Атлантическая кампания подводных лодок Первой мировой войны — Atlantic U-boat campaign of World War I. Подводная война первой мировой войны.

В апреле «Хизер» был атакован U-52 и получил серьезные повреждения; подводная лодка осталась невредимой. А через несколько дней «Тюльпан» был потоплен U-62, у командира которой появление «Тюльпана» вызвало подозрение. 27

Подводные лодки

Первые проекты подводных лодок появились еще в 17 веке. Это были герметичные бочки с экипажем внутри и цистернами, заполненными водой — балластными цистернами. Чтобы спуститься, подводная лодка должна была затопить резервуары и выпустить из них воду на поверхность. Основной проблемой был двигатель и силовая установка.

Первые изобретатели «скрытой лодки» предлагали различные плавники, весла и архимедовы катушки, приводимые в движение мускульной силой. 6 сентября 1776 года, во время Войны за независимость США, американский солдат Эзра Ли проплыл по реке Гудзон и устью Ист-Ривер на подводной лодке «Черепаха», сконструированной инженером Д. Бушнеллом. Лодка приводилась в движение вручную Ли, который вращал пропеллер в форме Архимедовой спирали. Вооружение «Черепахи» состояло из мощной мины, которая должна была быть прикреплена к корпусу флагманского корабля «Орел» и закреплена с помощью бура. Идея провалилась: корпус корабля был обшит медью, и яйцеобразное судно раскачивалось течениями. К счастью, обошлось без жертв.

Подводная лодка «Черепаха»

Почти два столетия подводные лодки были забыты как оружие войны. Однако проблема движителей для подводных лодок очень сложна: и паровой двигатель, и двигатель внутреннего сгорания требуют атмосферного кислорода и выхлопных труб, поэтому нужно было ждать разработки «правильных» движителей. Например, великий изобретатель Р. Фултон, «отец» парохода, продемонстрировал боевые качества подводной лодки «Наутилус», взорвав цель с помощью тяговой мины в 1800 году. Его «Наутилус» передвигался по воде с помощью паруса, а при погружении в воду приводился в движение педалями, как велосипед.

Когда субмарина находилась в море, она приводилась в движение двигателем внутреннего сгорания, когда погружалась — электродвигателями. В двух войнах XX века немецкие подводные лодки почти поставили на колени «владычицу морей» — Англию.

Вооружение подводных лодок следует рассмотреть отдельно. Поначалу никто не верил, что «секретная» подводная лодка способна на большее, чем таранить вражеские корабли из воды.

Подводная лодка конструкции русского инженера К. А. Шильдера

Подводная лодка была разработана русским инженером К. А. Шильдером, имела велосипедный ход

Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основателей научной фантастики Жюль Верн оснастил свой «Наутилус» только тараном, который одни переводчики прикрепили к носу, другие — к корме «Наутилуса». Когда Жюль Верн узнал об изобретении торпеды, он в панике бросился в Париж и купил свой роман, надеясь уничтожить его и переписать. Только с появлением электродвигателя, перископа — оптического прибора для подводного наблюдения — и торпеды подводная лодка перестала быть бедной «лодкой» и стала полноценной подводной лодкой — субмариной.

Первые военные подводные лодки

Многие флотоводцы древности мечтали об оружии, способном совершить внезапную атаку из морских глубин. Со временем эти мечты стали реальностью.

Первая подводная лодка, принимавшая участие в боевых действиях, была разработана американским изобретателем Хорасом Ханли, который служил в повстанческой армии южан во время Гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Хэнли построил подводную лодку из парового котла, сваренного с острыми краями с обоих концов. Судно приводилось в движение винтом, которым управляли 8 матросов. Его вооружение состояло из шестовой мины, установленной на носу.

Подводная лодка Ханли

Солдаты охраняют подводную лодку Ханли, гравюра XIX в.

Солдаты охраняют подводную лодку Ханли, гравюра 19 века.

17 февраля 1864 года корабль протаранил корвет северян Hoosatonic. Ее командир Д. Диксон подорвался на мине, которая отправила корвет на дно. Подводная лодка не была повреждена взрывом, но через 45 минут волна ударила в открытый люк, и субмарина затонула со всеми людьми.

Возможность использования подводных лодок в морской войне была продемонстрирована на практике, и ведущие военно-морские силы мира начали исследовать конструкцию подводных лодок и их двигателей.

Боевая подводная лодка «Холланд» SS-1 ВМФ США, 1898 г.

Торчащий из воды лодочный перископ

Торчащий из воды перископ корабля — «глаза» подводной лодки.

В конце XIX века появились суда с электрической силовой установкой для подводного плавания и паровым двигателем для заморского плавания. Затем бензин (или гораздо более безопасное дизельное топливо) стали использовать для надводных рейсов.

17 мая 1897 года американский инженер Джон Холланд спустил на воду подводную лодку Holland VI водоизмещением 63 тонны. Корабль был оснащен 43-сильным автомобильным двигателем для надводного хода и электродвигателем для подводного хода. Скорость над водой составляла 8 узлов, а под водой — 5 узлов. Она была приобретена ВМС США в 1900 году. «Holland VI» получила название Holland SS-1 и стала одной из первых подводных лодок военного времени в истории США.

Русская подводная лодка «Нарвал»

Российская подводная лодка «Нарвал», построенная под названием «Голландия».

Водоизмещение кораблей становилось все больше и больше. В то время как водоизмещение Holland SS-1 достигало 70 тонн, в 1907 и 1911 годах было спущено на воду 342-тонное судно. Именно такого водоизмещения достигли российские подводные лодки «Нарвал», построенные в России в 1911-1915 годах по проекту американской «Холланд». Они были вооружены 4 торпедными аппаратами (2 в носу и 2 в корме) калибром 450 мм. Четыре дизельных двигателя мощностью 160 л.с. и 2 электродвигателя мощностью 245 л.с. обеспечивали кораблю надводную скорость 12 узлов и подводную скорость 10 узлов.

Подводные лодки Первой мировой войны

В конце XIX века подводные лодки чуть было не внесли в список запрещенных видов оружия, но в начале Первой мировой войны они доказали свою эффективность. Уже 5 сентября 1914 года немецкая подводная лодка торпедировала британский крейсер Passfinder, а 22 сентября подводная лодка U-9 отличилась тем, что в течение нескольких минут потопила одновременно три британских крейсера. В последующие месяцы неограниченной подводной войны немецкие подводные лодки почти поставили Англию на колени и блокировали морскую торговлю.

Германская подводная лодка U-9

Немецкая U-лодка U-9 — боевой корабль Первой мировой войны

U-9, спущенная на воду в 1910 году, была одной из первых немецких подводных лодок. Его водоизмещение составляло 611 тонн, экипаж насчитывал 25 человек и был вооружен 4 торпедными аппаратами калибра 450 мм.

В 1914 году в строй вступила еще одна немецкая подводная лодка, U-35. Эта подводная лодка водоизмещением 971 тонна была вооружена четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 в носу и 2 в корме) с запасом в 6 торпед. За время службы (до 1918 года) корабль принял участие в 19 боевых столкновениях, потопив вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 дедвейтов.

Немецкая боевая субмарина U-35,1914 г.

В 1916 году к пирсу Deutsche Werke в Киле причалило необычное судно. Это была первая в мире немецкая подводная лодка водоизмещением около 2 000 тонн. Германия строила такие корабли не от доброты: вся надводная торговля была блокирована британским флотом. Однако в 1917 году Германия была завоевана англичанами. Deutschland» стала собственностью ВМС Германии и была переоборудована в боевую подводную лодку путем установки двух торпедных аппаратов.

Британцы ответили строительством кораблей типа К — настоящих подводных крейсеров водоизмещением 2 800 тонн. Для работы на поверхности использовались паровые турбины мощностью 10 000 л.с.! Эти огромные корабли позволили Англии эффективно бороться с немецкими подводными лодками.

Всего за время войны около 600 подводных лодок воюющих стран потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эсминцев и 33 подводные лодки (11% потерь за всю войну). Во время войны немецкие U-boats потопили 5861 торговое судно общей вместимостью 13,2 млн. тонн. Из 372 немецких подводных лодок 178 (48%) были потеряны во время войны.

Подводная лодка «Дойчланд»

U-boat ВМС Германии изначально был построен как торговое судно

Британская субмарина К-22 серии «К» времен Первой мировой войны

Британская подводная лодка K-22 времен Первой мировой войны

Как одна лодка может решить исход войны?

Немецкая подводная лодка U-20 времен Первой мировой войны была спущена на воду в 1912 году. 7 мая 1915 года он случайно потопил британское пассажирское судно «Лузитания», в результате чего погибли граждане Соединенных Штатов, до этого нейтрального в военном отношении государства. Это побудило Соединенные Штаты вступить в войну против Германии, резко изменив ход войны, причем не в пользу немцев.

U-20

Содержание

  • 1 1914: Начальная кампания
    • 1.1 Первые патрули
    • 1.2 Первые успехи
    • 1.3 Конец первой кампании
    • 2.1 Первые атаки на торговые суда
    • 2.2 Неограниченная подводная война

    В этом разделе необходимо проверить дополнительные цитаты. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив надежные источники. Материалы, полученные не из источников, могут быть поставлены под сомнение и удалены.( Август 2011 )(Узнайте, как и когда удалить этот новостной шаблон).

