Цусимское сражение. Кто руководил эскадрой в цусимском сражении.

В качестве причин инцидента были названы технические и материальные недостатки флота, устаревшее артиллерийское вооружение, низкое качество ракет, отсутствие средств управления пуском и негативная роль Рожественского.

Цусимское сражение: последний аккорд Русско-японской войны

Амбициозная попытка Российской империи изменить ход морской войны закончилась грандиозным провалом.

«Офицеры, начавшие кампанию, прекрасно знали, что средств борьбы недостаточно, и они докладывали, умоляли и требовали. В лучшем случае им были предоставлены неадекватные средства, в худшем — вообще никаких», — отмечали морские офицеры в своих отчетах после окончания Русско-японской войны в 1907 г. Проблемы были признаны только после события — осенью 1904 г., когда Вторая Тихоокеанская эскадра вышла из своих портов в дальнее плавание на Дальний Восток, эти проблемы не были учтены (или их просто не хотели учитывать), что привело к катастрофе в Чушимском проливе.

Подготовка к походу в Тихий океан

Война на Дальнем Востоке, начавшаяся в феврале 1904 года, почти сразу показала неспособность русского флота противостоять противнику в этом регионе: В сражении при Чемульпо Тихоокеанский флот потерял крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кораец», а летом 1904 года русские корабли потерпели поражение и в битве в Желтом море. Действия военно-морских сил ограничивались обороной портов (особенно Порт-Артура) и крейсерскими операциями против коммуникационных линий противника, которые также не принесли желаемого успеха. С самого начала войны инициатива находилась в руках японского флота.

1.jpg

Линкор «Цесаревич» после битвы в Желтом море. (commons.wikimedia.org)

В этих условиях Санкт-Петербург уже через несколько недель после начала войны начал планировать перевод некоторых кораблей с Балтики на Дальний Восток. В конце февраля Россия начала формировать Вторую Тихоокеанскую эскадру, командующим которой был назначен Зиновий Рожественский, бывший начальник Главного штаба ВМФ. Эскадра состояла из 8 боевых кораблей эскадры, 4 крейсеров первого класса, 2 крейсеров второго класса и 8 эсминцев, поддерживаемых вспомогательными кораблями. Некоторые корабли только что вышли из верфи, и их экипажи состояли из остатков, что вызывало сомнения в профессионализме команд кораблей.

По мнению военно-морского командования, усиление российского флота на Дальнем Востоке должно было стать поворотным моментом в войне: Объединенные силы могли использовать свою огневую мощь, снять блокаду Порт-Артура и занять доминирующее положение на море.

Крейсер «Паллада» в Порт-Артуре.

Эскадра отплыла из Ливавы 2 октября 1904 года. Ей предстояло совершить сложнейший переход через тысячи миль. Войска Рожественского должны были достичь театра военных действий на Дальнем Востоке в марте 1905 года.

Дорога к катастрофе

Почти с самого начала амбициозный переход столкнулся с большими трудностями, как техническими, так и политическими. Всего через несколько дней после запуска, 8 октября, российские корабли в Северном море открыли огонь по британским рыболовецким судам, которые по неизвестным причинам были приняты за японские эсминцы. Это событие обострило отношения между Лондоном и Санкт-Петербургом, но, к счастью для Санкт-Петербурга, привело к временной задержке части эскадры в испанском порту Виго.

3.jpg

С этого момента силы Рожественского были разделены. Одна часть путешествовала вокруг африканского побережья, а другая — через Суэцкий канал. В декабре 1904 года флагманский корабль адмирала находился на Мадагаскаре. Здесь первоначальные планы эскадрильи были пересмотрены в связи с серьезным изменением военной ситуации: 20 декабря Порт-Артур капитулировал перед японцами, и Первая Тихоокеанская эскадра прекратила свое существование. Поэтому по прибытии в этот район Санкт-Петербург приказал Рожественскому плыть во Владивосток.

Переход был сопряжен со многими трудностями: Экипажи часто сталкивались с нехваткой продовольствия и медикаментов. Двигатели были изношены, а техническое состояние многих кораблей оставляло желать лучшего. То же самое касалось и боевой подготовки экипажей: Учения, проведенные на Мадагаскаре зимой 1905 года, оказались неудовлетворительными. Мало кто верил в успех, а один британский адмирал даже заметил, что «Рожественский ведет свою эскадру с чувством человека, идущего на свои похороны».

Эскадра во время похода.

В феврале 1905 года для поддержки сил Рожественского из состава Балтийского флота была сформирована Третья Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Николая Небогатова, состоявшая из устаревших кораблей и призванная хотя бы несколько смягчить потери кораблей в Порт-Артуре перед решающими столкновениями с японским флотом. Эскадрильи воссоединились вблизи Индокитая в конце апреля 1905 года, прежде чем отправиться в свое последнее плавание.

44 против 9

Зиновий Петрович Рожественский

Зиновий Петрович Рожественский

Причины поражения и исход битвы по-разному оцениваются в вымышленных произведениях. Советский военно-морской писатель Алексей Новиков-Прибой получил доступ к архивным документам и тщательно изучил их, чтобы написать свой magnum opus — историческую эпопею «Цусима». В романе он сосредоточился на недостатках в организации и боевой подготовке эскадрильи. По мнению автора, почти с самого начала у вице-адмирала Рожественского не было шансов выполнить задачу, поставленную Николаем II: подавить японский флот и перерезать линии снабжения японской армии в Маньчжурии. 2-я Тихоокеанская эскадра состояла из разрозненных кораблей — устаревших, медленных кораблей береговой обороны в дополнение к четырем лучшим линкорам. Попытки командующего научить громоздкую армаду маневрировать и вести точный огонь не увенчались успехом.

У японцев также было всего четыре линкора, но у них также было восемь передовых крейсеров, уступавших артиллерийским кораблям. А когда дело дошло до эсминцев, все выглядело довольно мрачно — 44 японских против 9 русских. В результате артиллерийские возможности противоборствующих сторон значительно отличались: в минуту русский флот сбрасывал 19 366 килограммов смертоносного металла, а противник — в 2,5 раза больше.

На волне

Японцы широко использовали радиосвязь. 27 мая 1905 года в 04:45 утра японское разведывательное судно «Синано-мару» первым заметило русскую эскадру. По радио был передан кодированный сигнал: «Вижу противника в точке 456». Как было замечено в Токио, это было первое использование радио в реальных военных действиях на море.

На наших кораблях тоже были рации, но Рожественский предпочитал радистов. Самое мощное оборудование было на крейсере «Урал». Его командир, увидев «Синано-Мару», предложил Рожественскому мощным импульсом выбить японское сообщение.

Конечно, эскадра была бы обнаружена в любом случае, но даже небольшая задержка, даже в густом тумане, могла увеличить шансы на проникновение. Но адмирал запретил вмешиваться в разговоры японских разведчиков. Историки считают причины этого решения одной из величайших загадок битвы.

Шальная «шимоза»

Большинство экспертов в Токио считают, что победа была обеспечена подготовкой и техническим превосходством моряков. Экипаж «Адмирала Того» развивал скорость более 15 узлов, а русский экипаж — 9, максимум 11 узлов. Он также имел большое преимущество в огневой мощи.

Более того, исследователи считают, что японские артиллеристы на Чушиме были в три раза быстрее и точнее русских. Кроме того, эффективной оказалась «симоза» — начинка из разрывных снарядов, в которую Того впечатала себя.

Профессор Масачика Шимозе разработал это взрывчатое вещество на основе пикриновой кислоты. Эти снаряды взрывались при малейшем ударе, даже когда попадали в воду. Взрывчатка произвела более трех тысяч осколков и облака газа, которые задохнулись при температуре в три тысячи градусов Цельсия. Из-за такой температуры на палубах вспыхивали пожары. Боеприпасы Shimoza не могли пробить основную броню, но Togo компенсировал этот недостаток интенсивностью своего точного огня. Броненосец «Суворов» получил более ста попаданий в первые 15 минут. Шимоза превратил его в огромный костер.

Отечественные танковые снаряды со слабой взрывчаткой и запаздывающими взрывателями наносили японцам мало урона — иногда они вообще не взрывались. «Русские проиграли в тактике и технике, но не в боевом духе, — пишет историк Масатака Исэ, — большинство их кораблей сражались насмерть, только пять кораблей подняли белый флаг».

Сложности в достижении цели

9 октября произошел печальный инцидент. В этот день британские траулеры, занимавшиеся мирным делом — рыбной ловлей, были обстреляны российскими кораблями в Северном море. Эти корабли были приняты за японские эсминцы. Инцидент с чайкой вызвал серьезные проблемы, поскольку обеспокоил британское правительство. Он потребовал, чтобы эскадра оставалась в порту Виго в Испании. Дело было передано в Арбитражный суд в Гааге. Согласно постановлению, российские власти должны выплатить компенсацию в размере 65 000 фунтов стерлингов.

Военные корабли

Русская эскадра прибыла на Мадагаскар 15.12.1904 года, но к тому времени Порт-Артур был уже обречен. 20.12.1904 года состоялся военный совет, на котором начальник Квантунского крепостного района адъютант А.М. Стессель решил открыть переговоры с японцами. Целью была капитуляция Порт-Артура.

Крепость сдалась через три дня. Таким образом, цель, поставленная перед 2-й Тихоокеанской эскадрой, была уже недостижима. Правительство отказалось вернуть корабли на базу. 3-я Тихоокеанская эскадра под руководством контр-адмирала И. И. Небогатов отправился поддержать Рожественского. Он состоял из бронированных боевых кораблей устаревшего типа, использовавшихся для береговой обороны. Сначала Рожественский отверг их, но теперь ему пришлось ввести в строй линкоры.

03.03.1905 года эскадра покинула воды Мадагаскара и взяла курс на Индокитай. Движению мешали частые поломки кораблей — страдали не только механизмы, но и котельные установки и системы управления. Поэтому из Рожественского в столицу отправлялись телеграммы. В них он пытался доказать правительству, что корабли должны вернуться на Балтику. В этих обстоятельствах ему пришлось остановить продвижение эскадры. Корабли стояли на якоре в водах у побережья Вьетнама, ожидая подхода третьей эскадры.

Командующий надеялся, что Николай II согласится на вывод кораблей. Однако император не мог согласиться на это, так как уход эскадры означал бы еще одну неудачу, которая нанесла бы ущерб репутации государства и усилила бы волнения против правительства в России.

Корабли двух эскадр были объединены 26.04.1905 года:

  • броненосцы эскадренного типа (8 ед.);
  • броненосцы береговых оборонительных действий (3 ед.);
  • крейсера 1-го ранга (5 ед.);
  • крейсера 2-го ранга (3 ед.);
  • крейсер вспомогательного типа (1 ед.);
  • миноносцы (9 ед.);
  • транспортные суда (4 ед.);
  • буксирные пароходы (2 ед.).

Силы противника

Бронепалубные корабли имели значительные недостатки в бронировании. По уровню бронирования они значительно уступали кораблям японского флота. Японцы также имели преимущества в боевом опыте. Кроме того, после захвата Порт-Артура японское командование инициировало программу обучения экипажа и внедрило новые эффективные системы управления огнем.

Достижение Корейского пролива и соотношение сил перед битвой

Из вод у побережья Французского Индокитая русские корабли 01.05.1905 года вышли из Рожественского и направились во Владивосток, для чего необходимо было пересечь один из проливов — Корейский, Сунгарский или Лаперуза. Однако эскадрилья вновь столкнулась с проблемой ограниченного количества топлива, поэтому командир принял решение пересечь Корейский пролив. Рожественский считался с возможными потерями, но предполагал, что большинство кораблей успешно дойдут до места назначения.

По приказу Рожественского 08.05.1905 года вспомогательные крейсера были отправлены в Желтое море и воды Тихого океана. Задачей кораблей «Днепр», «Рион», «Кубань» и «Терек» было отвлечь внимание противника, чтобы вся эскадра могла быстро пройти мимо. Однако командование японского флота никак не отреагировало на эти маневры.

Японские корабли сосредоточились в водах Корейского пролива. Японское командование направило 1-ю и 2-ю эскадры в гавань Мозамбика, а 3-ю эскадру — в бухту Одзаки. Противник допускал три возможные ситуации:

  • боевые действия начнутся, а русский флот будет опираться на базу во Владивостоке;
  • русские уйдут в Южно-Китайское море, чтобы вытеснить японский флот и оттуда, и из Желтого моря;
  • Тихоокеанские эскадры постараются захватить опорный пункт на японском острове и начнут там строить базу для дальнейшей войны.

В то же время японские военно-морские силы находились в очень выгодном положении. Не имело значения, куда будут двигаться русские эскадры. Японский флот мог легко перекрыть их курс.

Достижение Корейского пролива

Рожественский знает, что положение русского флота незащищенное и что японцы ожидают нападения. Поэтому неудивительно, что 14.05.1905 года вспомогательный крейсер «Синано-Мару» предал госпитальное судно «Орел», а затем и позиции всей русской эскадры.

По приказу Рощевенского линкоры были разделены на три группы по 4 корабля в каждой. Крейсера были разделены на две группы — крейсера и разведчики. Задача эсминцев заключалась в охране линкоров и транспортных кораблей. В 8 часов утра экипаж госпитального судна «Урал» сообщил о приближении японских крейсеров. К 9 часам утра русская эскадра уже закончила формирование движущейся колонны. Впереди шла 1-я броневая дивизия с броненосным крейсером «Князь Суворов». Рожественский набросился на него. Затем подошла 2-я группа линкоров, в которую входил линкор «Ослябя». Третью группу возглавил император Николай I.

Японские корабли были разделены на 8 секций. Первые два были образованы военными кораблями. У японского командования был план, согласно которому оно должно было вывести флагманы из боя сильным огнем, тем самым лишив их контроля над всей эскадрой. Однако Рожественский предпочитал реагировать на ситуацию, когда двигался более сильный противник.

Во второй половине дня Рожественский попытался развернуть корабли во фронтальный строй. Этому способствовал туман, покрывавший море. Однако туман вскоре рассеялся, и приказ не был выполнен.

Японские корабли

Во время продвижения через Корейский пролив русские корабли заметили японскую оперативную группу по правому борту. Они попытались пересечь трассу. Ожидая атаки на левую колонну, Рожественский выстроил корабли в одну колонну с одним рулем. Но Того не рассчитал маневр, и поэтому его корабли на большой скорости прошли мимо флагмана русской эскадры на расстоянии 70 витков. Рискуя попасть под сильный огонь российских военных кораблей, Того все же отдает приказ повернуть назад. Корабли разворачиваются и готовятся атаковать российские корабли.

Важный события 27 мая 1905 года

Опасаясь захвата флагманского корабля, Рожественский берет курс параллельно движению вражеских кораблей. Японские оперативные группы открывают огонь по линкорам «Князь Суворов» и «Ослябя». Российский флот пытается уничтожить вражеский флагманский корабль «Микаса». Однако из-за плохой подготовки русских артиллеристов им не удалось сконцентрироваться на одной цели, и огонь был рассеянным.

В этот момент 2-й и 3-й отряды флота Рожественского не принимали участия в сражении, так как оказались в ловушке собственных кораблей. Хотя «Микаса» получил значительные повреждения, 100 членов экипажа погибли. Потери русского флота были еще больше. Линкор «Ослябя» и его командир В.И. Бэр были потоплены. Князь Суворов также был поврежден, что вывело его из строя. Раненый адмирал Рожественский и командир линкора были найдены на эсминце «Буйный». И уже в 19:20 «Князь Суворов» был потоплен. Линкор «Император Александр III» пытался проследовать в сторону Владивостока, но был атакован 12 кораблями противника.

Военные события

Туман внес коррективы в ход сражения. Бой время от времени прерывался, но русская эскадра не могла прорваться. Обстрел прекратился только в 19:12. В этот день русский флот недосчитался трех линкоров нового поколения — «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Бородино». Флагманский корабль «Ослябя» был потоплен вместе со вспомогательным крейсером «Урал» и транспортной лабораторией «Камчатка».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий