ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке. Человек как существо социальное

Решение определенных задач (т.е. мыслительных процессов) с использованием методов анализа и интеграции посредством классификации, систематизации, обобщения, вычитания и конкретизации

Человек и его социальная сущность

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об организации образовательной деятельности обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется в отдельных классах или группах совместно с другими обучающимися.

Философские дебаты о природе человека имеют долгую историю. Философы чаще называют природу человека дуалистической и определяют человека как биосоциальное существо, обладающее биологическими и социальными качествами. К органическим относятся следующие.

-Человек относится к высшим млекопитающим (1).

-Homo sapiens является отдельным видом (2).

-Как и другие виды, Homo sapiens имеет устойчивые варианты (разновидности), которые в случае людей называются породами (3).

Будучи социальными существами, люди обладают следующими характеристиками.

(b) постоянные руки с подвижными пальцами и большим пальцем против часовой стрелки

(c) лицом вперед, а не вбок, что обеспечивает трехмерное зрение

(d) Большой мозг и развитая нервная система

f) Длительная зависимость ребенка от родителей

ж) врожденная стимуляция и пластичность потребностей

з) устойчивость сексуальных влечений, влияющих на форму семьи

Человек является личностью с момента своего рождения, т.е. естественным существом и носителем своих личностных характеристик.

Индивид обычно определяется как конкретный человек, индивид, который считается биосоциальным существом.

Личность — это набор качеств, характеристик и атрибутов, которые отличают одного человека от другого.

Личность — это человек, проходящий процесс социализации. (Личность — это человек, являющийся объектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, качеств и свойств, которые он реализует в социальной жизни).

Социализация — это усвоение опыта предыдущих поколений.

Бытие человека. Потребности и способности человека

Бытие — это существование чего-то в целом. Поскольку человек существует, он существует.

Мотивация деятельности человека связана с удовлетворением его потребностей. Потребность подразумевает необходимость или отсутствие чего-либо.

Человеческие потребности можно разделить на три группы: биологические (потребности в пище, воде, размножении и т.д.), социальные (потребности в работе, общественной деятельности, самореализации и самоутверждении в обществе) и идеальные = духовные (умственные). (потребности в знаниях, знания и другие элементы духовного воспитания).

Иная классификация человеческих потребностей была предложена американским психологом А. Маслоу. Маслоу отделил первичные (врожденные) потребности от вторичных (приобретенных). В первую группу Маслоу включил потребности в:.

a) нормальный (потребность вида в размножении, пище, дыхании, одежде, жилье, отдыхе и т.д.) ;

б) экзистенциальные (потребности в безопасности существования, комфорте, уверенности в будущем, гарантии занятости и т.д.).

К незначительным потребностям относятся.

a) Социальные (потребность в социальных отношениях, общении, участии в совместной деятельности с другими людьми); и

б) потребности в престиже (например, самоуважение, уважение со стороны окружающих, достижение успеха, профессиональное развитие)

в) духовный (потребность в самовыражении).

Когда предыдущий уровень удовлетворен, потребности каждого последующего уровня становятся неотложными.

Психологи также различают реальные (логические) потребности и воображаемые (иррациональные, ложные). Удовлетворение воображаемых потребностей приводит к физическому и психическому упадку человека, что наносит вред природе и обществу. Реальные потребности побуждают людей к активной, разумной и общественно полезной жизнедеятельности.

Необходимо отличать интересы людей от их потребностей. Интерес — это осознанная потребность, имеющая важное социальное значение, привлекательность. Интересы зависят от положения человека в обществе. Заинтересованные стороны (индивид, группа, общественность), содержание (экономическое, политическое, социальное, интеллектуальное), уровень эффективности (активный и пассивный), направленность (прямая — нацелен процесс, косвенная — нацелен результат).

У всех людей есть потенциал. Это врожденные характеристики (физиологические и психические) и необходимые условия для развития компетенций.

Люди имеют возможность удовлетворять свои потребности. Склонность — это индивидуальная характеристика человека, влияющая на успешность того или иного вида деятельности.

Существует три стадии развития способностей: одаренность, талант и гениальность.

Харизма — это способность делать что-то лучше других. Талант определяется как набор навыков, позволяющих овладеть продуктом деятельности, характеризующимся инновационностью, совершенством и социальной значимостью. Интеллект — это высшая ступень развития человеческих ресурсов, позволяющая осуществить фундаментальные изменения в той или иной сфере деятельности.

3. мышление и действие.

Она позволяет людям по-разному осмысливать реальность, начиная с самых простых повседневных ситуаций и заканчивая глобальными проблемами.

Личность — это человек, являющийся объектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых характеристик, черт и качеств, которые практикуются в социальной жизни. (Личность — это человек, проходящий через процесс социализации).

Когда мы говорим о личности, мы имеем в виду прежде всего ее социальную индивидуальность, ее уникальность. Последний формируется в процессе развития и деятельности личности под влиянием конкретного общества и его культуры. Люди рождаются и становятся личностями в процессе социализации.

Социализация — это усвоение опыта предыдущих поколений. Социализацию следует отличать от социальной адаптации (ограниченный по времени процесс привыкания к новым условиям существования с помощью различных социальных средств, который может быть активным и пассивным), обучения (процесс приобретения новых знаний об окружающем мире), взросления (от 10-20 социально-психологическое формирование) индивидов в узком возрастном диапазоне).

Социализация начинается в детстве и продолжается в подростковом и взрослом возрасте. Процесс социализации проходит через различные стадии (фазы), которые социологи называют жизненным циклом: детство, юность, взрослость и старость. В зависимости от уровня достижений различают раннюю или начальную социализацию, которая охватывает детство до подросткового возраста, и непрерывную или зрелую социализацию, которая охватывает зрелость и старость. Социализация также делится на первичную и вторичную социализацию.

Личность проявляется в процессе самореализации.

Самоактуализация — это процесс более полного выявления и реализации возможностей человека и достижения желаемых целей, которые позволяют ему максимально использовать свои творческие способности.

Самоактуализацию можно охарактеризовать как высшую человеческую потребность. Это происходит через намеренное воздействие личности на саму себя.

Формирование личности человека в процессе социализации происходит с помощью так называемых факторов и институтов социализации.

Агентство социализации определяется как конкретный человек или организация, ответственные за обучение других людей культурным нормам и помогающие им освоить различные социальные роли. Проводится различие между организациями первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д.) и организациями вторичной социализации (научные круги, предприятия, работники телевидения и т.д.). Основным фактором социализации является ближайшее окружение. Вторичные факторы социализации менее значимы, но играют важную роль в процессе формирования личности человека.

Органы социализации — это социальные институты, которые влияют на процесс социализации и направляют его. Как и факторы, органы социализации можно разделить на первичные и вторичные. Примерами первичных институтов социализации являются семья и школа, а вторичных — СМИ, армия и церковь.

Факторы и институты социализации выполняют две основные функции.

1) учить людей культурным и поведенческим моделям, принятым в обществе; и

2) Социальный контроль того, насколько адекватно правила и стандарты поведения усваиваются людьми.

В ходе вторичной социализации индивиды могут подвергаться процессам десоциализации и ресоциализации.

Существует два типа совершенно разных взглядов на вопрос о происхождении человека. Первый подход — это биологизация, второй — социализация. У каждого варианта есть свои сторонники и много интересных аргументов о корреляциях между биологическим и социальным.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающее, у которого анатомия, физиология и различные биологические и физиологические процессы организма — все, что дала человеку природа, то, каким он родился, — особенное.

Человек связан с обществом и может стать индивидуальностью в нем; его характер, черты речи и мышления формируются только в обществе.

Человек и животное.

  • Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — часть природы. Многое дает сама природа. Таким образом, существуют качества, которые связывают человека с животными. И они связаны только с инстинктами.

Какие инстинкты остались в человеке?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Социальная идентичность: наше Я внутри группы. Изменения в восприятии самих себя создают социальную идентичность, в которой мы больше не единичный человек, а часть группы. Читать дальше «

Отличия социальной сущности от биологической

Как уже отмечалось, человек — биосоциальное существо с двойственной природой. Биологический материал, результат эволюции, сочетается с социальным материалом, продуктом общественного развития. Оба они оказывают значительное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. В то же время каждый из них имеет несколько функций.

  • Биологическая сущность проявляется в том, что человек является обычным животным со своими потребностями и инстинктами, направленными на их реализацию. Основные биологические потребности человека – это поддержание жизни, воспроизводство рода и защита потомства.
  • Социальная сущность проявляется в том, что человек, являясь частью общества, способен управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила. Социальная сущность, как и личность, формируется в процессе социализации.

Разные авторы придерживаются различных взглядов на взаимосвязь между биологическим и социальным статусом человека. Одни не согласны с ними, другие считают, что они неразрывно связаны. Вторая точка зрения более популярна. Он считает, что люди рождаются и появляются на свет с биологическим материалом, но по мере роста и социализации все более важную роль играет социальный материал. В этом случае она также направлена на удовлетворение человеческих потребностей, но путем адаптации к уже сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали поговорку «работа сделала человека обезьяной». Это не так много значит, как кажется. Действительно, труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своей расы, сыграл важную роль в повороте человека к социальному существованию. Работа в целом исторически представляет собой первую форму социального взаимодействия между людьми.

Первоначально люди справлялись с общественной охотой и коллекционированием дичи, учились сотрудничать и иметь дело с другими формами производства. С появлением материальных ценностей, произведенных людьми, которые не появились сами по себе, начали формироваться такие понятия, как собственность и власть.

Со временем социальные взаимодействия между людьми одной расы и соседними племенами становились все более дифференцированными. В частности, люди поняли, что они могут не только владеть ресурсами, но и обмениваться ими с другими людьми, которые нуждались в них в то время. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, известный как «неолитическая революция». Это можно рассматривать как момент возникновения социальной природы людей.

Социальные качества личности

Личность — это понятие, отражающее социальную природу людей. Другими словами, он не просто человек, а субъект социальных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых характеристик. В социологии существует два подхода к изучению личности.

  • Личность рассматривается как активный субъект, способный познавать и менять окружающий мир, влиять на общество, оценивать себя и своё место в социуме. В рамках этого подхода социальными качествами личности считаются те качества, которые определяют образ жизни человека, его самооценку и оценку его другими членами общества.
  • Личность рассматривается как набор социальных функций и ролей. Человек выполняет одновременно несколько функций в разных сферах жизни. В рамках данного подхода социальными качествами личности называют качества, формирующиеся и развивающиеся в процессе взаимодействия с другими членами общества.

Основные социальные качества человека:.

    – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
  • самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;
  • социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой;
  • активность – способность выполнять социально значимые действия, проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими;
  • интересы – источник мотивации, необходимой для активных действий;
  • убеждения – нравственные, идеологические, религиозные и прочие взгляды, определяющие восприятие личностью окружающего мира;
  • цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение.

С точки зрения психологии, наличие жизненных целей является важной характеристикой сформировавшейся личности. Несмотря на различные варианты, все существующие жизненные цели можно объединить в четыре группы.

  • материальные блага и комфорт;
  • развитие и творческая деятельность;
  • власть и уважение;
  • духовное совершенствование.
Оцените статью
Uhistory.ru