    Первые патрули

    6 августа 1914 года, через два дня после того, как Великобритания объявила войну Германии, немецкие подводные лодки U-5, U-7, U-8, U-9, U-13, U-14, U-15, U-16, U-17 и U-18 отплыли со своей базы на острове Гельголанд, чтобы атаковать военные корабли Королевского флота в Северном море — первые патрули подводных лодок. 1

    Подводные лодки направились на север, надеясь встретить эскадры Королевского флота между Шетландскими и Бергенскими островами. 8 августа у U-9 отказал один из двигателей, и корабль был вынужден вернуться на базу. В тот же день у острова Фер U-15 заметила британские линкоры HMS Ajax, Monarch и Orion на маневре и выпустила торпеду по Monarch, которая не прошла и смогла только предупредить линкоры. На рассвете следующего дня 1-я эскадра легких крейсеров, прикрывавшая линкоры, установила контакт с подводными лодками. HMS Birmingham заметила U-15, которая находилась на поверхности. На подводной лодке не было видно наблюдателей, и были слышны стуки, как будто команда проводила ремонтные работы. Бирмингем» немедленно изменил курс и протаранил U-15 прямо за ее рубкой. Подводная лодка была расколота пополам и затонула со всех сторон. 2

    12 августа семь подводных лодок вернулись на Гелиголанд; U-13 также была потеряна и, предположительно, восстановлена. Хотя операция не увенчалась успехом, она вызвала определенную озабоченность в Королевском флоте, поскольку противоречила более ранним оценкам дальности плавания подводных лодок и вызвала сомнения в безопасности незащищенной якорной стоянки Большого флота в Скапа-Флоу. С другой стороны, легкое уничтожение U-15 в Бирмингеме укрепило ошибочное мнение о том, что подводные лодки не представляют угрозы для надводных кораблей.

    Первые успехи

    5 сентября 1914 г. U-21, которой командовал лейтенант Отто Херсинг, вошла в историю, торпедировав легкий крейсер Королевского флота. Бревно крейсера взорвалось, и корабль затонул в течение четырех минут, унеся с собой 259 членов экипажа. 3 Это была первая победа современной подводной лодки в бою.

    22 сентября немецким подводным лодкам повезло еще больше. Рано утром наблюдатели на мостике U-9 во главе с лейтенантом Отто Веддигеном заметили на горизонте корабль. Веддиген приказал подводной лодке немедленно погрузиться, и та пошла вперед, чтобы разведать обстановку. При ближайшем рассмотрении Веддиген обнаружил три старых корабля Королевского флота, бронепалубные крейсера HMS Aboukir, Cressy и Hogue, которые были не только устаревшими, но и укомплектованными в основном резервистами и настолько уязвимыми, что решение об их выводе уже было объявлено бюрократией. Адмиралтейство. Приказ поступил на корабли не сразу. Капитаны Хоуг и Кресси предположили, что «Абукир» подорвался на мине, и пришли на помощь. U-9 выпустила две торпеды по Hogue, а затем еще две торпеды попали в Cressi, когда крейсер пытался спастись. Менее чем за час были потоплены три крейсера, в результате чего погибли 1460 британских моряков. 4

    1915: Война с коммерцией

    Первые атаки на торговые суда

    Первые атаки на торговые суда начались в октябре 1914 года, и 20 октября «Глитра» стала первым британским торговым судном, потопленным немецкой подлодкой в Первой мировой войне. Судно Glitra, направлявшееся из Грейнджмута в Ставангер, Норвегия, было остановлено и досмотрено судном U-17 под командованием капитана Йоханнеса Фельдкирхнера. Операция была проведена в общем соответствии с правилами круизного судна, и экипажу было дано указание подняться в спасательные шлюпки, прежде чем «Глитра» была потоплена своими морскими волками, которые были раскрыты. Это был первый случай в истории, когда подводная лодка потопила торговое судно.

    Менее чем через неделю, 26 октября, U-24 стала первой подводной лодкой, атаковавшей безоружное торговое судно без предупреждения, когда она торпедировала пароход Admiral Gantt с 2500 бельгийскими беженцами на борту. Хотя корабль не затонул, его отбуксировали в Булонь, и 40 человек погибли, большинство из них в панике. Капитан подлодки Рудольф Шнайдер заявил, что принял ее за военный транспорт. 8

    30 января 1915 г. U-20 под командованием капитана Отто Дрошера без предупреждения торпедировала и потопила пароходы Ikaria, Tokomaru и Ivolga. 1 февраля он выпустил торпеду, но промахнулся мимо госпитального судна Asturia, хотя его белая окраска с зелеными полосами и красными крестами четко идентифицировала его как госпитальное судно. 9

    Неограниченная подводная война

    До войны британцы считали, что Соединенное Королевство будет голодать без североамериканского продовольствия; У.Т. Стид писал в 1901 году, что «мы должны голодать без него». 10 4 февраля 1915 года началась первая неограниченная кампания против торговли союзников. 11 Подводная лодка имела несколько недостатков для торгового крейсера: ее низкая скорость, даже на поверхности, делала ее едва ли быстрее многих торговых судов, а ее легкое артиллерийское вооружение было недостаточным против более крупных судов. Использование главного оружия U-boat — необъявленной торпедной атаки — означало отказ от остановки и поиска, необходимых для предотвращения нанесения ущерба нейтральным судам.

    В первый месяц было потоплено 29 кораблей на общую сумму 89 517. По мере роста числа потоплений увеличивалось и число катастрофических с политической точки зрения инцидентов. 19 февраля U-8 торпедировала судно «Белридж» и нейтральный танкер, следовавший между двумя нейтральными портами; в марте были потоплены подводные лодки «Ханна» и «Медея», шведское и голландское грузовое судно; в апреле были потоплены два греческих судна.

    Также в марте затонула «Фалаба», в результате чего погиб один человек в США, а в апреле затонул «Харпалыч», а также бельгийское вспомогательное судно. 7 мая U-20 потопила судно RMS Lusitania, в результате чего погибло 1198 человек, включая 128 граждан США. Эти инциденты возмутили нейтралов, и в сентябре 1915 года рамки неограниченной кампании были сужены, чтобы снизить риск вступления этих стран в войну против Германии. 12

    Британские контрмеры были в основном неэффективны. Наиболее эффективные оборонительные меры заключались в том, что торговым судам рекомендовалось нацеливаться на U-лодку и пытаться таранить ее, заставляя погружаться в воду. 13 Более половины всех атак U-boat на торговые суда были отражены таким образом. Однако такой ответ позволил U-boat атаковать без предупреждения. 14 20 марта 1915 года эта тактика была использована Грейт Истерн Рейл в Брюсселе, чтобы уклониться от атаки U-33. С этой целью его капитан, Чарльз Фрайетт, был казнен после захвата немцами в июне 1916 года, что было осуждено на международном уровне. 15

    1916: Поддержка флота в открытом море

    В 1916 году немецкий флот вернулся к стратегии использования подводных лодок для численного уничтожения Гранд-Флота и провел серию операций по заманиванию Гранд-Флота в ловушку подводных лодок. Из-за низкой скорости подводных лодок по сравнению с основным боевым флотом, для этих операций пришлось создавать линии патрулирования подводных лодок, пока Флот открытого моря маневрировал, чтобы привлечь к себе Большой флот. 20

    Некоторые из этих операций были проведены в марте и апреле 1916 года, но безуспешно. По иронии судьбы, в самом важном морском сражении, Ютландском сражении в мае 1916 года, U-boat вообще не участвовали; флоты встретились в основном случайно, и в районе сражения не было патрулей U-boat. Еще одна серия операций в августе и октябре 1916 года также провалилась, и от этой стратегии отказались в пользу возобновления коммерческой войны.

    Последний козырь

    К 1916 году из-за блокады морской торговли Германия оказалась без импортных удобрений и продовольствия. Голода еще не было, но недоедание ослабило иммунную систему детей, и число смертей от распространенных детских болезней угрожающе возросло. Кроме того, рост производства вооружений резко замедлился без импортных материалов, в то время как страны Антанты черпали ресурсы для своего военно-промышленного комплекса из США и их колоний. Берлин имел естественную тенденцию не влезать в долги.

    В том же году немцы провели исследование, согласно которому Британия теряла способность поставлять продовольствие, поскольку суда снабжения теряли в регистрах 600 000 тонн в месяц. Исходя из этого, армия представила правительству план неограниченной подводной войны. Канцлер Германии Бетманн-Хольвег очень высоко оценил эти перспективы, назвав их «последним козырем». С февраля 1917 года немецкий флот пытался разыграть этот козырь.

    Вначале все шло очень хорошо. В феврале и апреле в результате потери девяти подводных лодок были потоплены суда общей стоимостью 2 миллиона тонн. При таких темпах британцам нечем будет снабжать свои острова до 1918 года. Большая практика потоплений быстро привела к тому, что немецкие U-boats приняли тактику, которую адмирал Тирпич предлагал для торпедных катеров с начала 20-го века.

    Немцы стали все чаще атаковать ночью с наземных позиций. Их надводная скорость составляла около 16 узлов, быстрее, чем у торговых судов, в то время как скорость их подводных лодок составляла всего 9 узлов. Наконец, корабли получили возможность следить за противником, чего они не могли делать раньше. До появления радаров их было очень трудно увидеть ночью (низкий силуэт на волнах), но они могли издалека заметить надводные корабли с высокими бортами и трубами.

    В отличие от торпедных орудий, они имели большой запас хода, и в случае появления вражеских военных кораблей могли быстро потопить их и уклониться от них. Казалось, что найдено идеальное оружие для ведения морской войны. То, что немцы планировали для своих ночных торпедных атак, было реализовано на принципиально ином техническом уровне, что позволило потерять только три корабля на миллион учтенных тонн британских потерь. Ситуация действительно была критической — запасы пшеницы на Британских островах сократились до шести месяцев, что не так уж и много в военное время, да еще и с коммуникациями под угрозой.

    Непрошибаемый гений британского флота

    Ситуация для Лондона, казалось, усугублялась тем, что британским флотом командовал адмирал Джеллико, который считался особенно талантливым. Как мы знаем сегодня, именно ему удалось в Ютландском сражении добиться того, что на каждые два британских погибших приходился один немецкий. Однако в 1917 году мало кто в Великобритании знал о подобном происшествии. Более того, местная пропаганда объявила это победой Большого флота. Джеллико был типичным британским офицером своего времени, то есть он мало читал и плохо знал историю военно-морской войны. Это вызвало хаос в британском торговом флоте.

    Дело в том, что угроза торговле не была новой в 16 веке, и средства противодействия ей — конвои — появились в то же время. Большой конвой кораблей следует курсом, который заранее не известен командованию, и его трудно найти в морской пустыне. Даже если противнику повезло, один пират (или подводная лодка) сталкивается с десятками кораблей. Конечно, атакующий не сможет потопить их все. В работах Мэхэна о мореплавателях, игравших роль «капитала» в СССР или Библии в Средние века, очень подробно рассматривалась тема конвоев, и там же указывалось, что это единственное эффективное средство борьбы с рейдами.

    К сожалению, Джеллико не захотел этого делать. Он и его коллеги — то есть почти все британские адмиралы — считали, что конвои приводят к длительным перебоям в работе (при сборке в портах) и недостаточной занятости. Великобритания потеряла 2 миллиона зарегистрированных тонн судов за один квартал? Ничего страшного, приходится завозить дополнительный транспорт из колоний, но, к счастью, еда там не так необходима, как для белого населения метрополии. В результате в Ливане начался голод, а в Англии более 100 000 женщин были мобилизованы для работы на полях. Заблуждение Джеллико, что время, проведенное кораблями в порту, лучше, чем их вечное стояние на якоре на дне моря, сохранялось. Даже в своих послевоенных мемуарах он очень негативно отзывался о конвоях.

    США спешит на помощь

    К счастью, немецкие дипломаты с лихвой компенсировали глупость британских морских офицеров. Они вполне обоснованно ожидали, что периодическое потопление американских кораблей побудит Вашингтон вступить в войну с Берлином. Поэтому министр иностранных дел Германии Артур Циммерман сделал президенту Мексики предложение выступить в этом деле на стороне немцев. В обмен на поддержку он обещал помощь оружием (поскольку Мексика находилась в полной блокаде) и признание территорий, которые Мексика могла занять у США. Как мы видим, Циммерман был вопиюще некомпетентен. Тогда, как и сейчас, Мексика была несравненно слабее США в военном отношении и могла вступить с ними в войну только в очень страшном сне.

    Но даже такое предложение не принесет вреда. Телеграмма казалась настолько глупой и оторванной от реальности, что никто не поверил, что ее автор прибыл из Берлина. Многие, включая очень влиятельного медиа-магната Херста, чье мнение уже становилось ключевым для участия США в войнах, считали, что это была попытка британской разведки таким грубым способом втянуть Вашингтон в нежелательную войну. Но Циммермана было не так легко переубедить: В марте 1917 года по какой-то причине он выступил публично и признал, что телеграмма действительно была его рук делом.

    Судя по деятельности Министерства иностранных дел в те годы, Циммерман не хотел, чтобы его страна пошла ко дну. Очевидно, что немцы систематически недооценивали возможности других наций. Соединенные Штаты, о которых они судили по прессе и американской популярной культуре, считались полностью дезорганизованными и морально несостоятельными, неспособными быстро мобилизовать свои вооруженные силы и не представляющими ни малейшей военной угрозы. Люди в нашей стране знают из первых рук, что не только немцы ошиблись в оценке американцев.

    Вступление США в войну сыграло решающую роль в изменении хода битвы за Атлантику. Во-первых, значительный американский торговый флот активно участвовал в снабжении Британии. Во-вторых, американские эсминцы и другие корабли участвовали в противолодочной войне. В-третьих, и это самое главное, американские адмиралы возражали, что без конвоев «американские корабли пойдут не в Британию, а прямо на дно». Именно под их давлением Джеллико в августе и сентябре принял систему конвоев, которой американцам, предоставившим корабли противолодочной обороны и оказавшим большую услугу Великобритании, было трудно противостоять.

    После введения системы конвоев ежемесячные потери союзников сократились вдвое и больше никогда не достигали двух миллионов тонн в квартал. Владычица морей была не первой, кто склонился перед волей другой морской державы, и если бы этого не произошло, ее положение было бы крайне тяжелым.

    1916: Поддержка флота в открытом море

    В 1916 году германский флот вернулся к стратегии подрыва численного превосходства Большого флота с помощью серии операций, направленных на то, чтобы заманить Большой флот в ловушку U-boats. Из-за низкой скорости подводных лодок по сравнению с основным боевым флотом для этих операций приходилось формировать линии подводного патрулирования, в то время как Флот открытого моря маневрировал, чтобы привлечь на свою сторону Большой флот.

    Некоторые из этих операций были проведены в марте и апреле 1916 года, но безуспешно. По иронии судьбы, в самом важном морском сражении, Ютландском сражении в мае 1916 года, вообще не участвовали подводные лодки; флоты встретились в основном случайно, и в районе сражения не было патрулей подводных лодок. Еще одна серия операций в августе и октябре 1916 года также провалилась, и от этой стратегии отказались в пользу возобновления коммерческой войны.

    1917: Возобновление «неограниченной» кампании

    В 1917 году Германия решила возобновить неограниченную подводную войну. Ожидалось, что это подтолкнет Америку к войне, но немцы сыграли на том, что смогут победить Британию таким образом до того, как США проведут мобилизацию. Немецкие планировщики рассчитывали, что при мощности затонувшего корабля более 600 000 тонн в месяц Британия будет вынуждена запросить мира через пять-шесть месяцев.

    В феврале 1917 года подводные лодки потопили более 414 000 брутто-тонн в британской зоне боевых действий — 80% от общего количества за месяц; в марте они потопили более 500 000 (90%); в апреле — более 600 000 из 860 000 брутто-тонн, что является самым высоким показателем за всю войну. Однако это был необычный момент.

    В мае были введены первые конвои, которые сразу же оказались успешными. Общие потери начали снижаться; потери судов в конвоях резко сократились. В течение трех месяцев после их прибытия по маршрутам Атлантики, Северного моря и Скандинавии только 27 из 8 894 судов конвоя были потеряны U-boats. Для сравнения, при одиночном плавании погибло 356 человек.

    В то время как морские потери снизились, потери подводных лодок возросли; с мая по июль 1917 года в водах вокруг Великобритании было уничтожено 15 подводных лодок, по сравнению с 9 в предыдущем квартале и 4 в квартале перед возобновлением кампании.

    Чем более интенсивной становилась кампания, тем более жестокой она становилась. 1917 год ознаменовался рядом нападений на госпитальные суда, которые обычно плыли полностью освещенными, чтобы показать, что они вышли из строя. В январе HMHS Rewa был потоплен U-55, в марте HMHS Gloucester Castle — U-32, а в июне HMHS Llandovery Castle — U-86.

    Поскольку U-лодки стали более осторожными, столкновения с кораблями Q также стали более частыми. В феврале 1917 года U-83 была потоплена HMS Farnborough, но только после того, как Гордон Кэмпбелл, капитан Farnborough, позволил торпедировать корабль, чтобы подойти достаточно близко. В марте «Хизер» потопил U-85 в ходе 40-минутного боя, но затонул сам, не дойдя до порта.

    В апреле «Хизер» был атакован U-52 и получил серьезные повреждения; подводная лодка не пострадала. А через несколько дней «Тюльпан» был потоплен U-62, у командира которой появление «Тюльпана» вызвало подозрение.

    1918: последний год

    Система конвоев эффективно сократила потери кораблей союзников, а усовершенствования в вооружении и тактике сделали эскорт более успешным в перехвате и атаке U-boat. Потери кораблей в водах Атлантики в январе достигли 98 судов (чуть более 170 000 брутто); после увеличения в феврале они снова снизились и не превышали этого уровня до конца войны.

    В январе в районе операций было уничтожено шесть подводных лодок; это были средние потери за год.

    Союзники продолжали попытки перекрыть доступ к Дуврскому проливу с помощью Дуврской дамбы. К ноябрю 1917 года она стала неэффективной; к тому времени только две подлодки были уничтожены огнем заграждения, а само заграждение стало магнитом для надводных атак. После значительных усовершенствований зимой 1917 года она стала более эффективной; за четыре месяца с середины декабря было уничтожено семь U-boat, пытавшихся пройти через этот район, а к февралю корабли Флота открытого моря отказались от этого маршрута и пошли на север вокруг Шотландии, что привело к потере эффективности. Фламандские корабли продолжали пытаться пройти этим маршрутом, но продолжали нести потери и с марта обратили свое внимание на восточное побережье Великобритании.

    Другие действия, особенно против фламандского флота, включали нападения на Зебрюгге и Остенде с целью блокирования выхода к морю. Эти действия были в основном безуспешными; кораблям Фландрии удалось сохранить доступ в течение этого периода.

    Май 1918 года стал единственной попыткой немцев провести групповую атаку, предшественницу «Волчьей стаи», для отражения конвоев союзников.

    В мае шесть подводных лодок под командованием K/L начали охоту за U-103. 11 мая U-86 потопила одно из двух судов, избежавших конвоя в Ла-Манше, но на следующий день U-103 была уничтожена при атаке на линкор RMS Olympic, а U-72 была потоплена британской подводной лодкой HMS D4. На следующей неделе были потоплены еще два корабля в составе конвоев и еще три самостоятельно, но более 100 судов благополучно прошли через зону патрулирования группы.

    В течение лета расширение системы конвоев и эффективность системы сопровождения U-boat сделали восточное побережье Великобритании таким же опасным, как Ла-Манш. Флотилия «Фландрия» за этот период потеряла треть своих лодок, а осенние потери составили 40%. В октябре немецкая армия полностью отошла, и Фландрский флот был вынужден оставить свою базу в Брюгге, прежде чем она была взята. Часть лодок была потоплена здесь, а остальные, всего десять лодок, вернулись на базы в Германии.

    В течение лета также были приняты меры по снижению эффективности флотов открытого моря. В 1918 году союзники, в частности США, предприняли строительство барьера в Норвежском море, чтобы не допустить подводные лодки к западным подходам через северный маршрут. Это масштабное мероприятие включало установку и поддержание минных полей и глубоководное патрулирование на расстоянии до 300 морских миль (556 км). Летом 1918 года в Северном море было установлено более 70 000 мин, в основном силами ВМС США. В период с сентября по ноябрь 1918 года было потоплено шесть подводных лодок.

    В июле 1918 года U-156 высадилась в Массачусетсе и около часа участвовала в атаке на Орлеан. Это был первый случай артиллерийской атаки территории США со стороны иностранной державы после осады форта Техас в 1846 году, и это было одно из двух мест в Северной Америке, атакованных Центральными державами. Другой была битва при Амбос Ногалес, которую якобы вели два немецких шпиона.

    Черноморский флот

    До вступления Турции в войну против Антанты командование Черноморского флота проводило политику пассивного ожидания нападения турецкого флота. К началу вступления Турции в войну мало что изменилось. Абсолютное попустительство и предательство командующего Черноморским флотом адмирала Эбенгарда привело к большим потерям для русских сил, когда они были сначала атакованы турецкой эскадрой, а затем столкнулись с двумя немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау». Стало ясно, что «почтенный» адмирал Эбенгард, мягко говоря, не подходит для своей должности. Подводные лодки под его командованием даже не упоминались.

    Новые русские подводные лодки времен Первой мировой войны появились на Черноморском флоте только осенью 1915 года, когда в строй вступил и минный тральщик «Краббе». Использование подводных лодок изначально носило одиночный характер (должность). Затем использовался метод маневрирования, при котором они плавали в определенном морском районе. Этот метод претерпел значительные изменения.

    Вам это будет интересно: Двусторонняя симметрия — что это такое? Кто обладает двусторонней симметрией тела?

    Первые походы русских подлодок на Черном море

    К концу зимы 1916 года тактика подводных лодок радикально изменилась, став главным оружием в борьбе с коммуникациями противника. Круиз продолжался десять дней. Два — для переправы и восемь — для поиска врага. Во время кампании подводные лодки прошли до 1200 миль над водой и более 150 миль под водой. Основным районом действий подводных лодок была юго-западная морская акватория.

    Подводная лодка «Тюлень» под командованием лейтенанта Китицына отличилась в Первой мировой войне, когда столкнулась у пролива Босфор с вооруженным пароходом «Родосто» водоизмещением 6 000 тонн, оснащенным двумя 88-мм и двумя 57-мм орудиями, под командованием немецкого капитана и смешанным немецко-турецким экипажем.

    «Тюлень, получивший повреждения в надводном положении, ударил пароход на расстоянии 8 витков и вызвал более 10 попаданий. Экипаж парохода поднял белый флаг и в сопровождении U-boat был доставлен в Севастополь. За время войны «Тюлень» повредил или захватил 20 кораблей противника. В Черном море русские подводные лодки времен Первой мировой войны впервые начали действовать вместе с эсминцами, что привело к лучшим результатам.

    Недостатки применения подводных лодок

    Прежде всего, это было короткое время под водой, за которое корабль мог преодолеть только 150 миль. Во время потопления они были уязвимы, а след от торпеды выдавал атаку и давал вражескому кораблю время для маневра. Основной трудностью было управление подводными лодками. Они были оснащены радиостанциями, радиус действия которых был ограничен 100 милями. Поэтому командиры не могли управлять ими на большом расстоянии.

    В 1916 году, однако, было найдено решение, а именно использование «испытательных кораблей», которые в основном были эсминцами. Они будут принимать радиосигнал и передавать его. Это было выходом из сложившейся в то время ситуации и позволяло подводным лодкам оставаться на связи со своими командирами.

    1918: Последний год

    Система конвоев была эффективна в снижении потерь кораблей союзников, а усовершенствования в вооружении и тактике сделали конвои более успешными в перехвате и атаке подводных лодок. Потери кораблей в водах Атлантики в январе достигли 98 судов (чуть более 170 000 брутто); после увеличения в феврале они снова снизились и не превышали этого уровня до конца войны. 22

    В январе на театре военных действий было уничтожено шесть подводных лодок; это были средние потери за год. 28

    Союзники продолжали попытки блокировать доступ через Дуврский пролив, Дуврскую дамбу. К ноябрю 1917 года он стал неэффективным; к тому времени только две подлодки были уничтожены огнем заграждения, а само заграждение стало магнитом для надводных атак. После значительных усовершенствований зимой 1917 года она стала более эффективной; за четыре месяца после середины декабря было уничтожено семь U-boat, пытавшихся пройти через этот район, а к февралю корабли Флота открытого моря отказались от этого маршрута и пошли на север вокруг Шотландии, что привело к потере эффективности. Фламандские корабли продолжали пытаться пройти этим маршрутом, но продолжали нести потери и с марта обратили свое внимание на восточное побережье Великобритании. 29 30

    Другие действия, особенно против фламандского флота, включали нападения на Зебрюгге и Остенде с целью блокирования выхода к морю. Эти действия были в основном безуспешными; кораблям Фландрии удалось сохранить доступ в течение этого периода. 31

    В мае 1918 года немцы предприняли уникальную попытку организовать групповую атаку, предшественницу «Волчьей стаи», против конвоев союзников.

    11 мая U-86 потопила одно из двух судов, отделившихся от конвоя в Ла-Манше, но на следующий день в результате атаки на линкор RMS Olympic была уничтожена U-103, а UB-72 была потоплена британской подводной лодкой HMS D4. На следующей неделе были потоплены еще два корабля в составе конвоев и еще три самостоятельно, но более 100 судов благополучно прошли через зону патрулирования групп. 32

    По мере продвижения лета, расширение системы конвоев и эффективность эскорта для U-boats сделали восточное побережье Великобритании таким же опасным, как Ла-Манш. Флотилия «Фландрия» потеряла треть своих кораблей в этот период, а осенью — до 40%. В октябре, когда немецкая армия отступала, Фландрской флотилии пришлось покинуть свою базу в Брюгге, прежде чем она была захвачена. Некоторые корабли были там потоплены, остальные, всего десять кораблей, вернулись на базы в Германии.

    В течение лета также были приняты меры по снижению эффективности морского флота. В 1918 году союзники, в частности США, предприняли строительство барьера в Норвежском море, чтобы не допустить подводные лодки к западным подходам через северный маршрут. Это масштабное мероприятие включало в себя установку и поддержание минных полей и патрулирование глубоких вод на протяжении 300 морских миль (556 км). Летом 1918 года в Северном море было установлено более 70 000 мин, в основном силами ВМС США. В период с сентября по ноябрь 1918 года этим методом было потоплено шесть подводных лодок. 33

    В июле 1918 года U-156 отправилась в Массачусетс и около часа участвовала в атаке на Орлеан. Впервые после осады форта Техас в 1846 году территория США была атакована иностранной державой с применением артиллерии, и это было одно из всего двух мест в Северной Америке, атакованных централизованными силами. Другой была битва при Амбос Ногалес, которую якобы вели два немецких шпиона.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий