Церкви Изюма

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1819—1826 гг.

Церкви Изюма

 

Построена в бывшей слободе Пески, которая слилась с г. Изюмом, на месте деревянной. 1792 г. Первоначально крестовая в плане, в 1903 г. была расширена достройкой боковых приделов (надпись на западной грани третьего яруса колокольни), на один ярус была увеличена колокольня. В стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане, трехнефная, с трансептом, однокупольная, с колокольней над западным притвором. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на высоком круглом барабане, лежащем на парусах и подпружных арках, опирающихся на мощные пилоны. Центральный неф и трансепт перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, боковые нефы и первый ярус колокольни — крестовыми сводами. Стены фасадов памятника расчленены пилястрами и увенчаны антаблементом с развитым карнизом.

Главный западный и боковые входы акцентированы четырехколонными портиками со спаренными колонками и треугольными щипцами. Барабан главы расчленен полуколонками коринфского ордера, над антаблементом аттик, увенчанный приподнятой полусферической главой с круглой декоративной главкой.

Колокольня четырехъярусная. Декор прямоугольного в плане нижнего яруса аналогичен фасадам церкви, квадратного второго — ограничен карнизом и наличниками окон, восьмигранный третий по сторонам света украшен плоскими портиками с пилястрами коринфского ордера и треугольными фронтонами над антаблементом.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР. 1684г

Одно из первых сооружении изюмской крепости, 1681 г. Сходство арки тектурных деталей изюмского и харьковского соборов, несмотря на принципиальное различие объемно-пространственного решения, дает основание исследователям считать, что оба памятника строились одним мастером либо народными зодчими под руководством одного мастера. В 1751 г. капитально отремонтирован. В 1886 г. с западной стороны были пристроены притвор и колокольня. В 1902—1903 гг. собор был перестроен инж. М. И. Ловцовым. Главы XVIIв., за исключением барабана центральной главы, были разобраны, возведены новые с луковичными главками, по верху стен надстроены кокошники.   

Изюм. Спасо-Преображенский собор

Все это изменило архитектурный облик здания. Традиционные формы украинской деревянной архитектуры нашли отражение в пятибашенном объеме этого памятника, с пятигранниками боковых ветвей, примыкающими к центральному в плане объему, а также конструктивном решении трапециевидных сводов, компактно размещенных глав, напоминающих плоские грани деревянных рубленых сводов. В декоре фасадов широко применен зубчатый кирпичный поребрик, присутствующий в венчающих карнизах основного объема и глав, в профилированном цоколе и в аркатурном поясе, расположенном под окнами. Все углы фасадов акцентированы плоскими лопатками и выступающими трехчетвертными колонками с перехватом посередине, поддерживаемыми кронштейнами из местного камня. Оконные проемы и ниши обрамлены наличниками и декорированы полуколонками, поддерживающими трех- и пятилопастные кокошники. Три входа решены как нарядные порталы, карнизы и арки которых поддерживают резные колонки. Декоративное убранство выполнено из лекального кирпича. В интерьере высоко раскрытое пространство воспринимается единым благодаря высоким и широким трехцеитромм подпружным аркам, объединяющим ветви собора с центральным объемом. Во время Великой Отечественной войны были разрушены восточная и западная главы, притвор с колокольней. В 1953—1955 г. здание реставрировано в первоначальных формах, очищено от поздних наслоений, восстановлены хладная ветвь собора, главы и утраченный декор. В 1983 г. железное покрытие крыши было заменено медным. Для реставрации собора был специально изготовлен большемерный и лекальный кирпич по образцам существующего. Памятник является самым ранним из сохранившихся памятников архитектуры г. Изюма Харьковской области, одним из произведении такого типа в стиле барокко на Украине.

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Свято-Кресто-Воздвиженский храм), 1809—1823 гг.

  Первоначально трехчастное сооружение с колокольней в середине XIX в. было расширено достройкой боковых приделов. В стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, с полукруглой апсидой, однокупольная. В каждом приделе — двухколонный портик тосканского ордера с западной стороны и квадратная в плане алтарная часть — с восточной. В интерьере памятника купол с барабаном и яруса покрыты тематической и орнаментальной росписью. Выполнялась в разные периоды XIX и XX вв. От колокольни, примыкающей с запада, сохранился только нижний ярус.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий