«Адмирал Лазарев — герой, он много сделал для России, но дело в том, что он был здесь в 1838 году и убивал сапсугов — детей, женщин». «, — сказал Асфар Куек.6 .
Лазарев Михаил Петрович
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) БЫЛО СОЗДАНО И/ИЛИ РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННОЙ МЕДИАКОМПАНИЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В КАЧЕСТВЕ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И/ИЛИ РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ДЕЙСТВУЮЩИМ В КАЧЕСТВЕ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Русский флотоводец, мореплаватель и исследователь, адмирал. В 1834-1851 годах он командовал Черноморским флотом и участвовал в Кавказской войне.
Семья и начало военной карьеры
Он родился во Владимире 3 ноября 1788 года. Его отец, Петр Гаврилович Ласарев, был сенатором и тайным советником. Императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в морской кадетский корпус.
В 1803 году он был переведен в английский флот, где в течение пяти лет непрерывно плавал в Атлантическом и Индийском океанах, Северном море и Средиземном море.
С 1808 по 1813 год он служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 годов и Отечественной войне 1812 года.
Кругосветные путешествия
С 1813 по 1816 год он совершил свое первое кругосветное путешествие на корабле «Суворов» Российско-Американской компании из Кронштадта к берегам Аляски и обратно через Перу и мыс Горн, открыв атолл Суворова.
В 1819 — 1821 годах М.П. Лазарев участвовал в кругосветном плавании под командованием Ф.Ф. Белингсгаузена, командовал шлюпом «Мирный» и был заместителем начальника экспедиции. Во время экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева были открыты Антарктида и некоторые острова в Тихом океане 2 .
С 1822 года М.П. Лазарев командовал фрегатом «Крейсер», на котором совершил свое третье кругосветное путешествие (1822-25) и провел обширные научные исследования в области метеорологии, этнографии и др.
С 1826 года капитан 1-го ранга М.П. Лазарев был назначен командиром линейного корабля «Азов» с 74 орудиями.
В 1827 году М.П. Лазарев был назначен начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, которая была направлена в Средиземное море совместно с французской и английской эскадрами на помощь восставшей против турецкого ига Греции.
8 октября 1827 года союзный флот под общим командованием британского адмирала Э. Кодрингтона атаковал и уничтожил турецко-египетский флот в бухте Наварино. За заслуги в Наваринском сражении М.П. Лазареву было присвоено звание контр-адмирала.
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов М.П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы. Лазарев был начальником штаба русской эскадры, блокировавшей Дарданеллы. После заключения Адрианопольского мирного договора М.П. Лазарев, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт.
Начало карьеры
Майкл оказался талантливым моряком, и в возрасте пятнадцати лет юного мичмана отправили в Англию для продолжения обучения и подготовки в британском флоте.
Пять лет службы на кораблях Ее Величества прошли быстро. Плавания по Средиземному, Северному морям и Атлантике с многочисленными схватками с пиратами отточили его мастерство. Это была отличная школа для неопытного моряка. В 1808 году Михаил Петрович Ласарев вернулся в Россию уже опытным моряком.
Служба на Балтийском флоте
С 1808 по 1813 год Лазарев служил на Балтийском флоте, сначала мичманом, а затем капитан-лейтенантом. В это время Россия активно участвовала в военных действиях на фронтах русско-шведской войны 1808-1809 годов и Отечественной войны 1812 года. Будущий русский флотоводец получил первый опыт морских сражений с опытным и хорошо оснащенным противником.
Первое кругосветное плавание
В 1813 году Российско-Американская промышленная компания обратилась в российское военно-морское министерство с просьбой рекомендовать капитана для нового корабля «Суворов». В те годы Аляска принадлежала России, и корабли компании регулярно совершали торговые рейсы в Санкт-Петербург.
Молодой лейтенант был назначен капитаном корабля и совершил успешное плавание из Санкт-Петербурга на Аляску и обратно. Именно в этом плавании было сделано первое географическое открытие в биографии адмирала Лазарева Михаила Петровича.
В южной части Тихого океана, на островах Кука, в 300 километрах от острова Нассау, экипаж «Суворова» обнаружил и исследовал группу островов — атолл Суворова.
Первая русская антарктическая экспедиция Михаила Лазарева
Вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном он возглавил первую российскую антарктическую экспедицию в 1819-1821 годах, которая впервые в истории человечества подошла к антарктическому ледяному шельфу.
В марте 1819 года Лазарев был назначен командиром парусника «Мирный», который должен был отправиться в Антарктиду в составе антарктической экспедиции. Лазарев сразу же взял на себя руководство всеми подготовительными работами.
4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен, которому было поручено командование шлюпом «Восток» и руководство всей экспедицией. Через месяц после прибытия «Восток» и «Мирный» покинули станцию Кронштадт и отправились в Антарктиду.
«Мирный», спроектированный русскими военно-морскими инженерами и достаточно усиленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, уступал по качеству «Мирному», несмотря на усилия Лазарева сделать его таким же прочным.
Во время экспедиции «Восток» обогнул моря Антарктиды и открыл множество островов в Южном и Тихом океанах. Самое важное событие экспедиции, благодаря которому имена Беллинсгаузена и Лазарева вошли в историю мореплавания, произошло 16 (28) января 1820 года, когда корабли впервые в истории человечества подошли к антарктическому ледяному шельфу. Всего через два дня британский мореплаватель Эдвард Брансфилд увидел Антарктиду. Поскольку он подошел не только к таким ледяным шельфам, как Беллинсгаузен и Лазарев, но и к полуострову Тринити, Брансфилду часто приписывают открытие Антарктиды.
За участие в антарктической экспедиции Лазарев получил звание капитана 2-го класса, минуя звание лейтенанта.
Кругосветное плавание Михаила Лазарева на фрегате «Крейсер»
Пока Лазарев находился в полярной экспедиции, ситуация в российско-американском регионе обострилась. Деятельность британских и американских контрабандистов расширялась все больше и больше. Ново-Архангельск прикрывал «Аполлон» — единственный военный корабль Российско-Американской компании, который, однако, не мог гарантировать безопасность всех российских территориальных вод в этом районе. Поэтому было решено отправить 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога» к берегам Русской Америки. Фрегатом командовал Лазарев, а «Ладогой» — его старший брат Андрей.
17 августа 1822 года корабли покинули станцию Кронштадт под командованием Лазарева. Экспедиция началась с сильных штормов, которые вынудили Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Только в ноябре Лазарев смог покинуть порт и отплыть на Канарские острова, а оттуда к бразильскому побережью.
Путешествие в Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, но после выезда из столицы Бразилии стихия нанесла новый удар. В море поднялся ураган, началась буря и снег. Только в середине мая круизному судну удалось достичь Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.
На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», от которой он был отделен во время штормов, и теперь каждый корабль шел своим курсом со своим грузом в соответствии с предыдущим приказом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» — к берегам Русской Америки.
Крейсер провел около года у берегов Северо-Западной Америки, защищая российские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года крейсер был заменен шлюпом «Предприятие», который прибыл в Ново-Архангельск под командованием лейтенанта О.Э. Коцебуэ. 16 октября крейсер покинул Ново-Архангельск.
Не успел «Крейсер» отплыть, как разразился очередной тайфун. Однако корабль Лазарева не доплыл до порта Сан-Франциско, а пережил шторм в открытом море.
5 августа 1825 года крейсер подошел к станции в Кронштадте.
За образцовое выполнение задания Лазареву было присвоено звание капитана 1 ранга. Однако капитан «крейсера» настоял на том, чтобы награда была вручена не только ему и его офицерам, но и всем матросам его корабля, принимавшим участие в чрезвычайно трудном плавании.
Путешествие Михаила Лазарева на фрегате «Крейсер
Командующий Черноморским флотом
27 февраля 1826 года Михаил Лазарев был назначен командиром экипажа 12-го флота и 74-пушечного корабля «Азов», строившегося в Архангельске. После завершения строительства, с 5 августа по 19 сентября 1826 года, Лазарев руководил переходом отряда кораблей, среди которых были «Азов», «Иезекииль» и военный транспорт «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.
С 10 июня по 6 октября 1827 года он совершил плавание из Кронштадта в Средиземное море в качестве командира корабля «Азов». Здесь М.П. Лазарев принял участие в сражении при Наварино 8 октября 1827 года в качестве командира «Азова». Он сразился с пятью турецкими кораблями и уничтожил их: потопил два больших фрегата и корвет, сжег флагманский корабль под флагом Тайир-паши, посадил на мель линкор с 80 орудиями, поджег его и взорвал. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем Бея.
За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в чин вице-адмирала и получил сразу три награды (греческую — «Крест командора ордена Спасителя», английскую — Бани и французскую — Святого Людовика, а корабль «Азов» получил флаг Святого Георгия.
В 1828-1829 годах он плавал к архипелагу в качестве начальника штаба эскадры Гейдена и принимал участие в блокаде Дарданелл. Затем он повел эскадру из 10 кораблей из Архипелага в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале-июне 1833 года во главе эскадры возглавил поход русского флота в Босфорский пролив, результатом которого стал Ункяр-Искалесийский договор.
С 1833 года — главнокомандующий флотом и портами Черного моря, военный комендант Николаева и Севастополя. В том же году он получил звание вице-адмирала.
Став командующим Черноморским флотом, Лазарев стал настоящим преобразователем флота. Он ввел совершенно новую систему подготовки моряков непосредственно в море в максимально приближенной к боевой обстановке.
Боевые корабли Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены высококачественной артиллерией. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных кораблей. Лазарев также заказал для своего флота 6 фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход, и началась подготовка к пароходной службе.
Однако Лазарев не ограничился техническим переоснащением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована военно-морская библиотека, построен дом собраний и открыта школа для детей моряков. При Лазареве были возведены здания Адмиралтейства в Николаеве, Одессе и Новороссийске, началось строительство Адмиралтейства в Севастополе.
На основе опыта длительных экспедиций Лазарев основал гидрографическое депо, которое начало издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед российской наукой были также признаны Русским географическим обществом, и он стал его почетным членом. Он также был избран почетным членом Ученого комитета Морского, Казанского университетов и других научных учреждений.
Особая заслуга Лазарева заключается в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию во время Крымской войны (1853-1856). Адмирал Лазарев был очень влиятелен как техник и наставник для молодых офицеров. Он выступал за оснащение российского флота кораблями с паровым двигателем, но техническая и экономическая отсталость России в то время была серьезным препятствием. Он также был наставником таких известных русских флотоводцев, как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
Смерть
В конце жизни Михаил был тяжело болен, но продолжал работать. Об этом даже упоминал Николай I в своей переписке — он отмечал, что Лазарев не унимается и опасался, что это осложнит течение его болезни.
В 1851 году адмирал отправился в Вену в сопровождении жены и дочери, надеясь, что европейские врачи смогут как-то вылечить его болезнь. Но рак становился все более агрессивным, и Лазарев в конце концов заболел, хотя старался не показывать своего горя. Мужчина не хотел просить правителя, который благоволил ему, позаботиться о его семье, так же как он никогда не хотел просить помощи у кого-либо.
Он умер от рака желудка в Вене 11 апреля 1851 года. Его тело было перевезено в родной Севастополь, где он был похоронен в крипте Владимирского собора.
Деньги на памятник адмиралу были собраны в день его похорон. Памятник был вскрыт в 1867 году, но не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателю установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.
При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе блестящий художник-маринист Иван Айвазовский. Кроме того, изображения Лазарева можно встретить на марках и конвертах СССР.
Лазарев, Михаил Петрович
Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) был важной фигурой в русском флоте первой половины XIX века, моряком и известным русским флотоводцем. В 1819-1821 годах он совершил кругосветное путешествие, во время которого открыл шестой континент на Земле — Антарктиду. В 1832 году он стал начальником штаба Черноморского флота Российской империи. За вклад в развитие российского флота он был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Первая русская антарктическая экспедиция
- 1.2 Командование фрегатом «Крейсер»
- 1.3 Командование Черноморским флотом
- 1.4 Последние годы жизни
- 1.5 Увековечивание памяти
Михаил Петрович Лазарев родился 14 ноября 1788 года во Владимирской губернии. Он был сыном владимирского губернатора, дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатора, тайного советника), братом вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева (старшего) и вице-адмирала Алексея Петровича Лазарева (младшего). Их матерью была Анна Андреевна Якоби.
В январе 1800 года умер отец братьев Лазаревых, и приказом генерал-адъютанта Х.А. Ливена от 6 февраля того же года братья были приняты в Морской кадетский корпус.
20 февраля 1800 года братья поступили в корпус рядовыми, где прошли обучение. Способности Лазарева 2 (Михаила) и его большой интерес ко всему, что связано с флотом, сразу же привлекли внимание руководства корпуса.
3 июня 1803 года Лазарев стал морским кадетом, а 7 июня того же года, завершив обучение на корабле «Ярослав», был отправлен добровольцем в английский флот (ему было 15 лет) вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса.
8 января 1806 года Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания со своими кораблями в Северном и Средиземном морях, в Атлантике и с кораблями Ост-Индской компании в Индийском и Тихом океанах стали для Михаила Петровича отличной военно-морской подготовкой.
В мае 1808 года ему было присвоено звание прапорщика — первый офицерский чин.
6 июня 1808 года Лазарев был приведен к офицерской присяге, исключен из списков корпуса и в возрасте 20 лет отправлен служить на Балтийский флот.
Первая русская антарктическая экспедиция
Карта маршрута экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева вокруг Антарктиды.
В 1819 году под руководством капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена была отправлена научная экспедиция для изучения вод Северного Ледовитого океана. Она состояла из кораблей «Восток» под командованием капитана Ф. Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием капитана М. Лазарева (который был назначен командиром 27 марта 1819 года).
Экспедиция вышла из Кронштадта 15 июля 1819 года и благополучно вернулась 5 августа 1821 года. Он прошел более 49500 миль и провел в плавании 751 день, 527 из которых — под парусами. Плавание проходило в сложных полярных условиях: между замерзшими горами и частыми штормами. Экспедиция достигла вод, которые никогда ранее не посещались, и долгое время после этого ни одно другое судно не подходило к Южному полюсу ближе, чем российские корабли «Восток» и «Мирный».
28 января 1820 года шлюпы «Восток» и «Мирный» впервые подошли к Антарктиде, несмотря на сложные ледовые условия. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Русские моряки первыми открыли новую часть света — Антарктиду, тем самым опровергнув мнение английского исследователя Джеймса Кука, который утверждал, что в южных широтах нет континента, а если и есть, то только вблизи полюса, в районе, недоступном для навигации. Через неделю экспедиция достигла Южных Шетландских островов. Обойдя под парусами все южное побережье Южных Шетландских островов, русские мореплаватели обнаружили, что оно состоит из ряда высоких скалистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа 1821 года Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части земного шара — Антарктиды. 17 августа 1821 года Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, а также получил пенсию в качестве дополнительного жалования за чин лейтенанта, в котором он плавал.
Современные исследования
Для проведения экспериментов в Антарктиде создаются исследовательские станции. Двадцать пять стран создали исследовательские центры. Аргентина и Россия открыли по девять поселений, Австралия, Франция, США и Чили — по четыре. Результаты проводимых исследований обобщаются в публикациях Научного комитета по антарктическим исследованиям.
Российские антарктические станции:
- Беллинсгаузен.
- Восток.
- Мирный.
- Дружная-4.
- Ленинградская.
- Молодежная.
- Новолазаревская.
- Прогресс.
- Русская (в настоящее время законсервирована).
Работа научных миссий носит сезонный характер. Исследователи доставляются в Антарктиду на ледоколах и транспортных самолетах. Связь с внешним миром осуществляется по коротковолновому радио или через спутниковую сеть Iridium.
Научные области, в которых проводятся исследования в полярных условиях:
- метеорология,
- океанография,
- астрономия,
- биология,
- медицина.
Изучение запасов пресной воды в ледяном щите и наблюдения за озоновым слоем являются приоритетными направлениями для антарктических миссий. В 2012 году ученые на российской станции «Восток» обнаружили подо льдом водохранилище. Озеро, шириной 50 км и длиной 250 км, наполнено теплой водой, температура которой колеблется между +10 и +18 °C.
Эксперты ежедневно отслеживают параметры антарктической озоновой дыры, которая угрожает глобальной экосистеме. В 2017 году НАСА установило, что брешь в защитном слое охватывает 19,7 млн кв. км. В июле 2018 года Европейское космическое агентство сообщило о периодическом характере озоновой дыры, которая образуется во время полярной ночи и закрывается летом.
Морские авантюристы обычно ищут драгоценности с затонувших кораблей. Удача приносит радость ограниченному кругу искателей приключений. Но никакие подводные сокровища не могут сравниться с жемчужиной, найденной русскими моряками под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в ледяных морях у Южного полюса.
Три кругосветки Михаила Лазарева
С окончанием Отечественной войны 1812 года лейтенант Михаил Лазарев начал совершенно новый этап своей военно-морской карьеры — исследовательский. В 1813 году он принял командование только что построенным фрегатом «Суворов» и провел его во второе в истории российского флота кругосветное плавание. Целью экспедиции Лазарева была Русская Америка. Суворов», покинувший гавань Кронштадта 9 октября 1813 года, должен был доставить колонистам необходимые припасы, что и было сделано в ноябре 1814 года, а 15 июля 1816 года корабль вернулся в Кронштадт.
Капитан второго ранга Таддеус Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев на мостике корабля «Восток». Гравюра по рисунку художника Павла Павлинова, 1953 год.
Успех этого плавания стал предвестником нового назначения для способного молодого офицера: он стал командиром шлюпа «Мирный», который был назначен в состав первой русской экспедиции в Антарктиду. Однако прежде чем отправиться в это плавание, Михаилу Лазареву пришлось приспособить бывший ледокольный транспортник «Ладога» для плавания в высоких южных широтах. Судно было оснащено двойными досками и подводной частью, обшитой медными листами, а сосновые элементы конструкции и рулевого управления по просьбе капитана были заменены на более прочные дубовые. 16 июля 1819 года «Мирный» вместе со шлюпом «Восток» под командованием капитана второго ранга Фаддея Беллинсгаузена отправился в историческое плавание, в ходе которого 26 января 1820 года был открыт шестой континент — Антарктида. Оба корабля вернулись домой 5 августа 1821 года, совершив кругосветное плавание, проведя сто дней во льдах, четыре раза достигнув берегов Антарктиды и составив подробные карты открытых ими ранее мест. Кстати, эти карты еще столетие использовались моряками по всему миру.
Такой подвиг не мог остаться безнаказанным. После антарктической экспедиции лейтенант Михаил Лазарев получил звание капитана II ранга — редкий скачок на один ранг. А два года спустя командир фрегата «Крейсер» кавторанг Лазарев отправился в свой третий патруль — снова к берегам Русской Америки, которые нужно было обезопасить от активных контрабандистов. Вместе с «крейсером» в 1822-1825 годах кругосветное плавание совершил и парусник «Ладога» под командованием капитан-лейтенанта Андрея Лазарева. После завершения сложнейшего плавания и присвоения звания капитана первого ранга Михаил Лазарев настоял на награждении всех без исключения членов своего экипажа — не только офицеров, но и матросов, что было исключением.
Портрет вице-адмирала Михаила Лазарева работы Ивана Айвазовского, 1839 год
Однако для самого Михаила Лазарева такое отношение к морякам не было чем-то необычным. Пройдя суровую британскую военно-морскую школу и зная, как многие морские офицеры в России относились к молодым офицерам, Лазарев сделал все возможное, чтобы служба не была тяжелым трудом для матросов под его командованием. Такое же отношение он привил своим ученикам — будущим флотоводцам Павлу Нахимову, Владимиру Истомину, Владимиру Корнилову и Евфимию Путятину. Лазарев пользовался уважением всех офицеров, служивших под его началом, и чем выше он поднимался по службе, тем больше нижние чины флота могли рассчитывать на его заступничество.
Хозяин Черного моря
Вернувшись из своего третьего кругосветного плавания под командованием линкора «Азов» и выведя его с верфей Архангельска в Балтийское море, капитан I ранга Михаил Ласарев вскоре стал начальником штаба русской эскадры в Средиземном море. Это была сцена битвы, которая принесла Лазареву высшую славу как командующему флотом: В Наваринском сражении 8 октября 1827 года «Азов» уничтожил пять турецких кораблей, за что был награжден высшей морской наградой — Георгиевским штерн-флагом, а его командир был произведен в вице-адмиралы и сразу получил три высоких иностранных награды. После этого контр-адмирал Лазарев служил на Балтике до 1832 года, когда его перевели на Черноморский флот, что стало главной причиной его жизни.
Линкор «Азов» во время битвы за Наварино. Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Наваринская битва», 1848 год
Прослужив год начальником штаба флота, Михаил Лазарев был назначен его командующим (и оставался в этой должности до своей смерти в 1851 году). За это время он не только обеспечил полное комплектование Черноморского флота кораблями, офицерами и матросами, но и оснастил его новыми артиллерийскими системами. Более того, именно Михаил Ласарев перестроил подготовку офицеров-черноморцев, настояв на том, чтобы она проходила в условиях, максимально приближенных к боевым. Для этого, по настоянию командующего, флот приобрел большое количество малых судов, которые большую часть времени проводили в плаваниях к берегам Северного Кавказа, где шла война с войсками имама Шамиля. Это были не просто учебные рейсы: черноморские корабли блокировали побережье и препятствовали доставке военных грузов сторонникам Шамиля, которых активно поддерживали Турция и Англия. Чтобы сделать блокаду эффективной, Михаил Лазарев приказал создать несколько береговых баз для кораблей Черноморского флота, включая новый город Новороссийск.
Под руководством Михаила Лазарева была организована двухлетняя гидрографическая экспедиция на фрегате «Скорый» и шлюпе «Поспешный», результатом которой стало первое обследование Черного моря. Ему также удалось добиться начала строительства первых фрегатов-пароходов для флота — «Херсон», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец» и «Одесса» — и выделения средств на строительство четырех пароходов — «Владимир» — в Англии, «Эльбрус», «Еникале» и «Тамань» Лазарев в 1846 году отправил в Англию своего ближайшего соратника, капитана Владимира Корнилова, для наблюдения за их строительством. Наконец, именно контр-адмирал Михаил Лазарев инициировал строительство первых двух каменных батарей в южной и северной частях Севастопольской бухты, добился строительства отдельного здания для Севастопольской военно-морской библиотеки и сделал Гравскую пристань тем, чем она является сегодня.
Собор, упокоивший своего создателя
Среди новых зданий Севастополя была церковь Святого Изотимо князя Владимира: командующий Черноморским флотом видел в ней не просто очередной собор, которого не хватало городу, а главную церковь флота. Только ранняя смерть от рака желудка помешала адмиралу Михаилу Лазареву реализовать задуманное. Но именно в этом соборе был захоронен прах легендарного флотоводца.
Болезнь начала проявляться в середине 1840-х годов, но Лазарев сопротивлялся до последнего и не сдал свой пост. Император Николай I, узнав об этом, лично выделил адмиралу 2000 рублей серебром на лечение, прямо заявив, что не требует отчета за эту сумму, и призвав его серьезно заботиться о своем здоровье. Лазарев в сопровождении жены, дочери, следователя и помощника капитана первого ранга Владимира Истомина отправился на лечение в Европу, но доехал только до Австрии и умер в Вене 23 апреля (11 апреля) 1851 года. Адмирала похоронили в русской посольской церкви и проводили в последний путь с воинскими почестями под громовой салют 36 пушечных выстрелов.
Портрет адмирала Михаила Ласарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 год.
Позже, по просьбе вдовы Лазарева, его прах был отправлен в Россию, хотя австрийские законы этого не позволяли. 2 мая 1851 года гроб с телом адмирала был погружен на пароход «Силач» и доставлен в устье Дуная, где был с почестями перенесен на пароход «Владимир», который прибыл в Севастополь 5 мая. На следующий день прах Михаила Лазарева был захоронен в склепе у подножия Владимирского собора. Позже собор стал главным местом захоронения знаменитых адмиралов Черного моря — Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина.
На обложке: капитан второго ранга Михаил Лазарев с подмастерьями Павлом Нахимовым и Евфимием Путятиным на побережье Русской Америки во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер» в 1822-1825 гг. Источник.
См. также: