Владивосток
- сщмч. Константин Богословский, прот. (30 марта 1923 3 — 1925), освобожден
- Владимир Волагурин, свящ. (30 марта 1923 3 — не ранее 1925), дальнейшая судьба неизвестна
- Алексий Трифильев, прот. (1923 — май 1926), освобождён
- Гавриил (Абалымов), еп. (16 мая 1923 3 — май 1926), освобожден
- Митрофан (Гринёв), еп. Аксайский (июнь 1923 — июнь 1926), выслан в Алатырь
- Николай Вертоградский, свящ. (февраль 1924 4 — июнь 1926), выслан в Ростов Великий
- сщмч. Захария (Лобов), еп. Аксайский (26 сентября 1924 3 — 3 сентября 1926), отправлен в ссылку в Краснококшайск (Йошкар-Ола)
- Николай Либин, прот. (26 сентября 1924 3 — сентябрь 1926), освобожден
- Михаил Польский, свящ. (июнь 1924 — 19 ноября 1926), сослан в Зырянский край
- Питирим (Крылов), игум. (14 декабря 1923 3 — 19 ноября 1926), переведен на спецпоселение
- Павел Диев, прот. (22 февраля 1924 5 — 3 декабря 1926), сослан в Усть-Сысольск (Сыктывкар, Коми)
- сщмч. Иоанн Павловский, свящ. (21 мая 1921 3 — 1926 6)
- сщмч. Арсений Троицкий, прот. (16 мая 1923 — 1926), освобожден
- Димитрий Новочадов, протодиакон (1923 — 1926), освобождён
- сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Белевский (14 сентября 1923 — 1926), освобожден
- Иоанн (Широков), иером. (14 декабря 1923 3 — 1926), освобождён
- Павел Чехранов, прот. (июнь 1923 — 1926), освобождён
- Петр (Соколов), еп. Вольский (1923 — 1926), освобождён
- Серафим (Шамшев), иером. (1923 — 1926), сослан на Урал
- Сергий Городцов, прот. (1924 — 1926), отправлен в ссылку
- мч. Стефан Наливайко (26 октября 1923 — 1926), выслан в Казахстан
- Иоаким (Благовидов), архиеп. Ульяновский (март 1923 2 — нач. 1927), освобождён
- Никон (Пурлевский), еп. Белгородский (27 мая 1925 3 — 27 июля 1927), освобождён и сослан в Сибирь
- сщмч. Александр Сахаров, прот. (22 октября 1924 7 — 7 августа 1927), умер в лагере
- Мануил (Лемешевский), еп. Лужский (3 февраля 1924 4 — 16 сентября 1927), освобожден
- Василий (Беляев), еп. Спас-Клепиковский (1926 — 1927), освобожден
- сщмч. Евгений (Зернов), архиеп. (1924 — 1927), отправлен в ссылку
- мч. Иоанн Попов, проф. МДА (1925 — 1927), отправлен в ссылку
- сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский, прот. (26 сентября 1924 3 — 1927), освобожден
- Серафим (Мещеряков), митр. Ставропольский (25 сентября 1925 4 — 1927), освобождён
- сщмч. Сергий Знаменский, прот. (1926 — 1927), освобожден
- Софроний (Старков), еп. (1923 — 1927), сослан в Сибирь
- Тарасий (Ливанов) (1924 — 1927/28), освобожден
- прмч. Анатолий (Серафим) Тьевар (19 июня 1925 3 — январь 1928)
- прмч. Иннокентий (Беда), архим. (17 декабря 1926 3 — 6 января 1928), умер в лагере
- сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Красноярский (1926 — апрель 1928), освобожден
- Глеб (Покровский), архиеп. Пермский (26 марта 1926 3 — 24 августа 1928), освобожден с ограничениями в выборе места проживания
- сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (24 сентября 1926 3 — 22 октября 1928), досрочно освобожден с высылкой в Сибирь
- Алексий Трифильев, прот. (22 июня 1927 3 — 22 октября 1928), досрочно освобождён с высылкой в Казахстан
- Амвросий (Полянский), еп. Каменец-Подольский (21 мая 1926 3 — 30 ноября 1928), отправлен в ссылку
- сщмч. Прокопий (Титов), еп. Херсонский (26 мая 1926 3 — декабрь 1928), выслан на Урал
- сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Курский (1924 — 1928), освобожден
- Василий Гундяев (1923 — не позднее 1928), освобожден
- сщмч. Иннокентий (Тихонов), еп. Ладожский (1925 — ок. 1928), выслан в Вологду
- сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (весна 1927 — 7 февраля 1929), умер в лагерной больнице
- Корнилий (Соболев), архиеп Свердловский (май 1927 — ?), затем отправлен в ссылку
- Феодосий (Алмазов), архим. (17 июля 1927 — 6 июля 1929), освобождён и выслан в Нарымский край
- сщмч. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский (январь 1924 — 14 октября 1929), выслан в Казахстан
- Борис (Шипулин), архиеп. Тульский (9 марта 1928 3 — 24 октября 1929), досрочно освобожден с высылкой в Вологодскую губ.
- Григорий (Козлов), еп. Печерский (май 1927 — 23 ноября 1929), выслан в Нарымский край
- сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Мариупольский (1926 — 1929), отправлен в ссылку
- исп. Петр Чельцов, прот. (19 июня 1927 3 — 1929), освобожден
- сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Дмитриевский (16 сентября 1926 4 — конец 1929), выслан в Нарымский край
- Владимир Хлынов, прот. (1920-е), освобожден
- сщмч. Николай Восторгов, свящ. (декабрь 1929 — 1 февраля 1930), умер в лагере
- сщмч. Василий Измайлов, прот. (26 августа 1927 3 — 22 февраля 1930), умер в лагере
- сщмч. Алексий (Буй), еп. Козловский (17 мая 1929 3 — февраль 1930), этапирован в Воронеж
- сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский, прот., 2-й раз (16 августа 1929 3 — 23 апреля 1930), арестован в лагере, этапирован в Воронеж и расстрелян
- присп. Агапит (Таубе), мон. (март 1928 — 23 мая 1930), выслан в Северный край на три года
- присп. Никон (Беляев), иером. (март 1928 — 23 мая 1930), выслан в Северный край на три года
- сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (1929 — осень 1930), переведен в Белбалтлаг
- мч. Леонид Сальков (1927 — 1930), выслан в Междуреченский район Вологодской обл.
- мч. Владимир Правдолюбов (8 августа 1929 3 — ок. 1930), отправлен в ссылку в Вельск
- Сергий Конев, прот. (5 декабря 1927 3 — ок. 1930), освобожден
- сщмч. Николай Симо, прот. (16 марта 1931), арестован в лагере сразу после прибытия и этапирован в Ленинград
- сщмч. Владимир Введенский, свящ. (30 марта 1930 — 3 апреля 1931 года), умер в стационаре Голгофо-Распятского скита
- сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский (январь 1930 — 10 апреля 1931), дальнейший срок заключения был заменён ссылкой
- сщмч. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (июль 1928 — 10 апреля 1931), сослан в Северный край
- Авенир Обновленский, (8 октября 1929 3 — май 1931), выслан в Усть-Цильму
- сщмч. Сергий Голощапов (20 ноября 1929 3 — лето 1931), отправлен в ссылку
- исп. Николай Лебедев, свящ. (3 ноября 1929 3 — 9 августа 1931), сослан в Мезень
- присп. Александр (Уродов), игум. (30 октября 1928 3 — 1931), сослан на Урал
- Константин Гриневич, свящ. (1927 — 1931), по болезни и старости был освобождён с заменой недостающего срока высылкой в Онежский край
- Иоанн Недригайлов, свящ. (13 января 1928 — не позднее 1931), сослан на Урал
- Иоанн Амвросов, свящ. (июль 1926 — не позднее 1931), отправлен в ссылку
- сщмч. Евгений Стасенко, свящ. (12 августа 1928 3 — ок. 1931), переведён в Белбалтлаг
- Александр Попов, прот. (6 июля 1927 3 — май 1932), освобождён и выслан в с. Чит (ныне район Сыктывкара)
- сщмч. Александр (Щукин), еп. Лысковский (26 апреля 1929 3 — лето 1932), освобождён
- Михаил Смирнов, свящ. (15 января 1931 4 — 1932), досрочно освобождён
- прмч. Никон (Беляев), архим. (26 июля 1929 3 — 9 августа 1932), выслан в Северный край
- Василий (Ратмиров), обновл. архиеп., (март 1927 — август 1932), освобождён
- прмч. Гавриил (Владимиров) (24 сентября 1930 — осень 1932), выслан в Казахстан
- сщмч. Василий Козырев, прот. (1929 — 1932), освобождён
- сщмч. Владимир Преображенский, свящ. (1929 — 1932), освобождён
- сщмч. Николай Кобранов, прот. (20 ноября 1929 3 — 1932), выслан в Казахстан
- сщмч. Николай Пискановский, прот. (14 сентября 1928 — 1932), выслан в Архангельск
- Сильвестр (Романов), иером. (4 октября 1930 3 — 1932), умер в лагере
- Сергий Чуев, свящ. (февраль 1926 4 — не позднее 1932), освобождён
- Варлаам (Ряшенцев), архиеп. Любимский (20 мая 1931 3 — 22 февраля 1933), досрочно освобождён с высылкой в Северный край
- исп. Михаил Викторов (17 апреля 1930 3 — 11 апреля 1933), скончался в лагере
- сщмч. Георгий Колоколов, прот. (март 1932 — июнь 1933), освобождён
- сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Воткинский (22 июня 1928 3 — 22 ноября 1933), освобождён
- сщмч. Дамаскин (Цедрик), еп. Глуховской (28 мая 1930 3 — конец ноября 1933), освобождён по инвалидности
- сщмч. Емилиан Панасевич (27 ноября 1929 4 — 1933), освобождён
- сщмч. Илья Бенеманский, свящ. (5 сентября 1930 3 — 1933), освобождён
- Венедикт (Алентов), еп. Вяземский (29 августа 1927 3 — 6 августа 1934?), освобожден «из мест лишения свободы Западно-Сибирского края» (возможно, из Соловецкого лагеря был перемещен ранее)
- Гавриил (Красновский), еп. (7 июля 1932 3 — 1935), освобождён
- сщмч. Григорий Нещадим, свящ. (1930 — 17 апреля 1936), досрочно освобождён
- Афанасий Семёнов, свящ. (1933 — 1936), выслан в Барнаул
- сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский, 2-й раз (12 ноября 1935 4 — 1936), переведён в Карлаг
- Синезий (Зарубин), еп. (конец января 1932 — 27 сентября 1937), расстрелян в Медвежьегорсклаге или Белбалтлаге
- сщмч. Дамиан (Воскресенский) (26 декабря 1932 3 — 3 ноября 1937), расстрелян
- сщмч. Алексий (Буй), б. еп. Козловский, 2-й раз ((апрель 1933) 1937 8 — 3 ноября 1937), расстрелян в урочище Сандармох (Медвежьегорск)
- Петр (Руднев), архиеп. Самарский (26 апреля 1935 3 — 3 ноября 1937), расстрелян в урочище Сандармох (Медвежьегорск)
- Павел Флоренский, свящ. (1934 — 8 декабря 1937), расстрелян
- исп. Александр Орлов, свящ. (2 августа 1935 3 — 1937), переведён в Медвежьегорсклаг
- сщмч. Николай Правдолюбов, свящ. (1935 — 1937), переведён в Медвежьегорсклаг
- сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Лубненский (12 августа 1928 — 1937), освобождён
- Аввакум (Старов), схиархим. (не ранее 1937) 9, освобождён или переведён
- Николай Шадрин, свящ. (4 июля 1938 — ок. 1939), этапирован в Норильлаг
- Леонид Дмитревский, прот. (1935 — 1942), освобождён
- исп. Сергий Анатольевич Правдолюбов (1935 — ?), освобождён или переведён в другой лагерь
Ужесточение трудовой политики Редактировать
Быстрый рост числа задержанных оказал значительное влияние на условия их содержания. Не хватало финансовых ресурсов. Результатом стала политика самоокупаемости, которая превратила заключенных в «бесплатных рабочих». Заключенные были заняты на лесозаготовках, торфоразработках, в сельском хозяйстве, пушном промысле и строительстве железных дорог. 4
Строительство дорог заключенными Соловецкого лагеря 3
Заключенный Н.А. Френкель, сидевший на Соловках за растрату и валютные спекуляции, предложил использовать заключенных на наружных работах, требующих тяжелого физического труда. Поэтому административный центр лагеря был перенесен на материк. На материке заключенные были заняты на строительстве дорог и лесозаготовках. Принудительный труд сделал лагерь более самодостаточным, поэтому СЛОН смог набрать новых заключенных. К 1930 году число заключенных возросло до 53 123 человек из-за наплыва фермеров, не выполнивших свои обязательства по сбору урожая.
Тяжелая работа привела к ухудшению здоровья заключенных в лагере. Большинство из них умерли от цинги или пеллагры, многие стали инвалидами.
Жизнь на Соловках Редактировать
Среди пленных было много дворян и священнослужителей. Они основали Соловецкий театр, Общество краеведения и Соловецкий музей, коллекция которого была утрачена в 1937 году. Журнал «Соловецкие острова» публиковал романы, статьи, стихи заключенных и учебные материалы. Библиотека СЛОНа была создана на основе монастырских фондов и позже дополнена книгами, написанными заключенными. Он содержал более 30 000 томов. Службы проходили в церкви Святого Онуфрия.
В 1936 году лагерь был преобразован в Соловецкую тюрьму (СТОН), известную своим чрезвычайно суровым режимом. Режим постепенно трансформировался в колонизацию. Заключенные были пронумерованы, им не разрешалось ложиться или даже прислоняться к стене в течение рабочего дня, а переписка была строго ограничена. В 1937 году произошли массовые расстрелы.
Началось строительство новой тюрьмы на 3 000 человек. Однако, из-за закрытия СТОНа в 1939 году, построенная тюрьма так и не была использована. Остальные 3 000 заключенных были переведены в Норилангу и лагеря в Карелии. 4
Когда-то через СЛОН прошло много известных людей, но не все из них выжили. Среди них были Д.С. Лихачев, А.А. Мейер, Л. Курбас и Б.Н. Ширяев. 6
Источники
- Русская семёрка / Соловецкая тюрьма особого назначения: кого туда отправляли http://russian7.ru/post/soloveckaya-tyurma-osobogo-naznacheni/
- Соловки.инфо / Моруков Юрий / Соловецкий лагерь особого назначения http://www.solovki.info/?action=archive&id=219
- «Коммерсантъ» / Жизнь на Соловках https://www.kommersant.ru/gallery/2487401
- Научно-информационный центр «Мемориал Санкт-Петербург» / История СЛОН http://memorial-nic.org/solovki.html
- MsMap / Мемориал «Соловецкий камень» https://www.msmap.ru/monuments/2619
- «АиФ» / Ужасы Соловков. Кто из знаменитостей прошёл через северные лагеря http://www.spb.aif.ru/society/people/uzhasy_solovkov_kto_iz_znamenityh_peterburzhcev_proshel_cherez_severnye_lagerya
Соловецкий концлагерь: как святые острова на годы превратили в адские
У людей старшего поколения Соловки ассоциируются не столько с монастырем, сколько с чудовищным концентрационным лагерем, существовавшим здесь в 1920-1930-е годы и ставшим символом настоящей жестокости. «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства — на Соловки на три года!» — говорит герой романа Булгакова; — говорит Иван Бездомный, герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Каким был этот лагерь?
После закрытия Соловецкого монастыря в 1920 году здесь находился трудовой лагерь «для военнопленных гражданской войны и принудительных работ» и совхоз «Соловки». В 1923 году в Соловецком кремле произошел большой пожар, и совхоз «Соловки» обанкротился.
13 октября 1923 года Соловки были переданы командованию Соловьевского особого лагеря (УСЛОН), которому были переданы почти все здания и территория монастыря, а власти приняли решение «считать необходимым освободить все церкви, находящиеся в монастыре на Соловках, и рассмотреть вопрос об использовании церковных зданий под жилые цели, принимая во внимание остроту условий жизни на острове». В период с 1923 по 1939 год на архипелаге одновременно находилось до 4-5 тысяч (в некоторые годы до 20 тысяч) заключенных. Охранники и вольноотпущенники жили в военном лагере. Если первая группа заключенных состояла в основном из уголовников, то затем на Соловки стали отправлять тысячи угнетенных людей — бесправных, «шпионов», «террористов», членов партии, высших офицеров, сотрудников органов безопасности, священников, аристократов, белогвардейцев…
Как чекисты учились мучить
Соловки стали полигоном, на котором ГУЛАГ разработал правила и методы содержания и «перевоспитания» заключенных, характер возлагаемых на них задач, формы наказания, методы допросов «с пристрастием» и психологических репрессий, режимы охраны, способы расстрела и массового захоронения трупов.
Пытки были самыми изощренными: заключенных привязывали голыми в лесу и оставляли на съедение комарам. Их пытали на морозе, бросая на лед в 30-40-градусный мороз, а тем, кто не умер от холода, ампутировали ноги. Они загнали их в болото по самую шею. Лошадь привязывали к пустому оврагу, а ноги наказанного привязывали к оврагам. Охранник садился на лошадь и гнал ее по поляне, пока замученный не умирал.
В карцере на Секирной горе надзиратели заставляли заключенных сутками сидеть на «лестницах» — тонких шестах, на которых невозможно было удержать равновесие или уснуть. «Они завернули преступников в мешок, привязали их к пню и спустили по лестнице — а это было около 300 ступенек. Изломанное, окровавленное тело летело вниз. В сильные морозы раздетые заключенные спали в Секирке в помещениях, где дул любой ветер, чтобы выжить, «уложенные» друг на друга, иногда на «матрасах». Немногие доживали до утра, но на смену погибшим приносили новых. Тела хоронили прямо там, недалеко от храма маяка, превращенного в камеру, в ямах, которые сами заключенные выкапывали летом в качестве «резерва».
Из одного ада в другой
В середине 1930-х годов некоторые смельчаки не выдержали этого и решились на побег. Убив охранника, они украли лодку, пересекли пролив и попытались добраться до берега, где их обнаружили охранники и уничтожили гранатами. Тех, кто не умер, расстреливали из винтовок.
Через несколько лет лагерь был расформирован. Оставшиеся заключенные были распределены в другие места, а СЛОН получил более подходящее название. Теперь тюрьмы на острове назывались СТОН — Соловецкая тюрьма особого назначения. Через несколько лет тюрьма была окончательно закрыта, а остров передан армии.
На территории монастыря и концлагеря находилась легендарная Соловецкая школа молодежи. В начале 1990-х годов Соловецкий комплекс был вновь передан православной церкви.
«Политики», священники: кто сидел в лагере
Многие из заключенных были членами различных антисоветских политических партий. Их разместили отдельно от других заключенных в Саватиевском, Троицком и Сергиевском скитах. К «политическим заключенным» применялось привилегированное отношение: Им разрешалось голосовать за руководителей, подписываться на газеты и журналы, пользоваться личным имуществом и встречаться с родственниками. Политзаключенным даже разрешалось создавать партийные группы и обсуждать законные вопросы, касающиеся состояния лагеря, повседневной жизни и досуга. Политические» заключенные работали только восемь часов в день (в отличие от других заключенных, которые работали по 12 часов в день), и им разрешалось свободно перемещаться по зоне в течение дня.
Однако даже эти слабые правила не соблюдались политзаключенными. Особенно одиозным был пункт, запрещающий передвижение в ночное время. 19 декабря 1923 года заключенные скита Савватия решили восстать и поздно вечером вышли на улицы. Охранники открыли огонь, убив шестерых заключенных и тяжело ранив троих. Этот инцидент стал первым толчком к массовому переводу на материк, которого политзаключенные добивались в течение нескольких лет.
Администрация долго сопротивлялась, так что в конце 1924 года «политики» объявили голодовку на 15 дней. Через полгода Совет народных комиссаров СССР издал постановление о высылке этой категории заключенных с Соловецких островов.
Другой особой категорией заключенных были священнослужители. Первые священники, осужденные за сопротивление конфискации церковных ценностей, прибыли на Соловки из Ростова-на-Дону и Новочеркасска еще в 1923 году, а следующая большая группа осужденных прибыла из Петербурга в следующем году. Позже к заключенным священнослужителям присоединились осужденные за «нарушение декрета об отделении церкви от государства», а также странствующие монахи и монахини из монастырей, которые были разрушены и закрыты властями. Среди заключенных на Соловках было восемь митрополитов, 46 архиепископов, 49 епископов и тысячи православных священников.
До 1929 года заключенным священнослужителям на Соловках разрешалось носить платья и иметь длинные волосы. Все заключенные епископы и духовенство жили отдельно от других заключенных. Они занимали квартиры местного охранника в Кремле, поскольку самой распространенной работой для священнослужителей была работа охранника или капеллана.
В других лагерях заключенные священнослужители не получали таких привилегий; их направляли на общие работы, за исключением пожилых людей, которых размещали в Обществе инвалидов. Ни в одном лагере не разрешалось проводить религиозные службы; все формы религиозной практики жестоко преследовались.
Особое отношение к духовенству было прекращено в 1929 году, когда всем священникам впервые предложили добровольно побриться и снять рясы. Если они сопротивлялись, их отправляли в карательные походы, где их насильно одевали в лохмотья и отправляли работать в леса.
Сизифовы пытки
За десять лет существования СЛОНа в тюрьму было отправлено около 200 000 заключенных. По разным причинам тысячи соловецких узников умерли или стали калеками от перегрузок, недоедания и различных тяжелых заболеваний. Тысячи людей были расстреляны за плохое поведение, замерзли до смерти, избиты до смерти охранниками, умерли от пыток или покончили жизнь самоубийством.
«Надо сказать, что большинство мужчин, изгнанных на север, умерли, а многие были намеренно истреблены. Казачий культурный слой — казачьи офицеры, казачья политическая интеллигенция станицы — были отправлены на Соловки, около 8000 человек, но до Соловков они не дошли. Когда они отправились из Кеми на Соловки на баржах, их всех связали попарно колючей проволокой по спинам и бросили в море. Человек, разработавший эту систему убийства людей и активно применявший ее на соловецких этапах, хорошо известен», — пишет Андрей Зубов в своей книге «Цена разрушения».
Надпись на трудовом лагере в Соловецком, 1938 год.
РИА Новости
Практика наказания тяжелым и бессмысленным трудом считалась обычной в Соловецких лагерях. Например, их могут заставить переносить горсть воды из одной проруби во льду в другую (с приказом конвоя: «Вытереть насухо!»). Заключенных также заставляли перекатывать огромные валуны с одного места на другое, а зимой они должны были громко и сотни раз «считать чаек» на пляже до изнеможения.
Зимой, если заключенный чем-то не удовлетворял надзирателя, его могли бросить в холодную воду, поставить в «стойло» на снегу, окунуть в прорубь во льду или поместить вместе с одеждой в неотапливаемые карцеры. Развращенных соловецких заключенных также заставляли сидеть целый день на кольях толщиной в руку, закрепленных так, что ноги не доставали до земли — каждого, кто падал, били охранники.
Летом раздетых заключенных на ночь привязывали к дереву — к «гнипе», что в округе означало медленную и мучительную смерть.
Другим распространенным методом наказания был так называемый «карцер» — небольшой сарай из тонких, сырых досок с земляным полом. Здесь не было ни сидений, ни лежаков, не говоря уже о плите. Со временем люди стали строить сараи прямо в землю, чтобы сэкономить древесину.
По словам Николая Киселева-Громова, служившего в военизированном штабе Соловецкого лагеря: «От такого «крикуна» не услышишь крика «шакала», — говорят чекисты. «Прыгай!» — говорят заключенному в такой «кричалке». Когда его выпускают, ему дают шест, чтобы он мог забраться на него, если он еще в состоянии. Почему заключенный оказывается в камере? Всевозможные вещи. Если он не устроил показательных выступлений в разговоре с начальником тюрьмы, как и положено, то он находится в «карцере». Если во время утренней или дневной проверки он не стоит в рядах как сумасшедший (потому что «ряды — святое место», говорят чекисты), а ведет себя непринужденно, то он тоже «крикун». Если надзиратель считал, что заключенный грубо с ним разговаривал, он все равно входил в «группу крика».
Самым страшным наказанием за серьезные проступки, такие как нарушение правил лагеря, членовредительство («членовредительство», «самонаказание») или попытки побега, было помещение в карцер. Тюрьмы этого типа делились на мужскую и женскую — первая располагалась на Соловецкой Секирной горе, вторая — на Большом Заяцком острове.
Непосильный труд
В Соловецком лагере люди массово умирали без расстрелов и пыток — практика «трудового воспитания заключенных» заключалась в том, чтобы за несколько месяцев лишить заключенного всего и, искалечив его, заменить новым «функционирующим человеческим телом», как выражались медицинские надзиратели СЛОНа.
Так, за один год (1929-1930) около 9 500 человек, которые особенно много работали на лесозаготовках и строительстве дорог на материке, были классифицированы как «истощенные и непригодные для работы люди». Группа «головорезов», в которую входил каждый третий заключенный, должна была быть вывезена на острова Соловецкого архипелага для медленной смерти от ран, обморожений, болезней и истощения.