Красная Армия. Советско-Китайский конфликт на КВЖД 1929 года. Советско китайский конфликт на квжд.

27 мая 1929 года китайская полиция совершила рейд в помещение советского Генерального консульства в Харбине и конфисковала некоторые документы. Под предлогом того, что в консульстве проходило собрание работников Коминтерна, было арестовано 80 человек, в том числе 42 работника консульства.

«Мы свою КВЖД никому не отдадим»

Конфликт вокруг Китайско-Восточной железной дороги, вспыхнувший в 1929 году из-за желания Китая получить полный контроль над магистралью, закончился возвращением к статус-кво.

«Летом 1929 года сибирский военный Климент Ворошилов докладывал о положении в Маньчжурии. В 1920-х годах ситуация на восточной границе Китая, которая после проблем Первой мировой и Гражданской войн находилась в совместных руках Китая и СССР, дошла до такой степени, что впервые после окончания внутренней войны в России разразилась настоящая война.

КВЖД в новых условиях

Построенная на рубеже веков железная дорога, которая пересекла Китай и соединила Дальний Восток России с остальной частью страны посредством Транссибирской магистрали, всегда играла важную стратегическую роль. Несмотря на потерю части магистрали в результате русско-японской войны, ССВ была одним из немногих способов поддержки империи союзниками во время Первой мировой войны. До революции товары перевозились в европейскую часть страны, после чего железная дорога стала одним из центров борьбы между сторонами гражданской войны и вовлеченными в нее странами.

1.jpg

Осенью 1917 года на железнодорожных станциях появились местные советы, но просуществовали они недолго. Уже в следующем году в Харбин по приглашению бывшего начальника железной дороги Дмитрия Хорвата пришли войска китайского военачальника Чжан Цзолиня. Во время гражданской войны ЦЭР контролировался белыми войсками, китайскими и японскими силами, а его местоположение контролировал Межсиндикалистский железнодорожный комитет. До установления дипломатических отношений между Китайской Республикой и Советской Россией статус магистрали не был урегулирован: на контроль над ней претендовали белогвардейцы, китайцы и японцы. Ситуация изменилась только в 1922 году с окончанием гражданской войны. Однако в Маньчжурии, особенно в Харбине, было еще много противников большевиков, а железнодорожные рабочие были сплошь русскими.

В 1924 году СССР, Китайской Республике и маньчжурским военачальникам удалось достичь соглашения о статусе КВЖД. В результате ряда соглашений магистраль стала совместным советско-китайским коммерческим предприятием, а Китай получил право досрочно взять железную дорогу в управление. Большинство рабочих, «запятнавших себя» сотрудничеством с белыми или интервентами, были уволены без компенсации. На КВЖД могли работать только люди с советским или китайским гражданством, а управление ею осуществлялось совместным комитетом. Число рабочих, сократившееся во время гражданской войны, стало быстро расти после подписания соглашений 1924 года: Если в 1920 году на железной дороге работало около 16 000 человек, то через пять лет их число выросло до 25 000, более половины из которых были советскими гражданами.

2.jpg

Бывшие союзники планируют удар

Несмотря на нормализацию ситуации на КВЖД и в Маньчжурии после 1924 года, она оставалась нестабильной. Во-первых, препятствия для нормального движения поездов часто возводились белыми охранниками, бежавшими в Китай после поражения в гражданской войне. В армии милитариста Чжан Цзолина была целая русская бригада под командованием генерала Константина Нечаева, которая, помимо прочего, организовывала различные вооруженные акции на главной линии. С другой стороны, маньчжурский военачальник периодически вмешивался в нормальное функционирование КПСС и деятельность советских дипломатов, арестовывая дипломатических посланников и вторгаясь в офис миссии в Пекине. Он также прибег к отчуждению активов: контроль над дорогой мог увеличить бюджет генерала.

3.jpg

Эта враждебность была ответом северных милитаристов на поддержку СССР Гоминьдана в его борьбе за объединение страны. Советские военные эксперты участвовали в знаменитом «Северном походе» Чан Кайши и консультировали китайских офицеров, а Москва оказывала существенную материальную поддержку. Однако в 1927 году между бывшими союзниками произошел разрыв: Советский Союз поддерживал китайских коммунистов, которые были недовольны чрезмерной поддержкой «китайского Бонапарта» и боролись с ним.

К тому времени Гоминьдану удалось почти полностью объединить Китай, а сын Чжан Цзюэлана Чжан Цзюэлан отказался от борьбы с республикой и признал власть нанкинского правительства. Молодой генерал и Чан Кай-ши встретились в Пекине летом 1929 года и решили в ближайшее время взять под контроль шоссе. Для лидера Гоминьдана этот шаг означал более тесную связь между Цзюэланом и Нанкином, а для маньчжурского генерала возможная победа сулила преференции в виде доходов от эксплуатации железной дороги и повышение престижа в Китае.

4.jpg

СССР в период 20-х – 30-х годов

К концу 1920-х годов экономика СССР начала восстанавливаться после полного разрушения, вызванного ужасной гражданской войной, в ходе которой народ бывшей Российской империи с невиданной яростью уничтожил собственную страну. Индустриализация, объявленная советским правительством, позволила не только восстановить прежний промышленный потенциал, но и значительно превзойти промышленный уровень, существовавший до революции.

С восстановлением промышленных предприятий советское руководство смогло увеличить финансирование армии и флота и начать модернизацию вооруженных сил. Механизация и механизация Красной Армии прогрессировала. Впервые в мире были созданы механизированные корпуса — звенья для массированного использования новейшей техники — танков и бронемашин.

Новые виды военной техники испытывались и поступали на вооружение. Была проведена структурная перестройка, определившая курс на постепенное упразднение территориальной военной системы и переход к регулярной армии.

Конфликт на КВЖД. Предпосылки

КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога) — стратегическая железнодорожная линия, проходящая через Маньчжурию и обеспечивающая кратчайшее сообщение от Сибири до Тихоокеанского побережья (Желтое море). Он был построен в 1898-1903 годах. До 1917 года он был собственностью Российской империи, а с 1924 года его делят между собой СССР и Китай. Дорогу в основном обслуживали около 25 000 советских рабочих.

К концу 1920-х годов в Китае сложилась напряженная политическая ситуация, отмеченная гражданской войной. Страна была разделена на две части — южную, с центром в городе Кантон. Там было создано правительство Гоминьдана под руководством Сунь Ятсена. А также северная часть, столицей которой является Пекин. Здесь снова существовало отдельное правительство, зависимое от генерал-губернаторов северных провинций от реки Янцзы до советской границы. Правительство в Пекине находилось под сильным влиянием императорской Японии, которая враждебно относилась к молодому советскому государству.

В марте 1925 года, после смерти доктора Сунь Ятсена, его преемником стал генерал Чан Кайши. Он начал «Великую северную кампанию», целью которой было объединение страны. Летом 1928 года эта цель была достигнута, и столица была перенесена в город Нанкин. Новое гоминьдановское правительство было признано всеми странами, включая СССР, но Маньчжурия, через которую прошла большая часть КВЖД, находилась под властью Чжан Сюэляна. Она пыталась проводить независимую от нанкинского правительства политику, хотя формально подчинялась ему.

Интересно: Восстание Чехословацкого корпуса. История, причины, итоги

Начало конфликта на КВЖД

С 1925 года начались провокации против советских сотрудников и работников КВЖД со стороны белоэмигрантских кругов в Маньчжурии. Таким образом, эмигрантские круги пытались подорвать советское влияние в Китае и Маньчжурии. Провокаторы получали активную поддержку от Японии, а с 1928 года — от гоминьдановского правительства в Нанкине, которое было заинтересовано в захвате КВЖД и доходов от ее эксплуатации.

По настоянию Нанкина, силы Чжан Чжуэляна с конца 1928 года начали предпринимать прямые усилия по захвату КЭЛ. Проводились аресты советских чиновников, захват административных зданий и депортации. Многие работники КВЖД были арестованы и содержались в ужасающих условиях, а некоторые даже были казнены. Маньчжурские военные части и отряды белых иммигрантов занимали объекты инфраструктуры, выселяли отовсюду советский персонал и заменяли его китайскими чиновниками или белыми иммигрантами, принявшими китайское гражданство.

Началось «массовое изгнание» русских из Маньчжурии. Все ноты протеста, адресованные правительствам Нанкина и Мукдена, остались без внимания. Провокации становились все более возмутительными. Летом 1929 года китайская «гражданская администрация» начала фактическую оккупацию КВЖД. После обмена нотами протеста 20 июля 1929 года нанкинское правительство опубликовало документ о разрыве дипломатических отношений с Советским Союзом.

Хронология событий

Начальный этап

С декабря 1928 года маньчжурские власти пытались захватить КВЖД: после пропагандистской кампании в прессе, 22 декабря китайская полиция в Харбине захватила телефонную станцию КВЖД.

29 декабря флаг КВЖД, состоящий из китайского пятицветного флага вверху и советского красного флага внизу, был снят с вооружения. На его месте был поднят флаг Гоминьдана.

В начале 1929 года китайские власти потребовали, чтобы советский генеральный директор КВЖД согласовывал свои распоряжения с китайскими советниками. 2 февраля 1929 года советская сторона предложила правительству в Мукдене обсудить возникшие разногласия. Однако встреча между советским генеральным консулом в Харбине Борисом Мельниковым и Чжан Сюэляном привела к взаимным обвинениям и спорам.

27 мая 1929 года китайская полиция совершила рейд в помещение советского Генерального консульства в Харбине и конфисковала некоторые документы. Некоторые из них были наполовину сожжены. Среди конфискованных предметов были две сложные марки, использовавшиеся для запечатывания писем и посылок с пропагандистскими материалами и отправки их под видом американской и японской почты. Под предлогом того, что в консульстве проходило собрание сотрудников Коминтерна, были арестованы 80 человек, в том числе 42 сотрудника консульства.

31 мая заместитель народного комиссара Карахан вручил ноту протеста поверенному в делах Китая в Москве Ся Вэй-суну, требуя немедленного освобождения арестованных и возвращения конфискованного имущества.

1 июня некоторые из китайских дипломатов покинули Москву.

9 июля председатель правления CEL Лю Чжунхуан назначил члена правления Фань Чикуана заместителем генерального директора CEL. Лю потребовал, чтобы руководители всех основных дорожных управлений были китайцами, а все приказы советского директора заверялись подписью Фана. Когда 10 июля генеральный директор КВЖД Емшанов отказался выполнить приказ Лю, китайские власти конфисковали телеграф, по которому советские рабочие отправляли сообщения в Москву, и закрыли офисы Торгового агентства, Дальгосторга, Совторгфлота, Нефтяного и текстильного союза и штаб-квартиру профсоюза железнодорожников. Аресты советских работников в ЦИК начались под предлогом того, что они занимались коммунистической пропагандой.

11 июля Лю уволил Емшанова и всех руководителей отделов и немедленно заменил их китайцами или белыми иммигрантами, принявшими китайское гражданство. Это было сделано под предлогом того, что Емшанов и другие советские чиновники нарушали статью 6 советско-китайского соглашения 1924 года (пропаганда против китайской политической и социальной системы, планы свержения китайского правительства, уничтожение КВЖД и т.д.).

13 июля Карахан направил ноту протеста правительствам Мукдена и Нанкина. Он указал на незаконность действий китайских властей. Он также сообщил, что маньчжурские войска направляются к советской границе и что есть основания полагать, что Мукден планирует отправить отряды белогвардейцев на советскую территорию. В связи с этим СССР выразил решительный протест и указал китайской стороне на крайнюю серьезность ситуации. В нем также выражалась готовность советской стороны разрешить конфликт мирным путем, если советские граждане будут освобождены и противоправные действия прекратятся. В противном случае Китай столкнется с серьезными последствиями.

Хабаровский протокол

Чжан Сюэлян был готов подписать мир на советских условиях через 48 часов после начала вторжения. 19 ноября поверенный в делах Цай Юншэн направил телеграмму А. Симоновскому, представителю Наркоминдела в Хабаровске, в которой сообщил, что два бывших сотрудника советского консульства в Харбине отправятся на погранично-гродековский фронт, и попросил о встрече. 21 ноября двое русских — Кокорин, который был направлен в немецкое консульство в Харбине для оказания помощи советским гражданам после разрыва дипломатических отношений с Китаем, и Нечаев, бывший переводчик КЕЛ, — перешли на советскую сторону в районе станции Пограничная вместе с китайским полковником. Кокорин передал советским властям сообщение Цай Юншэна о том, что он уполномочен правительствами Мукдена и Нанкина немедленно начать мирные переговоры, и попросил СССР назначить официальное лицо для встречи с ним.

22 ноября Шимановский передал им ответ советского правительства, и три посланника вернулись в Харбин. В ответной телеграмме говорилось, что СССР готов к мирному урегулированию конфликта, но считает невозможным начать переговоры на условиях, объявленных 29 августа через МИД Германии, до тех пор, пока Китай не признает статус-кво анте в соответствии с Пекинским и Мукденским соглашениями 1924 года, не восстановит в должности начальника советской железной дороги и не освободит всех арестованных. Как только СССР получит подтверждение, что эти условия выполнены, все китайские заключенные, арестованные в связи с конфликтом на МЭЛ, также будут освобождены, а советская сторона примет участие в мирной конференции. Чжан Сюэлян согласился — его ответ был получен Народным комиссариатом 27 ноября. Литвинов ответил в тот же день, попросив Чжан Сюэляна направить своего представителя в Хабаровск.

3 декабря 1929 года Цай Юншэн и Симановский подписали предварительный контракт. 5 декабря Чжан Сюэлян подтвердил телеграммой, что согласен на его условия. 13 декабря Цай Юншэн прибыл в Хабаровск. Было объявлено, что полномочия Лю Чжунхуа на посту председателя CEL истекают 7 декабря. Шимановский объявил, что советское правительство назначит Юлия Рудого генеральным директором дороги. 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, который вновь признал КВЖД совместной советско-китайской операцией. Руди вступил в должность 30 декабря.

Последствия

После подписания Хабаровского протокола все военнопленные и пленные, взятые в связи с конфликтом на КВЖД, были освобождены, а советские войска выведены с территории Китая. Последняя группа вернулась в СССР 25 декабря 1929 года. Вскоре нормальная работа CEL была восстановлена.

Одной из целей советской стороны в этой войне было убедить местное население в том, что Советский Союз является другом китайцев. Военнопленных, привезенных в Читу, хорошо кормили, среди них работали опытные гражданские рабочие, которые подстрекали китайских солдат в пользу советской власти. На казармах были нарисованы лозунги на китайском языке «Мы и Красная Армия — братья!». В лагере издавалась стенгазета под названием «Красный китайский солдат». Всего через два дня 27 китайских военнопленных подали заявления о вступлении в комсомол, а 1 240 — о желании остаться в Советском Союзе.

В 1931 году Маньчжурия была окончательно оккупирована Японией. После многих проблем в дорожном секторе, в 1935 году CER была продана Маньчжоу-Го.

Китай начинает…

С декабря 1928 года действия китайского правительства по отношению к КПК приобрели откровенно агрессивный характер. 22 декабря телефонная станция в Харбине была захвачена и передана в собственность Китая; 29 декабря на табло вместо флага КВЖД появился флаг Куоминга; а после Нового года китайская сторона стала требовать, чтобы все решения директора железной дороги согласовывались с советниками, назначенными в Нанкине.

Летчики и техники отряда гидросамолетов Дальневосточной военной флотилии, принимавшие участие в конфликте на КВЖД в 1929 году

Пилоты и техники Командования гидросамолетов Дальневосточного флота, принимавшие участие в конфликте на КВЖД в 1929 году.

После этого инциденты на улице и вокруг нее происходили регулярно. Большинство из них сопровождалось арестами советских граждан: в мае 1929 года их было более 2000 человек. 31 мая Москва потребовала освободить всех арестованных и вернуть конфискованное имущество, после чего китайские дипломаты начали покидать Советский Союз. В начале июля Нанкин перешел к открытой агрессии, конфискуя имущество КЕЛ и без разбора заменяя советских сотрудников китайскими или белыми иммигрантами под предлогом того, что советские граждане ведут антикоммунистическую пропаганду.

17 июля Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Китаем, обвинив в этом китайские власти. Через три дня Нанкин нанес ответный удар. В то время местные власти в Маньчжурии были заняты оснащением белоэмигрантов китайским и японским оружием. Ситуация достигла своего апогея. Обе стороны собрали свои силы и ждали, кто нанесет удар первым.

6 августа 1929 года Революционный военный совет СССР издал приказ о формировании Особой армии Дальнего Востока (ОАДВ) под командованием Василия Блюхера. После того, как ОДВА была отведена роль главной военной силы Советского Союза, с помощью которой Москва хотела определить состояние конфликта вокруг КПСС, надежды на мирные переговоры больше не было. Армия состояла из двух пехотных корпусов, двух пехотных дивизий, танковой и авиационной дивизий, военной флотилии для Дальнего Востока и пограничных войск. Общая численность армии едва достигала 18 тысяч человек.

Бойцы Мукденской армии возле легкой полевой пушки, 1929 год

Солдаты Мукденской армии у легкого орудия, 1929 год.

Противостоявшая им мукденская армия, а также вооруженные отряды белоэмигрантов были значительно превосходящими по численности. По данным советской разведки на 8 августа, китайские силы насчитывали около 300 000 человек, которых поддерживали около 70 000 вооруженных белоэмигрантов. Правда, все эти силы были сосредоточены в шести районах, из которых только два находились непосредственно на советско-китайской границе, а остальные четыре — на китайской восточной железнодорожной линии.

При таком неравенстве сил, которое лишь частично компенсировалось превосходством Красной Армии в подготовке и оснащении, единственной возможностью победы в прямом конфликте был упреждающий удар. Однако Советский Союз мог решиться на это только после 3 октября 1929 года, когда были восстановлены дипломатические отношения между Москвой и Лондоном. Этот шаг, в контексте эскалации конфликта вокруг Китайской Восточной железной дороги, ясно показал, что ведущие мировые державы были готовы сохранить нейтралитет или даже поддержать Советский Союз, поскольку понимали, что в противном случае им самим придется пожертвовать своими интересами в Китае.

… и проигрывает

12 октября части Дальневосточной сепаратистской армии начали Сунгарийское наступление, 30 октября — Фугдинское наступление, а 17 ноября — Маньчжурское Чжалайнорское наступление. В результате этого наступления была окружена и разгромлена крупнейшая и наиболее опасная концентрация китайских войск на северо-западе КПК, непосредственно примыкавшая к территории СССР. Поражение было сокрушительным: подразделения КПК потеряли 123 человека убитыми и около 600 ранеными, в то время как китайцы потеряли более 1500 человек.

Это соотношение относилось ко всем вооруженным столкновениям в ЦИК: советские войска потеряли 281 человека убитыми и 729 ранеными, в то время как Мукденская армия и белоэмигрантские коммандос потеряли около 2000 человек убитыми, около 1000 ранеными и более 8500 военнопленными. Этот результат резко контрастировал с планами конфликта, которые были разработаны в Нанкине. Китайская сторона уже начала настаивать на мирных переговорах 19 ноября.

Групповая фотография бойцов Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года

Групповая фотография солдат Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года.

Переговоры состоялись в Хабаровске 13 декабря и завершились девять дней спустя подписанием Хабаровского протокола. По этому соглашению Советский Союз восстановил все свои права по отношению к КПК, а Китай освободил всех заключенных советских граждан и обязался очистить Маньчжурию от всех белоэмигрантских вооруженных формирований. КВЖД оставалась в советских руках еще пять лет, пока не была продана СССР в 1935 году. К этому времени он стал полностью финансово нежизнеспособным, а возобновление провокаций сулило новый пограничный конфликт, которого Советы стремились избежать.

Предыстория

Китайско-Восточная железная дорога была построена русскими инженерами и рабочими в 1897-1903 годах. Он пересек Маньчжурию и соединил Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Железная дорога и права на проезд по КВЖД принадлежали России и эксплуатировались ее гражданами.

В 1925 году Чан Кайши был председателем партии Гоминьдан. Два года спустя, не без помощи советских военных советников, он захватил Пекин и провозгласил себя президентом Китайской Республики. В 1927 году разразилась война между Коммунистической партией Китая, идеологически близкой к СССР, и Гоминьданом.

С декабря 1928 года китайцы попытались захватить КВЖД: После пропагандистской кампании в прессе китайская полиция в Харбине 22 декабря 1928 года конфисковала телефонную станцию КВЖД.

В начале 1929 года китайские власти потребовали, чтобы приказы советского генерального директора железных дорог утверждались китайскими советниками. 2 февраля 1929 года советская сторона предложила мукденскому правительству обсудить назревающий спор. Но встреча между советским генеральным консулом в Харбине Борисом Мельниковым и Чжан Сюэляном привела к взаимным обвинениям и спору.

Весной 1929 года более 2 000 советских граждан — рабочих и служащих КВЖД, сотрудников Харбинского консульства и других — были арестованы китайскими властями. Обстреливались самолеты, в районе железнодорожной станции Пограничная были установлены мощные прожекторы. В районе Благовещенска проводились артиллерийские учения. В приграничных районах Китая началась паника — жители были уверены, что советское вторжение неизбежно.

Боевые действия

С лета 1929 года китайские части неоднократно обстреливали территорию СССР. В течение нескольких недель Советы и китайцы обменивались сообщениями, но безрезультатно (правительство в Нанкине прислушивалось к мнению немецких военных советников, которые утверждали, что СССР не в состоянии начать войну). Дальнейшие переговоры велись при посредничестве Министерства иностранных дел Германии.

6 августа 1929 года была сформирована Специальная армия Дальнего Востока (ODVA). С целью дезинформации противника командование Забайкальской группы ОДВА переименовало 62-й и 63-й полки 21-й стрелковой дивизии (таким образом, 63-й полк временно получил название «36-й стрелковый полк 12-й»), и за день до начала операции на маньчжурскую станцию был передан по телеграфу оперативный приказ «Приготовиться к движению на Хайлар». Этот приказ был доведен до сведения китайцев, и незадолго до начала операции они перебросили дивизию из Маньчжурии в Хайлар, что позволило перебросить 21-ю дивизию в Хайлар.

12 октября началась наступательная операция «Сунгари». В районе Лахасусу артиллерийский огонь Дальневосточного военного флота (командующий Я.И. Озолин) подавил батареи береговой артиллерии Китая, а советские ВВС атаковали корабли Сунгарийского речного флота. В результате воздушной атаки 5 из 11 китайских кораблей были уничтожены, а остальные отступили вверх по течению. Затем последовала высадка десанта кораблями Дальневосточного военного флота. При поддержке артиллерии войска Красной Армии 2-й пехотной дивизии захватили город и затем вернулись на советскую территорию.

С 30 октября по 3 ноября вторая фаза операции «Сунгари» — операция «Фугдин» — проходила в 60 км выше по течению реки Сунгари. 30 октября 1929 года 8 кораблей Дальневосточной военной флотилии с десантом вошли в устье реки Сунгари и уничтожили китайские корабли Сунгарийской флотилии, затем два полка 2-й стрелковой дивизии захватили город Фуцзинь (Фугдин), который удерживался там до 2 ноября 1929 года, когда он вернулся на советскую территорию.

Наступление в рамках операции «Мишаньфуса» началось в ночь на 17 ноября. Группа под командованием Д.С. Фролова перешла государственную границу, преодолела бастион Чингисхана и, пройдя более 30 километров, захватила рудник Беляно в 8 километрах южнее Маньчжурии, затем перекрыла дороги и захватила господствующие сопки к югу и западу от города; в это же время группа Стрельцова подошла к городу с севера. Кольцо окружения замкнули 106-й пехотный полк и Бурятская кавалерийская дивизия, подошедшие с востока. В результате шесть советских самолетов атаковали военные объекты в городе (были разрушены казармы и отключена радиостанция), а три самолета сбросили бомбы на крепость Любен, вызвав там пожары. Воспользовавшись замешательством противника, одна из стрелковых рот Стрельцова под артиллерийским и пулеметным огнем вошла в китайские траншеи на северной окраине города; когда советские части вошли в Залайнор, в городе царил хаос. 19 ноября Красная Армия повернула к Маньчжоули; китайские укрепления к югу и юго-западу от Залайнора были взяты за полтора часа. Утром 20 ноября войска С.С. Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили ультиматум китайским властям. Город был занят в тот же день.

Особая армия товарища Блюхера

17 июля 1929 года Советский Союз объявил, что разрывает отношения с так называемым «нанкинским правительством».

Тем временем Чан Кай-ши на заседании ЦК Гоминьдана объявил об опасности «красного империализма».

Китайцы напрягли свои мускулы, очевидно, не без влияния Запада. Западные советники заверили китайское руководство, что малочисленная и плохо вооруженная Красная Армия не осмелится выступить против китайских войск.

6 августа 1929 года была сформирована Армия Дальнего Востока под командованием Василия Блюхера. Для усиления из центральных районов были переброшены две стрелковые дивизии.

В этот период советские пограничные части почти ежедневно подвергались нападениям китайских и белогвардейских отрядов.

Численное преимущество было на стороне китайцев. Поэтому советское руководство решило действовать на упреждение и нанести удар именно тогда, когда противник собирал свои силы.

В качестве цели был выбран город Лахасусу, который служил базой для нападений на СССР. 11 октября китайские корабли на реке Сунгари попытались атаковать силы Амурской военной флотилии. Советские моряки отступили, не приняв боя.

Участники боев во время провокации на советско-китайской границе на острове Даманском на реке Уссури 2 марта 1969 года с заставы «Нижне-Михайловка»: младший сержант Юрий Козусь, рядовые Павел Ковалев, Андрей Бикузин, Василий Вишневский, Владимир Размахнин и младший сержант Юрий Бабанский.

Сокрушительный удар в лютый мороз

Ответ последовал 12 октября 1929 г. Амурская военная флотилия атаковала китайские корабли и уничтожила семь из них. После того, как были уничтожены береговые батареи, началось советское вторжение. Город Лахасусу был захвачен, и китайские части отступили с большими потерями.

30 октября была начата операция в 60 километрах выше по течению реки Сунгари. Советский десант захватил город Фудзин и полностью разгромил группировку противника в его окрестностях.

17 ноября 1929 года началась Маньчжуро-Залайнорская операция, направленная на укрепленные районы вокруг Маньчжурули и Залайнора.

Мороз был 20 градусов, но части Красной Армии уверенно действовали в этих сложных погодных условиях. Несмотря на ожесточенное сопротивление китайцев, Залайнор был взят 18 ноября. Красноармейцы обнаружили на улицах признаки панического бегства — разбитые окна, двери и брошенное имущество в большом количестве.

К рассвету 20 ноября Маньчжурия была окружена. Китайский гарнизон сдался через несколько часов.

Общие потери Красной Армии в ходе операции составили около 280 убитых и более 700 раненых. Китайцы потеряли более 2 000 убитыми и более 8 000 пленными. Среди пленных был командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян со всем своим штабом. Среди огромного количества военных трофеев оказались даже два бронепоезда.

Хабаровский протокол

Маньчжурская группировка все еще была вынуждена капитулировать, а китайское правительство уже искало контакт с Москвой.

Советский Союз объявил свои условия — восстановление советского директора в КВЖД и немедленное освобождение всех ранее заключенных советских граждан. После этого Москва согласилась возобновить переговоры по урегулированию.

22 декабря 1929 года полномочный представитель Китайской республики Цай Юаньшэнь и советский полномочный представитель НКИД агент Симановский составили в Хабаровске протокол, согласно которому статус-кво на КВЖД был восстановлен в соответствии с Пекинским и Мукденским соглашениями.

Китайские власти обязались разоружить белогвардейцев в Маньчжурии и освободить арестованных советских граждан. Соглашение предусматривало немедленное восстановление советских консульств в Маньчжурии и китайских консульств на советском Дальнем Востоке, а также возобновление работы доконфликтных советских экономических организаций в Маньчжурии и китайских торговых организаций в СССР.

25 декабря 1929 года советские части были выведены с территории Китая.

Правление Китайско-Восточной железной дороги. 1932 год.

План боевой операции

Советское Верховное командование смогло собрать на маньчжурской границе чуть менее 16 500 человек, в то время как силы Чжан Цзолиня и белогвардейцев насчитывали 370 000 человек. Конечно, эти цифры нельзя интерпретировать как противостояние всех противоборствующих сил. Китайская группа была разбросана на довольно большой территории. Однако было ясно, что победить такую армию в длительном противостоянии будет невозможно, поэтому был принят смелый план, предусматривающий быструю и неожиданную атаку.

Важную роль сыграло оружие, которого у противника не было — танки!

Осенью 1929 года Забайкальская группа войск готовилась нанести молниеносное поражение китайской Мукденской армии в Маньчжурии, Джалайноре и Джалайнорских рудниках.

Бойцы РККА на Китайско-Восточной Железной Дороге

Истребители РККА на Китайско-Восточной железной дороге.

Для этого против китайской группировки численностью 12-16 тысяч солдат Забайкальская группа имела 6091 пехотинца и 1599 кавалеристов при поддержке 88 артиллерийских орудий калибра 76,2 мм и выше, 32 самолетов, 3 бронепоездов и 9 танков Т-18.

Организационно группа состояла из следующих членов:

  • 21 Пермская стрелковая дивизия (в Чите)
  • 35 стрелковая дивизия
  • 36 Забайкальская стрелковая дивизия
  • 5 кавбригада
  • Бурят-Монгольский кавдивизион
  • отдельная танковая рота
  • 6 авиаотряд
  • 25 авиаотряд
  • 26 бомбардировочная авиаэскадрилья
  • 18 артдивизион корпусной артиллерии
  • 18 саперный батальон (в Чите)
  • 1 железнодорожная рота.

Степан Сергеевич Вострецов возглавил группу, а Василий Константинович Блюхер осуществлял общее командование ОДВА.

Пилот самолета Р-1 из авиаотряда «Дальневосточный ультиматум»

Пилот самолета P-1 авиаэскадрильи «Дальневосточный ультиматум».

Диспозиция войск на начало операции

В районе станции Джалайнор китайцы построили довольно хорошие укрепления, особенно с севера. Дорога на Абагайтуевский была покрыта тремя рядами полнопрофильных траншей, между которыми были построены хорошие укрепления с перекрытиями из рельсов и шпал и до 1 м мерзлой земли. Однако на юге укрепления были слабее, там было только две линии окопов, а в некоторых местах на востоке — только одна. Ключом ко всей позиции станция Джалайнор — шахты Джалайнор был холм 269,8, который прикрывал подходы к станции с востока. Китайцы ожидали, что танки или бронемашины будут развернуты в направлении основной атаки. Они окружили свои позиции бронированным рвом длиной 3-4 метра (глубиной до 2,5 метра). Часть артиллерии использовалась для стрельбы прямой наводкой, а пехота снабжалась снарядами в больших количествах.

Руководство РККА, со своей стороны, было готово…. как обычно. С. Вострецов недооценил противника и поэтому почти ничего не сделал для надлежащей подготовки к бою. За три месяца противостояния перед операцией не было проведено даже воздушной разведки китайских позиций, что означало, что во время боев Красная Армия наткнулась на вражеские укрепления, о наличии которых даже не подозревала. Броневой окоп считался первой линией окопов до момента атаки, поэтому у солдат не было возможности пересечь его.

С другой стороны, секретность была такой, что командиру 36-й дивизии пришлось лично бежать в степь за два часа до атаки, чтобы найти свои вагоны с боеприпасами, на которых не было отмечено место прибытия!

Подразделения взлетели в 11.00 16 ноября 1929 года и при ярком лунном свете начали движение к исходным позициям. В предыдущий день все дороги превратились в катки, а поля — в ледяные катки. Ориентация была чрезвычайно сложной, особенно потому, что командиры не имели опыта проведения ночных маршей. Подразделения, которые должны были обойти станцию Джалайнор, были частично потеряны, а батальон, находившийся в тылу колонны, отклонился от запланированного маршрута на запад и попал под губительный китайский пулеметный огонь, что привело к большим потерям. В этом подразделении погиб журналист Р. Волин.

Восстановление началось очень поздно, а когда оно было завершено, батальонам пришлось вступать в бой без передышки. Танковая рота даже не имела приказа вести бой с ходу, так как у них была только одна точка на конечном маршруте. У танков не было топлива и почти не было снарядов для пушек, а если учесть, что у трех из них не было пулеметов, то можно сказать, что половина подразделения была практически безоружна. У командира танковой роты не было карты района действий, поэтому неудивительно, что танки роты были потеряны во время ночного марша и только четыре машины достигли целевой точки.

Здесь они были заправлены бензином и получили по 40 выстрелов (всего 96).

Танк Т-18

Внимание, танки!

Наступление в районе станции Джалайнор

Согласно плану боевых действий, Т-18 должны были поддерживать действия 107-го пехотного полка. Потерянные танки не удалось найти до начала боевых действий. Около 10 часов утра 103-й полк и 5-я бригада «Краб» начали атаки на северный и юго-восточный сектора обороны станции Джелайнор.

В то же время 107 и 108 полки атаковали противника на главной линии. Так получилось, что эти части практически не имели артиллерийской поддержки, кроме полковой артиллерии. Для их поддержки Вострецов выделил танковую роту (фактически взвод). В атаке на промежуточные укрепления танки показали себя хорошо, хотя они и пытались избежать огня китайской артиллерии, они шли слишком быстро и красноармейцы не могли за ними угнаться, но цель была достигнута и укрепления у холмов №9 и «Железный» легли.

Затем, около 12.00, бронетанковое подразделение, теперь состоящее из 6 машин (две из потерянных машин, наконец, прибыли в 11.50), атаковало с импульсом главную китайскую линию в западном секторе обороны. Батальоны 107-го пехотного полка бросились следом, но танки внезапно остановились перед танковым окопом. Бойцы, у которых не было средств для их преодоления, также остановились. После десятка бесполезных выстрелов по китайцам, танки повернули на юг — к линии атаки 108-го. Несмотря на хорошую противотанковую оборону, китайцы не смогли подбить здесь ни одного Т-18, потому что их артиллеристы стреляли плохо. Появление танков не вызвало у них паники, а только удивление — китайские позиции были буквально забиты биноклями и разведчиками.

Все, что известно об оставленных танках, это то, что два из них потеряли дорогу и были загнаны в ледяное поле, пока у них не закончился бензин. Они вернулись к своей группе только вечером. Одна цистерна остановилась из-за повреждения коробки передач. Два танка попали в 106-й Сахалинский полк и, не имея боеприпасов, тем не менее, поддерживали атаку на китайские промежуточные укрепления у переправы Абгайтуй «гусеницами и устрашающим видом».

Здесь командиры танков действовали адекватно, и бойцы могли, по крайней мере, использовать их как прикрытие от снарядов. Во время боя были повреждены два танка, но к вечеру один из них был отремонтирован.

Боевые действия на следующий день также не были блестящими для танковой роты. Восемь машин поддерживали атаку 108-го полка в районе холмов «Мать и дочь». Сражение продолжалось почти три часа. Танки пытались помочь пехоте, но пока траншея не была частично разрушена, им это не удавалось. Затем нескольким машинам удалось проникнуть на китайские позиции. Один из них был поврежден снарядами, но остальные сильно обстреливали траншеи пулеметным огнем. Когда прибыла пехота, они закрепили свой успех.

Бойцы РККА с захваченными китайскими знаменами на КВЖД

Бойцы РККА с захваченными китайскими знаменами на КВЖД.

Наступление в районе станции Маньчжурия

После захвата Джалайнора пришло время занять Маньчжурскую станцию. Танки снова поддержали 109-й стрелковый полк. Семь из них остались в строю. Два не подлежали ремонту. На рассвете, после того как артиллерия была подготовлена, танки двинулись вперед, забыв о задаче прикрытия собственной пехоты. Но здесь их появление было явно неожиданным. Китайцы даже прекратили стрельбу и в изумлении уставились на странные машины.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий