Изначально дворец задумывался в качестве резиденции князя М. С. Воронцова, где видный деятель страны XIX века мог бы проводить время в летний период, наслаждаясь местными красотами. Именно князь обратил всеобщее внимание на Алупку в качестве прогрессивного курорта, который мог бы принимать гостей не только из России, но и из Европы.
Город Алупка находится в 17 км от Ялты. Его расположение у подножия горы Ай-Петри является очень выгодным, если учесть климатические условия курорта. Только после того, как Крым был присоединен к территории Российского государства, стало возможным рассмотрение строительства в данном месте дворца для князя Воронцова.
Строительство дворца
На протяжении двадцати лет продолжалось возведение дворца. Около сотни настоящих самородков земли русской приняли участие в реализации плана. Из диабаза, очень капризного и твердого материала, вручную камнетесы создавали уникальные элементы башен и залов. Рабочие, которые принимали участие в строительстве, получили такой гонорар, который дал им возможность приобрести вольную для себя.
Огромную по масштабам работу провели с 1840 по 1848 годы солдаты саперного батальона. Они занимались земляными работами при установке террас парка у южного фасада Воронцовского дворца.
Вместе со строительством дворца происходила закладка огромного по занимаемой территории парка, которому суждено было стать величайшим достоянием Крыма. Возведение самого дворца совершалось поэтапно. Ведь несколько корпусов, которые вошли в структуру дворца, требовали большого внимания. В частности комплекс включает в себя библиотечный, центральный, гостевой, столовый и хозяйственный корпуса.
Гостевой корпус позднее был назван Шуваловским, ведь именно в правой его части находились покои Софьи Михайловны, дочери Великого Князя Воронцова. В замужестве девица получила фамилию Шувалова.
Скульптурные композиции дворца
Совместив, казалось бы, несовместимые элементы культуры Востока и аристократическую холодность Англии, архитектор смог создать гармоничный по структуре дворец. В целом можно сказать, что дворец удалось выполнить в готическом стиле, относящемся к позднему периоду английской архитектуры. Холодная готика оптимально разбавлена восточными мотивами, создавая поразительное впечатление у гостей дворца.
Южная часть конструкции обращена к морю, она отличается тем, что выполнена в мавританском стиле. Лепнина создает замысловатые узоры, по фризу протянулась надпись на арабском языке: «И нет победителя, кроме Аллаха».
Северный фасад Воронцовского дворца имеет вертикальные выступы, а также широкие окна-эркеры. По стилю исполнения данная часть дворца относится к английской тюдоровской архитектуре XVI века. Готические элементы гармонично вплелись в архитектурные изыски эпохи Ренессанса.
Не только на террасах южной части дворца, но и в зимнем саду, находятся скульптуры, которые привлекают внимание гостей. Невозможно обойти стороной около полусотни прекрасных изваяний, а ведь именно столько скульптур включает в себя дворцовый комплекс. Они возводились из того же диабаза, зелено-серого, прочного материала. Перед самим дворцом раскинулись партеры с фонтанами из мрамора. В парке можно найти даже копию Бахчисарайского фонтана, она находится около правого крыла. «Фонтан слез» спрятался в зеленой перголе.
История дворца
Три поколения семьи Воронцовых владели дворцом до наступления Октябрьской революции. Последующая национализация привела к тому, что в 1921 году на территории Воронцовского дворца был создан музей.
Прошедшая в 1945 году Ялтинская конференция принимала гостей из США и Великобритании. Английской делегации была оказана честь расположиться в Воронцовском дворце. Только в 1956 году правительство приняло решение о том, что на территории дворца должен функционировать музей.
Уникальный парк
Парк можно отнести к проектам немецкого архитектора, который немало времени посвятил садоводству, Карла Кебаха. Около 40 гектаров земли с довольно сложным для оригинальных решений рельефом были отведены под посадку 200 видов кустарников и деревьев, которые были собраны со всех уголков планеты. Для того чтобы чужеземные сорта деревьев прижились и продолжали радовать гостей своими красотами, вручную собиралась и привозилась почва для каждого отдельно взятого вида.
Парковый ансамбль можно условно разделить на Верхний и Нижний. Между ними расположилось Мисхорское шоссе. Нижняя часть парка находится ближе к южному фасаду здания, она выполнена в итальянских традициях.
Эта часть парка представляет собой нагромождение камней, которые идеально вписались в естественный горный рельеф участка. Дополнена эта каменная скульптурная группа сосновыми насаждениями, создавая неповторимый и гармоничный ансамбль. Создается чувство, что созданная человеком красота парка постепенно растворяется в удивительных просторах местной природы. Фонтаны и террасы этой части парковой композиции окаймлены вьющимися растениями, невысокими кустарниками. Здесь преобладают олеандр, розмарин, тис, буссенгальция, глициния, аукуба, индийская сирень. Данные террасы и лестничные площадки идеально дополнены магнолиевыми, пальмовыми и гранатовыми рощицами и аллеями.