Конституция России: развязка политического кризиса 1993 года. Парламентско президентский кризис 1993 года.

1993-1994: Федеральное Собрание Российской Федерации становится новым органом законодательной власти. В.Ф. Шумейко стал первым Председателем Совета Федерации, а И.П. Рыбкин — Председателем первой Государственной Думы.

Разумеется, старая Конституция СССР 1978 года Брежнева не шла ни в какое сравнение с новым российским государством. Даже с учетом поправок, внесенных в конце 1980-х и начале 1990-х годов, он не смог стать основой полностью демократической политической системы. Еще в июне 1990 года Съезд народных депутатов СССР принял решение о разработке нового Основного закона. Однако процесс подготовки затянулся: было неясно, будет ли новый договор о союзе республик бывшего СССР, как будут организованы отношения между регионами России, какие принципы лягут в основу документа и стоит ли принимать катастрофический закон в столь сложное время. Светские депутаты отправили все версии на доработку.

1.jpg

Напряженность в отношениях между Верховным Советом и президентом усилилась в ходе экономических реформ. Спорный характер экономических реформ, ослабление центральной власти и социальная нестабильность (мягко говоря) создали питательную среду для различных идей и, что более важно, способствовали личным амбициям политических деятелей. Ельцин хотел проводить реформы и иметь для этого далеко идущие полномочия, в то время как светские депутаты не хотели, чтобы реформы шли бесконтрольно в их сторону.

Торг

Так началась «война изменений», а точнее, конституционных проектов. В 1993 году существовало уже двенадцать вариантов: проект Христианско-демократической партии, проект конституционных демократов, два коммунистических проекта (с предложением сохранить Советскую Социалистическую Республику)… Однако самые важные планы были предложены Конституционной комиссией Верховного Совета и Конституционным советом при президенте Ельцине. Они были во многом схожи (проект Президента повторял некоторые положения проекта Конституционной комиссии), но расходились по самому важному вопросу: вопросу о власти.

Проект Конституционной комиссии (руководитель работы — депутат, юрист О. Румянцев) предлагал конституцию смешанной парламентско-президентской демократии, в которой президент и парламент имеют примерно равные полномочия. Таким образом, два политических института не доминируют друг над другом, а уравновешивают влияние оппонента в конфликтных ситуациях. Президентский проект, с другой стороны, предлагал создание президентской демократии с президентскими полномочиями, которых нет ни у одной другой президентской демократии в мире (также называемой «суперпрезидентской демократией»). В этой системе парламент — фактически законодательный орган, а не законодательное собрание — обречен в случае конфликта, а президент имеет возможность влиять на все ветви власти.

2.jpg

Несмотря на некоторые предварительные попытки и призывы, президент и парламент не смогли договориться об общем плане. Конституционный вопрос был самой важной причиной трагической эскалации кризиса. Борис Ельцин показал себя бескомпромиссным политиком, готовым открыто нарушать конституционные нормы. Он отклонил предложение Р.И. Хасбулатова (председателя Верховного Совета) о вынесении на референдум трех вариантов конституции (ельцинского, парламентского и коммунистического) и начал подготовку к роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Историки до сих пор спорят о том, кто несет ответственность за насильственное разрешение конфликта, гибель не менее пятидесяти человек и государственный переворот. Одни обвиняют амбициозного Ельцина, другие указывают на депутатов, которые «не оставили президенту выбора». В любом случае, основные факты драмы хорошо известны. При поддержке Министерства внутренних дел и подмосковных управлений (которые впоследствии штурмовали парламент) Ельцин 21 сентября 1993 года издал Указ № 1400, приостанавливающий работу Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Поскольку этот указ нарушал конституцию, депутаты (справедливо) объявили его незаконным и продолжили свою работу. Двойное правление продолжалось до 4 октября: Стороны не признавали легитимность действий друг друга. После штурма советского парламента и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна сила — победил Борис Ельцин.

3.jpg

Проект Конституционной комиссии был отклонен. Окружение президента и отдельные эксперты спешно доработали план президента. Возможно, именно в этот момент в статью 81 было включено положение о двух президентских сроках подряд (в проекте Конституционного комитета Верховного Совета этого слова не было). По словам О. Румянцева, его поднесли Ельцину на блюдечке с голубой каемочкой А. Собчак и С. Шахрай. Шахрай приписал это слово себе: «Я не помню, почему я написал «подряд», оно просто пришло мне в голову». Секретарь Конституционного совета А. Котенков в общих чертах сказал, что Ельцин сам предложил написать слово «подряд».

Принятие

На этом этапе уже невозможно было дорабатывать его, вносить предложения и возражать против отдельных статей. Альтернативных планов проведения референдума не было. Президент сам организовал голосование, нарушив тем самым закон «О референдуме» и действующую конституцию, согласно которой голосование по новой конституции является задачей Съезда народных депутатов.

Пропрезидентские СМИ изо всех сил старались убедить людей проголосовать «за», в противном случае вещатели и издания угрожали хаосом, гражданской войной и распадом России. Ельцин угрожал такой же ситуацией в своих выступлениях перед народом. По мнению исследователей А. Собянина и В. Суховольского, регулярного обсуждения плана в СМИ и свободной кампании «против» не было.

«За» проголосовали 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании 12 декабря 1993 года. Однако из общего числа избирателей, имеющих право голоса (106,1 млн.), на избирательные участки пришли только 58,1 млн. человек, или менее 55%. Таким образом, только около 30 % избирателей проголосовали за конституцию Ельцина. В 32 регионах большинство проголосовало «нет», а в некоторых регионах голосование не проводилось (Татарстан) или не проводилось вообще (Чечня). И все же конституция вступила в силу 25 декабря.

5.jpg

6.jpg

Также было много вопросов о процедуре голосования: Почти везде подсчет голосов проводился рабочими группами, созданными региональными администрациями, а ЦИК никому не предоставляла сводные таблицы результатов, поэтому никто не мог проверить подсчеты и возразить с таблицами в руках. Более того, 30 ноября ЦИК приняла решение уничтожить избирательные протоколы после референдума, что уже было сделано в апреле 1994 года. Совпадение?

1993

Референдум о доверии президенту и Верховному Совету, вошедший в историю как «да, да, нет, да», показался обеим сторонам относительно мирным способом разрешения конфликта. К этому времени, в декабре 1992 года, конституционный кризис продолжался уже несколько месяцев. Егор Гайдар не был утвержден в качестве премьер-министра на седьмом внеочередном съезде, и его место занял Виктор Черномырдин. Тогда депутаты приняли решение о проведении общенационального референдума 25 апреля.

Как прошел референдум 25 апреля 1993 года

За месяц до референдума, 28 марта 1993 года, внеочередной Съезд народных депутатов в Москве принял проект резолюции, призывающий к проведению досрочных президентских выборов. За голосование по импичменту Бориса Ельцина проголосовали 617 депутатов при необходимых 689 голосах. «Когда импичмент провалился, сами депутаты вздохнули с облегчением. Это дало толчок к проведению референдума, — вспоминает Сергей Шахрай (вице-премьер 1993 года), — У каждой стороны была иллюзия, что это путь к победе, главное, чтобы люди шли на избирательные участки, а не на баррикады. После длительных разногласий по поводу формулировки, граждан попросили ответить на четыре вопроса: о доверии к президенту и правительству, о необходимости досрочных президентских и парламентских выборов. Команда Бориса Ельцина разработала и распространила знаменитый слоган «Да, да, нет, да», который был использован для проведения кампании, которая сегодня считается первой комплексной политической рекламной кампанией в России.

Однако референдум не смог разрешить кризис. Хотя граждане формально ответили на все четыре вопроса именно так, как было предложено президентской командой, за досрочные выборы членов парламента проголосовали не 50% избирателей. Не было смысла начинать процедуру импичмента после референдума, но у Ельцина не было законных средств для роспуска Верховного Совета. Поэтому в октябре 1993 года он был вынужден сделать это силой.

Игорь Минтусов, политолог, руководитель Центра политического консультирования «Никколо М» с 1992 года.

Создание фракции «Да, да, нет, да» было важным коммуникационным решением, которым мы гордимся. Она пришла из области рекламы — не для того, чтобы разъяснить содержание вопросов, а чтобы закрепить их в сознании населения: приди и проголосуй так, если ты любишь президента.

Лев Пономарев, 1993 год, депутат Верховного Совета

«Ночные волки» под руководством Хирурга (он же Хирург Александр Залдостанов, президент ассоциации мотоциклистов «Ночные волки» и кавалер ордена Почета 2013 года), который сейчас поддерживает Владимира Путина, раньше агитировал за группу Бориса Ельцина.

Первомайский марш 1993 года был не первой массовой демонстрацией оппозиции в 1992-93 годах, на которой произошли столкновения с полицией, но он стал прологом к октябрьскому противостоянию, как говорят сегодня его участники. Демонстрация не следовала сценарию с самого начала. Накануне организаторы получили уведомление от мэрии Москвы о том, что в этот раз власти не готовы разрешить обычный маршрут от Калужской площади до Манежа. Как вспоминает один из организаторов демонстрации, председатель «Рабочей России» Виктор Анпилов, мэрия предложила ограничить маршрут Крымским мостом, что было неприемлемо для оппозиции. По его словам, утром 1 мая в Крымской долине уже находились милицейские линии с ОМОНом и конной милицией. «Они планировали предотвратить штурм Кремля», — добавляет Анпилов. По какой-то причине власти тогда, как и сейчас, считали, что демонстранты непременно пойдут на штурм Кремля. Основная часть демонстрации прошла по маршруту, который даже не был согласован с мэрией — по Ленинскому проспекту до Воробьевых гор, чтобы провести митинг на смотровой площадке МГУ. Когда полиция узнала о планах демонстрантов, она также начала перегруппировку, чтобы предотвратить марш по несанкционированному маршруту. ОМОН установил баррикады на подступах к площади Гагарина. Именно здесь произошли беспорядки.

Как работало конституционное совещание

На встрече 5 июня Борис Ельцин подчеркнул, что страна не может развиваться при сохранении советской конституции, и наметил поэтапную процедуру принятия новой конституции: сначала должен быть согласован основной закон, затем представители субъектов федерации должны парафировать этот проект, и, наконец, субъекты федерации должны предложить Конгрессу принять согласованный проект конституции в полном объеме. Высказывания Бориса Ельцина о необходимости отказа от советской конституции вызвали возмущение некоторых депутатов Верховного Совета во главе с его председателем. Затем Руслан Хасбулатов попытался выступить с речью. В зале поднялась суматоха, Председателя Верховного Совета долго не пускали на трибуну, а когда он наконец вышел и начал говорить, сторонники Председателя стали свистеть, топать ногами и топтать его слова. После того, как Председатель Верховного Совета пришел к выводу, что сессия не способна решить серьезные вопросы, он покинул зал, и делегаты последовали за ним. В общей сложности от 100 до 150 делегатов покинули зал. Именно в этот момент произошел самый скандальный момент дня: то ли когда г-н Хасбулатов пытался покинуть зал, то ли когда охрана пыталась прорваться на трибуну, из зала вывели члена Российской коммунистической рабочей партии, народного депутата Юрия Слободкина. Удаление депутата было остановлено только криками Бориса Ельцина, вспоминает г-н Слободкин, но когда охранники наконец отпустили его, с ноги депутата упал ботинок. «Я поднял ботинок над головой и крикнул: «Борис Николаевич, это ваша демократия!». После этого мы поехали в Верховный Совет», — вспоминает бывший депутат. По словам бывшего генерального прокурора Валентина Степанкова, с первого дня работы Конституционного совета было ясно, что работать и вести конструктивную дискуссию в такой большой аудитории невозможно, поэтому основная работа над Конституцией велась в рабочих группах. Первый этап работы Конституционной конференции был завершен 12 июля 1993 года подписанием согласованного документа большинством делегатов.

Валентин Степанков, Генеральный прокурор Российской Федерации в 1993 году

Даже если она была поспешной, даже если большинство людей не читали конституцию и голосовали за нее бездумно, это было возвращение к верховенству закона. Это была попытка вернуться к цивилизованному состоянию. Хотя были разные пути развития — можно было заморозить ситуацию, не иметь парламента в течение одного-двух лет.

Юрий Слободкин, 1993 г. Депутат Верховного Совета

С 1992 года, когда Конституция, принятая в 1978 году, уже была российской, Съезд народных депутатов внес многочисленные поправки в главу о правах и свободах человека. Поэтому, когда Ельцин поднял вопрос о конституционности, мы были возмущены и кричали: «Позор! Позор!». Борису Ельцину нужен был предлог для его мер по радикальному изменению государственного строя. А конституция 1978 года признала Конгресс, а не президента, высшим органом власти в стране. Во время выступления Ельцина зал был настолько взволнован, что он не смог произнести ни одного предложения. Наконец Хасбулатов отдал честь и покинул мраморный зал Кремля. Мы последовали за ним.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий