Система коллективной безопасности: невыполнимая идея о всеобщем мире. Коллективная безопасность это в истории.

Содержание

Коллективная безопасность означает, что все члены данного сообщества отказываются от применения силы друг против друга и соглашаются помочь любому государству-члену, подвергшемуся нападению со стороны третьей страны.

Системы коллективной безопасности: исторический экскурс и современные реалии

Проблема обеспечения мирного сосуществования различных государств остается самой глобальной и по сей день. Первые попытки создать организации для защиты от внешних атак были предприняты после окончания Первой мировой войны. Каждое военное вторжение имело катастрофические последствия для жизни и здоровья представителей различных национальностей, а также для экономики государств. Для устранения угроз миру в планетарном масштабе была создана система коллективной безопасности. Впервые вопрос о создании такой системы был поднят во время переговоров между СССР и Францией.

Создание кластера коллективной безопасности предполагает комплексные действия, осуществляемые различными государствами на глобальном или региональном уровне. Целью этого защитного комплекса является устранение угроз мирному сосуществованию, предотвращение внешней агрессии и создание необходимого уровня глобальной безопасности. На практике комплекс коллективной безопасности сегодня понимается как совокупность форм и методов, используемых странами мира для противодействия агрессии.

Как развивалась система безопасности на межгосударственном уровне?

Как уже упоминалось выше, первые попытки создать систему коллективной безопасности в Европе были предприняты в 1933 году. Между Советским Союзом и Францией был заключен договор о взаимопомощи. Этот документ позже был назван Восточным пактом. Затем последовали многосторонние переговоры, в которых помимо вышеупомянутых стран участвовали США, Китай, Япония и ряд других государств. В результате было достигнуто соглашение о Тихоокеанском договоре.

сотрудничество в области безопасности

Тихоокеанский договор так и не был заключен из-за влияния Германии и ее требования равенства в вооружениях. Из-за агрессии, исходившей от Германии, Советский Союз заключил ряд договоров о взаимной военной помощи с европейскими странами. Это были первые шаги к созданию единой системы безопасности.

История показывает, что Советы подписывали мирные договоры и пакты о ненападении.

После 1935 года международная оборона неоднократно обсуждалась в Совете Лиги Наций. Планировалось расширить круг участников этих переговоров. Однако Великобритания отказалась подписывать соглашение. Многочисленные попытки Советского Союза создать государственную систему международной безопасности в межвоенный период не увенчались успехом. После Второй мировой войны была основана Организация Объединенных Наций и подписан договор о коллективной безопасности.

Элементный состав и классификация систем общественной безопасности

Единая защита прав и интересов всего населения на транснациональном уровне включает в себя ряд элементов:

  • Соблюдение принципов международного права;
  • Соблюдение суверенности и неприкосновенности границ;
  • Невмешательство во внутриполитические дела страны;
  • Принятие общих мер, направленных на борьбу с агрессией и устранение угрозы мировому сообществу;
  • Ограничение и сокращение вооружений.

Принцип неделимости мира лег в основу создания столь амбициозного комплекса. Общепринято, что существует два основных типа систем общественной безопасности:

Видео рассказывает о системе коллективной безопасности в Европе:

Сегодня Организация Объединенных Наций является гарантом международного права и принципов мирного сосуществования. Совместная миротворческая деятельность закреплена в Уставе Организации Объединенных Наций. Конституционный документ предусматривает следующие положения:

  • Перечень запретных мер (угроза силой или ее применение в межгосударственных отношениях);
  • Меры мирного урегулирования спорных вопросов;
  • Перечень мер по разоружению держав;
  • Создание и функционирование региональных защитных организаций;
  • Принудительные меры реагирования без использования вооружения.

Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея отвечают за поддержание мира на глобальном уровне. Задачи международной организации в рамках глобальной системы включают:

  • Расследование случаев и инцидентов, угрожающих миру;
  • Проведение дипломатических переговоров;
  • Проверка выполнения соглашений о прекращении огня или военном вторжении;
  • Поддержание законности и правового порядка государств-участников организации;
  • Гуманитарная помощь нуждающимся субъектам;
  • Контроль над сложившейся ситуацией.

Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира

С момента основания ООН и по сей день организация может проводить миротворческие операции в случае военных ситуаций или внешних вторжений. Условиями для этих операций являются:

  • Обязательное согласие обеих сторон конфликта на выполнение каких-либо регулирующих действий;
  • Прекращение ведения огня и гарантия обеспечения защиты и безопасности миротворческим подразделениям;
  • Принятие Советом Безопасности соответствующего решения по проведению операций, контроль над которыми осуществляет лично Генеральный Секретарь;
  • Согласованная деятельность всех сформированных воинских подразделений, которые направлены на урегулирование конфликта;
  • Беспристрастность и невмешательство во внутриполитические дела миротворческих организаций и подразделений;
  • Финансирование деятельности регулирующих международных органов посредством финансовой помощи и специальных взносов.

Принципы построения и функционирования общественного комплекса защиты

Принципы создания и функционирования системы коллективной защиты включают следующее:

  • Разработку определенных подходов, документов, концепций, взглядов на возникающие проблемы мирного сосуществования;
  • Обеспечение национальной (внутригосударственной) и мировой безопасности;
  • Военное строительство, формирование штабов и подготовку квалифицированных военных кадров;
  • Разработку нормативных документов в государстве, которые соответствуют нормам международного права в области обороны и обеспечения мира;
  • Двустороннее или многостороннее сотрудничество государств в содружествах;
  • Совместное мирное использование составных элементов военизированной инфраструктуры, водного и воздушного пространств.

Зарождение системы коллективной безопасности

В начале 1930-х годов Москва пересмотрела свою внешнюю политику из-за японского вторжения в Маньчжурию в 1931 г. и из-за бессрочного захвата Гитлером Германии в 1933 г. Новое немецкое правительство не скрывало своего враждебного отношения к Советскому Союзу и его идеологии. Более того, Гитлер открыто говорил о том, как важно для немцев получить новое «пространство на Востоке». В результате Советский Союз, ранее выступавший за пересмотр Версальской системы международных отношений, почувствовал себя вынужденным защищать ее.

В июне 1933 года Советы разорвали соглашение о военном сотрудничестве между Советами и немцами. Затем последовали встречи с французским правительством.

29 декабря 1933 года комиссар иностранных дел Литвинов разъяснил принципы, на которых должна была основываться новая внешняя политика СССР:

  • ненападение и нейтралитет в любом конфликте;
  • меры по умиротворению Германии и Японии;
  • участие во всех мероприятиях, посвященных созданию системы всеобщей безопасности;
  • быть открытыми к диалогу с Западом.

Штаты окончательно признали СССР как государство, а вскоре после этого, летом 1934 года, это сделали также Чехословакия, Болгария и Румыния. В сентябре 1934 года Советский Союз был принят в качестве постоянного члена Лиги Наций со статусом великой державы.

Развитие системы коллективной безопасности

26 января 1934 года Германия заключила соглашение о ненападении с Польшей, что побудило Советы к более тесному сотрудничеству с Францией.

Советская сторона разделяла мнение министра иностранных дел Франции Луи Бартса о том, что договор о взаимопомощи должны подписать все страны Центральной и Восточной Европы. Это относится и к Германии. Этот «Восточный пакт» должен был стать своего рода аналогом Локарнских соглашений. Вторая идея министра заключалась в том, чтобы Москва и Париж подписали соглашение о взаимной помощи в случае военного нападения в Европе. Таким образом, два государства свяжут восточную и западную системы коллективной безопасности.

Однако Германия и Польша сразу же заявили о своем отказе участвовать в таких соглашениях. 9 октября 1934 года Барту был убит хорватскими террористами, а новый французский министр отказался от плана «Восточного пакта». Однако идея франко-советского соглашения все еще витала в воздухе.

Толчком к подписанию пакта между Парижем и Москвой послужило возобновление воинской повинности в Германии, что было прямым нарушением Версальского договора. Поэтому 2 мая 1935 года СССР и Франция подписали соглашение о взаимной помощи в случае военного нападения в Европе. 16 мая 1935 года такой же пакт был подписан между Советами и Чехословакией. В то же время Советский Союз начал курс на сближение с Англией: в марте 1935 года Москву посетил министр иностранных дел Великобритании Э. Иден.

Подписание советско-французского договора

3 октября 1935 года началась итало-эфиопская война. СССР заявил, что будет вынужден принять жесткие меры против агрессора, вплоть до прекращения поставок нефти. Однако из-за нерешительности Парижа и Лондона не удалось оказать никакого давления на Италию.

28 февраля 1936 года был ратифицирован франко-советский договор о взаимопомощи. В ответ 7 марта 1936 года Германия ввела войска в демилитаризованную зону Рейнской области, вновь нарушив условия Версальского мирного договора. Гитлер оправдывал свои действия тем, что Франция, которой он клялся в дружбе, фактически открыла дверь большевизму в Западной Европе. С другой стороны, Советы согласились сотрудничать с Лондоном и Парижем, чтобы обеспечить соблюдение Версальского договора и Локарнских соглашений. Однако Франция и Великобритания ничего не предпринимали, так как не хотели всерьез связываться с Советами.

В июле 1936 года началась Гражданская война в Испании. Рим и Берлин поддержали Франсиско Франко, который фактически был зачинщиком восстания против законного демократического порядка. Постепенно германо-итальянская помощь становилась все более обширной. Законное правительство было вскоре свергнуто, но ни Лондон, ни Париж не прибегли к активным мерам. Советский Союз был единственным сторонником республиканской стороны, но этого было недостаточно. Это отчасти противоречило советской внешней политике невмешательства в дела других стран. Однако Италия и Германия, ранее заявившие о своем нейтралитете, продолжали поддерживать повстанцев, что в конечном итоге заставило СССР отказаться от политики невмешательства.

Гражданская война в Испании

Конец системы коллективной безопасности

Пассивное наблюдение со стороны Франции и Великобритании было основано на ожидании, что Германия ограничит свои экспансионистские амбиции на Востоке. По этой причине в центре внимания оказалась «политика умиротворения» в международных отношениях между западноевропейскими странами.

В сентябре 1938 года Германия потребовала от Чехословакии уступить Судетскую область, населенную немцами. Чехословакия отказалась и рассчитывала на поддержку Франции, с которой она была в союзе. Париж, однако, бездействовал, пока Лондон вел переговоры с Берлином. Результатом этих встреч стало Мюнхенское соглашение (или «Понимание» в советской историографии), документ от 29 и 30 сентября 1938 года, который обязывал Чехословакию уступить Германии Судетские земли. Прага была вынуждена пойти на этот шаг, поскольку ей было ясно дано понять, что в случае войны с Берлином она не получит поддержки от Великобритании, а Франция откажется соблюдать франко-чехословацкие договоры.

Советский Союз был готов поддержать Чехословакию, в том числе оружием и техникой. Однако в этом случае Польша не только не позволила бы советским войскам пересечь свою территорию, но и объявила бы Советскому Союзу войну.

В конечном итоге Мюнхенское соглашение имело далеко идущие последствия:

  1. Гитлеру однозначно дали понять, что его действия не будут опротестовываться Лондоном или Парижем.
  2. Пример Германии позволил Италии ввести войска в Албанию в апреле 1939 года.
  3. Система коллективной безопасности фактически являлась чем-то, что существовало только на бумаге, так как ни одна из сторон, кроме СССР, не выполняла взятых на себя обязательств.

Некоторое время Советы пытались возродить систему всеобщей безопасности, предлагая Лондонский и Парижский договоры о взаимных обязательствах в случае нападения на одну из сторон. Однако в это время Великобритания поддерживала тайную дипломатию с Германией в надежде настроить ее против Советов.

В августе 1939 года Советы предложили подписать военную конвенцию, предусматривающую совместные военные действия против германской агрессии. Но и здесь Советы не нашли поддержки, поэтому все усилия по созданию единого фронта против Гитлера накануне Второй мировой войны были сорваны.

Подписание пакта о ненападении

В конечном итоге СССР отказался от попыток создать систему коллективной безопасности и сделал выбор в пользу сотрудничества с Германией. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении (также известный как пакт Молотова-Риббентропа). Соглашение предусматривало заключение 10-летнего пакта о ненападении между двумя странами. Пакт также содержал дополнительный секретный протокол, в котором оговаривался раздел сфер влияния между Советами и Германией.

Универсальная коллективная безопасность.

Основным средством поддержания мира и предотвращения войны является глобальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом Организации Объединенных Наций.

Универсальная система безопасности опирается на мирные, а не принудительные меры:

  • Принятие государствами-членами обязательств:
    • проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;
    • создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;
    • принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;
    • развивать дружественные отношения между нациями;
    • не допускать вмешательства в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
    • воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

    Устав ООН также предусматривает применение принудительных мер в исключительных обстоятельствах, когда мир уже нарушен (нападение) или существует реальная угроза нападения на государство. В этом случае Совет Безопасности ООН, несущий главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является центральным контактным пунктом (статья 24).

    Совет безопасности ООН — центральный орган в системе универсальной коллективной безопасности

    Совет Безопасности ООН является центральным органом глобальной системы коллективной безопасности.

    Совет Безопасности имеет возможность принимать быстрые решения:

    • превентивных мер по предупреждению и ограничению конфликтов : прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны (ст. 40);
    • принудительных мер безопасности без использования вооруженных сил : эмбарго на поставки оружия, полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений (ст. 41);
    • принудительных мер безопасности с применением вооруженных сил : демонстрация, блокада, операции с использованием, морских, воздушных или сухопутных сил государств-членов ООН (ст. 42).

    Для поддержания мира и подавления актов агрессии государства-члены должны предоставлять силы, помощь и соответствующие средства по просьбе Совета Безопасности и в соответствии с конкретными соглашениями (статья 43). Эти соглашения, подлежащие ратификации, определяют численность и тип войск, их размещение, характер поддержки и т.д.

    Стратегическое командование вооруженными силами находится в ведении Военно-штабного комитета, который состоит из начальников штабов постоянных членов или их представителей и отчитывается перед Советом Безопасности. На практике этот механизм не применяется: отчасти из-за его громоздкости, отчасти из-за отсутствия адекватного сотрудничества. Никакого конкретного соглашения достигнуто не было, и Военно-штабной комитет, по сути, бездействует.

    Региональная коллективная безопасность.

    В дополнение к глобальной системе международной безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных организаций коллективной безопасности (Статья 52). Государства, заключившие региональные соглашения или создавшие региональные институты коллективной безопасности, должны приложить все усилия для поиска мирных решений местных споров в рамках этих соглашений или институтов, прежде чем передавать их в Совет Безопасности.

    Со своей стороны, Совет Безопасности ООН должен поощрять развитие мирных решений местных споров через такие региональные соглашения или органы и, в случае необходимости, использовать такие региональные соглашения или органы для принудительных действий в рамках своих полномочий.

    Без санкции Совета Безопасности принудительные меры с использованием вооруженных сил в регионе могут применяться только для отражения уже совершенного нападения в порядке индивидуальной или коллективной самообороны согласно статье 51 Устава ООН и должны продолжаться только до принятия мер Советом Безопасности.

    Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими особенностями:

    • в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;
    • участники подтверждают обязательство решать споры между собой исключительно мирными средствами;
    • участники дают обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;
    • участники обязуются не вступать в военные союзы и не принимать участия в действиях, направленных против другого государства–участника;
    • о всех принятых или намечаемых мерах коллективной обороны немедленно информируется Совет Безопасности ООН;
    • новые государства в установленную договором систему коллективной безопасности принимаются лишь с согласия всех ее участников.

    Региональные системы коллективной безопасности характеризуются разнообразием форм реализации, учитывающих специфику отдельных регионов современного мира, комбинации властных отношений в этих регионах, особенности их исторических, культурных и религиозных традиций.

    Региональными организациями коллективной безопасности являются:

    • Лига арабских государств (ЛАГ);
    • Организация африканского единства (ОАЕ);
    • Организация американских государств (ОАГ);
    • Организация Североатлантического договора (НАТО);
    • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
    • Содружество Независимых Государств (СНГ);
    • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
    • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

    Региональные организации коллективной безопасности преодолевают разрыв между традиционными определениями безопасности и более широкими концепциями безопасности, включающими торгово-экономическое сотрудничество, борьбу с организованной преступностью, терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, охрану окружающей среды и защиту прав человека. Способствуя большей интеграции, региональные институты помогают предотвращать конфликты и кризисы, укреплять доверие и обеспечивать стабильность в регионе, что в конечном итоге ведет к повышению безопасности и качества жизни их членов.

    Коллективная оборона

    Коллективная оборона — это соглашение, обычно оформленное договором и организацией, между государствами-членами для поддержки обороны государства-члена, если оно подвергается нападению со стороны другого государства, не входящего в организацию. НАТО — самая известная организация коллективной обороны; ее знаменитая статья 5 призывает (но не обязывает в полной мере) государства-члены оказывать помощь другому государству-члену в случае нападения. Эта статья была добавлена только после атаки на США 11 сентября, после чего другие члены НАТО поддержали войну США с терроризмом, присоединившись к войне в Афганистане.

    Коллективная оборона основана на многосторонних союзах и несет в себе как преимущества, так и риски. С одной стороны, объединение и комбинирование ресурсов может снизить стоимость обеспечения общей безопасности для каждого отдельного государства. Более мелкие члены НАТО, например, могут позволить себе инвестировать большую долю своих бюджетов в невоенные приоритеты, такие как образование или здравоохранение, поскольку они могут рассчитывать на то, что другие члены НАТО защитят их в случае необходимости.

    С другой стороны, коллективная оборона также связана с рискованными обязательствами. Государства-члены могут быть вовлечены в дорогостоящие войны, которые не приносят пользы ни непосредственной жертве, ни агрессору. В Первой мировой войне страны системы коллективной обороны, известной как Тройственная Антанта (Франция, Великобритания, Россия), быстро вступили в войну, когда Россия начала полную мобилизацию против Австро-Венгрии, чей союзник Германия позже объявила войну России.

    Смотрите также

    • Список военных союзов
    • Первая Мировая Война
    • Вторая Мировая Война
    • Франко-русский альянс
    • Тройственный союз (1882)
    • Антикоминтерновский пакт
    • Великий Альянс (Вторая мировая война)
    • Франко-советский договор о взаимопомощи
    • Отношения между Германией и Советским Союзом до 1941 г.
    • Организация Договора Юго-Восточной Азии
    • Самозащита в международном праве
    1. ^ Macmillan., Palgrave (2015). Глобальная политика. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN9781137349262. OCLC979008143.
    2. ^ Кант, Иммануил. «Вечный мир: философский очерк». Колледж Mount Holyoke. Получено 2008-05-16 .
    3. ^ Скирбекк, Гуннар; Гилье, Нильс (2001). История западной мысли: от Древней Греции до двадцатого века (иллюстрированный ред.). Рутледж. п. 288. ISBN978-0-415-22073-6. Получено 17 октября 2010 .
    4. ^ http://www.constitution.org/kant/perpeace.htm
    5. ^ Райхард 2006, п. 9. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFReichard2006 (помощь)
    6. ^ Рапопорт 1995 С. 498–500. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFRapoport1995 (помощь)
    7. ^ Буше-Солнье, Брав и Оливье 2007 С. 14–134. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFBouchet-SaulnierBravOlivier2007 (помощь)
    8. ^ Нортедж 1986, п. 10. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFNorthedge1986 (помощь)
    9. ^ «Перед Лигой Наций». Отделение ООН в Женеве. Получено 2008-06-14 .
    10. ^ Белл 2007 С. 15–17. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFBell2007 (помощь)
    11. ^ Нортедж 1986, стр. 1–2. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFNorthedge1986 (помощь)
    12. ^ Белл 2007, п. 16. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFBell2007 (помощь)
    13. ^ Лучник 2001, п. 14. Ошибка sfn: нет цели: CITEREFArcher2001 (помощь)
    14. ^ Нортедж 1986, п. 1. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFNorthedge1986 (помощь)
    15. ^ Белл 2007, п. 8. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFBell2007 (помощь)
    16. ^ а б Андреатта, Филиппо (лето 1996 г.). «Коллективная безопасность: теория и практика института мира в XX веке». Коллективная безопасность .
    17. ^ Йост, Дэвид С. (1977). Преобразование НАТО: новые роли Североатлантического союза в международной безопасности. Лондон: Издательство Лестерского университета. п. 149.
    18. ^ I.L. Клод-младший, «Управление властью в меняющейся Организации Объединенных Наций», Международная организация, Vol. 15 (весна 1961 г.), стр. 219–221.
    19. ^ а б c Клод, стр. 222
    20. ^ И. Л. Клод-младший «Вскрытие коллективной безопасности», Политология Ежеквартально, Vol. 90 (зима 1975–76), с. 715
    21. ^ Цитируется у Ghosh (1960), стр. 89. Перефразировано.
    22. ^ а б Эбегбулем, Джозеф C (2011). «Провал коллективной безопасности в международной системе после Первой и Второй мировых войн» (PDF). Журнал Humboldt-Universität zu Berlin. 2 .
    23. ^ «Максим Литвинов». Британская энциклопедия.

    Библиография

    • Пиво, Фрэнсис А., изд. (1970). Альянсы: латентные военные сообщества в современном мире. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт, Уинстон. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (связь)
    • Буркин, Морис (1936). Коллективная безопасность, отчет седьмой и восьмой международных исследовательских конференций. Париж: Международный институт.
    • Клод-младший, Инис Л. (2006). Коллективная безопасность как подход к миру в: Классические чтения и современные дебаты в международных отношениях под ред. Дональд М. Голдштейн, Фил Уильямс и Джей М. Шафриц. Бельмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт. С. 289–302.
    • Гош, Пеу (2009). Международные отношения (Восточная экономика ред.). Нью-Дели: PHI Learning Private Ltd. стр. 389. ISBN978-81-203-3875-3. Получено 15 октября 2010 .
    • Лоу, Воган, Адам Робертс, Дженнифер Уэлш и Доминик Заум, Совет Безопасности ООН и война: эволюция мысли и практики с 1945 г. Оксфорд: Oxford University Press, 2010, мягкая обложка, 794 стр.
    • ISBN 978-0-19-958330-0.
    • Органский, А.Ф. (1958). Мировая политика. Книги борзых по международной политике (1-е изд.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр.461. Получено 15 октября 2010 .
    • Робертс, Адам и Доминик Заум, Избирательная безопасность: война и Совет Безопасности ООН с 1945 г. (Документ Адельфи № 395 Международного института стратегических исследований, Лондон), Абингдон: Рутледж, 2008, 93 стр.
    • ISBN 978-0-415-47472-6.
    • Шарп, Алан (2013). Коллективная безопасность. Институт европейской истории Лейбница (IEG).
    • Уайт, Мартин (1977). Системы государств под ред. Хедли Булл. Лондон: Издательство Лестерского университета. п. 49.
    • де Вет, Эрика, Вуд, Майкл. Коллективная безопасность, Энциклопедия международного публичного права Макса Планка
    • Нобелевская лекция президента Картера

    См. Также

    • Список военных союзов
    • Первая мировая война
    • Вторая мировая война
    • Франко-российский союз
    • Тройственный союз (1882)
    • Антикоминтерновский пакт
    • Великий союз (Вторая мировая война)
    • Советско-франко-договор о взаимопомощи
    • Отношения между Германией и Советским Союзом до 1941 года
    • Организация Договора о Юго-Восточной Азии
    • Самооборона в международном праве
    • Бир, Фрэнсис А., изд. (1970). Альянсы: латентные военные сообщества в современном мире. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт, Уинстон. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
    • Буркин, Морис (1936). Коллективная безопасность, Отчет Седьмой и Восьмой международных исследовательских конференций. Париж : Международный институт.
    • Клод-младший, Инис Л. (2006). Коллективная безопасность как подход к миру в: Классические чтения и современные дебаты в международных отношениях, изд. Дональд М. Голдштейн, Фил Уильямс и Джей М. Шафриц. Belmont CA: Thomson Wadsworth. Pp. 289–302.
    • Ghosh, Peu (2009). International Relations (ред. Восточной экономики). Нью-Дели: PHI Learning Private Ltd. стр. 389. ISBN978-81-203-3875-3. Проверено 15 октября 2010 г.
    • Лоу, Воан, Адам Робертс, Дженнифер Уэлш и Доминик Заум, Совет безопасности Организации Объединенных Наций и война: эволюция мысли и практики с 1945 г. Оксфорд: Oxford University Press, 2010 г., мягкая обложка, 794 стр. ISBN978-0-19 -958330-0.
    • Органский, АФК (1958). Мировая политика. Книги борзых по международной политике (1-е изд.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 461. Проверено 15 октября 2010 г.
    • Робертс, Адам и Доминик Заум, Избирательная безопасность: война и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций с 1945 г. (Документ Адельфи № 395 Международного института стратегических исследований, Лондон), Абингдон: Рутледж, 2008, 93 с. ISBN978-0-415-47472-6.
    • Шарп, Алан (2013). Коллективная безопасность. Институт европейской истории Лейбница (IEG).
    • Уайт, Мартин (1977). Системы государств под ред. Хедли Булл. Лондон: Издательство Лестерского университета. п. 49.

    Что такое система коллективной безопасности в Европе

    Идея о том, что войны — это плохо и что необходимо делать все возможное для поддержания порядка и избежания вооруженных конфликтов, существует с древних времен. Попытки создать систему коллективной безопасности в Европе предпринимались еще в 19 веке.

    Что такое система коллективной безопасности в Европе

    • Что такое система коллективной безопасности в Европе
    • Что такое версальско-вашингтонская система
    • Как принимает решения ООН

    Что такое система коллективной безопасности

    Система коллективной безопасности — это совместные действия всех стран-участниц по поддержанию мира во всем мире и борьбе с агрессией. Эта система состоит из нескольких элементов.

    Во-первых, она основана на общепризнанных принципах международного права, важнейшими из которых являются нерушимость границ и территориальная целостность всех государств, а также то, что не признается вмешательство во внутренние дела других государств, особенно силовое.

    Во-вторых, это коллективные действия всех государств в системе против агрессии и угроз миру. В-третьих, речь идет о мерах по разоружению и, в идеале, о полном разоружении всех государств.

    Системы коллективной безопасности имеют право предпринимать вооруженные действия для усмирения агрессии.

    Европейские системы коллективной безопасности: история и современность

    В Европе в разное время были опробованы различные системы коллективной безопасности, из которых создание ООН, являющейся частью глобальной системы, в настоящее время можно считать наиболее серьезной.

    В последние десятилетия, после двух разрушительных мировых войн и изобретения высокоэффективного оружия массового уничтожения, необходимость в системе коллективной безопасности стала как никогда актуальной.

    Первые теоретические планы создания международной системы коллективной безопасности были предложены в XVIII веке, и с тех пор идеи постоянно совершенствовались, но «вечный мир» так и не был достигнут.

    В 1919 году была основана Лига Наций для создания системы коллективной безопасности. Но у нее с самого начала был недостаток: в системе не было механизма против агрессии. Вторая мировая война показала несостоятельность этой системы.

    Затем, в 1945 году, была основана Организация Объединенных Наций. При этом учитывалась неудачная работа прежней системы коллективной безопасности. Сегодня ООН действительно способна обеспечить основу для эффективной системы безопасности. Согласно уставу, ООН должна была опираться на региональные миротворческие организации. Было сочтено, что проблемы легче всего решить именно таким образом.

    Усилия по созданию системы коллективной безопасности на базе ООН продолжаются уже несколько десятилетий. Взаимные претензии европейских государств друг к другу и напряженные отношения с СССР были постоянным препятствием для решения многих вопросов, по которым не удавалось достичь согласия.

    В 1973 году в Хельсинки состоялась Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), на которой обсуждались взгляды 35 государств на создание системы коллективной безопасности. В 1975 году были достигнуты соглашения по ряду вопросов. В 1991 году было принято решение о создании «Механизма урегулирования споров ОДКБ». С тех пор встречи и переговоры продолжаются, но в Европе до сих пор нет новой системы коллективной безопасности, отвечающей ее требованиям.

    • Что такое демотивация
    • Что такое НАТО
    • Что такое доктрина Брежнева
    • Как обеспечить безопасность массовых мероприятий
    • Как не допустить войны
    • Ядерные державы: история и современность
    • Англосаксонская правовая система, ее история и некоторые особенности
    • Почему не решен вопрос о транзите грузов НАТО через Пакистан
    • Как соотносятся протекционизм и фритредерство
    • Что такое геополитика
    • Какой объем оперативной памяти видит windows ХР
    • Понятие и составляющие международного частного права
    • Как обеспечить безопасность мероприятий
    • Что такое трансграничная несостоятельность
    • Что такое ООН
    • Кто является участником Всемирного конгресса по интернет-безопасности
    • Что такое кроп
    • В какие международные организации входит РФ
    • Что такое система
    • Что такое Пентагон
    • Как образовались тройственный союз и Антанта
    • Что такое контркультура?
    • В какие международные организации входит Россия
    • Как проверяют на паспортном контроле

    Военное строительство

    Целью военного сотрудничества является обеспечение коллективной и национальной безопасности государств-членов ОДКБ путем поддержания оборонного потенциала каждого государства-члена ОДКБ, вооруженных сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в необходимой компетенции и готовности к выполнению задач, предусмотренных статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности ОДКБ от 15 мая 1992 года, и своевременному реагированию на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств-членов ОДКБ.

    Основные военные возможности ОДКБформируется из коллективных сил быстрого реагирования, региональных (совместных) группировок войск (сил), коллективных воздушных и миротворческих сил, а также совместных (общих) военных систем и объектов военной инфраструктуры. Эти силы и средства коллективной безопасности образуют Коллективные силы безопасности (ОДКБ).

    В рамках реализации Концепции развития военного сотрудничества государств-членов ОДКБ до 2020 года планомерно совершенствуются и развертываются в регионах коллективной безопасности Восточной Европы и Кавказа соответственно российско-белорусская и армяно-российская группировки войск (сил), созданные на двусторонней основе.

    В 2001 году в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности (ЦАР) совместно с ОДКБ были созданы коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) численностью около 5 000 военнослужащих.

    В феврале 2009 года были созданы Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, состоящие из военных ведомств и специальных подразделений государств-членов ОДКБ общей численностью около 20 000 военнослужащих, способных проводить как военные, так и специальные операции.

    В рамках работы по совершенствованию управления силами и средствами системы коллективной безопасности требования Решения ОДКБ от 15 сентября 2015 года «Об управлении силами ОДКБ (коллективными вооруженными силами)» осваиваются и применяются на практике в ходе ежегодных оперативных игр, совместных учений и учебных сборов.

    Подготовка войск ОДКБ (Коллективных Вооруженных Сил) к выполнению возложенных на них задач осуществляется в соответствии с годовыми планами совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. С 2004 года в соответствии с этими планами на территории государств-членов ОДКБ было проведено более 30 учений различного масштаба с формированиями вооруженных сил и средств системы коллективной безопасности, названия которых уже стали известны: «Рубеж», «Взаимодействие», «Нерушимое братство», «Гром», «Кобальт» и некоторые другие. Представители иностранных государств и международных организаций регулярно приглашаются на эти учения в качестве наблюдателей и участников.

    В 2007 году главы государств и правительств стран-членов ОДКБ подписали мирный договор ОДКБ, который вступил в силу в 2009 году и был зарегистрирован в Секретариате ООН. Для участия в миротворческих операциях были созданы постоянные миротворческие силы ОДКБ, в состав которых вошли около 3000 военнослужащих и около 600 представителей служб внутренних дел государств-членов. Миротворческие силы ОДКБ могут быть развернуты как в зоне ответственности организации по решению Совета коллективной безопасности, так и за пределами зоны ответственности по распоряжению Совета Безопасности ООН.

    Установлено международное сотрудничество в области поддержания мира. В сентябре 2012 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций по поддержанию мира ООН.

    16 ноября 2006 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-членов ОДКБ, на котором было принято решение о создании Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

    В декабре 2010 года решением СРБ ОДКБ Парламентская Ассамблея была включена в Устав ОДКБ в качестве органа межпарламентского сотрудничества. Наиболее важной формой работы Парламентской Ассамблеи являются пленарные заседания, которые обычно проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные пленарные заседания могут созываться Советом ОДКБ.

    Деятельность Парламентской Ассамблеи организуют ее президент и Совет, в состав которого входят председатели парламентов (руководители парламентских секций). В настоящее время Совет возглавляет В.В. Володин, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    Заседания Совета проходят как в Санкт-Петербурге, так и в столицах государств-членов ОДКБ. При Совете Парламентской Ассамблеи действует Координационное совещание председателей комитетов по обороне и безопасности парламентов государств-членов ОДКБ, а также Совет советников и экспертов.

    Рабочими органами Ассамблеи являются три постоянных комитета: по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по обороне и безопасности, по социально-экономическим и правовым вопросам, а также Центр правовой информации и анализа, которые проводят свои заседания два раза в год. Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат Парламентской Ассамблеи ВМС.

    Информационная работа

    В области информации работа ОДКБ сосредоточена на создании механизма информационно-аналитического сотрудничества в рамках организации и координации подходов к информационной политике в интересах коллективной безопасности.

    Важную роль в этих вопросах играет Научно-экспертный совет ОДКБ, в состав которого входят высокопоставленные представители ведущих научно-исследовательских институтов государств-членов,

    Аналитическая ассоциация ОДКБ, объединяющая около 30 информационно-аналитических учреждений из государств-членов ОДКБ, и Ассоциация высшего образования ОДКБ, объединяющая около 30 высших учебных заведений из всех государств-членов ОДКБ.

    В рамках ОДКБ активно ведется культурно-просветительская работа с упором на молодежь, в рамках которой регулярно проводятся совместные спортивные мероприятия и соревнования по военно-прикладным видам спорта.

    Информационное обеспечение деятельности ОДКБ, ее рабочих и вспомогательных органов осуществляется посредством широкого использования цифровой дипломатии, в том числе на официальном сайте Организации, а также путем регулярного и всестороннего освещения ее практической деятельности на площадках ведущих информационных источников государств-членов ОДКБ и мировых СМИ.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий